Анализ факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса
Ветлугин Д.Д.1
1 Дальневосточный федеральный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Ветлугин Д.Д. Анализ факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4259-4274. – doi: 10.18334/epp.14.8.121162.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296530
Аннотация:
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы терминологии «результативность микрофинансирования», представленобзор существующих подходов к определению и оценке результативности микрофинансовых организаций. Необходимость рассмотрения социальной результативности микрофинансирования обусловлена наличием ряда проблем в сложившейся практикепредоставления микрозаймов компаниям малого и среднего бизнеса. В статье показано, что неоднородность компаний-заемщиков затрудняет принятие решений менеджерами микрофинансовых организаций о предоставлении финансовой поддержки тому ли иному заемщику. Это в свою очередь приводит к ложноположительной результативности микрофинансирования. На основании систематического обзора и критического анализа литературы по проблематике исследования представлен авторский подход к измерению социальной результативности микрофинансирования, а также выявлены влияющие на неёфакторы институциональной среды и характеристики компаний. Результаты данной статьи могут быть использованы менеджерами микрофинансовых организаций для принятия функциональных решений о выдаче микрозаймов компаниям малого и среднего бизнеса, а также стать отправной точкой к появлению качественно новых исследований результативности микрофинансирования, с точки зрения их социальной цели
Ключевые слова: микрофинансирование,оценка результативности, факторы результативности, компании малого и среднего бизнеса
JEL-классификация: D81, G32, L25
Введение
За последние десятилетия значимым источником финансовой поддержки компаний малого и среднего бизнеса стало микрофинансирование. Оно представляет собой ряд финансовых услуг, в первую очередь микрозаймы, для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которым по тем или иным причинам недоступны (или не подходят) другие инструменты финансирования. Концепт микрофинансирования основан на предпосылке, что ключевым ограничением для новых компаний, особенно в развивающихся странах, является стартовый капитал [6, 7, 15, 27]. Предоставляя доступ к капиталу населению с низкими доходами и субъектам МСП, микрофинансирование позволяет им раскрыть (реализовать) свои предпринимательские возможности [18] или развить существующую компанию [17].
Несмотря на потенциальные возможности микрофинансирования, ряд исследователей отмечает низкую социальную результативность микрофинансовых организаций (МФО) ввиду несовершенных внутренних процессов управления, а именно алгоритмов принятия решений о предоставлении финансовой поддержки той или иной компании. Это в свою очередь приводит к тому, что МФО финансируют те компании, которые заведомо не способны продемонстрировать устойчивое развитие, что в свою очередь не приводит к росту экономики [9, 26].
В то же время на данный момент не существует четких критериев понятия результативности микрофинансирования, что отражается в различных подходах авторов к ее оценке. В свою очередь, на результативность микрофинансирования могут влиять различные факторы, учитываемые при принятии МФО решения о предоставлении денежных средств.
Цель данной работы – определить, что понимается под результативностью МФО, как она измеряется, а также выявить факторы, которые ее определяют.
Научная новизна данного исследования заключается в предложенном автором подходе к понятию и измерению социальной результативности микрофинансирования, а также выявлении и операционализации влияющих на нее факторов на этапе входа.
В процессе исследования применялся системный подход, контент-анализ, общенаучные методы (обобщение, анализ, синтез).
Подходы к оценке результативности микрофинансирования
В основе управления любой организацией, независимо от ее типа собственности и сферы деятельности, лежит оценка и анализ результативности ее деятельности, которая отражает достижение поставленных целей. Значимость данного инструмента для менеджеров обусловлена необходимостью оценки конкретных действий компаний для повышения эффективности ее функционирования. В связи с этим, результативность выступает конечной зависимой переменной (критерием оценки) многочисленных исследований в области менеджмента.
Федотов Ю.В. отмечает, что в исследованиях по экономике и менеджменту, как правило, анализируются отдельные процессы, осуществляемые организациями, которые описываются определенным набором характеристик, рассматриваемых как параметры или переменные их деятельности [4]. По мнению О. Зизлавского нельзя управлять тем, что не поддается измерению [36]. М. Лейер и его коллеги утверждают, что измерение результативности процесса позволяет определить его слабые стороны и предпринять корректирующие меры, направленные на его улучшение [23].
Таким образом оценка результативности варьируется как в зависимости от изучаемого объекта, так и от применяемых показателей. В данной работе мы рассматриваем процесс предоставления микрозаймов как типичный процесс МФО, связанный с принятием решений.
В основе ряда работ ученых в области стратегического менеджмента лежит тезис о том, что МФО являются гибридными, поскольку они выполняют «двойную миссию» (double bottom line), преследуя как социальные, так и финансовые цели – создание социальной ценности и достижение финансовой эффективности [5, 11, 13, 34, 21]. В связи с этим принято различать их экономическую и социальную результативность.
В теории управления организацией основными критериями выступают показатели достижения целей ее деятельности и показатели прибыли. Получение прибыли, обеспечивающей финансовую самодостаточность для устойчивого роста, выступает показателем экономической результативности МФО, отражая ее «самоэффективность» (self-efficacy) как предпринимательской структуры, что в большей степени отражает цель деятельности коммерческих организаций. В свою очередь И. Адизес отмечает, что «фокусом некоммерческой организации должно быть её функционирование в обществе, а затем – та ценность, которую она должна создавать» [1, с. 31]. В существующей литературе под социальной результативностью микрофинансирования обычно понимается сокращение бедности, путем повышения предпринимательской активности населения, и охват МФО, то есть количество активных заемщиков [28, 31]. Однако, измерение результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса на основе лишь числа обслуживаемых субъектов МСП видится недостаточным. Такой подход не позволяет оценить вклад микрофинансирования в экономическое развитие заемщиков, а также упускает возможную неоднородность показателей и результатов хозяйственной деятельности на уровне отдельной компании.
При проведении анализа и оценки результативности МФО важным аспектом выступает необходимость выбора конкретных показателей, выражающих результаты, к которым стремится МФО. По данному вопросу в существующей литературе имеется несколько концептуальных решений, которые автором сводятся к подходу, основанному на показателях роста компании-заемщика.
Разные исследователи используют различные подходы для определения роста и развития компании, в зависимости от изучаемой области и цели исследования. Считается, что компания добивается успеха, если показатели ее деятельности демонстрируют положительную динамику. Наиболее известными обзорами детерминантов, используемых при эмпирическом измерении организационного роста, являются работы Ф. Дельмара [20], Л. Вайнциммера [33] и П. Дэвидссона [19].
Л. Вайнциммер и его коллеги, на основе анализа 35 статей, опубликованных в ведущих журналах по предпринимательству за период 1981–1992 гг., приходят к выводу, что в 83% исследований используется показатель продаж (выручки) для измерения роста компании, еще в 17% – количество сотрудников [33]. Этот вывод согласовывается с работой Ф. Дельмара [20], в которой рассматриваются 55 эмпирических исследований, опубликованных за период 1981–1992 гг. в таких журналах как Journal of Business Venturing и Entrepreneurship Theory and Practice. Позже, исследователи в области менеджмента добавили смысловую нагрузку в выбор этих показателей, отмечая, что рост выручки и занятости в компании демонстрируют наилучшую валидность и могут быть использованы в различных отраслевых и страновых контекстах [20, 24]. В свою очередь, П. Дэвидссон и его коллеги, используя теоретические аспекты ресурсно-ориентированной теории, утверждают, что «рост компании обычно начинается с достижения достаточного уровня рентабельности, который в дальнейшем становится их конкурентным преимуществом» [19]. На основе анализа 3717 австралийских и 2455 шведских компаний за период 1995–2000 гг. авторы доказывает, что те из них, что демонстрируют высокие показатели рентабельности с большей вероятностью достигнут роста, чем низкорентабельные.
Актуальность выше представленных выводов подтверждается работой К. Бен-Хафайеда и А. Хамелин [14]. Проведя репликационное исследование (повторяя исследование) П. Дэвидссона, авторы проанализировали случайную выборку из 2640 фирм 28 стран Евросоюза за период 2011–2019 гг. В качестве переменных авторы использовали общий рост выручки и числа сотрудников, а также показатели рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельности активов (ROA) для оценки прибыльности фирм. Результаты К. Бен-Хафайеда и А. Хамелин подтверждают основные выводы П. Дэвидссона и его коллег о надежности использования этих показателей для оценки роста компании. Кроме того, сопоставимость и значимость этих результатов выдерживает критику Ф. Дельмара о том, что «большинство исследователей рассчитывают свой набор показателей, в целях упорядочения данных таким образом, чтобы можно было получить максимально возможное объяснение зависимой переменной… в то время как выбор тех или иных показателей роста дает разные результаты даже при тестировании на одних и тех же данных» [20, с. 207].
Л. Ахтенхаген и ее коллеги отмечают, что выбор и применение переменных роста компании должны основываться на теоретических рассуждениях, лежащих в основе исследования; являться переменной результата, а не промежуточной детерминантой; быть значимыми для практики; учитывать неоднородность компаний и подвергаться критическому осмыслению [8]. Следуя представленным выше авторам, мы ограничиваем наш круг показателей выручкой, рентабельностью и количеством сотрудников, а также альтернативной переменной – суммой уплаченных налогов. Во-первых, эти переменные представляют собой стандартизированные и сопоставимые данные о развитии и расширении компании. Во-вторых, результаты анализа будут полезны менеджерам МФО, для которых представляет интерес мониторинг показателей роста компаний-заемщиков для оценки результативности своей организации. Акцент на увеличение налоговых платежей и рост занятости является целенаправленным и обусловлен экономическим эффектом для государства и экономики от использования средств микрозайма компаниями малого и среднего бизнеса.
Таким образом, по нашему мнению, результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса (социальная результативность) должна измеряться количественным охватом заемщиков, а также воздействием займов, предоставляемых на финансирование новых или развитие существующих компаний, которое измеряется динамикой показателей выручки, рентабельности, количеством сотрудников и суммой уплаченных налогов до и после получения микрозайма.
В основу авторского определения заложено то, что результативность микрофинансирования определяется динамикой показателей компаний-заемщиков. Изучение существующих исследований относительно анализа и оценки результативности МФО через сравнение показателей роста ее заемщиков позволил сделать вывод о том, что на практике преимущественно применяются два подхода:
1 Динамический подход – оценка достигнутого состояния компаний-заемщиков МФО: проведение оценки отобранных показателей результатов деятельности в динамике за сопоставимый период времени в контексте «вход – выход», то есть до и после получения микрозайма.
2 Подход на основе бенчмаркинга – сравнительный анализ показателей результатов компаний-заемщиков, путем выявления наиболее эффективных (эталонных) единиц в контексте «вход – выход».
Представленные подходы характеризуются внедрением процессного подхода к оценке результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса в контексте выделения элементов «вход – процесс – выход». В контексте данной работы, входные показатели включают в себя характеристики заемщика, которые могут повлиять на принятие решения МФО о выдаче займа, в контексте ее стратегических целей; показатели процесса отражают принятие решения о предоставлении финансовой поддержки компании-заемщику и использование заемных средств субъектами МСП; показатели результатов будут иметь значение для оценки результативности микрофинансирования той или иной компании-заемщика: выживаемость компании и динамика ее показателей роста.
Отметим, что не все субъекты МСП добиваются успеха, демонстрируя рост бизнеса. Неоднородность воздействия микрозаймов на показатели роста заемщиков ставит вопрос о том, на основании каких условий, с помощью какого рода/набора факторов определяется принятие решений МФО, касающихся финансовой поддержки той или иной компании, и какие из них (условия, факторы) обеспечивают их наибольшую эффективность.
Факторы, влияющие на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса
В существующей литературе нет единого взгляда на то, какие детерминанты могли бы предопределять принятие решения МФО о предоставлении микрозайма той или иной компании и потенциальную продуктивность его использования. Проанализировав имеющиеся подходы к определению факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса, можно отметить, что в большинстве научных работ по данной проблематике затрагиваются различные составляющие (табл. 1).
Таблица 1. Операционализация факторов, влияющих на результативность микрофинансирования
Название подхода
|
Примеры
использования (авторы, год)
|
Страна,
характеристика исследования
|
Фактор
|
Институциональный подход (предполагает
влияние правил, норм, регулирования и практики управления на стратегию
поведения МФО, ее бизнес-модель)
|
Солодухина А.В., 2014 [3]
|
Россия
Контекстное исследование
|
- Наличие институциональных
пустот
|
Чакрабарти С., Басс Э.,
2014 [16]
|
Межстрановое
исследование 280 МФО в 59 странах
|
- Наличие институциональных
пустот
| |
Шахрияр А., Шварц С., Ньюман А., 2016
[31]
|
Межстрановое исследование 198 МФО в 65
странах
|
- Институциональная логика и
статус МФО
| |
Аулт Дж., 2016 [12]
|
Межстрановое исследование
2679 МФО в 123 странах |
- Институциональная логика и
институциональный контекст
| |
Канаев А.В., Канаева О.В., 2019 [2]
|
Россия
теоретическое исследование
|
- Наличие институциональных
пустот
| |
Милана С., Ашта А., 2020
[25]
|
Межстрановое контекстное исследование
|
- Институциональная логика и
статус МФО
| |
Стратегический подход (предполагает
влияние характеристик заемщика на продуктивность использования предоставленной
ссуды)
|
Хавул С., Чавес Х., Брутон Г., 2013 [22]
|
Гватемала
57 интервью (22 с руководителями компаний -заемщиками МФО, 35 с
руководителями МФО)
|
- Пол руководителя
- Величина капитала |
Яразян А.Т., Джугурян А.Г., 2015 [35]
|
Межстрановое теоретическое
исследование
|
- Количество компаний-заемщиков
- Количество сотрудников - Величина выручки - Вид экономической деятельности | |
Сингх Д., Датт П., Адби А., 2022 [32]
|
Шри-Ланка
40 574 компаний – заемщиков МФО
|
- Тип субъекта
предпринимательства (начинающий, устоявшийся)
- Вид экономической деятельности субъекта предпринимательства (традиционные и предпринимательские) - Цель получения микрозайма | |
Семегн А., Бишной Н., 2021 [30]
|
Эфиопия
340 компаний – заемщиков МФО |
- Возраст компании
- Размер компании - Количество сотрудников - Величина активов - Величина выручки - Величина прибыли - Вид экономической деятельности - Пол руководителя - Размер и срок займа | |
Андриани Л., Лал С., Калам А., 2022 [10]
|
Индия
14 интервью с предпринимателями компаний – заемщиков МФО
|
- Пол руководителя
| |
Кристиан
С., Джинг А., Конор О., 2024 [29]
|
Гана
1000 компаний – заемщиков МФО
|
- Возраст компании
- Пол руководителя |
Ряд исследователей в перечень факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса, включают аспекты институциональной макросреды, в которой функционируют МФО. Другие уделяют внимание характеристикам заемщиков в попытке объяснить почему одни компании, получившие микрозаём, достигают высоких показателей деятельности, в то время как другие терпят неудачу. Таким образом, можно выделить две основные позиции авторов в отношении факторов, влияющих на социальную результативность микрофинансирования:
- результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса ex ante определяется институциональными условиями, которые определяют поведение МФО;
- результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса ex ante определяется характеристиками компании-заемщика.
Среди институциональных факторов, большинство исследователей менеджмента, выделяют в первую очередь статус (организационно-правовую форму) МФО и доминирующую в ней институциональную логику. [1] То есть, это факторы, которые напрямую влияют на практику кредитования (бизнес-модель) и стратегический выбор МФО. Отмечается, что некоммерческие МФО в первую очередь руководствуются логикой развития и преследуют социальные цели. Напротив, коммерческие МФО ориентируются на рыночную логику, максимизируя собственную прибыль. Иначе говоря, в отличии от некоммерческой формы микрофинансирования, с особыми формальными требованиями к деятельности МФО, доминирующая рыночная логика побуждает частные МФО оценивать только вероятность возврата денежных средств и процентов за их использование, без увязки на продуктивность самой ссуды для заемщика (социально-экономическое воздействие с точки зрения результатов деятельности МСП). Некоторые авторы уделяют особое внимание наличию институциональных пустот (несовершенство формальных правил) на рынке микрофинансирования.
Таким образом, предполагается, что институциональные факторы макро- (правила и нормы) и мезоуровня (правовой статус) связаны с результативностью микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса за счет того, что они определяют стратегию МФО, сегмент займов (потребительское или предпринимательское кредитование), а также определяют условия ведения микрофинансовой деятельности, например устанавливают допустимую процентную ставку и сумму займа.
Авторы второго направления исследований, сравнившие компании, получившие финансовую поддержку в МФО, выделив их общие детерминанты положительных результатов, обращают внимание на то, что результативность микрофинансирования в основном определяется характеристиками компании-заемщика. При этом перечень характеристик разными авторами видится по-своему. Наиболее часто упоминаются такие факторы как возраст компании и ее различные финансовые показатели. Исследователи также часто используют при анализе такие параметры, как вид экономической деятельности (отрасль) компании, численность сотрудников и пол руководителя.
Таким образом, обзор литературы позволил выявить контрольные переменные (входные данные), влияющие на результативность МФО (выходные данные). Так, существует отрицательное влияние коммерческого статуса МФО на показатели количественного охвата заемщиков. В свою очередь, характеристики компаний имеют разнонаправленный эффект на продуктивность использования ссуды, причем некоторые исследователи получили различные коэффициенты по одним и тем переменным. Так, например, в одних исследованиях возраст компании-заемщика оказывает отрицательное влияние на показатели ее роста, в то время как в других – положительное. При этом ряд авторов справедливо утверждают, что различия в полученных результатах могут быть обусловлены спецификой анализируемых компаний: отраслью деятельности и макроэкономическими условиями региона и (или) страны, в котором они функционируют.
Как показал анализ существующих исследований, практически отсутствуют работы отечественных ученых, а также практика изучения результативности микрофинансирования в России. За рубежом, в связи с существенным интересом к микрофинансированию и его влиянию на развитие заемщиков, имеется достаточно большое число исследований, затрагивающих, в том числе, само понятие «результативность микрофинансирования» и обуславливающие ее факторы, которые должны учитываться при принятии дальнейших решений.
Тем не менее необходимо отметить, что существующие исследования факторов результативности МФО носят фрагментарный характер: отсутствует единый подход к набору переменных, влияющих на социальную результативность микрофинансирования; слабо изучена отраслевая специфика компаний-заемщиков, что нарушает причинно-следственную связь между факторами на «входе» и показателями роста на «выходе». Кроме того, по мнению автора, недостаточно внимания уделяется корпоративному управлению и имиджу руководителей компаний, как факторам, влияющим на успех бизнеса.
Таким образом по вопросу комплексной оценки результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса еще не сложилось какой-либо устойчивой теоретической базы. Это обусловлено ограниченным количеством исследований влияния микрофинансирования на деятельность субъектов МСП, в частности ввиду недостаточности детализированных данных о показателях их деятельности. Большинство работ по данной проблематике редко выходили за рамки изучения среднего воздействия микрозаймов, то есть сводились к изучению того какое влияние микрофинансирование оказывает на рост и развитие компаний-заемщиков.
Анализ и последующее объединение взглядов различных ученых, по проблематике исследования, позволил сформулировать определение социальной результативности микрофинансирования на основе анализа динамики показателей-индикаторов роста компаний-заемщиков и операционализировать предопределяющие ее факторы. Влияние представленных детерминант должно учитываться при проведении оценки результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса и закладываться в алгоритм принятия решений менеджерами МФО о предоставлении финансовой поддержки той или иной компании. Это позволит повысить социальную результативность МФО и создаваемую ею ценность для общества, предоставляя микрозаймы компаниям, способным продемонстрировать рост и внести вклад в экономический рост региона/страны.
Заключение
В данном исследовании были рассмотрены существующие исследования по микрофинансированию и предпринимательству, которые сосредоточены на двух основных темах: результативность микрофинансирования и факторы, влияющие на показатели результативности микрофинансирования. Современные ученые в области менеджмента рассматривают МФО как гибридные организации с двойной миссией. Данная работа посвящена изучению социальной результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса. Авторский подход к данному определению построен на критическом анализе трактовок авторитетных исследователей, а также целесообразности сведения оценки результативности МФО к измерению показателей-индикаторов роста компаний-заемщиков.
Обзор существующих исследований позволил определить две широкие группы факторов (входные данные), влияющие на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса (показатели выхода): институциональные факторы и характеристики заемщика. При этом отмечается, что рассмотренные работы носят фрагментарный характер: отсутствует единый подход к отбору факторов, некоторые переменные дают разнонаправленные коэффициенты на разных выборках. Кроме того, практически отсутствует практика изучения результативности микрофинансирования в России – большинство работ в данной области выполнено зарубежными учеными.
Результаты данного исследования направлены на понимание выбора контрольных переменных, отражающих результаты МФО, а также отбора факторов, определяющих ее результативность. Отмечается, что в современных исследований отсутствует комплексный подход к оценке результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса, учитывающий причинно-следственную связь между факторами на «входе» и показателями результативности на «выходе», что определяет вектор для будущих исследований. Использование комплексной оценки позволит расширить существующие подходы и методы изучения результативности МФО, а полученные результаты выступят основой алгоритма принятия функциональных решений менеджерами МФО о предоставлении финансовой поддержки той или иной компании, то есть обеспечивающих достижение ее стратегической цели.
[1] Под институциональной логикой мы подразумеваем воспринимаемые как должное формальные и социальные предписания, которые представляют собой понимание того, что является законными целями деятельности той или иной организации и как их можно преследовать.
Источники:
2. Канаев А. В., Канаева О. А. Устойчивый банкинг: концептуализация и практика реализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2019. – № 35(3). – c. 448–479.
3. Солодухина А. В. Микрофинансовый рынок в России: институциональные провалы в сегменте «Займы до зарплаты» и задачи мегарегулятора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2015. – № 4. – c. 115–151.
4. Федотов Ю. В. Измерение эффективности деятельности организации: особенности метода DEA (анализа свертки данных) // Российский журнал менеджмента. – 2012. – № 10(2). – c. 51–62.
5. ЧичуленковД. А. Типы и направления повышения эффективности микрофинансовых организаций // Финансовые рынки и банки. – 2020. – № 2. – c. 77–85.
6. Щурина С. В. Развитие микрофинансирования и повышения доступности микрозаймов для субъектов хозяйствования // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14(3). – c. 121–130.
7. Ярыгина И. З., Высоков Д. А. Микрофинансирование как фактор развития экономики: мировой опыт // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14(5). – c. 51–63.
8. Achtenhagen L., Naldi L., Melin L. «Business growth» – do practitioners and scholars really talk about the same thing? // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2010. – № 34(2). – p. 289–316. – doi: https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2010.00376.x.
9. Alvarez S. A., Barney J. B. Entrepreneurial Opportunities and Poverty Alleviation // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2014. – № 38(1). – p. 159–184. – doi: https://doi.org/10.1111/etap.12078.
10. Andriani L., Lal S., Kalam A. Entrepreneurial activities and women empowerment in rural India between microfinance and social capital // Strategic Change. – 2022. – № 31(2). – p. 227–237. – doi: https://doi.org/10.1002/jsc.2492.
11. Ashta A., Hudon M. The compartamos microfinance IPO: Mission conflicts in hybrid institutions with diverse shareholding // Strategic Change. – 2012. – № 21. – p. 331–341. – doi: https://doi.org/10.1002/jsc.1912.
12. Ault J. An institutional perspective on the social outcome of entrepreneurship: Commercial microfinance and inclusive markets // Journal of International Business Studies. – 2016. – № 47. – p. 951–967. – doi: https://doi.org/10.1057/jibs.2016.18.
13. Battilana J., Dorado S. Building sustainable hybrid organizations: The case of commercial microfinance organizations // Academy of Management Journal. – 2010. – № 53(6). – p. 1419–1440. – doi: https://doi.org/10.5465/amj.2010.57318391.
14. Ben-Hafaïedh C., Hamelin A. Questioning the Growth Dogma: A Replication Study // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2023. – № 47(2). – p. 628–647. – doi: https://doi.org/10.1177/10422587211059991.
15. Bruton G.D., Khavul S., Chavez H. Microlending in emerging economies: Building a new line of inquiry from the ground up // Journal of International Business Studies. – 2011. – № 42(5). – p. 718–739. – doi: https://doi.org/10.1057/jibs.2010.58.
16. Chakrabarty S., Bass A. Encouraging Entrepreneurship: Microfinance, Knowledge Support, and the Costs of Operating in Institutional Voids // Thunderbird International Business Review. – 2013. – № 55. – p. 545–562. – doi: https://doi.org/10.1002/tie.21569.
17. Chen J., Chang A. Y., Bruton G. D. Microfinance: Where are we today and where should the research go in the future? // International Small Business Journal. – 2017. – № 35(7). – p. 793–802. – doi: https://doi.org/10.1177/0266242617717380.
18. DavidH., Mosley P. Finance Against Poverty: Volume 1 (1st ed.). Routledge. – 1996. – 240 p. – DOI: https://doi.org/10.4324/9780203980132
19. Davidsson P., Steffens P., Fitzsimmons J. Growing profitable or growing from profits: Putting the horse in front of the cart? // Journal of Business Venturing. – 2009. – № 24. – p. 388–406. – doi: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1263088.
20. Delmar F. Measuring growth: Methodological considerations and empirical results // Entrepreneurship and SME research: On its way to the new millennium: Aldershot, U.K.: Ashgate. Aldershot, 1997. – p. 199–216.
21. Hudon M., Labie M., Reichert P. What is a Fair Level of Profit for Social Enterprise? // Journal of Business Ethics. – 2020. – № 162(3). – p. 627–644. – doi: https://doi.org/10.1007/s10551-018-3986-z.
22. Khavul S., Chavez H., Bruton G. When institutional change outruns the change agent: The contested terrain of entrepreneurial microfinance for those in poverty // Journal of Business Venturing. – 2013. – № 28(1). – p. 30–50. – doi: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2012.02.005.
23. Leyer M., Heckl D., Moormann J. Process PerformanceMeasurement // Handbook on Business Process Management 2: International Handbooks on Information Systems.Springer, Berlin, Heidelberg. 2015. – p. 227 – 241.
24. McKelvie A., Wiklund J. Advancing Firm Growth Research: A Focus on Growth Mode Instead of Growth Rate // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2010. – № 34(2). – p. 261–288. – doi: https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2010.00375.x.
25. Milana C., Ashta A. Microfinance and financial inclusion: Challenges and opportunities // Strategic Change. – 2020. – № 29. – p. 257–266. – doi: https://doi.org/10.1002/jsc.2339.
26. Newman A., Schwarz S., Ahlstrom D. Microfinance and entrepreneurship: An introduction // International Small Business Journal. – 2017. – № 35(7). – p. 787–792. – doi: https://doi.org/10.1177/0266242617719314.
27. Roodman D. Armageddon or adolescence? Making sense of microfinance’s recent travails // Microfinance 3.0: Reconciling Sustainability with Social Outreach and Responsible Delivery: Heidelberg: Springer. Heidelberg, 2013. – p. 13–40.
28. Rosenberg R. Core performance indicators for microfinance. - CGAP: Washington, DC, 2009. – 32 p.
29. Sarfo C., Zhang J., O’Kane C., O’Kane P. Perceived value of microfinance and SME performance: The role of exploratory innovation // International Journal of Innovation Studies. – 2024. – № 8(2). – p. 172–185. – doi: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2024.02.003.
30. Semegn A., Bishnoi N. Analysis of Effect of Microfinance on the Performance of MSEs in Amhara National Regional State, Ethiopia // The Journal of Entrepreneurship. – 2021. – № 30(1). – p. 153–178. – doi: https://doi.org/10.1177/0971355720974822.
31. Shahriar A., Schwarz S., Newman A. Profit orientation of microfinance institutions and provision of financial capital to business start-ups // International Small Business Journal. – 2016. – № 34(4). – p. 532–552. – doi: https://doi.org/10.1177/0266242615570401.
32. Singh J, Dutt P, Adbi A. Microfinance and entrepreneurship at the base of the pyramid // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2022. – № 16. – p. 3–31. – doi: https://doi.org/10.1002/sej.1394.
33. Weinzimmer L., Nystrom P., Freeman S. Measuring Organizational Growth: Issues, Consequences and Guidelines // Journal of Management. – 1998. – № 24(2). – p. 235–262.
34. Wry T., Zhao E. Taking trade-offs seriously: examining the contextually contingent relationship between social outreach intensity and financial sustainability in global microfinance // Organization Science. – 2018. – № 29(3). – p. 507–528. – doi: http://dx.doi.org/10.1287/orsc.2017.1188.
35. Yarazyan A., Tshughuryan A. Information providing issues in microfinance effectiveness Assessment // Статистика и Экономика. – 2015. – № 4. – p. 95–99.
36. Zizlavsky O. Approaches to innovation process assessment: complex results from an exploratory investigation // International Journal of Engineering Business Management. – 2015. – № 7. – p. 1–16. – doi: https://doi.org/10.5772/6205.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:20