Роль государства во внедрении ESG-факторов в деятельность компаний: опыт Индии
Раков И.Д.1
1 Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576856
Аннотация:
В статьепредставлен анализпроведения национальной политики по раскрытию информации компаниями ESG-факторов в Индии. В ходе исследованияпроанализированы добровольные и законодательные инициативы по учету ESG-факторов в деятельности компаний; рассмотрены основные национальные регуляторы, продвигающих политику раскрытия информации ESG; выявлены меры государственной поддержки ESG-повестки для компаний.В результате установлено,что главным драйвером внедрения ESG в Индии является государство, а не частные инициативы. При этом усиление государственного контроля в сфере ESG-отчетности индийских компаний имеетсвои преимущества и недостатки. С одной стороны, данный процесс создает новый крупный рынок финансовых инструментов, в том числе инструментов, связанных с чистой энергетикой, и новые рабочие места. С другой стороны, в сфере ESG наблюдается слабое исполнение нового законодательства, увеличение издержек для бизнеса и «greenwashing». Результаты настоящего исследования будут интересны научным работниками консалтинговым организациям, занимающимися проблемами устойчивого развития. А также органам власти различных стран участвующих в разработке национальной ESG-повестки
Ключевые слова: ESG, устойчивое развитие, ответственное инвестирование, экономическая политика, Индия
Введение
В связи с принятием Целей устойчивого развития ООН в 2015 году и активным развитием зеленой экономики как в развитых, так и в развивающихся странах усиливается интерес к раскрытию информации по экологическим, социальным и управленческим вопросам компаний. Поэтому ответственное инвестирование и использование в инвестиционной деятельности компаний ESG-факторов на сегодняшний день динамично развивающийся процесс в международном масштабе [1]. Кроме этого, разворачиваются дискуссии по энергетическому переходу и принимаются соответствующие обязательства [2; 3].
В настоящее время зеленой экономике и устойчивому развитию посвящается множество научных работ. Во-первых, рассматриваются теоретические аспекты по изучению взаимосвязей между экономикой и окружающей средой, меры государственного регулирования по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду (Яковлев И.А. и др. [4]). Во-вторых, в научных статьях анализируются международные инициативы и реализуемые проекты в области устойчивого развития (Николаевич П.Б. и др. [5]; Кабир Л.С., Яковлев И.А. [6; 7]). В-третьих, изучаются вопросы, связанные с энергетическим переходом на «чистые» источники энергии (Яковлев И.А., Кабир Л.С. и др. [2; 7]; Довбий И.П. [3]; Юрьевна С.Н. и др. [8]; Фромманн М. [9]). В-четвертых, рассматривается страновой опыт и опыт отдельных регионов по развитию зеленого финансирования (Раков И.Д., Кабир Л.С. [10, 11]; Руцкий В.Н., Филиппов И.А. [12]; Виноградова Т.И. [13]).
Однако проблематике внедрению ESG-факторов в деятельность компаний посвящено не так много научных работ (Камалова А.О., Таибова Р.А. [14]). Опыт отдельных стран по законодательному внедрению ESG-факторов в деятельность компаний практически отсутствует. Например, в работе Степановой [15] указываются только перспективы внедрения ESG принципов в деятельность национальных компаний Индии. При этом в настоящее время Индия активно принимает множество инициатив, связанных с ESG-повесткой. Поэтому будет актуально рассмотреть принятые законодательные инициативы в Индии, связанных с ESG-повесткой, и основных участников данного процесса.
Целью исследования является выявление особенностей проведения национальной политики по раскрытию информации компаниями ESG-факторов в Индии.
Научная новизна заключается в выявлении специфики принимаемых индийским правительством мер по внедрению ESG-факторов в деятельность компаний.
Гипотезой исследования состоит в том, что государство является ключевой фигурой в формировании ESG-повестки в Индии.
Исследование осуществляется путем анализа аналитических отчетов по учету ESG-факторов в деятельности компаний, сайтов основных регуляторов и законодательных нормативно-правовых актов Индии. В ходе исследования применяются такие методы научного познания как исторический и анализ.
Этапы внедрения ESG-факторов в деятельность компаний
Первые шаги государства в направлении устойчивого развития Индия делает в 2001 году. Она создает первую в мире сеть по Глобальному договору (Global Compact Network India, GCNI), которая является платформой для предприятий, академических учреждений и гражданского общества по объединению усилий для укрепления ответственной деловой практики. В 2007 году на встрече конфедерации индийской промышленности (confederation of Indian industry, CII) премьер-министр Индии убедил компании раскрыть информацию по этическим, социальным и экологическим обязательствам. В 2008 году начат проект Индийским институтом корпоративных отношений (Indian Institute of Corporate Affairs, IICA), находящимся в ведомстве Министерства по корпоративным вопросам, при поддержке немецкого международного сотрудничества предприятий по устойчивому развитию (GIZ), задача которого заключалась в построении многосторонней платформы по диалогу в области деловой ответственности, по определению понятия индийской деловой ответственности и по разработке рекомендаций в сфере раскрытия устойчивого развития компаний. В 2009 году Министерство по корпоративным вопросам представляет добровольные рекомендации для компаний по корпоративной социальной ответственности [16].
С 2011 года в Индии началось внедрение учета ESG-факторов в деятельность компаний на законодательном уровне, когда Министерство по корпоративным вопросам (Ministry of Corporate Affairs, MCA) Индии представил Национальные добровольные руководящие принципы социальной, экологической и экономической ответственности бизнеса (National Voluntary Guidelines on Social, Environmental and Economic Responsibilities of Business, NVGs) [17]. И в 2012 году регулятор рынка капитала – Совет по ценным бумагам и биржам Индии (Securities and Exchange Board of India, SEBI), обязал топ-100 публичных компаний по капитализации подавать отчет об ответственности бизнеса (Business Responsibility Report, BRR) (CIR/CFD/DIL/8/2012). В нем должны отражаться нефинансовые показатели по факторам ESG в разрезе принципов NVGs [18]: прозрачность управления; безопасность товаров и услуг, их соответствие устойчивому развитию; обеспечение благополучия сотрудников; продвижение интересов всех заинтересованных сторон; продвижение прав человека; защита и сохранение окружающей среды; ответственность в участии политической деятельности; инклюзивный рост и равноправное развитие; ответственное взаимодействие с клиентами [17].
В 2013 году выпускается Закон о компаниях (Companies Act) 2013 г., который должен регулировать деятельность компаний, в том числе регистрацию, обязанности, роспуск и аудит компаний, назначение директоров, представление финансовой отчетности. Этим законом были внедрены следующие элементы ESG [19]:
- Отчет совета директоров должен обязательно включать детали политики по инициативам корпоративной социальной ответственности, сохранению энергии и внедрению энергосберегающих технологий (статья 134).
- Обязует каждую кампанию с чистой стоимость 500 крор [1] рупий и более или имеющую оборот 1000 крор рупий и более, или прибыль 5 крор рупий или более создать Комитет по корпоративной социальной ответственности. В задачи Комитета входит формирование политики по корпоративной социальной ответственности, ее реализация и информирование общественности о ее проведении. На реализацию данной политики компания должна тратить не менее 2% чистой прибыли ежегодно (статья 135).
- Если количество директоров в компании превышает 15 человек, или капитал более 100 кроров рупий и более, или годовой товарооборот более трехсот кроров рупий, то у каждой публичной и акционерной компании в Совете директоров должна быть хоть одна женщина (статья 149).
- Требует создания аудиторского комитета для компаний, в задачи которого входит широкий перечень надзорных функций за деятельностью компаний: контроль сделок со связанными сторонами, анализ межкорпоративных кредитов и инвестиций; оценка обязательств и активов компании; оценка внутреннего финансового контроля и др. (статья 177).
- Требует создания Комитета по назначению и вознаграждению, который должен определять критерии квалификации ключевого административного персонала, соответствие директоров данным критериям, устанавливать справедливый уровень вознаграждения для ключевого административного персонала (статья 178).
Несмотря на ужесточение законодательства в рамках корпоративной социальной ответственности в Индии результаты данной политики весьма скромные, что подтвердила оценка банковского сектора в 2017 году. Во-первых, крупнейшие банки игнорируют закон о необходимости отчислять на корпоративную социальную ответственность (КСО) равно или более 2% своей прибыли, но ни один банк не был наказан. Во-вторых, из-за расплывчатых формулировок по КСО банки направляют эти средства на какие-либо обязательные элементы своей деятельности, такие как охрана труда. В-третьих, банки предпочитают финансировать только те вопросы, которые привлекают максимальное внимание общественности: ликвидация природных катастроф, просвещение в области охраны здоровья и др. [20]
Схожие результаты показала оценка ста зарегистрированных компаний на Бомбейской фондовой бирже (Bombay Stock Exchange) за период с 2014 по 2016 годы, которая выявила значительные недостатки раскрытия информации по принципам ESG. В частности, наблюдался перекос раскрытия информации в сторону отсутствия гендерной дискриминации и корпоративной социальной ответственности. При этом каких-либо значительных улучшений в раскрытии информации по взаимодействию с заинтересованными сторонами и улучшению прозрачности цепочек поставок не наблюдалось [21].
В 2018 году правительство Индии обязалось разработать Национальный план действия в области бизнеса и прав человека (National Action Plan (NAP) on Business and Human Rights) к 2020 году. В плане должен быть представлен список соответствующих уже принятых законов и политик в разрезе трех основных категорий UNGPs: обязанность государства по защите прав человека, корпоративная ответственность по соблюдению прав человека и доступ к защите прав человека [21]. И уже в конце 2018 года был представлен проект NAP. Однако данный документ к каким-то конкретным дальнейшим шагам по улучшению устойчивого развития не призывает [22].
В марте 2019 года NVGs переиздаются как Национальные добровольные руководящие принципы ответственного ведения бизнеса (National Guidelines on Responsible Business Conduct, NGRBCs) [23]. Новые принципы имели два главных отличия. Во-первых, термин «добровольный» было удалено из их названия. Во-вторых, они были приведены в соответствии с Целями устойчивого развития ООН, с Руководящими принципами предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (The United Nations Guiding Principles on Business and Human Rights, UNGPs), с Руководящими принципами ОЭСР для транснациональных корпораций (OECD Guidelines for Multinational Enterprises) [21].
В 2021 году SEBI заменил отчет BRR новым отчетом об ответственности и устойчивом развитии бизнеса (Business responsibility and sustainability reporting by listed entities, BRSR Circular). И уже его обязаны подавать 1000 крупнейших публичных компаний [24].
Раскрытие информации в соответствии BRSR основано на принципах NGRBCs. Представляемая информация по каждому принципу подразделяется на обязательные показатели и на показатели лидерства. Так по обязательным показателям компания должна отчитываться в полном объеме, в то время как показатели лидерства являются необязательными для раскрытия в настоящем отчете и служат средством достижения компанией более высокого уровня внедрения ESG-принципов [23].
В целом BRSR является улучшенной копией BRR. Отчет по формату BRSR состоит из трех разделов [23]:
1) Общие сведения о бизнесе: регистрационные данные организации, сведения о продуктах, охватываемый рынок, сведения о дочерних организациях, корпоративная социальная ответственность, сведения о сотрудниках и др.
2) Раскрытия информации об управлении и управленческих процессах: в данном разделе показывается как внедряются принципы NGRBCs в управление компанией;
3) Раскрывается информация об ответственном ведении бизнеса в соответствии с принципами NGRBCs, то есть в этом разделе компании должны отразить свой вклад в устойчивое развитие.
Было расширено количество раскрываемой информации, в частности, добавлены количественные показатели, проработана глубина раскрываемых вопросов, расширен охват показателей KPI. В особенности улучшения коснулись KPI в отношении экологии (энергия, отходы, вода и др.) и KPI в отношении здоровья и безопасности. Кроме этого, добавлены вопросы о партнерах в цепочках добавленной стоимости, проведенных программ обучения, оценках здоровья рабочих, безопасности и условий труда, предпринятых действиях по их улучшению [23].
Кроме этого, начиная с 2021 года, Индия проводит ежегодный саммит по стратегии ESG и устойчивому развитию. Саммит является специализированной конференцией, где обсуждаются нормативные требования, руководящие принципы, передовой опыт устойчивого развития [25]. В июне 2023 года Индия планирует провести 3 саммит. Основными темами для обсуждения станут: переход к экономике замкнутого цикла, оценка влияния рейтинга ESG на корпоративное финансирование, ESG и глобальные цепочки поставок, определение перспектив в области раскрытия информации в рамках ESG и др. [26]
Основные регуляторы, продвигающих политику раскрытия информации ESG в Индии
Отдельно стоит сказать об основных национальных регуляторах, продвигающих политику раскрытия информации ESG, и об их инициативах:
1) Министерство по корпоративным вопросам (Ministry of Corporate Affairs, MCA) было создано 1950-х годах, но являлось департаментом Министерства юстиции, Министерства финансов и Министерством торговли. И только с 2004 года оно стало самостоятельным министерством и получило настоящее название. В его полномочия вошло администрирование ряда законов, связанных с функционированием корпоративного сектора: Закон о товариществах 1923 г., Закон о компаниях 1956 г., Закон о регистрации обществ 1980 г., Закон о конкуренции 2002 г., Закон о компаниях 2013 г. и т.п. [27]
Министерство по корпоративным вопросам в 2018 году создало Комитет по отчетности об ответственности бизнеса (Committee on Business Responsibility Reporting). Основной целью данного комитета стала доработка формы отчетности на основе принципов NGRBC [24]. В 2020 году был представлен Доклад Комитета по отчетности об ответственности бизнеса (Report of the Committee on Business Responsibility Reporting), где представлены новая форма отчетности BRSR, недостатки формы отчетности BRR (главная проблема: плохая сопоставимость данных между различными компаниями и плохая точность и ясность раскрываемой информации), указаны преимущества внедрения ESG, перечень уже существующих глобальных и национальных инициатив, предлагается внедрение облегченной версии отчета BRSR (для компаний, которым не обязателен полный отчет BRSR), цифровизация предоставления отчета BRSR. Кроме этого, в отчете указано какие компании в обязательном порядке будут представлять отчетность BRSR, и также Комитет планирует за счет предоставления отчетов BRSR в электронной форме развивать Индекс деловой ответственности и устойчивого развития (Business Responsibility-Sustainability Index) [28].
Также институт корпоративных отношений Индии, который находится в ведомстве Министерства по корпоративным вопросам, в 2022 году запустил программу по подготовке специалистов в области ESG [29].
2) Совет по ценным бумагам и биржам Индии (Securities and Exchange Board of India, SEBI) – это организация, созданная в 1988 году, как негосударственный орган по регулированию рынка ценных бумаг. Основными его полномочиями стали: утверждение уставов фондовых бирж и внесение в них поправок; проверка бухгалтерской отчетности фондовых бирж и финансовых посредников; регистрация брокеров и др. [30]. Является главным инициатором внедрения раскрытия информации на основе принципов ESG для наиболее крупных публичных компаний. Осуществляет надзор по составлению отчетности по формату BRR и BRSR. В 2022 году был создан консультационный комитет по вопросам ESG (an advisory committee on ESG). Среди основных вопросов, решаемых данным комитетом, являются разработка системы индикаторов для рейтингов ESG, расширение области применения BRSR, улучшение раскрытия информации и др. [24]
За последние три года Совет выпустил ряд документов, которые находятся на стадии рассмотрения:
– Консультационный документ о введении норм раскрытия информации по проектам коллективного инвестирования ESG (Consultation Paper on introducing disclosure norms for ESG Mutual Fund Schemes). В этом документе даются четкие требования по раскрытию информации по проектам коллективного инвестирования ESG и обязательства выдвигаемых к компаниям по управлению активами по данным продуктам. Также документ требует, чтобы название инвестиционного продукта, его заявленные цели, инвестиционная политика и стратегия строго соответствовали маркировке ESG [31].
– Консультационный документ для поставщиков рейтингов ESG по рынкам ценных бумаг (Consultation Paper on ESG Rating Providers for Securities Markets), который был представлен SEBI в 2022 году. Этим документом SEBI предложила отрегулировать деятельность организаций, представляющие услуги рейтинговая по экологическим, социальным и управленческим вопросам. В сферу действия документа попадают все организации, которые присваивают ESG-рейтинг ценным бумагам и компаниям, зарегистрированных на бирже. Согласно документу, данные поставщики рейтингов ESG должны будут аккредитоваться у SEBI [32].
Документ устанавливает требования к поставщикам рейтингов ESG, обязательность отчетности BRSR для получения услуг по оценке рейтинга ESG, предоставляет перечень рейтинговых продуктов (рейтинг воздействия, рейтинг корпоративных рисков и др.), требований к прозрачности составления рейтинга, предложения по управлению и предотвращению конфликта интересов [32].
3) Совет по стандартам отчетности в области устойчивого развития (The Sustainability Reporting Standards Board, SRSB), который является частью Института присяжных бухгалтеров Индии (Institute of Chartered Accountants of India, ICAI), выпустил Стандарт аудиторских заданий (SSAE 3000) «Аудиторские задания по подтверждению достоверности информации по устойчивому развитию» [33]. Данный стандарт создан на основе Международного стандарта аудиторских заданий по подтверждению достоверности информации по устойчивому развитию (International Standard on Assurance Engagements (ISAE) 3000. Он должен позволить улучшить качество сообщаемых данных об устойчивом развитии. Среди его требований – проведение аудиторского задания по заверению, включая принятие и условия; контроль качества; планирование и проведение аудиторского задания; выполнение; завершение и отчетность. В Индии стандарт начал действовать с начала 2023 года на добровольной основе, через год планируется ввести обязательное выполнение данного стандарта [34].
4) Резервный банк Индии (Reserve Bank of India) в 2021 году присоединился к Сети центральных банков и надзорных органов по экологизации финансовой системы (Central Banks and Supervisors Network for Greening the Financial System, NGFS) с целью внесения своего вклада в глобальные усилия по внедрению экологически чистых финансов [24]. Для достижения поставленной цели в 2021 году банк создает Группу устойчивого финансирования (Sustainable Finance Group) для борьбы с финансовыми рисками, связанными с изменением климата. Группа должна будет играть важную роль в разработке нормативно-правовых актов и стратегий по устойчивому финансированию, в том числе по раскрытию информации с позиции ESG [24]. В 2022 году Группа проводит исследование 32 коммерческих банков по климатическим рискам и устойчивому финансированию.
Кроме этого, в 2022 году был выпущен РБИ Дискуссионный документ о климатических рисках и устойчивом финансировании (Discussion Paper on Climate Risk and Sustainable Finance). Целью данного документа является принятие к обсуждению стратегии по изменению климата, перехода к зеленому финансированию и долгосрочной стабильности финансовой системы. В документе подчеркивается важность последовательного и сопоставимого раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата. Структура раскрытия информации составлена на основе рекомендации TCFD [24; 35].
5) Правительство Индии разработало четыре трудовых кодекса: Кодекс о социальном обеспечении 2020 года; Кодекс производственных отношений 2020 года; Кодекс о заработной плате 2019 года; Кодекс по безопасности, гигиене и условиям труда 2020 года. Данные кодексы были составлены из 29 законов, связанных с трудом человека. Это должно было упростить трудовое право и дать трудящимся право на минимальную зарплату, социальное обеспечение и на безопасность труда. Но их внедрение было отложено [24].
6) Бомбейская фондовая биржа (Bombay Stock Exchange) одна из первых бирж в Азии запустила индекс корпоративной устойчивости (BSE-GREENEX Index) в 2008 году, который способствует инвестициям в компании с низким выбросом углеродов. В 2012 году биржа публично обязалась вмести с пятью другими фондовыми биржами продвигать устойчивые методы инвестирования [36]. В 2018 году был опубликован руководящий документ (Guidance Document on ESG Disclosures – BSE) с полным набором рекомендаций по отчетности ESG на добровольной основе [24].
Меры государственной поддержки повестки ESG для компаний
Индия одна из немногих стран, где законодательно закреплено раскрытие информации в рамках ESG и требование по обязательному финансированию корпоративной социальной ответственности в размере 2% в год. Это делает Индию центром притяжения для капитала, направленного на устойчивое развитие. Однако основной мотивацией для компаний является глобальный пул капитала, ориентированный на ESG, в размере 120 трлн долл. США. В отличии от западных рынков, где основным движущим фактором выступают институциональные инвесторы, в Индии государство формирует правовую и институциональную основы [37].
Ниже представлен ряд мер государственной поддержки повестки ESG для компаний.
1. Миссия по развитию «зеленого» водорода была утверждена кабинетом министров в начале 2022 года. Основной целью данной миссии является использование водорода для перехода на возобновляемую энергетику. В качестве инструментов по достижению установленной цели миссии предлагается следующее: создание экспортных возможностей для «зеленого» водорода, развитие местных производительных мощностей, привлечение инвестиций в данную отрасль, поддержка НИОКР. В результате планируется увеличить мощность возобновляемых источников в стране на 125 ГВт, привлечь более 8 сто тысяч крор рупий (97,3 млрд долл. США), сокращение импорта ископаемого топлива более чем на одну сто тысячу крор рупий (12,2 млрд долл. США), сокращение ежегодных выбросов СО2 на 50 млн тонн [38]. На данную миссию планируется потратить из государственного бюджета 19,7 тыс. крор рупий (2,3 млрд долл. США) в течении 7 лет: в первый год миссии (2023-2024 гг.) было выделено 297 крор рупий (0,36 млрд долл. США) [39].
2. Схема GOBARdhan (Galvanizing Organic Bio-Agro Resources Dhan) – это государственная программа, направленная на улучшение чистоты в деревнях, увеличение доходов сельских домохозяйств и выработку энергии из крупного рогатого скота. Данная программа была создана в 2018 году. Финансирование по схеме осуществляется из федерального бюджета и бюджетов штатов в соотношении 60:40 соответственно. В частности, по данной программе в бюджете на 2023 год предусматривается выделение финансирования на сумму 10 тыс. крор рупий на строительство 500 заводов по производству биогаза [40].
3. Программа по «зеленому» кредитованию (Green Credit Program). В 2023 году в бюджете Индии было анонсировано о создании правил по зеленому кредитованию, которое будет направлено на смягчение последствий изменения климата, улучшение состояния окружающей среды, эффективное использование природных ресурсов, стимулирование устойчивого развития. Предполагается, что программа будет согласована с национальным и международным углеродным рынком, что потребует перестройки рыночной инфраструктуры. Основным стимулами для роста данного рынка являются создание платформы по вовлечению частного сектора в данный процесс и инициация добровольных обязательств по нулевым выбросам или по достижению углеродного нейтралитета [41].
Основные преимущества и недостатки ESG политики в Индии
Внедрение законодательных инициатив по ESG в Индии позволило создать крупный рынок финансовых инструментов в области ESG, что привело к росту инвестиций в сфере чистой энергетике и экологизации своей деятельности, а также к созданию новых рабочих мест для специалистов по ESG. Несмотря на эти преимущества выделяется множество недостатков по внедряемым инициативам. Во-первых, низкая эффективность исполнения закона о компаниях в рамках финансирования корпоративной социальной ответственности – стандарты раскрытия информации ESG охватывают около 80 % финансирования, а остальная часть остается на рассмотрение управляющего фонда [16]. Во-вторых, существует риск, что малые и средние предприятия в Индии в обозримом будущем столкнутся с требованием улучшения их ESG-профиля, которое будет исходить из цепочек поставок. В-третьих, отсутствие на рынке труда специалистов по ESG, что требует проведение переподготовки кадров или повышение квалификации своих сотрудников. Это увеличивает издержки компаний [37]. В-четвертых, в Индии отмечается «greenwashing»: исследование 50 компаний показало проведение «greenwashing» более чем у половины компаний – большая часть их относится к энергетическому и производственному сектору [42]. Кроме этого, компаний, работающих в секторах с высоким уровнем загрязнения, имеют самую высокую раскрываемость данных с целью привлечения глобальных ESG-инвесторов [37].
Выводы
В Индии главным драйвером внедрения учета ESG-факторов в деятельность компаний является государство, что подтверждает гипотезу исследования. Принятие законодательных инициатив по ESG в Индии происходит поэтапно. Сначала принимаются добровольные государственные инициативы, но впоследствии на статус «добровольная» изменяется на обязательное требование государства. Также внедряемые инициативы приводится в соответствии с международными стандартами в области устойчивого развития.
Анализ показал, что активизация процесса по разработке национальных инициатив в сфере ESG не получил отклик у частных индийских компаний. В ряде случаев компании просто игнорируют нововведения или используют финансовые средства, которые должны были быть направлены на корпоративную социальную ответственность, не по назначению «greenwashing». С другой стороны, разработка новых инициатив по ESG и создание системы государственного и негосударственного контроля по их реализации требует существенных финансовых и трудовых ресурсов.
Опыт Индии показал, что внедрение ESG-факторов в деятельность компаний происходит не только в развитых экономиках, но и в развивающихся. Но если в развитых экономиках данный процесс обусловлен в большей мере политикой институциональных инвесторов, то в развивающихся странах, таких как Индия, политикой государства.
[1] Крор = десять миллионов
Источники:
2. Яковлев И. А., Кабир Л.С., Никулина С.И. Национальная стратегия финансирования энергоперехода: оценка возможностей и поиск решений // Финансовый журнал. – 2022. – № 5. – c. 9-24. – doi: 10.31107/2075-1990-2022-5-9-24.
3. Довбий И. П. Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики // Финансовый журнал. – 2022. – № 5. – c. 25-42. – doi: 10.31107/2075-1990-2022-5-25-42.
4. Яковлев И. А. Финансирование" зеленого" экономического роста: концепции, проблемы, подходы // Финансовый журнал. – 2017. – № 3 (37). – c. 9-21.
5. Николаевич П. Б. Планирование адаптации к изменениям климата: мировой опыт и возможности для устойчивого социально-экономического развития России // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 2(197). – c. 154-168. – doi: 10.47711/0868-6351-197-154-168.
6. Кабир Л. С., Яковлев И. А. Обоснование климатической повестки и энергоперехода в зарубежных исследованиях: формирование институциональной среды // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 1(39). – c. 7.
7. Яковлев И. А., Кабир Л. С. Климатические финансы в контексте устойчивого развития // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 5. – c. 44-51. – doi: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51.
8. Юрьевна С. Н. Последствия энергетического перехода для энергетической интеграции государств Евразийского экономического союза // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 1999. – № 2(206). – doi: 10.33285/1999-6942-2022-2(206)-38-45.
9. Фромманн М. «Энергетический переход»-путь к цифровой трансформации энергетической отрасли в Германии // Энергетика и право. – 2019. – № 3. – c. 52-56.
10. Раков И. Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Russian Journal of Economicsand Law. – 2017. – № 2(42). – c. 67-82. – doi: 0.21202/1993-047X.11.2017.2.67-82.
11. Kabir L. S., Rakov I. D. Russian Companies' Motivations for Making Green Investments // Journal of Risk and Financial Management. – 2023. – № 3. – p. 145. – doi: 10.3390/jrfm16030145.
12. Руцкий В. Н., Филиппов И. А. Взаимосвязь уровня бедности и факторов зеленой экономики в странах Европейского союза // Финансовый журнал. – 2022. – № 1. – c. 56-70. – doi: 10.31107/2075-1990-2022-1-56-70.
13. Виноградова Т. И. Инструментарий зеленого бюджетирования и практический опыт его использования // Финансовый журнал. – 2023. – № 4. – c. 82-97. – doi: 10.31107/2075-1990-2023-4-82-97.
14. Камалова А. О., Таибова Р. А. ESG-критерии и ESG-факторы в инвестиционной политике // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 4(61). – c. 208-212. – doi: 10.25683/VOLBI.2022.61.480.
15. Stepanova E. V. Climate change and ESG factors in instability period: Indian and Russian experience // Paradigms of Management, Economics and Law. – 2022. – № 2(6). – p. 236-245.
16. Srinivasan V., Venkatachalam P. A decade of the UNGPs in India: Progressive policy shifts, contested implementation // Business and Human Rights Journal. – 2021. – № 2. – p. 279-292. – doi: 10.1017/bhj.2021.22.
17. Govindarajan M. Business responsibility report. TaxManagementIndia.com. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.taxmanagementindia.com/visitor/detail_article.asp?ArticleID=5172 (дата обращения: 10.02.2023).
18. MCA releases national guidelines on responsible business conduct. Press Information Bureau: Government of India - Ministry of Corporate Affairs. 2019. [Электронный ресурс]. URL: URL: https://pib.gov.in/Pressreleaseshare.aspx?PRID=1568750 (дата обращения: 14.02.2023).
19. Companies Act, 2013 (Act #. 18 of 2013). Ministry of Corporate Affairs, 2013. 288 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/CompaniesAct2013.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
20. В мире усиливается законодательное регулирование социальной ответственности бизнеса. Тасс. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/plus-one/4403997 (дата обращения: 17.02.2023).
21. Agarwal N. Analysis of India's Responsible Business Framework. Asia-Pacific Human Rights Information Center (HURIGHTS OSAKA). 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hurights.or.jp/archives/focus/section3/2020/12/analysis-of-indias-responsible-business-framework.html (дата обращения: 14.02.2023).
22. National Action Plan (NAP) on Business and Human Rights. Ministry of Corporate Affairs: Government of India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/ZeroDraft_11032020.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
23. Guidance Note For Business Responsibility & Sustainability Reporting Format. WIRC Reference Manual 2022-2023. [Электронный ресурс]. URL: https://wirc-icai.org/wirc-reference-manual/part5/guidance-note-for-business-responsibility-and-sustainability-reporting-format.html (дата обращения: 10.02.2023).
24. Environmental, Social & Governance Law India 2023. ICLG.com. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://iclg.com/practice-areas/environmental-social-and-governance-law/india (дата обращения: 10.02.2023).
25. ESG & Sustainability Strategy India Summit. Ten Times. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://10times.com/e12r-sxs5-p5k6 (дата обращения: 28.02.2023).
26. 3rd ESG & Sustainability Strategy India Summit 2023. ESG & Sustainability Strategy India Summit. [Электронный ресурс]. URL: https://esgsustainabilitysummit.com (дата обращения: 28.02.2023).
27. Government of India. Ministry of Corporate Affairs. Induction material (Corrected upto 1st July, 2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mca.gov.in/content/dam/mca/documents/inductionmaterial-20220801.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
28. Report of the Committee on Business Responsibility Reporting. New Delhi: Government of India. Ministry of Corporate Affairs, 2020. 187 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/BRR_11082020.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
29. IICA launches ESG Impact Leader Programme. National Informatics Centre (NIC). 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1885103 (дата обращения: 20.03.2023).
30. Securities and Exchange Board of India. Wikipedia. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Securities_and_Exchange_Board_of_India (дата обращения: 20.02.2023).
31. Consultation paper on introducing disclosure norms for ESG Mutual Fund schemes / Securities and Exchange Board of India. Taxguru.in. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://taxguru.in/sebi/sebi-consultation-paper-esg-disclosures-ratings-investing.html (дата обращения: 03.03.2023).
32. SEBI proposes framework for Environmental, Social and Governance (ESG) rating providers. KPMG, 2022. 7 с. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/in/pdf/2022/03/firstnotes-sebi-esg-consultation-paper-rating.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
33. Standard on Sustainability Assurance Engagements (SSAE) 3000 – Assurance Engagements on Sustainability Information. Taxguru.in. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://taxguru.in/chartered-accountant/ssae-3000-assurance-engagements-sustainability-information.html (дата обращения: 03.02.2023).
34. India’s ICAI consults on ESG assurance standard SSAE 3000. Volition LLP. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://xbrlconversion.net/icai-consults-on-esg-assurance-standard-ssae-3000 (дата обращения: 14.02.2023).
35. Discussion Paper on Climate Risk and Sustainable Finance. Garg S. [et al.]New Delhi: The Vidhi Centre for Legal Policy, 2022. 19 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vidhilegalpolicy.in/research/discussion-paper-on-climate-risk-and-sustainable-finance/ (дата обращения: 22.10.2023).
36. Bombay Stock Exchange (BSE) commits to promoting sustainability. Unctad. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/news/bombay-stock-exchange-bse-commits-promoting-sustainability (дата обращения: 27.02.2023).
37. ‘It's early days, but India’s ESG ecosystem is growing rapidly’. Eco-Business. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eco-business.com/news/its-early-days-but-indias-esg-ecosystem-is-growing-rapidly/ (дата обращения: 28.02.2023).
38. National Green Hydrogen Mission. India.gov.in national portal of India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.india.gov.in/spotlight/national-green-hydrogen-mission (дата обращения: 28.03.2023).
39. Union budget gives India’s Green Hydrogen Mission a shot in the arm. Mongabay-India. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://india.mongabay.com/2023/02/union-budget-gives-indias-green-hydrogen-mission-a-shot-in-the-arm/ (дата обращения: 28.03.2023).
40. Gobardhan Scheme. InsightsIAS. [Электронный ресурс]. URL: https://www.insightsonindia.com/social-justice/welfare-schemes/schemes-under-ministry-of-jalshakti/gobardhan-scheme/ (дата обращения: 27.03.2023).
41. Green credit programme will help mitigate climate change and ensure ecosystem sustainability. ETEnergyworld.com. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://energy.economictimes.indiatimes.com/news/renewable/green-credit-programme-will-help-mitigate-climate-change-and-ensure-ecosystem-sustainability/97936612?redirect=1 (дата обращения: 27.03.2023).
42. Sensharma S. Do Indian Firms Engage in Greenwashing? Evidence from Indian Firms // Australasian Accounting, Business and Finance Journal. – 2022. – № 5. – p. 67-88. – doi: 10.14453/aabfj.v16i5.06.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:30