Проблемы ограничения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда: аналитический обзор законодательства, правоприменительной практики, отечественных и зарубежных исследований и публикаций

Москвина М.С.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49891481
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Статья посвящена обзору и анализу действующего законодательства, правоприменительной практики, отечественных и зарубежных исследований и публикаций по вопросам трудовой деятельности женщин для выявления существующих проблем в ограничениях применения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда на сегодняшний день. Поиск и отбор источников осуществлялся методами дескриптивного и библиометрического анализа. В работе применялись сравнительный и аспектный анализ. Сделанный вывод о необходимости в будущем сокращения перечня работ и профессий связан с реализацией принципа равенства в труде в ответ современным экономическим вызовам, с учетом обязательных требований охраны труда и здоровья. Полученные в ходе анализа выводы и рекомендации могут послужить основой для дальнейших исследований проблем ограничения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда, а также для актуализации действующего законодательства.

Ключевые слова: трудовые права женщин; условия труда; дискриминация; гендерное неравенство; ограничение труда женщин

JEL-классификация: J16, J28, J81



Введение

На сегодняшний день Российская Федерация следует стандарту равного положения мужчин и женщин в трудовой сфере. Российское законодательство пытается поддерживать недискриминирующий характер правовых отношений, устанавливая ответственность, в том числе уголовно-правовую, за нарушение трудового законодательства в области прав женщин, а также предоставляя дополнительные гарантии для защиты материнства и детства, так как это является важным и приоритетным направлением в развитии государства. В связи с этим немало споров возникает на тему необходимости ограничения применения труда женщин в рамках существующего перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования трудового законодательства Российской Федерации в части равного положения мужчин и женщин в трудовой сфере в рамках экономической, социальной, демографической политики и с учетом физиологических особенностей женского организма, в частности репродуктивной функции.

Одно из неотъемлемых и естественно значимых прав человека – это право на труд. На первый взгляд, ограничения кого-либо в определенном виде работ, производств и профессий могут вызывать противоречия с действующим российским законодательством. Так, например, в п. 1 ст. 37 Конституции РФ говорится, что труд свободен и «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Однако в этой же статье п. 3 указывает на то, что условия труда должны быть безопасными [1].

С другой стороны, ограничение труда женщин во вредных и/или опасных условиях труда может входить в противоречие со ст. 19 Конституции РФ, в которой установлен принцип равенства прав и установлена недопустимость дискриминации по признакам национальной, расовой, языковой, религиозной и в том числе половой принадлежности. Согласно п. 3 ст. 19 Конституции РФ, а также ст. 3 Трудового кодекса РФ, женщины имеют такие же возможности для реализации своих прав и свобод, как и мужчины [2].

В то же время, согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия как социальное государство обеспечивает государственную поддержку семьи и, что немаловажно, – материнства. Именно с целью обеспечения социальной защиты граждан и производится дифференциация трудового законодательства. Также, согласно ст. 38 Конституции РФ, материнство является одним из объектов государственной защиты.

Российское законодательство пытается поддерживать недискриминирующий характер правовых отношений, устанавливая ответственность, в том числе уголовно-правовую, за нарушение трудового законодательства в области прав женщин, а также предоставление дополнительных гарантий для защиты материнства и детства. Принцип запрета дискриминации в сфере труда зафиксирован в ст. 3 ТК РФ. Тут важно отличать дискриминацию от дифференциации. Так, например, часть 2 ст. 3 ТК РФ разъясняет, что установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, обусловлены особой заботой государств о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите и, что важно, не являются дискриминацией.

Под правом на труд понимается возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду. Каждый вправе выбрать подходящий ему род деятельности или отказаться от участия в труде. На сегодняшний день перед современным обществом появляется следующий ряд вопросов:

1. У всех ли граждан в РФ имеются равные возможности для реализации своего права на труд?

2. Существует ли дискриминация женщин в трудовом поле?

3. Необходимо ли существование перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин?

Целью статьи является аналитический обзор действующего законодательства, правоприменительной практики, отечественных и зарубежных исследований и публикаций на тему трудовой деятельности женщин для выявления существующих проблем в ограничениях применения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда на сегодняшний день.

Научная новизна работы состоит, во-первых, в выявлении актуальных проблем правовых норм, затрагивающих сферу труда женщин через призму последних изменений законодательства, во-вторых, в полученных выводах для дальнейших исследований проблем ограничения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда, а также для актуализации действующего законодательства.

Ограничение вместо запрета

С 1 января 2021 года действует новый перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин, утвержденный Приказом Минтруда № 512н от 18 июля 2019 года «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» (далее – Перечень) [3]. Приказ утвержден взамен Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162, которым определялся Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещалось применение труда женщин [4].

Актуализация Перечня проводилась в рамках плана мероприятий по реализации в 2016–2020 годах концепции демографической политики РФ на период до 2025 года. Старый Перечень содержал 456 позиций, тогда как действующий сейчас содержит 100 позиций. Таким образом, по итогам проведенной актуализации объем перечня сокращен более чем в четыре раза. Критериями при пересмотре и актуализации перечня стали факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия.

Так, например, снимаются ограничения для женщин на следующие профессии и виды работ:

‒ водитель большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, таких как фура, трактор, самосвал, КамАЗ и пр., за исключением машинистов строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер);

‒ член палубной команды судна (боцман, шкипер, матрос), за исключением работ в машинном отделении судна;

‒ верхолазные работы на высоте свыше 10 метров;

‒ машинист электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов («Ласточка», «Сапсан «и другие).

Обеспечение охраны здоровья женщин осуществляется путем ограничения применения их труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки). Ограничивается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

С одной стороны, произошло расширение доступа к новым профессиям женщин, что, в свою очередь, открывает для женщин новые возможности. Это соответствует принципам равенства прав и возможностей работников, запрета дискриминации в сфере труда. С другой стороны, упрощенный механизм действующего приказа (проведение специальной оценки условий труда как доказательно безопасных условий труда), позволяющий женщинам работать даже по тем профессиям, которые включены в ограничительный Перечень, может вызывать вопросы, касающиеся здоровья женщин, прежде всего, репродуктивного здоровья, а следовательно, и здоровья нации. В связи с этим необходимо предусмотреть установление обязательных дополнительных гарантий для женщин в совокупности с усиленной государственной защитой женщин от дискриминации, физиологическими особенностями женского организма, в частности репродуктивной функцией женщины.

Старый Перечень содержал 456 позиций, тогда как действующий Перечень содержит всего 100 позиций. Однако в реальности нельзя утверждать, что перечень работ сократился более чем в 4 раза, поскольку изменения коснулись в первую очередь структуры документа. Если раньше список состоял попросту из перечисления «запретных» работ и профессий, то сейчас структура списка имеет более укрупненный и обобщенный вид, множество профессий и работ объединены в конкретное производство, который прописан в документе одной позицией. Например, ранее раздел ХVII. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДСТВА состоял из 31 пункта, включающего 4 крупные группы производств, в каждом из которых представлены работы и профессии, на которых запрещен труд женщин. В действующем перечне в разделе I. Химические производства содержится только 7 пунктов, однако некоторые пункты имеют списки из подпунктов: п. 1 (подпункты а-м), п. 2 (подпункты а-л). В таком случае мы имеем 28 позиций, что всего на 3 меньше из раздела ранее действующего Перечня. Подобная структурная логика прослеживается во всем документе.

Кроме того, Постановление Правительства № 162 от 25.02.2000 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» указывало на запрет, так как содержало понятие «запрещается». В случае Приказа Минтруда № 512н от 18 июля 2019 года «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» – данный документ указывает на ограничение применение труда, так как содержит понятие «ограничение». В настоящее время при создании безопасных условий труда работодатель вправе применять труд женщин на данных работах. Таким образом, труд не запрещается, а лишь ограничивается в случае, если условия труда на рабочих местах женщин отнесены к вредному и (или) опасному классу условий труда по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда.

Обзор и анализ исследований и публикаций

В качестве материалов по теме работы были использованы исследования и научные публикации за период 2019–2022 гг., поднимающие вопросы ограничения применения труда женщин и возникающие с этим проблемы и противоречия в обществе. Поиск и отбор источников осуществлялся методами дескриптивного и библиометрического анализа. В работе применялся сравнительный и аспектный анализ.

В различных периодических изданиях публикуются материалы, связанные с оценкой положения женщин на современном рынке труда. Так, например, Самойлов Д.А. отмечает, что проблемы регулирования прав женщин в трудовых отношениях современной России до сих пор являются острыми. В исследовании приводится историческая справка, освещая то, что регулирование женского труда в отечественной истории берет свое начало еще с первого десятилетия ХХ века. Активное наращивание промышленного потенциала страны сформировало «советский феминизм», когда женщина трудилась практически наравне с мужчиной. Кодекс закона о труде РСФСР закреплял гарантии женского труда, в особенности труда беременных, а также запреты на ночные, сверхурочные работы и отдельные виды работ с вредными условиями труда. В 1980-х годах уровень занятости почти не отличался от уровня занятости мужчин: 88% женщин трудоспособного возраста работали и учились, что тогда являлось самым высоким показателем занятости женщин в мире [5] (Samoylov, 2020).

В настоящее время, с одной стороны, все большее внимание уделяется вопросам защиты материнства, вопросам гарантий и компенсаций для женщин в сфере труда, что является одним из главных приоритетов государства как в трудовом поле, так и в рамках нацпроекта «Демография». С другой стороны, немаловажной задачей государства также является гарантия социального равенства. Дискуссии на тему регулирования женского труда ведутся постоянно, особенно в силу того, что и на сегодняшний день женщины подвергаются дискриминации. Это дискриминация и в устройстве на работу, и в оплате труда, и в области образования, и в выборе профессии. Представляется необходимость изменений в настоящем трудовом законодательстве с возможностью перенять зарубежный опыт таких стран, как Швеция, Германия, Франция.

Тем не менее Самойлов Д.А. отмечает, что в последние годы в РФ уже прослеживается тенденция положительного развития в вопросах регулирования трудовых прав женщин [5] (Samoylov, 2020).

Борсова К.Т. исследует наличие дискриминации при реализации права на труд. В настоящее время женщины по-прежнему сталкиваются с дискриминацией на рабочих местах. В работе раскрываются следующие формы дискриминации: при устройстве на работу, в оплате труда, в области образования, в продвижении на службе, в выборе профессии [6] (Borsova, 2022).

Действующее трудовое законодательство Российской Федерации все еще имеет ограничения, прежде всего, ограничение применения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда из-за особенностей видов работ. Эти ограничения составляют концепцию дифференциации. Концепция подразумевает различия в правовом статусе работников, которые можно посчитать дискриминационными. ТК РФ не содержит определения понятия «дифференциация», только ст. 251 ТК РФ закрепляет понятие «особенности регулирования труда».

Примером применения дифференциации на практике является ст. 253 ТК РФ. Статья приводит ограничения на применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах. А ст. 315 ТК РФ про оплату труда устанавливает заработную плату в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с учетом применения районных коэффициентов и процентных надбавок.

В исследовании указывается на необходимость установления понятия «дифференциация» и его структуры на законодательном уровне для исключения возможностей появления дискриминации женщин в трудовом поле [6] (Borsova, 2022).

Мазинская И.В. также посвятила свою работу исследованию вопросов наличия дифференциации и дискриминации при применении труда женщин, а также необходимости наличия запретов и ограничений в этой сфере [7] (Mazinskaya, 2021).

Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, запрещенных работ, не является запретным и дискриминирующим женщин документом. Действующее трудовое законодательство предусматривает, что дискриминацией не является ограничение прав работников, которые нуждаются в повышенной социальной и правовой защите. Таким образом, при провозглашенном равенстве прав возможности работников в реальности не являются изначально одинаковыми. На это оказывает влияние множество социальных, психофизиологических и климатических факторов. Для обеспечения равных возможностей всем работникам в трудовом праве действует метод дифференциации правового регулирования, который заключается в установлении ограничений, связанных с дополнительной заботой государства о менее защищенных слоях населения, заботой о здоровье нации.

Также обращается внимание на обновленный Перечень. Если старый документ содержал 456 позиций, то действующий документ содержит всего 100 позиций. Однако на самом деле, перечень работ не сократился в 4,5 раза, как многие утверждают, поскольку изменения коснулись в первую очередь структуры документа. Вместо списка конкретных профессий сейчас указываются в основном только наименования отраслей. Поэтому кардинальных изменений не наблюдается [7] (Mazinskaya, 2021).

Мазинская И.В. считает, что необходимо отменять запрет и любые ограничения в действующем трудовом законодательстве, касающиеся женщин, оставив только исключения для беременных женщин и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. И приходит к выводу, что ст. 253 ТК РФ, устанавливающая фактический запрет на использование труда женщин, должна быть скорректирована или полностью отменена как нарушающая права женщин. Государству необходимо не создавать запреты и ограничения на выполнение различного рода работ, а создавать в первую очередь безопасные условия труда для работников как мужского, так и женского пола. И в таком случае обеспечить для всех равную возможность выбора профессий и трудовой деятельности [7] (Mazinskaya, 2021).

Коллектив Республиканского НИИ по охране труда МТСЗН Республики Казахстан обосновывает правовую основу обеспечения равных трудовых прав женщин в случае снятия ограничений на использование их труда в Республике Казахстан. Как и в Российской Федерации, в Республике Казахстан существует схожего характера список работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Цель данного списка – защита репродуктивного здоровья женщин и здоровья их потомства. Также существует Список производств, цехов, профессий и должностей, перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск и повышенный размер оплаты труда – данный список устанавливает гарантии и компенсации [8] (Abikenova, Dzhumagulova, Abdrakhmanova, 2021). В связи с перспективой отмены первого списка был проведен сравнительный анализ и даны рекомендации по дополнению второго списка и включению в него необходимых позиций (профессий, видов работ). Авторы исследования учли необходимость обеспечения равного доступа женщин и мужчин к экономическим возможностям, что является международным обязательством Казахстана в соответствии с международными нормами, при этом сохранив необходимые гарантии. Кроме того, результаты исследований, проекты предложений и рекомендаций формировались в ходе обсуждения с государственными органами, частным сектором и гражданским обществом [8] (Abikenova, Dzhumagulova, Abdrakhmanova, 2021).

Олехник Е.В. исследует основы достижения гендерного равенства в труде в Республике Беларусь и в мировой практике. Гендерное равенство играет ключевую роль в деле обеспечения мира и согласия в обществе и полноценной реализации человеческого потенциала на основе устойчивого развития [9] (Olekhnik, 2021). Рассматривается мировой опыт реализации принципа равенства права на труд и равной оплаты труда. Так, например, на постсоветском пространстве имеются реализованные меры по сокращению и отмене списков запрещенных профессий для женщин. Таким образом, страны развиваются в сторону достижения гендерного равенства в трудовой сфере, борются с гендерной сегрегацией. В Грузии и Армении были отменены списки профессий, запрещенных для женщин, в рамках адаптации законодательства этих стран к требованиям Европейского союза. В этих странах профессиональные запреты до сих пор действуют только для отдельных групп женщин (в Армении это беременные и матери детей до одного года; в Грузии – беременные и кормящие женщины). Украина также отменила список, не допускавший трудоустройства женщин более чем на 450 работах [10]. В то же время, например, в Германии такого понятия, как не женская профессия, нет – т.е. женщины могут работать в любой сфере, главное, чтобы имелась соответствующая квалификация. Единственное исключение имеется для беременных женщин: они не могут работать с вредными веществами и запрещено заниматься переносом тяжестей. В США также отсутствует список запрещенных профессий для женщин [9] (Olekhnik, 2021).

Автор подчеркивает необходимость учитывать уникальный социально-культурный и экономико-правовой контекст каждой отдельно взятой страны. Нельзя применять одни и те же меры, например, в Республике Беларусь и странах арабского мира, где велико влияние религии на жизнь населения, и усилия необходимо в первую очередь направить на эмансипацию женщин, а далее на укрепление их экономической самостоятельности. Таким образом, только совместными усилиями всех групп интересов возможно выработать действенные механизмы по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности как одной их основ достижения гендерного равенства.

В своем исследовании Патриция Помпала отмечает, что до сих пор на женщин в современном обществе в первую очередь смотрят как на матерей. Тогда как их профессиональная потребность и трудовая деятельность рассматривается как нечто второстепенное и менее важное. Зачастую из-за существования списков запрещенных профессий женщины лишены права свободно выбирать свой профессиональный путь. Подобные списки лишают их также финансовой и социальной защиты и усиливают гендерное неравенство [11] (Pompala, 2021). Были проанализированы аспекты запрета и рассмотрены списки работ и профессий с социальной и экономической точки зрения. Так, например, некоторые женщины лишены не только своей потенциальной профессиональной самореализации и социальной защищенности, но и реального финансового благополучия и даже безопасности. Наиболее сложная ситуация складывается в моногородах, где вся социальная и финансовая жизнь сосредоточена вокруг одного градообразующего предприятия. Тут возникает противотечение: запрещающий список работ и профессий претендует на стремление к защите женщин и детей, а на практике он способствует феминизации бедности, что, в свою очередь, в значительной степени влияет на благополучие детей.

Александрова М.А. также посвятила свою работу исследованию вопросов наличия дифференциации и дискриминации при применении труда женщин и в праве выбора ими профессий. Также отмечается, что фактически действующий ныне Перечень уменьшен по сравнению с утратившим силу. Между тем нельзя пока говорить, что безопасность труда, в частности для женщин, достигла должного уровня. Поэтому перед государством и перед работодателем должна стоять задача – создание безопасных условий труда. Таким образом, трудовое законодательство оставило за работодателем право обойти эти ограничения, если он создаст безопасные условия труда на рабочих местах, что сделать не всегда просто или вообще не представляется возможным, так как кроме непосредственных затрат на изменения условий труда необходимо провести специальную оценку условий труда рабочих мест и подтвердить отсутствие вредных или опасных условий труда. На практике возникают скорее исключительные случаи, когда женщины действительно обучаются по «запрещенной» профессии и желают заниматься опасной трудовой деятельностью (небольшое количество потенциальных работников), поэтому на предприятиях такая возможность зачастую не реализуется [12, 16] (Aleksandrova, Sheptulina, 2019).

В своих выводах Александрова М.А. приходит к тому, что сокращение перечня работ и профессий – положительная тенденция. Прежде всего, это связано с реализацией принципа равенства в труде и смягчением вмешательства в конституционные права. Однако в таких обстоятельствах ни в коем случае нельзя забывать про охрану здоровья. Поэтому не представляется возможным полное ликвидирование Перечня. Определенные ограничения должны существовать для охраны материнства и охраны детства [12] (Aleksandrova, 2019).

Правоприменительная практика

Дискриминация женщин в трудовом поле означает их неравенство в трудовых правах по сравнению с мужчинами. Случаи реально зафиксированной дискриминации редко становятся в РФ предметом судебной проверки.

В ходе исследования был проведен поиск и обзор информации из открытых источников по судебным обращениям женщин, связанным с условиями труда, прежде всего, касающихся рассматриваемого в работе Перечня. Поиск не дал результатов по современной судебной практике начиная с 2021 года, т.е. после вступления в силу обновленного Перечня. Однако в таком случае интересно рассмотреть судебную практику десятилетием ранее и сделать проекцию на настоящее время и проанализировать происходящие изменения в трудовом законодательстве.

Первым рассмотрим дело 2008 года: студентка юридического факультета одного из вузов Санкт-Петербурга Анна Клевец решила устроиться на работу помощником машиниста электропоезда, но получила отказ в обучении и дальнейшем трудоустройстве [13]. Работодатель, аргументируя отказ, руководствовался п. 374 «Перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Девушка обратилась в Верховный суд с требованием признания п. 374 данного перечня, однако суд требования не удовлетворил. Следовательно, гражданка Клевец в 2009 году не смогла устроиться на желаемую работу. Теперь перенесем данную ситуацию в 2022 год. Действующий Перечень исключает ограничения использования труда женщин на такой работе, как помощник машиниста электропоезда. Таким образом, Анна Клевец в случае, если бы работодатель отказал ей в приеме на данную работу, также могла бы обратиться в суд и выиграла бы дело, так как работа помощника электропоезда исключена из нового Перечня, поэтому у работодателя отсутствовали бы основания для отказа ей в приеме на обучение и последующую работу.

Вторым рассмотрим дело 2012 года: Светлана Медведева после получения специальности судоводителя проработала на речном пассажирском предприятии матросом. Когда Медведева захотела устроиться мотористом-рулевым, она получила от работодателя отказ в трудоустройстве, так как выбранная ею профессия входила в перечень работ, на которых запрещен труд женщин [14]. Гражданка Медведева через суд оспаривала отказ, стремившись обязать предприятие создать ей безопасные условия труда. Суд аналогичным образом отказался удовлетворить требования Медведевой, чтобы работодатель создал безопасные условия труда на рабочем месте. Перенося данную ситуацию в 2022 год, как в случае и с первым делом, сейчас у работодателя отсутствовали бы основания для отказа женщине в приеме на работу, так как действующий Перечень снял запрет на работу членом палубной команды судна (боцман, шкипер, матрос), за исключением работ в машинном отделении судна.

Данное сравнение дел с настоящим Перечнем показывает изменения в трудовом законодательстве. Обновленный Перечень открывает больше возможностей для женщин, желающих трудиться на работах и профессиях, ранее запрещенных перечнем от 2000 года.

Для понимания основных причин обращения женщин в Государственные инспекции труда был использован сервис онлайнинспекция.рф [15]. Сервис содержит базу вопросов с ответами по различным темам, в том числе по труду женщин. В ходе работы было проанализировано 620 обращений работников, работодателей, сотрудников кадровых служб по вопросам Перечня. В качестве ключевых слов в поиске задавались следующие запросы: «труд женщин», «перечень 512н», «ограничение труда женщин». В итоге было отобрано и проанализировано 8 обращений в период с 01.01.2021 по 01.11.2022, относящихся к поставленной задаче исследования, по следующим вопросам:

1. Как реализовать требования приказа № 512н к сотрудницам, трудоустроенным в организацию до вступления в силу данного приказа, и возможно ли в таком случае продолжение труда женщин на рабочих местах, условия труда которых по результатам СОУТ отнесены к вредному и (или) опасному классу условий труда, поскольку не представляется возможным предоставить им рабочие места с иными факторами либо с отсутствием вредного класса условий труда.

2. Разъяснение приказа № 512н, различий между «ограничением» и «запретом» и распространение требований Перечня на сотрудниц испытательной лаборатории предприятия.

3. Вопрос необходимости увольнения женщин-штамповщиков после вступления в силу приказа № 512н, имеющих по результатам СОУТ класс условий труда 3.2 по фактору «Производственный шум».

4. Разъяснение приказа № 512н в части продолжения трудовых отношений с женщинами-штамповщиками после вступления в силу приказа № 512н, имеющими по результатам СОУТ класс условий труда 3.1.

5. Возможность приема женщин на рабочие места контролера ОТК с классом условий труда 3.1 по химии (свинец и его соединения)».

6. Возможность применения труда женщины на рабочем месте «Оператор шлифовального станка», где выявлены вредные производственные факторы (класс 3.2: аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум) при отсутствии данной профессии в Перечне приказа 512н.

7. Вопрос дискриминации и необходимости увольнения женщин-термистов на предприятии после вступления в силу приказа № 512н.

8. Вопрос необходимости увольнения женщин с должности спасателя 2 класса после вступления в силу приказа № 512н, для которых по результатам СОУТ установлен класс условий труда 3.2 (тяжесть трудового процесса).

Таким образом, видим, что несмотря на отсутствие судебных дел по новому Перечню с 2021 года, в то же время женщины-работницы обращаются в Государственные инспекции труда по вопросам правомерности тех или иных действий работодателя (прием на работу, увольнение, перевод, результаты СОУТ) согласно Перечню приказа № 512н [15].

Заключение

Анализ отечественных и зарубежных исследований и публикаций, судебной практики, а также нормативных требований выявил необходимость в ближайшие годы сокращения Перечня производств, видов работ и профессий, на которых ограничивается труд женщин. В РФ должен быть реализован принцип равенства в труде, отвечающий современным экономическим вызовам. При этом необходимо учитывать обязательные требования охраны труда и здоровья.

Поскольку дискуссии об ограничениях применения труда женщин постоянно ведутся, Минтруду России необходимо выносить на рассмотрение вопрос пересмотра и актуализации Перечня. При этом важно привлекать участников с разных сторон, таких как Федерация независимых профсоюзов России, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», Российский союз промышленников и предпринимателей, отраслевые объединения работодателей (добыча нефти и газа, химическая промышленность, металлургия, железные дороги, транспорт, сельское хозяйство).

Так, в свое время до утверждения нового Перечня приказа № 512н привлекались к его пересмотру Российский профсоюз моряков, ОАО «РЖД» совместно с отраслевым профсоюзом. На данный момент сняты ограничения для женщин на следующие профессии и работы:

‒ машинист электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов;

‒ член палубной команды судна (боцман, шкипер, матрос), за исключением работ в машинном отделении судна.

Уже сегодня многие машины, роботизированные комплексы в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности помогают в работе как мужчинам, так и женщинам, в связи с чем труд становится проще, в особенности тяжелого физического труда становится меньше. Поэтому в первую очередь экономика должна быть готова к переменам в сторону автоматизации, технологичности, безопасности и экологичности.

Полученные в ходе аналитического обзора выводы и рекомендации могут послужить основой для дальнейших исследований проблем ограничения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда, а также для актуализации действующего законодательства.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. Официальный интернет–портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/constitution (дата обращения: 11.10.2022).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 11.10.2022).
3. Приказ Минтруда РФ N 512н от 18 июля 2019 года «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331608 (дата обращения: 12.10.2022).
4. Постановление Правительства № 162 от 25.02.2000 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26328/4b88e6fd0735ffc7cfa55e3bbc8ebd1f58fb926d (дата обращения: 12.10.2022).
5. Самойлов Д.А. Развитие прав женщин в трудовых отношениях // Молодой ученый. – 2020. – № 28(318). – c. 193-195.
6. Борсова К.Т. Принцип запрета дискриминации при реализации права на труд // Эпомен. – 2022. – № 72. – c. 1545-164.
7. Мазинская И.В. Запрещенный перечень работ: дифференциация или дискриминация прав женщин // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 33. – c. 340-347.
8. Абикенова Ш.К., Джумагулова Н.Г., Абдрахманова Н.Б., Айдынгалиев К.С. Соблюдение прав женщин в трудовой сфере при осуществлении занятости на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда // Приоритетные направления развития науки и образования: Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. – c. 68-70.
9. Олехник Е.В. Принцип равной оплаты за труд равной ценности как одна из основ достижения гендерного равенства // Новатор-2021: Материалы III Баранович. науч.-образоват. форума. Барановичи, 2021. – c. 98-99.
10. Women in Work Index. PwC's. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.co.uk/services/economics/insights/women-in-work-index.html (дата обращения: 02.11.2022).
11. Pompala P. The state’s image of women. / An intersectional analysis of gendered protective labor legislation in Russia., 2021.
12. Александрова М.А. Гендерная дискриминация в праве женщин на выбор профессии // Beneficium. – 2019. – № 4(33). – c. 74-83. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2019.4(33).74-83.
13. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.07.2017 № 46-КГ17-24. Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-24072017-n-46-kg17-24 (дата обращения: 07.11.2022).
14. Определение Конституционного суда РФ от 22.03.2012 N 617-О-О. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129887 (дата обращения: 07.11.2022).
15. Онлайнинспекция.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://онлайнинспекция.рф (дата обращения: 07.11.2022).
16. Шептулина Н.Н. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников. Мудрый юрист. [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/8455-osobennosti-regulirovaniya-truda-otdenykh-rate (дата обращения: 18.10.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:46