Проблемы координации деятельности органов публичной власти и ОАО «Российские железные дороги» по предотвращению случаев травмирования граждан
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Введение
Инфраструктура железнодорожного транспорта относится к зонам повышенной опасности, [1] где невозможно (в силу самой специфики деятельности) обеспечить полный и постоянный контроль [3, с. 14-18]. Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). [2]
В 2023 году на инфраструктуре железных дорог было травмировано 1 600 человек, а в 2024 году данный показатель увеличился еще на 3%. [3]
В то же время, сохранение населения, укрепление здоровья людей –ключевая цель нашей страны. [4] Только с экономической точки зрения травматизм граждан обходится государству в 3% валового внутреннего продукта в виде расходов по оплате в связи с утратой нетрудоспособности [2, с. 60-64].
Приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности закреплен на законодательном уровне как основной принцип обеспечения безопасности, [5] то есть государство заинтересовано в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина.
В связи с этим причины травмирования должны изучаться на систематической основе в целях его недопущения путем принятия исчерпывающих профилактических мер.
Вопросы регулирования правоотношений в области транспортной деятельности являлись предметами исследований И.А. Аксенова [1, с. 14-17], Н.Г. Андрюхина, К.Р. Ледовской [2, с. 60-64], С.Н. Зайковой [3, с. 14-18], вопросы координации деятельности органов публичной власти исследовали В.Е. Китаева [4, с. 6–9], Д.С. Насырова [6, с. 15–20], М.А. Третьяк [8, с. 9].
Авторами статьи выявлен научный пробел, выразившийся в различном правовом регулировании одних и тех же (с точки зрения травмирования граждан) объектов инфраструктуры. Так, специальным нормативно-правовым актом установлено обязательное ограждение только скоростных и высокоскоростных участков, а ограждение железнодорожных путей при обычном движении носит лишь рекомендательный характер. [6]
Между тем, именно на железнодорожных путях при обычном движении происходит большинство случаев травмирования.
Другим пробелом является неопределенность в вопросе финансирования строительства транзитных пешеходных мостов/тоннелей (пересекающих железнодорожные пути и не имеющих лестничных маршей с выходом на пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров железнодорожного транспорта). Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» такое строительство может осуществляются как за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Эта неопределенность в совокупности с нескоординированностью действий и планов владельца инфраструктуры и органов публичной власти приводит к тому, что пешеходные мосты/тоннели не строятся. Данный вопрос не разрешен на протяжении многих лет, что актуализирует научный поиск подходов к решению данной проблемы.
Целью настоящего исследования является анализ причин травмирования граждан на инфраструктуре железнодорожного транспорта и повышение эффективности координации деятельности органов публичной власти и ОАО «РЖД» в целях сохранения жизни и здоровья граждан.
В настоящем исследовании сделано научное предположение о необходимости законодательного закрепления обязанностей владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по строительству транзитных пешеходных мостов/тоннелей и ограждению инженерными сооружениями участков железной дороги в местах массового травмирования.
Причины травмирования граждан на железнодорожной инфраструктуре
Главной причиной непроизводственного травматизма на инфраструктуре железнодорожного транспорта является нарушение гражданами требований Правил нахождения и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и прохода через железнодорожные пути (далее – Правила), запрещающих пересекать инфраструктуру вне специально отведенных для этого мест – пешеходных переходов. [7] То есть, причиной травмирования является легкомысленность самих нарушителей и пренебрежение элементарными требованиями безопасности.
По данным Московской железной дороги за период с 2018 по 2022 годы в местах несанкционированного прохода (на так называемых «народных тропах») сотрудниками транспортной полиции было выявлено 51 777 нарушителей Правил, а количество лиц, получивших травмы, составило 72% (1683 человека) от всех случаев травмирования (2396 человек, из них 1652 со смертельным исходом). [8]
Ужесточение с 11.08.2023 административной ответственности за нарушения Правил со ста до пятисот рублей штрафа, а в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – до одной тысячи пятисот рублей, [9] не привело к снижению количества травмированных.
Следовательно, другим способом решения этой проблемы является создание такой инфраструктуры, которая исключала бы условия для травмирования.
Условиями, способствующими нарушению гражданами Правил, а следовательно, способствующими их травмированию, являются:
1) отсутствие в непосредственной близости от социально значимых объектов санкционированных пешеходных переходов, мостов/тоннелей и пешеходных дорожек на железнодорожных переездах, в связи с чем граждане вынуждены пересекать железнодорожную магистраль в неустановленных местах. К примеру, в поселке Будогощь Ленинградской области железнодорожные пути разделяют населенный пункт на две части, 460 человек из 3850 постоянно проживают за линией железной дороги, где расположены все социальные, образовательные учреждения и объекты здравоохранения, а санкционированный пешеходный переход находится на удалении более 2 км от жилой застройки.
Подобная ситуация характерна для большого количества населенных пунктов нашей страны, разделенных железнодорожной дорогой на две части;
2) отсутствие ограждения, необходимого для недопущения несанкционированного проникновения посторонних людей на железнодорожный путь (в настоящее время строительство ограждений железнодорожного пути обязательно только на скоростных и высокоскоростных участках); [10]
3) высокая грузонапряженность участка железной дороги, из-за чего санкционированный пешеходный переход оказывается закрытым на длительное время, а граждане, не дожидаясь его открытия, подлезают под вагонами. Например, 27.07.2022 на станции Иланка Красноярской железной дороги железнодорожный состав начал движение в тот момент, когда мужчина подлез под вагон, что привело к его смерти. [11] 15.09.2024 на станции Евсино Западно-Сибирской железной дороги произошел аналогичный случай, в результате которого мужчина был травмирован. [12]
Проблемы координации деятельности
Потребность во взаимодействии между ОАО «РЖД» и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится как задача, направленная на повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации. [13]
Роль совещательных и координационных органов в системе исполнительной власти Российской Федерации, а также в демократизации современного общества довольно велика [6, с. 15-20]. Координационные и консультативные органы, совместные рабочие группы являются инициативными формами взаимоотношений органов публичной власти [4, с. 6-9]. Исследователь М.А. Третьяк определяет координацию как принцип или функцию управления [8, с. 9].
В настоящее время координацию деятельности ОАО «РЖД» и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления нельзя признать эффективной. Например, участие представителей ОАО «РЖД» в таком координационном органе при главах субъектов Российской Федерации как Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения [14] не приводит к снижению травматизма на железнодорожной инфраструктуре.
Также не удается скоординировать совместную деятельность с местными администрациями по вопросу обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Необходимо пояснить, что железнодорожные переезды являются источником аварийности, в связи с чем ОАО «РЖД» заинтересовано в снижении их количества, но закрытие железнодорожного переезда возможно только при наличии альтернативного пересечения с автомобильной дорогой.
Например, в 2021 году введена в эксплуатацию транспортная развязка (путепровод) над железной дорогой на перегоне «Всеволожская – Мельничный ручей». В связи с этим для повышения безопасности движения поездов у ОАО «РЖД» появилась возможность закрыть ближайший железнодорожный переезд на 12 км ПК 8 «Бернгардовка». Однако органы местного самоуправления не согласовали его закрытия, мотивируя отказ ростом жилищного строительства в населенном пункте (в период с 2020 по 2023 годы рост ввода в эксплуатацию жилья: 1 165,9 тыс. кв. м., 1 581,4 тыс. кв. м., [15] 1 777,9 тыс. кв. м., [16] 2 092,1 тыс. кв. м. [17] соответственно), в связи с чем построенная развязка уже не обеспечивает необходимый трафик и осталась потребность в сохранении и железнодорожного переезда.
Имеются проблемы координации и при планировании развития территорий. ОАО «РЖД» не привлекается к участию в этой деятельности, несмотря на то, что железнодорожная линия является элементом планировочной структуры. [18] В некоторых субъектах Российской Федерации созданы постоянно действующие коллегиальные совещательные органы, такие как Комиссия по комплексному развитию территории при Правительстве, но в её состав уполномоченные представители ОАО «РЖД» не входят. [19] Это приводит к тому, что при развитии территории не уделяется внимания обеспечению транспортной доступности населения к социально значимым объектам через железнодорожные пути в виде пешеходных мостов/тоннелей, необходимость которых обнаруживается постфактум.
Нормы действующего законодательства предусматривают возможность строительства железнодорожных пешеходных мостов/тоннелей, имеющих региональное и местное значение, за счет собственных средств ОАО «РЖД», за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ. [20]
Закон не указывает конкретно за чей счет должно производиться строительство, допуская альтернативу, которую каждый из перечисленных субъектов трактует в свою пользу. Органы публичной власти полагают, что такое строительство должно производиться за счет ОАО «РЖД», а ОАО «РЖД» придерживается противоположной позиции, поскольку это влечет необоснованные расходы, напрямую не связанные с деятельностью компании. [21]
Для сведения, затраты на строительство такого объекта в среднем составляют от 80 до 250 млн. рублей, на их уборку – от 200 до 691 тыс. рублей, а на текущее содержание – от 115 тыс. рублей до 266 тыс. рублей в год. [22]
Позиция ОАО «РЖД» была поддержана судами при рассмотрении исков прокуроров об обязании осуществить строительство пешеходных переходов/мостов через железнодорожные пути. Суды пришли к выводу, что необходимость сооружения пешеходных переходов через железнодорожные пути возникает у ОАО «РЖД» исключительно для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, а обязанность по обеспечению транспортной доступности населения при транзитном пересечении железнодорожных путей возлагается на органы местного самоуправления. [23]
22.07.2024 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», направленный на разграничение ответственности между субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта по вопросу строительства и последующего содержания транзитных пешеходных мостов/тоннелей.
Данный законопроект предполагает осуществление финансирования проектирования и строительства транзитных пешеходных мостов/тоннелей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы 14.11.2024 данный законопроект не поддержан, поскольку реализация проектируемых положений может привести к дополнительным расходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. [24]
На момент написания данной статьи законопроект не принят.
В свою очередь, строительство тех пешеходных переходов, которые ОАО «РЖД» обязано строить (необходимых для обслуживания пассажиров), осуществляется постоянно и планомерно на основании инвестиционной программы ОАО «РЖД», утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом финансовой возможности.
Вместе с тем, по результатам деятельности ОАО «РЖД» в 2024 году чистая прибыль компании уменьшилась почти в 10 раз, [25] что повлекло за собой снижение в 2025 году расходов на инвестиционную программу на 40%. [26]
Утвержденная 28.12.2024 советом директоров ОАО «РЖД» инвестиционная программа на 2025 год предусматривает финансирование капитального ремонта железнодорожного пути, модернизации устройств автоматики, электроснабжения, связи, подвижного состава, мероприятий по транспортной безопасности, а также финансирование развития Восточного полигона, Центрального транспортного узла и высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва. [27] На строительство транзитных пешеходных переходов финансирование не выделено.
Поскольку ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий, [28] то дополнительные расходы на строительство транзитных пешеходных мостов/тоннелей повлекут за собой увеличение тарифов на железнодорожные перевозки, что может привести к социальной напряженности и увеличению стоимости грузов и товаров, перевозимых по железной дороге.
Другим возможным источником строительства таких объектов могли бы быть средства федерального бюджета, предусмотренные соответствующими федеральными целевыми программами согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». [29]
Но в настоящее время такие целевые программы не утверждены. Действующая Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года не затрагивает проекты развития региональной и местной доступности населения к социально значимым объектам населенных пунктов, в которых расположена железнодорожная магистраль. [30]
В связи с этим полагаем, что для решительного исправления ситуации и в целях сохранения жизни и здоровья граждан является абсолютно необходимой максимальная координация действий органов публичной власти с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примеры успешной координации
Примерами успешной координации в области обеспечения безопасности на железнодорожной инфраструктуре являются следующие проекты:
передача в 2019 году на баланс города Санкт-Петербурга принадлежащего ОАО «РЖД» Цимбалинского автодорожного путепровода, 1910 года постройки, угрожавшего безопасности движения поездов, автотранспорта и безопасности пешеходов, [31] и реализация совместного проекта по реконструкции данного путепровода; [32]
обустройство в 2021 году в городе Липецке тротуара на автомобильной дороге, пересекающей железнодорожный переезд, в связи с аварийным состоянием расположенного в непосредственной близости транзитного пешеходного моста, что позволило ОАО «РЖД» обустроить пешеходную дорожку в границах железнодорожного переезда; [33]
реализованный в 2023 году в городе Красноярске региональный проект, в результате которого за счет бюджета субъекта Российской Федерации был построен пешеходный мост над железнодорожными путями из алюминия длиной 151 м, шириной 3 м, высотой 8,5 м, с лестничными сходами и лифтами для маломобильных групп населения, благодаря чему была восстановлена пешеходная связь между важнейшими улицами и соединены общественные пространства города; [34]
реализованный в ноябре 2024 года на железнодорожной станции Узловая в Тульской области проект по строительству алюминиевого пешеходного моста при участии правительства Тульской области и администрации муниципального образования Узловский район, что позволило соединить три микрорайона с городским центром: со школами, больницами и торговыми центрами. [35] На строительство надземного перехода было выделено около 172 млн рублей из региональной казны; [36]
заключение 18.12.2024 между ОАО «РЖД» и Губернатором Оренбургской области соглашения о взаимодействии в сфере благоустройства общественного пространства и объектов вокзальной инфраструктуры железнодорожной станции Оренбург. [37]
Заключение
В целях сохранения жизни и здоровья граждан в зоне железнодорожной инфраструктуры, исключения случаев непроизводственного травматизма предлагаем скоординировать деятельность владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления следующим образом:
1) внести изменения в пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следующего содержания: «Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и подлежат ограждению инженерными сооружениями, препятствующими проходу граждан в зону повышенной опасности, за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Ограждению подлежат участки железнодорожных путей при наличии одного из следующих факторов: Ограждению подлежат участки железнодорожных путей при наличии одного из следующих факторов: на участке железной дороги между двумя станциями, где в общей сложности травмировано пять и более человек; в населенных пунктах; при комплексном развитии территории».
(Критерий для определения места установки ограждения указан по аналогии с установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504). [38]
2) дополнить статью 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» пунктом 3 следующего содержания: «На участке железной дороги между двумя станциями, где в общей сложности травмировано пять и более человек; в населенных пунктах; при комплексном развитии территории осуществляется проектирование, строительство и содержание за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов пешеходных мостов/тоннелей, имеющих региональное и местное значение, пересекающих железнодорожные пути и не имеющие лестничных маршей с выходом на пассажирские платформы для посадки и высадки пассажиров железнодорожного транспорта (транзитных пешеходных мостов/тоннелей)».
[1] См. п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.
[2] См. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 4. Ст. 251; Федеральный закон от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 9. Ст. 805; Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 39. Ст. 3766.
[3] Непроизводственный травматизм на жд. Сайт телеканала «РЖД ТВ». URL: https://rzdtv.ru/2024/09/25/neproizvodstvennyj-travmatizm-na-zhd/?ysclid=m5eehf1pw3246743924 (дата обращения: 03.01.2024).
[4] См. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2024. № 20. Ст. 2584.
[5] См. ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
[6] См. п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.
[7] См. ч. 14 п. 4, пп. 10-11 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.01.2022 № 20 // Российская газета. 26.05.2022. https://rg.ru/documents/2022/05/26/mintrans-prikaz20-site-dok.html (дата обращения: 02.12.2024).
[8] См. Проект Федерального закона № 195018-8 «О внесении изменения в статью 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный в ГД ФС РФ 14.09.2022. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/195018-8?ysclid=m58eyt2n3w254326746 (дата обращения: 21.12.2024).
[9] См. Федеральный закон от 31.07.2023 № 400-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 32 (Часть I). Ст. 6132.
[10] См. пп. «с», «т» Технического регламента Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710 // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru/, 02.08.2011. (дата обращения: 21.12.2024).
[11] Мужчины не соблюдали правила. Сайт АО «Издательский дом «Гудок». URL: https://gudok.ru/zdr/176/?ID=1610117&ysclid=m5l2pbw15s701344375 (дата обращения: 06.01.2025).
[12] Новосибирец попал в больницу после того, как залез под вагон поезда — тронувшийся состав повредил ему пальцы. Сайт Сетевого издания «НГС.НОВОСТИ». URL: https://ngs.ru/text/incidents/2024/09/16/74094512/ (дата обращения: 06.01.2025).
[13] См. п. 16 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12.04.2023 № 156-СФ «О перспективах развития железнодорожного транспорта». Сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/144219/ (дата обращения: 24.12.2024).
[14] См. п. 1.1 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 27.07.1994 № 796-р «О комиссиях по обеспечению безопасности дорожного движения». Сайт Электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/9107876?ysclid=m58ee0z2q0861888227 (дата обращения: 20.12.2024).
[15] См. Отчет об осуществлении деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2021 год. URL: https://www.vsevreg.ru/upload/docks/2022/03.2022/ВМР%20Отчет%20по%20развитию%20конкуренции%20%20за%202021%20год.docx?ysclid=m5ll0q2wmw671342575 (дата обращения: 07.01.2025).
[16] См. Отчет об осуществлении деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2022 год. URL: https://www.vsevreg.ru/upload/docks/2023/03.2023/ВМР%20Отчет%20по%20развитию%20конкуренции%20%20за%202022%20год.docx?ysclid=m5llmqrjab65857309 (дата обращения: 07.01.2025).
[17] См. Отчет об осуществлении деятельности администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по развитию конкуренции за 2023 год. URL: https://www.vsevreg.ru/upload/docks/2024/03.2024/ВМР%20Отчет%20по%20развитию%20конкуренции%20%20за%202023%20год.docx?ysclid=m5llrun7mc846131852 (дата обращения: 07.01.2025).
[18] См. приказ Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры». Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.05.2017. (дата обращения: 27.12.2024).
[19] См. Состав Комиссии по комплексному развитию территорий Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2022 № 144. Сайт АО «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/728255983?ysclid=m5l9tpipgc487366885 (дата обращения: 06.01.2025).
[20] См. п. 2 ст. 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.
[21] См. Проект Федерального закона № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/677687-8?ysclid=m4zsp3x7ko78477162. (дата обращения: 22.12.2024).
[22] См. Финансово-экономическое обоснование к Проекту Федерального закона № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/677687-8?ysclid=m4zsp3x7ko78477162 (дата обращения: 22.12.2024).
[23] См. Решение Басманного районного суда г. Москвы от 21.11.2022 по делу №2-3242/2022. Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/basmannyj/services/cases/civil/details/d695f4d1-dd1b-11ec-89d8-a72b22c2f570?caseNumber=2-3242/2022 (дата обращения: 23.12.2024).
[24] См. Заключение на проект федерального закона № 677687-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (первое чтение) от 14.11.2024. Сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/677687-8?ysclid=m4zsp3x7ko78477162 (дата обращения: 22.12.2024).
[25] РЖД приготовились к падению прибыли почти в десять раз. Сайт ООО «Лента.Ру». URL: https://lenta.ru/news/2024/12/17/upalo/ (дата обращения: 23.12.2024).
[26] В РЖД анонсировали резкое сокращение инвестиций. Сайт ООО «Лента.Ру». URL: https://lenta.ru/news/2024/12/05/v-rzhd-anonsirovali-rezkoe-sokraschenie-investitsiy/ (дата обращения: 23.12.2024).
[27] Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил инвестиционную программу компании на 2025 год. Сайт ОАО «РЖД». URL: Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил инвестиционную программу компании на 2025 год | Пресс-релизы | Компания (дата обращения: 28.12.2024).
[28] См. ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 34. Ст. 3426.
[29] См. п. 2 ст. 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 169.
[30] См. распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 50 (часть IV). Ст. 8613.
[31] Реконструкция Цимбалинского моста кардинально улучшит транспортную ситуацию в Петербурге. Сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/172031/ (дата обращения: 28.12.2024).
[32] В Петербурге стартовала реконструкция исторического Цимбалинского путепровода. Сайт АО «ДП Бизнес Пресс». URL: https://www.dp.ru/a/2024/11/13/v-peterburge-nachali-razbirat (дата обращения: 28.12.2024).
[33] На улице Гайдара для жителей обстроят пешеходную зону. Сайт ООО «Селдон Новости». URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/263354446 (дата обращения: 27.12.2024).
[34] Итоги реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги» в Красноярском крае в 2023 году. Сайт Проектного управления Красноярского края. URL: http://project.krskstate.ru/dat/bin/art/69623_bkd2023.pdf (дата обращения: 27.12.2024).
[35] Первый мост из алюминиевых сплавов через железнодорожные пути построили в Тульской области. Сайт Информационного агентства «РЖД-Партнер». URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/pervyy-most-iz-alyuminievykh-splavov-cherez-zheleznodorozhnye-puti-postroili-v-tulskoy-oblasti-/ (дата обращения: 26.12.2024).
[36] «40 лет я его ждала»: в Узловой построили мост. Сайт ГТРК «Тула». URL: https://vestitula.ru/lenta/221932 (дата обращения: 27.12.2024).
[37] Подписано соглашение о взаимодействии в сфере благоустройства общественного пространства и объектов вокзальной инфраструктуры железнодорожной станции Оренбург. Сайт Официального портала Правительства Оренбургской области. URL: https://orenburg-gov.ru/news/14335/ (дата обращения: 27.12.2024).
[38] См. п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504 «Об утверждении Правил оборудования железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, обеспечения обслуживания таких специальных технических средств, а также передачи информации о выявленных с помощью этих специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды в органы государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 39. Ст. 6078.
Страница обновлена: 14.01.2025 в 13:56:52