Роль иностранных инвестиций в формировании индийского промышленного хаба

Коновалова Ю.А., Пинчук В.Н., Шарма Я., Лавров С.Н.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

С 1947 г., когда Индия обрела независимость, Правительство страны приступило к ее активной интеграции в мировое хозяйство. Основной проблемой индийской экономики после обретения независимости была слаборазвитость, которая заключалась, главным образом, в отсталости методов производства, технологическом отставании производственных мощностей или их полном отсутствии в ряде видов экономической деятельности. В 1948 г. и 1956 г. были разработаны и приняты к реализации Промышленные политики Индии (Резолюции о промышленном развитии), направленные на устранение диспропорций и решение проблемы технологической отсталости Индии, расширение полномочий и ответственности государственного сектора, расширение секторов (видов деятельности), закрепленных за государством, широкомасштабных закупках средств производства и станков, и т.д. В 1950 г. в стране была учреждена Плановая Комиссия, в ведении которой был мониторинг социально-экономической ситуации в стране, разработка Пятилетних планов, направленных на решение конкретных проблем. Первые три Пятилетних Плана на реализацию идеалов модернизации и целей промышленных политик, с параллельным включением программ развития сельскохозяйственного сектора. Модель экономического развития Индии в период с 1947 г. по конец 60-х – начало 70-х гг. можно охарактеризовать, как модель государственного капитализма, особенностью которой являлась смешанная модель функционирования экономики с превалированием государственного сектора и «поддерживающей функцией» со стороны частных структур.

Уже начиная с конца 40-х г. и постепенного «вытеснения» английских интересов с территории страны, Индия стала представлять интерес для других экономик и, в особенности, для американских капиталов, немецких, японских, итальянских. Широкомасштабный приток иностранных инвестиций в страну начался с имплементацией экономических реформ в 90-е гг., направленных на либерализацию внешнеэкономического сектора Индии и в отношении прямого иностранного инвестирования выраженных в смягчении требований к иностранным инвесторам и постепенном открытии для них все большего числа секторов индийской экономики и увеличения лимита вхождения в сектор.

Целью данного исследования является выявление особенностей участия Индии в глобальном потоке прямых иностранных инвестиций в условиях формирования многополярного мира.

Материалы и методы

В настоящем исследовании авторами используются методы индукции, дедукции, ретроспективы, сравнения. Несмотря на то, что Индия является предметом исследования для многих ученых и экономистов, наблюдается определенный дефицит фундаментальных исследований, в частности, в российской науке. При этом, вплоть до распада СССР, советская наука не испытывала дефицита в экономистах-индологах, чьи работы были посвящены не только экономике Индии, особенностям модели ее развития, промышленной политике, роли и месту иностранного капитала в стране, особенностям внешней торговли Индии и другим аспектам индийской экономики. Среди наиболее значимых исследователей, чьи работы посвящены исследованию экономики Индии, ее участию в мировом хозяйстве и системе международных экономических отношений, можно выделить: Брагину А.Е. [1, 2] (Bragina, 1958; Bragina, 1977), Кондратьева В.А. [4] (Kondratev, 1963), Коновалову Ю.А. [5, 6] (Konovalova, 2017; Konovalova, 2024 ), Малярова О.В. [7, 8] (Malyarov, 1984; Malyarov, 2010), Широкова Г.К. [11, 12] (Shirokov, 1980; Shirokov, 1984). Среди зарубежных авторов, чьи работы имели фундаментальный характер и отражали действительность индийской экономики можно выделить: Гадгила Д. [3] (Gadgil, 1963), Нараина Л. [9] (Narain, 1961), Шарму Т.Р. [10] (Sharma, 1958).

Результаты исследования

Инвестиционная политика Индии, претерпевшая значительную трансформацию с начала 90-х гг. посредством либерализации, открытия достаточного числа секторов для иностранных капиталовложений, увеличения порога вхождения в отрасль и упрощения процедур.

Последняя редакция консолидированной инвестиционной политики Индии была подготовлена и вступила в силу с 15.10.2020 г. определяет для ряда видов экономической деятельности необходимое согласование проведения инвестиций с соответствующими министерствами и ведомствами, также определяет закрытые для иностранных инвесторов виды экономической деятельности, а также пороги вхождения в доступные сектора экономики. Закрытыми видами экономической деятельности являются: лотерейный бизнес, включая государственные и частные лотереи, онлайн лотереи; азартные игры и казино; Чит-фонды и Нидхи-компании; торговля передаваемыми правами на разработку; операции с недвижимостью и строительство фермерских зданий; производство сигар, сигарет, сигарилл из табака и его заменителей; атомная энергетика; железнодорожные перевозки (определенные виды услуг). Изучение допущений по иным видам экономической деятельности показывает следующе:

§ В секторе «Сельское хозяйство и животноводство» - допускается 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В секторе «Плантаций» - допускается 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В «Добывающем секторе» - допускается 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В «Нефтегазовом секторе» - допускается от 49% до 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В «Оборонном секторе» - деятельность подлежит промышленному лицензированию; допускается от 49% до 74% и до100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В «Услугах в области трансляции, вещания и печати» - допускается от 26% до 49% и до 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В секторе «Гражданской авиации» - от 49% до 100% ПИИ в акционерном капитале допускается в гринфилды и уже существующие проекты, касающихся аэропортов; до 49% - 100% ПИИ допускается для компаний, занимающихся регулярными (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В секторе «Строительство жилья, поселков, инфраструктуры города» - до 100% допускается для строительства поселков, коммерческих и жилых помещений, дорог и мостов, помещений для гостиничного бизнеса, сектора здравоохранения и образования (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В «Промышленные/индустриальные парки» [1] - до 100% допускается для строительства новых или уже существующих парков;

§ В секторе «Создание и эксплуатацию спутников» - допускается до 100% ПИИ, но только в соответствии с принципами Департамента космического пространства и иными соответствующими органами исполнительной власти;

§ В секторе «Частные охранные агентства» - допускается до 49% ПИИ в рамках автоматического пути/режима, и до 74% в рамках одобрения с соответствующими органами исполнительной власти;

§ В секторе «Телекоммуникационные услуги» - допускается до 49% ПИИ в рамках автоматического пути/режима, и более 49% в рамках одобрения с соответствующими органами исполнительной власти;

§ В секторе «Торговля» - допускается до 100% ПИИ для компаний, осуществляющих торговую деятельность, как оптовая торговля «Cash & Carry» и оптовая торговля, включая поставки от микро- и среднего бизнеса;

§ В секторе «Электронная торговля/коммерция» - допускается до 100% ПИИ;

§ В секторе «Розничная торговля моно брендовыми товарами» - допускается до 100% ПИИ;

§ В секторе «Розничная торговля мульти брендовыми товарами» - допускается до 51% ПИИ и только с разрешения правительства и соответствующих органов исполнительной власти;

§ В секторе «Duty Free» - допускается до 100% ПИИ; инвестиции в магазины беспошлинной торговли должны отвечать Закону о таможне 1962 г. и иными нормативно-правовыми актами;

§ В секторе «Железнодорожная инфраструктура» - допускается до 100% ПИИ (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В секторе «Финансовых услуг» - допускается от 20% до 100% (перечень видов экономической деятельности ограничен);

§ В «Пенсионном секторе» - допускается до 49% ПИИ в автоматическом режиме;

§ В секторе «Энергетическая биржа/биржа электроэнергии» - допускается до 49% ПИИ в автоматическом режиме (компания должна быть зарегистрирована в соответствии с условиями Центральной комиссии по регулированию электроэнергетики); нерезиденты не могут обладать более, чем 5% от акционерного капитала;

§ В секторе «Операции с банкоматами типа White Label» - допускается до 100% ПИИ в автоматическом режиме;

§ В секторе «Другие финансовые услуги» - допускается до 100% ПИИ в автоматическом режиме (регулирование деятельности происходит со стороны Резервного Банка Индии и иных государственных органов исполнительной власти);

§ В секторе «Фармацевтическая промышленность» - допускается до 100% ПИИ в автоматическом режиме для проектов типа гринфилд; для браунфилдов – допускается до 100% ПИИ (выше 74% ПИИ) с разрешения правительства и менее 74% ПИИ в автоматическом режиме; обязательным требованием является получение сертификата [16].

По данным Всемирного банка [18] приток ПИИ в Индию за период с 1970 г. до 2023 г. увеличился с 45,4 млн. долл. до 28,08 млрд. долл. (в данном случае представлены данные по чистому притоку ПИИ в долларовом эквиваленте). Эксперты ЮНКТАД, сравнивая инвестиционную активность и привлекательность в Китае и Индии, отмечали следующее: прямые иностранные инвестиции внесли значительный вклад в быстрый рост промышленного экспорта Китая за период с 1989 г. по 2001 г. (ежегодный прирост составил 15%). Если в 1989 г. вклад иностранных филиалов в китайский экспорт составлял менее 9%, то к 2002 г. на них уже приходилось около 50% китайского промышленного экспорта. В ряде высокотехнологичных отраслей в 2000 г. доля иностранных филиалов в формировании китайского экспорта составляла более 90% (91% - производство электронных схем, 96% - производство мобильных телефонов). По сравнению с Китаем, влияние ПИИ на структуру и развитие индийского экспорта было более чем незначительное (за исключением информационных технологий). В начале 90-х гг. вклад ПИИ в индийский промышленного экспорт составил только 3%, к 2002 г. показатель увеличился до 10%. Экономические детерминанты, оказавшие влияние на приток ПИИ, по мнению экспертов ЮНКТАД, в Китае более «сильные и фундаментальные», чем в Индии. Как ВВП, так и ВВП на душу населения Китая, очевидно, выше, чем индийские, что уже само по себе делает китайскую экономику более привлекательной (по данным отчета ЮНКТАД в 2003 г.). Помимо основополагающих макроэкономических индикаторов, более привлекательным для инвесторов в Китае представляется уровень грамотности, уровень образования, наличие природных ресурсов и конкурентной инфраструктуры (преимущественно в прибрежных районах). Конкурентным преимуществом Индии, по мнению экспертов, являлось наличие значительных человеческих ресурсов, главным образом, в секторе информационных технологий. Ускоренный рост китайской экономики, в свою очередь, привел к росту локального спроса на потребительские товары длительного пользования и недолговременного пользования, что повлияло на привлекательность Китая для иностранных инвесторов и рост числа местных фирм, связанных с промышленным сектором [17, 25].

С 1990 г. по 2000 г. приток ПИИ в Индию увеличился с 379 млн. долл. до 4,029 млрд. долл., за этот же период объем накопленных инвестиций в страну увеличился с 1,9 млрд. долл. до 29,8 млрд. долл., в 2001 г. накопленные инвестиции составили уже 36 млрд. долл., в 2002 г. – 41,5 млрд. долл. Активный рост ПИИ в экономику Индии в начале 2000-х гг. был связан с решением индийского правительства открыть ряд отраслей для иностранных инвесторов, смягчив лимиты по вхождению в акционерный капитал. Также, одним из инструментов по привлечению ПИИ в страну, явилось решение Плановой Комиссии о создании Специальных экономических зон следуя опыту китайской модели. Как пишет Бхалла [14] (Bhalla, 2002), большинство стран развивающегося типа приступили к либерализации в 80-е – 90-е гг., и рассматривали ее в качестве инструмента перехода от плановой модели экономического развития и превалирования государственной собственности к рыночной экономике.

Бхалла [14] (Bhalla, 2002) проводит сравнительный анализ китайской и экономической моделей развития с момента обретения Индией независимости в 1947 г. и образованием Китайской Народной Республики в 1949 г., анализ разработки и реализации Планов и трансформации роли и места государственного сектора в указанных странах. Экономические реформы начались в Китае с 1979 г., в Индии - с 1991 г. (некоторые элементы либерализации начались в Индии еще в 80-е гг.). Обе экономики подошли к необходимости проведения реформ в условиях кризисов Платежных балансов, превалирования капитального импорта для проведения индустриализации и слабо конкурентного экспорта. Политика открытых дверей, проводимая в Китае, явилась вынужденной мерой, поскольку страна подошла к имплементации либеральных реформ с менее «открытой экономикой», чем Индия. Однако, слабыми сторонами индийской экономики, которые в том числе усиливали социально-экономическое неравенство и расслоение, к моменту необходимости проведения реформ было фактическое пренебрежение сельским хозяйством и неспособностью провести земельную реформу [14] (Bhalla, 2002).

Одним из основных упущений либерализации в Индии явилось и до сих пор является недостаточное внимание микро, мелкому и среднему бизнесу. «Отдельной проблемой рынка труда Индии является наличие неформального организованного и неформального неорганизованного сектор. По оценкам экспертов, доля неформального неорганизованного сектора от общей численности рабочей силы составляет от 90 до 93 %. Под «неорганизованным сектором» понимается предприятие, принадлежащее отдельным лицам и самозанятым работникам, а также занятым в производстве или продаже товаров, или предоставлением услуг, при этом число работников, при необходимости нанимаемых предприятием, не должно превышать 10 человек. Работники, относящиеся к неорганизованному сектору, главным образом задействованы в таких работах, как: скатывание биди (азиатские сигареты), изготовление агарбатти (благовонные палочки), изготовление папада (азиатские хлебные лепешки), пошив, стирка и глажка одежды, уличная торговля, различные виды работ на полдня, выполнение погрузочных/разгрузочных работ, обжиг кирпича, работа в кожевенных и обувных мастерских, домашние работники/серванты/прислуга, работа рикшами, участие в черных и строительных работах и др. Работники неорганизованного сектора не защищены от цикличности и непостоянства занятости, отсутствия формальных и установленных отношений между работниками и работодателями, отсутствия неадекватной социальной защиты» [5] (Konovalova, 2024).

За 24 финансовых года объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Индию составил 990,9 млрд. долл., из них 678,8 млрд. долл. - вложения в акционерный капитал. За рассматриваемый период четверть (25%) накопленных ПИИ приходится на Маврикий, 24% - на Сингапур, 10% - на США, 7% - на Нидерланды, 6% - на Японию, 5% - на Великобританию, 3% - на ОАЭ, по 2% - на Каймановы острова, Германию и Кипр.

Распределение накопленных ПИИ в акционерный капитал по видам экономической деятельности показывает, что 16% приходится на сектор услуг, 15% – на компьютерное программное обеспечение оборудование, по 6% – на торговые услуги и телекоммуникационные услуги, по 5% – на автомобилестроение и строительные услуги, 4% – на инфраструктурное строительство, по 3% – на производство фармацевтической и лекарственной продукции, химической продукции (не включая удобрения), и энергетику [19].

По данным, опубликованным в 2024 г., доля промышленного сектора в структуре ВВП Индии составляет порядка 17% (цель – увеличить данный показатель до 25% и превратить промышленность Индии в самую быстро растущую в мире). С момента обретения страной независимости основой обрабатывающей промышленности Индии было станкостроение, что в настоящее время является не столько недопустимым, сколько устаревшим и не способно стимулировать всеобъемлющий экономический рост и развитие отраслей индийской промышленности. По некоторым оценкам, объем обрабатывающей промышленности Индии к 2025-2026 ф.г. может достичь 1 трлн. долл., а объем товарного экспорта может достичь той же величины к 2030 г.

Самой главной целью, стоящей перед индийским правительством, является не только увеличение веса промышленности в структуре ВВП, но и превращение страны в международный промышленный хаб, не только посредством привлечения иностранных инвестиций и реализации широкомасштабных совместных инвестиционных проектов, но и привлечение средств в развитие местных производств (Правительство планирует привлечь порядка 2,2 млрд. долл.).

Превращение Индии в международный промышленный хаб осуществляется посредством разработки и имплементации широкого набора программ/инициатив, политик и мер, главным образом, в области обрабатывающих производств: запущенная в 2014 г. инициатива «Make in India» («Делай в Индии») была направлена, в первую очередь, на развитие и трансформацию как веса, так и структуры обрабатывающей промышленности; если первоначально инициатива охватывала 25 секторов индийской экономики, в последующем число секторов было увеличено до 27; инициатива дополнена Схемами стимулирования производства (Production Linked Incentive (PLI) Scheme) [2], налогами на товары и услуги, сокращением корпоративного налога, и процедурами по упрощению ведения бизнеса в стране.

Не менее значительным дополнение инициативы «Делай в Индии» является инициатива «One District One Product (ODOP)» («Один район – один продукт»), направленная на отбор, брендирование и продвижение продуктов в каждом районе станы. Инициатива выявила 1102 потенциальных и учитывающих экосистему регионов для продвижения продукта из 761 региона Индии [22]. Анализ продуктов, развитие производственного и экспортного потенциала которых может послужить драйвером развития регионов, в большей степени охватывают продукцию сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, текстильной промышленности и др. Совместно с программой «Район как экспортный хаб» правительство предпринимает усилия по превращению всех регионов страны в экспортные центры конкретных продуктов. Инициатива «ОРОП» направлена не только на выявление и развитие экспортного потенциала регионов страны, но и на сбалансированное развитие и обеспечение целостного экономического роста, и привлечение инвестиций в регионы [21, 24].

Национальная программа развития промышленных коридоров является наиболее амбициозной инфраструктурной инициативой, направленной на создание 12 утвержденных проектов (коридоров), призванных ускорить рост производственного сектора и способствующих систематической урбанизации. Строительство коридоров направлено на создание рабочих мест, стимулирование экономического роста и общего социально-экономического развития. Имплементация программы развития промышленных коридоров началась с запуска «Промышленного коридора Дели – Мумбаи». Промышленные коридоры и Мандат о развитии промышленных коридоров в стране включают очень широкой спектр проектов, среди которых: инвестиционные регионы, промышленные районы, экономические хоны, промышленные узлы, поселки, интегрированные производственные кластеры и др.

В стране также разработана «Национальная программа развития промышленных коридоров» («National Industrial Corridor Development Programme (NICDP)»), цель которой состоит в развитии динамичной промышленной экосистемы посредством привлечения инвестиций как со стороны крупного бизнеса, так и со стороны микро-, малых и средних предприятий. Строительство и запуск промышленных коридоров, по оценкам экспертов, может способствовать увеличению стоимости экспорта на 2 трлн. долл. к 2030 г.

Параллельно со строительством и запуском промышленных коридоров в стране запущены проекты по строительству «умных городов с нуля». Планируется, что новые административные единицы должны «опережать спрос» и отвечать требования «подключи и работай» (своего рода «Браунфилды»). Проекты по созданию административных единиц «с нуля» дополнены программой «'Viksit Bharat'», которая направлена усиление роли и места Индии в глобальных цепочках создания добавленной стоимости, посредством предложений по освоению земельных участков для использования их под строительство производственных подразделений отечественным и зарубежных инвесторов [15].

Также в 2020 г. была запущена инициатива «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» («Самостоятельная Индия»), направленная на которая направлена на продвижение индийской продукции на мировые рынки товаров и услуг, а также на более глубокую интеграцию страны в глобальные цепочки стоимости для достижения самообеспеченности. Инициатива была запущена в период пандемии COVID-19, когда Правительство выделило около 268,74 млрд. долл. в качестве пакета стимулирующих мер, направленных на поддержание внутреннего производства. Задачи, стоящие перед Правительством в рамках реализации указанной инициативы, состоят в: превращении Индии в глобальный центр формирования цепочек стоимости и поставок; усилении роли и места в экономике частного сектора; создании условий для развития индийских производителей; усилении и углублении интеграции индийской продукции на мировые товарные рынки товаров и услуг и т.д. [13].

Программа «Самостоятельная Индия» затронула также и оборонный сектора страны: несмотря на то, что был увеличен «порог вхождения» в отрасли от 49% до 74% (в ряде случаев до 100%), было введено эмбарго на 101 вид продукции военного назначения, а также была запущена «Политика в области стимулирования оборонного производства и экспорта» на период до 2020 г. В 2024-2025 ф.г. на поддержку отечественных производителей продукции военного назначения было выделено 68,25 млрд. долл. Были опубликованы списки «Позитивной индигенизации» (PILS), запрещающие импорт ряда продукции военного назначения и вооружений, и поощряющие закупку у отечественных производителей государственных и частных, включая микро-, малый и средний бизнес. Программа «Позитивной индигенизации» согласована с процедурой оборонных закупок (Defense Acquisition Procedure – 2020), которая направлена на оптимизацию процесса закупок, стимулирование отечественного производства и повышение прозрачности закупок. В стране также было создано 2 коридора оборонной промышленности для укрепления мощностей в данном секторе: в штате Уттар-Прадеш и штате Тамилнаду. Характерной чертой индийской оборонной промышленности является непосредственное участие в ней частного сектора, на который в 2023-2024 ф.г. пришлось 21% от общего объема производимой оборонной продукции [20].

Проекты «Production Linked Incentive (PLI) Scheme» привели к росту притока ПИИ в страну – в 2021 г. корпорация «Amazon» объявила о создании завода по производству электронных устройств, в том же году корпорация «Apple» приступила к сборке iPhone 12. Здесь необходимо отметить и другой интересный факт – в определенной степени активное размещение производств на территории Индии является процессом релокации (переносом) производств ТНК в рамках глобальной стратегии «Китай плюс один» по сокращении инвестиций на территории Китая со стороны развитых стран.

Программа/схема под покровительством Премьер-министра «Atmanirbhar Swasth Bharat Yojana» (PMANSY) подразумевает расходы в размере 64,180 крор инд. рупий на период до 2025-2026 ф.г. Ключевой целью данной программы является развитие и поддержка сектора здравоохранения в стране посредством создания необходимой инфраструктуры в области здравоохранения, как по обслуживанию населения, так и для функционирования научно-исследовательских медицинских центров. Меры в рамках указанной программы направлены на развитие потенциала систем здравоохранения и учреждений, оказывающих непрерывную медицинскую помощь на всех уровнях, а именно: первичном, вторичном и третичном, и на подготовку систем здравоохранения к эффективному реагированию на текущие и будущие пандемии/стихийные бедствия. Программа также акцентировала внимание на развитие и модернизацию дорожной инфраструктуры (автомобильной и железнодорожной), которая поможет усилить конкурентоспособность Индии на мировых рынках с точки зрения улучшения качества и увеличения скорости доставки продукции как внутри страны, так и в страны Южно-азиатского региона. Также в 2015-2016 ф.г. Министерство науки и технологий запустило программы по созданию технологических парков для женщин («WTP»), которые направлены не только на расширение прав и возможностей для женщин, но и на их большую интеграцию в создание микро-, мелкого и среднего бизнеса для обретения большей самостоятельности и достижения гендерного равенства [23].

Как видно и выше представленных данных, в стране разработано и реализуется достаточно много программ, направленных на многостороннее развитие экономик Индии. Однако, здесь необходимо особенно подчеркнуть, что при всех успехах, достигаемых сегодня Индией, целый ряд социально-экономических проблем остаются нерешенными, формируя «камни преткновения» на пути развития нации. Факторами, положенными в основу развития и модернизации индийской промышленности сегодня, являются: государственные инициативы, государственно-частное партнерство, иностранные инвестиции, значительная по численности рабочая сила и масштабное внутреннее потребление.

В 2024 г., в 10-ю годовщину реализации инициативы «Делай в Индии» («Make in India» - 25 секторов экономики), Министр торговли и промышленности Индии сообщил о значительных успехах, которые были достигнуты страной за десятилетие: импорт мобильных устройств сократился на 85% (это связано, главным образом, с переносом производств из Китая в Индию и открытием новых заводов), численность рабочих мест в обрабатывающей промышленности увеличилась на 200% только за период с 2022 г. до 2024 г. К 2047 г., как ожидают официальные лица, Индия превратится в мировой производственный центр с развитой экономикой. В настоящее время инициатива дополнена и называется «Делай в Индии 2.0» («Make in India 2.0»), и включает в себя уже 27 секторов индийской экономики. Департаментом по продвижению промышленности и внутренней торговли с учетом сильных сторон, и конкурентоспособности индийской промышленности, необходимости импортозамещения, экспортного потенциала и расширения возможностей трудоустройства были определены 24 подотрасли для дальнейшего тесного сотрудничества с указанным ведомством. Иностранные инвестиции играют очень весомую роль в реализации указанной инициативы, поэтому индийское Правительство постоянно прилагает усилия по поиску потенциальных иностранных инвесторов.

Заключение

Исследование показало, что в стране было разработано и реализуется значительное число различных программ и инициатив, направленных на инклюзивный всеобъемлющий и всеохватывающий характер. Программы и инициативы носят либеральный характер, поскольку все они «сопровождают и дополняют» ключевую государственную инициативу «Делай в Индии» («Make in India») и направлены на привлечение прямых иностранных инвестиций в 27 секторов индийской экономики, во-первых, и, во-вторых, охватываю все штаты и союзные территории страны, что является «практическим» отражением моделей пространственного развития и пространственной экономики. Самым ярким подтверждением данного утверждения является строительство 12 промышленных коридоров как по периметру страны, так и в ее центре (с Севера на Юг и с Запада на Восток). Сегодня экономика Индии является пятой в категории ВВП, темп экономического роста которой по данным Всемирного Банка в 2023 г. составил 8,2%, что обусловлено не столько ростом стоимости и объемов производства в самой стране, сколько переносом заводов и аффилированных предприятий ТНК из Китая в Индию начиная с 2022 г. Указанные меры еще больше укрепят позиции Индии в мировом хозяйстве и приблизят ее к превращению в международный промышленный хаб, единственно с параллельным выполнением условия о решении проблем социально-экономического порядка, которые все еще остаются камнем преткновения на пути динамичного развития страны. Одновременно с усилением интеграции Индии в мировое хозяйство и международные экономические отношения посредством рассмотренных инициатив и программ, Правительство страны заинтересовано в решении проблем социально-экономического порядка, с которыми до сих пор не смогло справиться самостоятельными силами. Поэтому, реализация рассмотренных программ отвечает интересам не только иностранных инвесторов в силу конкурентных преимуществ принимающей станы и существенно низких издержек по размещению и ведению бизнеса в стране, но и национальным интересам Индии.

[1] В рамках данной Консолидированной инвестиционной политики Индии под «Индустриальным парком» понимается проект, в рамках которого для целей ведения промышленной деятельности создается качественная инфраструктура и застроенные площади/земельные участки. Промышленный парк должен содержать не менее 10 инфраструктурных единиц/объектов, каждый из которых не должен занимать более 50% от выделенной площади; под промышленную деятельность должно быть использовано не менее 66% от выделяемой площади

[2] Схемы стимулирования производства (Production Linked Incentive (PLI) Scheme) – Программа, запущенная в 2020 г., и направленная на самообеспечение, дополнена финансовой поддержкой, направленной с результативностью производственного процесса; такой подход, ориентированный на эффективность, не только должен привлекать инвестиции отечественных и глобальных игроков, но и побуждать предприятия внедрять передовые технологии и добиваться экономии за счет масштаба; программа PLI направлена на укрепление производственной базы, снижение зависимости от импорта и обеспечение баланса между экономическим ростом и устойчивостью


Страница обновлена: 19.03.2025 в 12:05:41