К вопросу о разработке методологического контура управления возрождением российского массового спорта

Гуреева Е.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Здоровье нации представляет собой один из ключевых факторов формирования человеческого капитала в любой стране. И именно занятия физической культурой и спортом можно рассматривать в качестве инструмента, помогающего это здоровье сберегать. С вязи с этим особую актуальность приобретает проблематика эффективного управления возрождением и развитием массового спорта в России. Разработка и внедрение современных методов управления развитием массового спорта, способных адаптироваться к изменяющимся условиям и использовать возможности цифровой трансформации, является важной задачей. В статье выделены особенности текущего (посткризисного) этапа развития массового спорта в России. Обоснована необходимость разработки стратегии устойчивого роста массового спорта, адаптированной к современной социальной и экономической среде. Предложена авторская модель базовой основы элементов методологического контура массового спорта, и разработан сам методологический контур управления возрождением российского массового спорта, который представляет собой динамическую модель. Статья будет интересна специалистам в области экономики спорта, менеджерам спортивных организаций, представителям государственных органов власти и местного самоуправления, разработчикам стратегий возрождения массового спорта, а также всем, кто интересуется вопросами развития спорта, управления спортивными организациями и формирования здорового общества

Ключевые слова: методологический контур управления, массовый спорт, спорт, стратегия возрождения, стратегия развития, спортивные традиции, управление развитием массового спорта, цифровая трансформация, экосистемное возрождение

JEL-классификация: Z20, Z21, Z29



ВВЕДЕНИЕ

Российский массовый спорт к настоящему моменту времени в своем развитии прошел уже несколько этапов, включая в том числе и стадию кризиса, обусловленную во многом распадом социалистической экономической системы, имевшей место в СССР, и длительным периодом трансформации всех социальных и экономических институтов в стране в 1190-х – 2000-х гг.

К концу первой четверти XXI в. массовый спорт в России, с одной стороны, вышел на новый этап своего развития, который можно описать такими терминами, как «посткризисный этап», «реинициация», «возрождение». Для этого этапа характерны следующие особенности: снижение массовой вовлеченности населения в спортивную деятельность, насущная потребность в восстановлении инфраструктуры массового спорта, цифровизация и появление связанных с ней новых форматов вовлечения населения в занятия массовым спортом.

Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости разработки стратегии устойчивого роста массового спорта, адаптированной к современной социальной и экономической среде. Следует учитывать, что традиционные управленческие подходы, характерные для предыдущих этапов развития массового спорта (в частности, централизованное управление и административное регулирование, применявшиеся в СССР, и хаотический набор методов управления в переходный период развития российской экономики), оказываются неэффективными в новых условиях.

Однако прежде чем заниматься вопросами стратегического планирования развития массового спорта, на наш взгляд необходимо разработать методологический контур управления возрождением российского массового спорта.

Следует отметить, что в современной научной литературе методологические вопросы развития системы управления массовым спортом рассматриваются в различном контексте.

Ученые рассматривают проблемы современного управления и мониторинга развития массового спорта (И. В. Анциферова, А. Л. Гречишников, А. И. Левин, Л. В. Левина [4], А. Т. Крылова [16], В. В. Попова [24], Н. Е. Тагаков [32, 33]). И. Н. Воробьева предлагает рассматривать менеджмент в спорте как специфическую форму профессиональной деятельности [8]. В. М. Богословский, А. С. Самыличев анализируют методики управления и критерии оценки результатов развития массового спорта в [5]. Критерии оценки эффективности управления развития физической культуры и спорта систематизированы в статье таких экспертов, как Б. В. Слободянюк, В. Б. Мяконьков [28]. В. Н. Анненков предлагает модель организации и управления физической культурой и спортом и выделяет два вида управления: кибернетический и синергетический [3].

Многие авторы пишут о специфике государственного управления отраслью физической культуры и спорта (Г. А. Андросова, Е. Я. Михайлова [2], Е. А. Гуреева [9], К. Е. Лукичев, А. В. Генералов [19], А. Б. Орлов [22], Е. Г. Стадник [29]), анализируют стратегические подходы к управлению развитием спорта в регионах (А. С. Добрынин [10], Л. В. Коношко, С. О. Хоменко [14]), а также затрагивают основы муниципальной политики в сфере управления физической культурой и спортом (И. В. Кононов [13], В. И. Лукащук [18]).

И теоретиков, и практиков волнуют проблемы развития инфраструктуры массового спорта (Н. В. Андреев, К. К. Поздняков, Д. Загулова [1]), вопросы возрождения спортивных студенческих клубов (С. Ю. Бухвалова, Е. В. Феоктистова, М. Н. Пуховская [6]) и спортивного движения в России (Д. С. Приходов, К. И. Зенцова [25]). Особого внимания заслуживают вопросы управления массовыми спортивными практиками в контексте здоровье сберегающих технологий (С. П. Сторожева, Н. Л. Микиденко [30]).

Кроме того, впоследнее время появляется все больше исследований, в которых рассматриваются особенности цифровизации отрасли физической культуры и спорта (А. Т. Крылова, Т. Э. Круглова [17], Л. А. Рапопорт, С. В. Томилова, Ю. В. Энгин [26]).

Целью настоящего исследования является разработка модели базовой основы элементов методологического контура массового спорта, а также самого методологического контура управления возрождением российского массового спорта в виде динамической модели.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Термины «методологический контур» и «методологический контур управления» не являются широко распространенными и общепризнанными термином в научной литературе.

Термин «методологический контур» представляет собой собирательное понятие, и видится нам как комбинация «методологии» как науки о методах и «контура» (определение границ, рамок проводимого исследования, выбор методов). В терминах философии науки методологический контур можно определить как эпистемологические основы научного познания, структуры научного знания, при этом «контур» здесь описывает границы научного знания и научной парадигмы.

Термин «методологический контур управления», вероятно, появился как попытка структурировать и систематизировать методологические аспекты управленческой деятельности, возможно, в рамках исследований, посвященных методологии науки управления или в конкретных прикладных областях.

При этом концепт «методологический контур управления» включает в себя:

1) методологию управления, т.е. общий набор принципов, подходов и методов, используемых для управления организацией или процессом;

2) системe управления, т.е. комплекс взаимосвязанных элементов, обеспечивающих достижение целей организации или процесса;

3) управленческий цикл, т.е. последовательность этапов управленческой деятельности, включая планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Кроме того, «методологический контур управления» задает определенные границы исследования.

В таблице 1 обобщены подходы к концепту «методологический контур», представленные в современной научной литературе.

Таблица 1

Анализ научных подходов к концепту «методологический контур»

Авторы
Подход к концепту «методологический контур»
М. Альвессон, К. Сколберг [35]
Рефлексивный подход к методологии, структурная основа научного исследования, востребованная в условиях неопределённости исходных параметров
Р. Р. Вафин, А. Н. Киселёв [7]
Формирование адекватной системы управления пенсионным обеспечением
В. А. Житков [11]
Методология и институциональные основы системы государственного планирования
Г. Б. Клейнер [12]
«Системное» направление в теории фирмы, концепция новой системно-интеграционной теории
С. А. Кравченко [15]
Интегральный методологический инструментарий, необходимый для инновационного взгляда на содержание человеческого капитала и формирования контуров концепции сетевого человеческого капитала
В. В. Макрусев [20]
Типовая структура базовой модели управления
Б. Д. Матризаев [21]
Методологические особенности системно-динамических контуров долгосрочного инновационного развития
Мэнцю Цао, Чжан Шаньци [36]
Логически организованная система, объединяющая цели, средства и инструменты управления, применимые в условиях высокой сложности и изменчивости внешней среды
Л. М. Перминова [23]
Философские основания и методологические подходы в области дидактики
С. В. Слива [27]
Методологический инструментарий парадигмы экономического развития
В. Ю. Стромов [31]
Управленческое мышление и инструментарий в современном мире, в современной организации
А. Ю. Шишкова [34]
Обоснование практической значимости и теоретической состоятельности стратегической деятельности
Источник: составлено автором.

Какие же особенности концепта «методологический контур» можно выделить на основе анализа научных источников?

Во-первых, методологический контур – это структурная основа научного исследования (М. Альвессон, К. Сколберг [35]), которая задает его философские основания и методологические подходы (Л. М. Перминова [23]), методологический инструментарий парадигмы развития (С. В. Слива [27]). Во-вторых, он является основой формирования адекватной системы управления объектом, процессом, системой и т.д. (Р. Р. Вафин, А. Н. Киселёв [7]). В-третьих, он задает институциональные основы системы планирования (В. А. Житков [11]). В-четвертых, методологический контур связан с концепцией новой системно-интеграционной теории (Г. Б. Клейнер [12]). В-пятых, он формирует интегральный методологический инструментарий (С. А. Кравченко [15]). В-шестых, методологический контур – это логически организованная система, объединяющая цели, средства и инструменты управления (Мэнцю Цао, Чжан Шаньци [36]).

Особого внимания в контексте нашего исследования заслуживает типовая структура базовой модели управления, предложенная В. В. Макрусевым [20], в рамках которой он выделяет четыре контура: контур централизованного управления, контур прогнозного управления, контур операционного управления и контур управления по результатам. Представляется, что универсальная типовая структура базовой модели управления В. В. Макрусева может быть адаптирована и модифицирована в процессе разработки модели методологического контура управления массовым спортом.

Итак, в контексте представленной работы, посвящённой формированию методологического контура управления возрождением российского массового спорта, этот термин обозначает совокупность методических принципов, подходов и инструментов, направленных на разработку эффективной системы управления процессом возрождения массового спорта в России.

Прежде чем переходить к разработке собственно модели методологического контура управления возрождением российского массового спорта, представляется необходимым определиться с его базовой основой, т.е. выделить элементы в его структуре (рис. 1).

Рисунок 1. Базовая основа элементов методологического контура массового спорта

Источник: составлено автором.

Итак, в системе управления развитием массового спорта ключевым базовым элементом являются акторы (субъекты управления в системе массового спорта), т.е. участники управленческого взаимодействия. В рамках системы управления развитием массового спорта акторы представляют собой многоуровневую и многоотраслевую совокупность, включающую государственные институты, спортивные организации, частные предприятия, общественные объединения, образовательные и научные учреждения, цифровые платформы, а также индивидуальных участников – граждан, спортсменов-любителей, волонтеров, инвесторов и других стейкхолдеров. Подобная структура отражает реальную экосистему массового спорта и позволяет сформировать систему управления развитием массового спорта, основанную на принципах участия, институционального разнообразия и сетевого взаимодействия для достижения максимальной эффективности.

Следующим элементом в системе управления развитием массового спорта являются объекты управления. В качестве объектов управления в системе массового спорта мы рассматриваем элементы и процессы, на которые направлено управленческое воздействие с целью достижения поставленных целей и задач, а именно развития и популяризации спорта среди широких слоев населения. Принято выделять семь групп объектов управления в системе массового спорта:

1. Человеческие ресурсы в системе массового спорта – это спортсмены-любители, тренеры и инструкторы, волонтеры и прочий управленческий персонал спортивных организаций.

2. Спортивная инфраструктура включает в себя спортивные сооружения (стадионы, залы, бассейны и т.д.), спортивное оборудование и инвентарь и т.д.

3. Финансовые ресурсы – один из важнейших объектов управления в системе массового спорта. Можно выделить две группы финансовых ресурсов: а) бюджетное финансирование; б) внебюджетное финансирование (спонсорство, доходы от спортивных мероприятий и т.д.).

4. Информация. Данный ресурс включает: а) распространение информации о спортивных мероприятиях в целях привлечения участников и зрителей; б) формирование позитивного отношения к спорту путем распространения информации о здоровом образе жизни и пользе занятий спортом; в) сбор, анализ, использование данных о состоянии массового спорта для принятия управленческих решений.

5. Спортивные мероприятия. В рамках данного объекта рассматривается организация, проведение, обеспечение безопасности, привлечение участников и зрителей на массовые спортивные соревнования (спартакиады, фестивали, турниры и т.д.), физкультурно-оздоровительные мероприятия (зарядки, пробежки, занятия в парках и т.д.), а также разработка, проведение, оценка эффективности образовательных программ, семинаров, мастер-классов, посвященных массовому спорту.

6. Нормативно-правовая база. Законы и нормативно-правовые акты в сфере спорта требуют совершенствования и адаптации к изменяющимся условиям. Кроме того, особое внимание следует уделять контролю за соблюдением стандартов и требований к спортивным объектам и проводимым спортивным мероприятиям с точки зрения соблюдения требований общественной безопасности.

7. Процессы управления в системе массового спорта можно рассматривать в трех ипостасях: а) планирование развития массового спорта в терминах разработки стратегий и программ, определения приоритетов развития массового спорта; б) организация деятельности в сфере массового спорта, включая распределение полномочий и ответственности, координацию работы; в) контроль за реализацией планов и программ, оценка их эффективности и корректировка; г) мотивация участников и стимулирование к достижению высоких результатов.

Эффективное управление этими объектами позволит обеспечить устойчивое развитие массового спорта, повышение уровня физической активности населения и укрепление здоровья нации.

В нашу модель (рис. 1) в перечень объектов управления в системе массового спорта мы включили: собственно сам массовый спорт (его экосистема) как совокупность форм и институтов, цифровую среду и инфраструктуру, формы вовлечения населения (клубы, мероприятия, соревнования), финансы, а также прогнозирование и анализ трендов. Такое деление позволяет рассматривать массовый спорт как многогранный феномен, объединяющий институциональные, технологические, социальные и экономические аспекты. Особое внимание, на наш взгляд, заслуживает выделение такого инновационного объекта в системе управления массовым спортом, как цифровая среда, которая становится ключевой платформой для управления вовлеченностью и мониторинга результативности в системе управления развитием массового спорта.

Следующий важный элемент методологического контура управления массовым спортом – это действия, интегрированные в саму структуру управления массовым спортом и реализуемые акторами в рамках стратегии и тактики. Действия обеспечивают прикладной характер контура, осуществляя переход от теоретических основ к конкретным механизмам реализации. В контексте системы управления развитием массового спорта к таким действиям относятся: разработка стратегических и тактических документов для развития массового спорта, внедрение инноваций, организация массовых спортивных мероприятий, разработка и реализация программ популяризации массового спорта, поддержка грантовых инициатив, оценка, прогнозирование и мониторинг развития массового спорта. Эти действия направлены на решение современных задач, возникающих в системе вправления развитием массового спорта, и создают практическую основу для функционирования всей системы.

Принципы управления развитием массового спорта определяют нормативно-ценностные ориентиры управления и обеспечивают его социальную легитимность. В рамках системы управления развитием массового спорта эти принципы должны не только отражать этические и стратегические приоритеты, но и быть пригодными для практической реализации для достижения максимальной эффективности. Ключевыми принципами системы управления развитием массового спорта являются: доступность, инклюзивность, технологическая адаптация, межсекторное партнерство, открытость, коллективность, персонализация, устойчивость и т.д. Каждый принцип направлен на преодоление ограничений, традиционно присущих управлению массовым спортом, таких как избыточная бюрократизация, фрагментарность и слабая вовлеченность населения.

Завершающим элементом системы управления развитием массового спорта являются требования к управлению, выступающие в качестве критериев оценки эффективности всей системы. Включение требований позволяет определить параметры для мониторинга, диагностики и корректировки управленческих решений. Значимыми требованиями являются: реализуемость, научная обоснованность, экономическая целесообразность, адаптивность, цифровая доступность, интеграция инноваций, степень гражданской вовлеченности, устойчивость финансовых потоков и предсказуемость развития. Данные требования позволяют не только оценивать текущие результаты, но и формировать механизмы обратной связи, необходимые для устойчивого функционирования системы управления в долгосрочной перспективе.

Таким образом, базовая основа элементов методологического контура представляет собой концептуально обоснованную систему, в которой каждый элемент логически вытекает из предыдущего и нацелен на обеспечение целостности управленческой модели.

Формирование базовой основы элементов методологического контура позволяет остановить и описать основные параметры динамической модели методологического контура управления массовым спортом (табл. 2), к которым мы предлагаем отнести: цели и задачи формирования экосистемы массового спорта, принципы, подходы, методы, ресурсы, инструменты, взаимодействия участников-акторов (субъектов управления в системе массового спорта), спортивные события, критерии эффективности и рефлексию по поводу успехов и проблем.

Таблица 2

Описание параметров динамической модели методологического контура управления массовым спортом


Параметры контура
Описание
Ключевые взаимосвязи
Роль в стратегии
1
Цели и задачи
Формирование экосистемы массового спорта как института, услуги и общественного блага
Определяют принципы, задают направление подходов и критериев эффективности
Стратегическое целеполагание
2
Принципы
Экосистемность, партнерство, цифровизация, инклюзивность, устойчивость
Следуют из целей, направляют выбор подходов и методов
Нормативная рамка для проектирования стратегии
3
Подходы
Эволюционный, экосистемный, институциональный, цифровой, событийный менеджмент
Определяют методы работы, логики вовлечения участников
Методическая основа реализации
4
Методы
Проектное управление, цифровая аналитика, геймификация, событийная архитектура
Опираются на подходы, формируют инструменты и механизмы
Технологизация действий участников
5
Ресурсы
Финансовые, цифровые, кадровые, инфраструктурные ресурсы, социальный капитал
Поддерживают методы и инструменты, обеспечивают устойчивость
Ресурсная база стратегии
6
Инструменты
Цифровые платформы, приложения, образовательные курсы, грантовые программы
Реализация методов, активизация участников
Практическая инфраструктура стратегии
7
Участники
Государственные органы, бизнес, НКО, образовательные учреждения, граждане
Применяют методы и инструменты, формируют сеть взаимодействия
Оперативная реализация стратегических решений
8
Спортивные события
Ключевые точки интеграции участников, генерация совместной ценности
Связаны с активностью участников и инструментами
Катализаторы социальной энергии экосистемы
9
Критерии эффективности
Вовлеченность, качество услуг, цифровая доступность, социальная интеграция
Оценка реализации целей, влияния методов и инструментов
Замыкает контур и направляет рефлексивную корректировку
10
Рефлексивный слой
Анализ достижений, выявление разрывов, адаптация стратегии
Возврат от критериев эффективности к уточнению целей и методов
Механизм гибкости и устойчивости стратегии
Источник: разработано автором.

Методологический контур управления массовым спортом видится нам именно в виде динамической модели, в которой акторы-участники в процессе управленческого взаимодействия воздействуют на объекты управления в системе массового спорта в рамках замкнутого управленческого цикла, охватывающего постановку целей, формулирование принципов и выбор подходов, методов и инструментов, мобилизацию ресурсов, реализацию решений (организацию и проведение спортивных мероприятий и событий) и оценку полученных результатов с помощью разработанных критериев эффективности, а также последующую рефлексию (рис. 2).

Рисунок 2. Динамическая модель методологического контура управления массовым спортом

Источник: разработано автором.

Динамическая модель методологического контура управления массовым спортом (рис. 2) представлена:

1) контуром прогнозирования и стратегического планирования;

2) контуром операционного управления;

3) контуром управления по результатам;

4) обратной связью и рефлексией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная концепция методологического контура управления возрождением российского массового спорта представляет собой экономически обоснованную, структурно организованную и функционально адаптивную систему, объединяющую базовые и динамические элементы управления.

Базовая основа элементов методологического контура массового спорта, включающая акторов, объекты, атрибуты, процессы, принципы и требования, формирует содержательный каркас системы, обеспечивая четкое определение ключевых элементов управления. Динамическая модель методологического контура управления массовым спортом, в свою очередь, задает процессуальную логику функционирования системы, обеспечивая последовательную трансформацию целей в инструменты и экономически измеримые результаты. Интегрированный механизм обратной связи и рефлексия позволяет адаптировать стратегию к динамично меняющимся внешним условиям.

Принципиально важно, что предложенный методологический контур управления массовым спортом не является статичным, а представляет собой гибкую структуру, способную оперативно реагировать на вызовы цифровой экономики, институциональные изменения и социальную волатильность. Это позволяет не только выстроить эффективную систему управления, но и обеспечить устойчивость реализации стратегии возрождения массового спорта на всех этапах – от разработки концепции до оценки достижения плановых показателей и внесения необходимых корректировок.

Таким образом, методологический контур выступает как ключевой инструмент системного управления в социальной сфере, обеспечивая научно обоснованный, экономически эффективный, практически применимый и устойчивый подход к формированию и реализации государственной и общественной политики в области массового спорта. Контур обеспечивает интеграцию концептуальной модели с практической реализацией, формируя прикладную основу для экосистемного управления и достижения поставленных целей.


Источники:

1. Андреев Н.В., Поздняков К.К., Загулова Д.3 О концепции развития инфраструктуры массового спорта // Аудиторские ведомости. – 2021. – № 4. – c. 156-161. – doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-156-161.
2. Андросова Г. А., Михайлова Е. Я. Критерии эффективности государственного управления отраслью физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2019. – № 2. – c. 128-133.
3. Анненков В. Н. Модель организации и управления физической культурой и спортом в Российской Федерации // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2009. – № 2. – c. 294-297.
4. Анциферова И. В., Гречишников А. Л., Левин А. И., Левина Л. В. Управление массовым спортом на современном этапе социального развития // Актуальные проблемы организации массового спорта в регионах Российской Федерации на современном этапе: Сборник научных статей по материалам заочной научно-практической конференции, Курск, 09 ноября 2017 года / Под общей редакцией А.И. Левина. – Курск: Курская академия государственной и муниципальной службы. Курск, 2018. – c. 15-22.
5. Богословский В. М., Самыличев А. С. Анализ методики управления и критериев ее оценки результатов развития массового спорта в России // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Нижний Новгород, 18 ноября 2021 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2021. – c. 39-42.
6. Бухвалова С. Ю., Феоктистова Е. В., Пуховская М. Н. Возрождение спортивных студенческих клубов, как один из этапов развития массового спорта // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях, Тамбов, 28 февраля 2015 года. Том Часть 8. – Тамбов: ООО \"Консалтинговая компания Юком\". Тамбов, 2015. – c. 28-30.
7. Вафин Э.Я., Киселев С. В. Методологический контур управления системой пенсионного обеспечения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 10А. – c. 83-92.
8. Воробьева И. Н. Менеджмент в спорте как специфическая форма профессиональной деятельности // Приднепровский научный вестник. – 2024. – № 1. – c. 29-32.
9. Гуреева Е. А. Государственная политика и методы ее реализации в управлении российским массовым спортом // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2024. – № 4. – c. 139-156. – doi: 10.18413/2408-9346-2024-10-4-1-0.
10. Добрынин А. С. Стратегический подход к управлению развитием спорта в регионе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 6. – c. 40.
11. Житков В. А. Методологические и институциональные контуры системы государственного планирования // Экономист. – 2018. – № 1. – c. 14-28.
12. Клейнер Г.Б. Системная парадигма как теоретическая основа стратегического управления экономикой в современных условиях // Управленческие науки. – 2023. – № 13. – c. 6-19.
13. Кононов И. В. Основы муниципальной политики в сфере управления физической культурой и спортом // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 9. – c. 17.
14. Коношко Л. В., Хоменко С. О. Управление и развитие физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации (на примере Хабаровского края) // Цифровая трансформация региональной экономики: государственное управление и бизнес на Дальнем Востоке: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Хабаровск, 29–30 ноября 2024 года. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Хабаровск, 2024. – c. 103-106.
15. Кравченко С. А. Формирование Сетевого Человеческого Капитала: методологические контуры концепции // Вестник МГИМО Университета. – 2010. – № 6. – c. 15-25.
16. Крылова А. Т. Проблемы современного мониторинга развития массового спорта // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. – 2021. – c. 48-54.
17. Крылова А. Т., Круглова Т. Э. Цифровизация как основа получения качественных статистических данных для управления системой физической культуры и спорта // Экономика. Право. Инновации. – 2022. – № 1. – c. 48-53. – doi: 10.17586/2713-1874-2022-1-48-53.
18. Лукащук В. И. Механизмы управления развитием физической культуры и спорта на уровне местного самоуправления // Modern Science. – 2022. – № 5-2. – c. 212-216.
19. Лукичев К. Е., Генералов А. В. Начальные этапы внедрения механизмов государственного управления в сфере развития физической культуры и массового спорта (исторический аспект). / Актуальные проблемы спортивной науки. - Москва : Издательство МБА, 2017. – 215-235 c.
20. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент. / Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2022.
21. Матризаев Б. Д. Исследование методологических особенностей системно- динамических контуров долгосрочного инновационного развития // Теоретическая экономика. – 2021. – № 7. – c. 74-85. – doi: 10.52957/22213260_2021_7_74.
22. Орлов А. Б. Правовые аспекты финансирования массового спорта на федеральном и региональном уровне // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2012. – № 2. – c. 22-25.
23. Перминова Л.М. Методологический контур экспериментальной дидактики // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования. – 2013. – № 1. – c. 17-24.
24. Попова В. В. Актуальные проблемы развития массового спорта на современном этапе // Традиции и инновации в современной науке: Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2016 года. – Москва: Научный центр \"Олимп\". Москва, 2016. – c. 508-510.
25. Приходов Д. С., Зенцова К. И. Спортивное движение в России и массовый спорт // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения: сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 11 мая – 06 2017 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью \"Центр развития научного сотрудничества\". Новосибирск, 2017. – c. 212-216.
26. Рапопорт Л. А, Томилова С. В., Энгин Ю. В. Цифровизация отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 5. – c. 9-11.
27. Слива С. В. Парадигма развития: методологические контуры // Социосфера. – 2012. – № 3. – c. 79-87.
28. Слободянюк Б. В., Мяконьков В. Б. Критерии оценки эффективности управления развития физической культуры и спорта // Проблемы и перспективы развития спортивного образования, науки и практики: Материалы VII очно-заочной научной конференции молодых ученых, Москва, 14 декабря 2022 года / Сост. З.И. Петрина, Д.П. Степанова, отв. редактор О.Н. Степанова. – Москва: Московский педагогический государственный университет. Москва, 2023. – c. 184-191.
29. Стадник Е. Г. Федеральный проект «спорт-норма жизни»: развитие массового спорта и корпоративного спортивного движения // Спорт - дорога к миру между народами: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Москва, 09–10 ноября 2023 года. – Москва: Российский университет спорта \"ГЦОЛИФК\". Москва, 2023. – c. 330-336.
30. Сторожева С. П., Микиденко Н. Л. Управление массовыми спортивными практиками в контексте здоровьесберегающих технологий // Социальная инженерия: как социология меняет мир: Материалы IX международной социологической Грушинской конференции, Москва, 20–21 марта 2019 года / Отв. ред. А.В. Кулешова. – Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения. Москва, 2019. – c. 257-260.
31. Стромов В. Ю. Приоритет-2030: методологический контур развития // Ректор ВУЗа. – 2021. – № 9. – c. 12-15.
32. Тагаков Н. Е. Стратегии управления развитием массового спорта и физической культуры // Молодежная политика в условиях глобальных вызовов: спорт, физическая культура, образование, бизнес и цифровая экономика: Сборник научных трудов по материалам Межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 75-летию кафедры \"Физическая культура и спорт\" СГТУ имени Гагарина Ю.А., Саратов, 27 февраля 2023 года. – Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. Саратов, 2023. – c. 124-130.
33. Тагаков Н. Е. Управленческие проблемы и пути развития массового спорта и физической культуры // Социальные практики и управление: новые направления интеграции в условиях многополярного мира: Материалы VII Сибирского социологического форума с международным участием, Новосибирск, 01 ноября 2024 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления \"НИНХ\". Новосибирск, 2025. – c. 144-150.
34. Шишкова А. Ю. Теоретико-методологические контуры построения долгосрочных политических стратегий // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 2. – c. 130-136.
35. Alvesson M., Skoldberg K. Reflexive Methodology: New Vistas for Qualitative Research. - London: Sage, 2000. – 336 p.
36. Mengqiu Cao, Shanqi Zhang Shifting frontiers of the new spatial planning paradigm from a theoretical and methodological development perspective // International Review for Spatial Planning and Sustainable Development. – 2022. – № 10. – p. 1-6. – doi: 10.14246/irspsd.10.4_1.

Страница обновлена: 13.05.2025 в 20:46:46