Ключевые барьеры, препятствующие получению максимальных социально-экономических эффектов от организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Российской Федерации
Низяев Д.А.1, Лебедева С.А.1, Белякова М.Ю.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 6 (Июнь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49089391
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В научной статье представлены результаты анализа влияния крупных спортивно-массовых мероприятий на развитие национальной экономики страны. Актуальность исследования на выбранную проблематику, в первую очередь, обусловлена популяризацией спорта среди российского населения, а также большим числом различных проведенных спортивно-массовых мероприятий на территории регионов Российской Федерации, которые имели то или иное влияние на дальнейшее развитие территорий. В рамках статьи рассмотрены особенности формирования и проведения крупных спортивно-массовых мероприятий. Проанализированы прямые и косвенные доходы, которые приобретаются от проведения крупных спортивно-массовых мероприятий. Установлены другие аспекты воздействия спортивно-массовых мероприятий на развитие экономики государства через территориальный брендинг и социальную сферу. В работе также проанализированы причины, которые препятствуют получению максимальных положительных эффектов от организации и проведения крупных спортивно-массовых мероприятий для развития национальной экономики и экономики регионов России.
Ключевые слова: спортивно-массовые мероприятия; социально-экономические эффекты; проблемы организации спортивных мероприятий; проблемы использования спортивного наследия
JEL-классификация: Z20, Z21, Z29
Введение
Спортивный событийный менеджмент является перспективным направлением развития экономического сектора страны. За последние годы в Российской Федерации проводилось немало крупных международных событий, опыт организации которых можно перенять для развития не только отечественной спортивной индустрии, но и национальной социально-экономической сферы.
Актуальность работы обусловлена в первую очередь популяризацией здорового образа жизни, привлечения российского населения к активному участию в спортивных мероприятиях. Более того, ряд исследований демонстрируют рост популярности спортивных мероприятий и их притягательность для туристов [1] (Lebedeva, 2021), а также рисуют перспективы для развития и трансформации данного направления в постпандемийный период [2, 3] (Zubareva, 2020; Yanenko, Shengeliya, 2021). В допандемийный период часто исследовались вопросы экономической эффективности мероприятий спортивной направленности [4, 5] (Chernonog, Tretyakova, 2017; Gureeva et al., 2017), а также их влияния на развитие региональной и национальной экономики [6; 7] (Arkhangelskaya, 2020; Kurochkina, Bakulina, 2020).
Помимо положительных эффектов, которые массовые спортивные события оказывают на экономику отдельных субъектов и страны в целом, существует ряд проблем, препятствующих эффективной организации и проведению мероприятий спортивной направленности. Таким образом, цель работы заключается не только в оценке благоприятных эффектов, получаемых от проведения крупных спортивных событий, но в первую очередь в структурировании и обобщении существующих барьеров, препятствующих получению максимальных выгод от проведения таких мероприятий. Для достижения поставленной цели авторы использовали методы дескриптивной статистики, сравнительный и структурный анализ, а также графические приемы визуализации данных.
Научная новизна заключается в содержательном обобщении существующих в Российской Федерации проблем, препятствующих получению максимальных положительных экономических и социальных экстерналий от организации и проведения в стране массовых спортивных мероприятий, которые условно можно разделить на управленческие, маркетинговые, образовательные, культурные и проблемы безопасности.
В результате авторами были продемонстрированы как положительные эффекты на примере Республики Татарстан, так и негативные особенности влияния спортивно-массовых мероприятий на внутреннее экономическое состояние экономики.
Социально-экономическое воздействие массовых спортивных мероприятий на региональное развитие
Создание эффективной экономики, которая развивается и демонстрирует рост основных показателей, включая объем валового внутреннего продукта, – главная задача для Правительства Российской Федерации. Чтобы ее достигнуть, необходимо стимулирование комплексного развития всех отраслей, рынков и сфер жизнедеятельности нашего общества. Среди них и спорт, который в последние десятилетия становится неотъемлемым элементом развития спортивной культуры, позволяющим увеличивать объемы потребления ряда сопутствующих товаров и услуг.
К тому же для такой страны, как Россия, проведение крупных спортивно-массовых мероприятий является примером влияния процедуры подготовки на разработку и реализацию новых крупных инфраструктурных проектов, как это было, к примеру, с проведением зимних Олимпийских игр в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Проведение крупных спортивных мероприятий международного уровня оказывает огромное влияние на функционирование национальной экономики страны, но наиболее сильное воздействие они оказывают на развитие инфраструктуры региона, уровень его обеспеченности трудовыми ресурсами и инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов [8] (Pack, 2015).
Причиной тому является то, что крупные спортивно-массовые мероприятия, как правило, проводятся в определенном городе, что, соответственно, приводит к притоку туристов, бизнеса, инвесторов и строительных компаний именно к данному месту с целью подготовки и принятия участия в ожидаемом событии.
За пример можно взять город Казань, на территории которого в течение первой половины 2010-х гг. проведено более 20 крупных спортивно-массовых мероприятий международного уровня, в частности XXVII Всемирная летняя Универсиада в 2013 году, чемпионат мира FINA по водным видам спорта в 2015 году, привлекшие значительные финансовые ресурсы для капитальных вложений в реализацию новых инфраструктурных проектов, включая строительство спортивных объектов, школ детско-юношеского спорта, туристических центров и коллективных средств размещения, простимулировав создание тысяч новых рабочих мест. В итоге благодаря подготовке к проведению крупных спортивно-массовых мероприятий на территории города Казань городская территория и республика в целом получили развитую спортивную, туристическую и транспортную инфраструктуру, за счет чего в течение 2011–2015 гг. продвинулись в своем развитии на 15–20 лет вперед.
Так, в первой половине 2010-х гг. в Республике Татарстан наблюдается устойчивая тенденция роста спортивных сооружений и туристских инфраструктурных объектов, который составил в конце 2016 года 9 982 спортивных и туристических объекта (рис. 1), из которых более 7,5 тысяч приходилось на спортивные сооружения, в т.ч. 43 стадиона вместимостью 1 500 и более человек, спортивных площадок и полей – 5 583, 1 975 спортивных залов и 198 плавательных бассейна (рис. 2).
Рисунок 1. Общее количество объектов спортивной и туристской инфраструктуры в Республике Татарстан в период с 2010 по 2020 г.
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [9] (Rosstat).
Рисунок 2. Количество объектов спортивной инфраструктуры по категориям в Республике Татарстан в период с 2010 по 2020 г.
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [9] (Rosstat).
Разработка и реализация инфраструктурных и строительных проектов не только преобразили город, но и изменили мышление людей, их отношение к спорту, здоровому образу жизни. В долгосрочной перспективе помимо полученных экономических выгод в виде прямых и косвенных доходов от проведения спортивно-массовых мероприятий было улучшено качество жизни населения, в частности сглажено неравенство в доходах населения (рис. 3), а также снижена доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 8% в 2010 году до 6,6% в 2020 году. Среднедушевые денежные доходы населения также выросли с 18 424 рублей в 2010 году до 32 404 рублей в 2015 году и достигли 35,6 тысяч рублей в 2020 году (рис. 4). Таким образом, за счет реализации массовых спортивных мероприятий было решено значительное число социальных задач, выступающих барьерами при обеспечении региональной экономической безопасности Республики Татарстан [10] (Kadyrov, 2015).
|
|
|
|
А)
|
Б)
|
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [9] (Rosstat).
Рисунок 4. Динамика среднедушевых денежных доходов населения Республики Татарстан за период с 2010 по 2020 г.
Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [9] (Rosstat).
Доходы от проведения крупных спортивно-массовых мероприятий можно разделить на две ключевые группы: прямые доходы и косвенные доходы [11] (Lyashenko, 2010).
К группе прямых доходов от проведения крупных спортивно-массовых мероприятий относятся [12] (Maening, Plessis, 2007):
· доходы от продажи билетов на спортивные мероприятия и соревнования;
· доходы от продажи прав на телетрансляцию спортивного мероприятия и соревнования;
· доходы от продаж прав на использование официальной символики спортивного мероприятия в своих личных коммерческих целях юридическим лицам;
· доходы от выдачи различных лицензий и разрешений, связанных с посещением, трансляцией соревнований и использованием символики;
· доходы от спонсорских выплат компаний и организаций, использующих крупные спортивно-массовые мероприятия как выставочную площадку для рекламы своего бренда и продвижения продукции.
К группе косвенных доходов от проведения крупных спортивно-массовых мероприятий относятся [13] (McGillivray, 2019):
· стимулирование роста деловой активности бизнес-субъектов;
· стимулирование роста доходов и выручки компаний от реализации различной категории продукции;
· увеличение объема поступления налогов с продаж в бюджеты;
· обеспечение снижения уровня безработицы через создание новых временных рабочих мест, увеличивающих занятость местного населения;
· повышение уровня платежеспособности спроса и покупательной способности населения;
· стимулирование развития транспортной и производственной инфраструктуры, которая строилась в рамках подготовки к проведению крупных спортивно-массовых мероприятий;
· увеличение уровня доступности территории, где проводится крупное спортивно-массовое мероприятие, для иностранных туристов, бизнеса и инвесторов.
Кроме того, проведение крупных спортивно-массовых мероприятий приводит к созданию положительного имиджа и бренда территории, где проводится данное событие. Практическая роль роста имиджа и бренда территории при формировании стратегии экономического развития страны заключается в следующем [14] (Hashimova, 2016):
1. Увеличивается число потребителей на территории (в первую очередь благодаря притоку иностранных туристов, пользующихся местными услугами и товарами).
2. Имя региона, страны и его местных производителей становится более узнаваемым на международном уровне.
3. Повышается качество удовлетворения потребностей населения.
4. Увеличивается стоимость территориальной единицы, которую можно измерить как суммарный размер поступающих налогов и сборов в бюджет.
5. Увеличивается деловая и инвестиционная активность предпринимательских субъектов бизнеса.
Таким образом, положительные экстерналии от проведения крупных спортивно-массовых мероприятий ощущают все государственные и негосударственные структуры, отрасли народного хозяйства, население страны. Органы государственной власти благодаря организации и проведению массовых спортивных мероприятий на территории страны фиксируют приток новых инвестиций и налогов в бюджеты разных уровней. Увеличивается спрос на рабочую силу за счет увеличения количества рабочих мест в дестинации проведения мероприятия. Как следствие, растет уровень заработных плат, увеличивается покупательная способность населения и снижается степень социальной расслоенности. Для отдельных отраслей народного хозяйства проведение массовых спортивных мероприятий – доступ к инвестициям, в том числе и иностранным. Например, для строительного бизнеса региона организация спортивных мероприятий в субъекте означает стимул к строительству крупных инфраструктурных спортивных и туристических объектов. Для сферы услуг – это возможность создания новых предприятий по удовлетворению растущего спроса потребителей на необходимую продукцию.
Ключевые проблемы Российской Федерации при организации и проведении массовых спортивных ивентов, а также последующего использования спортивного наследия
Однако не всегда проведение крупных спортивно-массовых мероприятий может иметь положительное влияние на развитие внутренней экономики страны. Рассматривая пример России, важно выделить следующие актуальные проблемы, которые препятствуют эффективному использованию данного механизма в стимулировании экономического роста и развития.
1. Огромные затраты и издержки государства на проведение крупных спортивно-массовых мероприятий, которые оказываются значительно выше, чем это предполагалось при установлении финансового плана и бюджета.
В качестве примера приведем подготовку к Олимпийским играм в Сочи, которые стали самыми затратными не только среди зимних, но и летних игр за всю историю. Общие затраты на Олимпиаду превысили планируемую стоимость и составили, по некоторым оценкам, 1,5 трлн рублей [1] (42,5 млрд долларов при курсе 35,26 рублей за 1 доллар в феврале 2014 г.) [15] (AIF). На проведение Олимпийских соревнований в Лондоне в 2012 году было потрачено 14,6 млрд долларов, в Ванкувере в 2010 г. – порядка 8,9 млрд долларов, Китай (Пекин) потратил в 2008 году около 40,9 млрд долларов, и 15 млрд долларов потребовалось, чтобы провести Олимпиаду в Афинах в 2004 г.. Позже в 2016 году было потрачено порядка 13,2 млрд долларов на проведение Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, 12,9 млрд долларов – на проведение Олимпиады в Корее в 2018 году, 15,9 млрд долларов – в Японии, и 3,9 млрд долларов – в Пекине в 2022 году [16, 17] (RB; BCS Express). Несложно посчитать, что затраты на сочинскую Олимпиаду превысили затраты в Лондоне в 2,9 раза, в Ванкувере – в 4,8 раза, китайские затраты – на 1,6 млрд долларов, затраты Афин – в 2,8 раза, расходы на проведение Олимпиады в Рио – в 3,2 раза, расходы Пенчхана – в 3,3 раза, Японии – в 2,7 раза, и в 10,9 раз – расходы Китая в 2022 году. На сегодняшний день Олимпиаду в Сочи называют самым дорогостоящим мероприятием. Такой разброс расходов на организацию и проведение Олимпиады можно назвать аномальным. Однако следует отметить, что в рамках программы подготовки и проведения зимней Олимпиады в Сочи в общие расходы также были включены затраты на строительство автомобильной и железнодорожной магистрали Адлер – Красная Поляна, а также затраты на развитие города как горноклиматического курорта.
2. Низкий уровень эффективности работы менеджмента спортивных организаций, которые занимаются подготовкой к проведению крупных спортивно-массовых мероприятий. Она отражается в той же неэффективности использования бюджетных средств государства, из-за чего возникает дефицит финансирования реализации крупных инфраструктурных проектов. С целью ее решения необходимо привлечение дополнительных источников финансового обеспечения проведения спортивно-массового мероприятия, но и здесь создается следующая проблема [18] (Ambarova, Mustafayev, 2019).
3. Отсутствие навыков и умений у менеджмента спортивных организаций России привлекать спонсоров и различных инвесторов на проведение работ по подготовке крупных спортивно-массовых мероприятий на выгодных условиях.
Данные навыки входят в разряд ключевых для менеджеров спортивной индустрии. К сожалению, в последние 10 лет исследователи постоянно говорят о падении качества подготовки специалистов – некомпетентности выпускников, отсутствии у них необходимых навыков и неумении адаптироваться к реальным производственным условиям. Сегодня 36% работодателей приравнивают выпускников бакалавриата к лицам с неполным высшим образованием, а 8% сравнивают их с выпускниками средних профессиональных учебных заведений [19] (Kuzub, 2022). Это также относится и к специалистам спортивной индустрии, обучающимся на программах бакалавриата.
4. Возникновение сложностей в обеспечении безопасного проведения крупных спортивных мероприятий. Под данной проблемой подразумевается вероятность риска и угрозы несчастных случаев или явления террористических акций и т.д. В частности, согласно информации, представленной на сайте правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 9 из 11 субъектов, принимавших матчи Чемпионата мира по футболу, в 2018 году входили в топ-20 российских субъектов по количеству зарегистрированных преступлений. Например, Москва, принимающая матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году, находилась на первом месте по данному показателю (табл. 1).
Таблица 1
Количество зарегистрированных преступлений в субъектах Российской Федерации, принимавших матчи по чемпионату мира по футболу, за январь – декабрь 2018 года
Субъект РФ (город, принимавший матчи
ЧМ-2018)
|
Количество зарегистрированных
преступлений в регионе
|
Место в рейтинге регионов
|
г. Москва
|
140 542
|
1
|
Краснодарский
край (г. Сочи)
|
68 120
|
3
|
Ростовская область (г. Ростов-на-Дону)
|
55 460
|
6
|
Свердловская
область (г. Екатеринбург)
|
55 434
|
7
|
г. Санкт-Петербург
|
51 420
|
9
|
Республика
Татарстан (г. Казань)
|
43 586
|
13
|
Нижегородская область (г. Нижний Новгород)
|
41 638
|
15
|
Самарская
область (г. Самара)
|
41 461
|
16
|
Волгоградская область (г. Волгоград)
|
38 539
|
17
|
Калининградская
область (г. Калининград)
|
13 734
|
47
|
Республика Мордовия (г. Саранск)
|
7 730
|
69
|
5. Отсутствие рационального использования «наследия», которое остается в стране после проведения крупных спортивно-массовых мероприятий. Как показывает отечественная практика, после проведения крупных спортивных мероприятий многие инфраструктурные объекты простаивают, что неэффективно в их потреблении. Ведь помимо необходимости финансового обеспечения постоянных расходов, возникающих при обслуживании данных спортивных объектов, отсутствуют какие-либо выгодные экономические механизмы по окупаемости инвестиций, вложенных в капитальное строительство [21] (Dusenko, Zhukova, 2021).
В качестве примера рассмотрим один из главных стадионов чемпионата мира по футболу 2014 года в ЮАР, который носит название «Маракана». На данном стадионе, находящемся в многонаселенном городе Рио де Жанейро, проходило 7 матчей чемпионата, включая финал турнира. Вместимость стадиона – порядка 73 тысяч человек. Несмотря на то, что стадион является важной спортивной инфраструктурой страны, даже у такого объекта есть проблемы с окупаемостью и вопросом наследия. В 2016 году на данном стадионе проходили церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, во время которых объект был передан во владение государственным органам. После окончания игр его необходимо было вернуть частной компании, но первоначальный владелец отказывается его принимать из-за непотребного состояния. После оценки необходимых затрат по возвращению стадиона в функциональное состояние началось судебное разбирательство, так как ни одной из сторон невыгодно владеть убыточным стадионом. В настоящее время стадион находится в той же убыточной стадии, из-за долгов неоднократно отключали электричество. Стадионы в ЮАР не востребованы и не являются многофункциональными спортивными объектами, поскольку наблюдается низкая посещаемость спортивных мероприятий, отсутствует практика по организации различных концертов, фестивалей и других специальных мероприятий на стадионах. Проведение чемпионата мира по футболу в этой стране не стало катализатором развития и популяризации футбола в полном объеме.
6. Отсутствие устойчивого событийного маркетинга (маркетинга крупномасштабных событий) и последующего продвижения России на данном рынке.
Последняя проблема, наверное, имеет наибольшую степень негативного влияния на эффективное воздействие от проведения крупных спортивно-массовых мероприятий на развитие национальной экономики страны. Среди основных причин отсутствия устойчивого событийного маркетинга в России стоит выделять:
· низкий уровень позиционирования органами местной власти территории, где будет проведено крупное спортивно-массовое мероприятие;
· низкий уровень заинтересованности российских организаций в партнерстве с международными спортивными ассоциациями при продвижении городов и регионов, где проводятся спортивно-массовые мероприятия;
· нерациональное использование природного и культурного наследия территории, а также туристического потенциала;
· недостаточный уровень эффективности государственной поддержки развития предпринимательства в сфере ивент-менеджмента и проведения крупных спортивно-массовых мероприятий.
Преодоление данных барьеров будет способствовать максимизации положительных эффектов, получаемых от организации и проведения массовых спортивных мероприятий. Рассмотренные проблемы требуют комплексного решения, в том числе аккумуляции усилий федеральных, региональных и местных органов власти в области планирования затрат и составления бюджета для проведения спортивных мероприятий, модернизации существующих программ подготовки специалистов в области спортивного менеджмента и ивент-маркетинга.
Заключение
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, важно подчеркнуть, что проведение крупных спортивно-массовых мероприятий имеет не только положительное воздействие на стимулирование развития национальной экономики страны за счет получения прямых и косвенных доходов от мероприятий, но и ряд значимых проблем, препятствующих получению максимальных выгод от организации и проведения массовых спортивных мероприятий.
Нивелирование и преодоление рассмотренных недостатков и проблем, которыми характеризуются крупные спортивно-массовые мероприятия, поможет получать больше как экономических, так и социальных эффектов.
[1] Согласно некоторым оценкам, эта цифра достигает 50 млрд долларов.
Источники:
2. Зубарева Т.В. Проблема развития и реализации физической культуры и спорта в связи с пандемией, вызванной COVID-19 // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2020. – № 12. – c. 89-92. – doi: 10.36683/2500-249X/2020-12/89-92.
3. Яненко Л.И., Шенгелия С.М. Развитие спорта в постпандемический период // Актуальные вопросы и перспективы развития физического воспитания, спорта в вузах. Новосибирск, 2021. – c. 239-242.
4. Черноног А.Н., Третьякова С.Н. Экономическая и финансовая эффективность проведения спортивных мероприятий и их экономическое влияние на экономику региона и в целом на страну проведения // Естественно-гуманитарные исследования. – 2017. – № 18(4). – c. 33-38.
5. Гуреева Е.А. и др. Экономическая эффективность мероприятий массового спорта // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 9. – c. 12-15.
6. Архангельская С.М. Влияние спорта на экономику и жизнь человека // Современные векторы прикладных исследований в сфере физической культуры и спорта. Воронеж, 2020. – c. 38-41.
7. Курочкина Н.Е., Бакулина Н.М. Влияние спорта на экономику страны. Пример влияния ФИФА 2018 на экономику и развитие России в период с 2013 по 2019 годы // Управление развитием социально-экономических систем. Ульяновск, 2020. – c. 140-144.
8. Пак C.В. Влияние крупных спортивных мероприятий на развитие инфраструктуры региона и его инвестиционную привлекательность // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2015. – № 7. – c. 66-69.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204# (дата обращения: 08.04.2022).
10. Кадыров А.Р. Экономический и социальный эффекты проведения крупных спортивных мероприятий // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 9(2). – c. 342-347.
11. Ляшенко В.И. Экономические аспекты проведения крупных международных спортивных мероприятий // Управление экономикой: теория и практика. – 2010. – № 2. – c. 5.
12. Maennig W., Du Plessis S. World Cup 2010: South African economic perspectives and policy challenges informed by the experience of Germany 2006 // Contemporary Economic Policy. – 2007. – № 4. – p. 578-590. – doi: 10.2139/ssrn.1520590.
13. McGillivray D. Sport events, space and the ‘Live City’ // Cities. – 2019. – p. 196-202. – doi: 10.1016/j.cities.2018.09.007.
14. Гашимова Л.Г., Кадиева Н.Г. Территориальный брендинг как инструмент развития региона // Практика использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами. Махачкала, 2016. – c. 71-74.
15. Сколько стоила подготовка к Олимпиаде в Сочи?. Аргументы и факты. [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/olymp2014/dontknow2014/skolko_stoila_podgotovka_k_olimpiade_v_sochi?ysclid=l3oatd3rtp (дата обращения: 01.05.2022).
16. Цена Олимпиады: сколько денег тратится на проведение главного спортивного события в мире. Rb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rb-ru.turbopages.org/turbo/rb.ru/s/story/cena-olimpiady (дата обращения: 01.05.2022).
17. Миллиарды на спорт. Сколько стоят Олимпийские игры. BCS Express. [Электронный ресурс]. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/milliardy-na-sport-skol-ko-stoiat-olimpiiskie-igry#:~:text=Зимняя%20Олимпиада%20в%20Ванкувере%20стоила%20Канаде%20около%20%248%2C9%20млрд (дата обращения: 01.05.2022).
18. Амбарова П.А., Мустафаев М.Э. Значение крупных спортивных мероприятий в развитии территорий // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий. Екатеринбург, 2019. – c. 8-12.
19. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 55-68. – doi: 10.18334/lim.9.1.114299.
20. Показатели преступности России, январь-декабрь 2018. Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_rate (дата обращения: 01.05.2022).
21. Дусенко С.В., Жукова М.А. Опыт использования инфраструктуры после проведения крупных международных спортивных мероприятий // Инновации и инвестиции. – 2021. – № 4. – c. 136-139.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 00:14:24