Грантовая поддержка институтов гражданского общества города Хабаровска
Халикова С.С.1, Сюпова М.С.2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Тихоокеанский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 5 (Май 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965292
Аннотация:
Финансовая поддержка является одной из основных форм поддержки институтов гражданского общества. Проведенный анализ, на основе данных официальных сайтов фондов поддержки институтов гражданского общества, статистической информации, а также результатов социологического исследования по развитию гражданского общества в городе Хабаровске, позволил сделать обоснованные выводы. Президентские фонды являются одними из основных институтов развития гражданского общества, предоставляющих финансовые ресурсы по различным направлениям деятельности некоммерческих организаций. Федеральная поддержка имеет высокую значимость для регионов страны, для которых такая поддержка носит характер внешних социальных инвестиций. Авторами проведен анализ участия организаций г.Хабаровска в конкурсах на получение грантов, на средства которых реализуются социально-значимые проекты на территории города. Анализ предоставления финансовой поддержки на краевом и городском уровне позволил сделать вывод, о ежегодном увеличении выделяемых денежных средств и расширении их использования. С краевого бюджета выделяются средства муниципальным образованиям Хабаровского края в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями края по развитию территориального общественного самоуправления. Средства выделяются физическим и юридическим лицам, заинтересованным в социальном развитии муниципального образования. Одной из задач, стоящих перед органами публичного управления, сегодня является повышение заинтересованности и привлечение более широкого круга лиц к участию в конкурсах на получение грантовых средств, с целью формирования и развития гражданского общества
Ключевые слова: гражданское общество, гранты, социальная инициатива, финансовая поддержка
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках муниципального гранта, реализованного в соответствии с Постановлением администрации г. Хабаровска от 13 мая 2021 г. №1804 «О предоставлении на конкурсной основе грантовой поддержки программ и проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций»
JEL-классификация: G41, P31, P39
Введение
Поддержка институтов гражданского общества органами публичной власти Российской Федерации является одним из факторов его успешного развития. Под поддержкой понимается комплекс мер, реализуемый государственными органами, органами федеральной территории и органами местного самоуправления, которые направлены на содействие осуществлению общественно полезной деятельности институтами гражданского общества или на их развитие [1; 2, с. 443-445].
В настоящее время законодательно определены различные формы государственной поддержки институтов гражданского общества, среди которых: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, методическая, организационная.
Наиболее востребованной является финансовая поддержка, которая предоставляется чаще всего в форме субсидий и грантов. В Указе Президента РФ от 30 января 2019 г. № 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества» главной целью предоставления грантовых средств обозначено обеспечение государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества [3].
Финансовая поддержка организаций гражданского общества оказывается в рамках реализации программ, реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Одним из важнейших элементов механизма, оказывающих грантовую поддержку, являются специальные фонды Президента Российской Федерации: Фонд президенстких грантов, учрежденный в 2017 году, и Президентский фонд культурных инициатив, созданный в 2021 году, который предоставляет гранты на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Наибольшая часть федеральных финансовых ресурсов распределяется именно через данные фонды. На региональном и муниципальном уровне финансовая поддержка оказывается исходя из действующих программ и возможностей соответствующего бюджета.
Целью данного исследования является анализ действующих механизмов финансовой поддержки институтов гражданского общества и выявление тенденций участия организаций и физических лиц города Хабаровска в конкурсах на получение грантов.
Научной новизной является анализ и систематизация проводимых конкурсов на получение грантовых средств, доступных институтам гражданского общества муниципальных образований, на примере города Хабаровска.
Данный вид поддержки является одним из основных методов стимулирования общественной инициативы, социальной активности граждан и, в целом, развития гражданского общества. Однако, не все институты гражданского общества, несмотря на потребность в финансовых средства, участвуют в конкурсах и используют возможности получить средства на общественно-значимые проекты. Это связано в большей мере с недостаточным информированием и пониманием процессов и специфики участия в подобных конкурсах.
Теоретико-методологические аспекты исследования.
Гражданское общество представляет собой совокупность социальных отношений, складывающихся в обществе и способствующих его развитию. Уровень развитости гражданского общества оценивается через соблюдение прав и свобод граждан, социальную активность граждан, их вовлеченность в общественные процессы, возможность граждан принимать участие в управлении государством, влиять на происходящие в обществе процессы. Развитое гражданское общество характеризуется ещё и высоким уровнем доверия общества к власти. Именно доверие, как индикатор общественных процессов, выступает важной характеристикой зрелости гражданского общества [4, с.44-48].
В Российской Федерации государство стимулирует развитие гражданского общества, используя различные методы и формы (оказывает патерналистское влияние). Действует такой принцип демократического общества: «сильное государство – развитое гражданское общество»: российская политическая практика демонстрирует, что происходит дальнейшая институционализация гражданского общества [5, 288 с.; 6].
Ильин В.А. неотъемлемым атрибутом современного гражданского общества называет наличие партнерских отношений с государством и бизнесом [7, с. 9-29]. Ионин Л. Указывает на зависимость гражданского общества от ресурсов или вкладов из всех других сфер — политики, экономических институтов, всего широкого культурного контекста, территориальной организации, а также изначальных традиций общества [8].
Федотов А.В., Ильичева М.В. считают, что одной из важнейших гарантий независимости гражданского общества как значимого компонента действующей системы общественных отношений является разнообразие источников финансирования. И для поддержания в России устойчивого развития организаций и движений, образующих гражданское общество, необходимо существенно повысить уровень их ресурсного обеспечения [9, с. 39-50].
По мнению Улезько А.Ю., Московкиной Ю.В. о заинтересованности государства в становлении и развитии гражданского общества и необходимости создавать благоприятные условия для развития некоммерческих организаций свидетельствуют действующие программы федеральных грантов (гранты, предоставляемые Министерством экономического развития, президентские гранты), региональных грантов (субсидии министерств экономического развития субъектов РФ, гранты глав регионов), донорские средства (средства крупных НКО, фондов), пожертвования (меценатство, благотворительность). В настоящее время в Российской Федерации гражданское общество постепенно встраивается во взаимодействие государства, общества, бизнеса, становясь его неотъемлемым элементом [10, с.108-110].
Таким образом, в исследованиях подчеркивается важная роль государства в развитии институтов гражданского общества, которая выражается через создание благоприятных правовых, организационных, финансовых и других условий. Однако, в каждом отдельном регионе и муниципальном образовании есть специфические особенности применения и использования механизмов поддержки. В данной статье авторами предпринята попытка проанализировать основные направления и возможности применения грантовой поддержки институтам гражданского общества города Хабаровска.
В статье используются методы систематического анализа материалов статистической отчетности, аналитических записок и научных статей. Результаты проведенного анализа подкрепляются данными социологического исследования «Развитие гражданского общества в г. Хабаровске в оценках экспертов», проведенного учеными Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС в 2022 году. В качестве объекта исследования выступали руководители общественных организаций и объединений, действующих на территории г. Хабаровска, которые выступили в качестве экспертов (экспертный опрос, n=43) [11].
Анализ активности институтов гражданского общества города Хабаровска в получении грантовой поддержки
Фонд президентских грантов выполняет роль важного института развития гражданского общества страны в целом и муниципальных образований в частности. У Фонда нет строгих приоритетов по тематике проектов, что дает некоммерческим организациям возможность проявить свои главные компетенции: способность выявлять актуальные проблемы и доказывать их значимость для развития гражданского общества. Грантовая поддержка направлена на создание условий для продуктивного взаимодействия органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, СМИ и активных граждан для поиска наиболее эффективных способов решения социальных проблем.
На реализацию проектов в 2023 году от Хабаровского края некоммерческими организациями г. Хабаровска уже подано 36 заявок [12]. В 2022 году с учетом специального конкурса от края поступило 106 заявок, из которых 22 были поддержаны Фондом президентских грантов на сумму порядка 43 млн рублей. Проекты были реализованы по следующим направлениям: сохранение исторической памяти; в области науки, образования, просвещения; социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; охрана окружающей среды и защита животных; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни. Больше всего средств (10 398 362,23 руб.) было направлено на проект «Третий сектор - лидер изменений» (грантовое направление - Развитие институтов гражданского общества), цель которого – усилить потенциал некоммерческого сектора Хабаровского края как полноправного участника социально-экономических и общественных преобразований в регионе через укрепление инфраструктуры развития НКО, общественных инициатив, продвижение практик благотворительности и партнерства. Целевыми аудиториями стали 8 муниципальных районов и 2 городских округа, в том числе г. Хабаровск. Целевыми группами: муниципальные ресурсные центры поддержки гражданских инициатив и НКО, ТОС, неформальные сообщества, инициативные группы граждан как потенциальные НКО, заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, представители бизнес сообщества.
В специальном (внеочередном) конкурсе грантов Фонда президентских грантов 2022 года от Хабаровского края было подано 11 заявок, 6 из которых стали победителями, среди которых проекты по работе с лицами с расстройствами аутистического спектра, малообеспеченными семьями, для детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов и другие.
В конкурсе грантов Президентского фонда культурных инициатив в 2022 году поддержаны 7 заявок от края в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий (всего подано 74 заявки). Среди победителей муниципальное учреждение культуры "Централизованная система детских библиотек г. Хабаровска" с проектом «Код Гайдара», целью которого является повышение интереса подростков к чтению через инновационные формы. Используя информационно-коммуникационные технологии сделать библиотеку привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества, особенно детей и подростков [13].
Хабаровский край предоставляет гранты в форме межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями края по развитию территориального общественного самоуправления (проводится в соответствии с постановлением Правительства края от 24 июня 2016 г. № 199-пр «Об утверждении Положения о предоставлении грантов в форме иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края в целях поддержки проектов, инициируемых муниципальными образованиями края, по развитию территориального общественного самоуправления»). По итогам Конкурса предоставляются гранты муниципальным образованиям края в целях поддержки проектов-победителей территориального общественного самоуправления (ТОС) ТОС. Представленный проект должен соответствовать направлениям деятельности, указанным в уставе ТОС, и включать мероприятия, предусматривающие решение конкретных задач по следующим направлениям: благоустройство территории ТОС; удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих в границах территории, на которой осуществляется ТОС. Максимальная сумма гранта из краевого бюджета на реализацию одного проекта ТОС не может превышать: 1000 тыс.рублей для ТОС, не зарегистрированных в качестве юридических лиц; 1500 тыс.рублей для ТОС, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
На краевой конкурс проектов ТОС с реализацией в 2022 году и общим объемом финансирования 200 млн рублей подано 102 проекта от 58 ТОС города. Победителями признаны 22 проекта. Общая сумма финансирования составила 13,4 млн рублей, сумма собственных привлекаемых средств ТОС по проектам – 9,9 млн рублей.
В краевом конкурсе 2021 года ТОСами города Хабаровска подана 41 заявка. Финансирование на реализацию своих инициатив получили 17 проектов. Общая сумма финансирования составила 9,7 млн. рублей, сумма собственных средств ТОС по проектам составила около 8 млн. рублей. Общий фонд привлеченных средств составит 17,7 млн. рублей. Эти средства направлены на строительство детских площадок, благоустройство придомовых территории, установку спортивных объектов, контейнерных площадок и другие работы с личным участием жителей районов города. В 2023 году фонд краевого конкурса составит 250 миллионов рублей. [14]
ТОС как механизм вовлечения людей в создание условий комфортного проживания поддерживают как на краевом, так и на городском уровне [15, с.72-82].
В Хабаровске ежегодно выделяют гранты на лучшие инициативы территориальных общественных самоуправлений. В рамках муниципальной программы «Развитие гражданского общества в Хабаровске» на 2021-2025 годы проходит конкурс социально значимых инициатив среди ТОС, с финансированием на поддержку проектов в размере десяти млн рублей ежегодно [16].
В 2021 году на первый городской конкурс ТОС было подано 68 заявок от 44 ТОСов на сумму более 25 млн рублей (19 проектов представили жители Железнодорожного, 18 проектов поступило от представителей Индустриального, 11 – от Краснофлотского, 8 – от Центрального и 12 – от Кировского районов). Сумма собственных средств ТОС по проектам составила более 21 млн рублей. Инициативы ТОСов направлены на строительство детских (спортивных) площадок, благоустройство придомовых территории, освещение, видеонаблюдение, а также на сценическое оборудование, сценические костюмы и спортивный инвентарь. По итогам конкурса 10 млн. рублей были распределены среди 26 победителей. Доля собственных средств граждан составила 9,3 млн рублей. За два года проведения конкурса в городе благоустроено 25 дворовых территорий и еще 27 проектов будет реализовано в этом году. Кроме грантовых денег граждане вкладывают и собственные средства на реализацию инициатив. Так, на обустройство 93 проектов ТОС жителями Хабаровска привлечено уже около 35 млн рублей.
Одним из поддержанных проектов стало создание интерактивной карты ТОСов города, в рамках цифровизации городского хозяйства. На интерактивной карте будут отражены все созданные территориальные общественные самоуправления г.Хабаровска. Там же можно будет найти уже реализованные проекты с описанием в формате «Было-стало». В целом, приоритетные проекты победителей муниципального конкурса ТОС были направлены на строительство детских и спортивных площадок, установку тренажеров, малых архитектурных форм, пешеходные дорожки и тротуары, велопарковки, освещение, установку систем видеонаблюдения, связи и другое.
Ежегодно проводятся открытые конкурсы на предоставление муниципальных грантов юридическим лицам на благоустройство дворовых территорий в целях капитального или текущего ремонта дворовых территорий многоквартирных домов и (или) устройства детских площадок, спортивных и других площадок отдыха и досуга, контейнерных, хозяйственных площадок и площадок для складирования отдельных групп твердых коммунальных отходов [17]. Муниципальный грант могут получить управляющие организации; товарищества собственников жилья; жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы; товарищества собственников недвижимости.
Еще одним важным направлением развития гражданского общества в крае является поддержка развития некоммерческих организаций. Правительством Хабаровского края ежегодно проводится конкурс на получение субсидия из краевого бюджета социально ориентированными некоммерческими организациями. В 2022 году суммы грантов могли составить до 700 тыс. рублей (в зависимости от срока государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве социально ориентированной некоммерческой организации).
В 2022 г. на конкурс было подано 100 заявок, 34 организации участвовали в краевом конкурсе впервые. По итогам независимой экспертной оценки победителями стали 35 организаций. Наибольший балл набрал проект Семейной общины коренных малочисленных народов севера «Лантарь» с проектом «Кочевье длиною в жизнь» (размер гранта 700 тыс. руб.).
Также в этом году был проведен городской конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий фонд конкурса составил более 4 млн рублей. Максимальная сумма запрашиваемых средств на один проект до 500 тыс. рублей. На конкурс среди социально ориентированных некоммерческих организаций были представлены проекты по различным направлениям: профилактика социального сиротства, поддержка материнства и отцовства, улучшение качества жизни пожилых людей, социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий по развитию институтов гражданского общества. Также поступили проекты по здравоохранению, патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни и другие. В целом, Администрация города оказывает финансовую, информационную, организационно-техническую, консультационную и имущественную поддержку СОНКО.
Грантовая поддержка в оценках экспертов
В настоящее время проводится достаточно большое количество конкурсов федерального, регионального и муниципального уровня для получения грантовой поддержки и возможности участия и получения финансовых средств предоставляются всем институтам гражданского общества. Однако далеко не все организации принимают в них участие. По результатам социологического исследования, проведенного в 2022 году [18], около четверти организаций ни разу не подавали заявку на участие в грантовых конкурсах на получение финансирования по своим проектам. Еще четверть – подавали лишь один раз. И только 15% организаций являются действительно активными участниками и пробовали получить средства более четырех раз (табл.1).
Таблица 1
Участие организаций в грантовых конкурсах на получение финансирования по своим проектам
(в % от числа опрошенных) [18]
Участвовала ли Ваша организация в 2021 году в грантовых конкурсах
на получение финансирования по своим проектам
|
%
|
1. Ни
разу не подавали заявку
|
23,3
|
2. Да,
один раз подавали заявку
|
25,6
|
3. 2-3
раза подавали заявку
|
30,2
|
4. 4-5
раз подавали заявку
|
9,3
|
5. 6-7
раз подавали заявку
|
4,7
|
6. Более
7 раз подавали заявку
|
7,0
|
Почти половина существующих общественных организаций не выиграла ни одного грантового конкурса в 2021 году, около трети – выиграли два и более конкурсов (34,2%), среди них - 5% выиграли более 7 конкурсов (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Сколько Ваша организация в 2021 году выиграла грантовых конкурсов на получение финансирования своих проектов?» (в % от числа опрошенных) [18]
Сколько Ваша организация в
2021 году выиграла грантовых конкурсов на получение финансирования своих
проектов?
|
%
|
1. Ни одного
|
43,9
|
2. 1 конкурс
|
22,0
|
3. 2-3 конкурса
|
22,0
|
4. 4-5 конкурсов
|
4,9
|
5. 6-7 конкурсов
|
2,4
|
6. Более 7 конкурсов
|
4,9
|
При этом грантовые средства являются основным источником финансирования деятельности общественных организаций. Средства краевых конкурсов являются источником финансирования у 44,2% организаций, такое же количество экспертов отметили вклад собственных средств членов организаций в их развитие. Чуть меньше респондентов отметили грантовые средства федерального и муниципального уровней (41,9 и 34,9% соответственно), 32,6% - получают спонсорскую помощь от сторонних организаций.
Мнение экспертов подтверждает важность и необходимость оказания финансовой поддержки государства институтам гражданского общества. Без нее многие проекты не могли бы быть реализованы. И государство готово предоставить необходимые средства под действительно актуальные и необходимые проекты. Неучастие достаточно большого количества организаций в конкурсах на получение финансовой поддержки сдерживает развитие данного сектора и требует особого внимания со стороны органов публичной власти.
Заключение
Результаты проведенного исследования показывают, что в настоящее время грантовая поддержка инициатив населения муниципальных образований развита, и государство имеет необходимые ресурсы и механизмы для поддержания и стимулирования развития институтов гражданского общества. Фонды федерального уровня, прежде всего, президентские, ориентированы на широкий выбор направлений деятельности институтов и реализации проектов. Ежегодно несколько раз в год проходят конкурсные процедуры на предоставление финансовых средств. На краевом и муниципальном уровне грантовая поддержка направляется на деятельность объединения территориального общественного самоуправления и социально-ориентированных некоммерческих организаций. Муниципальные гранты выдаются на благоустройство дворовых территорий, устройство детских, спортивных и других площадок отдыха и досуга, контейнерных, хозяйственных площадок и площадок для складирования отдельных групп твердых коммунальных отходов. Возможности получить грант есть у каждого, кто подходит под критерии и оформит заявку в установленной форме, однако результат во многом зависит от заинтересованности и инициативы граждан и организаций. Не все организации и объединения принимают активное участие в распределении средств. Перед органами публичного управления сегодня стоит задача заинтересовать и привлечь потенциальных получателей грантовых средств к участию в конкурсах. Стимулировать население к объединению и участию в различных грантовых конкурсах возможно путем более широкого информирования, консультирования, через оказание помощи в оформлении заявок, включение населения в решение местных задач и др. Что будет способствовать развитию гражданского общества, как на уровне муниципальных образований, так и на государственном уровне.
Источники:
2. Поджидаева А. Ю. Особенности реализации социальных и гражданских инициатив НКО как факторов развития гражданского общества в России // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ: сборник научных трудов. Иркутск, 2021
Издательство: Иркутский государственный университет (Иркутск). 2021. – c. 443-445.
3. Указ Президента РФ от 30 января 2019 г. № 30 О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества. [Электронный ресурс]. URL: https://президентскиегранты.рф/public/contest/index (дата обращения: 23.02.2023).
4. Водолазова Ж. М. Управление развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления гражданского общества // Теория и практика общественного развития. – 2021. – № 7 (161). – c. 44-48.
5. Галкина Е.В., Косов Г.В., Паслер Р.В. Гражданское общество в России: модели, традиции, тенденции развития. - Ставрополь: Ставрополит, 2010. – 288 c.
6. Волостнова Т.И., Сеничева В.Н. Формирование института благотворительности как инструмента развития гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 6.
7. Ильин В.А. На трудном пути к сильному гражданскому обществу // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 6(24). – c. 9–29.
8. Ионин Л. Теоретико-методологические основы изучения гражданского общества. [Электронный ресурс]. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Ionin_L_G.pdf (дата обращения: 23.02.2023).
9. Федотов А.В., Ильичева М.В. Государство и институты гражданского общества: построение системы государственной поддержки в регионах // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2020. – № 4.
10. Улезько А. Ю., Московкина Ю. В. Грантовая поддержка некоммерческих организаций как мера для развития «третьего сектора» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2020. – № 11. – c. 108-110.
11. Социологическое исследование «Развитие гражданского общества в г. Хабаровске в оценках экспертов», ДВИУ – филиал РАНХиГС, март 2022 г. гг. В рамках данного исследования в качестве объекта исследования выступали руководители общественных организаций и объединений, действующих на территории г. Хабаровска (экспертный опрос, n=43). Научный руководитель – к.с.н., доцент Ю.В. Березутский
12. Конкурсы. Официальный сайт Фонда президентских грантов. [Электронный ресурс]. URL: https://президентскиегранты.рф/ (дата обращения: 13.02.2023).
13. Официальный сайт Фонда культурных инициатив РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://фондкультурныхинициатив.рф/ (дата обращения: 11.02.2023).
14. Организация ТОС в городе Хабаровске, Официальный сайт администрации г.Хабаровска. [Электронный ресурс]. URL: https://khv27.ru/projects/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie (дата обращения: 29.12.2022).
15. Медведева Н. В., Фролова Е. В., Рогач О. В. Взаимодействие и перспективы партнерства территориального общественного самоуправления с местной властью // Социологические исследования. – 2021. – № 10. – c. 72-82.
16. Кравчук С.А. Социально-экономическое развитие городского округа «город хабаровск»: состояние и перспективы // Власть и управление на Востоке России. – 2022. – № 3(100). – c. 25-32.
17. Постановление администрации г. Хабаровска от 13 марта 2015 года N 856 «О предоставлении муниципальных грантов юридическим лицам на благоустройство дворовых территорий». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/465321690 (дата обращения: 22.12.2022).
18. Социологическое исследование «Развитие гражданского общества в г. Хабаровске в оценках экспертов», ДВИУ – филиал РАНХиГС, март 2022 г. гг. В рамках данного исследования в качестве объекта исследования выступали руководители общественных организаций и объединений, действующих на территории г. Хабаровска (экспертный опрос, n=43). Научный руководитель – к.с.н., доцент Ю.В. Березутский
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:57