Цифровизация образовательного процесса (на примере массовых он-лайн курсов)

Цыганкова В.Н.1
1 Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37242413
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной статье рассмотрены инновационные процессы в образовании на примере массовых открытых он-лайн курсов (МООК). Они являются частью смешанного обучения, активно развивающимся в условиях цифровой экономики. Данные курсы обладают рядом конкурентных преимуществ (индивидуальный режим обучения, возможность дистанционно обучаться в любом университете). МООК меняют методы обучения, рынок образовательных услуг, требования как к педагогам, так и студентам, наблюдаются изменение стратегий развития рынка образования, его глобализация, снятие географических и лингвистических ограничений. Происходит постепенная диффузия МООК, их диверсификация как по направлениям обучения, так и по странам, а так же их коммерциализация. Целью нашей статьи является исследование направления развития МООК в России, их динамика развития как социальной инновации, прогноз их влияния на российскую и зарубежную систему образования, анализ достоинств и недостатков. Можно отметить относительно медленное освоение МООК в России, что объясняется как финансовыми, так и ресурсными ограничениями, недостаточной рекламой, инерцией преподавателей, в то же время дефицит отдельных курсов, дороговизна учебников делает МООК крайне привлекательными для студентов при их активном желании учиться.

Ключевые слова: компетенции, МООК, перспективы образования, социальная инновация

JEL-классификация: O31, O33, I29, I21, O32

Источники:

1. Андреев А.А. Качество онлайн-обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. – 2017. – № 1. – С. 340-344.
2. Бельских И.Е,. Борискина Т.Б., Самсонова Е.В., Мершиева Г.А., Цыганкова В.Н. Маркетинг российских вузов на рынке образования: в поисках альтернатив роста // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7(96). – С. 770-772.
3. Бубнов Г.Г., Плужник Е.В., Солдаткин В.И. Критерии оценки качества в системе электронного обучения // Cloud of Science. – 2015. – № 4. – С. 530-543.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2012. – № 14(273). – С. 86-91.
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Минобрнауки.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/современная-цифровая-образовательная-среда.
Семенова Т.В., Вилкова К.А. Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России. Вопросы образования. [Электронный ресурс]. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/07/09/1151832746/08%20Semenova.pdf .
Тимкин С.Л. Новые данные к динамике русских МООК. Timkin-blog.blogspot.com. [Электронный ресурс]. URL: http://timkin-blog.blogspot.com/2017/01/blog-post.html.
Цыганкова В.Н. Новые возможности для образования // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II междунар. науч. форума (6-7 декабря 2018 г.). Вып. 5 / под общ. ред. П. В. Терелянского ; ФГБОУ ВО «Гос. ун-т управления». Москва, 2018. – С. 337-341.
Янг Ш. От «подрыва» к инновациям: о будущем МООК. Вопросы образования. [Электронный ресурс]. URL: https://vo.hse.ru/data/2018/12/12/1141776935/VO%204%202018%20Press.pdf .
Carrington A. The Padagogy Wheel. Educationtechnologysolutions. [Электронный ресурс]. URL: https://educationtechnologysolutions.com/2016/06/padagogy-wheel.
11. Barba de P.G., Kennedy G.E., Ainley M.D. The role of students' motivation and participation in predicting performance in a MOOC // Journal of Computer Assisted Learning. – 2016. – № 32(3). – С. 218-231.
12. Deng R., Benckendorff P., Gannaway D. Progress and new directions for teaching and learning in MOOCs // Computers and Education. – 2019. – № 129. – С. 48-60.
Dhawal Shah Year of MOOC-based Degrees: A Review of MOOC Stats and Trends in 2018. Class-central.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.class-central.com/report/moocs-stats-and-trends-2018.
14. Li Bo, Wang X., Tan S.C. What makes MOOC users persist in completing MOOCs? A perspective from network externalities and human factors // Computers in Human Behavior. – 2018. – № 85. – С. 385-395.
McGaw B. Developing 21st Century Competencies through Disciplines of Knowledge. Paper presented at an International Symposium on Education and 21st Century Competencies. Docs.acara.edu.au. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.acara.edu.au/resources/Develo-ping_21st_century_competencies_Prof_Barry_McGaw.pd.
Yuan Li., & Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education. Jisc cetis. [Электронный ресурс]. URL: http://publications.cetis.ac.uk/2013/667.

Страница обновлена: 14.08.2025 в 11:07:33

 

 

The digitalization of educational process (on the example of mass online courses)

Tsygankova V.N.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 3 (March 2019)

Citation:

Abstract:
This article describes the innovative processes in education on the example of mass open online courses. They are part of a blended learning environment actively developing in the digital economy. These courses have a number of competitive advantages (individual training mode, the ability to study remotely at any University). MOOCs change teaching methods, the market of educational services, the requirements for both teachers and students, there is a change in the strategies of development of the education market, its globalization, the removal of geographical and linguistic restrictions. There is a gradual diffusion of MOOCs, their diversification both in areas of training and in countries, as well as their commercialization. The purpose of this article is to study the direction of development of MOOCs in Russia, their dynamics as a social innovation, the forecast of their impact on the Russian and foreign education system, the analysis of advantages and disadvantages. We can note the relatively slow development of MOOCs in Russia, which is explained by both financial and resource constraints, insufficient advertising, inertia of teachers, at the same time the lack of separate courses, the high cost of textbooks makes MOOCs extremely attractive for students with their active desire to learn.

Keywords: competencies, MOOC, education prospects, social innovation

JEL-classification: O31, O33, I29, I21, O32