Прогноз развития экономики Индии и оценка перспектив сотрудничества с Россией

Максимцев И.А.1, Костин К.Б.1, Кузнецов А.С.1, Онуфриева О.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Максимцев И.А., Костин К.Б., Кузнецов А.С., Онуфриева О.А. Прогноз развития экономики Индии и оценка перспектив сотрудничества с Россией // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 93-118. – doi: 10.18334/eo.13.1.117022.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52515522
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ перспектив и примерного сценария становления Индийской экономики к концу третьей декады этого столетия. Рассмотрены возможные пути достижения данного результата, риски, условия и другие особенности, отличающие экономику Индии от остальных государств мира. Научная новизна исследования заключается в авторском анализе реальных перспектив развития экономики Индии на основе большого объема релевантной статистической информации. Представлены результаты сценарного анализа и оценка экономического эффекта от роста индийской экономики для России. Определены преимущества, риски и перспективы развития взаимного сотрудничества

Ключевые слова: экономика, экономический рост, прогнозирование, перспективы сотрудничества, Индия

JEL-классификация: F15, F53, F47, F62, F63



Введение

Уже не первый год информационное пространство заполняют статьи и исследования, прочащие Индии большое будущее [1,3,7]. Учёные и журналисты, основываясь на высоких показателях экономического роста Индии, смогли даже рассчитать примерное время существенного укрепления индийской экономики: до 2030 года [1,3,12,13]. Однако, многие исследования носят сугубо публицистический характер, без глубокого анализа сути происходящих экономических процессов. Журналист-международник Аббас Джума в своей статье [13] приходит к выводам, что экономика Индии по своей значимости и перспективам развития может даже обогнать Китай и, следовательно, развитие партнёрства с Индией для России должно быть первостепенной задачей в азиатском регионе. Таким образом, крайне актуальным представляется провести более детальный и углублённый анализ перспектив развития индийской экономики на основе значимых выборок статистических данных и сценарного анализа.

Важность исследования обоснована также возможностью выявления полезного для России опыта по стимулированию собственного экономического роста.

Объектом исследования выступает экономика Индии.

Предметом исследования является экономический рост индийской экономики.

Целью данной работы является определение перспектив и примерного сценария становления Индии к концу третьей декады этого столетия.

Научная новизна исследования заключается в авторском анализе реальных перспектив развития экономики Индии на основе большого объема релевантной статистической информации и сценарного анализа и соответствующих выводах и конкретных путей укрепления российско-индийских экономических отношений.

Гипотеза исследования основана на том, что экономика Индии является наиболее динамично растущей в мире с одновременно развивающимся потенциалом в опережающих секторах экономики, таких, как, например, IT сектор.

В работе использованы такие методы научного познания как наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также сценарный анализ.

Экономика республики Индия: особенности, анализ ключевых показателей. Перспективы и потенциал дальнейшего развития

Экономический рост определяется состоянием соответствующих показателей, которые, в свою очередь, подразделяются на две основные группы: количественные и качественные. Данные показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1. Количественные и качественные показатели экономики страны (составлено авторами по [2])

Table 1. Qualitative and quantitative country economic indicators (compiled by authors based on [2])

Количественные
Качественные
темпы роста и прироста валового внутреннего продукта (ВВП)
развитость социальной инфраструктуры
темпы роста и прироста валового национального продукта (ВНП)
степень социальной защиты населения
темпы роста и прироста ВВП на душу населения
уровень обеспечения экологической безопасности
темпы роста и прироста ВНП на душу населения
объём инвестиций в формирование человеческого капитала
темпы роста и прироста национального дохода

Прежде чем рассматривать весь массив статистической информации, необходимо проанализировать все возможные особенности индийской экономики и Индии, в целом, как государства. Без этого невозможно сделать объективные выводы и сформулировать жизнеспособные рекомендации по устранению соответствующих проблем и укреплению взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.

Индия – государство с населением более 1,4 млрд. человек [23], что делает её второй страной в мире по данному показателю. Кроме того, состав населения крайне разнообразен: от религиозных убеждений до социального статуса, определяемого происхождением (населённый пункт, народность, каста…). Индию населяют самые разные народности со своей культурой и религией, менталитетом: их более 200, а официальными являются 21 язык с 1652 диалектами [19]. Для полноты понимания общей картины, наглядная карта культурного разнообразия представлена на рисунке 1. Такое разнообразие является фактором, серьёзно тормозящим равномерное социально-экономическое развитие и усложняющим внутриполитическую ситуацию, что, как правило, негативно сказывается на проведении мероприятий созидательного характера (например, строительство).

Рисунок 1. Языковая карта крупнейших народов Индии (составлено авторами по [19])

Figure 1. Language map of the largest peoples of India (compiled by authors based on [19]).

Тем не менее, вышесказанное совсем не означает, что Индия не может реализовать весь свой колоссальный потенциал, поскольку ключевое значение имеет развитость инфраструктуры. На основании данных, представленных на рисунке 2, можно судить об уровне развития автомобильной и железнодорожной сетей Индии на федеральном уровне. Именно они обеспечивают более тесную экономическую, и не только, связь регионов друг с другом.

Рисунок 2. Автомагистральная (составлено авторами по [20]) и железнодорожная (составлено авторами по [33]) сети Индии

Figure 2. Highway (compiled by authors based on [20]) and rail (compiled by authors based on [33]) network in India.

И, наконец, для формирования общей картины экономического потенциала и особенностей Индии, необходимо уделить внимание региональной экономике. Наиболее развитые регионы Индии находятся в центральной и восточной части страны. Производится и экспортируется практически весь спектр продуктов: от сельского хозяйства и лёгкой промышленности до машиностроения и программного обеспечения. На рисунке 3 отображены регионы и наиболее развитые отрасли народного хозяйства, вносящие значимый вклад в развитие экономики всей Индии. Ведущие статьи экспорта (по отраслям):

- машиностроение;

- химическая промышленность;

- фармацевтика;

- программное обеспечение;

- текстильная промышленность.

Рисунок 3. Вклад регионов Индии в индийское производство (составлено авторами по [5] и [6])

Figure 3. Contribution of Indian regions to Indian production (produced by authors based on [5] and [6]).

Продукция статей импорта:

- сырая нефть;

- драгметаллы;

- электроника.

Отсталость западных регионов характеризуется сложной логистикой и напряжённой политической обстановкой.

На основании проведенных исследований можно заключить, что последние 10 лет номинальный ВВП Индии стабильно растёт, на него не оказала существенного влияния даже пандемия COVID-19 [4]. На рисунке 4 видно увеличение практически в 2 раза.

Рисунок 4. Динамика роста ВВП Индии с 2010 по 2021 года. (млрд. долл. США) [17]

Figure 4. India's GDP growth dynamics from 2010 to 2021 (bln. USD) [17]

Валовой национальный продукт (ВНП) – рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных за один год трудом и имуществом граждан страны. Как и ВВП, валовый национальный продукт также в последнее десятилетие стабильно рос, за исключением коронавирусного периода 2020-2021, что можно наблюдать на рисунке 5. Это указывает на реальный рост экономики, а не только на увеличение капитализации компаний, расширение рынка кредитования и т. д.

Рисунок 5. Динамика роста ВНП Индии с 2011 по 2021 года(млрд. долл. США) [16]

Figure 5. India's GNP growth dynamics from 2011 to 2021 ( bln. USD) [16]

ВВП и ВНП являются важными показателями экономической мощи страны, но они отнюдь не дают объективную картину уровня жизни населения. Более точно картину благополучия населения раскрывает ВВП и ВНП на душу населения, а также валовый национальный продукт (ВНД).

Как уже было указано, население Индии огромно. Поэтому, при анализе экономической мощи страны важны не столько валовые показатели, сколько показатели на человека (на душу населения). Целесообразным представляется для начала рассмотреть ВВП Индии на душу населения, а затем ВНП на душу населения и ВНД. Так как точной статистики по ВНП на душу населения Индии за последнее десятилетие нет, необходимо рассчитать его на основе имеющихся данных, путем расчета отношения ВНП к числу жителей страны [28]. Результаты расчёта, показывающие более чем двукратный рост данного показателя за последнюю декаду, можно наблюдать на рисунке 6.

Рисунок 6. Динамика роста ВНП Индии на душу населения в период с 2011 по 2021 года (долл. США на человека в год). Составлено авторами по [16,23]

Figure 6. India's GNP growth dynamics per capita from 2011 to 2021 (USD per capita). Compiled by authors based on [16,23].

Динамика роста валового национального продукта на душу населения Индии показывает, что с ростом и без того колоссальной величины населения страны вырабатываемый населением продукт в состоянии обеспечивать повышение уровня жизни. Безусловно, для анализа и получения полной картины уровня жизни населения этих показателей недостаточно. Однако для общего представления корреляции валовых показателей с реальным положением дел с точки зрения благополучия населения такая полнота информации вполне приемлема.

При изучении этих статистических данных может сложиться впечатление, что народ Индии живёт достаточно богато относительно ведущих стран мира по показателям уровня доходов и жизни населения. Однако, при более глубоком анализе социально-экономических показателей формируется более объективная картина, отображающая реальное положение дел в индийском обществе. Индия имеет существенную проблему социального неравенства. Индекс Джини, по данным Всемирного Банка, показывает следующий результат: на 2019 год он составил всего 35,7 пункта [32], что означает достаточно серьёзное неравенство доходов.

Последним основным анализируемым показателем будет национальный доход, динамика которого отображена на рисунке 7.

Рисунок 7. ВНД Индии в период с 2011 по 2020 года (млрд. долл. США) [5]

Figure 7. India's gross national income from 2011 to 2020 (bln. of USD) [5]

Есть, конечно, и множество проблем, сдерживающих экономическое развитие Индии. Для более наглядного представления об этих проблемах, основные тезисно отображены на рисунке 8.

Рисунок 8. Главные экономические проблемы Индии (составлено авторами по [2])

Figure 8. Main economic challenges of India (compiled by authors based on [2])

Основная проблема заключается в эффективности работы государственных служащих. Главные факторы, обуславливающие её остроту:

- до сих пор существующая (официально или неофициально) в регионах кастовая система. Передача постов по наследству неизбежно ведёт к деградации вертикали власти на местах, что, в свою очередь, препятствует реализации потенциала подотчётного муниципального подразделения. Например, если каким-то регионом управляет лицо, семья которого относится к касте, в рамках которой по наследству передаются посты, вероятность эффективного управления регионом мала, поскольку не имеет смысла делать свою работу хорошо даже с позиции карьерного роста, поскольку места уровнем выше в большинстве случаев заняты представителями другой касты;

- коррупция. В Индии коррупция сильно укоренилась практически во всех сферах жизни, в связи с этим постоянно идут разговоры на соответствующие темы (как правило, во время президентских выборов) и происходят скандалы. Тем не менее, в последнее время ситуация несколько улучшается [18].

Таким образом, государство недополучает налоги с соответствующих муниципальных образований или даже целых регионов, страдающих от данной проблемы, а также не может эффективно инвестировать или финансировать какие-либо проекты в данных образованиях. Кроме того, создаётся атмосфера безысходности и отчаяния у населения, что полностью исключает возможность развития человеческого потенциала в таких регионах. Поскольку территориальных образований с такой проблемой в Индии достаточно много, а до конца не искоренённая кастовая система создаёт благоприятные условия для их комфортного существования, по мнению авторов это является главным сдерживающим фактором социально-экономического развития Индии.

Другая серьёзная проблема, взаимодополняющая предыдущую, это неразвитость рынка и высокая степень монополизации экономики. Совершенно очевидна связь отрицательного влияния коррупции и отсутствия социальной мобильности на развитие рынка. Также наблюдается монополизация рынка, если проанализировать направления деятельности крупнейших холдингов страны [8, 21]. Многие из них ведут деятельность сразу в нескольких совершенно несмежных отраслях страны, что является результатом отсутствия серьёзной конкуренции в большом количестве отраслей, и выход для новых компаний на эти монополизированные рынки крайне проблематичен. Такие компании-старожилы называются конгломератами, и это крайне распространённое явление в Индии на уровне крупного бизнеса [3]. В качестве примера можно привести компанию Tata Group [36]. Эта компания известна, в первую очередь, своими грузовиками (Tata Motors). Но это всего лишь часть огромного конгломерата, занимающегося производством стали, оружия, производством сельскохозяйственной и химической продукцией. Также компания ведёт деятельность в сферах телекоммуникаций, энергетики, гостиничного дела, строительства, авиастроения, машиностроения, фармацевтики, здравоохранения, финансовых услуг, розничной торговли, IT, телевизионных услуг и др. [9,36]. Плюсы от такого рода монополизации заключаются в высокой управляемости и обеспечении баланса в развитии отраслей, а серьёзный недостаток в отсутствии конкуренции на соответствующих рынках. Кроме того, высокий уровень монополизации способствует развитию коррупции в стране, а в случае с Индией и систему каст за пределами крупных населённых пунктов. Все указанные проблемы также связаны и с дисбалансом в развитии регионов страны.

Высокие затраты на социальное обеспечение – норма для государства, желающего развивать человеческий потенциал и инновационную экономику. Но проблема в том, что уровень бедности в Индии крайне высок. Прожиточный минимум на 2018 год в Индии составлял 332,26 рупий в день (почти 4,5 доллара США) [25]. По данным Всемирного банка [35], доля населения, получающего меньше 5,5 долл. США в день составляет около 60,50%, получающих меньше 3,2 долл. США в день – 26.20%. С учётом этого, а также отсутствия международных программ помощи бедноте (то есть, государство только своими силами борется с бедностью [24], масштабы которой сравнимы со странами Чёрной Африки [27]), колоссальные средства уходят на соответствующие трансферы с целью поддержки бедной части населения и недопущения массового голода и социального взрыва. Таким образом, данные средства не могут быть задействованы ни на развитие экономики, ни на развитие человеческого потенциала и капитала.

Кроме того, в индийском обществе, по ряду причин, достаточно высокая степень социального неравенства [14]. Ситуация с социальным неравенством, а также дисбалансом в социально-экономическом развитии регионов наглядно представлена на рисунке 9. В регионах, представленных на рисунке 9, цвет соответствуют проценту населения, находящемуся за чертой бедности.

Рис. 9. Процент Процентное соотношение населения за чертой бедности в регионах Индии, составлено авторами по [34]

Figure 9. Percentage of population in relevant regions of India below the poverty level, compiled by authors based on [34]

Стоит также отметить, что наличие разработанных социальных программ по борьбе с бедностью позволяет государству бороться с ней разными способами: от прямого финансирования, до программ обмена труда живущих в бедности на товары первой необходимости (как правило, это закупаемое государством у сельхоз-производителей зерно) [24], данный показатель медленно, но стабильно снижается, что наглядно показано на рисунке 10.

Рис. 10. Численность населения Индии за чертой бедности с 1993 по 2019 года (млн чел.), составлено авторами по [7, 30].

Таким образом, следует признать, что программы по борьбе с бедностью в целом улучшают экономическую ситуацию в Индии. Но следует также отметить, что данные программы, в основном, связаны с применением труда живущих за чертой бедности в сельском хозяйстве, что отнюдь не только не способствует промышленному и социальному развитию страны, но и наносит ущерб конкуренции в сельском хозяйстве, допуская туда дешёвую рабочую силу, которая достаётся, очевидно, крупным хозяйствам, являющихся частью холдингов. Кроме того, многие программы имеют сезонный и непостоянный характер (например, уборка/посев урожая или устранение последствий стихийных бедствий), в результате чего государство тратит огромные средства на то, чтобы бедные кратковременно поработали на крупных предпринимателей и, когда в их труде отпадает необходимость, вернулись в прежнее состояние.

Развитие сельского хозяйства замедляется, вызывая дисбаланс различных отраслей экономики. При этом следует также отметить, что в течение предыдущего века было сделано достаточно много для того, чтобы Индия вошла в число крупнейших сельскохозяйственных стран мира [37].

Однако эта отрасль в индийской экономике на данный испытывает ряд трудностей:

- возделана огромная площадь, но неразвитая сеть сельских дорог привела к тому, что большие объёмы товара просто невозможно вывезти, и они сгнивают;

- активная эксплуатация уже имеющихся пахотных земель приводит к истощению и деградации почв, а другие локации для вспашки никто не ищет и не возделывает: мелкие фермеры не имеют возможности, а крупные холдинги не имеют желания;

- в столь огромном количестве заготавливаемое зерно и другие культуры достаточно часто хранятся неправильно, что в условиях индийского климата также ведёт к потери продукта;

- мелким фермерам, которые и без того вынуждены конкурировать с подразделениями холдингов по типу Tata Group [11,36], достаётся очень небольшой прибавочный продукт, из-за чего фермеры живут очень бедно, и рынок не развивается. Это серьёзно тормозит развитие сельского хозяйства на качественном уровне [15].

Все эти проблемы и являются сдерживающим фактором ещё большего развития экономики Индии. Преодоление хотя бы одной из них обеспечит мощнейший толчок к развитию экономики государства и показателя номинального ВВП.

Основываясь на данных, которые были проанализированы выше, можно сделать несколько промежуточных выводов:

Ø экономика Индии в последние 10 лет достаточно активно развивается, что подтверждает анализ соответствующих макроэкономических показателей;

Ø приведённые исследования макроэкономических показателей могут дать общее представление об изменении динамики уровня жизни, который является важнейшим условием социально-экономического развития страны в постиндустриальном обществе;

Ø потенциал роста отнюдь не исчерпан благодаря колоссальному экономическому потенциалу в виде численности населения и природных богатств, а также удобного географического положения для транзита грузов из Азии в Европу.

На 2020 год, по данным Всемирного банка, Индия занимала 6 место среди стран по уровню номинального ВВП (табл. 2).

Таблица 2. ВВП (номинал) Индии по сравнению с другими государствами на 2020 по данным ВБ, млрд. долл. США (составлено авторами по [31])

Table 2. India's nominal GDP in comparison to other countries, 2020, based on the World Bank data, bln. USD (compiled by authors based on [31]).

Страны
Данные Всемирного банка на 2020 год
США
22 996,1
КНР
17 734,06
Япония
4 937,42
ФРГ
4 223,12
Великобритания
3 186,86
Индия
3 173,4

Схожая ситуация наблюдалась по итогам 2021 г. [31]. Для примерного определения шансов Индии войти в первую тройку крупнейших экономик мира к концу третьей декады 21 века, необходимо сравнить темпы её роста с ростом соответствующих стран, на данный момент опережающих её по объёму номинального ВВП. На рисунке 10 наглядно показаны темпы роста экономики Индии относительно её главных конкурентов: Великобритании, Германии (ФРГ) и Японии. Интерес именно к этим субъектам обуславливается тем, что, опередив эти государства, Индия и станет третьей экономикой мира. Как видно из рисунка 10, пока эту позицию занимает Япония.

Рисунок 10. Темпы роста номинального ВВП Индии, Великобритании, ФРГ и Японии в период с 2000 по 2021 года, (млрд. долларов США) составлено авторами по [31]

Figure 10. GDP growth rate (billions of dollars) of India, Great Britain, Germany and Japan.

На рисунок намеренно не выведены показатели США и КНР, занимающие первое и второе места соответственно. Из представленных на рис. 10 данных видно, что при прочих равных условиях (как минимум, сохранении у конкурентов нынешней динамики роста), Индия имеет все шансы ворваться в тройку лидеров по номинальному ВВП в мире.

В случае, если Индия сможет достигнуть успеха в преодолении рассмотренных в данном исследовании трудностей, рост экономики увеличится в разы и, вполне вероятно, что к 2030 году номинальный ВВП достигнет заветной третьей строчки.

Немалое число экспертов согласно с таким выводом, а некоторые даже более оптимистичны: «мы прогнозируем, что Индия станет третьей по величине экономикой к 2027 году, а ее ВВП увеличится более чем в два раза с нынешних 3,4 до 8,5 трлн. долларов в течение следующих 10 лет», – заявляют эксперты из банка Morgan Stanley [12].

Специалисты Bank of America также прогнозируют Индии успех [3]. Но есть и те, кто высказывает сомнения. Но не в плане существования самой возможности, а в плане правильности расчёта сроков достижения этой цели. Например, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Кива Алексей Васильевич, сравнивая рост Китая и Индии, отмечает: «поэтому, чтобы сблизиться с уровнем экономического развития Китая, экономика Индии должна ежегодно расти темпами выше 10% и не знать рецессий. А мировая практика показывает: быстрый рост экономики длится 10, максимум 20 лет и сменяется замедлением, и даже стагнацией, как это случилось с экономикой Японии. Китай же являет собой еще не встречавшийся в мировой практике феномен, и чтобы повторить его рост, необходимо воссоздать внутренние и внешние условия Поднебесной, что, разумеется, невозможно. В погоне за прибылями международные корпорации, и прежде всего американские, сделали немало для быстрой индустриализации Китая и создания мощного сектора высоких технологий, а еще и подготовки кадров специалистов.»…«Но то, что Индия действительно станет одной из трех мировых держав, у меня сомнений не вызывает» [1].

Эффект от экономического роста Индии для России: преимущества, риски и перспективы развития сотрудничества

В данной части смоделирован сценарий, при реализации которого экономика Индии становится третьей в мире при прочих не изменившихся условиях. Авторы проанализируют изменения внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры и возможную реакцию Российской Федерации в данном случае.

Важнейшим показателем любого сотрудничества между странами является товарооборот (табл. 3).

Таблица 3. Товарооборот между Индией и Россией за 2021 года и её динамика в отношении предыдущего года (составлено авторами по [29])

Экспорт в Индию
Импорт из Индии
Продукция
Стоимость (в млн долл. США) и её динамика (в %)
Продукция
Стоимость (в млн. долл. США) и её динамика (в %)
Минеральные продукты
2 380 (+111%)
Продукция химической промышленности
1 240 (+19%)
Драгоценные металлы и камни
1 380 (+57%)
Машины, оборудование и аппаратура
1 080 (+38%)
Машины, оборудование и транспортные средства
1 190 (+45%)
Продукты растительного происхождения
370 (+7%)
Продукция химической промышленности
912 (+18%)
Металлы и изделия из них
339 (+41%)
Металлы и изделия из них
498 (+41%)
Текстиль
264 (+17%)
Пластмассы, каучук и резина
322 (+47%)
Транспорт
178 (+56%)
Прочее
2 538 (+1%)
Прочее
949 (+43%)
Итого:
9 220 (+59%)
Итого:
4 420 (+56%)

В рассматриваемом сценарии экономика Индии продолжает расти огромными, по сравнению с другими странами из первой десятки [31], темпами, успешно преодолевая выявленные в данной работе проблемы. Поскольку Российская Федерация один из ближайших её партнёров, то растущая потребность в сырье частично будет удовлетворяться за счёт расширения импорта из России. В условиях переориентации России на рынок Азии также будет расти и экспорт в РФ. Формируя данный сценарий, необходимо принять во внимание и спрогнозировать принятие серьёзных мер и даже реформ со стороны индийского руководства. При этом не будет учитываться ряд неэкономических факторов, таких, как, например, сопротивление элит на местах или крупного капитала при реформировании системы сельского хозяйства вплоть до попыток государственного переворота или покушения на лидера, проводящего невыгодные буквально всем олигархам (главам крупных монополий) реформы. Решение этих проблемы выходит за рамки экономического анализа.

Итак, согласно составленному авторами сценарию, правительство коллегиально решило преодолеть главную трудность для Индии – проблему монополизации экономики. Парламент выразил свое согласие (фактор лоббирования со стороны крупного бизнеса блокировки необходимых законопроектов не учитывается) и государством были приняты соответствующие меры (табл. 4).

Таблица 4. Задачи, принятые меры и эффект от их принятия [составлено авторами]

Table 4. Tasks, measures adopted and relevant effects [created by authors].

Задача:
Предпринятая мера:
Эффект:
Ликвидация монополий на общегосударственном
уровне
Осуществление ликвидации конгломератов путём разделения их структур. Далее будет проведен ряд аукционов. В идеале возможно также введение коллективного управления сотрудниками. Все процедуры будут происходить в рамках индийского правового поля, возможно введение дополнительных законотворческих мер
Мера прямого вмешательства государства и ликвидации монополий не решает в полной мере искомую проблему, однако таким образом будет оживлена конкуренция среди среднего и даже малого бизнеса. Это послужит стимулом к инновациям, росту производства и улучшению качества жизни рабочих
Недопущение дальнейшей монополизации экономики
Принят законопроект, запрещающий одной фирме вести бизнес сразу в нескольких отраслях экономики (за некоторыми исключениями, оговорённым в законопроекте [1]). В том числе запрещается иметь любой величины доли в компаниях, относящихся к другой отрасли
Будут закреплены успехи, полученные в результате реализации предыдущей меры. Тем не менее, искомая проблема, полностью не решена
Решение проблемы на местном и региональном уровне
Согласование с регионами и их парламентами соответствующих законопроектов на локальных рынках
Аналогичный эффект достигнут на местных и региональных рынках
Закрепление успеха ликвидации и недопущения дальнейшей монополизации экономики
Создание правовой базы для ведения коллективного управления предприятиями на местах с привлечением профсоюзов
Появление тенденции к социальному равенству и повышению сознательности работников. Это ведёт к улучшению качества жизни и положительным преобразованиям в экономической и социальной сфере
Полное искоренение кастовой системы
Активная пропаганда на местах отхода от традиции
Будет создана ещё одна предпосылка к решению искомой проблемы

Таким образом начнёт набирать обороты конкуренция, что приведёт к расширению производства и, соответственно, увеличению потребностей в сырье, а также в сбыте произведённой продукции. Кроме того, модернизация производства, которая будет происходить достаточно активно, потребует нового технического обеспечения. Частично эта потребность также будет удовлетворяться за счёт экспорта из России. Насколько увеличится экспорт машин и оборудования из России, зависит от того, насколько сама Россия будет модернизировать свой промышленный сектор. В случае успеха, Индия будет закупать больше продукции (минеральные продукты, драгоценные металлы и камни, пластмассы, машины и оборудование) из России и экспортировать больше фармацевтической продукции, а также машин и оборудования с продукцией химической промышленности (по принципу «что-то есть у них, что-то у нас»).

Следующая серьёзная проблема заключается в неразвитости сельского хозяйства. Ликвидация монополий обеспечит серьёзный прогресс в решении данной проблемы. Возвращение конкуренции в отрасли стимулирует мелких фермеров развивать своё хозяйство, расширяя площади возделывания земли, снижая нагрузку на уже использованную землю, и повышать эффективность своей деятельности (например, улучшать условия хранения зерна). Но для достижения более быстрого и заметного прогресса в этой сфере необходима государственная поддержка, направленная, в первую очередь, на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры и дорожной сети регионального и местного значения.

В этом случае к 2030 Индия станет крупным экспортёром сельскохозяйственной продукции. Поскольку на мировом уровне крупнейшим её экспортёром является Россия, такой сценарий обернётся появлением серьёзного конкурента России. Реализовав в определённой степени потенциал своих земель и создав эффективную систему производства и распределения сельскохозяйственной продукции, объём её производства и экспорта вполне может превысить российский. Добавить к этому ещё внушительный потенциал по части трудовых ресурсов, модернизацию производственного процесса и более дружественные отношения со странами запада – крупнейшими потребителями такого вида продукции, и можно спрогнозировать создание предпосылок России (а, возможно, уже и начало такого процесса) для вытеснения с рынка сельскохозяйственных продуктов.

Принятие всех вышеперечисленных мер запустит процесс решения проблемы высокой бедности. Сейчас эта доля живущих за чертой бедности в Индии – нереализованный потенциал. При создании соответствующих условий (а они будут создаваться) люди будут постепенно выбираться из бедноты, становясь рабочими, фермерами, сотрудниками организаций сферы услуг, мелкими предпринимателями, государственными служащими и т. п. Поэтому всё, что необходимо сделать – обеспечить всеобщую доступность образования для слоёв населения, находящихся за чертой бедности. Получив возможность бесплатно учиться и, получая определённые навыки, возможность занять свое место в обществе не только в качестве попрошаек, эти люди будут задействованы в экономике. Это также даст колоссальный толчок развитию экономики Индии. Кроме того, будут высвобождены огромные средства, на данный момент крайне неэффективно направляющиеся на борьбу с последствиями, а не первопричиной.

Меры, связанные с решением проблем государственного управления выходят за рамки экономического анализа, вследствие чего учтён идеальный вариант, постоянно прогрессирующей эффективности работы государственных служащих.

Стоит также отметить, что в условиях новой волны санкций и других недружественных действий со стороны стран запада ухудшились условия для трансфера технологий в Россию. Поэтому с развитием технологического прогресса в Индии, сотрудничество её с Россией выйдет на новый уровень: появится возможность наладить трансфер технологий с запада через Индию в Россию.

При завершении формирования сценарного анализа, напрашивается вывод, что, если Индия решит эти основные проблемы согласно сценарию, она, безусловно, реализует большую часть своего экономического (и не только) потенциала и станет третьей экономикой мира. Если же эти проблемы не буду решаться, экономику Индии ждёт, в лучшем случае, стагнация, а в худшем – серьёзный системный кризис, развитие которого приведёт только к потере Индией уже полученных на мировом уровне позиций.

Вероятность реализации этого сценария в той или иной степени достаточно высока: рассмотренные в работе проблемы назревали достаточно долго и также долго находятся на повестке индийского руководства и индийского общества в целом.

Заключение

Индия – достаточно своеобразное государство. За последние 10 лет был совершён огромный скачок в развитии её экономики. Между тем, ряд серьёзных проблем тормозит рост ее экономики на данный момент. У Индии остаётся колоссальный потенциал, который, однако, с каждым годом всё меньше реализуется, о чём свидетельствует высокая степень монополизации экономики и огромная доля населения, живущего за чертой бедности, которое от голода спасают социальные выплаты, оттягивающие значительные финансовые ресурсы. Несмотря на хорошие макроэкономические показатели, эта страна остаётся одной из беднейших в мире.

В случае решения основных проблем, таких как: монополизация, бедность, отстающее сельское хозяйство и неэффективное государственное управление, Индия имеет все шансы стать третьей экономикой мира, поскольку соответствующие, своевременно предпринятые меры реализуют остальную часть колоссального экономического потенциала. Если же курс не будет подвергнут корректировке, экономику Индии ждёт стагнация, а затем и кризис, как экономический, так и политический. В настоящее время крупные конгломераты в стране (такие, как например, Tata group [10,36]) имеют и серьёзный политический вес, о чём свидетельствует фактическое отсутствие антимонопольного законодательства (закон предусматривает лишь понятие «картель» и недопущение картельных сговоров [26], конгломераты же не являются картелями). Кроме того, в индийском обществе не настолько остро сроит вопрос о проблеме монополизации: во всяком случае не настолько остро, насколько, например, тема коррупции. В результате продолжения такого курса можно просто ожидать стагнацию с дальнейшим разложением государственной власти, что обернётся крупным социально-политическим катаклизмом. Все предпосылки для этого процесса созданы. Основной фактор, удерживающий индийское общество от социального взрыва, это пока ещё возможность хотя бы финансированием поддерживать живущих за чертой бедности. Таким образом, можно заключить, что Индия, на данном этапе своего исторического развития столкнулась с серьёзными системными трудностями, без преодоления которых не сможет дальше эффективно развиваться.

В случае проведения успешных реформ и рассмотренных в данном исследовании мероприятий Индия станет не просто третьей экономикой мира, но и крупнейшим экспортёром продукции промышленного и сельскохозяйственного сектора. То есть, аналогом Китая, своего рода второй фабрикой мира. На сотрудничество с Россией это повлияет двояко: в первую очередь, во многом возрастёт товарооборот, но при этом Россия получит ещё одного конкурента на приоритетном для себя азиатском рынке и на мировом в целом.

Главная проблема – Индия станет крупным мировым экспортёром сельскохозяйственной продукции, по политическим причинам сдвинув Россию на рынке западной Европы, а также и Африки, поскольку продукции будет в избытке и Индия получит возможности для демпинга.

Что же касается других отраслей, то здесь минусов для России уже не так много. Напротив, растущие потребности Индии в сырье и технологиях в определённых сферах простимулируют увеличение экспорта из России. Россия также получит возможность закупать в большем количестве и более качественную продукцию таких отраслей, как фармацевтика.

Был рассмотрен сценарий становления экономики Индии третьей в мире при прочих равных условиях. В связи с этим необходимо учесть, что многое к 2030 году изменится, и экономические интересы России могут также измениться. Например, может произойти переориентирование на экспорт высокотехнологичной продукции, тогда столкновение интересов по части экспорта продовольствия не будет столь значимым, а Индия будет активнее закупать продукцию более высокого качества.

[1] например, если предприниматель имеет свою ферму и свой магазин по сбыту своей же продукции. Или банк имеет свой сервис по предоставлению банковских услуг.


Источники:

1. Алексей Кива. Третья сверхдержава? Способна ли Индия экономически обогнать и КНР. Politinform.su. [Электронный ресурс]. URL: https://politinform.su/133985-tretja-sverhderzhava-sposobna-li-indija-jekonomicheski-obognat-i-knr.html (дата обращения: 05.12.2022).
2. Лившиц В.И., Дукарт С. А., Ермушко Ж.А. PortalЭкономическая теория. Макроэкономика. - Томск: Томский политехнический университет, 2008. – 115 c.
3. Калинина А. Bank of America предсказал экономике Индии третье место через десять лет. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/03/2021/6058d7279a79478c6ced01d0 (дата обращения: 23.12.2022).
4. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 937-960. – doi: 10.18334/eo.10.4.111375.
5. Кушнир И. Макроэкономические показатели Индии, 1970-2020. Be5.biz. [Электронный ресурс]. URL: https://be5.biz/makroekonomika/gni/in.html (дата обращения: 05.12.2022).
6. Казанская И. В., Столяренко Л. Т. Макроэкономика. / учеб. пособие. - Москва : РТУ МИРЭА, 2021. – 125 c.
7. Ишмуратова В.Г. Преодоление бедности в Индии: исторические этапы, проблемы и перспективы // Псэ. – 2015. – № 2 (54).
8. Максимцев И. А., Межевич Н. М., Сирота Н. П. Внешняя среда особо крупных организаций в условиях внешнеполитической неопределенности и санкционных режимов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2021. – № 5(131). – c. 7-13.
9. Мамедова. Л. Э., Гоголюхина М. Е. Экзогенные и эндогенные факторы расширения рынков сбыта промышленных предприятий // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов: в 2 томах, Нижний Новгород, 15 ноября 2018 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". Нижний Новгород, 2018. – c. 28-31.
10. Плотников В. А., Вертакова Ю. В., Зуга Е. И., Шаныгин С. И. Концептуальные подходы к поддержке принятия решений о трансформации структуры крупного производственного комплекса // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – № 2. – c. 177-203. – doi: 10.38197/2072-2060-2022-234-2-177-203.
11. Растова Ю. И., Фирсова С. А. Экономика организации (предприятия). - Москва : Компания КноРус, 2019. – 280 c.
12. Швайковский А. Индия может стать третьей по величине экономикой мира к 2027 году // Финансы. – 2022.
13. Аббас Джума Новая альтернатива Китаю: почему экономический рост Индии выгоден России. Riafan.ru. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://riafan.ru/23787784-novaya_al_ternativa_kitayu_pochemu_ekonomicheskii_rost_indii_vigoden_rossii (дата обращения: 05.12.2022).
14. Куприянов А. Правда о неприкасаемых Как живут и чем занимаются низшие касты в Индии. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2016/08/12/dalits/ (дата обращения: 23.12.2022).
15. Стасевич А. Цена прогресса, или Разделят ли индийские фермеры участь бенгальских ткачей. Rabkor.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rabkor.ru/columns/analysis/2021/11/27/will_indian_farmers_share_the_fate_of_bengal_weavers (дата обращения: 05.12.2022).
16. Валовой национальный продукт (ВНП) Индии. Take-profit.org. [Электронный ресурс]. URL: https://take-profit.org/statistics/gross-national-product/india/ (дата обращения: 05.12.2022).
17. ВВП Индии. Текущее значение ВВП Индии. Www.sularu.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sularu.com/vvp/IND (дата обращения: 05.12.2022).
18. Коррупция в Индии: берут все - и чиновники, и «гаишники», и врачи ОбществоЗотов Г. Коррупция в Индии: берут все - и чиновники, и «гаишники», и врачи / Г. Зотов // Общество. – 2016. – 28 окт. – URL: https://aif.ru/natsionalniye_proekti_rossii/education/pomogat_ot_serdca_v_rossii_naschityvaetsya_bolee_10_mln_volontyorov Дата обращения: 05.12.2022
19. Какие народы живут в Индии и их культура. Snovadoma.ru. 2022. [Электронный ресурс]. URL: http://snovadoma.ru/reserves/Rest/people-of-India (дата обращения: 05.12.2022).
20. Карты скоростных дорог Индии. Www.totzyv.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.totzyv.ru/India/info/India_info_462.html (дата обращения: 05.12.2022).
21. Крупнейшие компании России и мира. Крупнейшие компании Индии. Холдинги.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://холдинги.рф/country/india/ (дата обращения: 05.12.2022).
22. Народы Индии. Типы населения. Kunstkamera.ru. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kunstkamera.ru/exposition/countries_people_culture/india/naselenie/narody_indii_tipy_naseleniya (дата обращения: 05.12.2022).
23. Население Индии. Счетчик населения Индии. Countrymeters.info/ru. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://countrymeters.info/ru/India (дата обращения: 05.12.2022).
24. Программы борьбы с бедностью в Индии. Progler.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://progler.ru/blog/programmy-borby-s-bednostyu-v-indii (дата обращения: 05.12.2022).
25. Реальный прожиточный минимум. Take-profit.org. [Электронный ресурс]. URL: https://take-profit.org/statistics/living-wage-individual/india/ (дата обращения: 05.12.2022).
26. Республика Индия. Законы. О конкуренции. Закон № 12 [принят Парламентом Индии 13 янв. 2003 г.]. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikibrief.org/wiki/The_Competition_Act,_2002 (дата обращения: 05.12.2022).
27. Чёрная Африка. Толкование. Academic.ru. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1195854 (дата обращения: 19.12.2022).
28. Численность жителей Индии (млн). Svspb.net. [Электронный ресурс]. URL: https://svspb.net/danmark/naselenie.php?l=indija (дата обращения: 05.12.2022).
29. Экспорт и импорт в Индию Аналитика за 2021 год. Ru-stat.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.com/analytics/9255 (дата обращения: 05.12.2022).
30. AstrotalkukUK. India – Space or Poverty. What should come first?. Astrotalkuk – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://astrotalkuk.org/india-space-or-poverty-what-should-come-first/ (дата обращения: 23.12.2022).
31. GDP (current US$) World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. Data.worldbank.org – сайт. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 05.12.2022).
32. Gini index – India. World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. Data.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI?locations=IN (дата обращения: 23.12.2022).
33. India Railway Map, Indian Railways. In.pinterest.com. [Электронный ресурс]. URL: https://in.pinterest.com/pin/104427285087099082/ (дата обращения: 05.12.2022).
34. Map of Afghanistan and India. Highcastlemap. [Электронный ресурс]. URL: https://highcastlemap.blogspot.com/2019/08/map-of-afghanistan-and-india.html (дата обращения: 23.12.2022).
35. Poverty headcount ratio at $3.65 a day (2017 PPP) (% of population). Data.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.LMIC?view=map&year=2019 (дата обращения: 05.12.2022).
36. The Tata Group: official site. Tata.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tata.com/ (дата обращения: 05.12.2022).
37. World Trade Organization (WTO). India. Web.archive.org. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20150704214620/http://stat.wto.org/CountryProfile/WSDBCountryPFView.aspx?Country=IN&Language=F (дата обращения: 05.12.2022).

Страница обновлена: 07.08.2024 в 20:41:53