Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 37
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (95), Ноябрь 2014
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22616235
Цитирований: 37 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Представлена систематизация факторов, влияющих на инновационное развитие предприятий. Выделенные факторы оказывают значительное воздействие на инновационную деятельность, ускоряя или замедляя ее, и могут быть учтены для построения эффективной методики инновационного развития предприятий.
Ключевые слова: менеджмент, инновационная активность, инновационное развитие, ресурсы, инфраструктура, стратегия, факторы, правовая база, инновационный климат
В современном мире в условиях резкого изменения бизнес-среды, окружающей предприятия, и жесточайшей конкурентной борьбы единственным условием выживания предприятий становится их инновационное развитие.
Только активность принесет плоды
Понимая значимость инноваций, органы государственной власти реализуют основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы, разрабатывают стратегии дальнейшего развития.
В частности, в декабре 2011 г. Правительством России был принят один из основополагающих документов – Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития.
Помимо этого в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. постулируется, что страна не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут ли достигнуты сформулированные в Концепции цели, зависит от инновационной активности предприятий всех отраслей в условиях сложной и нестабильной внешней среды [6].
По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия – 79,9%, Япония – 69%, Канада – 65%, Китай – 33%, США – 22%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 30–50 %. Для России в 2010 г. он составил всего 9,5% [3].
Необходимо учесть, что инновационно-активные предприятия в России существенно отличаются от зарубежных, работающих в условиях высокой конкуренции на насыщенном качественной продукцией рынке. Россия заметно отстает от стандартов качества, существующих в развитых странах. Зачастую новая продукция отечественных предприятий является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует значительных затрат и усилий.
В связи с этим для повышения инновационной активности предприятий, а также для достижения намеченных показателей инновационного развития экономики России необходимо совершенствовать меры стимулирования инновационной активности организаций.
Особенно актуальной задачей при этом является формирование благоприятного инновационного климата для постоянного и целенаправленного осуществления научной и научно-технической деятельности, внедрения полученных результатов в хозяйственную практику.
Для того чтобы определить, как сформировать благоприятный инновационный климат, необходимо провести анализ и систематизацию факторов, влияющих на инновационное развитие.
В ходе исследования факторы были сгруппированы и выделены в следующих аспектах (см. рис.):
Рис. Факторы, влияющие на инновационное развитие предприятий
Высокая марка обновления
Факторами, определяющими инновационное развитие, согласно научно-технологическому и образовательному аспекту, могут являться:
1. Значительный научно-образовательный потенциал, представленный:
а) сетью академических институтов и национальными исследовательскими университетами, проводящими фундаментальные исследования и прикладные разработки в интересах участников инновационной деятельности;
б) наличием высшего, среднего профессионального образования с широким набором специальностей и учебных заведений;
в) наличием высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы непрерывного образования, программ переподготовки и повышения квалификации;
г) наличием в вузах высококвалифицированного педагогического персонала;
д) развитой научной инфраструктурой вузов (мощная научно-исследовательская база: кафедры, учебно-научные базы, институты, научные центры, лаборатории, центры коллективного пользования, исследовательские центры;
е) малыми инновационными предприятиями при вузах в целях применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;
ж) инновационным потенциалом вузов: наличием патентов и результатов, способных к правовой охране, публикаций результатов исследований в ведущих российских и зарубежных научных журналах, научной периодике, индексируемой Web of Science, Scopus и РИНЦ;
з) уровнем развития системы образования, соответствующим мировым и федеральным государственным образовательным стандартам.
2. Взаимодействие образовательных учреждений высшего, среднего специального образования с:
а) профильными предприятиями;
б) ведущими отечественными и зарубежными вузами с целью проведения совместных исследований и экспериментов, международных и российских форумов, научно-технических выставок, ярмарок, сотрудничества по программам академической мобильности для студентов и преподавателей, научных стажировок аспирантов, молодых ученых и научных работников, по проведению симпозиумов и конференций, изданию научных монографий и журналов, учебников и учебных пособий, выполнению научных проектов при поддержке отечественных, зарубежных и международных фондов и программ;
в) со школами в рамках проведения профориентационной работы с учащимися для привлечения их для обучения по специальностям отрасли и с преподавателями с целью усилить общий потенциал среды молодых ученых через повышение квалификации.
3. К нормативно-правовому аспекту относится наличие актуальной нормативно-правовой базы, способствующей:
а) развитию инновационной деятельности: закон об инновационной деятельности, стратегии развития отраслей, целевые программы развития инновационной деятельности, программы инновационного развития предприятий и др.;
б) содействию патентной и лицензионной деятельности, улучшению ситуации с управлением интеллектуальной собственностью в организациях и предприятиях;
в) формированию и развитию эффективных механизмов государственно-частного партнерства и устранению административных барьеров, реализации программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.
4. К организационному аспекту можно отнести следующие факторы:
а) внедрение современных методов управления производством и процессами на предприятиях и организациях;
б) использование модели аутсорсинга;
в) формирование корпоративных механизмов и структур, способствующих созданию и внедрению инноваций.
5. В рамках институционального аспекта можно выделить следующие факторы:
а) функционирование институтов развития;
б) развитая образовательная, научно-техническая и инновационная инфраструктура;
в) развитая жилищная, социальная, инженерная, транспортная, энергетическая инфраструктура территории предприятий и организаций, объектов инновационной инфраструктуры.
6. Производственный аспект объединяет следующие факторы:
а) развитая система менеджмента качества;
б) производственно-технологическая база предприятий и организаций, соответствующая современным требованиям по производительности, надежности, способности функционировать в информационной среде на отраслевом уровне и обеспечивающая эффективный контроль качества производимой продукции;
в) развитая промышленная инфраструктура предприятий: научные лаборатории; конструкторские подразделения, испытательные комплексы и др.;
г) состояние основных фондов и уровень их износа;
д) обеспеченность предприятий необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимыми природными ресурсами, территориями и возможностями энергетики для дальнейшего развития предприятий в рамках участия их в объектах инновационной инфраструктуры;
е) динамика объемов производства;
ж) общее число рабочих мест на предприятии;
з) стимулирование диверсификации производства предприятий;
и) реализация программ технического перевооружения и модернизации производства, программ освоения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий), программ освоения и внедрения новых технологий на производстве, в том числе программ повышения экологичности производства.
7. В аспект кооперации и сотрудничества могут входить такие факторы, как:
а) сотрудничество предприятий определенной отрасли с ведущими профильными высшими и средними учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями;
б) участие вузов и промышленных предприятий в деятельности технологических платформ, создаваемых и поддерживаемых на федеральном уровне;
в) кооперация предприятий и научно-образовательных учреждений с российскими и зарубежными партнерами, с научными и образовательными организациями, институтами развития и организациями инновационной инфраструктуры, финансовыми институтами, с компаниями малого и среднего бизнеса.
8. К кадровому и социальному аспекту можно отнести следующие факторы:
а) обеспеченность предприятий работниками с разным уровнем образования и квалификацией;
б) численность населения;
в) численность занятых на предприятиях отрасли (основные производственные рабочие, вспомогательные рабочие, руководители, специалисты и служащие);
г) организованная система соцзащиты и доступа работников предприятий и организаций ко всем необходимым социальным услугам;
д) обеспечение безопасных и здоровых условий труда (экологичность процесса производства и утилизации отходов, состояние общественной безопасности);
е) развитая система подготовки и повышения квалификации кадров;
ж) обеспечение эффективной системы мотивации и стимулирования труда работников, механизмов стимулирования креативности студентов, аспирантов, сотрудников предприятий и организаций, в том числе участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;
з) разный возрастной состав работников предприятий и организаций, проведение работы по омоложению кадрового состава, закреплению и снижению оттока молодых специалистов.
9. Маркетинговый аспект объединяет факторы:
а) востребованность продукции внутренним и зарубежным рынком;
б) объем государственного заказа;
в) емкость рынка;
г) доля предприятий отрасли на соответствующем сегменте рынка;
д) уровень конкурентоспособности предприятия отрасли, уровень конкуренции на рынках и темпы роста рынков.
10. Экономический и финансовый аспект объединяет следующие факторы:
а) финансовая поддержка инновационного развития, оказанная из федерального и регионального бюджета городскими, краевыми администрациями, фондами поддержки научной деятельности, фондами содействия развитию малых форм предприятий;
б) устойчивое финансовое состояние предприятий;
в) состояние инвестиционного климата;
г) уровень развития частно-государственного партнерства;
д) развитие лизинга малых и средних предприятий.
11. К информационному аспекту можно отнести следующие факторы:
а) особый режим обмена информацией и защиты передаваемых сведений при участии в международной научно-технической кооперации;
б) внедрение информационных технологий в управление производством;
в) обеспечение доступности информации о деятельности объектов инновационной инфраструктуры;
г) использование современных информационных технологий в деятельности предприятий.
Выводы
1. Проведенная систематизация позволяет выделить совокупность факторов, влияющих на инновационное развитие.
2. Выявленные факторы оказывают значительное воздействие на предприятия и способствуют деятельности или замедляют ее, в том числе и инновационную.
3. В дальнейшем для построения эффективной методики инновационного развития предприятий необходимо выделить ключевые действующие факторы, способствующие инновационному прорыву, учитывая региональные и отраслевые особенности, что даст возможность строить эффективную стратегию роста инновационной активности на основе анализа и устранения «узких мест».
Источники:
2. Белякова Г.Я. Conception of social and economic systems modernization: essence and basic models / Л.Р. Батукова, Г.Я. Белякова // Креативная экономика, 2011. – № 10.
3. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: Сборник статей. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. – 472 с.
4. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р / Правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Тодосийчук А. Наука, образование и инновации – основные факторы экономического роста и социального прогресса // Проблемы теории и практики управления: международный журнал: официальное издание Международного НИИ проблем управления. – М.: Международная Медиа Группа, 2010. – № 2.
Страница обновлена: 03.10.2024 в 10:30:28