Выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях
Суханкин И.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=81460628
Аннотация:
В статье представлены результаты анализа и группировка условий внешней среды и внутренних факторов формирования стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях. Предложены уточненные определение и классификация инноваций по объекту, степени и источнику возникновения инновационной идеи. Выявлено экономическое содержание управления инновациями в современных российских условиях. Приведены результаты исследования российской и зарубежной литературы, посвященной инновационной деятельности и управлению инновациями в малых технологических компаниях. Сделан вывод о важности наличия стратегии управления инновациями и недостаточной изученности данного предмета в контексте малых технологических компаний. Представлена группировка и раскрыто содержание внешних условий и внутренних факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в российских малых технологических компаниях
Ключевые слова: Управление инновациями, малая технологическая компания, инновационный менеджмент, стратегия инноваций, классификация инноваций, инновационное предпринимательство
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Актуальность. В современных динамических условиях усиливается конкурентная борьба, выступающая побуждающим мотивом инновационной деятельности [15] (Елагина, 2019).
Доля малых и средних предприятий (МСП) во внутреннем валовом продукте (ВВП) России составляет порядка 23% [36] (Шустрова, 2024), что определяет научный интерес экономистов к проблематике их развития. Хотя не все малые предприятия ведут инновационную деятельность, обнаруживается взаимосвязь инноваций и эффективности в таких компаниях [56] (Le et al, 2023).
В России в 2023 г. введено понятие малой технологической компании (МТК). Под МТК понимается организация менее 4 млрд. руб. в год, осуществляющая инновационную деятельность в одной из определенных областей [42] (Федеральный закон № 478).
Несмотря на положительный экономический эффект, ряд работ показывает, что управление инновациями в малых компаниях изучено недостаточно [51, 55, 61] (Forsman, 2011; Laforet, 2008; Rosenbusch, Brinckmann et al., 2011).
Цель данной работы – заполнение научного пробела путем выявления факторов внутренней среды и внешних условий, которые могут влиять на формирование стратегии управления инновациями в МТК.
Переменчивая среда и дефицит ресурсов затрудняет приложение общих концепций. Зайцева А.С. [16] (Зайцева, 2021) находит, что малым компаниям не хватает знаний, что приводит к неудачам. Хончев М.А. [33] (Хончев, 2024) дополняет контекст проблемы отсутствием опыта мобилизационной экономики.
Материалы и методы. Для выявления факторов среды, влияющих на управление инновациями, был использован комбинированный подход, включающий методы анализа вторичных данных, в том числе, нормативно-правовой базы, рецензируемых российских и зарубежных журналов.
Результаты и их новизна включают в себя разработанную авторскую структурно-функциональную группировку внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях с учетом российской специфики экономического содержания инновационной деятельности.
Литературный обзор. Вопросы инновационной деятельности рассматриваются во множестве научных работ [46] (Bamel, Kumar et al., 2024), и раскрываются через содержание предмета инновации.
Романченко С.В. [30] (Романченко, 2012) под инновацией понимает процесс применения знаний, приводящий к новшеству. Дятлов С.А. и Коцемир, М. [13, 54] (Дятлов, 2018; Kotsemir, 2013) инновацией определяют продукт. Руководство Осло [67] (OECD, 2018) предлагает компромисс и регламентирует инновацию, как новый (улучшенный) продукт или процесс (или их комбинацию), доступный для использования. Автором предлагается дополнение определения ожидаемым экономическим эффектом, что согласуется с видением Й. Шумпетера.
Аванесян Э.А., Хандрамай А.А., Миллер К. и МакАдам М. и др. [1, 32, 57] (Аванесян, 2022; Хардамай, 2017; Miller, McAdam et al, 2021) выявляют ведущую роль инноваций в технологическом и экономическом росте. Конева А.А. [22] (Конева, 2022) рассматривает методы стимулирования отрасли, отождествляя прогресс и инновации. Инновации рассматривают не только в контексте экономики, но и технологической и национальной безопасности, социального благополучия, экологии и других направлений.
Челак И.П. [34] (Челак, 2022) выявляет, что для России характерно заимствование моделей инновационной деятельности. Вектор развития определяется, как инновационный, и идет через инновации к росту благосостояния. Буланый И.К. [7] (Буланый, 2023) обнаруживает особую роль инноваций в выживаемости предприятий в условиях нестабильности.
Несмотря на заимствование, российская инновационная деятельность обладает спецификой. К причинам относится, в том числе, особое положение экономики в период Специальной Военной Операции (СВО). Вместе с длительной историей плановой экономики, эти условия закрепляют роль государства.
Доминанта государства проявляется вкладом в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и существенной долей госзаказа. По данным НИУ ВШЭ [38] (НИУ ВШЭ, 2023) на государство приходится две трети затрат на НИОКР. В 2023 г. расходы на науку выросли на 10%, что выше средних 5% в период 2014-2023 г., и подтверждает рост внимания (рис. 1). Специфична недоступность венчурного капитала. В докладе «Экономическая значимость венчурного капитала» [52] Горнал У. и Стребулаев И. (Gornall, Strebulaev, 2021) показывают, что в США венчурный капитал был использован для создания половины компаний в период 1978-2020 гг. Затраты в 2019 г. составили $ 149 млрд. На этом фоне, по данным РБК [40] (РБК, 2024), венчурные инвестиции в России составили лишь $ 160 млн в 2023 г.
Рисунок 1. Расходы на науку из федерального бюджета по типу исследований в период 2020-2023, млн. руб.
Источник: Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka_4.xls (Дата обращения: 08.02.2025).
Инновации в России рассматривают, как инструмент суверенитета, обеспечивающего безопасность. Подобное целеполагание обогащает управление инновациями, но искажает экономическое содержание. Камчатова Е.Ю. [20] (Камчатова, 2023) отмечает, что технологии нужны для международной кооперации. Гусева Е.А. [11] (Гусева, 2024) дополняет, что декларация безопасности ведет к регулированию для снижения неизвестности, что противоречит риску инновационной деятельности. Тем не менее, суверенитет выступает катализатором инноваций. Связь с безопасностью придает инновациям стратегический характер, привлекая ресурсы, важные для малых предприятий.
Егорова Н.Е. и Бушанский С.П. [14] (Егорова, Бушанский, 2024) отмечают смешение понятий инноваций и импортозамещения. Декларация технологического лидерства и необходимость замещения подсанкционной продукции провоцирует два конфликтных вектора развития: инновационного и замещающего. Запрос на импортозамещение трактуется, как необходимость инноваций, отвечающих суверенитету. Указом Президента «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий» от 18.06.2024 г. № 529 [41] определена целевая поддержка направлений и технико-технологических решений. Подобная регламентация стимулирует предприятия заниматься тем, для чего может быть получена поддержка, провоцируя инерционное развитие других отраслей.
Важной производной инноваций является занятость населения. Технологии сокращают потребность в низкоквалифицированном труде. По данным Росстата [44] (Росстат, 2023) безработица в России составляла 3,2% в 2023 г., а численность научного персонала сократилась на четверть с 2000 г. (рис. 2).
Рисунок 2. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в период 2000-2023 г.
Источник: Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nauka_2.xls (Дата обращения: 08.02.2025).
Таким образом, инновационная деятельность в России рассматривается, как средство экономического роста, реализации технологического суверенитета, импортозамещения и конкуренции. Особенностью России является кадровый дефицит, состояние гибридной конфронтации и целеполагание инноваций, как инструмента национальной безопасности (таб. 1).
Таблица 1
Содержание инновационной деятельности
|
Уровень
|
Общее
содержание
|
Специфика
России
|
|
Страна
|
Экономическое
развитие;
Конкурентоспособность; Создание рабочих мест; Общественная польза; Благосостояние; Экология и др. |
Технологический
суверенитет;
Национальная безопасность; Высвобождение кадров; Импортозамещение. |
|
Компания
|
Конкурентоспособность;
Повышение эффективности. |
Импортозамещение; Соответствие
национальным приоритетным проектам;
|
Сориано Д. и Перис-Ортиз М. [62] (Soriano, Peris-Ortiz, 2010) называют инновации ключом к конкурентоспособности малых предприятий. Эль Нагар Р.А.А. и ЭльСаид М.Ф. [49] (ElNaggar, ElSayed, 2023) определяют, что спрос на инновации обусловлен необходимостью адаптации к изменяющейся среде. Адамс Р., Бессант Дж. [45] (Adams, Bessant et al, 2006) дополняют потребностью в конкурентоспособности.
Данченок Л.А., Зайцева А.С. и др. [12] (Данченок, Зайцева и др., 2019) рассматривают малый и средний бизнес, к которому относится МТК, как системообразующий субъект с высокой скоростью коммерциализации идей, что позволяет решать задачи национальной экономики. Созависимость МТК, как субъекта, заинтересованного в конкурентоспособности, и государства, заинтересованного в развитии, объясняет взаимное движение. В литературе находятся следующие преимущества малых предприятий для государства:
– МТК способны закрывать потребность в отраслях, где не требуется крупносерийное производство;
– Они способны реализовывать непрофильные задачи крупных компаний, либо задачи, для которых нет внутренних компетенций;
– МТК создает рабочие места для квалифицированных кадров, выполняя компенсаторную роль при снижении занятости;
– Озлим К.Б. и Аднан К. [61] (Özlem, Adnan, 2014) отмечают, что гибкость позволяет МТК активнее разрабатывать инновации, формируя ценность, как поставщика, способного к быстрым итерациям;
– Благодаря той же гибкости МСП могут ремонтировать цепочку поставок между компаниями в случае ее разрыва (например, из-за санкций);
– МТК участвуют в «четвертной спирали» инноваций, формируя среду как заказчик, исполнитель, потребитель и бенефициар;
– Горьков А.А. [10] (Горьков, 2022) полагает, что они более склонны к риску. Утверждение небесспорно: риск в МТК чаще персональный, а ресурсы ограничены, что создает предпосылки для сдержанности;
– Высокая конкуренция малых компаний создает базис для внедрения инноваций, как фактора конкурентоспособности;
– Конева А.А. и Хандрамай А.А. [22, 32] (Конева, 2022; Хандрамай, 2017) отмечают, что малый бизнес коммерциализирует разработки научных центров, решая задачи трансформации НИОКР в коммерческий продукт.
Важную роль играет наличие у малых компаний стратегии управления инновациями. Профессор Квинт В.Л. [21] (Квинт, 2019) представляет стратегию системой поиска, формулирования и развития доктрины, обеспечивающей долгосрочный успех. Николаева А.М. [26] (Николаева, 2023) под управлением инновациями понимает часть такой стратегии, оформленную в модель поведения и сосредоточенную на разработке и внедрении продуктов и процессов.
Стратегия управления инновациями представляется, как набор правил и факторов для принятия решений, постановки целей и выбора методов для перехода МТК из текущего состояния в желаемое благодаря выпуску инновационного продукта, инновации в процессе, маркетинге или организации, с учетом степени инновации (радикальной, улучшающей или поддерживающей).
Управление инновациями в контексте МТК рассматривается незначительно. МТК как инструмент технологического лидерства рассмотрен в статье Альмерекова Н.А. [2] (Альмереков, 2024). Правовой статус МТК изучен Андреевой Л.В., Казаниной П.С. и др. [3, 19] (Андреева Л.В., 2024; Казанина, 2024). Особенности деятельности МТК рассмотрены в работах Гасанова Э.А., Зубарева А.Е., Королева Д.М. [9, 17, 23] (Гасанов, 2023; Зубарев, 2023; Королев, 2024). Стимулирование инновационной деятельности МТК исследовано Побединским П.В. и Шашловым М.А. [28, 35] (Побединский, 2024; Шашлов, 2023).
Учитывая особую российскую среду и состояние мобилизационной экономики, новизну понятия и необходимость реализации потенциала МТК, как представителя МСП, и недостаточность исследований в области стратегии управления инновациями, обосновано рассмотрение факторов, способных влиять на процесс стратегирования управления инновациями.
Выявление внешний условий и внутренних факторов
Для выявления и описания факторов, влияющих на формирование стратегии управления инновациями в МТК, был использован анализа вторичных данных (нормативно-правовой базы, рецензируемых журналов, электронных ресурсов), с дальнейшей структурно-функциональной группировкой.
Был выявлен риск в дословном переносе содержания МСП или малого инновационного предпринимательства (МИП) на МТК, в связи с наличием слова «малое» в названиях и смысловую близость «технологии» и «инновации».
Хотя МТК может являться МСП или МИП, в правовом поле категории различны. Отнесение к МСП регулируется Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209 [43] и постановлением Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 04.04.2016 №265 [39].
МСП классифицируются в зависимости от выручки и численности на три группы: микропредприятия (до 120 млн. руб., менее 15 человек), малые (120-800 млн. руб., менее 100 человек) и средние предприятия (от 800 млн до 2 млрд. руб., менее 250 человек). Инновационная деятельность не регламентирована.
Усиливает понятийный диссонанс наличие МИП. Барковкая В.Е. [6] (Барковская, 2019) относит к ним субъекты, основной деятельностью которых является разработка и внедрение высокотехнологичной продукции.
Ниже приводится сравнение категорий МТК, МСП и МИП (таб. 2). Делается вывод об отсутствии прямой связи из-за того, что часть критериев уникальны, а отдельные пересекаются без полного перекрытия.
Таблица 2
Сравнение МТК, МИП и МСП
|
Критерий
|
Категория
| ||
|
МТК
|
МСП
|
МИП
| |
|
Выручка за
истекший год
| |||
|
До 1 млн руб.
|
Стартап
|
Микро
|
-
|
|
От 1 до 120
млн руб.
| |||
|
120-300 млн
руб.
|
Малое
| ||
|
300-800 млн
руб.
|
Ранняя
компания
| ||
|
800 млн – 2
млрд. руб.
|
Среднее
| ||
|
2-4 млрд. руб.
|
Зрелая
компания
|
-
| |
|
Среднесписочная
численность сотрудников
| |||
|
До 15 человек
|
|
Микро
|
-
|
|
16-100 человек
|
Малое
| ||
|
101-250
человек
|
Среднее
| ||
|
Отраслевая и
инновационная принадлежность
| |||
|
Инновации
|
Да
|
Не обязательно
|
Да
|
|
Конкретные
отрасли
|
Да
|
-
|
-
|
На основании сравнения автором делается два вывода.
Во-первых, МТК, МСП и МИП являются разными понятиями, обладающими как сходством (предельная выручка), так и различиями (регламент отношения к деятельности, численность персонала, классификация выручки).
Во-вторых, МТК могут являться субъектом малого предпринимательства, что делает справедливым рассмотрение процессов управления инновациями в МСП в том числе.
Для малых предприятий существует внутренний и внешний контур, где события представляют собой сигналы, обрабатываемые менеджерами.
К внутреннему контуру относятся размер предприятия (кадры и капитал), зрелость (этап жизненного цикла), качество кадров, компетенции управляющего (здесь и далее англ. chief executive officer, CEO), бизнес-модель, наличие иных ресурсов (технологических, временных и др.), культуру, тип компании.
Все вместе это формирует внутренний инновационный потенциал МТК и среду для составления стратегии управления инновациями. Ниже представлена авторская классификация 34 внутренних факторов, объединенных в 12 групп, влияющих на формирование стратегии управления инновациями (таб. 3).
Таблица 3
Внутренние факторы формирования стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях
|
Направленность
инноваций
|
Бизнес-модель
| ||
|
1
|
Объект
инноваций
|
18
|
Гибкость
и адаптивность
|
|
2
|
Степень
инноваций
|
19
|
Тип
бизнес-модели МТК
|
|
Источник
инноваций
|
20
|
Связи
с другими организациями
| |
|
3
|
Внутренний,
направленный
|
Стратегия
| |
|
4
|
Внутренний,
побочный
|
21
|
Наличие
и тип стратегии
|
|
5
|
Внешний
|
22
|
Миссия
(как цель)
|
|
Кадры
|
Бизнес-процессы
| ||
|
6
|
Квалификация
сотрудников
|
23
|
Модель
разработки
|
|
7
|
Качества
руководителя
|
24
|
Степень
цифровизации
|
|
8
|
Культура
инноваций
|
25
|
Организационная
структура
|
|
9
|
Мотивация
сотрудников
|
Отрасль
| |
|
10
|
Мотивация
предпринимателя
|
26
|
Тип
отрасли
|
|
Капитал
|
Конкурентоспособность
| ||
|
11
|
Источник
средств
|
27
|
Система
маркетинга и продаж
|
|
12
|
Финансовые
обязательства
|
28
|
Уровень
конкуренции
|
|
Иные
ресурсы
|
29
|
Дифференциация
| |
|
13
|
Инфраструктура
|
30
|
Сила
бренда
|
|
14
|
Технологии
и патенты
|
31
|
Качество
|
|
15
|
Зависимость
от поставщиков
|
Продукт
| |
|
Размер
компании
|
32
|
Тип
потребителя
| |
|
16
|
Стартап,
ранняя или зрелая МТК
|
33
|
Модель
потребления
|
|
17
|
Количество
сотрудников
|
34
|
Стоимость
инновации
|
К внутренним факторам формирования стратегии управления инновациями в МТК относится направленность и источник инноваций, кадры, капитал, нефинансовые ресурсы, размер компании, бизнес-модель, стратегия, бизнес-процессы, отрасль, конкурентоспособность и продукт.
Тидд Дж. и Бессант Дж. [64] (Tidd, Bessant, 2018) предлагают классификацию инноваций на продуктовые, процессные, позиционирования или инновации парадигмы. Авторы Руководства Осло, а также Мальцева А.О. [24, 69] (Мальцева, 2023; OECD, 2018) предлагают подобную классификацию: технологические (продуктовые, процессные) и организационные (методы ведения бизнеса, бизнес-модель) инновации. Кан Б. [53] (Kahn, 2018) дополняет типы маркетинговыми, инновациями в бизнес-модели и цепочке поставок. Яковец Ю.В. [37] (Яковец, 2007) предлагает деление по значимости на базисные, улучшающие, микро- и псевдоинновации.
Важным для стратегии является источник инновации: внутренний (возникла внутри компании) или внешний (найдена за пределами компании).
Сформулирована новая комплиментарная классификация, включающая направленность (продукт, процесс, маркетинг, компания), глубину (радикальная, улучшающая, поддерживающая) и источник инновации (внутренний, внешний)
Таким образом, возможно 24 стратегии управления инновациями в малой технологической компании в зависимости от всего лишь трех факторов (таб. 4):
– 12 стратегий открытых инноваций (1, 2, 3, 4, 9, 10, 11, 12, 17, 18, 19, 20);
– 12 стратегий закрытых инноваций (5, 6, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 21, 22, 23, 24).
Таблица 4
Стратегии исходя из объекта, источника и степени инновации
|
Глубина
изменений
|
Объект
инноваций и источник инноваций
| ||||
|
Источник
|
Продукт
|
Процесс
|
Маркетинг
|
Компания
| |
|
Радикальные
инновации
|
Снаружи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Внутри
|
5
|
6
|
7
|
8
| |
|
Улучшающие
инновации
|
Снаружи
|
9
|
10
|
11
|
12
|
|
Внутри
|
13
|
14
|
15
|
16
| |
|
Поддержка
|
Снаружи
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
Внутри
|
21
|
22
|
23
|
24
| |
Третьякова Л.А., Азарова Н.А. и др. [31] (Третьякова, Азарова и др., 2022) находят, что люди и знания способствуют инновациям. Недоступность кадрового ресурса окажет влияние на стратегию управления инновациями. Тивари Р. и Бьюз С. [65] (Tiwari, Buse, 2007) отмечают, что недоступность кадров – ключевой барьером к инновациям в малых компаниях. Проблеме способствует неравномерность распределения кадров. Архипова М.Ю. и Соболев М.А. [5] (Архипова и Соболев, 2022) обнаруживают, что до половины научных центров приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.
В работах Ферейра де Лара Ф. и Застемповски М. [50, 66] (Ferreira de Lara, Neves, 2018; Zastempowski, 2024) показано влияние на инновации личностных качеств CEO: образования и опыта, предпринимательского духа, открытости, амбиций и др. Часто основатель образован технически, не имея подготовки в управлении. Связь мотивации и инноваций найдена Ануфриевым К.О. [4] (Ануфриев, 2022). Нургазина Г.Е. [27] (Нургазина, 2023) отмечает недостаточность инновационной культуры в России.
Мишачева Е.С. [25] (Мишачева, 2022) приводит аргументы в пользу того, что доступность капитала детерминирует не только потенциал развития, но и возможность существования. Капитал отражает способность МТК принимать решения. Зюкин Д.А., Балычева Е.А. и др. [18] (Зюкин, Балычева и др., 2024) выявляют, что инвестиционный климат в России воспринимается негативно.
Главным процессом в МТК является разработка. Следование определенной модели (гибкой – Agile, или жесткой – Stage-Gate) влияет на стратегию, в том числе, из-за отличий в требованиях. Бём Б. и Тёрнер Р. [47] (Бём, Тёрнер, 2004) предполагают выбор модели разработки, исходя из важности проекта, опыта, требований к продукту, размера команды и культуры (таб. 5).
Таблица 5
Выбор методологии разработки
|
Характеристика
|
Подходит Agile
|
Подходит Stage-Gate
|
|
Важность
проекта
|
Низкая
|
Высокая
|
|
Опыт
разработчиков
|
Большой
|
Маленький
|
|
Требования к
продукту
|
Меняются
|
Стабильные
|
|
Размер команды
|
Маленький
|
Большой
|
|
Культура компании
|
Гибкая
|
Жесткая
|
Бизнес-модель оказывает влияние на стратегию инновации и наоборот. Ньеваха Н. [58] (Niewohner, N. 2019) уточняет, что она формирует требования к типу инноваций. На нее могут влиять другие факторы. Например, развитость инфраструктуры определяет необходимость кооперативного производства.
МТК и МСП воспринимаются однородно, хотя субъекты различаются, что требует дифференцированной стратегии. У отраслей есть частные требования, что влияет на стратегию по обратной связи от потребителей. У МТК часто нет навыков и капитала для понимания потребителей. Исследование Рахтина С. и Кэлантона Р.Дж. [60] (Rakthin, Calantone et al, 2016) показало, что мнение потребителей влияет на инновационный потенциал малых предприятий, что отражает необходимость управления маркетингом.
Внешний контур МТК в общем виде формируется национальной инновационной системой (НИС). Изучение работ показало, что на формирование стратегии управления инновациями в МТК влияет 18 внешних условий (таб. 6), которые объединены в 6 групп: экономические, социальные, технологические, нормативно-правовые, природно-географические и маркетинговые условия.
Таблица 6
Внешние условия формирования стратегии управления инновациями в малых технологических компаниях
|
Экономические
условия
|
Социальные
условия
| ||
|
1
|
Общая
экономическая ситуация
|
10
|
Социальная
обстановка
|
|
2
|
Доступность
финансовых средств
|
11
|
Связи
между субъектами МТК
|
|
Технологические
условия
|
Нормативно-правовые
условия
| ||
|
3
|
Доступность
инфраструктуры
|
12
|
Регуляторная
политика для МТК
|
|
4
|
Доступ
к сырью
|
13
|
Меры
поддержки МТК
|
|
5
|
Технологии
|
14
|
Политический
климат
|
|
6
|
Близость
научных центров и вузов
|
15
|
Целевые
программы
|
|
Природно-географические
условия
|
Маркетинговые
условия
| ||
|
7
|
Близость
заказчиков
|
16
|
Тренды
|
|
8
|
Экологическая
повестка
|
17
|
Текущая
потребность
|
|
9
|
Логистическая
доступность
|
18
|
Уровень
конкуренции
|
Современный бизнес развивается в BANI-среде: хрупкой (англ. brittle), тревожной (anxious), нелинейной (non-linear) и непостижимой (incomprehensible). Для управления инновациями, хрупкость означает недолговечность спроса, и стимулирует МТК выбирать стратегии в пользу короткого срока разработки и коммерциализации. Тревожность влияет как на МТК, так и на потребителя, провоцируя импульсивные решения, либо отказ от решений. Стейбер А. и Аландж С. [63] (Steiber, Alange, 2013) обнаружили, что нелинейность ведет к сокращению горизонта планирования. Непостижимость повышает стоимость разработки, стимулируя поиск новых методов, например, цифровизации. Дайдонет С., Симмонс Г. и др. [48] (Didonet, Simmons et al, 2012) выявили, что неопределенность стимулирует поиск механизма изменения статус-кво, что позволяет осторожно предполагать, что BANI-среда катализирует инновации.
Стратегия управления инновациями зависит от научно-технологической политики региона. Развитость НИС означает доступность инфраструктуры. К ее компонентам относят технопарки и территориальные кластеры, объединенные механизмом управления. Нахождение на территории или удаленность от подобных организаций будет влиять на стратегию управления инновациями. Экосистема кластера обеспечивает доступ к мерам поддержки, защите интеллектуальной собственности, сбыту, кооперации и др. Особая экономическая зона (ОЭЗ) предоставляет специальный правовой режим экспорта (импорта) и налоговые, трудовые и иные преференции, что важно для МТК, ориентированных на логистику. Технопарк может быть точкой роста для МТК благодаря инфраструктуре и возможностям кооперации.
Инфраструктура – интегральный показатель способности МТК к инновациям, определяющий доступ к сырью, кадрам, кооперации. При формировании стратегии, таким образом, важным станет принятие решения о месте размещения. Находится важность наличия в среде МТК якорной компании и университета. Романова С. [29] (Романова, 2020) отмечает вузы ядром инноваций, как благодаря созданию кадров, так и фундаментальным НИОКР.
Нормативно-правовая среда оказывает влияние из-за зависимости МТК от внешних условий, в частности, госполитики. Интересно наблюдение Вольчика В.В., Фурсы Е.В. и др. [8] (Вольчик, Фурса и др. 2023) о существовании институционального нигилизма. Противоречивые документы могут приводить МТК к воздержанию от долгосрочного планирования.
Маркетинговая среда состоит из конкуренции, потребностей, сегмента рынка и трендов. Показатель связан с внутренним фактором конкурентоспособности, определяя и направляя его. Потребности рынка способны формировать стратегию в случае, если МТК готова и способна прислушиваться к мнению потребителей.
Все перечисленное формирует внутренние факторы и внешние условия, учет которых будет влиять на выбор стратегии управления инновациями.
Обсуждение
Процессы управления инновациями в МТК остаются мало изученными. Проведенный анализ литературы с последующей структурно-функциональной классификацией выявил 34 внутренних фактора, влияющих на управление инновациями, объединенных в 12 групп: направленность, источник и глубина инноваций, кадровый потенциал, капитал и иные ресурсы, размер компании, стратегия и бизнес-модель, бизнес-процессы, отрасль, продукт и конкурентоспособность.
Авторская классификация внешней среды управления инновациями сформирована из 18 выявленных условий, объединенных в шесть групп: экономические, социальные, технологические, нормативно-правовые, природно-географические и маркетинговые условия. Выявлены специфические особенности внешней среды МТК: необходимость соответствия государственным программам развития инноваций, импортозамещения и технологического суверенитета. Подтверждена релевантность кадрового дефицита.
На примере трех факторов (направленность, источник и глубина инноваций) предложена матрица стратегирования инноваций, состоящая из 12 стратегий открытых инноваций и 12 стратегий закрытых (внутренних) инноваций, отражающая многообразие возможных стратегий.
Таким образом, проведенный анализ позволил дополнить существующий пробел, предлагая классификацию факторов и условий, понимание и учет которых необходим для разработки и реализации эффективной стратегии управления инновациями в МТК.
Ограничением анализа является принятие разных отраслей и видов деятельности МТК за однородную субстанцию, что привело к подчеркиванию общего, и отсутствию частностей. Дальнейшим направлением исследований может быть оценка степени влияния каждого фактора на эффективность стратегии управления инновациями в малых предприятиях.
Заключение
Мир находится в состоянии хрупкой, тревожной, нелинейной и непостижимой среды. Международная конкуренция, благодаря глобализации, катализировала инновации. Наступившая эпоха переосмысления политико-экономических отношений ограничила доступ к всемирному знанию, приостановив глобализацию. Возникли особые условия для ускоренного инновационного развития, ограниченного доступом к технологиям, и усиленного вниманием государства и мобилизацией предпринимательского ресурса на достижение технологической независимости, а в перспективе – лидерства.
Для поддержания проводимой политики требуется обновление не только технологической и научной базы, но и готовность предпринимателей к управлению инновациями с фокусом на стратегическую компоненту.
Малые формы традиционно недостаточно времени уделяют стратегированию. Понимание внутренних факторов и внешних условий среды, а также навыки управления этой средой способны помочь на пути к реализации инновационной программы.
Источники:
2. Альмереков Н.А. Развитие малых технологических компаний как инструмент обеспечения технологического лидерства российской промышленности // Кузнечно-штамповочное производство. Обработка материалов давлением. – 2024. – № 7. – c. 73-79.
3. Андреева Л.В. Правовой статус малых технологических компаний и формы их поддержки в сфере публичных закупок // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2024. – № 2. – c. 8-11.
4. Ануфриев К.О. Управление развитием инновационной культуры в высокотехнологичных организациях // Управление развитием инновационной культуры в высокотехнологичных организациях. – 2019. – c. 193-194.
5. Архипова М.Ю., Соболев М.А. Исследование динамики развития национальной инновационной системы России (Часть 1) // Государственное управление. – 2022. – № 90. – c. 90-107. – doi: 10.24412/2070-1381-2022-90-90-107.
6. Барковская В.Е. Развитие инструментов государственной поддержки малого инновационного бизнеса // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 4. – c. 77-82. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-4-77-82.
7. Буланый И.К. Управление инновациями путём повышения эффективности инновационной деятельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. – 2023. – № 6. – c. 13.
8. Вольчик В.В., Фурса Е.В., Маслюкова Е.В. Государственное управление и развитие российской инновационной системы // Управленец. – 2021. – № 5. – c. 32-49. – doi: 10.29141/2218-5003-2021-12-5-3.
9. Гасанов Э.А., Зубарев А. Е. Теоретические аспекты функционирования, управления и выбора стратегий малых технологических компаний // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2023. – № 4. – c. 71-78.
10. Горьков А.А. Малые инновационные предприятия: проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 11–15 апр. 2022 года. Том 2. – Красноярск: СибГУ. Красноярск, 2022. – c. 899-900.
11. Гусева Е. А., Ермилов К.А., Майзель А. И. Развитие инновационной экономики и выход из замкнутого круга // Известия СПбГЭТУ. – 2024. – № 1. – c. 7-17.
12. Данченок Л.А., Зайцева А.С., Комлева Н.В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики // Открытое образование. – 2019. – № 1. – c. 34-45. – doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-34-45.
13. Дятлов С.А., Гильманов Д. В., Марьяненко В. П. Теория инноваций: инновации в условиях цифровой экономики. / учебное пособие. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – 286 c.
14. Егорова Н.Е., Бушанский С.П. Роль малого бизнеса в реализации импортозамещающей стратегии развития российской экономики // Экономический журнал ВШЭ. – 2024. – № 28. – c. 302-328.
15. Елагина А.С. Стандарты управления инновационными процессами компании: поиск институциональной модели // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 1А. – c. 696-704.
16. Зайцева А.С. Влияние цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 313-322. – doi: 10.18334/epp.11.2.111640.
17. Зубарев А.Е., Гасанов Э. А., КрасотаТ. Г. Доминирующие принципы деятельности и управления в малых технологических компаниях в контексте четвертой промышленной революции // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2023. – № 2. – c. 97-108.
18. Зюкин Д.А., Болычева Е.А., Каширин С.В., Баранников А.А., Гончаренко О.Н. Развитие инвестиционного климата в Российской Федерации на фоне политических и экономических санкций // Финансы: теория и практика. – 2024. – № 28. – c. 84-96. – doi: 10.26794/2587-5671-2024-28-4-84-96.
19. Казанина П.С. О правовых основах деятельности малых технологических компаний в Российской Федерации // Право и управление. – 2024. – № 9. – c. 68-72. – doi: 10.24412/2224-9133-2024-9-68-72.
20. Камчатова Е.Ю., Муратова М. Н. Возможности применения ресурсного подхода при обеспечении технологического суверенитета промышленности РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 2. – c. 196-201.
21. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. / Библиотека стратега; 1. - СПб: РАНХиГС Санкт-Петербург, 2019. – 132 c.
22. Конева А.А. Методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности малых предприятий в РФ // Стратегии бизнеса. – 2022. – № 8. – c. 207-215. – doi: 10.17747/2311-7184-2022-8-207-215.
23. Королев Д. М. Малые технологические компании – возможности развития и риски // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2024. – № 4. – c. 90-97. – doi: 10.56584/1560-8816-2024-4-90-97.
24. Мальцева А.О., Мостовщикова И. А. Проблемы и перспективы развития национальной инновационной системы России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 87-96. – doi: 10.14529/em230408.
25. Мишачева Е. С. Бизнес-экосистема // Бюллетень науки и практики. – 2022. – № 11. – c. 414-418. – doi: 10.33619/2414-2948/84/51.
26. Николаева А. М. Стратегии управления инновациями. Алгоритм выбора стратегии // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: СПб, 15–19 мая 2023 г. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. Санкт-Петербург, 2023. – c. 174-182.
27. Нургазина Г.Е., Трифонов Н. О. Особенности развития стартапов в условиях инновационной экономики // Современные технологии управления. – 2023. – № 3. – c. 1.
28. Побединский П.В. Совершенствование региональной экономической политики по поддержке малых технологических компаний в Центральном федеральном округе // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 12. – c. 298-301.
29. Романова Е.В., Никифорова Н.Ю. Экономико-географические аспекты участия немецких вузов в инновационных процессах // Региональные исследования. – 2020. – № 3. – c. 92-104.
30. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – c. 166-168.
31. Третьякова Л.А., Азарова Н.А., Пузаков Р.Н. Формирование инновационного отраслевого развития // Вестник ВГУИТ. – 2022. – № 1. – c. 418-424. – doi: 10.20914/2310-1202-2022-1-418-424.
32. Хандрамай А.А. Технологическое предпринимательство России: экономическая роль, особенности развития, механизмы активизации // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-1. – c. 475–482.
33. Хончев М.А. Малый и средний бизнес в условиях мобилизационной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6143-6154. – doi: 10.18334/epp.14.11.121933.
34. Челак И.П. Управление развитием инновационной экосистемы предприятия на основе учета интересов стейкхолдеров: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Челак Игорь Павлович, 2023. – 242 с. – EDN NMVEOG
35. Шашлов М. А. Использование налоговых механизмов для стимулирования инвестиционной деятельности малых технологических компаний // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России: Ростов-на-Дону: ИП Беспамятнов С.В. Ростов-на-Дону, 2023. – c. 165-168.
36. Шустрова В. А. Перспективы продления национального проекта Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 5. – c. 109–117. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.07.012.
37. Яковец Ю. В. Грамматика инноваций и стратегия инновационно-технологического прорыва // Инновации. – 2015. – № 6. – c. 15-19.
38. Рост затрат на науку в России: итоги 2023 года. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/963240693.html (дата обращения: 08.02.2025).
39. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71370186/ (дата обращения: 08.02.2025).
40. На паузе: как венчурный рынок России провел 2023 год. РБК Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/65857c9b9a79478e92dce749 (дата обращения: 08.02.2025).
41. Указ Президента Российской Федерации от 18.06.2024 г. № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406180018 (дата обращения: 08.02.2025).
42. Федеральный закон от 04.08.2023 г. № 478 «О развитии технологических компаний в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_454055/ (дата обращения: 08.02.2025).
43. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 08.02.2025).
44. Федеральная служба государственной статистики. Численность занятых в возрасте 15 лет и старше и уровень занятости. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force/ (дата обращения: 08.02.2025).
45. Adams R., Bessant J., Phelps R. Innovation management measurement // Int. J. Manag. Rev. – 2006. – № 8. – p. 21-47.
46. Bamel N., Kumar S., Bamel U., Lim W.M., Sureka R. The state of the art of innovation management: insights from a retrospective review of the European Journal of Innovation Management // European Journal of Innovation Management. – 2024. – № 3. – p. 825-850. – doi: 10.1108/EJIM-07-2022-0361.
47. Boehm B., Turner R., Balancing agility and discipline: A guide for the perplexed. - Boston, MA: Addison-Wesley, 2004.
48. Didonet S., Simmons G., Díaz-Villavicencio G., Palmer M. The relationship between small business market orientation and environmental uncertainty // Mark Intel Plan. – 2012. – № 30. – p. 757–779. – doi: org/.
49. ElNaggar R.A.A., ElSayed M.F. Drivers of business model innovation in micro and small enterprises: evidence from Egypt as an emerging economy // Futur Bus J. – 2023. – № 9. – p. 4. – doi: 10.1186/s43093-022-00180-2.
50. Ferreira de Lara F., Regina Neves Guimarães M. The influence of the specifics of small businesses on innovation: A multiple case study of the Brazilian metal-mechanical industry // Revista de Gestão. – 2018. – № 3. – p. 242-257. – doi: 10.1108/REGE-04-2018-034.
51. Forsman H. Innovation capacity and innovation development in small enterprises: a comparison between the manufacturing and service sectors // Research Policy. – 2011. – № 5. – p. 739-750.
52. The Economic Impact of Venture Capital: Evidence from Public Companies Gornall W., Strebulaev, I. (2021) The Economic Impact of Venture Capital: Evidence from Public Companies. Retrieved on February 8, 2025 from https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2681841 URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2681841.
53. Kahn K.B. Understanding innovation // Business Horizons. – 2018. – № 3. – p. 453-460. – doi: 10.1016/j.bushor.2018.01.011.
54. Kotsemir M. (2013) Innovation Concepts and Typology – An Evolutionary Discussion. HSE Research Paper No. WP BRP 05/STI/2013. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2221299 (дата обращения: 25.02.2025).
55. Laforet S. Size, strategic, and market orientation effects on innovation // Journal of Business Research. – 2008. – № 7. – p. 753-764.
56. Le D.V., Le H.T.T., Pham T.T., Vo L.V. Innovation and SMEs performance: evidence from // Vietnam Applied Economic Analysis. – 2023. – № 92. – p. 90-108. – doi: 10.1108/AEA-04-2022-0121.
57. Miller K., McAdam M., Spieth Patrick. Brady Malcolm Business models big and small: Review of conceptualizations and constructs and future directions for SME business model research // Journal of Business Research. – 2020. – № 131.
58. Niewohner N., Asmar L., Wortmann F. Design fields of agile innovation management in small and medium sized enterprises // Procedia CIRP. – 2019. – p. 826-831. – doi: 10.1016/j.procir.2019.04.295.
59. Ozlem C.B., Adnan K. Business Strategies of SME’s, Innovation Types and Factors Influencing Their Innovation: Burdur Model // Ege Academic Review. – 2014. – № 14. – p. 189-198.
60. Rakthin S., Calantone R. J., Wang J. F. Managing market intelligence: The comparative role of absorptive capacity and market orientation // Journal of Business Research. – 2016. – № 69. – p. 5569-5577.
61. Rosenbusch N., Brinckmann J., Bausch A. Is innovation always beneficial? A meta-analysis of the relationship between innovation and performance in SMEs // Journal of Business Venturing. – 2011. – № 4. – p. 441-457.
62. Soriano D., Peris-Ortiz M. Subsidizing technology: how to succeed // Journal of Business Research. – 2011. – № 11. – p. 1224-1228.
63. Steiber A., Alänge S. A corporate system for continuous innovation: The case of Google Inc // European Journal of Innovation Management. – 2013. – № 16. – doi: 10.1108/14601061311324566.
64. Tidd, J., & Bessant, J. (2018) Managing innovation: integrating technological, market and organizational change. John Wiley & Sons
65. Tiwari R., Buse S. The Mobile Commerce Prospects: A Strategic Analysis of Opportunities in the Banking Sector. - Hamburg University Press, Hamburg, 2007.
66. Zastempowski M. Small but innovative: Unveiling the impact of micro-entrepreneurs\' personality traits on a spectrum of innovations // Journal of Innovation & Knowledge. – 2024. – № 4. – p. 100552. – doi: 10.1016/j.jik.2024.100552.
67. OECD/Eurostat (2018) Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/ (дата обращения: 25.02.2025).
Страница обновлена: 13.08.2025 в 11:20:08
Download PDF | Downloads: 19
Internal and external factors influencing an innovation management strategy in small technology companies
Sukhankin I.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 3 (March 2025)
Abstract:
The article presents the results of an analysis and grouping of external environmental conditions and internal factors influencing the formation of innovation management strategies in small technology companies. Refined definitions and a classification of innovations based on the object, degree, and source of the innovative idea are proposed. The economic essence of innovation management in the context of modern Russian conditions is identified. The results of a review of Russian and foreign literature on innovation activities and innovation management in small technology companies are provided. The article concludes that having an innovation management strategy is crucial, yet the topic remains understudied in the context of small technology companies. A grouping and explanation of external conditions and internal factors affecting the formation of innovation management strategies in Russian small technology companies are presented.
Keywords: innovation management, small technology company, innovation strategy, innovation classification, innovative business
JEL-classification: O31, O32, O33
