Methodological outline of the managing the revival of Russian mass sports

Gureeva E.A.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 5 (May 2025)

Citation:

Abstract:
The health of a nation is one of the key factors in the development of human capital. Physical education and sports can be considered tools to help preserve health. In this regard, effectively managing the revival and development of mass sports in Russia is becoming particularly relevant. Developing and implementing modern management methods for mass sports that can adapt to changing conditions and leverage digital transformation opportunities is an important task. Thу article highlights the features of Russia's current (post-crisis) stage of mass sports development. It substantiates the necessity of developing a strategy for the sustainable growth of mass sports that is adapted to the modern social and economic environment. The author proposes a model of the fundamental elements of the methodological framework of mass sports and develops a dynamic model for managing the revival of Russian mass sports. Thу article will be of interest to sports economics experts, sports organization managers, state and local government representatives, mass sports revival strategy developers, and anyone interested in sports development, sports organization management, and healthy society formation

Keywords: methodological management contour, mass sports, sports, revival strategy, development strategy, sports traditions, mass sports development management, digital transformation, ecosystem revival

JEL-classification: Z20, Z21, Z29



ВВЕДЕНИЕ

Российский массовый спорт к настоящему моменту времени в своем развитии прошел уже несколько этапов, включая в том числе и стадию кризиса, обусловленную во многом распадом социалистической экономической системы, имевшей место в СССР, и длительным периодом трансформации всех социальных и экономических институтов в стране в 1190-х – 2000-х гг.

К концу первой четверти XXI в. массовый спорт в России, с одной стороны, вышел на новый этап своего развития, который можно описать такими терминами, как «посткризисный этап», «реинициация», «возрождение». Для этого этапа характерны следующие особенности: снижение массовой вовлеченности населения в спортивную деятельность, насущная потребность в восстановлении инфраструктуры массового спорта, цифровизация и появление связанных с ней новых форматов вовлечения населения в занятия массовым спортом.

Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости разработки стратегии устойчивого роста массового спорта, адаптированной к современной социальной и экономической среде. Следует учитывать, что традиционные управленческие подходы, характерные для предыдущих этапов развития массового спорта (в частности, централизованное управление и административное регулирование, применявшиеся в СССР, и хаотический набор методов управления в переходный период развития российской экономики), оказываются неэффективными в новых условиях.

Однако прежде чем заниматься вопросами стратегического планирования развития массового спорта, на наш взгляд необходимо разработать методологический контур управления возрождением российского массового спорта.

Следует отметить, что в современной научной литературе методологические вопросы развития системы управления массовым спортом рассматриваются в различном контексте.

Ученые рассматривают проблемы современного управления и мониторинга развития массового спорта (И. В. Анциферова, А. Л. Гречишников, А. И. Левин, Л. В. Левина [4], А. Т. Крылова [16], В. В. Попова [24], Н. Е. Тагаков [32, 33]). И. Н. Воробьева предлагает рассматривать менеджмент в спорте как специфическую форму профессиональной деятельности [8]. В. М. Богословский, А. С. Самыличев анализируют методики управления и критерии оценки результатов развития массового спорта в [5]. Критерии оценки эффективности управления развития физической культуры и спорта систематизированы в статье таких экспертов, как Б. В. Слободянюк, В. Б. Мяконьков [28]. В. Н. Анненков предлагает модель организации и управления физической культурой и спортом и выделяет два вида управления: кибернетический и синергетический [3].

Многие авторы пишут о специфике государственного управления отраслью физической культуры и спорта (Г. А. Андросова, Е. Я. Михайлова [2], Е. А. Гуреева [9], К. Е. Лукичев, А. В. Генералов [19], А. Б. Орлов [22], Е. Г. Стадник [29]), анализируют стратегические подходы к управлению развитием спорта в регионах (А. С. Добрынин [10], Л. В. Коношко, С. О. Хоменко [14]), а также затрагивают основы муниципальной политики в сфере управления физической культурой и спортом (И. В. Кононов [13], В. И. Лукащук [18]).

И теоретиков, и практиков волнуют проблемы развития инфраструктуры массового спорта (Н. В. Андреев, К. К. Поздняков, Д. Загулова [1]), вопросы возрождения спортивных студенческих клубов (С. Ю. Бухвалова, Е. В. Феоктистова, М. Н. Пуховская [6]) и спортивного движения в России (Д. С. Приходов, К. И. Зенцова [25]). Особого внимания заслуживают вопросы управления массовыми спортивными практиками в контексте здоровье сберегающих технологий (С. П. Сторожева, Н. Л. Микиденко [30]).

Кроме того, впоследнее время появляется все больше исследований, в которых рассматриваются особенности цифровизации отрасли физической культуры и спорта (А. Т. Крылова, Т. Э. Круглова [17], Л. А. Рапопорт, С. В. Томилова, Ю. В. Энгин [26]).

Целью настоящего исследования является разработка модели базовой основы элементов методологического контура массового спорта, а также самого методологического контура управления возрождением российского массового спорта в виде динамической модели.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Термины «методологический контур» и «методологический контур управления» не являются широко распространенными и общепризнанными термином в научной литературе.

Термин «методологический контур» представляет собой собирательное понятие, и видится нам как комбинация «методологии» как науки о методах и «контура» (определение границ, рамок проводимого исследования, выбор методов). В терминах философии науки методологический контур можно определить как эпистемологические основы научного познания, структуры научного знания, при этом «контур» здесь описывает границы научного знания и научной парадигмы.

Термин «методологический контур управления», вероятно, появился как попытка структурировать и систематизировать методологические аспекты управленческой деятельности, возможно, в рамках исследований, посвященных методологии науки управления или в конкретных прикладных областях.

При этом концепт «методологический контур управления» включает в себя:

1) методологию управления, т.е. общий набор принципов, подходов и методов, используемых для управления организацией или процессом;

2) системe управления, т.е. комплекс взаимосвязанных элементов, обеспечивающих достижение целей организации или процесса;

3) управленческий цикл, т.е. последовательность этапов управленческой деятельности, включая планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Кроме того, «методологический контур управления» задает определенные границы исследования.

В таблице 1 обобщены подходы к концепту «методологический контур», представленные в современной научной литературе.

Таблица 1

Анализ научных подходов к концепту «методологический контур»

Авторы
Подход к концепту «методологический контур»
М. Альвессон, К. Сколберг [35]
Рефлексивный подход к методологии, структурная основа научного исследования, востребованная в условиях неопределённости исходных параметров
Р. Р. Вафин, А. Н. Киселёв [7]
Формирование адекватной системы управления пенсионным обеспечением
В. А. Житков [11]
Методология и институциональные основы системы государственного планирования
Г. Б. Клейнер [12]
«Системное» направление в теории фирмы, концепция новой системно-интеграционной теории
С. А. Кравченко [15]
Интегральный методологический инструментарий, необходимый для инновационного взгляда на содержание человеческого капитала и формирования контуров концепции сетевого человеческого капитала
В. В. Макрусев [20]
Типовая структура базовой модели управления
Б. Д. Матризаев [21]
Методологические особенности системно-динамических контуров долгосрочного инновационного развития
Мэнцю Цао, Чжан Шаньци [36]
Логически организованная система, объединяющая цели, средства и инструменты управления, применимые в условиях высокой сложности и изменчивости внешней среды
Л. М. Перминова [23]
Философские основания и методологические подходы в области дидактики
С. В. Слива [27]
Методологический инструментарий парадигмы экономического развития
В. Ю. Стромов [31]
Управленческое мышление и инструментарий в современном мире, в современной организации
А. Ю. Шишкова [34]
Обоснование практической значимости и теоретической состоятельности стратегической деятельности
Источник: составлено автором.

Какие же особенности концепта «методологический контур» можно выделить на основе анализа научных источников?

Во-первых, методологический контур – это структурная основа научного исследования (М. Альвессон, К. Сколберг [35]), которая задает его философские основания и методологические подходы (Л. М. Перминова [23]), методологический инструментарий парадигмы развития (С. В. Слива [27]). Во-вторых, он является основой формирования адекватной системы управления объектом, процессом, системой и т.д. (Р. Р. Вафин, А. Н. Киселёв [7]). В-третьих, он задает институциональные основы системы планирования (В. А. Житков [11]). В-четвертых, методологический контур связан с концепцией новой системно-интеграционной теории (Г. Б. Клейнер [12]). В-пятых, он формирует интегральный методологический инструментарий (С. А. Кравченко [15]). В-шестых, методологический контур – это логически организованная система, объединяющая цели, средства и инструменты управления (Мэнцю Цао, Чжан Шаньци [36]).

Особого внимания в контексте нашего исследования заслуживает типовая структура базовой модели управления, предложенная В. В. Макрусевым [20], в рамках которой он выделяет четыре контура: контур централизованного управления, контур прогнозного управления, контур операционного управления и контур управления по результатам. Представляется, что универсальная типовая структура базовой модели управления В. В. Макрусева может быть адаптирована и модифицирована в процессе разработки модели методологического контура управления массовым спортом.

Итак, в контексте представленной работы, посвящённой формированию методологического контура управления возрождением российского массового спорта, этот термин обозначает совокупность методических принципов, подходов и инструментов, направленных на разработку эффективной системы управления процессом возрождения массового спорта в России.

Прежде чем переходить к разработке собственно модели методологического контура управления возрождением российского массового спорта, представляется необходимым определиться с его базовой основой, т.е. выделить элементы в его структуре (рис. 1).

Рисунок 1. Базовая основа элементов методологического контура массового спорта

Источник: составлено автором.

Итак, в системе управления развитием массового спорта ключевым базовым элементом являются акторы (субъекты управления в системе массового спорта), т.е. участники управленческого взаимодействия. В рамках системы управления развитием массового спорта акторы представляют собой многоуровневую и многоотраслевую совокупность, включающую государственные институты, спортивные организации, частные предприятия, общественные объединения, образовательные и научные учреждения, цифровые платформы, а также индивидуальных участников – граждан, спортсменов-любителей, волонтеров, инвесторов и других стейкхолдеров. Подобная структура отражает реальную экосистему массового спорта и позволяет сформировать систему управления развитием массового спорта, основанную на принципах участия, институционального разнообразия и сетевого взаимодействия для достижения максимальной эффективности.

Следующим элементом в системе управления развитием массового спорта являются объекты управления. В качестве объектов управления в системе массового спорта мы рассматриваем элементы и процессы, на которые направлено управленческое воздействие с целью достижения поставленных целей и задач, а именно развития и популяризации спорта среди широких слоев населения. Принято выделять семь групп объектов управления в системе массового спорта:

1. Человеческие ресурсы в системе массового спорта – это спортсмены-любители, тренеры и инструкторы, волонтеры и прочий управленческий персонал спортивных организаций.

2. Спортивная инфраструктура включает в себя спортивные сооружения (стадионы, залы, бассейны и т.д.), спортивное оборудование и инвентарь и т.д.

3. Финансовые ресурсы – один из важнейших объектов управления в системе массового спорта. Можно выделить две группы финансовых ресурсов: а) бюджетное финансирование; б) внебюджетное финансирование (спонсорство, доходы от спортивных мероприятий и т.д.).

4. Информация. Данный ресурс включает: а) распространение информации о спортивных мероприятиях в целях привлечения участников и зрителей; б) формирование позитивного отношения к спорту путем распространения информации о здоровом образе жизни и пользе занятий спортом; в) сбор, анализ, использование данных о состоянии массового спорта для принятия управленческих решений.

5. Спортивные мероприятия. В рамках данного объекта рассматривается организация, проведение, обеспечение безопасности, привлечение участников и зрителей на массовые спортивные соревнования (спартакиады, фестивали, турниры и т.д.), физкультурно-оздоровительные мероприятия (зарядки, пробежки, занятия в парках и т.д.), а также разработка, проведение, оценка эффективности образовательных программ, семинаров, мастер-классов, посвященных массовому спорту.

6. Нормативно-правовая база. Законы и нормативно-правовые акты в сфере спорта требуют совершенствования и адаптации к изменяющимся условиям. Кроме того, особое внимание следует уделять контролю за соблюдением стандартов и требований к спортивным объектам и проводимым спортивным мероприятиям с точки зрения соблюдения требований общественной безопасности.

7. Процессы управления в системе массового спорта можно рассматривать в трех ипостасях: а) планирование развития массового спорта в терминах разработки стратегий и программ, определения приоритетов развития массового спорта; б) организация деятельности в сфере массового спорта, включая распределение полномочий и ответственности, координацию работы; в) контроль за реализацией планов и программ, оценка их эффективности и корректировка; г) мотивация участников и стимулирование к достижению высоких результатов.

Эффективное управление этими объектами позволит обеспечить устойчивое развитие массового спорта, повышение уровня физической активности населения и укрепление здоровья нации.

В нашу модель (рис. 1) в перечень объектов управления в системе массового спорта мы включили: собственно сам массовый спорт (его экосистема) как совокупность форм и институтов, цифровую среду и инфраструктуру, формы вовлечения населения (клубы, мероприятия, соревнования), финансы, а также прогнозирование и анализ трендов. Такое деление позволяет рассматривать массовый спорт как многогранный феномен, объединяющий институциональные, технологические, социальные и экономические аспекты. Особое внимание, на наш взгляд, заслуживает выделение такого инновационного объекта в системе управления массовым спортом, как цифровая среда, которая становится ключевой платформой для управления вовлеченностью и мониторинга результативности в системе управления развитием массового спорта.

Следующий важный элемент методологического контура управления массовым спортом – это действия, интегрированные в саму структуру управления массовым спортом и реализуемые акторами в рамках стратегии и тактики. Действия обеспечивают прикладной характер контура, осуществляя переход от теоретических основ к конкретным механизмам реализации. В контексте системы управления развитием массового спорта к таким действиям относятся: разработка стратегических и тактических документов для развития массового спорта, внедрение инноваций, организация массовых спортивных мероприятий, разработка и реализация программ популяризации массового спорта, поддержка грантовых инициатив, оценка, прогнозирование и мониторинг развития массового спорта. Эти действия направлены на решение современных задач, возникающих в системе вправления развитием массового спорта, и создают практическую основу для функционирования всей системы.

Принципы управления развитием массового спорта определяют нормативно-ценностные ориентиры управления и обеспечивают его социальную легитимность. В рамках системы управления развитием массового спорта эти принципы должны не только отражать этические и стратегические приоритеты, но и быть пригодными для практической реализации для достижения максимальной эффективности. Ключевыми принципами системы управления развитием массового спорта являются: доступность, инклюзивность, технологическая адаптация, межсекторное партнерство, открытость, коллективность, персонализация, устойчивость и т.д. Каждый принцип направлен на преодоление ограничений, традиционно присущих управлению массовым спортом, таких как избыточная бюрократизация, фрагментарность и слабая вовлеченность населения.

Завершающим элементом системы управления развитием массового спорта являются требования к управлению, выступающие в качестве критериев оценки эффективности всей системы. Включение требований позволяет определить параметры для мониторинга, диагностики и корректировки управленческих решений. Значимыми требованиями являются: реализуемость, научная обоснованность, экономическая целесообразность, адаптивность, цифровая доступность, интеграция инноваций, степень гражданской вовлеченности, устойчивость финансовых потоков и предсказуемость развития. Данные требования позволяют не только оценивать текущие результаты, но и формировать механизмы обратной связи, необходимые для устойчивого функционирования системы управления в долгосрочной перспективе.

Таким образом, базовая основа элементов методологического контура представляет собой концептуально обоснованную систему, в которой каждый элемент логически вытекает из предыдущего и нацелен на обеспечение целостности управленческой модели.

Формирование базовой основы элементов методологического контура позволяет остановить и описать основные параметры динамической модели методологического контура управления массовым спортом (табл. 2), к которым мы предлагаем отнести: цели и задачи формирования экосистемы массового спорта, принципы, подходы, методы, ресурсы, инструменты, взаимодействия участников-акторов (субъектов управления в системе массового спорта), спортивные события, критерии эффективности и рефлексию по поводу успехов и проблем.

Таблица 2

Описание параметров динамической модели методологического контура управления массовым спортом


Параметры контура
Описание
Ключевые взаимосвязи
Роль в стратегии
1
Цели и задачи
Формирование экосистемы массового спорта как института, услуги и общественного блага
Определяют принципы, задают направление подходов и критериев эффективности
Стратегическое целеполагание
2
Принципы
Экосистемность, партнерство, цифровизация, инклюзивность, устойчивость
Следуют из целей, направляют выбор подходов и методов
Нормативная рамка для проектирования стратегии
3
Подходы
Эволюционный, экосистемный, институциональный, цифровой, событийный менеджмент
Определяют методы работы, логики вовлечения участников
Методическая основа реализации
4
Методы
Проектное управление, цифровая аналитика, геймификация, событийная архитектура
Опираются на подходы, формируют инструменты и механизмы
Технологизация действий участников
5
Ресурсы
Финансовые, цифровые, кадровые, инфраструктурные ресурсы, социальный капитал
Поддерживают методы и инструменты, обеспечивают устойчивость
Ресурсная база стратегии
6
Инструменты
Цифровые платформы, приложения, образовательные курсы, грантовые программы
Реализация методов, активизация участников
Практическая инфраструктура стратегии
7
Участники
Государственные органы, бизнес, НКО, образовательные учреждения, граждане
Применяют методы и инструменты, формируют сеть взаимодействия
Оперативная реализация стратегических решений
8
Спортивные события
Ключевые точки интеграции участников, генерация совместной ценности
Связаны с активностью участников и инструментами
Катализаторы социальной энергии экосистемы
9
Критерии эффективности
Вовлеченность, качество услуг, цифровая доступность, социальная интеграция
Оценка реализации целей, влияния методов и инструментов
Замыкает контур и направляет рефлексивную корректировку
10
Рефлексивный слой
Анализ достижений, выявление разрывов, адаптация стратегии
Возврат от критериев эффективности к уточнению целей и методов
Механизм гибкости и устойчивости стратегии
Источник: разработано автором.

Методологический контур управления массовым спортом видится нам именно в виде динамической модели, в которой акторы-участники в процессе управленческого взаимодействия воздействуют на объекты управления в системе массового спорта в рамках замкнутого управленческого цикла, охватывающего постановку целей, формулирование принципов и выбор подходов, методов и инструментов, мобилизацию ресурсов, реализацию решений (организацию и проведение спортивных мероприятий и событий) и оценку полученных результатов с помощью разработанных критериев эффективности, а также последующую рефлексию (рис. 2).

Рисунок 2. Динамическая модель методологического контура управления массовым спортом

Источник: разработано автором.

Динамическая модель методологического контура управления массовым спортом (рис. 2) представлена:

1) контуром прогнозирования и стратегического планирования;

2) контуром операционного управления;

3) контуром управления по результатам;

4) обратной связью и рефлексией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная концепция методологического контура управления возрождением российского массового спорта представляет собой экономически обоснованную, структурно организованную и функционально адаптивную систему, объединяющую базовые и динамические элементы управления.

Базовая основа элементов методологического контура массового спорта, включающая акторов, объекты, атрибуты, процессы, принципы и требования, формирует содержательный каркас системы, обеспечивая четкое определение ключевых элементов управления. Динамическая модель методологического контура управления массовым спортом, в свою очередь, задает процессуальную логику функционирования системы, обеспечивая последовательную трансформацию целей в инструменты и экономически измеримые результаты. Интегрированный механизм обратной связи и рефлексия позволяет адаптировать стратегию к динамично меняющимся внешним условиям.

Принципиально важно, что предложенный методологический контур управления массовым спортом не является статичным, а представляет собой гибкую структуру, способную оперативно реагировать на вызовы цифровой экономики, институциональные изменения и социальную волатильность. Это позволяет не только выстроить эффективную систему управления, но и обеспечить устойчивость реализации стратегии возрождения массового спорта на всех этапах – от разработки концепции до оценки достижения плановых показателей и внесения необходимых корректировок.

Таким образом, методологический контур выступает как ключевой инструмент системного управления в социальной сфере, обеспечивая научно обоснованный, экономически эффективный, практически применимый и устойчивый подход к формированию и реализации государственной и общественной политики в области массового спорта. Контур обеспечивает интеграцию концептуальной модели с практической реализацией, формируя прикладную основу для экосистемного управления и достижения поставленных целей.


References:

Alvesson M., Skoldberg K. (2000). Reflexive Methodology: New Vistas for Qualitative Research

Andreev N.V., Pozdnyakov K.K., Zagulova D.3 (2021). On concept of mass sports infrastructure development. Auditor\'s statements. (4). 156-161. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-156-161.

Androsova G. A., Mikhaylova E. Ya. (2019). Criteria of efficiency of state management in the sphere of physical culture and sports. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya. 4 (2). 128-133.

Annenkov V. N. (2009). The model of organization and management of physical culture and sports in the Russian Federation. Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. (2). 294-297.

Antsiferova I. V., Grechishnikov A. L., Levin A. I., Levina L. V. (2018). Mass sports management at the current stage of social development Current problems of organizing mass sports in the regions of the Russian Federation at the present stage. 15-22.

Bogoslovskiy V. M., Samylichev A. S. (2021). Analysis of the management methodology and criteria for its assessment of the results of the development of mass sports in Russia Priority areas for the development of sports, tourism, education and science. 39-42.

Bukhvalova S. Yu., Feoktistova E. V., Pukhovskaya M. N. (2015). The revival of student sports clubs as one of the stages in the development of mass sports Prospects for the development of science and education. 28-30.

Dobrynin A. S. (2018). A strategic approach to managing sports development in the region. Management of economic systems: scientific electronic journal. (6). 40.

Gureeva E. A. (2024). State policy and methods of its implementation in the management of russian mass sports. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. 10 (4). 139-156. doi: 10.18413/2408-9346-2024-10-4-1-0.

Kleyner G.B. (2023). System raradigm as a theoretical basis for strategic economic management in modern conditions. Management Sciences. (13). 6-19.

Kononov I. V. (2021). Fundamentals of municipal policy in the field of physical culture and sports management. Modern scientific researches and innovations. (9). 17.

Konoshko L. V., Khomenko S. O. (2024). Management and development of physical culture and sports in a constituent entity of the Russian Federation (on the example of the Khabarovsk Territory) Digital transformation of the regional economy: Public administration and business in the Far East. 103-106.

Kravchenko S. A. (2010). Network human capital: methodological outlines of the concept. Vestnik of MGIMO University. (6). 15-25.

Krylova A. T. (2021). Problems of modern monitoring development of mass sports. Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie: setevoe izdanie. 48-54.

Krylova A. T., Kruglova T. E. (2022). Digitalization as the basis for obtaining statistical data for the management system of physical culture and sports. Ekonomika. Pravo. Innovatsii. (1). 48-53. doi: 10.17586/2713-1874-2022-1-48-53.

Lukaschuk V. I. (2022). Mechanisms for managing the development of physical culture and sports at the local government level. Modern Science. (5-2). 212-216.

Lukichev K. E., Generalov A. V. (2017). The initial stages of the introduction of public administration mechanisms in the field of physical culture and mass sports development (historical aspect)

Makrusev V.V. (2022). Customs management

Matrizaev B. D. (2021). Research of methodological features of system-dynamic contours of long-term innovative development. Theoretical economy. (7). 74-85. doi: 10.52957/22213260_2021_7_74.

Mengqiu Cao, Shanqi Zhang (2022). Shifting frontiers of the new spatial planning paradigm from a theoretical and methodological development perspective International Review for Spatial Planning and Sustainable Development. (10). 1-6. doi: 10.14246/irspsd.10.4_1.

Orlov A. B. (2012). Legal aspects of mass sport financing at federal and regional levels. Physical education, sports - science and practice. (2). 22-25.

Perminova L.M. (2013). Methodological outline of experimental didactics. Pedagogika: Nauchno-teoreticheskiy zhurnal Rossiyskoy akademii obrazovaniya. (1). 17-24.

Popova V. V. (2016). Current problems of mass sports development at the present stage Traditions and innovations in modern science. 508-510.

Prikhodov D. S., Zentsova K. I. (2017). Sports movement in Russia and mass sports Psychology and pedagogy : methodology and problems of practical application. 212-216.

Rapoport L. A, Tomilova S. V., Engin Yu. V. (2020). Digitalization of physical culture and sports sector at regional level. Theory and Practice of Physical Culture. (5). 9-11.

Shishkova A. Yu. (2021). Theoretical and methodological contours of long-term political strategies building. Social and humanitarian knowledge (Sotsial\'no-gumanitarnyye znaniya). (2). 130-136.

Sliva S. V. (2012). The development paradigm: methodological outlines. Sotsiosfera. (3). 79-87.

Slobodyanyuk B. V., Myakonkov V. B. (2023). Criteria for evaluating the effectiveness of physical culture and sports development management Problems and prospects of development of sports education, science and practice. 184-191.

Stadnik E. G. (2023). Federal project "Sport is the norm of life": development of mass sports and corporate sports movement Sport is the road to peace between nations. 330-336.

Storozheva S. P., Mikidenko N. L. (2019). Managing mass sports practices in the context of health-saving technologies Social Engineering: how sociology is changing the world. 257-260.

Stromov V. Yu. (2021). Priority 2030: methodological outline of development. Rector of the University. (9). 12-15.

Tagakov N. E. (2023). Strategies for managing the development of mass sports and physical culture Youth policy in the context of global challenges: sports, physical culture, education, business and the digital economy. 124-130.

Tagakov N. E. (2025). Managerial problems and ways of development of mass sports and physical culture Social practices and management: new directions of integration in a multipolar world. 144-150.

Vafin E.Ya., Kiselev S. V. (2018). Methodological outline of pension system management. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. (10A). 83-92.

Vorobeva I. N. (2024). Management in sports as a specific form of professional activity. Pridneprovsky Scientific Bulletin. 12 (1). 29-32.

Zhitkov V. A. (2018). Methodological and institutional contours of the state planning system. The Economist. (1). 14-28.

Страница обновлена: 13.05.2025 в 20:46:46