Обновление контура пространственного развития: объектно-предметное содержание
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 4 (Апрель 2025)
Введение
В условиях новой экономической реальности, сопряженных с возникновением целого ряда феноменов современных преобразований, первичными становятся механизмы адаптации всех институтов и систем к изменившимся условиям во взаимосвязи с национальными целями развития страны. Происходящие процессы влекут расширение границ экономической теории, появление новых объектов исследования и новых характеристик экономических процессов, выработки теоретических и методологических конструктов теории новой экономической реальности, соотносимых со сложившимися тенденциями, новыми вызовами и возможностями.
Усиление неравномерности и прерывности социально-экономического развития и его составной части пространственного развития стало основным фактором в определении контура Стратегии пространственного развития на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, как документа стратегического планирования, призванного обеспечить устойчивое и сбалансированное пространственное развитие страны. [1] Факт принятия новой Стратегии пространственного развития выступает доминантой для целей исследования и развития предметной области теории новой экономической реальности. В свою очередь, периодичность принятия документов стратегического планирования обеспечивает проведение сравнительного анализа с предыдущим периодом в части содержательной наполняемости, выявления закономерностей, научного познания и конструирования методологических параметров (метрик) обновленного контура пространственного развития.
Цель статьи заключается в исследовании совокупности методологических параметров обновленного контура пространственного и территориального развития. В ходе исследования был использован междисциплинарный подход, основанный на взаимосвязи теории новой экономической реальности, теории пространственного развития и дополняющей ее теории поляризованного развития, концептуально-методологический и системный методы.
Результаты и обсуждение
Опираясь на прикладной характер методологии познания и онтологические допущения в исследовании организации пространственного развития возможно применение следующей совокупности теоретико-методологических параметров модели пространственного развития. К числу таковых представляется возможным среди прочего отнести категориальный аппарат пространственного развития, целостность объектной области, систему метрик предметной области. Обязательной оговоркой, обеспечивающей уменьшение разрыва между научным и правовым явлением пространственного развития, выступает необходимость учета нормативного характера указанных параметров, основанного на принципе однозначности.
Категориальный аппарат пространственного развития
Категориальный аппарат любого объекта познания представляет собой совокупность взаимосвязанных понятий и терминов, определяющих собой посыл и собственно вход в соответствующую область познания и границы предметно-содержательной области познания.
Категория «пространственное развитие» выступает комплексным научным конструктом не с точки зрения взаимосвязи двух составляющих его терминов, а с точки зрения семантики данного понятия. Общеизвестным понятием пространственного развития выступает «система расселения и территориальная организация экономики». Семантическая интерпретация данного понятия не является дискуссионной, поскольку априори территория населена людьми, осуществляющими деятельность по обеспечению своей жизнедеятельности на основе создания и использования соответствующих средств производства, что постулирует взаимообусловленность данных составляющих [8]. Сложнее интерпретируется и организуется деятельностная сторона по планированию и осуществлению расселения и организации экономики на неравнозначных территориях и в первую очередь по своему потенциалу, складывающемуся из множества детерминант. Такой вывод следует из вариативности научных и нормативных подходов к познанию, обоснованию и формализации пространственного развития, а также целого ряда сохраняющих актуальность проблем, одной из которых выступает сохранение и рост межрегиональной дифференциации [11].
В свою очередь, пересмотр нормативных походов к преодолению негативных тенденций пространственного развития отражается и на уточнении нормативных дефиниций категориального аппарата. Так против предыдущей Стратегии пространственного развития до 2025 года в Стратегию пространственного развития до 2030 года не включено понятие «пространственное развитие». Вместе с тем соответствующее научному термину «пространственное развитие» его понимание включено в цель пространственного развития – «формирование сбалансированной системы расселения и территориальной организации экономики» во взаимосвязи с достижением национальных целей и обеспечением национальной безопасности. Синонимичность понятий «сбалансированность» и «взаимообусловленность» не вызывает сомнения. Существенное отличие от формулировки цели в предыдущей Стратегии пространственного развития до 2025 года заключается в отсутствии ныне упоминая об устойчивом развитии и ускорении темпов роста, что отчасти проецируется на содержание новой Стратегии пространственного развития и применяется несколько в иной риторике, что соответствует новым вызовам и новым возможностям для пространственного развития.
Методология формирования и формализации категориального аппарата исходит из предназначения системы понятий и терминов предельно точно отражать онтологическую сторону научного знания в области проблематики. В отличие от частного объекта научного исследования документ стратегического планирования должен содержать категориальный аппарат, построенный по объяснительному принципу, в терминологическом аспекте отражающий общее видение предметной области объекта исследования. Так, новая Стратегия пространственного развития содержит ряд задействованных ранее терминов (опорный населенный пункт; городская агломерация; геостратегическая территория), исключает отдельные и, напротив вводит новые термины (новый экспериментальный населенный пункт, прилегающая территория, единый перечень опорных населенных пунктов; ядро городской агломерации и др.), которые в совокупности дают общее понимание контура и механизмов пространственного развития на предстоящий период.
Целостность объектной области пространственного развития
Из множества подходов к определению объектной области пространственного развития будем оперировать правовым подходом на основе нормативных правовых актов.
Объектом организации пространственного развития выступает сбалансированная система расселения и территориальной организации экономики (в обобщенном виде – пространственное развитие). Речь идет о сложном целостном объекте, состоящим из двух структурных элементов – расселении и территориальной организации экономики, как неотъемлемых и взаимообусловленных частей пространственного развития (с первичным акцентом на экономическую составляющую, обеспечивающую условия проживания и развития за счет достаточного уровня развития инфраструктурных систем). Сущностной детерминантой объектной области пространственного развития выступает обоюдный процесс расселения людей (обеспечение притока и закрепление населения), который невозможен без экономической составляющей и, напротив территориальной организации экономики, которая невозможна без поселенческой составляющей пространства [6].
В основе взаимообусловленности процессов расселения и территориальной организации экономики лежат разработанные ранее базовые концепты теории экономического пространства [14]. Понимание звеньев пространственной структуры экономики как взаимосвязанного развития пространства, населения и ресурсов постепенно трансформировалось, категория экономического пространства детерминировала в систему связей, сетей и в пространство процессов и отношений, что означает выход пространства в экономике за рамки своего географического определения [4]. При всей известной относительности пространства новая Стратегия пространственного развития нацелена максимально вовлечь пространство в достижение национальных целей с учетом необходимости эффективного использования имеющихся ресурсов. При этом понимание ресурсов пространства изменяется на понимание пространства как ресурса, которое можно создавать вне зависимости от природных и географических факторов и эффективно использовать [3].
Этимологически пространственное развитие в контексте пространства увязывалось с крупными территориальными образованиями (страна, регион), в свою очередь развитие пространства (территории) - со стратегическим планированием, поскольку пространственное развитие не является самоуправляемым явлением, его планируют на долгосрочной основе и обеспечивают реализацию. Стратегия пространственного развития определяет направления, цели и приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны в целом по территориальному принципу. Будучи комплексным документом, новая Стратегия учитывает всю совокупность факторов, влияющих на пространственное развитие, в том числе параметры демографического прогноза, прогноза научно-технологического развития и прогноза социально-экономического развития страны и образуемых на их основе сценариев пространственного развития (на предстоящий период сохраняются инерционный и приоритетный (целевой) сценарии).
Целостность объектной области пространственного развития закрепляется целью, приоритетами, принципами и целевыми показателями пространственного развития.
По общему правилу определение стратегических приоритетов обеспечивает выбор наиболее приемлемых направлений развития и является неотъемлемой частью любого планирования и управления. Выявление и расстановка приоритетов определяется целью и зависит от множества факторов и не является статичным, изменение условий влияет на выбор критериев приоритетности и приоритетов. К числу пространственных приоритетов на предстоящий период отнесены система опорных населенных пунктов и основные направления развития федеральных округов Российской Федерации. Содержательная часть и институциональная среда каждого из пространственных приоритетов определяет в том числе предметную область пространственного развития. Одновременно Стратегия выделяет приоритеты пространственного развития в отдельных отраслях, нашедших свою детализацию в раскрытии перечня принципов по каждой отрасли в отдельности с постановкой и детализацией задач и механизмов развития каждой из отраслей.
Несмотря на стабильность, постоянство и относительно определенное содержание принципов, лежащих в основе организации любой деятельности, в том числе пространственного развития, они также не остаются статичными началами во временном интервале, они детерминируются целью и определяют базовые подходы к ее достижению, что определяет их учредительный характер. Принципы пространственного развития на предстоящий период положены в основу методологии постановки и решения задач пространственного развития. Тем самым принципы (раздел VI Стратегии) «приоритизируют приоритеты» пространственного развития, учреждая своими формулировками тот иной приоритет прямо (в семи из десяти принципах) или что вытекает из инструментария, приведенного в принципах, с указанием «за счет», «при сохранении», «способствующей» и т. п. Стратегия упоминает также об общих и отраслевых принципах пространственного развития («закрепленных в Стратегии») в контексте достижения эффективности использования ресурсов для максимального задействования пространства. При этом приведены три направления, которые общие и отраслевые принципы предусматривают (в части создания и загрузки объектов инфраструктуры и доступа к обеспечению потребностей жителей). Можно предположить, что их детализация (применительно к отраслевым принципам) приведена в разделе о приоритетах пространственного развития в разрезе отдельных отраслей (раздел VIII Стратегии), о чем было сказано выше. Однако в совокупности приведенных фактов отмечается некое методологическое смешение приоритетов и принципов как между собой, так и в видовом разрезе, что требует от исполнителей специализированного методологического знания, в том числе в области юридической техники.
Методология формирования целевых показателей с учетом вариативности требований в них исходит из понимания их реалистичности, как доказательств необходимости и достаточности объектно-предметного раскрытия целей (только в такой характеристике показателей можно не допустить разрыва между намерениями и действиями по достижению целей).
Целевые показатели пространственного развития на предстоящий период количественно и качественно отличаются от предыдущей Стратегии и в большей степени отражают две структурные части системы пространственного развития (расселения и территориальной организации экономики), доказательно демонстрируя значимость первой (расселения) и обеспечивающую роль второй (территориальной организации экономики). Сохраняется разбивка показателей между инерционным и целевым сценариями пространственного развития, при этом новый формат целевых показателей содержит увязку каждого из показателей с национальной целью, достижению которой способствует показатель, а также с перечнем ответственных исполнителей. В результате новая Стратегия пространственного развития призвана внести вклад в достижение трех национальных целей (сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; комфортная и безопасная среда для жизни; устойчивая и эффективная экономика).
Обновление объектной области организации пространственного развития под воздействием новых вызовов и возможностей и сохранивших актуальность проблем влечет, как уже было отмечено, выработку новых и адаптацию существующих методологических конструктов, выполняющих роль механизмов реализации пространственного развития и образующих предметную область исследования пространственного развития. Результирующим фактором формализованной в Стратегии пространственного развития предметной области можно считать достижение целевых показателей пространственного развития при сохранении условий инерционного или целевого сценариев.
Система метрик предметной области пространственного развития
Система методологических параметров предметной области исследования формируется путем моделирования (определения границ) предметно-содержательной области познания и в практическом аспекте представляет собой набор механизмов реализации пространственного развития. Дальнейшее рассмотрение предметной области основывается на постулате отсутствия равенства между правовым и научным подходами к сущности приоритетных механизмов реализации Стратегии пространственного развития (содержащихся в разделе XI) и механизмов реализации пространственного развития, детерминируемых объектной областью пространственного развития.
Механизмы реализации пространственного развития в обобщенном виде условно можно трактовать как механизмы решения новых вызовов и возможностей; механизмы приоритетного развития отдельных отраслей; механизмы приоритетного развития федеральных округов. При этом условность предопределена методологическим подходом к ранжированию механизмов, основанному на относительной вероятности и релевантности.
Механизмы решения новых вызовов и возможностей пространственного развития: основные признаки
Отличительным признаком механизмов решения новых вызовов и возможностей пространственного развития выступает их направленность на качественные изменения и трансформацию процессов развития. При этом определяющей детерминантой в рассматриваемой группе механизмов являются проблемы, сохранившие актуальность. В свою очередь «новые вызовы и возможности», характерные для условий новой экономической реальности, выступают объективно-субъективным фактором, влияющим на разрешение проблем [1]. В части объективного фактора понимается период глобального технологического развития и технологического лидерства, в свою очередь субъективным фактором выступают затяжные случаи достижения политических целей за счет увеличения экономического давления на государства извне. Такая событийность последних лет выдвигает принцип императива [12] срочности и ограниченности во времени в число основных постулатов сегодняшней повестки развития.
Представляется возможным отнесение к рассматриваемой группе механизмов – механизм управления концентрацией силы; механизм переориентации взаимодействия; механизм развития экономики предложения.
Механизм управления концентрацией силы
При сохранении приверженности теории поляризованного развития в предыдущем периоде пространственного развития упор был сделан на перспективные центры роста с попытками уравновешивания географии экономического роста за счет перспективных экономических специализаций каждого субъекта Российской Федерации (по условной формуле «отрасль – населенной пункт»). Несмотря на постулируемый тезис, что экономический рост в полюсах роста распространяется (с переменной интенсивностью) через различные каналы на экономическую систему, на конечные эффекты может повлиять тезис о круговой и кумулятивной причинности с эффектом самоусиления полюсов роста при прочей пассивности экономической системы [7].
Последнее обстоятельство могло стать объективным фактором сложившейся концентрации экономического роста на ограниченном числе территории (столичные агломерации и ряд субъектов Российской Федерации, в которых расположены основные минерально-сырьевые центры). Несмотря на рост экономики страны и создание такими лидерами спроса для других регионов, не разрешена проблема межрегиональной дифференциации в возможностях экономического роста [5]. Закономерным и производным явлением выступает продолжение концентрации населения в крупных городах и городских агломерациях при прочем сокращении доли жителей, что влечет сжатие пространства [2]. В основе проблемы – неравномерное развитие социальной инфраструктуры и иные условия, влияющие на уровень и качество среды для жизни населения. Усугубляет ситуацию ухудшение демографической обстановки в большинстве субъектов Российской Федерации и проблема оттока кадров.
Для выравнивания межрегиональной дифференциации на предстоящий период запланировано снижение пространственной поляризации за счет системы опорных населенных пунктов, отличающихся широким охватом территории и в большей степени интегрирующим расселение и территориальную организацию экономики («населенный пункт – отрасль»). Данный подход демонстрирует намерения перехода от полюсов роста к полюсам или пространствам интеграции и собственно механизму управления концентрацией силы (с характеристикой управления как осознания среды распространения эффектов полюса развития) [15].
Необходимо подчеркнуть, что термин «опорный населенный пункт» не является новым, он был введен в предыдущую Стратегию в период ее реализации и в тот же период претерпел уточняющую редакцию, в том числе с введением понятия «прилегающая территория» [9]. В новой Стратегии вновь представлена уточняющая редакция, в которой заметен синергетический эффект развития опорного населенного пункта на прилегающую территорию. Отличие от предыдущего периода заключается в том, что механизм опорных населенных пунктов был задействован как дополнительный к механизмам центров роста и перспективных экономических специализаций регионов, в большей степени отмечается результат его легитимации и упорядоченности, тем не менее начало формированию перечня таких опорных пунктов было положено. [2] На предстоящий период пространственного развития механизм опорных населенных пунктов становится оптимальным в управлении концентрацией силы (на основании единого перечня опорных населенных пунктов реализуется приоритетная поддержка их развития).
Механизм переориентации взаимодействия
Востребованность в механизме переориентации взаимодействия возникла как вынужденная мера в ответ на новые вызовы из-за введенных ограничений, роста геополитической напряженности, снижения доступности технологий, структурных изменений экономики и других. Вместе с тем прекращение сотрудничества с недружественными странами создает новые возможности для его развития с другими государствами. Доминирующее значение приобретает переориентация российской внешней торговли, что напрямую влияет на пропорции торгового баланса страны, на развитие международных транспортно-логистических коридоров для переориентации грузовых потоков. Приоритетными направлениями становятся наращивание международных торговых связей, промышленная кооперация с дружественными странами, развитие туризма между государства. Переориентация взаимодействия затрагивает не только зарубежную компоненту, существенные изменения претерпевает внутрирегиональное и межрегиональное взаимодействие как результат формирования пространств интеграции.
Механизм развития экономики предложения
Влияние вышеназванных неблагоприятных факторов, затрагивающих все отраслевые сегменты, стало стимулом для развития экономики предложения, ориентированной на внутренний рынок [10].
Механизм развития экономики предложения отличается проактивным характером в создании условий для «ориентирования на предложение» взамен конъюнктуры спроса. Стоит задача стимулирования роста производства, который даст импульс роста всей остальной экономики через рост доходов и инвестиций. Условиями механизма развития экономики предложения выступают – совершенствование структуры занятости и рост производительности труда, расширение предпринимательской активности, обеспечение роста инвестиций, повышение эффективности реального сектора экономики, в том числе путем раскрытия потенциала территорий.
Механизмы приоритетного развития отдельных отраслей: основные признаки
Использование механизмов приоритетного развития отдельных отраслей соответствует общей логике принципа дифференцированного подхода к развитию различных территорий и населенных пунктов, что коррелирует с упомянутым методологическим подходом к ранжированию и выбору якорных отраслей, поддержка развития которых обеспечит синергетический эффект общеотраслевых преобразований в текущей и перспективной динамике [13].
Стратегический подход к развитию отраслей экономики является базовым в социально-экономическом развитии регионов и страны, он реализуется посредством структурной политики государства, а также инвестиционной, инновационной, инфраструктурной, кадровой и других видов экономической политики, цифровой трансформации, развития платформ и экосистем, институтов развития и других направлений. В условиях взрывного технологического роста доминирующим выступает технологический фактор, обеспечивающий достижение технологического суверенитета и обеспечение технологического лидерства. Характерной особенностью механизмов рассматриваемой группы выступает их проактивный характер, что выражается в развитии и доработке механизмов стимулирования развития и разнообразных форм поддержки.
Для целей пространственного развития определены девять приоритетных отраслей, которые коррелируют с проблемами, новыми вызовами и возможностями пространственного развития, с планами пространственного развития стратегически важных для страны стран-партнеров и приграничных государств и которые будут способствовать преодолению негативных тенденций пространственного развития и могут внести наибольший вклад в достижение национальных целей.
Механизмы приоритетного развития федеральных округов: основные признаки
Группа механизмов приоритетного развития федеральных округов напрямую соответствует пространственного приоритету об основных направлениях федеральных округов, Арктической зоны и геостратегических территорий Российской Федерации. В отличие от предыдущей Стратегии пространственного развития, где был определен перечень перспективных экономических специализаций каждого субъекта Российской Федерации – на предстоящий период применен укрупненный подход к определению основных направлений развития каждого из федеральных округов, что коррелирует с принципом повышения уровня самостоятельности территорий в решении задач социально-экономического развития. Сохраняется преемственность в особом внимании к развитию геостратегических территорий, в число которых входят и новые субъекты Российской Федерации.
Заключение
Пространственное развитие в условиях новой экономической реальности сохраняет приверженность модели пространственного развития как системы расселения и территориальной организации экономики, основанной на принципах теории поляризованного развития. Содержательная наполненность новой Стратегии пространственного развития демонстрирует обновление контура пространственного развития, что определяется блоком сохранивших актуальность проблем, а также новыми вызовами и возможностями пространственного развития, выступающих ключевыми детерминантами объектно-предметной области пространственного развития.
Объектная область пространственного развития, представленная как сбалансированная система расселения и территориальной организации экономики, доказательно отражает свою целостность с акцентом на значимость расселения при обеспечивающей роли экономической составляющей и во взаимосвязи с достижением национальных целей и обеспечением национальной безопасности.
Методологические параметры предметной области в практическом аспекте представлены механизмами реализации пространственного развития, направленными на решение проблем, новых вызов и возможностей, а также на приоритетное развитие отдельных отраслей и приоритетное развитие федеральных округов. Вариативность конечных эффектов поляризованного развития при сохранении проблем межрегиональной дифференциации обусловила курс на снижение пространственной поляризации с переходом от полюсов роста к полюсам или пространствам интеграции (через систему опорных населенных пунктов) с использованием механизма управления концентрацией силы. Необходимость адаптации к новым вызовам и использования новых возможностей пространственного развития обусловили механизмы переориентации взаимодействия и развития экономики предложения.
Представленная в исследовании совокупность методологических параметров предметной области пространственного развития не является исчерпывающей и выступает заделами для дальнейшего развития знания о пространственном развитии в условиях новой экономической реальности по мере практического приложения механизмов реализации пространственного развития и формирования механизмов реагирования и адаптации к новым условиям.
[1] Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. № 4146-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.01.2025, № 0001202501060001 (дата обращения 15.01.2025).
[2] Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2022 г. № 4132-р «Об утверждении методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий» // Собр. законодательства РФ. 2023. № 1 (ч. III). Ст. 357.
Страница обновлена: 13.03.2025 в 10:44:51