Роль промышленно-энергетических комплексов в первичном освоении территорий

Корякина Т.В.1, Шуваева Ю.О.1
1 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, Липецк

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49710056

Аннотация:
Наша работа посвящена теоретическому анализу проблематики промышленного освоения ресурсоносных территорий, находящихся в периферийных регионах нашей страны в условиях ужесточения экономических санкций и формирующейся системы закрытой экономики. Авторами отмечено, что освоение ныне неосвоенных территорий в условиях недостаточности частных инвестиций, наиболее вероятно, придется осуществлять административными мерами с частичным возрождением системы планово-административного управления экономикой, и инструментарий формирования энергопромышленных комплексов как системы, сочетающей в своём функционировании добывающие, обрабатывающие и энергогенерирующие производства, может и должен оказаться весьма эффективным и перспективным

Ключевые слова: комплекс, территория, освоение, реиндустриализация, плановая экономика, закрытая хозяйственная система

JEL-классификация: R11, R12, R13



Введение

В настоящее время экономика нашей страны переживает структурный кризис, связанный со сменой хозяйственного уклада и, наиболее вероятно, со сменой хозяйственной системы.

В качестве одной из наиболее вероятных черт хозяйственной системы, формирующейся в нашей стране с высокой долей вероятности можно назвать ее закрытость, ориентацию на собственные ресурсы и, возможно, наличие экономических связей с восточными странами.

В этих условиях национальной экономике необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся внутренние ресурсы, в том числе природные ресурсы, значительная часть которых расположена в неурбанизированных территориях, находящихся в труднодоступных районах периферийных регионов.

Соответственно, необходимо обеспечить развитие добывающей промышленности на этих территориях. Вместе с тем, «изолированное» развитие добывающей промышленности не даст желаемого эффекта и не будет способствовать росту эффективности хозяйственной системы вследствие целого ряда причин:

Для осуществления эффективной хозяйственной деятельности национального промышленного комплекса, ориентированного не только на экспорт непереработанного сырья необходимо создание предприятий, занимающихся глубокой переработкой добываемого сырья. Далее, в свою очередь, требуются также свободные транспортные мощности и инфраструктурное обеспечение, включающее транспортную сетевую инфраструктуру, передающие/перевалочные устройства, энергетическую инфраструктуру, обеспечивающую как осуществление технологических процессов, так и жизнедеятельность населения территории, прежде всего персонала производственных организаций и их семей.

Также для обеспечения комфортных условий проживания персонала – мы в данном случае принципиально не рассматриваем случай вахтового пребывания, поскольку вахтовым методом весьма сложно обеспечить постоянный квалифицированный персонал в сложном многопрофильном технологическом комплексе.

Соответственно, для эффективного освоения ресурсов, находящихся в малозаселенных местностях, необходим комплексный подход.

Одним из вариантов комплексного подхода развития промышленного потенциала региона является создание промышленных добывающе-перерабатывающих кластеров. Другим вариантом может стать возрождение старой советской идеи формирования энергопромышленных комплексов.

Среди публикаций, посвященных исследуемой и смежным темам, авторы считают необходимым выделить работы по тематике добывающе-перерабатывающих кластеров, таких авторов как Андреева Т.А., Дробот Е.В., Иваненко В.А., Иванова А.А., Каминченко Д.И., Кирхмеер Л.В., Макаров И.Н., Черных В.В. [1 – 12], вопросами связанные с проблематикой развития территорий встречаются в публикациях Авциновой А.А., Анищенко А.Н., Баландина Д.А., Олесиюк О.С., Пивоваровой О.В. [13 – 26], Вопросами развития добывающей промышленности занимались Трапезникова И.С., Полищук Н.А., Сименко Р.Д., Фролова В.Г. [27 – 33].

Целью написания данной работы является выявление потенциала промышленного освоения территорий с использованием инструментария промышленно-энергетических комплексов в условиях замыкающейся хозяйственной системы и вероятного возврата к плановым методам управления экономикой

В качестве элементов, содержащих признаки научной новизны, позиционируется вывод о необходимости использования комплексного подхода в рамках первичного промышленного освоения территории в условиях вероятного возврата к плановым методам управления экономикой.

Основная часть

Возрождение идеи формирования энергопромышленных комплексов в контексте реиндустриализации отечественной экономики и основного инструмента первичного освоения неурбанизированных территорий не в теоретическом смысле, а в контексте осуществления реальной экономической политики во многом зависит от характеристик хозяйственной системы, которая сформируется в нашей стране в период действия внешних ограничений.

Не столь давно, на Санкт-Петербургском экономическом форуме лидеры нашей страны заявляли о фактической исчерпанности прежнего – либерально-ориентированного экономического курса.

Это может, в том числе, означать возврат полный или частичный к системе государственного планирования экономического развития.

Конечно, элементы государственно планирования уже достаточное долгое время постепенно возвращаются в практику государственного управления, воплощаясь, в частности, в системе стратегирования экономического развития. Однако, в условиях возрастающей конфронтации с мировым сообществом (по сути, с «Коллективным Западом»), данная практика скорее всего в силу ее недостаточной эффективности будет заменена более эффективными применительно к институциональной структуре экономики нашей страны практиками государственного регулирования и управления экономикой.

Проанализируем каким же образом могут быть связаны внедрение в практику хозяйственной жизни технологии комплексного освоения территории и системы государственного планирования.

Прежде всего, необходимо определиться с системой целей, которые необходимо достичь в процессе развития промышленности на отдаленных, зачастую практически неосвоенных территориях.

Очевидно, что первым приоритетом с позиции экономики будет добыча ископаемых ресурсов, которые сложно добывать и перерабатывать в условиях старопромышленных территорий, в том числе, вследствие истощения минерально-ресурсной базы.

С политических позиций для страны принципиально важно заселение окраинных территорий для осуществления их фактического освоения и хозяйственного закрепления связей территории с европейским ядром страны.

В настоящее время большинство запасов минеральных ресурсов находится на неосвоенных территориях Сибири, Дальнего Востока, Арктической Зоны.

Данные территории характеризуются низкой плотностью населения, а также практически полным отсутствием всех видов инфраструктурных сетей.

При этом, исходя из экономической целесообразности необходимо решать вопрос о размещении перерабатывающих производств

Для решения вопроса полного хозяйственного освоения территории и политического вопроса о реальной заселенности территории необходимо формировать постоянные крупные поселения.

Фактически с позиции долговременного комплексного освоения территории и ее устойчивого развития речь должна идти о создании новых городов. Ни вахтовый метод осуществления работ, ни работа в удаленном режиме не будут способствовать комплексному устойчивому развитию территории.

Таким образом, для комплексного освоения ресурсов территории необходимо создание системы постоянных поселений – поселков городского типа и малых городов, ядром которых будут выступать системы и комплексы производств.

Ключевым моментов данном случае должно стать отсутствие одного единственного градообразующего производства - поскольку при кризисе данного производства вызванного, например, сменой доминирующего технологического уклада, вполне возможно деградация всего городского/сельского поселения.

Также необходимо отметить, что в рамках единого комплекса необходимо совмещать три базовые производственные, транспортную и одну социально-производственную функции:

- добыча и первичная переработка минерального сырья, либо иных полезных ископаемых;

- глубокая переработка материалов и создание сложных изделий и полуфабрикатов;

- энергоснабжение производственного (энергопромышленного) комплекса;

- транспортировка продукции, созданной в рамках энергопромышленного комплекса;

- кадровое обеспечение энергопромышленного комплекса.

В условиях, когда наша страна фактически является изолированной от мировых финансовых потоков, а, соответственно, и от мировых инвестиций, от крупнейших производственных корпораций, разрабатывать программы реиндустриализации отечественной экономики необходимо опираясь исключительно на внутренние ресурсы.

Степень «жесткости» управления данными ресурсами («мягкое» или институциональное управление хозяйственными процессами и перераспределение ресурсов возможно с использованием технологий государственно-частного партнерства, индикативного планирования; «жёсткое» методами административно-плановой экономики, включая прямое перераспределение ресурсов и директивное планирование социально-экономического и хозяйственного развития) в значительной степени будет зависеть от «тяжести» экономических аспектов конфликта с европейской цивилизацией.

Однако, наиболее вероятно, что в условиях усиливающейся замкнутости экономики будет неизбежным возвращение плановых основ управления экономикой. И, соответственно, планово-административных методов освоения ресурсов неурбанизированных и периферийных территорий.

И здесь весьма полезным может оказаться китайский опыт комплексного планирования территориального развития, когда в рамках единого комплексного плана осуществляется стратегирование развития добывающей промышленности, перерабатывающей промышленности, энергетического и транспортного инфраструктурно-сетевого и генерирующего обеспечения, системы воспроизводства кадров. В перспективе ожидаемой реиндустриализации отечественной экономики с неизбежным временным технологическим и социальным «откатом» назад, данный опыт может оказаться весьма полезным для восстановления страны.

Заключение

Наша страна уже достаточно долго находится в режиме Специальной Военной операции. Это повлекло за собой исключение нашей станы из глобальных цепочек поставок, прекращение сотрудничества со многими транснациональными и национальными корпорациями, свёртывание инвестиций в отечественную экономику. Вместе с тем, следует отметить, что долгосрочных инвестиций в перерабатывающие сектора российской промышленности (за исключением сектора пищевых производств) в нашей стране было не так много. При этом многие отечественные производства были закрыты или устарели на многие десятилетия. Соответственно нашей стране предстоит неизбежное догоняющее промышленное развитие если мы хотим сохраниться как независимая страна со своей цельной хозяйственной системой. Это потребует промышленного освоения ныне неосвоенных территорий, что в условиях недостаточности частных инвестиций, наиболее вероятно, придется осуществлять административными мерами с частичным возрождением системы планово-административного управления экономикой, и инструментарий формирования энергопромышленных комплексов как системы, сочетающей в своём функционировании добывающие, обрабатывающие и энергогенерирующие производства, может и должен оказаться весьма эффективным и перспективным.

Что касается теоретических перспектив дальнейшей работы, весьма интересным направлением исследований представляется политэкономический анализ перспектив реализации экономической политики освоения неурбанизированных территорий как ресурсной базы устойчивого развития в условиях закрытой хозяйственной системы


Источники:

1. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – № 19. – c. 2769-2786.
2. Кирхмеер Л.В. Анализ рисков добывающего региона в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 933-948 .
3. Фролов В.Г., Каминченко Д.И. Апробация содержательной модели согласования интересов экономических субъектов промышленной политики добывающей и обрабатывающей отраслей в условиях цифровизации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1905-1920.
4. Черных В.В., Иваненко В.А. Управление процессами интернационализации территориальных кластеров: инструментарий Европейского Союза // Экономические отношения. – 2022. – № 3.
5. Куимов В.В., Симонов К.В., Щербенко Е.В., Юшкова Л. В. Промышленные кластеры Ангаро-Енисейского макрорегиона. Новый этап развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 2029-2048.
6. Юрова П.Н., Макаров И.Н., Покидова Е.А., Хрючкина Е.А. Кластеризация региональной экономики: проблемы финансирования и мониторинга деятельности региональных кластеров // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 2013-2028.
7. Донцова О.И. Цифровая трансформация системы управления промышленными кластерами // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 897-910.
8. Андреева Т.А. Совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов в кластерных образованиях // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 553-566.
9. Рябчикова Н.Н. Высшее аграрное образование и наука в системе кластерно-сетевого управления экономикой России // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 1. – c. 121-140.
10. Ямпольская Д.О., Володина Д.А. Инновационное развитие и кластеры стран БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1175-1190.
11. Мухамадеев А.Ф. Методические подходы к идентификации кластеров и оценке их влияния на социально-экономическое развитие региона размещения // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2637-2650.
12. Кошелева Т.Н. Направления координации предпринимательского взаимодействия в рамках регионального кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 10. – c. 2517-2528.
13. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964.
14. Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1807-1816.
15. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Факторы регионального развития России: влияние пространства и расстояний и возможности их нивелирования // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1775-1784.
16. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 9. – c. 855-866.
17. Баландин Д.А., Глезман Л.В., Федосеева С.С. Развитие инфраструктуры как фактор результативности управления территориальным пространством региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 449-464.
18. Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Российские территории устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 427-448.
19. Семячков К.А. Моделирование устойчивого развития территории на основе концепции умного города // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1015-1034 .
20. Воронцова Н.В. Взаимосвязь мировых тенденций и политики развития сельских территорий (на примере международного опыта) // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 221-235.
21. Олесиюк О.С., Светлаков А.Г. Современные противоречия в снижении социальной напряженности в не городских (сельских) территориях // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 1. – c. 85-96.
22. Анищенко А.Н., Усманов Д.И. Теоретические основы оценки региональной территориальной дифференциации сельхозпроизводства // Продовольственная политика и безопасность. – 2020. – № 4. – c. 227-242.
23. Строев П.В., Пивоварова О.В. Совершенствование оценки эффективности и мониторинга функционирования территорий опережающего социально-экономического развития // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 2037-2054 .
24. Медведева Н.В. Динамика территориальной организации местного самоуправления: формат округов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 9. – c. 2307-2318.
25. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848.
26. Гунажинова Ю.А., Жаркая Г.Ф., Бадашкеева Е.М. Значение малых городов в современной территориальной политике // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1051-1062 .
27. Трапезникова И.С. Проблемы обеспечения качества трудовых ресурсов в регионах с развитой добывающей промышленностью (на примере Кемеровской области) // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 245-252.
28. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. – 20220. – № 4. – c. 1387-1404. – doi: 10.18334/eo.10.4.111306.
29. Фролов В.Г., Каминченко Д.И. Апробация содержательной модели согласования интересов экономических субъектов промышленной политики добывающей и обрабатывающей отраслей в условиях цифровизации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1905-1920 .
30. Арчакова-Ужахова М.Б., Арчаков И.Н. Существенные аспекты представления информации о затратах на разведку и оценку полезных ископаемых в финансовой отчетности российских компаний добывающих отраслей // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 1. – c. 19-30.
31. Мащенко М.В., Волкова Е.А. Воздействие инвестиционных процессов на развитие горнодобывающих предприятий в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2018. – № 2. – c. 65-72.
32. Полищук Н.А., Сименко Р.Д. Оценка целесообразности финансовой санации угледобывающих предприятий Донбасса // Экономика, предпринимательство и право. – 2013. – № 4. – c. 12-19.
33. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 179-194.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:06