Анализ факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса

Ветлугин Д.Д.1
1 Дальневосточный федеральный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Ветлугин Д.Д. Анализ факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – doi: 10.18334/epp.14.8.121162.

Аннотация:
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы терминологии «результативность микрофинансирования», представленобзор существующих подходов к определению и оценке результативности микрофинансовых организаций. Необходимость рассмотрения социальной результативности микрофинансирования обусловлена наличием ряда проблем в сложившейся практикепредоставления микрозаймов компаниям малого и среднего бизнеса. В статье показано, что неоднородность компаний-заемщиков затрудняет принятие решений менеджерами микрофинансовых организаций о предоставлении финансовой поддержки тому ли иному заемщику. Это в свою очередь приводит к ложноположительной результативности микрофинансирования. На основании систематического обзора и критического анализа литературы по проблематике исследования представлен авторский подход к измерению социальной результативности микрофинансирования, а также выявлены влияющие на неёфакторы институциональной среды и характеристики компаний. Результаты данной статьи могут быть использованы менеджерами микрофинансовых организаций для принятия функциональных решений о выдаче микрозаймов компаниям малого и среднего бизнеса, а также стать отправной точкой к появлению качественно новых исследований результативности микрофинансирования, с точки зрения их социальной цели

Ключевые слова: микрофинансирование,оценка результативности, факторы результативности, компании малого и среднего бизнеса

JEL-классификация: D81, G32, L25



Введение

За последние десятилетия значимым источником финансовой поддержки компаний малого и среднего бизнеса стало микрофинансирование. Оно представляет собой ряд финансовых услуг, в первую очередь микрозаймы, для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которым по тем или иным причинам недоступны (или не подходят) другие инструменты финансирования. Концепт микрофинансирования основан на предпосылке, что ключевым ограничением для новых компаний, особенно в развивающихся странах, является стартовый капитал [6, 7, 15, 27]. Предоставляя доступ к капиталу населению с низкими доходами и субъектам МСП, микрофинансирование позволяет им раскрыть (реализовать) свои предпринимательские возможности [18] или развить существующую компанию [17].

Несмотря на потенциальные возможности микрофинансирования, ряд исследователей отмечает низкую социальную результативность микрофинансовых организаций (МФО) ввиду несовершенных внутренних процессов управления, а именно алгоритмов принятия решений о предоставлении финансовой поддержки той или иной компании. Это в свою очередь приводит к тому, что МФО финансируют те компании, которые заведомо не способны продемонстрировать устойчивое развитие, что в свою очередь не приводит к росту экономики [9, 26].

В то же время на данный момент не существует четких критериев понятия результативности микрофинансирования, что отражается в различных подходах авторов к ее оценке. В свою очередь, на результативность микрофинансирования могут влиять различные факторы, учитываемые при принятии МФО решения о предоставлении денежных средств.

Цель данной работы – определить, что понимается под результативностью МФО, как она измеряется, а также выявить факторы, которые ее определяют.

Научная новизна данного исследования заключается в предложенном автором подходе к понятию и измерению социальной результативности микрофинансирования, а также выявлении и операционализации влияющих на нее факторов на этапе входа.

В процессе исследования применялся системный подход, контент-анализ, общенаучные методы (обобщение, анализ, синтез).

Подходы к оценке результативности микрофинансирования

В основе управления любой организацией, независимо от ее типа собственности и сферы деятельности, лежит оценка и анализ результативности ее деятельности, которая отражает достижение поставленных целей. Значимость данного инструмента для менеджеров обусловлена необходимостью оценки конкретных действий компаний для повышения эффективности ее функционирования. В связи с этим, результативность выступает конечной зависимой переменной (критерием оценки) многочисленных исследований в области менеджмента.

Федотов Ю.В. отмечает, что в исследованиях по экономике и менеджменту, как правило, анализируются отдельные процессы, осуществляемые организациями, которые описываются определенным набором характеристик, рассматриваемых как параметры или переменные их деятельности [4]. По мнению О. Зизлавского нельзя управлять тем, что не поддается измерению [36]. М. Лейер и его коллеги утверждают, что измерение результативности процесса позволяет определить его слабые стороны и предпринять корректирующие меры, направленные на его улучшение [23].

Таким образом оценка результативности варьируется как в зависимости от изучаемого объекта, так и от применяемых показателей. В данной работе мы рассматриваем процесс предоставления микрозаймов как типичный процесс МФО, связанный с принятием решений.

В основе ряда работ ученых в области стратегического менеджмента лежит тезис о том, что МФО являются гибридными, поскольку они выполняют «двойную миссию» (double bottom line), преследуя как социальные, так и финансовые цели – создание социальной ценности и достижение финансовой эффективности [5, 11, 13, 34, 21]. В связи с этим принято различать их экономическую и социальную результативность.

В теории управления организацией основными критериями выступают показатели достижения целей ее деятельности и показатели прибыли. Получение прибыли, обеспечивающей финансовую самодостаточность для устойчивого роста, выступает показателем экономической результативности МФО, отражая ее «самоэффективность» (self-efficacy) как предпринимательской структуры, что в большей степени отражает цель деятельности коммерческих организаций. В свою очередь И. Адизес отмечает, что «фокусом некоммерческой организации должно быть её функционирование в обществе, а затем – та ценность, которую она должна создавать» [1, с. 31]. В существующей литературе под социальной результативностью микрофинансирования обычно понимается сокращение бедности, путем повышения предпринимательской активности населения, и охват МФО, то есть количество активных заемщиков [28, 31]. Однако, измерение результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса на основе лишь числа обслуживаемых субъектов МСП видится недостаточным. Такой подход не позволяет оценить вклад микрофинансирования в экономическое развитие заемщиков, а также упускает возможную неоднородность показателей и результатов хозяйственной деятельности на уровне отдельной компании.

При проведении анализа и оценки результативности МФО важным аспектом выступает необходимость выбора конкретных показателей, выражающих результаты, к которым стремится МФО. По данному вопросу в существующей литературе имеется несколько концептуальных решений, которые автором сводятся к подходу, основанному на показателях роста компании-заемщика.

Разные исследователи используют различные подходы для определения роста и развития компании, в зависимости от изучаемой области и цели исследования. Считается, что компания добивается успеха, если показатели ее деятельности демонстрируют положительную динамику. Наиболее известными обзорами детерминантов, используемых при эмпирическом измерении организационного роста, являются работы Ф. Дельмара [20], Л. Вайнциммера [33] и П. Дэвидссона [19].

Л. Вайнциммер и его коллеги, на основе анализа 35 статей, опубликованных в ведущих журналах по предпринимательству за период 1981–1992 гг., приходят к выводу, что в 83% исследований используется показатель продаж (выручки) для измерения роста компании, еще в 17% – количество сотрудников [33]. Этот вывод согласовывается с работой Ф. Дельмара [20], в которой рассматриваются 55 эмпирических исследований, опубликованных за период 1981–1992 гг. в таких журналах как Journal of Business Venturing и Entrepreneurship Theory and Practice. Позже, исследователи в области менеджмента добавили смысловую нагрузку в выбор этих показателей, отмечая, что рост выручки и занятости в компании демонстрируют наилучшую валидность и могут быть использованы в различных отраслевых и страновых контекстах [20, 24]. В свою очередь, П. Дэвидссон и его коллеги, используя теоретические аспекты ресурсно-ориентированной теории, утверждают, что «рост компании обычно начинается с достижения достаточного уровня рентабельности, который в дальнейшем становится их конкурентным преимуществом» [19]. На основе анализа 3717 австралийских и 2455 шведских компаний за период 1995–2000 гг. авторы доказывает, что те из них, что демонстрируют высокие показатели рентабельности с большей вероятностью достигнут роста, чем низкорентабельные.

Актуальность выше представленных выводов подтверждается работой К. Бен-Хафайеда и А. Хамелин [14]. Проведя репликационное исследование (повторяя исследование) П. Дэвидссона, авторы проанализировали случайную выборку из 2640 фирм 28 стран Евросоюза за период 2011–2019 гг. В качестве переменных авторы использовали общий рост выручки и числа сотрудников, а также показатели рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельности активов (ROA) для оценки прибыльности фирм. Результаты К. Бен-Хафайеда и А. Хамелин подтверждают основные выводы П. Дэвидссона и его коллег о надежности использования этих показателей для оценки роста компании. Кроме того, сопоставимость и значимость этих результатов выдерживает критику Ф. Дельмара о том, что «большинство исследователей рассчитывают свой набор показателей, в целях упорядочения данных таким образом, чтобы можно было получить максимально возможное объяснение зависимой переменной… в то время как выбор тех или иных показателей роста дает разные результаты даже при тестировании на одних и тех же данных» [20, с. 207].

Л. Ахтенхаген и ее коллеги отмечают, что выбор и применение переменных роста компании должны основываться на теоретических рассуждениях, лежащих в основе исследования; являться переменной результата, а не промежуточной детерминантой; быть значимыми для практики; учитывать неоднородность компаний и подвергаться критическому осмыслению [8]. Следуя представленным выше авторам, мы ограничиваем наш круг показателей выручкой, рентабельностью и количеством сотрудников, а также альтернативной переменной – суммой уплаченных налогов. Во-первых, эти переменные представляют собой стандартизированные и сопоставимые данные о развитии и расширении компании. Во-вторых, результаты анализа будут полезны менеджерам МФО, для которых представляет интерес мониторинг показателей роста компаний-заемщиков для оценки результативности своей организации. Акцент на увеличение налоговых платежей и рост занятости является целенаправленным и обусловлен экономическим эффектом для государства и экономики от использования средств микрозайма компаниями малого и среднего бизнеса.

Таким образом, по нашему мнению, результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса (социальная результативность) должна измеряться количественным охватом заемщиков, а также воздействием займов, предоставляемых на финансирование новых или развитие существующих компаний, которое измеряется динамикой показателей выручки, рентабельности, количеством сотрудников и суммой уплаченных налогов до и после получения микрозайма.

В основу авторского определения заложено то, что результативность микрофинансирования определяется динамикой показателей компаний-заемщиков. Изучение существующих исследований относительно анализа и оценки результативности МФО через сравнение показателей роста ее заемщиков позволил сделать вывод о том, что на практике преимущественно применяются два подхода:

1 Динамический подход – оценка достигнутого состояния компаний-заемщиков МФО: проведение оценки отобранных показателей результатов деятельности в динамике за сопоставимый период времени в контексте «вход – выход», то есть до и после получения микрозайма.

2 Подход на основе бенчмаркинга – сравнительный анализ показателей результатов компаний-заемщиков, путем выявления наиболее эффективных (эталонных) единиц в контексте «вход – выход».

Представленные подходы характеризуются внедрением процессного подхода к оценке результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса в контексте выделения элементов «вход – процесс – выход». В контексте данной работы, входные показатели включают в себя характеристики заемщика, которые могут повлиять на принятие решения МФО о выдаче займа, в контексте ее стратегических целей; показатели процесса отражают принятие решения о предоставлении финансовой поддержки компании-заемщику и использование заемных средств субъектами МСП; показатели результатов будут иметь значение для оценки результативности микрофинансирования той или иной компании-заемщика: выживаемость компании и динамика ее показателей роста.

Отметим, что не все субъекты МСП добиваются успеха, демонстрируя рост бизнеса. Неоднородность воздействия микрозаймов на показатели роста заемщиков ставит вопрос о том, на основании каких условий, с помощью какого рода/набора факторов определяется принятие решений МФО, касающихся финансовой поддержки той или иной компании, и какие из них (условия, факторы) обеспечивают их наибольшую эффективность.

Факторы, влияющие на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса

В существующей литературе нет единого взгляда на то, какие детерминанты могли бы предопределять принятие решения МФО о предоставлении микрозайма той или иной компании и потенциальную продуктивность его использования. Проанализировав имеющиеся подходы к определению факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса, можно отметить, что в большинстве научных работ по данной проблематике затрагиваются различные составляющие (табл. 1).

Таблица 1. Операционализация факторов, влияющих на результативность микрофинансирования

Название подхода
Примеры использования (авторы, год)
Страна, характеристика исследования
Фактор
Институциональный подход (предполагает влияние правил, норм, регулирования и практики управления на стратегию поведения МФО, ее бизнес-модель)
Солодухина А.В., 2014 [3]
Россия Контекстное исследование
- Наличие институциональных пустот
Чакрабарти С., Басс Э., 2014 [16]
Межстрановое исследование 280 МФО в 59 странах
- Наличие институциональных пустот
Шахрияр А., Шварц С., Ньюман А., 2016 [31]
Межстрановое исследование 198 МФО в 65 странах
- Институциональная логика и статус МФО
Аулт Дж., 2016 [12]
Межстрановое исследование
2679 МФО в 123 странах
- Институциональная логика и институциональный контекст
Канаев А.В., Канаева О.В., 2019 [2]
Россия теоретическое исследование
- Наличие институциональных пустот
Милана С., Ашта А., 2020 [25]
Межстрановое контекстное исследование
- Институциональная логика и статус МФО
Стратегический подход (предполагает влияние характеристик заемщика на продуктивность использования предоставленной ссуды)
Хавул С., Чавес Х., Брутон Г., 2013 [22]
Гватемала 57 интервью (22 с руководителями компаний -заемщиками МФО, 35 с руководителями МФО)
- Пол руководителя
- Величина капитала
Яразян А.Т., Джугурян А.Г., 2015 [35]
Межстрановое теоретическое исследование
- Количество компаний-заемщиков
- Количество сотрудников
- Величина выручки
- Вид экономической деятельности
Сингх Д., Датт П., Адби А., 2022 [32]
Шри-Ланка 40 574 компаний – заемщиков МФО
- Тип субъекта предпринимательства (начинающий, устоявшийся)
- Вид экономической деятельности субъекта предпринимательства (традиционные и предпринимательские)
- Цель получения микрозайма
Семегн А., Бишной Н., 2021 [30]
Эфиопия
340 компаний – заемщиков МФО
- Возраст компании
- Размер компании
- Количество сотрудников
- Величина активов
- Величина выручки
- Величина прибыли
- Вид экономической деятельности
- Пол руководителя
- Размер и срок займа
Андриани Л., Лал С., Калам А., 2022 [10]
Индия 14 интервью с предпринимателями компаний – заемщиков МФО
- Пол руководителя
Кристиан С., Джинг А., Конор О., 2024 [29]
Гана 1000 компаний – заемщиков МФО
- Возраст компании
- Пол руководителя
Источник: составлено автором

Ряд исследователей в перечень факторов, влияющих на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса, включают аспекты институциональной макросреды, в которой функционируют МФО. Другие уделяют внимание характеристикам заемщиков в попытке объяснить почему одни компании, получившие микрозаём, достигают высоких показателей деятельности, в то время как другие терпят неудачу. Таким образом, можно выделить две основные позиции авторов в отношении факторов, влияющих на социальную результативность микрофинансирования:

- результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса ex ante определяется институциональными условиями, которые определяют поведение МФО;

- результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса ex ante определяется характеристиками компании-заемщика.

Среди институциональных факторов, большинство исследователей менеджмента, выделяют в первую очередь статус (организационно-правовую форму) МФО и доминирующую в ней институциональную логику. [1] То есть, это факторы, которые напрямую влияют на практику кредитования (бизнес-модель) и стратегический выбор МФО. Отмечается, что некоммерческие МФО в первую очередь руководствуются логикой развития и преследуют социальные цели. Напротив, коммерческие МФО ориентируются на рыночную логику, максимизируя собственную прибыль. Иначе говоря, в отличии от некоммерческой формы микрофинансирования, с особыми формальными требованиями к деятельности МФО, доминирующая рыночная логика побуждает частные МФО оценивать только вероятность возврата денежных средств и процентов за их использование, без увязки на продуктивность самой ссуды для заемщика (социально-экономическое воздействие с точки зрения результатов деятельности МСП). Некоторые авторы уделяют особое внимание наличию институциональных пустот (несовершенство формальных правил) на рынке микрофинансирования.

Таким образом, предполагается, что институциональные факторы макро- (правила и нормы) и мезоуровня (правовой статус) связаны с результативностью микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса за счет того, что они определяют стратегию МФО, сегмент займов (потребительское или предпринимательское кредитование), а также определяют условия ведения микрофинансовой деятельности, например устанавливают допустимую процентную ставку и сумму займа.

Авторы второго направления исследований, сравнившие компании, получившие финансовую поддержку в МФО, выделив их общие детерминанты положительных результатов, обращают внимание на то, что результативность микрофинансирования в основном определяется характеристиками компании-заемщика. При этом перечень характеристик разными авторами видится по-своему. Наиболее часто упоминаются такие факторы как возраст компании и ее различные финансовые показатели. Исследователи также часто используют при анализе такие параметры, как вид экономической деятельности (отрасль) компании, численность сотрудников и пол руководителя.

Таким образом, обзор литературы позволил выявить контрольные переменные (входные данные), влияющие на результативность МФО (выходные данные). Так, существует отрицательное влияние коммерческого статуса МФО на показатели количественного охвата заемщиков. В свою очередь, характеристики компаний имеют разнонаправленный эффект на продуктивность использования ссуды, причем некоторые исследователи получили различные коэффициенты по одним и тем переменным. Так, например, в одних исследованиях возраст компании-заемщика оказывает отрицательное влияние на показатели ее роста, в то время как в других – положительное. При этом ряд авторов справедливо утверждают, что различия в полученных результатах могут быть обусловлены спецификой анализируемых компаний: отраслью деятельности и макроэкономическими условиями региона и (или) страны, в котором они функционируют.

Как показал анализ существующих исследований, практически отсутствуют работы отечественных ученых, а также практика изучения результативности микрофинансирования в России. За рубежом, в связи с существенным интересом к микрофинансированию и его влиянию на развитие заемщиков, имеется достаточно большое число исследований, затрагивающих, в том числе, само понятие «результативность микрофинансирования» и обуславливающие ее факторы, которые должны учитываться при принятии дальнейших решений.

Тем не менее необходимо отметить, что существующие исследования факторов результативности МФО носят фрагментарный характер: отсутствует единый подход к набору переменных, влияющих на социальную результативность микрофинансирования; слабо изучена отраслевая специфика компаний-заемщиков, что нарушает причинно-следственную связь между факторами на «входе» и показателями роста на «выходе». Кроме того, по мнению автора, недостаточно внимания уделяется корпоративному управлению и имиджу руководителей компаний, как факторам, влияющим на успех бизнеса.

Таким образом по вопросу комплексной оценки результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса еще не сложилось какой-либо устойчивой теоретической базы. Это обусловлено ограниченным количеством исследований влияния микрофинансирования на деятельность субъектов МСП, в частности ввиду недостаточности детализированных данных о показателях их деятельности. Большинство работ по данной проблематике редко выходили за рамки изучения среднего воздействия микрозаймов, то есть сводились к изучению того какое влияние микрофинансирование оказывает на рост и развитие компаний-заемщиков.

Анализ и последующее объединение взглядов различных ученых, по проблематике исследования, позволил сформулировать определение социальной результативности микрофинансирования на основе анализа динамики показателей-индикаторов роста компаний-заемщиков и операционализировать предопределяющие ее факторы. Влияние представленных детерминант должно учитываться при проведении оценки результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса и закладываться в алгоритм принятия решений менеджерами МФО о предоставлении финансовой поддержки той или иной компании. Это позволит повысить социальную результативность МФО и создаваемую ею ценность для общества, предоставляя микрозаймы компаниям, способным продемонстрировать рост и внести вклад в экономический рост региона/страны.

Заключение

В данном исследовании были рассмотрены существующие исследования по микрофинансированию и предпринимательству, которые сосредоточены на двух основных темах: результативность микрофинансирования и факторы, влияющие на показатели результативности микрофинансирования. Современные ученые в области менеджмента рассматривают МФО как гибридные организации с двойной миссией. Данная работа посвящена изучению социальной результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса. Авторский подход к данному определению построен на критическом анализе трактовок авторитетных исследователей, а также целесообразности сведения оценки результативности МФО к измерению показателей-индикаторов роста компаний-заемщиков.

Обзор существующих исследований позволил определить две широкие группы факторов (входные данные), влияющие на результативность микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса (показатели выхода): институциональные факторы и характеристики заемщика. При этом отмечается, что рассмотренные работы носят фрагментарный характер: отсутствует единый подход к отбору факторов, некоторые переменные дают разнонаправленные коэффициенты на разных выборках. Кроме того, практически отсутствует практика изучения результативности микрофинансирования в России – большинство работ в данной области выполнено зарубежными учеными.

Результаты данного исследования направлены на понимание выбора контрольных переменных, отражающих результаты МФО, а также отбора факторов, определяющих ее результативность. Отмечается, что в современных исследований отсутствует комплексный подход к оценке результативности микрофинансирования компаний малого и среднего бизнеса, учитывающий причинно-следственную связь между факторами на «входе» и показателями результативности на «выходе», что определяет вектор для будущих исследований. Использование комплексной оценки позволит расширить существующие подходы и методы изучения результативности МФО, а полученные результаты выступят основой алгоритма принятия функциональных решений менеджерами МФО о предоставлении финансовой поддержки той или иной компании, то есть обеспечивающих достижение ее стратегической цели.

[1] Под институциональной логикой мы подразумеваем воспринимаемые как должное формальные и социальные предписания, которые представляют собой понимание того, что является законными целями деятельности той или иной организации и как их можно преследовать.


Источники:

1. Адизес И. Управление изменениями без потрясений и конфликтов. - М.: Альпина Паблишер, 2024. – 260 c.
2. Канаев А. В., Канаева О. А. Устойчивый банкинг: концептуализация и практика реализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. – 2019. – № 35(3). – c. 448–479.
3. Солодухина А. В. Микрофинансовый рынок в России: институциональные провалы в сегменте «Займы до зарплаты» и задачи мегарегулятора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2015. – № 4. – c. 115–151.
4. Федотов Ю. В. Измерение эффективности деятельности организации: особенности метода DEA (анализа свертки данных) // Российский журнал менеджмента. – 2012. – № 10(2). – c. 51–62.
5. ЧичуленковД. А. Типы и направления повышения эффективности микрофинансовых организаций // Финансовые рынки и банки. – 2020. – № 2. – c. 77–85.
6. Щурина С. В. Развитие микрофинансирования и повышения доступности микрозаймов для субъектов хозяйствования // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14(3). – c. 121–130.
7. Ярыгина И. З., Высоков Д. А. Микрофинансирование как фактор развития экономики: мировой опыт // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 14(5). – c. 51–63.
8. Achtenhagen L., Naldi L., Melin L. «Business growth» – do practitioners and scholars really talk about the same thing? // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2010. – № 34(2). – p. 289–316. – doi: https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2010.00376.x.
9. Alvarez S. A., Barney J. B. Entrepreneurial Opportunities and Poverty Alleviation // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2014. – № 38(1). – p. 159–184. – doi: https://doi.org/10.1111/etap.12078.
10. Andriani L., Lal S., Kalam A. Entrepreneurial activities and women empowerment in rural India between microfinance and social capital // Strategic Change. – 2022. – № 31(2). – p. 227–237. – doi: https://doi.org/10.1002/jsc.2492.
11. Ashta A., Hudon M. The compartamos microfinance IPO: Mission conflicts in hybrid institutions with diverse shareholding // Strategic Change. – 2012. – № 21. – p. 331–341. – doi: https://doi.org/10.1002/jsc.1912.
12. Ault J. An institutional perspective on the social outcome of entrepreneurship: Commercial microfinance and inclusive markets // Journal of International Business Studies. – 2016. – № 47. – p. 951–967. – doi: https://doi.org/10.1057/jibs.2016.18.
13. Battilana J., Dorado S. Building sustainable hybrid organizations: The case of commercial microfinance organizations // Academy of Management Journal. – 2010. – № 53(6). – p. 1419–1440. – doi: https://doi.org/10.5465/amj.2010.57318391.
14. Ben-Hafaïedh C., Hamelin A. Questioning the Growth Dogma: A Replication Study // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2023. – № 47(2). – p. 628–647. – doi: https://doi.org/10.1177/10422587211059991.
15. Bruton G.D., Khavul S., Chavez H. Microlending in emerging economies: Building a new line of inquiry from the ground up // Journal of International Business Studies. – 2011. – № 42(5). – p. 718–739. – doi: https://doi.org/10.1057/jibs.2010.58.
16. Chakrabarty S., Bass A. Encouraging Entrepreneurship: Microfinance, Knowledge Support, and the Costs of Operating in Institutional Voids // Thunderbird International Business Review. – 2013. – № 55. – p. 545–562. – doi: https://doi.org/10.1002/tie.21569.
17. Chen J., Chang A. Y., Bruton G. D. Microfinance: Where are we today and where should the research go in the future? // International Small Business Journal. – 2017. – № 35(7). – p. 793–802. – doi: https://doi.org/10.1177/0266242617717380.
18. DavidH., Mosley P. Finance Against Poverty: Volume 1 (1st ed.). Routledge. – 1996. – 240 p. – DOI: https://doi.org/10.4324/9780203980132
19. Davidsson P., Steffens P., Fitzsimmons J. Growing profitable or growing from profits: Putting the horse in front of the cart? // Journal of Business Venturing. – 2009. – № 24. – p. 388–406. – doi: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1263088.
20. Delmar F. Measuring growth: Methodological considerations and empirical results // Entrepreneurship and SME research: On its way to the new millennium: Aldershot, U.K.: Ashgate. Aldershot, 1997. – p. 199–216.
21. Hudon M., Labie M., Reichert P. What is a Fair Level of Profit for Social Enterprise? // Journal of Business Ethics. – 2020. – № 162(3). – p. 627–644. – doi: https://doi.org/10.1007/s10551-018-3986-z.
22. Khavul S., Chavez H., Bruton G. When institutional change outruns the change agent: The contested terrain of entrepreneurial microfinance for those in poverty // Journal of Business Venturing. – 2013. – № 28(1). – p. 30–50. – doi: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2012.02.005.
23. Leyer M., Heckl D., Moormann J. Process PerformanceMeasurement // Handbook on Business Process Management 2: International Handbooks on Information Systems.Springer, Berlin, Heidelberg. 2015. – p. 227 – 241.
24. McKelvie A., Wiklund J. Advancing Firm Growth Research: A Focus on Growth Mode Instead of Growth Rate // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2010. – № 34(2). – p. 261–288. – doi: https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2010.00375.x.
25. Milana C., Ashta A. Microfinance and financial inclusion: Challenges and opportunities // Strategic Change. – 2020. – № 29. – p. 257–266. – doi: https://doi.org/10.1002/jsc.2339.
26. Newman A., Schwarz S., Ahlstrom D. Microfinance and entrepreneurship: An introduction // International Small Business Journal. – 2017. – № 35(7). – p. 787–792. – doi: https://doi.org/10.1177/0266242617719314.
27. Roodman D. Armageddon or adolescence? Making sense of microfinance’s recent travails // Microfinance 3.0: Reconciling Sustainability with Social Outreach and Responsible Delivery: Heidelberg: Springer. Heidelberg, 2013. – p. 13–40.
28. Rosenberg R. Core performance indicators for microfinance. - CGAP: Washington, DC, 2009. – 32 p.
29. Sarfo C., Zhang J., O’Kane C., O’Kane P. Perceived value of microfinance and SME performance: The role of exploratory innovation // International Journal of Innovation Studies. – 2024. – № 8(2). – p. 172–185. – doi: https://doi.org/10.1016/j.ijis.2024.02.003.
30. Semegn A., Bishnoi N. Analysis of Effect of Microfinance on the Performance of MSEs in Amhara National Regional State, Ethiopia // The Journal of Entrepreneurship. – 2021. – № 30(1). – p. 153–178. – doi: https://doi.org/10.1177/0971355720974822.
31. Shahriar A., Schwarz S., Newman A. Profit orientation of microfinance institutions and provision of financial capital to business start-ups // International Small Business Journal. – 2016. – № 34(4). – p. 532–552. – doi: https://doi.org/10.1177/0266242615570401.
32. Singh J, Dutt P, Adbi A. Microfinance and entrepreneurship at the base of the pyramid // Strategic Entrepreneurship Journal. – 2022. – № 16. – p. 3–31. – doi: https://doi.org/10.1002/sej.1394.
33. Weinzimmer L., Nystrom P., Freeman S. Measuring Organizational Growth: Issues, Consequences and Guidelines // Journal of Management. – 1998. – № 24(2). – p. 235–262.
34. Wry T., Zhao E. Taking trade-offs seriously: examining the contextually contingent relationship between social outreach intensity and financial sustainability in global microfinance // Organization Science. – 2018. – № 29(3). – p. 507–528. – doi: http://dx.doi.org/10.1287/orsc.2017.1188.
35. Yarazyan A., Tshughuryan A. Information providing issues in microfinance effectiveness Assessment // Статистика и Экономика. – 2015. – № 4. – p. 95–99.
36. Zizlavsky O. Approaches to innovation process assessment: complex results from an exploratory investigation // International Journal of Engineering Business Management. – 2015. – № 7. – p. 1–16. – doi: https://doi.org/10.5772/6205.

Страница обновлена: 03.06.2024 в 22:59:36