Государственная поддержка инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации: механизмы и результативность
Сюпова М. С.1
1 Тихоокеанский государственный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Аннотация:
В новых экономических условиях повышается роль органов власти субъектов РФ в вопросах повышения инвестиционной активности территорий. Конкуренция за привлечение инвестиций ставит перед региональными органами власти новые задачи, требующие создания наиболее благоприятного институционально-правового пространства для инвестора с учетом специфических особенностей и стратегических целей развития территории. В статье раскрыто содержание и представлен сравнительный анализ механизмов государственной поддержки в субъектах РФ. Выделено три группы механизмов: преференциальные режимы, специальные инвестиционные режимы и иные механизмы господдержки. В работе рассмотрена система мер государственной поддержки инвестиций в Хабаровском крае, проведена оценка результативности, применяемых механизмов. В основу проводимой оценки была положена система статистических показателей, характеризующих инвестиционную активность в регионе, а также результаты национальных рейтинговых оценок. Представлен рейтинг мер государственной поддержки в Хабаровском крае, характеризующий их результативность по объему привлеченных инвестиций
Ключевые слова: меры государственной поддержки; преференциальный режим, специальный инвестиционный режим, инвестиции в основной капитал, Хабаровский край
JEL-классификация: O31, O32, O 33
Введение
В последние годы российская экономика постоянно сталкивается с внешними вызовами, которые стали причиной кардинальных сдвигов в её структуре. Основным драйвером, способным обеспечить эффективность структурных преобразований и сохранить устойчивость социально-экономического положения страны, должны стать инвестиции. В современном мире инвестиции выступают движущей силой прогрессивного социально-экономического развития территории и уникальным инструментом повышения темпов экономического роста [1], являются особо значимым фактором укрепления экономической безопасности на национальном и региональном уровнях [2]. Одновременно, инвестиции являются одним из самых нестабильных компонентов общих расходов. Учитывая колоссальную значимость и неустойчивый характер инвестиционных вложений, вопросы поддержания и интенсификации инвестиционных процессов приобретают особую важность на всех уровнях публичной власти.
Деятельность органов государственного управления, направленную на приток инвестиционных ресурсов в экономику, можно условно разделить на два направления. Первое направление предполагает, что государство выступает в роли инвестора и инвестиционные проекты реализуются за счет средств общественных финансовых ресурсов. Государственные инвестиции, как правило, преобладают в отраслях государственного сектора (образование, здравоохранение, культура и т.д.), ответственность за развитие которых несут государственные структуры. В рамках второго направления, основной функцией органов власти является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций. В этом случае, государство поддерживает инвестиционные проекты в отраслях, которые важны для экономики (приоритетные отрасли/объекты инфраструктуры и т.д.), но имеют низкие показатели инвестиционной привлекательности, и потому не могут быть реализованы без участия государства [3].
В условиях макроэкономической нестабильности ключевые вопросы по привлечению и стимулированию инвестиций целесообразнее решать на региональном уровне. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, территория является одним из важнейших факторов, определяющим успех реализации инвестиционного проекта [8] и потому перед принятием решения инвестор тщательно оценивает условия и факторы, в которых будет развиваться бизнес. [9]. Во-вторых, инвестиционный климат современных регионов России характеризуется высокой дифференциацией, что вызвано существенными различиями в их географическом положении и наличии природных ресурсов, развитии инфраструктуры и состоянии производственного, инновационного и человеческого потенциала. В зависимости от приоритетов социально-экономического развития территории органы власти субъектов РФ формируют систему мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе.
Целью исследования является оценка результативности мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Хабаровском крае. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть содержание государственных инструментов и механизмов, применяемых для стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах РФ;
-провести анализ системы государственной поддержки инвестиций в регионе и оценить их результативность
В качестве объекта исследуются меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в Хабаровском крае.
Механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности
в субъектах РФ
В настоящее время органы власти субъектов РФ располагают достаточно широким диапазоном инструментов и механизмов, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе. Региональные органы власти предоставляют не только финансовую поддержку в виде налоговых льгот, инвестиционного налогового вычета и т.д., но и помощь нефинансового характера (юридическая, информационно-консультативная, организационная и др.). В регионах создаются объекты инвестиционной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы) и специализированные государственные структуры (агентства привлечения инвестиций, координационные советы по инвестиционной политике и т.д.).
С 2021 года в субъектах РФ в деятельность органов власти субъектов РФ внедряется региональный инвестиционный стандарт нового поколения, содержание которого направлено на активизацию инвестиционных процессов в условиях новых вызовов и создание благоприятных условий для ведения бизнеса [10].
Инвестиционный стандарт представляет собой механизм унифицированной защиты инвестора и предусматривает пять инструментов поддержки: инвестиционную декларацию, агентство развития, инвестиционный комитет, свод инвестиционных правил и инвестиционную карту. Системообразующим элементом инвестиционной политики субъекта РФ выступает инвестиционная декларация, которая следует рассматривать как публичную оферту, позволяющую инвестору сделать вывод о состоянии инвестиционной активности в регионе и принятых инвестиционных обязательствах [11]. В рамках инвестиционной декларации определяется система мер государственной поддержки, которая реализуется в регионе.
Совокупность механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности, реализуемых субъектами РФ, можно условно объединить в три группы: преференциальные режимы, специальные инвестиционные режимы и иные меры государственной поддержки (табл. 1). Преференциальные режимы представляют собой часть территории субъекта РФ, резиденты которой получают комплексную поддержку, включая налоговые льготы, правовые, таможенные и иные преференции. Специальные инвестиционные режимы нацелены на поддержку инвестиционных проектов, имеющих определенный статус, и предусматривают возможность получения со стороны государства «точечную» поддержку (например, только налоговые льготы). Иные механизмы государственной поддержки ориентированы на инвестиционные проекты, развивающие приоритетные отрасли региональной экономики.
Таблица 1
Механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности
в субъектах РФ
Наименование
|
Меры государственной
поддержки
|
Преференциальные режимы
| |
Территория опережающего развития
|
Налоговые льготы: налог на прибыль 0%
на 5 лет (12% - следующие 5 лет); налог на имущество – 0% 5 лет (1,1
-следующие 5 лет); земельный налог 0% на 3 года; социальные платежи – 7,6% на
10 лет.
Преференции: режим «одного окна»; возможность получения земельного участка в аренду без торгов; режим свободной таможенной зоны; ускоренная процедура возмещения НДС; льготные ставки по аренде земельных участков; право управляющей компании на защиту резидента в суде; строительство инфраструктуры за счет бюджетных средств Минимальный объем инвестиций – 500 тыс. рублей |
Особая экономическая зона
|
Льготы и преференции: минимальные
административные барьеры; налоговые льготы и таможенные преференции;
сниженные цены на аренду и выкуп земли
Размер предоставляемых льгот и преференций дифференцирован |
Свободный порт Владивосток
|
Налоговые льготы: налог на прибыль 0%
на 5 лет (12% - следующие 5 лет); налог на имущество – 0% 5 лет (0,5%
-следующие 5 лет); земельный налог 0% на 5 лет; социальные платежи – 7,6% на
10 лет.
Преференции: режим «одного окна»; режим свободной таможенной зоны; ускоренная процедура возмещения НДС; право управляющей компании на защиту резидента в суде. Минимальный объем инвестиций – 500 тыс. рублей |
Специальные
инвестиционные режимы
| |
Региональный инвестиционный проект
|
Налоговые льготы: налог на прибыль 0%
- на 5 лет (10% - на следующие 5 лет).
Минимальный объем инвестиций - 50 млн. рублей в течение 3 лет или 500 млн. рублей в течение 5 лет |
Новый инвестиционный проект
|
Субсидии из регионального бюджета на
всю сумму произведенных затрат на создание объектов инфраструктуры
Минимальный объем инвестиций – 50 млн. руб |
Приоритетные инвестиционные проекты
|
Понижающий коэффициента 0,2 для
исчисления размера годовой арендной платы в отношении земельных участков для
осуществления инвестиционной деятельности
|
Специальный инвестиционный контракт
|
Налоговые льготы: неухудшение
налоговых условий; возможность снижения налога на прибыль до 0%; снижение
ставок региональных и муниципальных налогов
Иные меры: субсидиарные меры; статус «Сделано в России»; упрощенные доступ к госзаказу; ускоренная амортизация; льготные условия аренды земельных участков |
Иные меры
государственной поддержки
| |
Обеспечение земельными участками без
торгов
|
Возможность получения земельных
участков в аренду без проведения торгов при условии соответствия масштабного
инвестиционного проекта установленным критериям
Минимальный объем инвестиций – более 10 млн. рублей в соответствии с видами экономической деятельности |
Защита и поощрение капиталовложений
|
Предоставление инвесторам
"стабилизационной оговорки", которая не позволяет применять в
отношении инвестора акты, ухудшающие его положение
Минимальный объем инвестиций - 200 млн. рублей |
Инвестиционный налоговый вычет
|
Компенсация стоимости приобретения
объектов основных средств (ОС), а также затрат на достройку, дооборудование,
реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС
|
Государственно-частное партнёрство
|
Полное/частичное возмещение затрат за
счет бюджетных средств; доступ к рынку сбыта; снижение рисков
|
Источник: составлено авторами [12]
Территории опережающего развития (ТОР) представляют собой специальный инструмент социально-экономического развития территории. Предприятия-резиденты получают комплекс мер государственной поддержки финансового и иного характера. ТОРы создаются с целью привлечения инвестиций в приоритетные отрасли региональной экономики. Данные отрасти, как правило, являются отраслями специализации ТОР.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) позволяют инвесторам получить комплекс мер, но характер предоставляемых льгот отличается от ТОР. Резиденты ОЭЗ, наряду с налоговыми льготами, получают особые правила аренды земли, а также льготы по таможенным платежам, режим свободной таможенной зоны. Отличается и форма организации данных преференциальных режимов: ОЭЗ представляет собой территорию вне города, представляющей собой специальную индустриальную зону. ТОРы создаются на территории всего города. ОЭЗ нацелены на привлечение прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности (обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли экономики, туризм, санаторно-курортная сфера; портовая и транспортная инфраструктура)
К преференциальным режимам относится также Свободный порт Владивосток (СПВ). СПВ включает в себя прибрежные территории отдельных регионов Дальнего Востока России, имеющие развитую портовую и транспортно-логистическую инфраструктуру. Создание СПВ нацелено на активизацию международной торговли со странами АТР, в том числе и за счет расширения экспорта конкурентоспособной продукции, произведённой резидентами с использованием современных технологий.
Режим Свободный порт Владивосток (СПВ) не локализован как ТОР и ОЭЗ, и подходит любым компаниям, способным обеспечить необходимый минимальный объем капиталовложений и готовых вести свою деятельность на территориях СПВ. В рамках территорий СПВ государство поддерживает субъектов малого и среднего предпринимательства, которые развивают новые проекты и используют значимое количество рабочей силы. Установленные меры режима СПВ позволяют заметно снизить сроки окупаемости проектов, что может стать основой для их конкурентных преимуществ. Подавляющее большинство действующих резидентов СПВ являются сервисными предприятиями, которые оказывают услуги: по аренде недвижимого имущества; транспортировке и хранению товаров; в сфере туризма и общественного питания; оптовой и розничной торговли [15].
В практике органов власти субъектов РФ широко используются специальные инвестиционные режимы. В отличие от преференциальных режимов, особый статус приобретает конкретный проект, а не предприятие, реализующее его. Как правило, специальные инвестиционные режимы ориентированы на крупные инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. Они предусматривают более узкий перечень мер поддержки.
Льготное налогообложение предусмотрено для проектов, имеющих статус регионального инвестиционного проекта (РИП). Данный инвестиционный режим ориентирован на реализацию крупных проектов, целью которых является производство товаров. При этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров, а также на осуществление деятельности, где ставка по налогу на прибыль установлена 0% [12]. Важно отметить, что география применения режима РИПов ограничена числом «депрессивных» регионов, состав которых установлен в Налоговом кодексе РФ.
В рамках режима приоритетные инвестиционные проекты (ПИП) инвесторы имеют льготные ставки арендной платы за земельные участки. Цели реализации приоритетных должны соответствовать приоритетам государственной инвестиционной политики, а также стратегическим социально-экономическим целям развития региона.
При реализации нового инвестиционного проекта (НИП) на территории субъекта РФ инвестор может получить субсидии из регионального бюджета на всю сумму произведенных затрат. НИПы направлены на создание или реконструкцию инфраструктуры в установленных отраслях экономики (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, туристическая деятельность и другие) [19]. Особенностью НИПов является источник их финансирования – это высвобождаемые средства бюджета субъекта РФ в результате снижения объема погашения его задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам [10].
Специальный инвестиционный контракт (СПИК) можно охарактеризовать как государственно-частное партнерство, закрепленное с целью поддержки промышленных проектов, предусматривающих внедрение в производство современных технологий. В рамках данного механизма инвестор заключает соглашение с государством, где фиксируются обязательства и ответственность обеих сторон и устанавливаются меры государственной поддержки.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой механизм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса, направленное на развитие общественной (социальной, коммунальной, транспортной) инфраструктуры в регионе. Данный механизм предусматривает участие инвестора в строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры, с последующей его эксплуатацией и техническим обслуживанием. ГЧП обеспечивает развитие общественной инфраструктуры путем эффективного управления государственным имуществом и бюджетными средствами, а также повышает качество социально значимых услуг населению.
Все применяемые меры государственной поддержки, как правило, имеют схожий ожидаемый результат: с одной стороны, развитие конкретного аспекта экономической системы (развитие отдельных отраслей экономики; расширение определенного вида инфраструктуры и т.д.), с другой – улучшение инвестиционного климата и рост объема инвестиций [14]. В качестве критериев, характеризующих результативность механизмов государственной поддержки, могут быть использованы статистические показатели (объем инвестиций в основной капитал, число созданных рабочих мест, темп роста объема производства отдельных отраслей экономики и т.д.), а также рейтинговые оценки, в основу которых положены интегральные показатели (инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность и другие).
Результативность мер государственной поддержки инвестиций
в Хабаровском крае
Хабаровский край является динамично развивающимся регионом Дальнего Востока, который ежегодно становится более привлекательным для инвесторов. За последние годы объем инвестиций в основной капитал региона вырос почти в три раза [4] (рис.1).
Рис. 1 Объем инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае, млрд. руб. [4]
Основной приток инвестиций в экономику Хабаровского края обеспечивает реализация масштабных инфраструктурных проектов, в числе которых модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, строительство терминала международных авиалиний, строительство Тихоокеанской железной дороги. Достаточно привлекательными для инвестиционных вложений остаются отрасли специализации Хабаровского края, к которым относится добыча полезных ископаемых (31,2%), транспортировка и логистика (29,7%), обрабатывающие производства (13,1%), а также деятельность в области информации и связи (6,2%) [4].
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования преобладают капиталовложения, реализуемые за счет привлеченных средств. На их долю ежегодно приходится порядка 60% от общей суммы инвестиций (табл. 2). Из таблицы видно, что в структуре привлеченных средств наблюдается тенденция к сокращению доли прямого государственного финансирования инвестиционных проектов (с 21,5% в 2018 году до 13% в 2022 году) и одновременное наращение объемов инвестирования за счет кредитных ресурсов [7]. Процессы замещения государственных инвестиций на частные вызваны, прежде всего, расширением перечня мер государственной поддержки частных инвесторов в регионе.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитала Хабаровского края по источникам
финансирования, %
Показатель
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Собственные средства
|
38,7
|
37,1
|
55,5
|
42,9
|
35,8
|
Привлеченные
средства, в том числе
|
61,3
|
62,9
|
44,5
|
57,1
|
64,2
|
- кредиты банка
|
9,6
|
19,8
|
7,5
|
7,9
|
25,9
|
- федеральный бюджет
|
16,7
|
8,4
|
9,2
|
6,5
|
10,0
|
- региональный бюджет
|
3,5
|
3,3
|
2,3
|
2,7
|
2,3
|
- муниципальный бюджет
|
1,3
|
0,2
|
0,7
|
1,6
|
0,7
|
- прочие привлеченные
средства
|
30,2
|
31,2
|
24,8
|
38,9
|
25,3
|
С 2022 года Хабаровский край является активным участником реализации регионального инвестиционного стандарта. Внедрение регионального стандарта определило новые направления деятельности Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций (АНО АПИРИ), которое является «одним окном» для инверторов и оказывает информационно- консультационную и организационную поддержку инвестиционным и инновационным технологическим проектам. Инвестиционная декларация Хабаровского края [13] содержит систему мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, применяемые в регионе.
В Хабаровском крае создана ТОР «Хабаровск», резиденты которой осуществляют деятельность в 13 отраслях экономики региона. К наиболее востребованным относится строительная отрасль и девелопмент, логистическая и транспортная отрасль, сельское хозяйство и пищевая промышленность, авиационная, машино- и судостроительная промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная отрасли [13]. Запуск инвестиционных проектов резидентов ТОР ускоряют объекты инвестиционной инфраструктуры: индустриальный парк «Авангард» и бизнес-инкубаторы.
Другим преференциальным режимом, действующим в крае, является Свободный порт Владивосток (СПВ). В Хабаровском крае режим СПВ распространяется на два муниципальных района - Ванинский муниципальный район и Советско-Гаванский муниципальный район. Деятельность компаний-резидентов СПВ охватывает шесть отраслей экономики, в числе которых наиболее востребованными являются логистическая, транспортная, лесная и целлюлозно-бумажная отрасли.
Результаты действия преференциальных режимов в Хабаровском крае представлены в таблице 3, где видно, что ежегодно растет число резидентов, которые, реализуя инвестиционные проекты, создают дополнительные рабочие места.
Таблица 3
Результаты преференциальных режимов в Хабаровском крае
Показатель
|
2022
|
2023
|
20241
|
Темп роста, %
|
ТОР «Хабаровск»
| ||||
Количество резидентов, ед.
|
90
|
100
|
108
|
120,0
|
Объем заявленных инвестиций, млрд.
руб
|
220,1
|
291,8
|
360,2
|
163,6
|
Количество заявленных рабочих мест,
тыс. ед
|
10,9
|
13,4
|
14,3
|
131,2
|
Свободный порт Владивосток
| ||||
Количество резидентов, ед.
|
25
|
25
|
25
|
100,0
|
Объем заявленных инвестиций, млрд.
руб
|
170,7
|
185,8
|
188,4
|
177,0
|
Количество заявленных рабочих мест,
тыс. ед
|
6,0
|
6,6
|
6,7
|
111,6
|
Источник: составлено авторами на основе данных [12], [15]
В настоящее время в Хабаровском крае реализуются специальные инвестиционные режимы. В частности, на территории края действует режим регионального инвестиционного проекта. На конец 2023 года его участниками стали 6 компаний, чья деятельность обеспечивает прирост инвестиционных ресурсов в производство товаров на сумму 6,5 млрд. руб. [13] При реализации новых инвестиционных проектов инвесторы получают субсидию из краевого бюджета. В настоящее время в крае реализуется пять инвестиционных проектов с совокупным объемом поддержки 1,6 млрд. рублей. В рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов право на получение налоговых льгот получили 13 компаний и 5 субъектам предоставлены льготы по арендной плате за землю. Общий объем заявленных инвестиций по приоритетным инвестиционным проектам составляет 208,2 млрд. рублей.
Инвесторы, реализующие масштабные ПИПы, имеют возможность получить земельные участки в аренду без проведения торгов. Данную льготу могут получить также юридические лица – участники соглашения ГЧП, чья инвестиционная деятельность направлена на объекты социально-культурного и/или коммунально-бытового назначения. Механизм «Обеспечение земельными участками без торгов» ориентирован в большей степени на действующие предприятия, поэтому законодательством четко определены требования по отношению к инвестору (не находится в процессе ликвидации; не проводится процедура банкротства и т.д.) [18]. В 2023 году данный механизм использовало 37 предприятий, реализующих инвестиционные проекты на общую сумму 33,4 млрд. рублей.
В крае активно применяется механизм ГЧП, приоритетным направлением которого является создание объектов социальной инфраструктуры (образование, культура и отдых, здравоохранение). В марте 2022 года в крае реализовалось 43 соглашения ГЧП [13]. Следует отметить, что на территории края реализуется механизм дальневосточной концессии, согласно которому государство обеспечивает инвестору компенсацию понесённых денежных затрат на строительство объектов социальной инфраструктуры в течение 10–20 лет после ввода его в эксплуатацию.
Рейтинг механизмов государственной поддержки в Хабаровском крае, представленный на рисунке 2. Он отражает их результативность по объему привлеченных инвестиций. Лидирующие позиции в рейтинге занимают преференциальные режимы, которые предусматривают комплексную поддержку инвесторов. Следует отметить, что развитие ТОР и СПВ имеет особый социально-экономический эффект, так как ориентированы на создание новых хозяйствующих субъектов, а значит расширение числа рабочих мест в регионе. Достаточно результативным, с точки зрения привлечения инвестиций, является также приоритетные инвестиционные проекты, реализация которых направлена на достижение стратегических социально-экономических целей региона.
Рис. 2 Рейтинг мер государственной поддержки по уровню привлеченных
инвестиций в Хабаровском крае в 2023 году
Важно отметить, что инвестиционная политика, реализуемая в Хабаровском крае и система действующих механизмов государственной поддержки позволяет региону постоянно улучшать позиции в межтерриториальном сравнении. Так, в 2022 году Хабаровский край занимал 17 место среди субъектов РФ по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения и 6 место среди дальневосточных регионов (в 2021 году – 7 место) [5]. В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, который оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, Хабаровский край в 2023 году занимал 14 место, в 2024 – 11 место [6].
Заключение
В настоящее время в Российской Федерации создана многоплановая система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, которые могут быть использованы региональными органами власти в зависимости от существующей социально-экономической ситуации и имеющегося производственного, технологического и трудового потенциала. Хабаровский край является дальневосточным регионом, где в настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, расширению объемов производства приоритетных отраслей экономики, а также производства, основанного на инновационных технологиях. Цели и механизмы инвестиционной политики края, в рамках которой реализуется система мер государственной поддержки инвестиций, направлены на достижение стратегических социально-экономических целей Хабаровского края и Дальнего Востока в целом.
Источники:
2. Меньшикова Е. А. Оценка результатов и направления развития государственной инвестиционной политики в Хабаровском крае // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 1. – c. 517-521.
3. Тихомиров Д. В., Никифоров В. М., Русинов Д. А. Механизмы поддержки инвестиционных проектов в России: спектр инструментов и обзор ситуации // Известия СПбГЭУ. – 2023. – № 3-1 (141).
4..Хабаровский край. / Стат. ежегодник. / Хабаровскстат. - Хабаровск, 2023. – 185 c.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023. / Стат. сб. / Росстат. - М., 2023. – 1126 c.
6. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/government_officials/rating/ (дата обращения: 26.09.2024).
7. Сюпова М. С., Давыдова Ю. А. Анализ инвестиционной активности в Хабаровском крае // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2024. – № 3. – c. 84-89.
8. Radebaugh L.H., Sullivan D.P., Daniels J.D. International Business: Environments & Operations. - Harlow: Pearson, 2019.
9. Cleave E., Godwin A., Sadler R., Gilliland J. The role of place branding in local and regional economic development: Bridging the gap between policy and practicality // Regional Studies, Regional Science. – 2016. – № 3. – p. 207–228.
10. Маслюк Н. А., Медведева Н. В. Инструментарий реализации регионального инвестиционного стандарта нового поколения // Власть и управление на Востоке России. – 2022. – № 2(99). – c. 8–20.
11. Старовойтов Д. П. Инвестиционные декларации регионов как инструмент привлечения инвестиций // Государственная служба. – 2022. – № 6. – c. 47-55.
12. Реализация мер государственной поддержки инвестиционной деятельности: приоритетные направления. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/realizaciya_mer_podderz (дата обращения: 10.10.2024).
13. Об утверждении инвестиционной декларации Хабаровского края: Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 23.05.20222 №255-р. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/406066050 (дата обращения: 16.10.2024).
14. Тихомиров Д. В., Никифоров В. М., Русинов Д. А. Механизмы поддержки инвестиционных проектов в России: проблемы критериев и эффективности // Известия СПбГЭУ. – 2023. – № 4 (142). – c. 40-47.
15. Кутелева А. В., Сальникова П. О., Чернилевская К. Е., Шевчук Е. И. Свободный порт Владивосток: тенденции и перспективы развития // Россия и АТР. – 2021. – № 1. – c. 104-124.
16. Инвестиционный портал Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://invest.khv.gov.ru/infrastructure/territories/detail/spv/ (дата обращения: 23.09.2024).
17. О территориях опережающего развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 473-ФЗ (ред. От 22.07.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2024).
18. О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без торгов: Закон Хабаровского края от 27.07.2015 №102. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 12.10.2024).
19. Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: Постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 г. (с изм. на 18 марта 2022 г.) № 1704 Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: Постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 г. (с изм. на 18 марта 2022 г.) № 1704 // Собр. законодательства РФ. – 2020. - № 44. - Ст.6981
Страница обновлена: 26.11.2024 в 15:37:33