Выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях

Суханкин И.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты анализа и группировка условий внешней среды и внутренних факторов формирования стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях. Предложены уточненные определение и классификация инноваций по объекту, степени и источнику возникновения инновационной идеи. Выявлено экономическое содержание управления инновациями в современных российских условиях. Приведены результаты исследования российской и зарубежной литературы, посвященной инновационной деятельности и управлению инновациями в малых технологических компаниях. Сделан вывод о важности наличия стратегии управления инновациями и недостаточной изученности данного предмета в контексте малых технологических компаний. Представлена группировка и раскрыто содержание внешних условий и внутренних факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в российских малых технологических компаниях

Ключевые слова: Управление инновациями, малая технологическая компания, инновационный менеджмент, стратегия инноваций, классификация инноваций, инновационное предпринимательство

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Актуальность. В современных динамических условиях усиливается конкурентная борьба, выступающая побуждающим мотивом инновационной деятельности [15] (Елагина, 2019).

Доля малых и средних предприятий (МСП) во внутреннем валовом продукте (ВВП) России составляет порядка 23% [36] (Шустрова, 2024), что определяет научный интерес экономистов к проблематике их развития. Хотя не все малые предприятия ведут инновационную деятельность, обнаруживается взаимосвязь инноваций и эффективности в таких компаниях [56] (Le et al, 2023).

В России в 2023 г. введено понятие малой технологической компании (МТК). Под МТК понимается организация менее 4 млрд. руб. в год, осуществляющая инновационную деятельность в одной из определенных областей [42] (Федеральный закон № 478).

Несмотря на положительный экономический эффект, ряд работ показывает, что управление инновациями в малых компаниях изучено недостаточно [51, 55, 61] (Forsman, 2011; Laforet, 2008; Rosenbusch, Brinckmann et al., 2011).

Цель данной работы – заполнение научного пробела путем выявления факторов внутренней среды и внешних условий, которые могут влиять на формирование стратегии управления инновациями в МТК.

Переменчивая среда и дефицит ресурсов затрудняет приложение общих концепций. Зайцева А.С. [16] (Зайцева, 2021) находит, что малым компаниям не хватает знаний, что приводит к неудачам. Хончев М.А. [33] (Хончев, 2024) дополняет контекст проблемы отсутствием опыта мобилизационной экономики.

Материалы и методы. Для выявления факторов среды, влияющих на управление инновациями, был использован комбинированный подход, включающий методы анализа вторичных данных, в том числе, нормативно-правовой базы, рецензируемых российских и зарубежных журналов.

Результаты и их новизна включают в себя разработанную авторскую структурно-функциональную группировку внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях с учетом российской специфики экономического содержания инновационной деятельности.

Литературный обзор. Вопросы инновационной деятельности рассматриваются во множестве научных работ [46] (Bamel, Kumar et al., 2024), и раскрываются через содержание предмета инновации.

Романченко С.В. [30] (Романченко, 2012) под инновацией понимает процесс применения знаний, приводящий к новшеству. Дятлов С.А. и Коцемир, М. [13, 54] (Дятлов, 2018; Kotsemir, 2013) инновацией определяют продукт. Руководство Осло [67] (OECD, 2018) предлагает компромисс и регламентирует инновацию, как новый (улучшенный) продукт или процесс (или их комбинацию), доступный для использования. Автором предлагается дополнение определения ожидаемым экономическим эффектом, что согласуется с видением Й. Шумпетера.

Аванесян Э.А., Хандрамай А.А., Миллер К. и МакАдам М. и др. [1, 32, 57] (Аванесян, 2022; Хардамай, 2017; Miller, McAdam et al, 2021) выявляют ведущую роль инноваций в технологическом и экономическом росте. Конева А.А. [22] (Конева, 2022) рассматривает методы стимулирования отрасли, отождествляя прогресс и инновации. Инновации рассматривают не только в контексте экономики, но и технологической и национальной безопасности, социального благополучия, экологии и других направлений.

Челак И.П. [34] (Челак, 2022) выявляет, что для России характерно заимствование моделей инновационной деятельности. Вектор развития определяется, как инновационный, и идет через инновации к росту благосостояния. Буланый И.К. [7] (Буланый, 2023) обнаруживает особую роль инноваций в выживаемости предприятий в условиях нестабильности.

Несмотря на заимствование, российская инновационная деятельность обладает спецификой. К причинам относится, в том числе, особое положение экономики в период Специальной Военной Операции (СВО). Вместе с длительной историей плановой экономики, эти условия закрепляют роль государства.

Доминанта государства проявляется вкладом в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и существенной долей госзаказа. По данным НИУ ВШЭ [38] (НИУ ВШЭ, 2023) на государство приходится две трети затрат на НИОКР. В 2023 г. расходы на науку выросли на 10%, что выше средних 5% в период 2014-2023 г., и подтверждает рост внимания (рис. 1). Специфична недоступность венчурного капитала. В докладе «Экономическая значимость венчурного капитала» [52] Горнал У. и Стребулаев И. (Gornall, Strebulaev, 2021) показывают, что в США венчурный капитал был использован для создания половины компаний в период 1978-2020 гг. Затраты в 2019 г. составили $ 149 млрд. На этом фоне, по данным РБК [40] (РБК, 2024), венчурные инвестиции в России составили лишь $ 160 млн в 2023 г.

Рисунок 1. Расходы на науку из федерального бюджета по типу исследований в период 2020-2023, млн. руб.

Источник: Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka_4.xls (Дата обращения: 08.02.2025).

Инновации в России рассматривают, как инструмент суверенитета, обеспечивающего безопасность. Подобное целеполагание обогащает управление инновациями, но искажает экономическое содержание. Камчатова Е.Ю. [20] (Камчатова, 2023) отмечает, что технологии нужны для международной кооперации. Гусева Е.А. [11] (Гусева, 2024) дополняет, что декларация безопасности ведет к регулированию для снижения неизвестности, что противоречит риску инновационной деятельности. Тем не менее, суверенитет выступает катализатором инноваций. Связь с безопасностью придает инновациям стратегический характер, привлекая ресурсы, важные для малых предприятий.

Егорова Н.Е. и Бушанский С.П. [14] (Егорова, Бушанский, 2024) отмечают смешение понятий инноваций и импортозамещения. Декларация технологического лидерства и необходимость замещения подсанкционной продукции провоцирует два конфликтных вектора развития: инновационного и замещающего. Запрос на импортозамещение трактуется, как необходимость инноваций, отвечающих суверенитету. Указом Президента «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий» от 18.06.2024 г. № 529 [41] определена целевая поддержка направлений и технико-технологических решений. Подобная регламентация стимулирует предприятия заниматься тем, для чего может быть получена поддержка, провоцируя инерционное развитие других отраслей.

Важной производной инноваций является занятость населения. Технологии сокращают потребность в низкоквалифицированном труде. По данным Росстата [44] (Росстат, 2023) безработица в России составляла 3,2% в 2023 г., а численность научного персонала сократилась на четверть с 2000 г. (рис. 2).

Рисунок 2. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в период 2000-2023 г.

Источник: Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka_2.xls (Дата обращения: 08.02.2025).

Таким образом, инновационная деятельность в России рассматривается, как средство экономического роста, реализации технологического суверенитета, импортозамещения и конкуренции. Особенностью России является кадровый дефицит, состояние гибридной конфронтации и целеполагание инноваций, как инструмента национальной безопасности (таб. 1).

Таблица 1

Содержание инновационной деятельности

Уровень
Общее содержание
Специфика России
Страна
Экономическое развитие;
Конкурентоспособность;
Создание рабочих мест;
Общественная польза;
Благосостояние;
Экология и др.
Технологический суверенитет;
Национальная безопасность;
Высвобождение кадров;
Импортозамещение.
Компания
Конкурентоспособность;
Повышение эффективности.
Импортозамещение; Соответствие национальным приоритетным проектам;
Источник: составлено автором

Сориано Д. и Перис-Ортиз М. [62] (Soriano, Peris-Ortiz, 2010) называют инновации ключом к конкурентоспособности малых предприятий. Эль Нагар Р.А.А. и ЭльСаид М.Ф. [49] (ElNaggar, ElSayed, 2023) определяют, что спрос на инновации обусловлен необходимостью адаптации к изменяющейся среде. Адамс Р., Бессант Дж. [45] (Adams, Bessant et al, 2006) дополняют потребностью в конкурентоспособности.

Данченок Л.А., Зайцева А.С. и др. [12] (Данченок, Зайцева и др., 2019) рассматривают малый и средний бизнес, к которому относится МТК, как системообразующий субъект с высокой скоростью коммерциализации идей, что позволяет решать задачи национальной экономики. Созависимость МТК, как субъекта, заинтересованного в конкурентоспособности, и государства, заинтересованного в развитии, объясняет взаимное движение. В литературе находятся следующие преимущества малых предприятий для государства:

– МТК способны закрывать потребность в отраслях, где не требуется крупносерийное производство;

– Они способны реализовывать непрофильные задачи крупных компаний, либо задачи, для которых нет внутренних компетенций;

– МТК создает рабочие места для квалифицированных кадров, выполняя компенсаторную роль при снижении занятости;

– Озлим К.Б. и Аднан К. [61] zlem, Adnan, 2014) отмечают, что гибкость позволяет МТК активнее разрабатывать инновации, формируя ценность, как поставщика, способного к быстрым итерациям;

– Благодаря той же гибкости МСП могут ремонтировать цепочку поставок между компаниями в случае ее разрыва (например, из-за санкций);

– МТК участвуют в «четвертной спирали» инноваций, формируя среду как заказчик, исполнитель, потребитель и бенефициар;

– Горьков А.А. [10] (Горьков, 2022) полагает, что они более склонны к риску. Утверждение небесспорно: риск в МТК чаще персональный, а ресурсы ограничены, что создает предпосылки для сдержанности;

– Высокая конкуренция малых компаний создает базис для внедрения инноваций, как фактора конкурентоспособности;

– Конева А.А. и Хандрамай А.А. [22, 32] (Конева, 2022; Хандрамай, 2017) отмечают, что малый бизнес коммерциализирует разработки научных центров, решая задачи трансформации НИОКР в коммерческий продукт.

Важную роль играет наличие у малых компаний стратегии управления инновациями. Профессор Квинт В.Л. [21] (Квинт, 2019) представляет стратегию системой поиска, формулирования и развития доктрины, обеспечивающей долгосрочный успех. Николаева А.М. [26] (Николаева, 2023) под управлением инновациями понимает часть такой стратегии, оформленную в модель поведения и сосредоточенную на разработке и внедрении продуктов и процессов.

Стратегия управления инновациями представляется, как набор правил и факторов для принятия решений, постановки целей и выбора методов для перехода МТК из текущего состояния в желаемое благодаря выпуску инновационного продукта, инновации в процессе, маркетинге или организации, с учетом степени инновации (радикальной, улучшающей или поддерживающей).

Управление инновациями в контексте МТК рассматривается незначительно. МТК как инструмент технологического лидерства рассмотрен в статье Альмерекова Н.А. [2] (Альмереков, 2024). Правовой статус МТК изучен Андреевой Л.В., Казаниной П.С. и др. [3, 19] (Андреева Л.В., 2024; Казанина, 2024). Особенности деятельности МТК рассмотрены в работах Гасанова Э.А., Зубарева А.Е., Королева Д.М. [9, 17, 23] (Гасанов, 2023; Зубарев, 2023; Королев, 2024). Стимулирование инновационной деятельности МТК исследовано Побединским П.В. и Шашловым М.А. [28, 35] (Побединский, 2024; Шашлов, 2023).

Учитывая особую российскую среду и состояние мобилизационной экономики, новизну понятия и необходимость реализации потенциала МТК, как представителя МСП, и недостаточность исследований в области стратегии управления инновациями, обосновано рассмотрение факторов, способных влиять на процесс стратегирования управления инновациями.

Выявление внешний условий и внутренних факторов

Для выявления и описания факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в МТК, был использован анализа вторичных данных (нормативно-правовой базы, рецензируемых журналов, электронных ресурсов), с дальнейшей структурно-функциональной группировкой.

Был выявлен риск в дословном переносе содержания МСП или малого инновационного предпринимательства (МИП) на МТК, в связи с наличием слова «малое» в названиях и смысловую близость «технологии» и «инновации».

Хотя МТК может являться МСП или МИП, в правовом поле категории различны. Отнесение к МСП регулируется Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209 [43] и постановлением Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.04.2016 №265 [39].

МСП классифицируются в зависимости от выручки и численности на три группы: микропредприятия (до 120 млн. руб., менее 15 человек), малые (120-800 млн. руб., менее 100 человек) и средние предприятия (от 800 млн до 2 млрд. руб., менее 250 человек). Инновационная деятельность не регламентирована.

Усиливает понятийный диссонанс наличие МИП. Барковкая В.Е. [6] (Барковская, 2019) относит к ним субъекты, основной деятельностью которых является разработка и внедрение высокотехнологичной продукции.

Ниже приводится сравнение категорий МТК, МСП и МИП (таб. 2). Делается вывод об отсутствии прямой связи из-за того, что часть критериев уникальны, а отдельные пересекаются без полного перекрытия.

Таблица 2

Сравнение МТК, МИП и МСП

Критерий
Категория
МТК
МСП
МИП
Выручка за истекший год
До 1 млн руб.
Стартап
Микро
-
От 1 до 120 млн руб.
120-300 млн руб.
Малое
300-800 млн руб.
Ранняя компания
800 млн – 2 млрд. руб.
Среднее
2-4 млрд. руб.
Зрелая компания
-
Среднесписочная численность сотрудников
До 15 человек

Микро
-
16-100 человек
Малое
101-250 человек
Среднее
Отраслевая и инновационная принадлежность
Инновации
Да
Не обязательно
Да
Конкретные отрасли
Да
-
-
Источник: составлено автором на основании [39, 42, 43]

На основании сравнения автором делается два вывода.

Во-первых, МТК, МСП и МИП являются разными понятиями, обладающими как сходством (предельная выручка), так и различиями (регламент отношения к деятельности, численность персонала, классификация выручки).

Во-вторых, МТК могут являться субъектом малого предпринимательства, что делает справедливым рассмотрение процессов управления инновациями в МСП в том числе.

Для малых предприятий существует внутренний и внешний контур, где события представляют собой сигналы, обрабатываемые менеджерами.

К внутреннему контуру относятся размер предприятия (кадры и капитал), зрелость (этап жизненного цикла), качество кадров, компетенции управляющего (здесь и далее англ. chief executive officer, CEO), бизнес-модель, наличие иных ресурсов (технологических, временных и др.), культуру, тип компании.

Все вместе это формирует внутренний инновационный потенциал МТК и среду для составления стратегии управления инновациями. Ниже представлена авторская классификация 34 внутренних факторов, объединенных в 12 групп, влияющих на формирование стратегии управления инновациями (таб. 3).

Таблица 3

Внутренние факторы формирования стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях

Направленность инноваций
Бизнес-модель
1
Объект инноваций
18
Гибкость и адаптивность
2
Степень инноваций
19
Тип бизнес-модели МТК
Источник инноваций
20
Связи с другими организациями
3
Внутренний, направленный
Стратегия
4
Внутренний, побочный
21
Наличие и тип стратегии
5
Внешний
22
Миссия (как цель)
Кадры
Бизнес-процессы
6
Квалификация сотрудников
23
Модель разработки
7
Качества руководителя
24
Степень цифровизации
8
Культура инноваций
25
Организационная структура
9
Мотивация сотрудников
Отрасль
10
Мотивация предпринимателя
26
Тип отрасли
Капитал
Конкурентоспособность
11
Источник средств
27
Система маркетинга и продаж
12
Финансовые обязательства
28
Уровень конкуренции
Иные ресурсы
29
Дифференциация
13
Инфраструктура
30
Сила бренда
14
Технологии и патенты
31
Качество
15
Зависимость от поставщиков
Продукт
Размер компании
32
Тип потребителя
16
Стартап, ранняя или зрелая МТК
33
Модель потребления
17
Количество сотрудников
34
Стоимость инновации
Источник: составлено автором

К внутренним факторам формирования стратегии управления инновациями в МТК относится направленность и источник инноваций, кадры, капитал, нефинансовые ресурсы, размер компании, бизнес-модель, стратегия, бизнес-процессы, отрасль, конкурентоспособность и продукт.

Тидд Дж. и Бессант Дж. [64] (Tidd, Bessant, 2018) предлагают классификацию инноваций на продуктовые, процессные, позиционирования или инновации парадигмы. Авторы Руководства Осло, а также Мальцева А.О. [24, 69] (Мальцева, 2023; OECD, 2018) предлагают подобную классификацию: технологические (продуктовые, процессные) и организационные (методы ведения бизнеса, бизнес-модель) инновации. Кан Б. [53] (Kahn, 2018) дополняет типы маркетинговыми, инновациями в бизнес-модели и цепочке поставок. Яковец Ю.В. [37] (Яковец, 2007) предлагает деление по значимости на базисные, улучшающие, микро- и псевдоинновации.

Важным для стратегии является источник инновации: внутренний (возникла внутри компании) или внешний (найдена за пределами компании).

Сформулирована новая комплиментарная классификация, включающая направленность (продукт, процесс, маркетинг, компания), глубину (радикальная, улучшающая, поддерживающая) и источник инновации (внутренний, внешний)

Таким образом, возможно 24 стратегии управления инновациями в малой технологической компании в зависимости от всего лишь трех факторов (таб. 4):

– 12 стратегий открытых инноваций (1, 2, 3, 4, 9, 10, 11, 12, 17, 18, 19, 20);

– 12 стратегий закрытых инноваций (5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 21, 22, 23, 24).

Таблица 4

Стратегии исходя из объекта, источника и степени инновации

Глубина изменений
Объект инноваций и источник инноваций
Источник
Продукт
Процесс
Маркетинг
Компания
Радикальные инновации
Снаружи
1
2
3
4
Внутри
5
6
7
8
Улучшающие инновации
Снаружи
9
10
11
12
Внутри
13
14
15
16
Поддержка
Снаружи
17
18
19
20
Внутри
21
22
23
24
Источник: составлено автором.: составлено автором. Снаружи – инновация возникла внутри компании; снаружи – возникла за пределами компании.

Третьякова Л.А., Азарова Н.А. и др. [31] (Третьякова, Азарова и др., 2022) находят, что люди и знания способствуют инновациям. Недоступность кадрового ресурса окажет влияние на стратегию управления инновациями. Тивари Р. и Бьюз С. [65] (Tiwari, Buse, 2007) отмечают, что недоступность кадров – ключевой барьером к инновациям в малых компаниях. Проблеме способствует неравномерность распределения кадров. Архипова М.Ю. и Соболев М.А. [5] (Архипова и Соболев, 2022) обнаруживают, что до половины научных центров приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

В работах Ферейра де Лара Ф. и Застемповски М. [50, 66] (Ferreira de Lara, Neves, 2018; Zastempowski, 2024) показано влияние на инновации личностных качеств CEO: образования и опыта, предпринимательского духа, открытости, амбиций и др. Часто основатель образован технически, не имея подготовки в управлении. Связь мотивации и инноваций найдена Ануфриевым К.О. [4] (Ануфриев, 2022). Нургазина Г.Е. [27] (Нургазина, 2023) отмечает недостаточность инновационной культуры в России.

Мишачева Е.С. [25] (Мишачева, 2022) приводит аргументы в пользу того, что доступность капитала детерминирует не только потенциал развития, но и возможность существования. Капитал отражает способность МТК принимать решения. Зюкин Д.А., Балычева Е.А. и др. [18] (Зюкин, Балычева и др., 2024) выявляют, что инвестиционный климат в России воспринимается негативно.

Главным процессом в МТК является разработка. Следование определенной модели (гибкой – Agile, или жесткой – Stage-Gate) влияет на стратегию, в том числе, из-за отличий в требованиях. Бём Б. и Тёрнер Р. [47] (Бём, Тёрнер, 2004) предполагают выбор модели разработки, исходя из важности проекта, опыта, требований к продукту, размера команды и культуры (таб. 5).

Таблица 5

Выбор методологии разработки

Характеристика
Подходит Agile
Подходит Stage-Gate
Важность проекта
Низкая
Высокая
Опыт разработчиков
Большой
Маленький
Требования к продукту
Меняются
Стабильные
Размер команды
Маленький
Большой
Культура компании
Гибкая
Жесткая
Источник: монография (Бём, Тёрнер, 2004)

Бизнес-модель оказывает влияние на стратегию инновации и наоборот. Ньеваха Н. [58] (Niewohner, N. 2019) уточняет, что она формирует требования к типу инноваций. На нее могут влиять другие факторы. Например, развитость инфраструктуры определяет необходимость кооперативного производства.

МТК и МСП воспринимаются однородно, хотя субъекты различаются, что требует дифференцированной стратегии. У отраслей есть частные требования, что влияет на стратегию по обратной связи от потребителей. У МТК часто нет навыков и капитала для понимания потребителей. Исследование Рахтина С. и Кэлантона Р.Дж. [60] (Rakthin, Calantone et al, 2016) показало, что мнение потребителей влияет на инновационный потенциал малых предприятий, что отражает необходимость управления маркетингом.

Внешний контур МТК в общем виде формируется национальной инновационной системой (НИС). Изучение работ показало, что на формирование стратегии управления инновациями в МТК влияет 18 внешних условий (таб. 6), которые объединены в 6 групп: экономические, социальные, технологические, нормативно-правовые, природно-географические и маркетинговые условия.

Таблица 6

Внешние условия формирования стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях

Экономические условия
Социальные условия
1
Общая экономическая ситуация
10
Социальная обстановка
2
Доступность финансовых средств
11
Связи между субъектами МТК
Технологические условия
Нормативно-правовые условия
3
Доступность инфраструктуры
12
Регуляторная политика для МТК
4
Доступ к сырью
13
Меры поддержки МТК
5
Технологии
14
Политический климат
6
Близость научных центров и вузов
15
Целевые программы
Природно-географические условия
Маркетинговые условия
7
Близость заказчиков
16
Тренды
8
Экологическая повестка
17
Текущая потребность
9
Логистическая доступность
18
Уровень конкуренции
Источник: составлено автором

Современный бизнес развивается в BANI-среде: хрупкой (англ. brittle), тревожной (anxious), нелинейной (non-linear) и непостижимой (incomprehensible). Для управления инновациями, хрупкость означает недолговечность спроса, и стимулирует МТК выбирать стратегии в пользу короткого срока разработки и коммерциализации. Тревожность влияет как на МТК, так и на потребителя, провоцируя импульсивные решения, либо отказ от решений. Стейбер А. и Аландж С. [63] (Steiber, Alange, 2013) обнаружили, что нелинейность ведет к сокращению горизонта планирования. Непостижимость повышает стоимость разработки, стимулируя поиск новых методов, например, цифровизации. Дайдонет С., Симмонс Г. и др. [48] (Didonet, Simmons et al, 2012) выявили, что неопределенность стимулирует поиск механизма изменения статус-кво, что позволяет осторожно предполагать, что BANI-среда катализирует инновации.

Стратегия управления инновациями зависит от научно-технологической политики региона. Развитость НИС означает доступность инфраструктуры. К ее компонентам относят технопарки и территориальные кластеры, объединенные механизмом управления. Нахождение на территории или удаленность от подобных организаций будет влиять на стратегию управления инновациями. Экосистема кластера обеспечивает доступ к мерам поддержки, защите интеллектуальной собственности, сбыту, кооперации и др. Особая экономическая зона (ОЭЗ) предоставляет специальный правовой режим экспорта (импорта) и налоговые, трудовые и иные преференции, что важно для МТК, ориентированных на логистику. Технопарк может быть точкой роста для МТК благодаря инфраструктуре и возможностям кооперации.

Инфраструктура – интегральный показатель способности МТК к инновациям, определяющий доступ к сырью, кадрам, кооперации. При формировании стратегии, таким образом, важным станет принятие решения о месте размещения. Находится важность наличия в среде МТК якорной компании и университета. Романова С. [29] (Романова, 2020) отмечает вузы ядром инноваций, как благодаря созданию кадров, так и фундаментальным НИОКР.

Нормативно-правовая среда оказывает влияние из-за зависимости МТК от внешних условий, в частности, госполитики. Интересно наблюдение Вольчика В.В., Фурсы Е.В. и др. [8] (Вольчик, Фурса и др. 2023) о существовании институционального нигилизма. Противоречивые документы могут приводить МТК к воздержанию от долгосрочного планирования.

Маркетинговая среда состоит из конкуренции, потребностей, сегмента рынка и трендов. Показатель связан с внутренним фактором конкурентоспособности, определяя и направляя его. Потребности рынка способны формировать стратегию в случае, если МТК готова и способна прислушиваться к мнению потребителей.

Все перечисленное формирует внутренние факторы и внешние условия, учет которых будет влиять на выбор стратегии управления инновациями.

Обсуждение

Процессы управления инновациями в МТК остаются мало изученными. Проведенный анализ литературы с последующей структурно-функциональной классификацией выявил 34 внутренних фактора, влияющих на управление инновациями, объединенных в 12 групп: направленность, источник и глубина инноваций, кадровый потенциал, капитал и иные ресурсы, размер компании, стратегия и бизнес-модель, бизнес-процессы, отрасль, продукт и конкурентоспособность.

Авторская классификация внешней среды управления инновациями сформирована из 18 выявленных условий, объединенных в шесть групп: экономические, социальные, технологические, нормативно-правовые, природно-географические и маркетинговые условия. Выявлены специфические особенности внешней среды МТК: необходимость соответствия государственным программам развития инноваций, импортозамещения и технологического суверенитета. Подтверждена релевантность кадрового дефицита.

На примере трех факторов (направленность, источник и глубина инноваций) предложена матрица стратегирования инноваций, состоящая из 12 стратегий открытых инноваций и 12 стратегий закрытых (внутренних) инноваций, отражающая многообразие возможных стратегий.

Таким образом, проведенный анализ позволил дополнить существующий пробел, предлагая классификацию факторов и условий, понимание и учет которых необходим для разработки и реализации эффективной стратегии управления инновациями в МТК.

Ограничением анализа является принятие разных отраслей и видов деятельности МТК за однородную субстанцию, что привело к подчеркиванию общего, и отсутствию частностей. Дальнейшим направлением исследований может быть оценка степени влияния каждого фактора на эффективность стратегии управления инновациями в малых предприятиях.

Заключение

Мир находится в состоянии хрупкой, тревожной, нелинейной и непостижимой среды. Международная конкуренция, благодаря глобализации, катализировала инновации. Наступившая эпоха переосмысления политико-экономических отношений ограничила доступ к всемирному знанию, приостановив глобализацию. Возникли особые условия для ускоренного инновационного развития, ограниченного доступом к технологиям, и усиленного вниманием государства и мобилизацией предпринимательского ресурса на достижение технологической независимости, а в перспективе – лидерства.

Для поддержания проводимой политики требуется обновление не только технологической и научной базы, но и готовность предпринимателей к управлению инновациями с фокусом на стратегическую компоненту.

Малые формы традиционно недостаточно времени уделяют стратегированию. Понимание внутренних факторов и внешних условий среды, а также навыки управления этой средой способны помочь на пути к реализации инновационной программы.


Источники:

1. Аванесян Э. А. Роль малых предприятий в инновационном развитии российской экономики // Прогрессивная экономика. – 2022. – № 6. – c. 27-47. – doi: 10.54861/27131211_2022_6_27.
2. Альмереков Н.А. Развитие малых технологических компаний как инструмент обеспечения технологического лидерства российской промышленности // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. – 2024. – № 7. – c. 73-79.
3. Андреева Л.В. Правовой статус малых технологических компаний и формы их поддержки в сфере публичных закупок // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2024. – № 2. – c. 8-11.
4. Ануфриев К.О. Управление развитием инновационной культуры в высокотехнологичных организациях // Управление развитием инновационной культуры в высокотехнологичных организациях. – 2019. – c. 193-194.
5. Архипова М.Ю., Соболев М.А. Исследование динамики развития национальной инновационной системы России (Часть 1) // Государственное управление. – 2022. – № 90. – c. 90-107. – doi: 10.24412/2070-1381-2022-90-90-107.
6. Барковская В.Е. Развитие инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 4. – c. 77-82. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-4-77-82.
7. Буланый И.К. Управление инновациями путём повышения эффективности инновационной деятельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. – 2023. – № 6. – c. 13.
8. Вольчик В.В., Фурса Е.В., Маслюкова Е.В. Государственное управление и развитие российской инновационной системы // Управленец. – 2021. – № 5. – c. 32-49. – doi: 10.29141/2218-5003-2021-12-5-3.
9. Гасанов Э.А., Зубарев А. Е. Теоретические аспекты функционирования, управления и выбора стратегий малых технологических компаний // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2023. – № 4. – c. 71-78.
10. Горьков А.А. Малые инновационные предприятия: проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 11–15 апр. 2022 года. Том 2. – Красноярск: СибГУ. Красноярск, 2022. – c. 899-900.
11. Гусева Е. А., Ермилов К.А., Майзель А. И. Развитие инновационной экономики и выход из замкнутого круга // Известия СПбГЭТУ. – 2024. – № 1. – c. 7-17.
12. Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики // Открытое образование. – 2019. – № 1. – c. 34-45. – doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-34-45.
13. Дятлов С.А., Гильманов Д. В., Марьяненко В. П. Теория инноваций: инновации в условиях цифровой экономики. / учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – 286 c.
14. Егорова Н.Е., Бушанский С.П. Роль малого бизнеса в реализации импортозамещающей стратегии развития российской экономики // Экономический журнал ВШЭ. – 2024. – № 28. – c. 302-328.
15. Елагина А.С. Стандарты управления инновационными процессами компании: поиск институциональной модели // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1А. – c. 696-704.
16. Зайцева А.С. Влияние цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 313-322. – doi: 10.18334/epp.11.2.111640.
17. Зубарев А.Е., Гасанов Э. А., КрасотаТ. Г. Доминирующие принципы деятельности и управления в малых технологических компаниях в контексте четвертой промышленной революции // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2023. – № 2. – c. 97-108.
18. Зюкин Д.А., Болычева Е.А., Каширин С.В., Баранников А.А., Гончаренко О.Н. Развитие инвестиционного климата в Российской Федерации на фоне политических и экономических санкций // Финансы: теория и практика. – 2024. – № 28. – c. 84-96. – doi: 10.26794/2587-5671-2024-28-4-84-96.
19. Казанина П.С. О правовых основах деятельности малых технологических компаний в Российской Федерации // Право и управление. – 2024. – № 9. – c. 68-72. – doi: 10.24412/2224-9133-2024-9-68-72.
20. Камчатова Е.Ю., Муратова М. Н. Возможности применения ресурсного подхода при обеспечении технологического суверенитета промышленности РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 2. – c. 196-201.
21. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. / Библиотека стратега; 1. - СПб: РАНХиГС Санкт-Петербург, 2019. – 132 c.
22. Конева А.А. Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ // Стратегии бизнеса. – 2022. – № 8. – c. 207-215. – doi: 10.17747/2311-7184-2022-8-207-215.
23. Королев Д. М. Малые технологические компании – возможности развития и риски // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2024. – № 4. – c. 90-97. – doi: 10.56584/1560-8816-2024-4-90-97.
24. Мальцева А.О., Мостовщикова И. А. Проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 87-96. – doi: 10.14529/em230408.
25. Мишачева Е. С. Бизнес-экосистема // Бюллетень науки и практики. – 2022. – № 11. – c. 414-418. – doi: 10.33619/2414-2948/84/51.
26. Николаева А. М. Стратегии управления инновациями. Алгоритм выбора стратегии // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: СПб, 15–19 мая 2023 г. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. Санкт-Петербург, 2023. – c. 174-182.
27. Нургазина Г.Е., Трифонов Н. О. Особенности развития стартапов в условиях инновационной экономики // Современные технологии управления. – 2023. – № 3. – c. 1.
28. Побединский П.В. Совершенствование региональной экономической политики по поддержке малых технологических компаний в Центральном федеральном округе // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 12. – c. 298-301.
29. Романова Е.В., Никифорова Н.Ю. Экономико-географические аспекты участия немецких вузов в инновационных процессах // Региональные исследования. – 2020. – № 3. – c. 92-104.
30. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – c. 166-168.
31. Третьякова Л.А., Азарова Н.А., Пузаков Р.Н. Формирование инновационного отраслевого развития // Вестник ВГУИТ. – 2022. – № 1. – c. 418-424. – doi: 10.20914/2310-1202-2022-1-418-424.
32. Хандрамай А.А. Технологическое предпринимательство России: экономическая роль, особенности развития, механизмы активизации // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-1. – c. 475–482.
33. Хончев М.А. Малый и средний бизнес в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6143-6154. – doi: 10.18334/epp.14.11.121933.
34. Челак И.П. Управление развитием инновационной экосистемы предприятия на основе учета интересов стейкхолдеров: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Челак Игорь Павлович, 2023. – 242 с. – EDN NMVEOG
35. Шашлов М. А. Использование налоговых механизмов для стимулирования инвестиционной деятельности малых технологических компаний // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России: Ростов-на-Дону: ИП Беспамятнов С.В. Ростов-на-Дону, 2023. – c. 165-168.
36. Шустрова В. А. Перспективы продления национального проекта Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 5. – c. 109–117. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.07.012.
37. Яковец Ю. В. Грамматика инноваций и стратегия инновационно-технологического прорыва // Инновации. – 2015. – № 6. – c. 15-19.
38. Рост затрат на науку в России: итоги 2023 года. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/963240693.html (дата обращения: 08.02.2025).
39. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71370186/ (дата обращения: 08.02.2025).
40. На паузе: как венчурный рынок России провел 2023 год. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/65857c9b9a79478e92dce749 (дата обращения: 08.02.2025).
41. Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 г. № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406180018 (дата обращения: 08.02.2025).
42. Федеральный закон от 04.08.2023 г. № 478 «О развитии технологических компаний в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454055/ (дата обращения: 08.02.2025).
43. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 08.02.2025).
44. Федеральная служба государственной статистики. Численность занятых в возрасте 15 лет и старше и уровень занятости. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force/ (дата обращения: 08.02.2025).
45. Adams R., Bessant J., Phelps R. Innovation management measurement // Int. J. Manag. Rev. – 2006. – № 8. – p. 21-47.
46. Bamel N., Kumar S., Bamel U., Lim W.M., Sureka R. The state of the art of innovation management: insights from a retrospective review of the European Journal of Innovation Management // European Journal of Innovation Management. – 2024. – № 3. – p. 825-850. – doi: 10.1108/EJIM-07-2022-0361.
47. Boehm B., Turner R., Balancing agility and discipline: A guide for the perplexed. - Boston, MA: Addison-Wesley, 2004.
48. Didonet S., Simmons G., Díaz-Villavicencio G., Palmer M. The relationship between small business market orientation and environmental uncertainty // Mark Intel Plan. – 2012. – № 30. – p. 757–779. – doi: org/.
49. ElNaggar R.A.A., ElSayed M.F. Drivers of business model innovation in micro and small enterprises: evidence from Egypt as an emerging economy // Futur Bus J. – 2023. – № 9. – p. 4. – doi: 10.1186/s43093-022-00180-2.
50. Ferreira de Lara F., Regina Neves Guimarães M. The influence of the specifics of small businesses on innovation: A multiple case study of the Brazilian metal-mechanical industry // Revista de Gestão. – 2018. – № 3. – p. 242-257. – doi: 10.1108/REGE-04-2018-034.
51. Forsman H. Innovation capacity and innovation development in small enterprises: a comparison between the manufacturing and service sectors // Research Policy. – 2011. – № 5. – p. 739-750.
52. The Economic Impact of Venture Capital: Evidence from Public Companies Gornall W., Strebulaev, I. (2021) The Economic Impact of Venture Capital: Evidence from Public Companies. Retrieved on February 8, 2025 from https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2681841 URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2681841.
53. Kahn K.B. Understanding innovation // Business Horizons. – 2018. – № 3. – p. 453-460. – doi: 10.1016/j.bushor.2018.01.011.
54. Kotsemir M. (2013) Innovation Concepts and Typology – An Evolutionary Discussion. HSE Research Paper No. WP BRP 05/STI/2013. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2221299 (дата обращения: 25.02.2025).
55. Laforet S. Size, strategic, and market orientation effects on innovation // Journal of Business Research. – 2008. – № 7. – p. 753-764.
56. Le D.V., Le H.T.T., Pham T.T., Vo L.V. Innovation and SMEs performance: evidence from // Vietnam Applied Economic Analysis. – 2023. – № 92. – p. 90-108. – doi: 10.1108/AEA-04-2022-0121.
57. Miller K., McAdam M., Spieth Patrick. Brady Malcolm Business models big and small: Review of conceptualizations and constructs and future directions for SME business model research // Journal of Business Research. – 2020. – № 131.
58. Niewohner N., Asmar L., Wortmann F. Design fields of agile innovation management in small and medium sized enterprises // Procedia CIRP. – 2019. – p. 826-831. – doi: 10.1016/j.procir.2019.04.295.
59. Ozlem C.B., Adnan K. Business Strategies of SME’s, Innovation Types and Factors Influencing Their Innovation: Burdur Model // Ege Academic Review. – 2014. – № 14. – p. 189-198.
60. Rakthin S., Calantone R. J., Wang J. F. Managing market intelligence: The comparative role of absorptive capacity and market orientation // Journal of Business Research. – 2016. – № 69. – p. 5569-5577.
61. Rosenbusch N., Brinckmann J., Bausch A. Is innovation always beneficial? A meta-analysis of the relationship between innovation and performance in SMEs // Journal of Business Venturing. – 2011. – № 4. – p. 441-457.
62. Soriano D., Peris-Ortiz M. Subsidizing technology: how to succeed // Journal of Business Research. – 2011. – № 11. – p. 1224-1228.
63. Steiber A., Alänge S. A corporate system for continuous innovation: The case of Google Inc // European Journal of Innovation Management. – 2013. – № 16. – doi: 10.1108/14601061311324566.
64. Tidd, J., & Bessant, J. (2018) Managing innovation: integrating technological, market and organizational change. John Wiley & Sons
65. Tiwari R., Buse S. The Mobile Commerce Prospects: A Strategic Analysis of Opportunities in the Banking Sector. - Hamburg University Press, Hamburg, 2007.
66. Zastempowski M. Small but innovative: Unveiling the impact of micro-entrepreneurs\' personality traits on a spectrum of innovations // Journal of Innovation & Knowledge. – 2024. – № 4. – p. 100552. – doi: 10.1016/j.jik.2024.100552.
67. OECD/Eurostat (2018) Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/ (дата обращения: 25.02.2025).

Страница обновлена: 16.03.2025 в 12:10:50