Научно-технологический контур: основные характеристики, институциональные условия и факторы формирования

Доржиева В.В.1
1 Институт экономики Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Доржиева В.В. Научно-технологический контур: основные характеристики, институциональные условия и факторы формирования // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 2. – С. 1199-1210. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114213.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48939623
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье представлен анализ основных характеристик, институциональных условий и факторов формирования научно-технологического контура, термин которого впервые введен учеными Института экономики РАН в рамках проводимых исследований по теме «Формирование научно-технологического контура и институциональной модели ускорения экономического роста в Российской Федерации». Сделан вывод, что действующая в России система управления научно-технологическим развитием не эффективна, пока не происходит серьезных технологических сдвигов в гражданском секторе экономики, способных оказать заметное влияние на экономический рост и глобальную конкурентоспособность страны. Предложены направления по повышению эффективности управления научно-технологическим развитием.

Ключевые слова: научно-технологический контур развития, научно-технологическая политика, технологический базис национальной экономики, новые прорывные технологии

JEL-классификация: O31, O14, O38

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Современный мир все более оказывается под влиянием глубоких социально-экономических, экологических и технологических тенденций, которые, превращаясь в многомерные мегатренды, будут определять направления и темпы технологических изменений и научных открытий, влиять на будущую политику в области науки, технологий и инноваций [7] (Dorzhieva, 2019). Взрывное развитие и распространение новых технологий шестого технологического уклада и четвертой промышленной революции настолько значительно, что «…мир, возможно, вступает в крупнейший за всю историю технологический переход» [12] (Knyaginin, Idrisov et al., 2017). К таким технологиям, как правило, относят технологии искусственного интеллекта, беспилотный транспорт, 3D-печать, робототехнику, Интернет вещей, блокчейн, новые материалы и новые производственные технологии.

Уже сегодня среди развитых и развивающихся стран развернулась жесткая борьба за освоение новых прорывных технологий, успех которой во многом определяется эффективностью проводимой экономической политики, принятием адекватных решений в сфере научно-технологического развития, способных сформировать новые точки роста и ускорить динамику экономического развития. Именно в эту сферу переносится конкурентная борьба между странами, приобретающая глобальный масштаб.

Сформировать ответ на вызов сохранения глобальной конкурентоспособности призвана научно-технологическая политика, реализуемая в рамках национальных стратегий и программ научно-технологического развития, по сути, формирующих контуры научно-технологического развития, за счет которых будут происходить такие революционные изменения.

Цель настоящего исследования – определить характеристики, институциональные условия и факторы формирования научно-технологического контура развития российской экономики в условиях структурных изменений, происходящих в мировой экономике под воздействием смены технологического базиса, которые будут определять динамику развития экономических систем и их конкурентоспособность.

Происходящие глобальные научно-технологические тренды позволяют сформировать представление о некоторых характеристиках, институциональных условиях и факторах формирования научно-технологического контура, за счет которого будут происходить революционные изменения и прорывы в развитии российской экономики, среди которых можно выделить следующие:

1. Необходимость обновления технологического базиса национальной экономики на основе разработок и технологий шестого технологического уклада и четвертой промышленной революции.

Для России важно, чтобы поддержание и наращивание глобальной конкурентоспособности национальной экономики происходило в русле общей структурной перестройки технологического базиса мировой экономики, основу которого составляют технологии формирующегося шестого технологического уклада и четвертой промышленной революции (новые прорывные технологии) [8] (Lenchuk, 2021). Такая трансформация технологического базиса влечет за собой модернизацию традиционных производств и технологий, возникновение новых рынков и секторов экономики, выступающих драйверами экономического роста. Масштабы таких рынков постоянно растут и, по оценкам экспертов, к 2025 г. они могут превысить 5 трлн долл. [9] (Lenchuk, 2021). По оценке экспертов НИУ ВШЭ, доля рынков продукции с использованием передовых производственных технологий в валовом мировом объеме экспорта в 2018 г. составила 21,4% [14] (Simachev et al., 2021).

В целях создания нового технологического базиса, научно-технологического задела, конкурентоспособных высокотехнологичных продуктов и сервисов в России в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития РФ выделены приоритетные группы новых прорывных технологий как «сквозные технологии» и разработаны специальные стратегии развития. Планируемый объем инвестиций по направлениям развития «сквозных технологий» в рамках федерально проекта «Цифровые технологии» представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Объемы финансирования «сквозных технологий» на 2019–2024 гг.

Источник: составлено по дорожным картам федерального проекта «Цифровые технологии».

Кроме этого, предусмотрены разные инструменты поддержки, включая гранты, субсидирование процентной ставки по кредиту, господдержку по специальным программам, финансируемым институтами развития и НТИ [4] (Dontsova, 2021). В реализации проектов также участвуют госкорпорации Ростех, Росатом, Ростелеком и РЖД.

Вместе с тем в России масштабы научной и производственной кооперации ограничены, а в производстве доминирует инновационная продукция, новая для организации, но известная на рынке (49,8%) и усовершенствованная, базирующаяся на существующих технологиях (35,5%) [11] (Bredikhin, Vlasova et al., 2021).

2. Необходимость проведения государством активной научно-технологической политики, обеспечивающей технологический прорыв и глобальную конкурентоспособность.

Развернувшаяся в мире острая конкурентная борьба в сфере освоения новых прорывных технологий заставляет правительства стран обращать акцентированное внимание на формирование государственной научно-технологической политики, определяющей долгосрочные приоритеты и планы проведения научных исследований, совершенствование инструментов и механизмов стимулирования инновационной деятельности в рамках перспективных направлений научно-технологического развития. Среди приоритетов такой политики – стимулирование и поддержка исследований в сфере прорывных технологий; цифровая трансформация национальной экономики; создание необходимой научно-технологической инфраструктуры; формирование кадрового потенциала и поддержка занятости в секторе ИР; создание инструментов и условий для реализации важных высокотехнологичных и инновационных проектов.

Отражением этих процессов стал, прежде всего, рост объема совокупных затрат на исследования и разработки в странах-лидерах и России (рис. 2).

Рисунок 2. Внутренние затраты на НИОКР, в млрд долл.

Источник: составлено по данным 2021 Global R&D Funding Forecast. World, 2021.

Как видим, бюджет России, направляемый на НИОКР, несопоставим с бюджетом стран-лидеров. Следует также отметить, что в России, в отличие от стран-лидеров, показатель предпринимательского сектора в структуре затрат на НИОКР находится на низком уровне. Так, например, в 2020 г., по данным НИУ ВШЭ, он составлял всего 29,2%, что в 2,7 раза меньше, чем у Японии, в 2,6 раза – чем у Кореи и Китая (рис. 3).

Рисунок 3. Доля предпринимательского сектора в структуре затрат на НИОКР в 2020 г., %

Источник: составлено по: Наука. Технологии. Инновации: 2022 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, М. Н. Коцемир и др.; Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 98 с.

3. Необходимость увязки приоритетов научно-технологического развития в документах долгосрочного стратегического планирования с задачами общеэкономического вектора социально-экономического развития в условиях перехода к инновационной модели.

Страны – технологические лидеры уже сегодня реализуют целый пакет документов стратегического планирования (стратегий, программ и проектов), рассчитанных на запуск технологий четвертой промышленной революции и повышения конкурентоспособности на глобальных рынках. И несмотря на особенности национальных экономик, реализовав их, эти страны достигают конкретных результатов благодаря тому, что цели и задачи тщательно разработаны и в первую очередь ориентированы именно на высокотехнологичное развитие [5] (Dorzhieva, 2021). Например, в США – Национальный стратегический план развития передовых промышленных технологий США, в Германии – Стратегия в области высоких технологий, в Великобритании – программа развития «Восемь великих технологий». В Китае стратегический курс на научно-технологическое развитие реализуется с 2016 г. в рамках Национальной стратегии инновационного развития [1] (Belyakov, Belyakov, Shpak, 2019).

В России приоритеты научно-технологического развития, обеспечивающие прорывное развитие, предусмотрены в документах долгосрочного стратегического планирования – Стратегии и государственной программе научно-технологического развития РФ.

Вместе с тем нельзя не отметить имеющуюся разобщенность в разрабатываемых стратегиях и программах, касающихся научно-технологического развития России, которая возникает, когда их разработку ведут отдельные ведомства и нет субъекта управления этим процессом [10] (Lenchuk, Filatov, 2019), [6] (Dorzhieva, 2019), [15] (Filatov, Dorzhieva, Ilyina, 2020).

Переформатирование научно-технологической политики, на наш взгляд, должно быть предусмотрено и в рамках долгосрочной стратегии социально-экономического развития, которая до сих пор не принята. Кроме этого, должна быть разработана система своевременного выявления приоритетов научно-технологического развития и реальных центров компетенций превосходства в целях актуализации научно-технологической политики.

4. Необходимость консолидации управления научно-технологическим развитием в рамках единого центра.

Создание целостной системы управления научно-технологическим развитием предполагает создание единого центра, способного формировать и реализовывать научно-технологическую политику в условиях глобальных технологических вызовов. В странах – технологических лидерах для сохранения конкурентоспособности на мировых рынках планируется создать такие специальные центры. Например, в США анонсировано создание специального Директората по технологиям для поддержки исследований по 10 основным направлениям в сфере прорывных технологий [1]. В Великобритании – научно-исследовательское агентство BARPA (British Advanced Research Projects Agency) [3] (Dezhina, Ponomarev, 2020). В России предлагается создать надведомственный орган в системе государственной власти, прототипом которого является ГКНТ [2] (Glazev, 2020), [13] (Onishchenko, Kablov, Ivanov, 2020), [8] (Lenchuk, 2021).

Заключение

Научно-технологический контур, по сути, характеризует взаимосвязи между государственной научно-технологической политикой, документами стратегического планирования (стратегиями и программами) и институтами (государством, научными организациями, вузами и предпринимательским сектором), формирующими организационный каркас научно-технологической деятельности, позволяющий рассматривать контур как отдельную подсистему национальной экономики [2]. Управление такой системой должно осуществляться в системе органов государственной власти – единым центром управления научно-технологическим развитием.

Несмотря на то, что вопросам научно-технологического развития в России уделяется немало внимания, серьезных технологических сдвигов в гражданском секторе экономики, способных оказать заметное влияние на экономический рост и глобальную конкурентоспособность страны, пока не происходит, что, в свою очередь, может свидетельствовать о недостаточной эффективности функционирования сформировавшегося научно-технологического контура в действующей модели экономического роста.

Для повышения эффективности его функционирования необходимы: обновление технологического базиса национальной экономики на основе разработок и технологий шестого технологического уклада и четвертой промышленной революции; проведение государством активной научно-технологической политики, обеспечивающей технологический прорыв и глобальную конкурентоспособность; увязка приоритетов научно-технологического развития в документах долгосрочного стратегического планирования с задачами общеэкономического вектора социально-экономического развития в условиях перехода к инновационной модели; консолидация управления научно-технологическим развитием в рамках единого центра.

[1] Национальный список ключевых технологий включает: искусственный интеллект и машинное обучение; высокопроизводительные вычисления, полупроводники и современное компьютерное оборудование; квантовые вычисления и информационные системы; робототехника, автоматизация и современное производство; предотвращение или смягчение последствий стихийных бедствий; передовые коммуникационные технологии; биотехнология, медицинские технологии, геномика, синтетическая биология; кибербезопасность, хранение данных; передовая энергетика; передовые технологии в области материаловедения, машиностроения и разведки.

[2] Отчет о НИР по теме государственного задания ИЭ РАН: «Формирование научно-технологического контура и институциональной модели ускорения экономического роста в Российской Федерации» за 2021 г.


Источники:

1. Беляков Г.П., Беляков С.А., Шпак А.С. Опыт КНР по реформированию системы стратегического планирования и управления научно-технологическим развитием // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1575-1586. – doi: 10.18334/eo.9.3.40857.
2. Глазьев С.Ю. О создании систем стратегического планирования и управления научно-техническим развитием // Инновации. – 2020. – № 2(256). – c. 14-23. – doi: 10.26310/2071-3010.2020.256.2.002.
3. Дежина И.Г., Пономарев А.К. От науки к технологиям: новые тренды государственной политики // Инновации. – 2020. – № 10(264). – c. 30-40. – doi: 10.26310/2071-3010.2020.264.10.004.
4. Донцова О.И. Точки роста российской экономики, основанные на научно-технологическом развитии // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 471-484. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112263.
5. Доржиева В.В. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения формирования и развития нового индустриального общества второго поколения // Планирование в рыночной экономике: воспоминания о будущем. Санкт-Петербург, 2021. – c. 140-148.
6. Доржиева В.В. Стратегическое планирование как инструмент обеспечения научно-технологического развития: региональный и отраслевой аспекты // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 3(61). – c. 173-180.
7. Доржиева В.В. Формирование стратегических научно-технологических приоритетов новой промышленной политики // XVIII международная научная конференция «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» и другие мероприятия, проведенные в рамках общественно-научного форума \"россия: ключевые проблемы и решения\": В сборнике: Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Москва, 2019. – c. 492-495.
8. Ленчук Е.Б. О качестве государственного управления научно-технологическим развитием // Экономическое возрождение России. – 2021. – № 1(67). – c. 31-38. – doi: 10.37930/1990-9780-2021-1-67-31-38.
9. Ленчук Е.Б. Россия в мировом процессе научно-технологического развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. – № 4. – c. 72-91. – doi: 10.23932/2542-0240-2021-14-4-5.
10. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование как инструмент преодоления технологического отставания России // Мир новой экономики. – 2019. – № 2. – c. 32-42. – doi: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-32-42.
11. Бредихин С.В., Власова В.В. и др. Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений. / докл. к XXII Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 63 c.
12. Княгинин В.Н, Идрисов Г.И. и др. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. / экспертно-аналитический доклад. - М.: ЦСР, 2017. – 136 c.
13. Онищенко Г.Г., Каблов Е.Н., Иванов В.В. Научно-технологическое развитие России в контексте достижения национальных целей: проблемы и решения // Инновации. – 2020. – № 6(260). – doi: 10.26310/2071-3010.2020.260.6.001.
14. Симачев Ю.В и др. Россия на рынках передового производства. / Докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 112 c.
15. Филатов В.И., Доржиева В.В., Ильина С.А. Проблемы содержательной сопряженности организационно-методического обеспечения разработки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации в системе документов стратегического планирования // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 3(116). – c. 586-589. – doi: 10.34925/EIP.2020.116.3.120.
16. Ленчук Е.Б. и др. Формирование цифровой экономики в России: вызовы, перспективы, риски. - СПб.: Алтейя, 2020. – 320 c.

Страница обновлена: 15.04.2024 в 13:55:02