Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности

Белякова Г.Я., Чайран Ю.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (95), Ноябрь 2014

Цитировать:
Белякова Г.Я., Чайран Ю.А. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 11. – С. 162-170.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22616235
Цитирований: 37 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлена систематизация факторов, влияющих на инновационное развитие предприятий. Выделенные факторы оказывают значительное воздействие на инновационную деятельность, ускоряя или замедляя ее, и могут быть учтены для построения эффективной методики инновационного развития предприятий.

Ключевые слова: менеджмент, инновационная активность, инновационное развитие, ресурсы, инфраструктура, стратегия, факторы, правовая база, инновационный климат



В современном мире в условиях резкого изменения бизнес-среды, окружающей предприятия, и жесточайшей конкурентной борьбы единственным условием выживания предприятий становится их инновационное развитие.

Только активность принесет плоды

Понимая значимость инноваций, органы государственной власти реализуют основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы, разрабатывают стратегии дальнейшего развития.

В частности, в декабре 2011 г. Правительством России был принят один из основополагающих документов – Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития.

Помимо этого в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. постулируется, что страна не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут ли достигнуты сформулированные в Концепции цели, зависит от инновационной активности предприятий всех отраслей в условиях сложной и нестабильной внешней среды [6].

По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия – 79,9%, Япония – 69%, Канада – 65%, Китай – 33%, США – 22%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 30–50 %. Для России в 2010 г. он составил всего 9,5% [3].

Необходимо учесть, что инновационно-активные предприятия в России существенно отличаются от зарубежных, работающих в условиях высокой конкуренции на насыщенном качественной продукцией рынке. Россия заметно отстает от стандартов качества, существующих в развитых странах. Зачастую новая продукция отечественных предприятий является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует значительных затрат и усилий.

В связи с этим для повышения инновационной активности предприятий, а также для достижения намеченных показателей инновационного развития экономики России необходимо совершенствовать меры стимулирования инновационной активности организаций.

Особенно актуальной задачей при этом является формирование благоприятного инновационного климата для постоянного и целенаправленного осуществления научной и научно-технической деятельности, внедрения полученных результатов в хозяйственную практику.

Для того чтобы определить, как сформировать благоприятный инновационный климат, необходимо провести анализ и систематизацию факторов, влияющих на инновационное развитие.

В ходе исследования факторы были сгруппированы и выделены в следующих аспектах (см. рис.):

Рис. Факторы, влияющие на инновационное развитие предприятий

Высокая марка обновления

Факторами, определяющими инновационное развитие, согласно научно-технологическому и образовательному аспекту, могут являться:

1. Значительный научно-образовательный потенциал, представленный:

а) сетью академических институтов и национальными исследовательскими университетами, проводящими фундаментальные исследования и прикладные разработки в интересах участников инновационной деятельности;

б) наличием высшего, среднего профессионального образования с широким набором специальностей и учебных заведений;

в) наличием высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы непрерывного образования, программ переподготовки и повышения квалификации;

г) наличием в вузах высококвалифицированного педагогического персонала;

д) развитой научной инфраструктурой вузов (мощная научно-исследовательская база: кафедры, учебно-научные базы, институты, научные центры, лаборатории, центры коллективного пользования, исследовательские центры;

е) малыми инновационными предприятиями при вузах в целях применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

ж) инновационным потенциалом вузов: наличием патентов и результатов, способных к правовой охране, публикаций результатов исследований в ведущих российских и зарубежных научных журналах, научной периодике, индексируемой Web of Science, Scopus и РИНЦ;

з) уровнем развития системы образования, соответствующим мировым и федеральным государственным образовательным стандартам.

2. Взаимодействие образовательных учреждений высшего, среднего специального образования с:

а) профильными предприятиями;

б) ведущими отечественными и зарубежными вузами с целью проведения совместных исследований и экспериментов, международных и российских форумов, научно-технических выставок, ярмарок, сотрудничества по программам академической мобильности для студентов и преподавателей, научных стажировок аспирантов, молодых ученых и научных работников, по проведению симпозиумов и конференций, изданию научных монографий и журналов, учебников и учебных пособий, выполнению научных проектов при поддержке отечественных, зарубежных и международных фондов и программ;

в) со школами в рамках проведения профориентационной работы с учащимися для привлечения их для обучения по специальностям отрасли и с преподавателями с целью усилить общий потенциал среды молодых ученых через повышение квалификации.

3. К нормативно-правовому аспекту относится наличие актуальной нормативно-правовой базы, способствующей:

а) развитию инновационной деятельности: закон об инновационной деятельности, стратегии развития отраслей, целевые программы развития инновационной деятельности, программы инновационного развития предприятий и др.;

б) содействию патентной и лицензионной деятельности, улучшению ситуации с управлением интеллектуальной собственностью в организациях и предприятиях;

в) формированию и развитию эффективных механизмов государственно-частного партнерства и устранению административных барьеров, реализации программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

4. К организационному аспекту можно отнести следующие факторы:

а) внедрение современных методов управления производством и процессами на предприятиях и организациях;

б) использование модели аутсорсинга;

в) формирование корпоративных механизмов и структур, способствующих созданию и внедрению инноваций.

5. В рамках институционального аспекта можно выделить следующие факторы:

а) функционирование институтов развития;

б) развитая образовательная, научно-техническая и инновационная инфраструктура;

в) развитая жилищная, социальная, инженерная, транспортная, энергетическая инфраструктура территории предприятий и организаций, объектов инновационной инфраструктуры.

6. Производственный аспект объединяет следующие факторы:

а) развитая система менеджмента качества;

б) производственно-технологическая база предприятий и организаций, соответствующая современным требованиям по производительности, надежности, способности функционировать в информационной среде на отраслевом уровне и обеспечивающая эффективный контроль качества производимой продукции;

в) развитая промышленная инфраструктура предприятий: научные лаборатории; конструкторские подразделения, испытательные комплексы и др.;

г) состояние основных фондов и уровень их износа;

д) обеспеченность предприятий необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимыми природными ресурсами, территориями и возможностями энергетики для дальнейшего развития предприятий в рамках участия их в объектах инновационной инфраструктуры;

е) динамика объемов производства;

ж) общее число рабочих мест на предприятии;

з) стимулирование диверсификации производства предприятий;

и) реализация программ технического перевооружения и модернизации производства, программ освоения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий), программ освоения и внедрения новых технологий на производстве, в том числе программ повышения экологичности производства.

7. В аспект кооперации и сотрудничества могут входить такие факторы, как:

а) сотрудничество предприятий определенной отрасли с ведущими профильными высшими и средними учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями;

б) участие вузов и промышленных предприятий в деятельности технологических платформ, создаваемых и поддерживаемых на федеральном уровне;

в) кооперация предприятий и научно-образовательных учреждений с российскими и зарубежными партнерами, с научными и образовательными организациями, институтами развития и организациями инновационной инфраструктуры, финансовыми институтами, с компаниями малого и среднего бизнеса.

8. К кадровому и социальному аспекту можно отнести следующие факторы:

а) обеспеченность предприятий работниками с разным уровнем образования и квалификацией;

б) численность населения;

в) численность занятых на предприятиях отрасли (основные производственные рабочие, вспомогательные рабочие, руководители, специалисты и служащие);

г) организованная система соцзащиты и доступа работников предприятий и организаций ко всем необходимым социальным услугам;

д) обеспечение безопасных и здоровых условий труда (экологичность процесса производства и утилизации отходов, состояние общественной безопасности);

е) развитая система подготовки и повышения квалификации кадров;

ж) обеспечение эффективной системы мотивации и стимулирования труда работников, механизмов стимулирования креативности студентов, аспирантов, сотрудников предприятий и организаций, в том числе участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

з) разный возрастной состав работников предприятий и организаций, проведение работы по омоложению кадрового состава, закреплению и снижению оттока молодых специалистов.

9. Маркетинговый аспект объединяет факторы:

а) востребованность продукции внутренним и зарубежным рынком;

б) объем государственного заказа;

в) емкость рынка;

г) доля предприятий отрасли на соответствующем сегменте рынка;

д) уровень конкурентоспособности предприятия отрасли, уровень конкуренции на рынках и темпы роста рынков.

10. Экономический и финансовый аспект объединяет следующие факторы:

а) финансовая поддержка инновационного развития, оказанная из федерального и регионального бюджета городскими, краевыми администрациями, фондами поддержки научной деятельности, фондами содействия развитию малых форм предприятий;

б) устойчивое финансовое состояние предприятий;

в) состояние инвестиционного климата;

г) уровень развития частно-государственного партнерства;

д) развитие лизинга малых и средних предприятий.

11. К информационному аспекту можно отнести следующие факторы:

а) особый режим обмена информацией и защиты передаваемых сведений при участии в международной научно-технической кооперации;

б) внедрение информационных технологий в управление производством;

в) обеспечение доступности информации о деятельности объектов инновационной инфраструктуры;

г) использование современных информационных технологий в деятельности предприятий.

Выводы

1. Проведенная систематизация позволяет выделить совокупность факторов, влияющих на инновационное развитие.

2. Выявленные факторы оказывают значительное воздействие на предприятия и способствуют деятельности или замедляют ее, в том числе и инновационную.

3. В дальнейшем для построения эффективной методики инновационного развития предприятий необходимо выделить ключевые действующие факторы, способствующие инновационному прорыву, учитывая региональные и отраслевые особенности, что даст возможность строить эффективную стратегию роста инновационной активности на основе анализа и устранения «узких мест».


Источники:

1. Белякова Г.Я. Система показателей для прогнозирования региональных кластеров [Электронный ресурс] / Г.Я. Белякова, Г.И. Краснов // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 4.
2. Белякова Г.Я. Conception of social and economic systems modernization: essence and basic models / Л.Р. Батукова, Г.Я. Белякова // Креативная экономика, 2011. – № 10.
3. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: Сборник статей. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. – 472 с.
4. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р / Правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Тодосийчук А. Наука, образование и инновации – основные факторы экономического роста и социального прогресса // Проблемы теории и практики управления: международный журнал: официальное издание Международного НИИ проблем управления. – М.: Международная Медиа Группа, 2010. – № 2.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:19:35