Ограничения на рынке труда и экономический рост в Российской Федерации

Макаров А. А.1, Хайруллина А. Д.2,3
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
3 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния ограничений на рынке труда на экономический рост Российской Федерации в условиях санкционного давления и демографического спада. Цель исследования – оценить достаточность рабочей силы для поддержания прогнозируемого роста ВВП до 2035 года. В работе рассмотрены тенденции изменения производительности труда, потребности экономики в трудовых ресурсах и прогноз сроков преодоления кадрового дефицита. Использованы данные Росстата, прогнозы Минэкономразвития, Центрального банка и международных организаций. Результаты показывают, что дефицит рабочей силы сохранится как минимум до 2030 года, однако он может стимулировать рост производительности труда за счёт технологической модернизации и оптимизации ресурсов. В заключении предлагаются сценарии адаптации экономики к текущим вызовам.

Ключевые слова: рынок труда, экономический рост, кадровый дефицит, производительность труда

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение

Начиная с 2022 года, на фоне геополитических изменений и вопреки прогнозам большинства мировых аналитиков, экономика Российской Федерации демонстрирует устойчивый рост. Например осенью 2022 года Всемирный Банк прогнозировал снижение экономики Российской Федерации на 4,5% в 2022 году, на 3,6% в 2023 году и рост в 1,6% в 2024 [26] на практике наблюдалось снижение на 1,2% в 2022 году и рост 4,1% в 2023 и 2024 годах.

Сегодняшний экономический рост в РФ происходит в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны США и Евросоюза, которое оказывает существенное влияние на ключевые аспекты экономики страны. Ограничение доступа к передовым технологиям и западным рынкам вынуждает страну адаптировать стратегии экономического развития к сложившимся условиями, опираясь на внутренние ресурсы и альтернативные каналы сотрудничества. Действия Центрального банка и правительства РФ позволили избежать шоковых сценариев развития кризиса, однако нам пришлось столкнуться с новым вызовом – дефицит кадров во всех отраслях экономики.

Давление на экономику извне усилилось давлением изнутри, которое, в свою очередь, обусловлено демографическим спадом. Причины спада широко известны: это снижение рождаемости в 1990-е годы, отток рабочей силы, мобилизация трудовых ресурсов на оборонные нужды, общее снижение рождаемости и старение населения, вовлечённого в трудовую деятельность.

Кадровый дефицит негативно сказывается на всех секторах экономики.

Нехватка сотрудников приводит к замедлению производственных процессов и снижению объёмов выпуска продукции и предоставляемых услуг. Конкуренция за работников вынуждает компании увеличивать расходы на заработную плату, что создаёт дополнительную нагрузку на прибыльность предприятий. Чрезмерный рост заработной платы приводит к высоким темпам инфляции. Увеличение нагрузки на существующий персонал приводит к выгоранию сотрудников. В попытке компенсировать нехватку рабочей силы предприятия нанимают менее квалифицированных работников, что отражается на качестве продукции и услуг.

В информационно-аналитических материалах «Мониторинг предприятий» Центральный Банк (ЦБ) Российской Федерации рапортует о рекордном кадровом голоде в РФ и считает его основным эконмическим вызовом [1]. По мнению представителей ЦБ, такая ситуация на рынке труда возникла на фоне «перегрева» экономики, и вся денежно-кредитная политика сейчас направлена на её охлаждение.

В противовес этому, экономический блок правительства прилагает усилия для увеличения благосостояния населения, а значит, работает над экономическим ростом.

Таким образом, основная задача ЦБ и экономического блока правительства — удержать экономику в узком коридоре сбалансированного роста. В таких условиях становится крайне важно понять, как текущие ограничения влияют на способность экономики России обеспечивать необходимый уровень роста валового внутреннего продукта (ВВП).

Цель настоящего исследования: оценить обеспеченность рабочей силой для поддержания планируемого экономического роста в Российской Федерации. Достижение поставленной цели осуществляется посредством выполнения следующих задач:

· исследование тенденций изменения производительности труда в Российской Федерации и перспектив её роста;

· анализ потребностей экономики в рабочей силе для достижения прогнозируемых темпов экономического роста;

· прогнозирование сроков окончания кадрового дефицита, исходя из прогнозируемых демографических данных.

Для достижения поставленной цели требуется всестороннее рассмотрение трёх составляющих экономики государства: экономический рост, численность рабочей силы и производительность труда. В частности, в своей работе Узякова Е. С. [18], приходит к выводам, что производительность труда является одним из ограничивающих факторов в росте экономики. В то же время, начиная с 2020 года, уже прошла целая эпоха и к проблемам низкой производительности добавился еще и дефицит кадров.

Экономический рост и ВВП:

Темы экономического роста широко освещаются в Российских и зарубежных источниках, одним из официальных источников является «Прогноз социально экономического развития» [14], составленный экспертами Министерства экономического развития Российской Федерации (МЭР) в сентябре 2024. Согласно этому источнику, в базовом сценарии нас ожидает рост ВВП 2,5 - 2,8% с 2025 по 2027 год.

Всемирный банк, в свою очередь, в своём прогнозе от января 2025 оценивает перспективы роста экономики России несколько ниже - 1,6% в 2025 г. и 1,1% в 2026 г. [27]; нужно отдать должное, эти значения достаточно близки к консервативному сценарию МЭР.

В свою очередь, «Широкий рынок» в виде макроэкономического опроса ЦБ РФ от февраля 2025 [7] ожидает роста ВВП на уровне 1,6 в 2025, 1,7 в 2026, 2,0 в 2027 году.

Сводный прогноз темпов роста ВВП из различных источников представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Прогнозы роста ВВП источники: систематизировано авторами на основе публикаций МЭР, всемирного банка, макроэкономического опроса ЦБ


2025
2026
2027
МЭР БАЗОВЫЙ
2,5
2,6
2,8
МЭР консервативный
1,7
1,0
2,6
Всемирный банк
1,6
1,1
-
Макроэномический опрос Цб
1,6
1,7
2,0
Наиболее оптимистичный вариант роста экономики России представлен в базовом сценарии МЭР.

На более длительном промежутке до 2035 года ввиду быстро меняющихся условий прогнозов не так много, и они обладают более низкой точностью.

Эксперты РАН прогнозируют рост ВВП темпами 0,8 – 1,1% в год [3]. Авторы приходят к выводу, что такие низкие темпы закрепятся если не произойдёт структурных изменений в экономике. В то же время сопоставляя прогнозы на 2023 и 2024 год становится ясно, что потенциал экономического роста бы недооценён.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2036 года подготовленному МЭР в 2018 году, нас должен был ожидать ежегодный рост ВВП темпами 3,2% с 2025 до 2030 и 3,0% до 2035 года. Авторы прогноза исходили из предпосылок роста вовлеченности экономики Российской Федерации в мировую торговлю. Однако из-за санкционного давления мы имеем обратный тренд.

Группа экспертов РАН считает задачей, необходимой для решения задач гармоничного повышения уровня жизни является рост экономики темпами не ниже 3,5%, хотя и признают, что задача сложная и потребует комплекса активных мероприятий по модернизации экономики и общества [20].

Численность рабочей силы

Российская экономика на момент написания статьи находится в фазе перегрева по причине того, что темпы роста экономики выше потенциальных. [10]. В своих аналитических материалах ЦБ регулярно подчеркивает, что обеспеченность предприятий кадрами находится на рекордно низких уровнях [1] Перегрев экономики тесно связан с понятием потенциального ВВП.

Потенциальный уровень ВВП – это максимальный объём реального выпуска, который экономика способна производить в долгосрочной перспективе при полном использовании ресурсов (труда, капитала, технологий) без увеличения инфляционного давления. [25].

Одним из признаков достижения потенциального уровня ВВП является дефицит ресурсов, включая трудовые.

В своём исследовании Зайцев Ю.К. [5] подтверждает, с некоторыми оговорками взаимосвязь между безработицей и ВВП применительно к Российской экономике.

Рынок труда тесно связан с величиной потенциального ВВП. Один из выводов, следующих из исследования - снижение уровня безработицы ниже естественного уровня является сигналом превышения потенциального уровня ВВП.

К сожалению, точные данные о естественном уровне безработицы отсутствуют. Но учитывая, что Росстат за последние два года уже неоднократно рапортовал о достижении рекордно низких уровней безработицы, в августе 2024 года этот уровень достиг 2,4% (рисунок 1), и это исторический минимум за период наблюдения с 1991 года, а также принимая во внимание заявления ЦБ о рекордно низкой обеспеченности предприятий работниками, можно сделать предположение, что текущий уровень безработицы находится ниже естественного уровня.

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России, 2000–2024 гг. Источник: составлено авторами по данным Росстата.

Уровень безработицы и обеспеченности предприятий работниками зависит от численности рабочей силы [4].

Основным источником информации о численности населения и рабочей силы является Росстат. Актуальные данные, динамику рабочей силы, коэффициент участия в рабочей силе можно получить в статистическом издании Росстата [16].

Рисунок 2. Динамика численности населения и рабочей силы в Российской Федерации за период 2013-2024 гг. Источник: составлено авторами по данным журнала "Рабочая сила и занятость в России".

По состоянию на конец 2023 года, численность рабочей силы в Российской Федерации составила 76 037 тыс. человек, этот показатель демонстрирует рост в последние 3 года при общем снижении численности населения (рисунок 2). В её состав, согласно методологии Росстата, входит население в возрасте 15 лет и старше.

Основными факторами, влияющими на численность рабочей силы, является численность и состав населения. В России, как и в большинстве развитых стран мира, сложилась демографическая ситуация, в которой каждое последующее поколение в среднем оказывается малочисленнее поколения родителей, это приводит к снижению численности и старению населения.

При исследовании рабочей силы и связанных с нею демографических показателей принято делить население по половому, возрастному признакам, а также местности проживания. У каждой из образовавшихся категорий свой коэффициент участия в рабочей силе (рисунок 3).

Рисунок 3. Коэффициент участия в рабочей силе по полу и возрастным группам в России и странах ОЭСР, 2023 г. Источник: рассчитано авторами по данным Росстата и открытой статистики ОЭСР.

Как видим, наибольшее участие в рабочей силе проявляют мужчины в возрасте от 25 до 54 лет, в этих возрастных стратах доля участия в рабочей силе превышает 90% в 2023 году. У женщин, в том же 2023, возраст с наибольшим участием в рабочей силе находится в диапазоне от 40 до 54 лет.

По мере выхода рабочей силы за пределы 54 лет общая доля участия в рабочей силе резко сокращается, в 2023 году с 92,2% до 79,1% и имеет дальнейшую тенденцию к сокращению для каждой последующей страты.

Для сравнения возьмём статистику организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В странах участницах ОЭСР общий коэффициент участия в рабочей силе сопоставим с российским но заметны различия в коэффициенте участия в старших возрастных стратах, всё дело в том что средний возраст выхода на пенсию в странах ОЭСР для тех, кто начинает карьеру сегодня, составляет 66,3 года для мужчин и 65,8 лет для женщин (65 и 60 лет соответственно в Российской Федерации на сегодня) [24].

Рисунок 4. Динамика численности населения старше 55 лет и уровня их экономической активности в России, за период 2017-2023 гг. Источник: составлено авторами по данным Росстата.

Как следует из рисунка 4, вовлеченность старшей возрастной группы демонстрирует тенденцию к росту, благодаря увеличению пенсионного возраста, но не компенсирует демографические изменения.

В то время как общая численность населения демонстрирует снижение, старшие возрастные группы увеличиваются, это наглядно подтверждает тезис - старение и общее сокращение населения имеет стойкую тенденцию и приведёт к сокращению рабочей силы в будущем.

В рамках работы Денисенко М. Б. и Мкртчян Н. В. [4] смоделированы 3 сценария развития событий на рынке труда (таблица 2). Все три прогноза составлены с учетом сохранения достаточно высоких темпов миграционного прироста более 250 тысяч человек ежегодно.

Таблица 2. Прогноз численности рабочей силы в России по трем сценариям, млн человек, 2025-2035 гг. Источник: [4].


Средний
Высокий
Низкий
2025
73,9
74,4
73,6
2030
72,8
74,2
71,7
2035
73,2
75,7
71,1
М.Б. Денисенко, Н.В. Мкртчян признают, что из-за разности методик расчёта в расчётных данных наблюдаются расхождения, которые отличаются от оценок Росстата. На промежутке 2017–2019 годов расхождение находилось в интервале 0,25–0,95%.

Росстат, в свою очередь, зафиксировал в 2023 году рост рабочей силы до 76,037 млн. [16], и эти значения значительно превосходят высокий прогноз, произведенный в вышеупомянутом исследовании. Рост численности наблюдается во всех половозрастных стратах начиная с 35 лет. Уровень участия в составе рабочей силы также демонстрирует устойчивый рост. Такое расхождение прогноза и фактических данных могло быть вызвано внутренней миграцией из новых регионов России, ростом уровня оплаты труда и стремлением работодателей привлечь как можно больше трудовых ресурсов.

Производительность труда

Если численность рабочей силы ограничена демографической ситуацией, то производительность труда может выступить уравновешивающим фактором, который позволит продолжить экономический рост. Давайте подробнее рассмотрим это понятие.

В экономической литературе производительность труда описывается как показатель, отражающий эффективность использования труда в процессе производства. Этот показатель определяет уровень благосостояния общества и конкурентоспособность предприятий.

Существует множество методологических подходов к измерению производительности труда, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Выбор конкретного метода зависит от специфики производства, целей анализа и доступных данных. Основные методы: натуральный, трудовой и стоимостной [17].

Стоимостной метод оценивает производительность труда на основе стоимости произведённой продукции или услуг. Этот метод универсален и позволяет сравнивать производительность на разных предприятиях и в разных отраслях.

Остановимся подробнее на методологиях Международной организации труда и Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Обе организации используют стоимостной метод и определяют производительность труда как отношение объёма производства к затратам труда.

Согласно методологии Международной организации труда (МОТ) [23], производительность труда рассчитывается как отношение валового внутреннего продукта (ВВП) в постоянных ценах к общей численности занятых.

Согласно методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда определяется как отношение ВВП к отработанному времени в часах.

Федеральная служба государственной статистики основывает свою методологию на руководстве ОЭСР по измерению роста производительности на уровне отрасли и на агрегированном уровне. Индекс производительности труда по экономике в целом Федеральная служба государственной статистики рассчитывает как результат деления индекса физического объема ВВП на изменение совокупных затрат труда [8].

Рисунок 5. Динамика уровня производительности труда (в долл. США в час, постоянные цены 2021 года по ППС), 2018-2024 гг. с прогнозом на 2025 г. Источник: составлено авторами по данным Международной организации труда [URL: https://rshiny.ilo.org].

Как следует из статистических данных МОТ (Рисунок 5), производительность труда в Российской Федерации находится на уровне, значительно более низком чем в США и Европейском союзе. Отставание - практически двукратное.

Россия отстает в технологической модернизации массовых производств, уровне роботизации и производительности труда, а ряд производств по-прежнему критически зависит от импорта, отмечали осенью 2023 года эксперты центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в рамках обсуждения проекта «Горизонт-2040» [15].

По мнению тех же экспертов потенциал роста производительности труда за счет технологической модернизации составляет около 25%. Препятствует росту тот факт, что в России труд по-прежнему дешевый и у предприятий недостаточно мотивации для наращивания автоматизации.

Узякова Е. С. [19] видит потенциал роста производительности труда за счет более полного использования ресурсов труда, к которым можно отнести:

- работающих неполное рабочее время (скрытая безработица);

- неформально занятых работников;

- занятых на рабочих местах с высоким потенциалом автоматизации.

За счет раскрытия этих ресурсов, при поддержке экономического роста и инвестиций, ожидается рост производительности труда в районе 2,5 – 3% в год, или 15-20% на горизонте до 2030 года.

На государственном уровне проблему низкой производительности труда призваны решить национальные проекты. Одним из примеров целенаправленной работы в Российской Федерации можно считать реализуемый с 2019 года Национальный проект «Производительность труда» [11], направленный на повышение эффективности производственных процессов и оптимизацию использования ресурсов. Он предполагает внедрение современных методов организации труда, автоматизацию и цифровизацию производственных процессов, а также обучение и переквалификацию кадров.

С 2025 года мероприятия по повышению производительности труда войдут в новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» [12]. В отличие от предшествующего нацпроекта, он будет направлен на разработку отраслевых решений.

Оба нацпроекта направлены на повышение производительности на предприятиях в основном за счет внедрения бережливого производства.

Значительного повышения производительности труда можно добиться за счет технологической модернизации. Однако в настоящее время такой рост затруднён санкционной политикой и высокими затратами на реализацию [6].

Рисунок 6. Динамика индекса производительности труда (годовой прирост, %) в Российской Федерации, США, Евросоюзе и Китае, 2015-2025 гг. Источник: рассчитано авторами по данным Международной организации труда [URL: https://rshiny.ilo.org].

Рисунок 6 наглядно демонстрирует, что после резкого падения производительности труда в 2022 году, на фоне геополитического обострения, рост производительности труда в Российской Федерации достиг рекордных значений, превысив динамику стран Европейского Союза и США. Данные отличаются от значений Росстата по причине использования в расчетах значений выраженных в долларах США по паритету покупательской способности.

Ввиду несовершенства имеющихся методических подходов к измерению и прогнозированию производительности труда, а также высокой неопределённости в экономике все имеющиеся на сегодняшний день прогнозы имеют низкую точность.

Однако как подтверждает динамика и прогноз МОТ на 2025 год в России наметился оптимистичный тренд.

Эксперты МЭР связывают его с дефицитом рабочей силы, что стимулирует работодателей отказываться от ручного труда в пользу автоматизации. Кроме того, в 2023 и 2024 года сохранялись высокие темпы инвестиций в основной капитал [9]. Динамика инвестиций в основной капитал являются основным фактором, влияющим на индекс производительности труда [21].

Узякова и Широв в своём прогнозе [19] смоделировали 2 сценария (таблица 3). Высокий сценарий подразумевает меньшее сокращение численности занятого населения и более стремительный рост экономики за счет более полной реализации экономического потенциала.

Таблица 3. Прогнозные сценарии роста производительности труда в России, 2026-2035 гг., %. Источник: составлено авторами по [19].

Сценарий
2026- 2030
2031-2035
Высокий
103,6
103,5
Инерционный
102,7
102,7
В среднесрочной перспективе Министерство экономического развития в октябре прошлого года представило свой уточненный прогноз индекса производительности труда (таблица 4).

Таблица 4. Прогноз роста производительности труда в России по сценариям МЭР, 2025-2027 гг., %. Источник: составлено авторами по [14].

сценарий
2025
2026
2027
Базовый
102,3
102,3
102,8
Консервативный
101,7
100,9
102,6
Согласно представленному прогнозу, в России ожидается рост производительности труда темпами 2,3 – 2,8%. «Базовый» сценарий МЭР ниже, чем долгосрочный «Высокий» сценарий, представленный Узяковой и Шировым [19], это может быть связано с предпринимаемыми усилиями по охлаждению экономики в краткосрочной перспективе.

Методология исследования

В исследовании применён комплекс научных методов для оценки достаточности рабочей силы в поддержании экономического роста Российской Федерации до 2035 года. Анализ литературы и открытых интернет-ресурсов позволил сформировать теоретическую базу и выявить ключевые факторы, влияющие на экономику, на основе работ российских и зарубежных авторов, а также официальных прогнозов МЭР, Росстата и МОТ. Сравнительный анализ использовался для сопоставления прогнозов ВВП и данных о производительности труда, что обосновало выбор базового сценария МЭР. Статистический анализ обеспечил обработку исторических данных о численности рабочей силы и безработице, а метод прогнозирования, включая линейную регрессию, применялся для экстраполяции ВВП и производительности труда на долгосрочный период. Математическое моделирование позволило рассчитать требуемую численность занятых и уровень дефицита рабочей силы, а сценарный анализ обеспечил оценку альтернативных вариантов развития с учётом базового и консервативного сценариев. Синтетический метод интегрировал все данные в единую модель, что дало возможность сделать обоснованные выводы о динамике рынка труда и роли производительности в условиях кадрового дефицита.

Для достижения поставленной цели статьи объединены имеющиеся прогнозы: роста ВВП, численности рабочей силы и производительности труда. А в случае отсутствия или противоречивости прогнозов использованы имеющиеся тенденции.

Основная идея – рассчитать требуемую численность рабочей силы исходя из прогноза роста ВВП и производительности труда и сопоставить с прогнозируемой численностью рабочей силы.

Горизонт прогнозирования обозначен в 10 лет до 2035 года, именно за этот срок произойдёт снижение кадрового дефицита в связи с выходом на рынок труда более многочисленной страты молодёжи, родившейся в 2010-2015 годах.

За основу расчета прогноза ВВП с 2025 по 2027 год взяты базовые прогнозы МЭР, так как они тесно связаны с государственными программами и стратегиями экономического развития.

Результаты экономического опроса Банка России в свою очередь, учитывает мнение широкого круга участников опроса, которые основывают свои прогнозы преимущественно на текущих экономических условиях, не учитывая планируемые изменения и будущие меры государственного регулирования.

В целях оценки наглядности и вариативности прогноз также составлен для консервативного сценария и рыночных ожиданий на основе макроэкономического опроса Банка России. Для построения прогнозов ВВП с 2028 по 2035 год по трём сценариям использован метод экспоненциального сглаживания с аддитивным трендом (пакет statsmodels, Python). Проверка точности на данных 2023-2027 гг. показала высокую надежность модели: MAPE < 5% для всех трёх прогнозов (значительно ниже 10%-ного порога приемлемости для экономических прогнозов) и RMSE <5% от среднего уровня ВВП. Хотя модель демонстрирует высокую точность в среднесрочной перспективе, при интерпретации долгосрочных прогнозов (2028-2035 гг.) следует учитывать возможные структурные изменения экономики и внешние шоки, не учтённые в текущей спецификации модели. Для целей статьи требуется сформулировать прогноз при условии сохранения макроэкономической стабильности и имеющихся трендов в экономике, поэтому достигнутой точности вполне достаточно.

Результаты сопоставлены с долгосрочными прогнозами Гусева М. С. [3]. Из полученных значений выбран расчетный вариант на основе базового прогноза МЭР, так как фактические цифры экономического роста в 2024 году уже значительно превзошли оптимистичные оценки, приведённые в работе Гусева. Все значения ВВП представлены в постоянных ценах в рублях 2023 года.

Расчет численности рабочей силы произведён авторами так как имеющиеся прогнозы утратили актуальность, ввиду быстро меняющейся экономической ситуации.

Численность рабочей силы в возрасте x или LF (x) определяется двумя переменными: P(x) – численностью населения в возрасте х и pr(x) – коэффициентом участия в рабочей силе в возрасте х. Иначе говоря, LF(x)=P(x)*pr(x)

В основу расчета легли данные Росстата: средний вариант прогноза по предположительной численности населения по итогам переписи населения 2020 года. Прогноз содержит предположительные данные о численности населения по половозрастным стратам вплоть до 2046 года [13], в рамках статьи будем рассматривать только средний вариант прогноза как наиболее вероятный.

Для расчета коэффициентов участия в рабочей силе взят максимально достигнутый за период с 2019 по 2024 годы коэффициент участия в рабочей силе по поло -возрастным стратам на основании данных Росстата, потому что уже сейчас достигнуты достаточно высокие показатели вовлеченности. Для старшей возрастной страты, которая демонстрирует непрерывный рост в связи с реализацией пенсионной реформы, возьмём максимальный коэффициент участия в рабочей силе стран ОЭСР, средний возраст выхода на пенсию в этих странах составляет 64,4 года, что близко к значениям пенсионного возраста в России.

Производительность труда до 2024 года включительно, для простоты расчетов измеряется как частное от деления валового внутреннего продукта в постоянных ценах 2023 года на количество рабочей силы.

Прогноз производительности труда рассчитана по формуле 1.

, (1)

где LPр- производительность труда на расчетный год, LPа – производительность труда абсолютная на год, предшествующий расчетному, PIр – прогнозируемый индекс производительности труда на расчетный год.

Авторами исследования просчитаны базовый и консервативные сценарии. Основой расчета так же послужили данные Росстата. При расчете краткосрочной перспективы до 2027 года использованы расчёты на основе прогноза МЭР. На горизонте с 2028 года по 2035 использован прогноз ИПТ, составленным Узяковой и Шировым [19], в целях сопоставления прогнозов инерционный сценарий приравнен к консервативному, а высокий к базовому.

Для оценки достаточности рабочей силы рассчитана требуемая численность рабочей силы исходя из прогноза ВВП и прогноза производительности труда.

Расчет требуемой рабочей силы будем произведён по формуле 2. , (2)

где LFr - требуемая рабочая сила на расчетный год; GDPр – значение ВВП в расчётный год; LPр - значение производительности труда в расчетный год.

Важная оговорка: все расчеты произведены без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям в виду отсутствия полных статистических данных на момент написания статьи.

Результаты исследования

В таблице 5 отражен прогноз ВВП по трём сценариям. По всем трём прогнозам отталкивающихся от прогнозов МЭР и участников рынка, средний годовой прирост ВВП будет составлять от 1,8% до 2,2%. При этом значение 2035 год отличается не более чем на 5%. Все три прогноза показывают близкие результаты на длительном промежутке.

Таблица 5 Прогноз ВВП России в постоянных ценах 2023 года по альтернативным оценкам, млрд руб. Источник: расчеты авторов на основе данных: прогноз МЭР РФ, 2024; Макроэкономический опрос Банка России, 2025Q1.

Год
МЭР Базовый
МЭР Консервативный
Ожидания рынка
2025
183 333,65 ₽
181 902,75 ₽
181 902,75 ₽
2026
188 100,32 ₽
183 721,78 ₽
185 177,00 ₽
2027
193 367,13 ₽
188 498,55 ₽
188 880,54 ₽
2028
197 598,84 ₽
192 036,50 ₽
192 822,13 ₽
2029
201 836,12 ₽
195 625,09 ₽
196 762,44 ₽
2030
206 073,39 ₽
199 213,68 ₽
200 702,74 ₽
2031
210 310,66 ₽
202 802,28 ₽
204 643,04 ₽
2032
214 547,93 ₽
206 390,87 ₽
208 583,34 ₽
2033
218 785,20 ₽
209 979,46 ₽
212 523,64 ₽
2034
223 022,47 ₽
213 568,05 ₽
216 463,94 ₽
2035
227 259,74 ₽
217 156,65 ₽
220 404,24 ₽
Расчет численности рабочей силы и производительности труда в таблице 6 показывает, что на фоне растущей динамики ВВП численность рабочей силы будет сокращаться на всём горизонте прогнозирования. Снижение численности рабочей силы связано с демографической тенденцией. Расчёт численности рабочей силы основан на среднем варианте предположительной численности населения. Высокий вариант из текущей точки выглядит недостижимым.

Средний годовой рост производительности труда, согласно объединённому прогнозу, составит 2,43% в рамках консервативного прогноза и 3,24% в базовом сценарии.

Таблица 6. Прогноз ключевых макроэкономических показателей России на 2025-2035 гг. в постоянных ценах 2023 года. Источник: составлено авторами по данным МЭР РФ и Росстат.

Год
ВВП, млрд. ₽
На основе базового прогноза МЭР
Численность рабочей силы
производит. труда тыс. ₽ консервативный
производит. труда тыс. ₽ Базовый
2025
183 333,65
76 107 815
2 457,11
2 471,61
2026
188 100,32
75 391 953
2 479,23
2 528,46
2027
193 367,13
74 798 366
2 543,69
2 599,25
2028
197 295,46
74 352 927
2 612,37
2 692,83
2029
201 078,19
73 964 443
2 682,90
2 789,77
2030
204 860,93
73 651 960
2 755,34
2 890,20
2031
208 643,66
73 330 518
2 829,73
2 991,36
2032
212 426,40
73 086 911
2 906,14
3 096,06
2033
216 209,13
72 944 949
2 984,60
3 204,42
2034
219 991,87
72 781 375
3 065,19
3 316,57
2035
223 774,60
72 612 581
3 147,95
3 432,65

В таблице 7 отражен сводный прогноз численности рабочей силы и потребности в рабочей силе, основанный на производительности, он наглядно показывает эффект от снижения численности населения на численность рабочей силы. Отрицательные цифры безработицы прямо указывают на то, что для обеспечения базовых темпов роста экономики при консервативном сценарии роста производительности труда рабочей силы будет недостаточно. С другой стороны, при высоком сценарии увеличения производительности труда в 2030 году ограничение в виде численности рабочей силы не будет влиять на экономический рост.

Таблица 7. Прогноз баланса трудовых ресурсов по альтернативным сценариям, 2025-2035 гг. Источник: расчёты авторов на основе данных МЭР РФ и Росстата.

Год
Занятых требуется Консервативный
Занятых требуется Базовый
Прогноз Численности рабочей силы
Безработица консервативный
Безработица высокий сценарий
2025
74 613,39
74 175,77
76 107,82
2,00%
2,60%
2026
75 870,50
74 393,29
75 391,95
-0,63%
1,34%
2027
76 018,40
74 393,30
74 798,37
-1,60%
0,54%
2028
75 639,74
73 379,68
74 352,93
-1,70%
1,33%
2029
75 230,52
72 348,66
73 964,44
-1,68%
2,23%
2030
74 790,53
71 300,70
73 651,96
-1,52%
3,30%
2031
74 321,69
70 306,07
73 330,52
-1,33%
4,30%
2032
73 825,80
69 297,17
73 086,91
-1,00%
5,47%
2033
73 304,62
68 276,11
72 944,95
-0,49%
6,84%
2034
72 759,81
67 244,86
72 781,38
0,03%
8,23%
2035
72 192,99
66 205,28
72 612,58
0,58%
9,68%

Обсуждение

Оба сценария показывают, что нехватка рабочей силы на рынке труда сохранится как минимум до 2030 года, вынуждая компании готовиться к работе в условиях дефицита. В консервативном варианте с ростом производительности труда на 28% к 2035 году нехватка достигает пика в 2027 году (-1,60%) и сохраняется до 2032 года, не позволяя достичь плановых темпов экономического роста (2,5–2,8% в год до 2027 года). В базовом сценарии с ростом производительности на 39% дефицит сокращается к 2030 году, а к 2035 году формируется избыток рабочей силы (11,39%), что создаёт основу для дальнейшего развития экономики. При текущем уровне безработицы в 2,4% (2024 год) рынок труда уже напряжён, и без повышения производительности ситуация ухудшится.

Число рабочих падает из-за низкой рождаемости в 1990-е годы и старения населения, а улучшение демографии в ближайшие годы не поможет, так как все родившиеся уже учтены в прогнозах. После 2030 года люди, родившиеся в 2010–2015 годах, начнут работать и немного снизят дефицит, но этого недостаточно без роста производительности. Старшие возрасты (55+) всё больше вовлекаются в труд из-за повышения пенсионного возраста, что заметно уже сейчас. Данные ОЭСР подтверждают, что пожилые люди поддерживают рынок труда в других странах, и Россия движется в том же направлении. Младшие возрасты тоже увеличивают участие благодаря гибкой занятости — достаточно зарегистрироваться самозанятым и выбрать подработку через приложение, не бросая учёбу.

Повышение производительности труда остаётся основным способом выхода из дефицита. Если темпы экономического роста не упадут, нехватка рабочих может стать стимулом к более эффективному использованию ресурсов, что подтверждается историческим опытом: мы начинаем ценить только то, чего мало. Однако, это значимый вызов для государства и бизнеса — с 2014 по 2023 год производительность росла менее чем на 1% в год. Сегодня национальные проекты, такие как "Производительность труда", и инвестиции компаний в автоматизацию сокращают долю низкопроизводительного труда. Прогресс в использовании технологий, включая искусственный интеллект, где уже есть качественные отечественные разработки, может резко увеличить производительность.

Нехватка кадров запускает эволюционный механизм: низкоэффективные организации не выдерживают роста зарплат и либо меняются, либо уходят с рынка, а освободившиеся рабочие переходят в более продуктивные компании. Рост зарплат уже сейчас подталкивает население к труду, особенно старшие возрасты, а бизнес пересматривает отношение к пожилым сотрудникам. Скорость внедрения технологий и способность бизнеса адаптироваться станут решающими факторами экономического роста. Сама численность рабочей силы не будет ограничивать плановые темпы роста экономики, но для этого нужны серьёзные усилия в повышении производительности.

Полученные выводы совпадают с другими прогнозами. Например, исследование "Яков и Партнёры" [22] также указывает на нехватку рабочих до конца 2020-х годов и подчёркивает роль технологий в её преодолении. Это подтверждает, что повышение производительности и адаптация к демографическим изменениям — ключ к устойчивому росту экономики.

Заключение

В проведённом исследовании осуществлялась оценка обеспеченности трудовыми ресурсами для поддержания экономического роста в Российской Федерации на период до 2035 года. Для анализа использовались данные из открытых источников, включая статистику Росстата, прогнозы МЭР, ЦБ, Всемирного банка и МОТ, а также актуальные на сегодняшний день аналитические материалы. Для достижения поставленной цели были объединены прогнозы ВВП, численности рабочей силы и производительности труда, что позволило смоделировать динамику рынка труда в двух сценариях — базовом и консервативном.

Установлено, что в текущих условиях экономика Российской Федерации обладает достаточным количеством рабочей силы для продолжения роста, однако, ключевым фактором обеспечения гармоничного роста становится достижение высоких темпов роста производительности труда. На основании сравнения с данными стран ОЭСР и МОТ показано, что Россия имеет значительный потенциал повышения производительности труда, особенно за счёт технологической модернизации и автоматизации производства.

В консервативном сценарии дефицит кадров сохраняется как минимум до 2032 года, достигая пика в 2027 году (-1,60%), после чего ситуация постепенно улучшается за счёт роста производительности труда и выхода на рынок труда более многочисленного поколения, родившегося в 2010–2015 годах. В базовом сценарии дефицит устраняется раньше — к 2030 году, что обусловлено более интенсивным ростом производительности. Основным фактором выхода из дефицита в обоих случаях выступает повышение производительности труда, хотя демографический вклад поколения 2010–2015 годов также играет важную роль после 2030 года.

Понимание сроков и условий преодоления дефицита кадров позволяет бизнесу и государству скорректировать стратегии управления персоналом и экономической политики. Традиционные подходы к работе с кадрами становятся неэффективными: стоимость рабочей силы будет расти, а требования соискателей к условиям труда — ужесточаться.

Результаты подчёркивают двойственный эффект текущего кризиса: с одной стороны, нехватка кадров создаёт риски для устойчивого роста ВВП, с другой – стимулирует модернизацию экономики и переход к более эффективным моделям производства. Успех в преодолении этих вызовов будет определяться способностью государства и бизнеса адаптироваться к новым условиям, инвестировать в технологии и повышать вовлечённость населения в трудовую деятельность. Дальнейшие исследования могут быть направлены на оценку влияния миграционных процессов и региональных различий на рынок труда, а также на разработку конкретных отраслевых стратегий повышения производительности.


Источники:

1. Банк России. Обеспеченность предприятий работниками // Мониторинг предприятий. – 2025. – № 2. – c. 15.
2. Глава Центробанка объяснила необходимость снижения уровня инфляции. РИА Новости. – 2024. – 13 сент. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240913/inflyatsiya-1972547592.html (дата обращения: 03.03.2025).
3. Гусев М.С. Стратегия экономического развития России–2035: пути преодоления долгосрочной стагнации // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 2. – c. 18-29. – doi: 10.47711/0868-6351-197-18-29.
4. Денисенко М. Б., Мкртчян Н. В. // Научный дайджест. – 2022. – № 5(10). – url: https://www.hse.ru/data/2022/05/30/1872644620/Human_Capital_NCMU_Digest_10_Demographic..Ssupply_in_Russian_Regions_2022.pdf.
5. Зайцев Ю. К. Проверка закона Оукена на российских данных // Финансы: теория и практика. – 2022. – № 4. – c. 199–210. – doi: 10.26794/2587-5671-2022-26-4-199-210.
6. Ленчук Е. Б. Технологическая модернизация как основа антисанкционной политики // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 4. – c. 54–66. – doi: 10.47711/0868-6351-199-54-66.
7. Макроэкономический обзор Банка России, февраль 2025. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/ (дата обращения: 09.03.2025).
8. Методика расчёта показателя &laquo;Индекс производительности труда&raquo; : утв. приказом Росстата от 28.04.2018 № 274. - Москва : Росстат, 2018.
9. Минэкономики улучшило прогноз по росту экономики России. РБК. – 2024. – 6 сент. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/09/2024/66dad7d99a79471e6fc6b518 (дата обращения: 03.03.2025).
10. Набиуллина Э.С. назвала два признака перегрева экономики. РИА Новости. - 2024. - 13 сентября. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240913/nabiullina-1972568360.html (дата обращения: 09.03.2025).
11. Национальный проект «Производительность труда». Национальные проекты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/proizvoditelnost-truda/ (дата обращения: 09.03.2025).
12. Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика». Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/np_effektivnaya_i_konkurentnaya_ekonomika/ (дата обращения: 09.03.2025).
13. Прогноз численности населения по итогам переписи населения 2020 года. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 09.03.2025).
14. Прогноз социально-экономического развития РФ 2025–2027. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/b028b88a60e6ddf67e9fe9c07c4951f0/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_2025-2027.pdf (дата обращения: 09.03.2025).
15. Производители ставят на оптимизацию. РБК. – 2024. – 15 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2024/03/15/65f2eaed9a794713cf7153a5 (дата обращения: 03.03.2025).
16. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2024. / стат. сб. / Росстат. - Москва : Росстат, 2024.
17. Романцов А. Н. Подходы к оценке производительности труда // Научный диалог: Экономика и менеджмент: Сборник научных трудов по материалам X международной научной конференции, Санкт-Петербург, 08 ноября 2017 года. – Санкт-Петербург: Международная Научно-Исследовательская Федерация \"Общественная наука\". Санкт-Петербург, 2017. – c. 59–67.– doi: 10.18411/spc-8-11-2017-18.
18. Узякова Е. С. Производительность труда и возможности роста экономики // Эко. – 2020. – № 6. – c. 87–110. – doi: 10.30680/ECO0131-7652-2020-6-87-110.
19. Узякова Е.С., Широв А.А. Занятость и производительность труда в России: анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. – 2024. – № 4. – c. 6-20. – doi: 10.47711/0868-6351-205-6-20.
20. Широв А. А., Белоусов Д. Р., Блохин А. А., Гусев М. С., Клепач А. Н., Узяков М. Н. Россия 2035: новое качество национальной экономики // Проблемы прогнозирования. – 2024. – № 2. – c. 6–20. – doi: 10.47711/0868-6351-203-6-20.
21. Шумилина В. Е., Цвиль М. М. Статистическое моделирование и прогнозирование индекса производительности труда в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 1. – c. 46. – url: https://esj.today/PDF/63ECVN119.pdf.
22. Яков и Партнеры Исследование рынка труда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://yakovpartners.ru/publications/issledovanie-rynka-truda-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 06.04.2025).
23. International Labour Organization (ILO) Productivity measurement and analysis: Guidance note. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/publications/productivity-measurement-and-analysis-guidance-note (дата обращения: 09.03.2025).
24. OECD Pensions at a Glance 2023: OECD and G20 Indicators. - Paris : OECD Publishing, 2023.
25. Okun A. M. // Cowles Foundation Paper. – 1962. – № 190. – url: https://milescorak.files.wordpress.com/2016/01/okun-potential-gnp-its-measurement-and-significance-p0190.pdf.
26. World Bank Social Protection for Recovery // Europe and Central Asia Economic Update (Fall 2022). - Washington, DC : World Bank, 2022.
27. World Bank Global Economic Prospects, January 2025. - Washington, DC: World Bank, 2025.

Страница обновлена: 23.04.2025 в 10:24:51