Foreign investments in the formation of an Indian industrial hub
Konovalova Yu.A.1, Pinchuk V.N.1
, Sharma Ya.1, Lavrov S.N.1
1 Российский университет дружбы народов
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
The article examines the role and place of foreign direct investment in the implementation of programs and initiatives of the Republic of India aimed not only at strengthening the country's position in the global economy but also at transforming India into an international industrial hub. The liberalization of the investment sector, which began in the 2000s and was expressed in a gradual increase in the sectors open to FDI and an increase in the "entry thresholds" in the sectors (in some cases up to 100%), led to an influx of foreign investment into the country. Currently, Mauritius and Singapore are the main investors in the Indian economy (accounting for 49% of FDI in the country). This interest is primarily dictated by the favorable low-tax opportunities that these two countries offer: about 9,000 Indian companies are registered in Singapore, taking advantage of Singapore's regulations and policies to invest in the parent economy. The government's flagship "Make in India" initiative, which aimed to develop and attract FDI in 25 sectors of the Indian economy and was later expanded to 27 sectors, led to a significant increase in capital inflows into the country, further expansion of the number of sectoral and spatial development programs, and opened up opportunities for India to become an international industrial hub. This article examines the key components of India's consolidated investment policy, analyzes the major investors and sectors of capital application, and reviews the leading programs associated with the above initiative.
Keywords: India, industrial policy, five-year plan, state capitalism, foreign direct investment, consolidated investment policy, government initiative, government program
JEL-classification: F2, E65, L16
Введение
С 1947 г., когда Индия обрела независимость, Правительство страны приступило к ее активной интеграции в мировое хозяйство. Основной проблемой индийской экономики после обретения независимости была слаборазвитость, которая заключалась, главным образом, в отсталости методов производства, технологическом отставании производственных мощностей или их полном отсутствии в ряде видов экономической деятельности. В 1948 г. и 1956 г. были разработаны и приняты к реализации Промышленные политики Индии (Резолюции о промышленном развитии), направленные на устранение диспропорций и решение проблемы технологической отсталости Индии, расширение полномочий и ответственности государственного сектора, расширение секторов (видов деятельности), закрепленных за государством, широкомасштабных закупках средств производства и станков, и т.д. В 1950 г. в стране была учреждена Плановая Комиссия, в ведении которой был мониторинг социально-экономической ситуации в стране, разработка Пятилетних планов, направленных на решение конкретных проблем. Первые три Пятилетних Плана на реализацию идеалов модернизации и целей промышленных политик, с параллельным включением программ развития сельскохозяйственного сектора. Модель экономического развития Индии в период с 1947 г. по конец 60-х – начало 70-х гг. можно охарактеризовать, как модель государственного капитализма, особенностью которой являлась смешанная модель функционирования экономики с превалированием государственного сектора и «поддерживающей функцией» со стороны частных структур.
Уже начиная с конца 40-х г. и постепенного «вытеснения» английских интересов с территории страны, Индия стала представлять интерес для других экономик и, в особенности, для американских капиталов, немецких, японских, итальянских. Широкомасштабный приток иностранных инвестиций в страну начался с имплементацией экономических реформ в 90-е гг., направленных на либерализацию внешнеэкономического сектора Индии и в отношении прямого иностранного инвестирования выраженных в смягчении требований к иностранным инвесторам и постепенном открытии для них все большего числа секторов индийской экономики и увеличения лимита вхождения в сектор.
Целью данного исследования является выявление особенностей участия Индии в глобальном потоке прямых иностранных инвестиций в условиях формирования многополярного мира.
Материалы и методы
В настоящем исследовании авторами используются методы индукции, дедукции, ретроспективы, сравнения. Несмотря на то, что Индия является предметом исследования для многих ученых и экономистов, наблюдается определенный дефицит фундаментальных исследований, в частности, в российской науке. При этом, вплоть до распада СССР, советская наука не испытывала дефицита в экономистах-индологах, чьи работы были посвящены не только экономике Индии, особенностям модели ее развития, промышленной политике, роли и месту иностранного капитала в стране, особенностям внешней торговли Индии и другим аспектам индийской экономики. Среди наиболее значимых исследователей, чьи работы посвящены исследованию экономики Индии, ее участию в мировом хозяйстве и системе международных экономических отношений, можно выделить: Брагину А.Е. [1, 2] (Bragina, 1958; Bragina, 1977), Кондратьева В.А. [4] (Kondrat’ev, 1963), Коновалову Ю.А. [5, 6] (Konovalova, 2017; Konovalova, 2024 ), Малярова О.В. [7, 8] (Malyarov, 1984; Malyarov, 2010), Широкова Г.К. [11, 12] (Shirokov, 1980; Shirokov, 1984). Среди зарубежных авторов, чьи работы имели фундаментальный характер и отражали действительность индийской экономики можно выделить: Гадгила Д. [3] (Gadgil, 1963), Нараина Л. [9] (Narain, 1961), Шарму Т.Р. [10] (Sharma, 1958).
Результаты исследования
Инвестиционная политика Индии, претерпевшая значительную трансформацию с начала 90-х гг. посредством либерализации, открытия достаточного числа секторов для иностранных капиталовложений, увеличения порога вхождения в отрасль и упрощения процедур.
Последняя редакция консолидированной инвестиционной политики Индии была подготовлена и вступила в силу с 15.10.2020 г. определяет для ряда видов экономической деятельности необходимое согласование проведения инвестиций с соответствующими министерствами и ведомствами, также определяет закрытые для иностранных инвесторов виды экономической деятельности, а также пороги вхождения в доступные сектора экономики. Закрытыми видами экономической деятельности являются: лотерейный бизнес, включая государственные и частные лотереи, онлайн лотереи; азартные игры и казино; Чит-фонды и Нидхи-компании; торговля передаваемыми правами на разработку; операции с недвижимостью и строительство фермерских зданий; производство сигар, сигарет, сигарилл из табака и его заменителей; атомная энергетика; железнодорожные перевозки (определенные виды услуг). Изучение допущений по иным видам экономической деятельности показывает следующе:
§ В секторе «Сельское хозяйство и животноводство» - допускается 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В секторе «Плантаций» - допускается 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В «Добывающем секторе» - допускается 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В «Нефтегазовом секторе» - допускается от 49% до 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В «Оборонном секторе» - деятельность подлежит промышленному лицензированию; допускается от 49% до 74% и до100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В «Услугах в области трансляции, вещания и печати» - допускается от 26% до 49% и до 100% прямых иностранных инвестиций (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В секторе «Гражданской авиации» - от 49% до 100% ПИИ в акционерном капитале допускается в гринфилды и уже существующие проекты, касающихся аэропортов; до 49% - 100% ПИИ допускается для компаний, занимающихся регулярными (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В секторе «Строительство жилья, поселков, инфраструктуры города» - до 100% допускается для строительства поселков, коммерческих и жилых помещений, дорог и мостов, помещений для гостиничного бизнеса, сектора здравоохранения и образования (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В «Промышленные/индустриальные парки» [1] - до 100% допускается для строительства новых или уже существующих парков;
§ В секторе «Создание и эксплуатацию спутников» - допускается до 100% ПИИ, но только в соответствии с принципами Департамента космического пространства и иными соответствующими органами исполнительной власти;
§ В секторе «Частные охранные агентства» - допускается до 49% ПИИ в рамках автоматического пути/режима, и до 74% в рамках одобрения с соответствующими органами исполнительной власти;
§ В секторе «Телекоммуникационные услуги» - допускается до 49% ПИИ в рамках автоматического пути/режима, и более 49% в рамках одобрения с соответствующими органами исполнительной власти;
§ В секторе «Торговля» - допускается до 100% ПИИ для компаний, осуществляющих торговую деятельность, как оптовая торговля «Cash & Carry» и оптовая торговля, включая поставки от микро- и среднего бизнеса;
§ В секторе «Электронная торговля/коммерция» - допускается до 100% ПИИ;
§ В секторе «Розничная торговля моно брендовыми товарами» - допускается до 100% ПИИ;
§ В секторе «Розничная торговля мульти брендовыми товарами» - допускается до 51% ПИИ и только с разрешения правительства и соответствующих органов исполнительной власти;
§ В секторе «Duty Free» - допускается до 100% ПИИ; инвестиции в магазины беспошлинной торговли должны отвечать Закону о таможне 1962 г. и иными нормативно-правовыми актами;
§ В секторе «Железнодорожная инфраструктура» - допускается до 100% ПИИ (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В секторе «Финансовых услуг» - допускается от 20% до 100% (перечень видов экономической деятельности ограничен);
§ В «Пенсионном секторе» - допускается до 49% ПИИ в автоматическом режиме;
§ В секторе «Энергетическая биржа/биржа электроэнергии» - допускается до 49% ПИИ в автоматическом режиме (компания должна быть зарегистрирована в соответствии с условиями Центральной комиссии по регулированию электроэнергетики); нерезиденты не могут обладать более, чем 5% от акционерного капитала;
§ В секторе «Операции с банкоматами типа White Label» - допускается до 100% ПИИ в автоматическом режиме;
§ В секторе «Другие финансовые услуги» - допускается до 100% ПИИ в автоматическом режиме (регулирование деятельности происходит со стороны Резервного Банка Индии и иных государственных органов исполнительной власти);
§ В секторе «Фармацевтическая промышленность» - допускается до 100% ПИИ в автоматическом режиме для проектов типа гринфилд; для браунфилдов – допускается до 100% ПИИ (выше 74% ПИИ) с разрешения правительства и менее 74% ПИИ в автоматическом режиме; обязательным требованием является получение сертификата [16].
По данным Всемирного банка [18] приток ПИИ в Индию за период с 1970 г. до 2023 г. увеличился с 45,4 млн. долл. до 28,08 млрд. долл. (в данном случае представлены данные по чистому притоку ПИИ в долларовом эквиваленте). Эксперты ЮНКТАД, сравнивая инвестиционную активность и привлекательность в Китае и Индии, отмечали следующее: прямые иностранные инвестиции внесли значительный вклад в быстрый рост промышленного экспорта Китая за период с 1989 г. по 2001 г. (ежегодный прирост составил 15%). Если в 1989 г. вклад иностранных филиалов в китайский экспорт составлял менее 9%, то к 2002 г. на них уже приходилось около 50% китайского промышленного экспорта. В ряде высокотехнологичных отраслей в 2000 г. доля иностранных филиалов в формировании китайского экспорта составляла более 90% (91% - производство электронных схем, 96% - производство мобильных телефонов). По сравнению с Китаем, влияние ПИИ на структуру и развитие индийского экспорта было более чем незначительное (за исключением информационных технологий). В начале 90-х гг. вклад ПИИ в индийский промышленного экспорт составил только 3%, к 2002 г. показатель увеличился до 10%. Экономические детерминанты, оказавшие влияние на приток ПИИ, по мнению экспертов ЮНКТАД, в Китае более «сильные и фундаментальные», чем в Индии. Как ВВП, так и ВВП на душу населения Китая, очевидно, выше, чем индийские, что уже само по себе делает китайскую экономику более привлекательной (по данным отчета ЮНКТАД в 2003 г.). Помимо основополагающих макроэкономических индикаторов, более привлекательным для инвесторов в Китае представляется уровень грамотности, уровень образования, наличие природных ресурсов и конкурентной инфраструктуры (преимущественно в прибрежных районах). Конкурентным преимуществом Индии, по мнению экспертов, являлось наличие значительных человеческих ресурсов, главным образом, в секторе информационных технологий. Ускоренный рост китайской экономики, в свою очередь, привел к росту локального спроса на потребительские товары длительного пользования и недолговременного пользования, что повлияло на привлекательность Китая для иностранных инвесторов и рост числа местных фирм, связанных с промышленным сектором [17, 25].
С 1990 г. по 2000 г. приток ПИИ в Индию увеличился с 379 млн. долл. до 4,029 млрд. долл., за этот же период объем накопленных инвестиций в страну увеличился с 1,9 млрд. долл. до 29,8 млрд. долл., в 2001 г. накопленные инвестиции составили уже 36 млрд. долл., в 2002 г. – 41,5 млрд. долл. Активный рост ПИИ в экономику Индии в начале 2000-х гг. был связан с решением индийского правительства открыть ряд отраслей для иностранных инвесторов, смягчив лимиты по вхождению в акционерный капитал. Также, одним из инструментов по привлечению ПИИ в страну, явилось решение Плановой Комиссии о создании Специальных экономических зон следуя опыту китайской модели. Как пишет Бхалла [14] (Bhalla, 2002), большинство стран развивающегося типа приступили к либерализации в 80-е – 90-е гг., и рассматривали ее в качестве инструмента перехода от плановой модели экономического развития и превалирования государственной собственности к рыночной экономике.
Бхалла [14] (Bhalla, 2002) проводит сравнительный анализ китайской и экономической моделей развития с момента обретения Индией независимости в 1947 г. и образованием Китайской Народной Республики в 1949 г., анализ разработки и реализации Планов и трансформации роли и места государственного сектора в указанных странах. Экономические реформы начались в Китае с 1979 г., в Индии - с 1991 г. (некоторые элементы либерализации начались в Индии еще в 80-е гг.). Обе экономики подошли к необходимости проведения реформ в условиях кризисов Платежных балансов, превалирования капитального импорта для проведения индустриализации и слабо конкурентного экспорта. Политика открытых дверей, проводимая в Китае, явилась вынужденной мерой, поскольку страна подошла к имплементации либеральных реформ с менее «открытой экономикой», чем Индия. Однако, слабыми сторонами индийской экономики, которые в том числе усиливали социально-экономическое неравенство и расслоение, к моменту необходимости проведения реформ было фактическое пренебрежение сельским хозяйством и неспособностью провести земельную реформу [14] (Bhalla, 2002).
Одним из основных упущений либерализации в Индии явилось и до сих пор является недостаточное внимание микро, мелкому и среднему бизнесу. «Отдельной проблемой рынка труда Индии является наличие неформального организованного и неформального неорганизованного сектор. По оценкам экспертов, доля неформального неорганизованного сектора от общей численности рабочей силы составляет от 90 до 93 %. Под «неорганизованным сектором» понимается предприятие, принадлежащее отдельным лицам и самозанятым работникам, а также занятым в производстве или продаже товаров, или предоставлением услуг, при этом число работников, при необходимости нанимаемых предприятием, не должно превышать 10 человек. Работники, относящиеся к неорганизованному сектору, главным образом задействованы в таких работах, как: скатывание биди (азиатские сигареты), изготовление агарбатти (благовонные палочки), изготовление папада (азиатские хлебные лепешки), пошив, стирка и глажка одежды, уличная торговля, различные виды работ на полдня, выполнение погрузочных/разгрузочных работ, обжиг кирпича, работа в кожевенных и обувных мастерских, домашние работники/серванты/прислуга, работа рикшами, участие в черных и строительных работах и др. Работники неорганизованного сектора не защищены от цикличности и непостоянства занятости, отсутствия формальных и установленных отношений между работниками и работодателями, отсутствия неадекватной социальной защиты» [5] (Konovalova, 2024).
За 24 финансовых года объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Индию составил 990,9 млрд. долл., из них 678,8 млрд. долл. - вложения в акционерный капитал. За рассматриваемый период четверть (25%) накопленных ПИИ приходится на Маврикий, 24% - на Сингапур, 10% - на США, 7% - на Нидерланды, 6% - на Японию, 5% - на Великобританию, 3% - на ОАЭ, по 2% - на Каймановы острова, Германию и Кипр.
Распределение накопленных ПИИ в акционерный капитал по видам экономической деятельности показывает, что 16% приходится на сектор услуг, 15% – на компьютерное программное обеспечение оборудование, по 6% – на торговые услуги и телекоммуникационные услуги, по 5% – на автомобилестроение и строительные услуги, 4% – на инфраструктурное строительство, по 3% – на производство фармацевтической и лекарственной продукции, химической продукции (не включая удобрения), и энергетику [19].
По данным, опубликованным в 2024 г., доля промышленного сектора в структуре ВВП Индии составляет порядка 17% (цель – увеличить данный показатель до 25% и превратить промышленность Индии в самую быстро растущую в мире). С момента обретения страной независимости основой обрабатывающей промышленности Индии было станкостроение, что в настоящее время является не столько недопустимым, сколько устаревшим и не способно стимулировать всеобъемлющий экономический рост и развитие отраслей индийской промышленности. По некоторым оценкам, объем обрабатывающей промышленности Индии к 2025-2026 ф.г. может достичь 1 трлн. долл., а объем товарного экспорта может достичь той же величины к 2030 г.
Самой главной целью, стоящей перед индийским правительством, является не только увеличение веса промышленности в структуре ВВП, но и превращение страны в международный промышленный хаб, не только посредством привлечения иностранных инвестиций и реализации широкомасштабных совместных инвестиционных проектов, но и привлечение средств в развитие местных производств (Правительство планирует привлечь порядка 2,2 млрд. долл.).
Превращение Индии в международный промышленный хаб осуществляется посредством разработки и имплементации широкого набора программ/инициатив, политик и мер, главным образом, в области обрабатывающих производств: запущенная в 2014 г. инициатива «Make in India» («Делай в Индии») была направлена, в первую очередь, на развитие и трансформацию как веса, так и структуры обрабатывающей промышленности; если первоначально инициатива охватывала 25 секторов индийской экономики, в последующем число секторов было увеличено до 27; инициатива дополнена Схемами стимулирования производства (Production Linked Incentive (PLI) Scheme) [2], налогами на товары и услуги, сокращением корпоративного налога, и процедурами по упрощению ведения бизнеса в стране.
Не менее значительным дополнение инициативы «Делай в Индии» является инициатива «One District One Product (ODOP)» («Один район – один продукт»), направленная на отбор, брендирование и продвижение продуктов в каждом районе станы. Инициатива выявила 1102 потенциальных и учитывающих экосистему регионов для продвижения продукта из 761 региона Индии [22]. Анализ продуктов, развитие производственного и экспортного потенциала которых может послужить драйвером развития регионов, в большей степени охватывают продукцию сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства, текстильной промышленности и др. Совместно с программой «Район как экспортный хаб» правительство предпринимает усилия по превращению всех регионов страны в экспортные центры конкретных продуктов. Инициатива «ОРОП» направлена не только на выявление и развитие экспортного потенциала регионов страны, но и на сбалансированное развитие и обеспечение целостного экономического роста, и привлечение инвестиций в регионы [21, 24].
Национальная программа развития промышленных коридоров является наиболее амбициозной инфраструктурной инициативой, направленной на создание 12 утвержденных проектов (коридоров), призванных ускорить рост производственного сектора и способствующих систематической урбанизации. Строительство коридоров направлено на создание рабочих мест, стимулирование экономического роста и общего социально-экономического развития. Имплементация программы развития промышленных коридоров началась с запуска «Промышленного коридора Дели – Мумбаи». Промышленные коридоры и Мандат о развитии промышленных коридоров в стране включают очень широкой спектр проектов, среди которых: инвестиционные регионы, промышленные районы, экономические хоны, промышленные узлы, поселки, интегрированные производственные кластеры и др.
В стране также разработана «Национальная программа развития промышленных коридоров» («National Industrial Corridor Development Programme (NICDP)»), цель которой состоит в развитии динамичной промышленной экосистемы посредством привлечения инвестиций как со стороны крупного бизнеса, так и со стороны микро-, малых и средних предприятий. Строительство и запуск промышленных коридоров, по оценкам экспертов, может способствовать увеличению стоимости экспорта на 2 трлн. долл. к 2030 г.
Параллельно со строительством и запуском промышленных коридоров в стране запущены проекты по строительству «умных городов с нуля». Планируется, что новые административные единицы должны «опережать спрос» и отвечать требования «подключи и работай» (своего рода «Браунфилды»). Проекты по созданию административных единиц «с нуля» дополнены программой «'Viksit Bharat'», которая направлена усиление роли и места Индии в глобальных цепочках создания добавленной стоимости, посредством предложений по освоению земельных участков для использования их под строительство производственных подразделений отечественным и зарубежных инвесторов [15].
Также в 2020 г. была запущена инициатива «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» («Самостоятельная Индия»), направленная на которая направлена на продвижение индийской продукции на мировые рынки товаров и услуг, а также на более глубокую интеграцию страны в глобальные цепочки стоимости для достижения самообеспеченности. Инициатива была запущена в период пандемии COVID-19, когда Правительство выделило около 268,74 млрд. долл. в качестве пакета стимулирующих мер, направленных на поддержание внутреннего производства. Задачи, стоящие перед Правительством в рамках реализации указанной инициативы, состоят в: превращении Индии в глобальный центр формирования цепочек стоимости и поставок; усилении роли и места в экономике частного сектора; создании условий для развития индийских производителей; усилении и углублении интеграции индийской продукции на мировые товарные рынки товаров и услуг и т.д. [13].
Программа «Самостоятельная Индия» затронула также и оборонный сектора страны: несмотря на то, что был увеличен «порог вхождения» в отрасли от 49% до 74% (в ряде случаев до 100%), было введено эмбарго на 101 вид продукции военного назначения, а также была запущена «Политика в области стимулирования оборонного производства и экспорта» на период до 2020 г. В 2024-2025 ф.г. на поддержку отечественных производителей продукции военного назначения было выделено 68,25 млрд. долл. Были опубликованы списки «Позитивной индигенизации» (PILS), запрещающие импорт ряда продукции военного назначения и вооружений, и поощряющие закупку у отечественных производителей государственных и частных, включая микро-, малый и средний бизнес. Программа «Позитивной индигенизации» согласована с процедурой оборонных закупок (Defense Acquisition Procedure – 2020), которая направлена на оптимизацию процесса закупок, стимулирование отечественного производства и повышение прозрачности закупок. В стране также было создано 2 коридора оборонной промышленности для укрепления мощностей в данном секторе: в штате Уттар-Прадеш и штате Тамилнаду. Характерной чертой индийской оборонной промышленности является непосредственное участие в ней частного сектора, на который в 2023-2024 ф.г. пришлось 21% от общего объема производимой оборонной продукции [20].
Проекты «Production Linked Incentive (PLI) Scheme» привели к росту притока ПИИ в страну – в 2021 г. корпорация «Amazon» объявила о создании завода по производству электронных устройств, в том же году корпорация «Apple» приступила к сборке iPhone 12. Здесь необходимо отметить и другой интересный факт – в определенной степени активное размещение производств на территории Индии является процессом релокации (переносом) производств ТНК в рамках глобальной стратегии «Китай плюс один» по сокращении инвестиций на территории Китая со стороны развитых стран.
Программа/схема под покровительством Премьер-министра «Atmanirbhar Swasth Bharat Yojana» (PMANSY) подразумевает расходы в размере 64,180 крор инд. рупий на период до 2025-2026 ф.г. Ключевой целью данной программы является развитие и поддержка сектора здравоохранения в стране посредством создания необходимой инфраструктуры в области здравоохранения, как по обслуживанию населения, так и для функционирования научно-исследовательских медицинских центров. Меры в рамках указанной программы направлены на развитие потенциала систем здравоохранения и учреждений, оказывающих непрерывную медицинскую помощь на всех уровнях, а именно: первичном, вторичном и третичном, и на подготовку систем здравоохранения к эффективному реагированию на текущие и будущие пандемии/стихийные бедствия. Программа также акцентировала внимание на развитие и модернизацию дорожной инфраструктуры (автомобильной и железнодорожной), которая поможет усилить конкурентоспособность Индии на мировых рынках с точки зрения улучшения качества и увеличения скорости доставки продукции как внутри страны, так и в страны Южно-азиатского региона. Также в 2015-2016 ф.г. Министерство науки и технологий запустило программы по созданию технологических парков для женщин («WTP»), которые направлены не только на расширение прав и возможностей для женщин, но и на их большую интеграцию в создание микро-, мелкого и среднего бизнеса для обретения большей самостоятельности и достижения гендерного равенства [23].
Как видно и выше представленных данных, в стране разработано и реализуется достаточно много программ, направленных на многостороннее развитие экономик Индии. Однако, здесь необходимо особенно подчеркнуть, что при всех успехах, достигаемых сегодня Индией, целый ряд социально-экономических проблем остаются нерешенными, формируя «камни преткновения» на пути развития нации. Факторами, положенными в основу развития и модернизации индийской промышленности сегодня, являются: государственные инициативы, государственно-частное партнерство, иностранные инвестиции, значительная по численности рабочая сила и масштабное внутреннее потребление.
В 2024 г., в 10-ю годовщину реализации инициативы «Делай в Индии» («Make in India» - 25 секторов экономики), Министр торговли и промышленности Индии сообщил о значительных успехах, которые были достигнуты страной за десятилетие: импорт мобильных устройств сократился на 85% (это связано, главным образом, с переносом производств из Китая в Индию и открытием новых заводов), численность рабочих мест в обрабатывающей промышленности увеличилась на 200% только за период с 2022 г. до 2024 г. К 2047 г., как ожидают официальные лица, Индия превратится в мировой производственный центр с развитой экономикой. В настоящее время инициатива дополнена и называется «Делай в Индии 2.0» («Make in India 2.0»), и включает в себя уже 27 секторов индийской экономики. Департаментом по продвижению промышленности и внутренней торговли с учетом сильных сторон, и конкурентоспособности индийской промышленности, необходимости импортозамещения, экспортного потенциала и расширения возможностей трудоустройства были определены 24 подотрасли для дальнейшего тесного сотрудничества с указанным ведомством. Иностранные инвестиции играют очень весомую роль в реализации указанной инициативы, поэтому индийское Правительство постоянно прилагает усилия по поиску потенциальных иностранных инвесторов.
Заключение
Исследование показало, что в стране было разработано и реализуется значительное число различных программ и инициатив, направленных на инклюзивный всеобъемлющий и всеохватывающий характер. Программы и инициативы носят либеральный характер, поскольку все они «сопровождают и дополняют» ключевую государственную инициативу «Делай в Индии» («Make in India») и направлены на привлечение прямых иностранных инвестиций в 27 секторов индийской экономики, во-первых, и, во-вторых, охватываю все штаты и союзные территории страны, что является «практическим» отражением моделей пространственного развития и пространственной экономики. Самым ярким подтверждением данного утверждения является строительство 12 промышленных коридоров как по периметру страны, так и в ее центре (с Севера на Юг и с Запада на Восток). Сегодня экономика Индии является пятой в категории ВВП, темп экономического роста которой по данным Всемирного Банка в 2023 г. составил 8,2%, что обусловлено не столько ростом стоимости и объемов производства в самой стране, сколько переносом заводов и аффилированных предприятий ТНК из Китая в Индию начиная с 2022 г. Указанные меры еще больше укрепят позиции Индии в мировом хозяйстве и приблизят ее к превращению в международный промышленный хаб, единственно с параллельным выполнением условия о решении проблем социально-экономического порядка, которые все еще остаются камнем преткновения на пути динамичного развития страны. Одновременно с усилением интеграции Индии в мировое хозяйство и международные экономические отношения посредством рассмотренных инициатив и программ, Правительство страны заинтересовано в решении проблем социально-экономического порядка, с которыми до сих пор не смогло справиться самостоятельными силами. Поэтому, реализация рассмотренных программ отвечает интересам не только иностранных инвесторов в силу конкурентных преимуществ принимающей станы и существенно низких издержек по размещению и ведению бизнеса в стране, но и национальным интересам Индии.
[1] В рамках данной Консолидированной инвестиционной политики Индии под «Индустриальным парком» понимается проект, в рамках которого для целей ведения промышленной деятельности создается качественная инфраструктура и застроенные площади/земельные участки. Промышленный парк должен содержать не менее 10 инфраструктурных единиц/объектов, каждый из которых не должен занимать более 50% от выделенной площади; под промышленную деятельность должно быть использовано не менее 66% от выделяемой площади
[2] Схемы стимулирования производства (Production Linked Incentive (PLI) Scheme) – Программа, запущенная в 2020 г., и направленная на самообеспечение, дополнена финансовой поддержкой, направленной с результативностью производственного процесса; такой подход, ориентированный на эффективность, не только должен привлекать инвестиции отечественных и глобальных игроков, но и побуждать предприятия внедрять передовые технологии и добиваться экономии за счет масштаба; программа PLI направлена на укрепление производственной базы, снижение зависимости от импорта и обеспечение баланса между экономическим ростом и устойчивостью
References:
Atmanirbhar Bharat AbhiyanIbef. Retrieved February 07, 2025, from https://www.ibef.org/government-schemes/self-reliant-india-aatm-nirbhar-bharat-abhiyan
Bhalla A.S. (2002). Sino-Indian growth and liberalisation: a survey Asian Survey. (42). 419-439.
Bragina E.A. (1977). Developing countries: public policy and industry Moscow: Institut mirovoy ekonomiki i mezhdunarodnyh otnosheniy AN SSSR. Mysl.
Cabinet Greenlights 12 New Industrial Cities Under NICDPMinistry of Commerce & Industry. Retrieved February 10, 2025, from https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=2050136
Consolidated FDI PolicyDepartment for Promotion of Industry and Internal Trade Ministry of Commerce and Industry Government of India. Retrieved February 07, 2025, from https://dpiit.gov.in/sites/default/files/FDI-PolicyCircular-2020-29October2020_0.pdf
FDI StatisticsDepartment for promotion of industry and international trade. Retrieved February 08, 2025, from https://dpiit.gov.in/publications/fdi-statistics
Foreign Direct InvestmentIndian Budget Archive. Retrieved February 07, 2025, from https://www.indiabudget.gov.in/budget_archive/es2003-04/chapt2004/chap76.pdf
Foreign direct investment, net inflows (BoP, current US$) – IndiaWorld Bank Data. Retrieved February 07, 2025, from https://data.worldbank.org/indicator/BX.KLT.DINV.CD.WD?locations=IN
Gadgil D. (1963). Planning and economic policy in India Moscow: Izdatelstvo inostrannoy literatury.
India’s Defense Manufacturing Sector: Policy Support, Top Exports, Key FirmsIndia Briefing. Retrieved February 15, 2025, from https://www.india-briefing.com/news/indias-defense-manufacturing-sector-policy-support-top-exports-key-firms-35946.html/
Kondratev V.A. (1963). Indian industry. The main development trends after 1947 Moscow: Izdatelstvo sotsialno-ekonomicheskoy literatury.
Konovalova Yu.A. (2017). Russia-India: the state and prospects of trade and economic cooperation Moscow: Izdatelstvo «Ekon-Inform».
Konovalova Yu.A., Mizintseva M.F., Mityushkina A.A. (2024). India’s industrial policy: the role of human capital. Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. series: economics. 32 (1). 7-24. doi: 10.22363/2313-2329-2024-32-1-7-24.
Malyarov O.V. (1984). Government and private sector of the Indian economy M.: Nauka.
Malyarov O.V. (2010). Independent India: the evolution of the socio-economic model and the development of the economy Moscow: Vostochnaya literatura.
ManufacturingIbef. Retrieved February 09, 2025, from https://www.ibef.org/download/1737608418_Manufacturing-November-2024.pdf
Narain L. (1961). India's Economy Moscow: Izdatelstvo inostrannoy literatury.
One District One Product (ODOP) initiativeNational Portal of India. Retrieved February 08, 2025, from https://www.india.gov.in/spotlight/one-district-one-product-odop
PM Atma Nirbhar Swasth Bharat YojanaPress Information Bureau Government of India. Ministry of Health and Family Welfare. Retrieved February 07, 2025, from https://pib.gov.in/Pressreleaseshare.aspx?PRID=1704822
Products with export potential identified from all 765 districts of the country under the One District One Product-Districts as Export Hubs (ODOP-DEH) initiativeMinistry of Commerce & Industry. Retrieved February 09, 2025, from https://pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1897408
Sharma T.R. (1958). Industry placement in India Moscow: Izdatelstvo inostrannoy literatury.
Shirokov G.K. (1980). India's Economy: General Characteristics M.: Nauka.
Shirokov G.K. (1984). Traditional structures and economic growth in India M.: Nauka.
World Investment Report – 2003. FDI Policies for Development: National and International PerspectivesUnctad. Retrieved February 07, 2025, from https://unctad.org/system/files/official-document/wir2003_en.pdf
Страница обновлена: 11.05.2025 в 15:08:19