Тенденции инновационного развития Индии и возможности применения индийского опыта в российских условиях

Сингх М.А.1, Подольская Т.В.1
1 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Сингх М.А., Подольская Т.В. Тенденции инновационного развития Индии и возможности применения индийского опыта в российских условиях // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 535-552. – doi: 10.18334/eo.12.3.116272.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49845661
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Научно-технический прогресс и инновации играют огромную роль в конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке. Основная цель данного исследования – выявление аспектов, позволивших Индии на протяжении нескольких лет стабильно повышать свой инновационный рейтинг. Выявление данных аспектов позволяет вынести предложения как России можно повысить конкурентоспособность своей экономики. Авторами проведен анализ показателей глобального инновационного индекса Индии, которые росли на протяжении последних четырех лет (2018-2021гг.) Статья будет интересна достаточно большому кругу читателей, интересующихся развитием Индии, становлением экономики Индии в современных условиях, а также исследователям, занимающимися вопросами инновационного развития стран.

Ключевые слова: глобальный инновационный рейтинг, Индия, страны БРИКС, качество нормативно- правого регулирования, внутреннее кредитование частного сектора, занятость в наукоемкой сфере

JEL-классификация: F01, F53, F15, F20, O31, O33



Введение

Научно-технический прогресс и уровень вовлечения инноваций в основные факторы производства оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики, ее рост и конкурентоспособность. Динамизм инновационного сектора, обеспечиваемый симбиозом науки, системы образования и интеллектуальных ресурсов в современном мире, определяет значимость и место государства в складывающихся международных отношениях. Именно инновации занимают первое место в экономиках высокоразвитых стран, обеспечивая их конкурентоспособность и мировое лидерство.

Во многом именно развитие инновационного сектора позволило Индии в 1 квартале 2022 года выйти на пятое место в рейтинге стран по масштабу национальной экономики и обойти по данному показателю Великобританию – бывшую метрополию на 75-м году своей независимости [3] (Matrizaev, 2019). Экономика Индии, по прогнозу экспертов Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, останется самой быстрорастущей в мире и вырастет на 6,4% в 2022 году [15]. Для сравнения: прогнозируемый рост экономики Китая в 2022 году составит порядка 4,5%, по остальным странам мира прогноз еще более скромный [25].

Только за период с 2000 по 2017 год экономика Индии показала рост в 3,3 раза [15]. Такое динамичное развитие индийской экономики обеспечили ряд инновационных отраслей: IT-технологии (по экспорту программного обеспечения страна занимает второе место в мире уже в течение 15 лет и осуществляет экспорт технологий на сумму 150 млрд долларов), фармацевтика, биотехнологии, машиностроение и высокотехнологичные предприятия во всех сегментах промышленности [8] (Nikitina, 0).

Теоретической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам инновационного развития стран БРИКС, поиску эффективных инструментов и способов управления инновациями. Концептуальные положения работы обусловлены междисциплинарным подходом, аккумулирующим знания таких наук, как экономика, управление, юриспруденция. При написании работы использованы труды таких ученых, как Дробот Е.В. [2] (Drobot, Makarov, Gorelova, Evsin, 2021), Лунев С.И. [5, с. 70–81] (Lunev, 2013, р. 70–81), Мигунова Д.А. [6] (Migunov, 2022), Подгаецкий Н.А. [9] (Podgaetskiy, 2022), Устинова Л.Н. [13] (Ustinova, Sirazetdinov, Sirazetdinova, 2020), Ямпольская Д.О. [16] (Yampolskaya, Volodina, 2020) и др. Также использованы законы и подзаконные акты, определяющие правовую основу государственного регулирования инновационной сферы Индии. Использованы статистические данные официальных органов власти Индии и аналитические отчеты международных организаций.

Цель данного исследования – выявить аспекты, позволившие Индии на протяжении нескольких лет стабильно повышать свой инновационный рейтинг и обеспечившие стабильно высокий и качественный экономический рост. По итогам исследования предложить возможные варианты использования индийского опыта в российских условиях.

В качестве основы для проведения анализа был избран один из ключевых рейтингов инновационного развития стран мира – глобальный инновационный индекс (ГИИ). Это ежегодный рейтинг стран по их способности к инновациям и успеху в них.

В результате вспышки COVID-19 произошел беспрецедентный глобальный кризис, который заставил все страны по-новому взглянуть на важнейшие измерения в области инноваций для смягчения неблагоприятных последствий пандемии для экономики и возможности восстановления ее роста. Кризис стал замечательным стимулом к инновационным решениям в медицине, но также и катализировал другие области жизнедеятельности общества, такие как дистанционная работа, дистанционное обучение, решения для электронной коммерции и мобильности. Доклад ГИИ позволяет странам оценить возможности, потенциал, готовность и устойчивость не только для борьбы с нынешним и будущим кризисами, но и сформировать модели бизнеса, которые будут выживать и процветать в постпандемический период.

Основная часть

Более подробно рассмотрим развитие инновационной деятельности в этот период стран, входящих в аналитическое объединение БРИКС. Россия, Индия, Китай, Бразилия и Южная Африка схожи по ряду экономических, политических и социальных признаков – страны объединения БРИКС, получившего данное название с 2011 года. С каждым годом значение этих стран в мировой экономике растет, притом не только как поставщиков сырья и производителей различных товаров и услуг, но и как создателей новых технологий и инновационных креативных продуктов. В развитии инновационной системы этих стран немалую роль играет государственная политика по поддержке и развитию инновационной и исследовательской деятельности. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности в странах БРИКС имеет небольшое расхождение, общие затраты на НИОКР варьируются в данной группе государств, что наглядно представлено в таблице 1.

Таблица 1

Расходы на НИОКР (в % от ВВП) в странах БРИКС с 2013 по 2020 г.

Figure 1

R&D spending (in% of GDP) in BRICS countries from 2013 to 2020 years


2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Бразилия
1,20
1,27
1,34
1,26
1,26
1,2
1,28

Индия
0,71
0,70
0,69
0,67
0,67
0,65
0,62
0,7
Китай
2
2,03
2,07
2,12
2,15
2,19
2,12
2,4
Россия
1,03
1,07
1,10
1,10
1.11
0,99
1,04
1,10
Южная Африка
0,72
0,77
0,80
0,82
0,83



Источник: [29].

Source: [29].

Глобальный инновационный индекс ежегодно публикуется Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности и отражает рейтинг стран по их способности к инновациям. На основе данных докладов «Глобальный инновационный индекс за 2018, 2019, 2020, 2021 гг.» системно представлена динамика изменений в области инновационного развития по ряду стран в таблице 2 [17–20].

Таблица 2

Рейтинг стран БРИКС и стран с развитой экономикой в области инновационного развития

Table 2

Rating of BRICS countries and developed economies in the field of innovative development

Название страны
2018
2019
2020
2021
Бразилия
64
66
62
57
Индия
57
52
48
46
Китай
17
14
14
12
Россия
46
46
47
45
Южная Африка
58
63
60
61
Германия
9
9
9
10
Канада
18
17
17
16
США
6
3
3
3
Япония
13
15
16
13
Источник: [17–20].

Source: [17–20].

Проанализировав данные таблицы 2, следует отметить, что только Индия смогла в период за 2018–2021 гг. стабильно и существенно повышать свой рейтинг по показателю ГИИ, несмотря на все трудности, с которыми встретилась экономика этой страны в период пандемии COVID-19. Для выявления системных факторов, лежащих в основе таких успехов, был проведен анализ динамики изменений ключевых составляющих данного индекса.

Комплексный анализ данных рейтингов ГИИ за период 2019–2021 гг. позволил выявить показатели, которые демонстрировали стабильный рост. Остановимся на анализе следующих трех составляющих ГИИ, которые росли на протяжении всех трех лет и представляются наиболее важными и значимыми:

• качество нормативно-правового регулирования;

• внутреннее кредитование частного сектора;

• занятость в наукоемкой сфере.

Анализируя динамику изменения показателя ГИИ Индии «Качество нормативно-правового регулирования» (2019 год – 35,1; 2020–36,9; 2021–39,3) [17–20], необходимо отметить следующие значимые тенденции. Государственная политика и нормативно-правовая база должны быть согласованы таким образом, чтобы способствовать росту мощной технологической экосистемы, а не препятствовать ему. Глобальная конкуренция за лидерство в новых технологических областях, таких как искусственный интеллект, беспилотные летательные аппараты, редактирование генов и другие, становится все более агрессивной, причем Китай стал ведущим претендентом. Эта глобальная гонка требует эффективной инновационной политики, которая стимулирует творческую и изобретательскую деятельность [2] (Drobot, Makarov, Gorelova, Evsin, 2021). Разработка собственной нормативной базы для новых технологий является насущной необходимостью для Индии.

Правительство Индии объявило 2010–2020 годы «Десятилетием инноваций» с упором на инклюзивный рост. Для содействия реализации национальной стратегии и подготовке дорожной карты на вышеуказанное десятилетие премьер-министр учредил Национальный инновационный совет (НИС). Этот совет был призван создать сквозную систему для разработки политики, рекомендаций и методологий по повышению эффективности инноваций в стране с упором на индийскую модель инноваций [8] (Nikitina, 2021).

Еще один показатель ГИИ Индии, который продемонстрировал динамичный рост на протяжении трех лет, – это «Образование» (2019–28,0; 2020–29,6; 2021–35,9) [15–18] и составляющая этого показателя – «Охват высшим образованием» (2019–27; 2020–28,1; 2021–28,6) [16–19] (Yampolskaya, Volodina, 2020). Индия сделала ставку на повышение образования в стране. В 2020 году более 705 млн человек старше 15 лет умеют писать и читать. А это почти 73% от всего взрослого населения страны. Но тут стоит отметить, что мужчины получают образование гораздо чаще женщин (процентное соотношение составляет 92 против 87). Самое грамотное население проживает в штате Керала – 96,2%. Самый низкий уровень грамотности – в штате Андхра-Прадеш (66,4%) [8] (Nikitina, 2021).

В 2020 году индийским правительством была принята программа «Новой образовательной политики» (NEP). Целью NEP-2020 является превращение «Индии в глобальную сверхдержаву знаний» [27], в динамично развивающуюся страну знаний. В этом недавно утвержденном плане говорится о крупных преобразовательных реформах в индийском академическом секторе. Но наряду с признательностью высказывается и критика, в которой основное внимание уделяется недостаткам этой новой политики в области образования. В соответствии с национальной политикой в области образования министерство образования должно создать Национальную миссию по фундаментальной грамотности и счету. Ответственность за успешное внедрение для достижения основ счета и грамотности для всех учащихся до третьего класса лежит на штатах Индии. Эту реализацию планируется осуществить к 2025 году.

В соответствии с национальной политикой в области образования в стране будут созданы многопрофильные учебные и исследовательские университеты наравне с IIT (Indian Institute of Technology) и IIM (Indian Institute of Management). Планируется, что они будут созданы для внедрения междисциплинарных академических знаний.

Следует отметить, что в Индии широко распространены и пользуются популярностью частные школы. И в новой образовательной политике предусмотрен один и тот же перечень правил аккредитации и регулирования образовательной деятельности как для государственных, так и частных образовательных учреждений. Тем не менее сразу была отмечена разница в образовательном процессе государственных и частных школ. В соответствии с национальной политикой в области образования учащиеся частных школ будут обучаться английскому языку в гораздо более раннем возрасте, чем учащиеся государственных школ. Учебная программа будет вестись на соответствующих региональных языках учащихся государственных школ. Это является одним из основных недостатков новой политики в области образования, поскольку это приведет к увеличению числа учащихся, не имеющих возможности общаться на английском языке. А это приведет к увеличению разрыва между различными слоями общества.

Новая политика в области образования была принята через 30 лет (предыдущий документ датируется 1986 годом), и вся она направлена на изменение существующей академической системы Индии с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами академической деятельности. Правительство Индии намерено выполнить эту программу к 2040 году. До целевого года ключевые пункты плана должны выполняться поочередно при сотрудничестве Центрального правительства и правительств штатов.

Несмотря на то, что новая политика в области образования имеет много недостатков, достоинств все же больше. Осуществив эти изменения, индийская академическая система станет на уровень выше. Индия имеет одну из крупнейших сетей высших учебных заведений в мире. Однако в системе образования еще есть большой потенциал для дальнейшего развития. Индия имеет самое большое в мире население в возрасте от 5 до 24 лет – около 500 миллионов человек, что открывает широкие возможности для сектора образования. Сектор образования в Индии оценивался в 91,7 млрд долларов США в 2018 году. Ожидается, что к 2025 году рынок образовательных услуг в Индии достигнет 4 миллиардов долларов США по сравнению с 750 миллионами долларов США в 2020 году [4].

Количество колледжей в Индии достигло 39 931 в 2019 году. По состоянию на 17 мая 2021 года количество университетов в Индии достигло 981. В 2019 году в Индии насчитывалось 37,4 миллиона студентов, получающих высшее образование. В 2020 году валовой коэффициент охвата высшим образованием в Индии составил 27,1%. По состоянию на июль 2021 года в Индии насчитывается 122 института и 67 сельскохозяйственных университетов [22].

В 2020–2021 гг. насчитывалось 9 700 институтов, утвержденных AICTE (Всеиндийский совет по техническому образованию). Из общего числа в институтах, одобренных AICTE, было 4 100 курсов бакалавриата, 4 951 курс аспирантуры и 4 514 дипломных курсов. Согласно Национальной системе ранжирования институтов, в 2020 году из 10 лучших институтов Индийские технологические институты заняли 7 позиций [22].

Согласно рейтингу трудоустройства QS 2022 года, Индийский институт науки (IISc), Бенгалуру, шесть Индийских технологических институтов (IITs), Делийский университет, Университет Мумбаи, Университет Калькутты, OP Jindal Global University, Sonipat и BITS Pilani вошли в число 500 лучших университетов [22].

По данным KPMG, Индия также стала вторым по величине рынком электронного обучения после США. Ожидается, что к 2021 году объем этого сектора достигнет 1,96 млрд долларов США, а число пользователей составит около 9,6 млн по сравнению с 247 млн долларов США и примерно 1,6 пользователей в 2016 году [21]. Это долгосрочное вложение Правительства Индии в развитие человеческих ресурсов обязательно принесет свои результаты в будущем.

Проанализируем следующий показатель ГИИ Индии, который также рос на протяжении 3 лет – это внутренние кредиты частному сектору (2019–49,7; 2020–49; 2021–50,2) [17–20]. Роль частного сектора в стимулировании роста и экономического развития страны невозможно переоценить. Частные предприятия являются главными агентами в создании рабочих мест, предоставлении средств, повышении конкурентоспособности и стимулировании инноваций – все это важнейшие инструменты роста. Частный сектор, в частности, берет на себя предпринимательские риски, что играет центральную роль в том, как он преобразует инвестиции в создание богатства и получение дохода. Эта роль приобретает еще большее значение в нынешних условиях, поскольку растущая неопределенность в быстро меняющемся глобальном ландшафте вызывает опасения по поводу экономического роста, особенно для развивающихся стран. Эффективное партнерство между правительством и частным сектором в важнейших областях инфраструктуры и долгосрочных инвестиций ускорит развитие.

Государственно-частные партнерства должны направлять средства частного сектора в важнейшие области развития. Правительство Индии ввело различные форматы для привлечения частных инвестиций, особенно в секторах дорог и автомагистралей, аэропортов, промышленных парков, высшего образования и повышения квалификации.

Правительство Индии запустило множество программ для более легкого ведения бизнеса, таких как «Stand-up India», «Startup India», «Pradhan Mantri Mudra Yojana», «Made in India», «e-Sanchit», Кодекс о несостоятельности и банкротстве и т.д. [23] Программа «Stand-up India» была впервые запущена правительством Индии 5 апреля 2016 года для поддержки предпринимательства среди женщин и ST (Запланированные племена), SC (Запланированные касты) и рассчитана до 2025 года. Цель программы – упрощение процедуры получения кредитов в коммерческих банках для низших каст и людей, которые не относятся ни к одной из каст, а также женщин, ведущих бизнес самостоятельно. Несмотря на традиционность индийского общества, в Индии очень престижно быть бизнес-вумен. А ведь соотношение полов в Индии 1,07 (719 719 156 мужчин на 674 203 666 женщин) [7]. Программа в основном используется для кредитования обрабатывающей промышленности, сферы услуг, торгового сектора. По состоянию на 28.06.2021 года в общей сложности было выдано 116 266 кредитов на общую сумму 1 млрд 26204,49 рупий [28].

Следующая программа индийского правительства, на которой хотелось бы остановиться. – это программа по поддержке предпринимательства, называется «Pradhan Mantri Mudra Yojana» (PMMY). Эта программа, запущенная премьер-министром Индии 8 апреля 2015 года для предоставления займов до 10 миллионов рупий не корпоративным, не сельскохозяйственным малым и микропредприятиям. Общая цель – развитие и достижение роста микропредприятий различных сегментов предпринимательской деятельности.

Исходя из стадии роста, развития и потребностей в финансировании предпринимателя, бенефициар может воспользоваться следующими видами кредитов:

Шишу (для очень мелкого бизнеса, без наемных работников, когда бизнес ведется единолично, это в основном уличные торговцы) – займы до 50 000;

Кишор (для среднего бизнеса, с возможностью найма 1–2 человек) – займы от 50 тыс. до 500 тыс. рупий;

Тарун (для более крупного бизнеса, возможность найма до 4 человек) – займы от 500 тыс. до 1 млн рупий.

Кредит PMMY предоставляется для различных целей, которые приводят к созданию доходов и занятости. Кредиты предоставляются в основном торговцам, владельцам магазинов и представителям других видов деятельности в секторе услуг (парикмахерские услуги, тренажерные залы, химчистки, аптеки, курьерские службы, перевозка грузов и пассажиров, кондитерские, столовые и т. п.).

C 2015 года по этой программе было выдано кредитов на 129 млн рупий при средней сумме займа 45 тыс. рупий [25]. Данная программа изменила жизнь бедных в стране, открыла новые возможности для молодежи, женщин и тех, кто хочет начать или расширить свой бизнес, укрепила их экономический и социальный статус. Для получения кредита не требуется обязательного залогового обеспечения. Ожидается, что около 60% займов будут предоставлены коммерческими, государственными и частными банками предпринимателям из числа Шишу. По данным на 2020 год, 28% из числа заемщиков – эти люди, которые впервые решились открыть свой бизнес. Если смотреть по гендерному признаку, то 74% от всех заемщиков – это женщины [26]. Здесь хочется обратить внимание на то, что индийские женщины не боятся идти в бизнес, несмотря на то, что Индия – страна традиций.

Достаточно грамотная политика правительства Индии по кредитованию и поддержке малого и среднего бизнеса способствовала развитию новых малых предприятий даже в период пандемии Covid-19, что позволило практически сохранить темпы роста экономики страны.

Третий составляющий ГИИ Индии, продемонстрировавший значительную положительную динамику, – это «Занятость в наукоемкой сфере» (2019–14,2; 2020–15,7; 2021–17,0) [17–20]. К наукоемким отраслям относятся такие отрасли, как полупроводниковые технологии, чистые технологии и альтернативная энергетика, информационные технологии и телекоммуникации, робототехника и электромеханика.

Благодаря сильной государственной поддержке, хорошей системе образования на английском языке, большому резерву талантов и открытому рынку Индия имеет процветающую ИТ-индустрию и заняла заслуженное место на мировом рынке. Составляя восемь процентов ВВП в 2021 финансовом году, IT-BPM играет значительную роль в социально-экономическом росте Индии, настолько, что может стать будущей движущей силой современной Индии.

Цифровая экономика Индии ежегодно приносит около 200 миллиардов долларов США от информационных технологий (ИТ) и управления бизнес-процессами, услуг с использованием ИТ, электронной коммерции, производства электроники, цифровых платежей и услуг цифровой связи. Индия стремится к 2025 году достичь уровня цифровой экономики в $1 трлн и ВВП в $5 трлн [24]. Хотя пандемия COVID-19 повлияла на цифровую трансформацию Индии, компании перестраивают свои ИТ-стратегии, управляют операционными расходами, автоматизируют процессы и внедряют новые системы для повышения эффективности. Эти усилия реализуются с помощью новых технологий, таких как роботизированная автоматизация процессов, большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение, облачные вычисления, Интернет вещей, кибербезопасность и дополненная (виртуальная) реальность.

Необходимо отметить, что новый бюджет Индии на 2022 год можно назвать бюджетом с инвестиционным ростом и стимулированием капитальных расходов, который будет способствовать экономическому возрождению, оцифровке и созданию рабочих мест. Калибровка ставок таможенных пошлин поможет местному производству электронной продукции, включая компьютеры. В этом бюджете повышенное внимание уделяется «повышению квалификации и обеспечению занятости в Индии», что позволит увеличить местное производство, а значит, еще больше укрепит индийский рынок смартфонов, а также рынки ИТ-услуг и ИТ-инфраструктуры.

Рисунок 1. Занятость в IT-индустрии 2009–2021 гг. (в миллионах человек)

Источник: [24].

Figure 1. Employment in the IT industry 2009–2021 (in millions)

Source: [24].

Индия недавно представила проект политики в отношении центров обработки данных и стремится стать глобальным центром обработки данных с объемом инвестиций в 4,9 млрд долларов к 2025 году. В то время как ведущие индийские компании объявили о своих планах по созданию центров обработки данных, крупнейшие американские поставщики облачных услуг уже сделали это в Индии для обслуживания предприятий, поскольку правительство продвигает требования по локализации данных. Индийские предприятия быстро переводят свою деятельность в цифровой формат и используют облачные услуги для минимизации затрат. Это открывает возможности для американских компаний поставлять оборудование для центров обработки данных, вычислительные ресурсы, системы хранения данных, оборудование для сетевой инфраструктуры и подводные кабельные сети.

Показатель «Рост занятости в наукоемких отраслях» был рассмотрен только на примере роста занятости в информационной сфере как наиболее быстро развивающейся в индийской экономике.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, во-первых, огромную роль в развитии инновационной сферы играет политика правительства Индии, направленная на поддержку начинаний в различных сферах жизнедеятельности общества. Улучшение инновационной деятельности должно быть постоянным главным приоритетом для лиц, принимающих решения. Страны могут добиться активного долгосрочного роста, если они станут динамичными инновационными платформами. Экономики с реформаторски настроенными правительствами и инновационными корпорациями извлекают максимальную выгоду из глобализации. Благодаря развитию и укреплению инновационной деятельности страны становятся более конкурентоспособными, более привлекательными для инвестиций и более подготовленными к решению возникающих экономических, социальных и экологических проблем глобализации.

Во-вторых, внимание к развитию образования. В Индии огромная роль уделяется образованности человека. Конкурс среди поступающих в вузы доходит до нескольких тысяч претендентов на одно учебное место. Индия сделала ставку на образование, и это обязательно принесет свои результаты в ближайшем будущем. Хорошее техническое образование со знанием английского языка уже сейчас стало ключевым фактором обеспечения высокого уровня развития информационных технологий в стране.

Ставка на инновационный тип развития позволяет Индии показывать столь высокие темпы роста экономики. Одновременно инновационный путь развития в современных условиях является самым эффективным механизмом повышения конкурентоспособности экономики, одновременно обеспечивая качество экономического роста. Еще в 2012 году Президент России В.В. Путин в газете «Ведомости» выдвинул тезис, что нам «нужна новая модель экономики», которая должна способствовать технологической революции, что обеспечит создание и применение только отечественных инновационных технологий во всех отраслях экономики [11] (Putin, 2012). Учитывая масштабы антироссийских санкций, в том числе ограничивающих поступление в страну зарубежных инновационных технологий из развитых государств, данный тезис приобретает особую актуальность. И поэтому интересен опыт Индии развития инновационного сектора национальной экономики и оценка возможностей его применения в России.

В условиях российской экономики в первую очередь необходимо начать с образования. В России, конечно, можно сказать, что все 100% населения умеет читать, писать и считать. На данный момент необходимо поднять престижность высшего образования и послевузовского образования. Необходимо обеспечить получение достойной зарплаты преподавателям и исследователям, работающим в системе высшей школы и научных учреждениях. Нужно научиться ценить тот творческий и умственный потенциал, которым обладают российские ученые. Ведь у нас уже существуют такие центры, как «Сириус» для детей и подростков или «Сколково» – современный научно-технический инновационный комплекс.

Но для возможности применения инноваций необходимы новые предприятия, на которых могли бы применяться разработки.

И здесь уже необходима государственная поддержка предприятий, которые будут использовать российские инновационные разработки. Использование инноваций в промышленности будет способствовать не только повышению конкурентоспособности нашей страны на мировой арене, но и появлению новых идей в дальнейшем усовершенствовании инноваций. С развитием информационных технологий поле деятельности для инноваций все больше расширяется.

Инновации, расходы на НИОКР и инвестиции в технологии являются предпосылками для обеспечения конкурентоспособности и прогресса, а через них – устойчивого экономического роста. Устойчивый уровень образования рабочей силы, увеличение инвестиций в научно-исследовательскую сферу, создание новых продуктов и легкий доступ инвесторов к фондовым рынкам, во-первых, обеспечат развитие частного и государственного секторов, а во-вторых, улучшат условия жизни населения.


Источники:

1. Анализ рынка образовательных услуг Индии, возможности продвижения услуг российских экспортеров. Всероссийская Академия внешней торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://export.nso.ru/sites/export.nso.ru/wodby_files/files/page_1845/indiya.pdf (дата обращения: 02.09.2021).
2. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Горелова И.Е., Евсин М.Ю. Оценка инновационного потенциала стран БРИКС и возможности его повышения // Креативная экономика. – 2021. – № 8. – c. 3167-3182. – doi: 10.18334/ce.15.8.112060.
3. Матризаев Б.Д. Исследование сравнительной эффективности национальной инновационной системы и качества экономического роста: на примере сравнительного анализа стран ОЭСР и БРИКС // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 673-692. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40880.
4. Количество университетов по всей Индии с 2015 по 2022 финансовый год. Translated.turbopages.org. [Электронный ресурс]. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.6f670ab6-631e0819-cf2787b8-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1286198/india-number-of-universities (дата обращения: 28.08.2022).
5. Лунев С.И. Развитие образования (базовое и высшее образование, аспирантура) и науки в Китае и Индии // Сравнительная политика. – 2013. – № 2. – c. 70-81.
6. Мигунов Д. Широкий замах: Индия вошла в пятерку лидеров мирового ВВП. Iz.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1390952/dmitrii-migunov/shirokii-zamakh-indiia-voshla-v-piaterku-liderov-mirovogo-vvp (дата обращения: 28.08.2022).
7. Население Индии. Countrymeters.info. [Электронный ресурс]. URL: https://countrymeters.info/india (дата обращения: 25.08.2022).
8. Никитина А. Сколько людей живет в Индии? Состав населения и актуальные цифры. Migrantumir.com. [Электронный ресурс]. URL: https://migrantumir.com/naselenie-indii (дата обращения: 25.08.2022).
9. Подгаецкий Н.А. Организационно-экономические механизмы научно-технологического развития Индии и Израиля // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115243.
10. Башина О.Э. Рецензия на монографию под научной редакцией профессора литвинюка а.а. «проблемы привлечения талантливой молодёжи в сферу науки, высоких технологий и высшего образования» (москва, 2020) // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 237-239. – doi: 10.18334/evp.2.3.111057.
11. Путин В. Нам нужна новая экономика. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2012/01/30/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah (дата обращения: 02.09.2022).
12. Тюпакова Н.Н. РЕЦЕНЗИЯ на коллективную монографию Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности под редакцией д.э.н., проф. Вылковой Е.С // Теневая экономика. – 2020. – № 3. – c. 179-182. – doi: 10.18334/tek.4.3.110943.
13. Устинова Л.Н., Сиразетдинов Р.М., Сиразетдинова Э.Р. Факторный анализ индикаторов инновационного развития государства // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 1849-1864. – doi: 10.18334/vinec.10.4.111140.
14. Шавлай Э.П. Инновационная политика Индии: текущее состояние и особенности индийской модели // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2020. – № 4. – c. 370-383. – doi: 10.18184/2079-4665.2020.11.4.370-383.
15. Экономика Индии: рост, структура, особенности. Trends.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/62b9b3b59a7947336eed1321 (дата обращения: 28.08.2022).
16. Ямпольская Д.О., Володина Д.А. Инновационное развитие и кластеры стран БРИКС // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1175-1190. – doi: 10.18334/eo.10.4.110954.
17. Global Innovation Index. Nonews.co. [Электронный ресурс]. URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2018/01/gii2018.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
18. Global Innovation Index 2019. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2019.pdf (дата обращения: 10.09.2022).
19. Global Innovation Index 2020. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
20. Global Innovation Index 2021. Globalinnovationindex.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2021-report# (дата обращения: 20.08.2022).
21. Indian education sector in India industry report. Ibef.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/industry/education-sector-india.aspx (дата обращения: 24.08.2022).
22. Indian education sector in india industry report. Ibef.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ibef.org/industry/education-sector-india.aspx (дата обращения: 24.08.2022).
23. Indian Government’s Policy on Ease of Doing Business. Lawcirca.com. [Электронный ресурс]. URL: https://lawcirca.com/indian-governments-policy-on-ease-of-doing-business (дата обращения: 27.08.2022).
24. IT industry in India - statistics & facts. Statista.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/320729/india-it-industry-direct-indirect-employment (дата обращения: 27.08.2022).
25. Mudra Yojana is a mission or mess? 5-point fact checker. Indiatoday.in. [Электронный ресурс]. URL: https://www.indiatoday.in/india/story/mudra-yojana-is-a-mission-or-mess-5-point-fact-checker-1244538-2018-05-29 (дата обращения: 27.08.2022).
26. Mudra Yojana the first results. Indiatoday.in. [Электронный ресурс]. URL: https://www.indiatoday.in/india/story/1244538-2020-06-17 (дата обращения: 27.08.2022).
27. National Education Policy 2020. Ministry of Human Resource Development Government of India. Education.gov.in. [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gov.in/sites/upload_files/mhrd/files/NEP_Final_English_0.pdf (дата обращения: 28.08.2022).
28. Stand Up India Scheme extended up to the year 2025. Pib.gov.in. [Электронный ресурс]. URL: https://pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=1737320 (дата обращения: 01.09.2022).
29. UNESCO Institute for Statistics: Research and Development Expenditure. Uis.unesco.org. [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/fs54-global-investments-rd-2019-en.pdf (дата обращения: 01.09.2022).
30. World Economic Situation and Prospects as of mid-2022. United Nations. Department of Economic and Social Affairs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-as-of-mid-2022 (дата обращения: 10.09.2022).

Страница обновлена: 25.12.2023 в 23:21:41