Целеполагание зарубежной внешнеэкономической деятельности в условиях глобальных экономических вызовов 2010–2021 гг.
Ратнер А.В.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903441
Аннотация:
Потребность российской экономики в новом целеполагании внешнеэкономической деятельности в новых внешнеэкономических условиях актуализирует научную проблему, решаемую в статье, – проблему использования опыта зарубежных стран – активных экспортёров в постановке целей внешнеэкономической деятельности в условиях глобальных вызовов. Выделены и классифицированы на 3 группы по признаку причины 16 глобальных экономических вызовов, воздействующих на внешнеэкономическую деятельность, и выделены проистекающие из них целевые установки поддержки внешнеэкономической деятельности. В частности, выделены группы вызовов: вызовы, опосредованные глобализацией и интернационализацией, как базовая группа вызовов, например, международная торговая и технологическая конкуренция; вызовы, обуславливаемые новыми тенденциями развития мировой экономики, обостряющие влияние первой группы, например, неопределённость будущих стандартов мировой экономики; внутренние проблемы экономических систем, прямо влияющие на внешнеэкономическую деятельность, повсеместно усиливающиеся под влиянием первой группы, например, значительная доля малых предприятий, которым трудно экспортировать. Анализ статистики экспорта показал случаи наличия и отсутствия успеха в достижении целевых установок. Результаты могут представлять интерес для российских институтов содействия при целеполагании внешнеэкономической деятельности исходя из вызовов.
Ключевые слова: внешнеэкономические стратегии, зарубежные регионы и страны, идентификация глобальных вызовов, целевые установки
Финансирование:
Исследование проведено во исполнение государственного задания Минобрнауки РФ для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2024 г.
JEL-классификация: F01, F13, O21
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях, когда Европа сократила большую часть торгово-инвестиционных отношений с российской экономикой (товарообмен 2023 г. – в 2,17 раза меньше 2022 г. (рассчитано по [5])), российская экономика вынуждена искать пути развития торговли с дружественными странами. Фактически стоит задача настроить ВЭД по-новому. При этом, развиваясь в части импортозамещения и экспорта, экономика страны сталкивается с глобальными экономическими вызовами, с которыми зарубежные экономики – активные экспортёры начали работать ещё раньше. И возникает исследовательский вопрос: а не может ли опыт постановки целей этими активными экспортёрами подсказать российской экономике возможные уже наработанные пути целеполагания в ВЭД в условиях глобальных вызовов? Соответственно, научная проблема – проблема поиска и анализа (т.е. систематизации) такого зарубежного опыта.
Цель: определить, какие вызовы идентифицировали и какие с учётом этого целевые установки в ВЭД обозначали регионы зарубежной страны – активного экспортёра (на выбор) и небольшие страны – активные экспортёры. Задачи:
- выявить и систематизировать глобальные вызовы, идентифицируемые зарубежными экономическими системами как значимые применительно к развитию ВЭД;
- выявить цели зарубежных экономических систем применительно к развитию ВЭД;
- отследить достижение базовых целей по 2021 год.
Гипотеза: идентифицируемые разными регионами и странами вызовы и обозначаемые установки по развитию ВЭД во многом отражают вызовы, с которыми в те годы столкнулась и российская экономика.
Методология исследования включала:
1) контент-анализ и логический анализ внешнеэкономических стратегий 2010-2021 гг. зарубежных экономических систем – из стратегий выявлялись идентифицируемые экономическими системами вызовы и обозначаемые цели и целевые установки. Взяты регионы немецкой экономики как одного из крупнейших экспортёров. Из 16 её регионов стратегии ВЭД имеются у 6-ти (а федеральной стратегии не нашлось): у Берлина (рамочная стратегия для ВЭД 2010 г.) [18], Саксонии-Ангальт (внешнеэкономическая концепция июля 2014 г.) [11], Тюрингии (внешнеэкономическая стратегия 2015 г.) [16], Бранденбурга (внешнеэкономическая концепция 2018 г.) [12], Саксонии (внешнеэкономическая стратегия 2018 г.) [14], Северного Рейн-Вестфалии (СРВ) (внешнеэкономическая стратегия 2020 г.) [13]. Для увеличения широты охвата взяты также сопредельные им экономики с высокими экспортными квотами (табл. 1), сравнимые с ними по численности населения, – австрийская (внешнеэкономическая стратегия 2018 г.) [15] и швейцарская (стратегия внешнеэкономической политики ноября 2021 г.) [19]. Но рассматривались только целевые установки, относящиеся к компетенции внутристранового региона;
2) сравнительный анализ и систематизация – вызовы и цели всех рассматриваемых зарубежных экономических систем сравнивались и группировались;
3) статистический анализ – расчёт экспортной квоты, экспорта в ЕС и экспорта машиностроения (как суммы отдельных товарных групп) и их долей, сравнение значений, – на базе статистики экспорта и ВРП (ВВП) немецкой статистической службы [20, 21], ЮНКТАД [17], МВФ [22].
Получен результат, обладающий научной новизной: выявлены и систематизированы по признаку происхождения глобальные экономические вызовы, влияющие на ВЭД, идентифицированные зарубежными странами – активными экспортёрами (в т.ч. в лице их регионов) в 2010-2021 гг. (рис. 1), и выявлены соответствующие им целевые установки по содействию ВЭД.
Результаты могут быть интересы федеральным и региональным органам власти РФ при анализе вызовов, стоящих перед экономикой России и регионов и оптимизации целеполагания ВЭД.
Обзор изученности
С одной стороны, внешнеэкономические стратегии регионов активно изучаются [1, 6] (Bakumenko, 2019; Kovaleva, Sevastyanova, Tarasova, 2020). С другой стороны:
- из (Gusev, 2019, p. 48) [2, с. 48] следует, что во внешнеэкономических стратегиях нередко глобальные тренды характеризуются одновременно как риски и шансы. Т.е. выделение из них компонента вызовов (и классификация на множестве стратегий) остаётся актуальным;
- когда же вызовы описываются, – то лишь по конкретному региону [9, с. 216; 8, с. 62-64] (Fomicheva, Dyda, 2023, p. 216; Tratsevskaya, Kolesnichenko, 2020, p. 62-64). Обзор же множества экономических систем придаст полноту классификации вызовов;
- хотя стратегии структурируются по направлениям развития, и группируются их инструменты [1, с. 253, 255-259; 10, с. 439] (Bakumenko, 2019, p. 253, 255-259; Khmeleva, Tot, Kostromin, 2023, p. 439), но, в связи с тем, что у российских регионов, по мнению (Demin, 2023, p. 138), нет единого подхода к стратегированию ВЭД [3, с. 138], актуален анализ и целевых установок;
- и хотя такой анализ в ряде работ проводится, но акцентируется преимущественно на одной фундаментальной цели [4, с. 397] (Drobot, Makarov, 2023, p. 397). А выявление и классификация частных целей остаются актуальными;
- в русскоязычной литературе изучаются региональные внешнеэкономические стратегии стран лишь ближнего зарубежья [7, 8] (Romankova, 2019; Tratsevskaya, Kolesnichenko, 2020). Но интересно и целеполагание третьих стран – активных экспортёров – с т.з. как опыта, так и понимания их внешнеэкономических намерений.
Это актуализирует поставленную цель.
Результаты: целевые установки на фоне глобальных вызовов
Анализ стратегий побуждает сформулировать 16 вызовов для ВЭД, характерных для многих регионов и стран, и систематизировать их по признаку причины на 3 группы (рис. 1). Каждый вызов индуцирует соответствующую целевую установку(-и).
Группа I. Вызовы, обусловленные глобализацией и интернационализацией экономики, как основная группа вызовов для ВЭД.
I-1а. Сильная международная торговая (т.е. количественная) конкуренция как следствие формирования и роста глобального рынка (т.е. глобализации). Она ведёт к протекционизму, который в ходе пандемии даже возрос. Члены ВТО с 2009 г. вводили всё больше ограничений, их число к концу 2019 г. – 1,3 тыс. [13, п. 3.2.1]. Страны ограничивают иностранное инвестирование в свои активы, осуществляют решоринг, стремятся к межстрановым региональным интеграционным экономическим объединениям (РИО) [19, п. 3], отходят от многосторонних отношений («Brexit») [13, п. 1]. Включая и страны, традиционно бывшие протагонистами свободной торговли, в т.ч. США [13, п. 1, 3.2.1].
→ Целевые установки экономических систем в этих условиях:
- повышать международную конкурентоспособность предприятий (в т.ч. не экспортёров) [14, п. 1.3]; используя возможности глобализации, задействовать потенциал международной кооперации предприятий региона [11, п. 1]; в т.ч. для выхода на рынок третьих стран кооперироваться с предприятиями РИО, чтобы сильные стороны одних предприятий нивелировали слабые стороны других [13, п. 3.2.1];
- поддержку ВЭД дополнить конечной фазой «Устойчивое поддержание зарубежных рынков предприятия», где таковой ещё нет [16, п. 4.1];
- выводить на экспорт максимум отраслей (например, в т.ч. сферу образования) [18, п. 4.4.4];
- выступать за продолжение свободной торговли внутри РИО и углублять торговые соглашения с третьими странами [15, п. 1.2; 13, п. 1];
- продвигать на уровень РИО инициативы по упрощению права на субсидирование национальных предприятий [13, п. 2.1];
- при выстраивании внешнеэкономической политики учитывать политику внутреннего рынка [19, с. 7].
I-1б. Сильная международная технологическая (т.е. качественная) конкуренция как следствие вызова I-1а [19, с. 3].
→ Целевые установки:
- упор при поддержке экспорта на инновации, технологии (включая рынки будущего), таланты [13, п. 3.3; 11, п. 2.3; 14, с. 3, п. 1.3];
- с этой целью – сопряжение стратегии ВЭД и стратегии инноваций [18, п. 5; 12, п. 1; 13, п. 2.1], промышленной политики, водородной стратегии [13, п. 2.1] региона;
- поддержка основания инновативных предприятий и стартапов [13, п. 2.3.2]; развитие и задействование потенциала кластеров и сетевых объединений региона в ВЭД [11, п. 1, 2.3; 13, п. 2.3.2];
- содействовать международным партнёрствам по работе с инновациями [13, п. 1].
I-2. Узкие места в части производственных мощностей и нехватка кадровых ресурсов [16, п. 2.2], вследствие деиндустриализации, а также вследствие сокращения населения региона [11, п. 2.3]. Так, в Австрии от нехватки профессиональных кадров страдают ¾ предприятий [15, п. 3.3].
→ Целевые установки рассматриваемых зарубежных экономических систем:
- наращивать долю иностранных профессиональных кадров [11, п. 2.3; 15, п. 3.3]. В то же время, действует надзор за рынком труда, чтобы избежать чрезмерного давления на уровень зарплат [19, c. 18];
- содействовать получению квалификации имеющимися сотрудниками предприятий [16, п. 3].
I-3. ВЭД, по ощущениям рассматриваемых зарубежных экономических систем (это – страны с высоким доходом), им жизненно необходима, т.к. они: вынесли часть производств за рубеж [13, п. 3.1] и стали нуждаться в импорте (а он нарастил государственный долг [19, с. 14, 22]), а следовательно, и в экспорте, чтобы заработать на импорт; высоко интегрировались в международные цепочки создания стоимости – и от них стали зависеть национальный доход и рабочие места [16, п. 1; 12, п. 1]. Т.е. эти экономики вынуждены максимизировать ВЭД. При этом население опасается глобализации [15, п. 6; 19, с. 20].
→ Целевые установки:
- приоритет – наращивание экспортной квоты и привлечение в ВЭД большего числа предприятий [16, п. 2.1; 14, п. 1.3], встраивание экономики региона в рынки по всему миру [18, п. 3; 15, п. 3.1], в особенности, способные к росту [13, п. 3.1], повышение привлекательности территории как места размещения иностранных предприятий [15, п. 3.1; 13, п. 3.1], обеспечение стратегически значимого импорта [14, п. 1.3; 15, п. 3.4; 19, с. 6]. Потому характерные установки – облегчить завязывание контактов с потенциальными зарубежными партнёрами, непрерывно разрабатывать международные рынки [14, п. 3.2; 13, п. 2.4.1], делать ставку на подвижные структуры – МСП [13, п. 2.4.1];
- несмотря на высокую конкурентоспособность рынков других высокодоходных стран (ЕС, Британия, США) и их (США) удалённость, рассматриваемые зарубежные экономические системы вынуждены нацеливаться поддерживать туда объёмный экспорт [16, п. 2.1] и привлекать оттуда инвестиции [12, п. 3.2]. Т.е. такая дистанционная ВЭД технически приемлема. Это говорит в пользу того, чтобы России развивать ВЭД с Африкой и Латинской Америкой;
- поддерживать экспорт услуг, дополняющих товары [16, п. 3];
- искать зарубежные источники малозатратных закупок [12, п. 3.1];
- обращает внимание установка на сотрудничество с сетевыми структурами и предприятиями региона при детализации и реализации стратегии [14, с. 3]. В российской экономике этому тоже уделяется внимание;
- транслировать населению значение ВЭД, международных торгово-инвестиционных соглашений [15, п. 6].
I-4. Взаимозависимость экономик стран мира как последствие интернационализации [13, п. 3.2.4], вследствие чего: 1) шоки из любой точки мировой экономики, передаются в другие точки [19, с. 3]; 2) решения, принимаемые отдельно взятым правительством, транснациональной компанией, влияют на другие страны [13, п. 3.2.4]. Как следствие, развитие мировой экономики воспринимается как непредсказуемое.
→ Целевые установки:
- сделать экономику региона стойкой к внешним кризисам [13, п. 3.2.4];
- обеспечивать в рамочных торговых соглашениях пространство для обсуждений [13, п. 3.3.4];
- регулярно изучать свои соглашения на предмет корректной реализации и потенциала оптимизации [19, c. 5].
I-5. Техническая лёгкость приобретения иностранными компаниями критических экономических активов на территории страны [15, п. 3.4] как последствие юридической интернационализации мирового рынка капитала.
→ Целевая установка: сохранение приоритета домашней экономики в структуре собственности над такими активами [15, п. 3.4].
Рисунок 1. – Глобальные вызовы, существенные для развития ВЭД рассматриваемых экономических систем в 2010-2021 гг.
Figure 1. – The global challenges significant for development of foreign economic activity of the considered economic systems in 2010-2021
Составлено автором на основе анализа [11-16, 18-19].
Группа II. Глобальные вызовы, обусловленные новыми тенденциями развития мировой экономики, усугубляющие воздействие I группы вызовов.
II-1. Цифровизация [13, п. 1] и сетевизация как риски, т.е. как: 1) инструменты, дающие иностранным предприятиям новые возможности конкуренции [15, п. 5; 13, п. 3.2.2]); 2) источник затрат – на кибербезопасность (что накладно для МСП) [12, п. 2.1]; 3) фактор, смещающий добавленную стоимость туда, где создаётся интеллектуальная собственность на технологии производства (3D-печать), что снижает конкурентоспособность экспорта в пользу инвестиций [13, п. 3.2.2]. Особенно актуально – для рассматриваемых зарубежных экономических систем, т.к. немалая часть добавленной стоимости их экспорта – услуги (у Швейцарии – 60% [19, с. 14]). → Целевые установки:
- усиливать использование домашними предприятиями цифровых каналов сбыта (в т.ч. облачных технологий) и платформ [15, п. 5.1] для укрепления их позиций в международных цепочках создания стоимости [14, п. 1.3; 13, п. 3.2.2];
- совместное действие внешнеэкономической стратегии – со стратегией цифровизации региона [13, п. 2.1];
- поддерживать разработку продуктов в сфере кибербезопасности [13, п. 3.2.2];
- поддержка адаптации региона к смещению конкурентоспособности от экспорта к инвестициям [13, п. 3.2.2];
- выступление за выработку международных правил цифровой торговли [19, с. 7]. Для России здесь существенна ремарка ко 2-й целевой установке к вызову I-3.
II-2. Неопределённость того, на какие правила и стандарты международных экономических отношений настраивать свою экономику: веса высокодоходных стран в мирохозяйственных отношениях и их влияние на международный экономический порядок уменьшаются, при этом каждый центр мировой экономики стремится утвердить свои стандарты в качестве международных [19, с. 19].
→ Целевая установка: взвешивание издержек и шансов своих внешнеэкономических намерений и изучение национальных и международных механизмов регулирования своих важнейших экономических партнёров [19, с. 6].
II-3. Замкнутость ВЭД рассматриваемых зарубежных экономических систем на относительно узкий сегмент мировой экономики, мировое экономико-технологическое лидерство которого теснят другие регионы мира. У рассматриваемых экономических систем по-прежнему на ЕС приходится существенная часть экспорта [13, п. 2.3.2] (у Швейцарии – меньше), т.е. сильна зависимость. При этом более 40% роста мировой экономики осуществляется в Азии, в первую очередь, в Китае [15, п. 4], а он ориентируется на экономическую независимость [13, п. 3.1].
→ Целевая установка: содействовать экспорту и инвестициям страны вне традиционного рынка ЕС [11, п. 2.1; 15, п. 4] – в т.ч. в Китай и Японию [18, п. 2.1; 12, п. 2.1], создавая рамочные условия [19, с. 6]. Это (как уже отмечено), свидетельствует об обоснованности российский торговли с Африкой и Латинской Америкой.
II-4. Высокодоходные экономики предъявляют очень высокие экологические, в т.ч. климатические, требования к своим промышленным предприятиям [15, п. 2.2; 13, п. 3.1; 19, с. 23], а они: 1) вносят большой вклад в экспорт [13, п. 3.2.4]; 2) потребляют много энергии, которую при запрете собственной генерации придётся импортировать (а это: потребует больше зарабатывать, в т.ч. экспортом; рискованно ввиду возможного прерывания снабжения при пандемии) [13, п. 3.2.3]. Т.е. ещё до снижения ЕС импорта российского сырья даже такой регион с развитой добывающей промышленностью, как СРВ, на фоне климатических требований и реструктуризации стал испытывать дефицит сырья.
→ Целевые установки:
- развитие кооперации с регионами других стран ЕС в энергетике (энергоэффективности) и экологии – т.к. подходы по развитию этих сфер в разных странах ЕС схожи, и могут быть организованы совместные проекты [11, п. 2.3];
- соединять компетенции экономики и устойчивого развития, чтобы повышать шансы успеха предприятий страны на рынке технологий экологичной экономики [15, п. 2.2; 13, п. 3.3.3];
- просить поддержки у федерации и РИО [13, п. 2.1].
II-5. Коронакризис, т.е. пандемии, блокирующие международные цепочки поставок и очные международные контакты (т.е. заключение контрактов и экспорт услуг) и снижающие спрос стран-покупателей, где, вместе с вызовом I.1, это способствует регионализации, ниршорингу [13, п. 3.2.1], поддержке национальных производств [19, с. 20].
→ Целевая установка: диверсифицировать цепочки поставок с учётом специфики отраслей [13, п. 2.1].
Группа III. Внутренние проблемы экономических систем, прямо влияющие на ВЭД, глобально обостряющиеся под воздействием I группы вызовов.
III-1. Высока доля малых предприятий [18, п. 4.2.1; 16, п. 2.2]. Так, в Берлине на момент принятия стратегии у 90% предприятий – менее 9 занятых [18, п. 2.1], в Саксонии-Ангальт 86% занятых работают на предприятиях с менее 500 сотрудников [11, п. 2.1], в Австрии МСП – 99,7% предприятий [15, п. 3.2]. Им сложнее освоить внешнеэкономические ноу-хау, построить международные контакты и кооперацию, достать предварительное финансирование для экспортных сделок; им чреваты неплатежи со стороны контрагентов; не хватает кадров, чтобы информировать себя о возможностях содействия ВЭД, о международном контрактном праве и о возможностях осилить зарубежные регулирующие нормы. Торговые барьеры вне своего РИО для них трудно преодолимы [12, п. 2.1; 15, п. 5.2; 14, п. 1.2]. Это – проблема рыночной (т.е. не централизованной) экономики, которая даёт максимальную свободу хозяйствования, при этом не обеспечивая множество МСП гарантированной встроенностью в цепочки создания стоимости. Т.к. в России с 1986 г. развивается предпринимательство, то вызов актуален и для неё, но, к счастью, не в такой степени. Кроме того, в России поддержке экспорта МСП уделяется повышенное внимание.
→ Целевые установки рассматриваемых зарубежных экономических систем:
- улучшать международную конкурентоспособность кластеров [18, п. 4.2.1; 11, п. 2.3; 12, п. 3.1];
- расширить спектр инструментов укрепления способности МСП к интернационализации в части технологий ВЭД, финансов и рабочего окружения за рубежом [18, п. 4.2.1];
- улучшить информирование МСП о возможностях содействия и о шансах интернационализации [12, п. 3.1];
- повышать восприимчивость и мотивировать МСП, которые ещё не интернационализировались в соответствии со своим потенциалом [12, п. 3.1];
- содействовать МСП и стартапам в кооперации в роли поставщиков с крупными предприятиями [15, п. 3.2, 5.3] и в участии в крупных международных заказах на стадии подготовки этих проектов [15, п. 5.2];
- упор на своё РИО, имеющиеся в нём сетевые объединения [18, п. 4.4.1; 11, п. 1; 14, п. 3.2];
- содействовать привлечению иностранных инвестиций в МСП [16, п. 3; 12, п. 3.1].
III-2. Финансы органов власти становятся всё более дефицитными [11, п. 2.3]: в стратегиях отмечалось планируемое сокращение ЕС финансового содействия ВЭД [18, п. 2.1; 16, п. 2.3].
→ Целевые установки:
- чётче определять самые необходимые услуги поддержки и повышать эффективность использования средств поддержки [18, п. 4.4.2; 11, п. 2.3]. Следовательно, каждой институции поддержки необходимо владеть информацией о возможностях содействия других институций и встраивать свои инструменты в их поддержку [11, п. 2.3];
- сократить связанные с оказанием финансового содействия ВЭД издержки – как для получателей, так и для давальщиков средств [16, п. 3].
III-3. На фоне изменчивости международных торговых отношений [13, п. 3.3.4] инструменты содействия ВЭД не всегда отвечают спросу, слабо гибки [18, п. 2.1].
→ Целевые установки:
- готовность стратегии и деятельности институтов содействия ВЭД к обновлению (принцип «подвижных структур») [13, п. 3.3.4];
- перманентное приспособление к стремительно меняющимся глобальным рамочным условиям [11, п. 2.3];
- интенсификация выступления регионального правительства в качестве «открывателя дверей» к лицам, принимающим решения на международных рынках [16, п. 3];
- содействие ВЭД в фазе ВЭД «Устойчивое поддержание зарубежных рынков предприятия» ориентировать на специфические потребности отдельных отраслей региона [16, п. 4.1];
- максимальный учёт специфических пожеланий разных отраслей, баланс между решениями, действенными для многих отраслей, и решениями, ориентирующимися на конкретную отрасль [16, п. 3];
- как усиливать сильные стороны отраслей, так и сделать возможным разумное межотраслевое сотрудничество, т.к. оно способствует инновациям [14, п. 3.1];
- охват предложением услуг содействия ВЭД как опытных экспортёров (в т.ч. отрасли, уже активные в ВЭД [14, п. 3.1]), так и новичков [16, п. 3];
- развивать в т.ч. предложение услуг содействия ВЭД, ориентированное на целевые группы хозяйствующих субъектов [15, п. 7.2];
- идентифицировать второстепенные географические рынки, где нужно гибкое вовлечение институтов содействия (для рассматриваемых зарубежных экономических систем – Южная Америка, Африка, арабские страны);
- систематически подготавливать информацию, значимую для ВЭД [15, п. 1.3];
- проектирование внешнеэкономической политики с подключением всех заинтересованных кругов и на базе эмпирического анализа. Информирование общественности о проделанной работе в сфере внешнеэкономической политики [19, с. 7].
III-4. Редка синергия между институтами содействия ВЭД [18, п. 2.1].
→ Целевые установки:
- улучшение согласованности инструментов содействия ВЭД [16, п. 4.1], в т.ч. согласование мер поддержки региона с мерами федерации [16, п. 1], сотрудничество между институтами содействия ВЭД [15, п. 7.2; 13, п. 3.3.4] (в т.ч. c таким негосударственным институтом, как экономическая палата региона) [12, п. 3.1], путём создания рамочных условий для информационного обмена между институтами содействия ВЭД и согласованного планирования [15, п. 7.1];
- синергия между инструментами содействия ВЭД и имеющейся базой международной кооперации региона за счёт их сцепления [11, п. 1];
- всеохватывающее, постоянно актуальное рассмотрение и обсуждение с вовлечением всех институтов содействия региона – для расстановки зарубежных географических акцентов при постановке целей внешнеэкономической политики региона [11, п. 2.1].
III-5. Распространённость в регионе слабо ориентированных на экспорт отраслей [11, п. 2.1].
→ Целевая установка: решено поддержку ВЭД дополнить начальной фазой «Усиление экспортоспособности» [16, п. 4.1].
Обсуждение: оценка достижения целей по экспорту
Удалось ли рассматриваемым зарубежным экономическим системам по 2021 год достичь базовых целей внешнеэкономических стратегий?
1) Реализацию цели наращивания экспорта можно отследить по динамике объёма экспорта и его отношения к ВРП (ВВП).
2) В части географии экспорта регионами Германии как страны-члена ЕС и Австрией как членом ЕС ставилась цель диверсификации, в частности, уменьшения зависимости от ЕС; Швейцарией же, как внешней относительно ЕС страной, наоборот, ставилась цель сближения с ЕС. Это можно выразить в динамике доли ЕС в структуре экспорта.
3) Реализацию цели наращивания высокотехнологичного экспорта можно отследить по динамике объёма экспорта машин, оборудования и транспортных средств и его доли в валовом экспорте.
Таблица 1
Развитие экспорта в рассматриваемых зарубежных региональных и страновых экономических системах на фоне принятия внешнеэкономических стратегий
Table 1
Development of export in the foreign regional and countries’ economic systems considered on background of passing the foreign economic strategies
Ре-гион / Стра-на1
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
20212
| |
Экспорт (регионы – млрд
евро, страны – млрд дол.)
| ||||||||||||||||
Б
|
12,33
|
11,58
|
10,46
|
12,04
|
13,00
|
13,63
|
12,93
|
13,31
|
14,08
|
15,15
|
14,82
|
14,63
|
15,17
|
14,42
|
15,88
| |
С-А
|
н/д
|
12,63
|
10,43
|
12,56
|
14,71
|
14,81
|
14,80
|
14,99
|
15,18
|
14,76
|
15,49
|
16,56
|
16,57
|
15,88
|
19,23
| |
Т
|
10,65
|
11,10
|
8,89
|
10,82
|
12,62
|
12,61
|
12,11
|
12,99
|
13,47
|
14,29
|
15,16
|
15,47
|
15,49
|
14,47
|
17,00
| |
Бр
|
10,30
|
12,17
|
10,74
|
12,25
|
13,50
|
13,32
|
12,93
|
13,23
|
14,16
|
13,20
|
12,66
|
12,91
|
13,30
|
11,90
|
13,53
| |
С
|
23,43
|
23,20
|
19,50
|
24,74
|
29,41
|
31,83
|
31,43
|
35,91
|
38,35
|
36,66
|
41,26
|
40,49
|
40,25
|
36,88
|
44,97
| |
А
|
156,6
|
172,2
|
131,4
|
144,9
|
169,5
|
158,8
|
166,3
|
169,7
|
145,3
|
144,7
|
160,0
|
177,0
|
171,5
|
162,1
|
201,6
| |
СРВ
|
135,6
|
171,3
|
137,3
|
160,2
|
176,3
|
180,8
|
178,8
|
179,7
|
180,9
|
179,1
|
190,3
|
196,2
|
193,7
|
176,2
|
202,3
| |
Ш
|
196,5
|
236,4
|
204,3
|
195,6
|
234,8
|
312,3
|
357,9
|
311,3
|
289,6
|
302,5
|
299,3
|
310,5
|
313,7
|
318,6
|
379,8
|
400,7
|
|
Экспорт / (ВРП либо ВВП),
%
| |||||||||||||||
Б
|
13,0
|
11,7
|
10,5
|
11,7
|
12,0
|
12,4
|
11,5
|
11,2
|
11,3
|
11,4
|
10,5
|
9,8
|
9,7
|
9,2
|
9,6
| |
С-А
|
н/д
|
25,0
|
21,6
|
24,6
|
28,3
|
27,4
|
26,9
|
26,6
|
26,4
|
25,0
|
25,4
|
26,7
|
25,6
|
24,7
|
28,2
| |
Т
|
22,9
|
23,6
|
19,7
|
22,6
|
24,93
|
24,6
|
22,7
|
23,1
|
23,4
|
24,2
|
24,8
|
24,85
|
24,3
|
22,9
|
25,6
| |
Бр
|
19,5
|
22,3
|
20,1
|
22,0
|
23,5
|
22,6
|
21,4
|
20,8
|
21,7
|
19,6
|
17,9
|
17,8
|
17,5
|
15,7
|
16,8
| |
С
|
25,3
|
24,8
|
21,5
|
26,1
|
29,6
|
31,4
|
30,2
|
32,8
|
33,8
|
31,3
|
33,9
|
32,3
|
30,9
|
28,7
|
33,3
| |
А
|
40,3
|
40,0
|
32,8
|
37,0
|
39,3
|
38,8
|
38,7
|
38,4
|
38,0
|
36,6
|
38,3
|
38,9
|
38,6
|
37,3
|
42,9
| |
СРВ
|
24,7
|
30,5
|
25,4
|
28,9
|
30,6
|
31,0
|
30,1
|
29,1
|
28,4
|
27,4
|
28,0
|
27,9
|
27,0
|
24,9
|
27,2
| |
Ш
|
39,6
|
41,3
|
36,5
|
32,4
|
32,5
|
45,1
|
50,2
|
42,5
|
41,4
|
43,6
|
42,7
|
42,4
|
43,1
|
42,6
|
46,3
|
48,5
|
Доля ЕС-28 в экспорте, %
| ||||||||||||||||
Б
|
51,3
|
50,8
|
46,4
|
45,0
|
42,9
|
н/д
|
42,9
|
45,5
|
н/д
|
43,6
|
н/д
|
48,5
|
н/д
|
50,9
| ||
С-А
|
н/д
|
69,5
|
н/д
|
69,9
|
70,0
|
69,2
|
70,0
|
68,7
|
70,9
|
75,2
| ||||||
Т
|
69,7
|
67,7
|
68,1
|
65,7
|
64,2
|
62,8
|
63,0
|
63,8
|
н/д
|
64,6
|
64,4
|
65,2
|
65,3
|
75,4
|
60,0
| |
Бр
|
73,4
|
72,6
|
65,4
|
68,9
|
67,5
|
н/д
|
61,3
|
62,2
|
н/д
|
64,6
|
н/д
|
66,1
|
н/д
|
69,0
| ||
С
|
57,6
|
55,0
|
55,5
|
49,9
|
47,4
|
43,4
|
44,3
|
43,2
|
45,2
|
48,9
|
50,1
|
51,1
|
50,7
|
50,2
| ||
А
|
70,1
|
70,2
|
69,2
|
68,5
|
67,1
|
64,4
|
64,5
|
64,3
|
64,5
|
65,0
|
65,6
|
66,7
|
66,3
|
67,4
|
68,7
| |
СРВ
|
86,2
|
66,9
|
64,9
|
64,5
|
63,4
|
62,3
|
62,8
|
64,5
|
65,0
|
65,8
|
65,5
|
65,7
|
65,8
|
н/д
|
67,0
| |
Ш
|
52,6
|
49,6
|
49,5
|
52,9
|
52,2
|
40,9
|
35,0
|
40,6
|
38,7
|
37,6
|
39,6
|
41,0
|
40,9
|
40,8
|
41,8
|
41,1
|
|
Экспорт машин,
оборудования и транспортных средств (регионы – млрд евро, страны – млрд дол.)
| |||||||||||||||
Б
|
н/д
|
5,90
|
5,60
|
6,71
|
7,23
|
7,38
|
6,85
|
6,95
|
6,81
|
7,81
|
7,84
|
7,46
|
7,76
|
6,89
|
7,51
| |
С-А
|
2,73
|
2,02
|
2,04
|
2,21
|
2,13
|
2,20
|
2,26
|
2,33
|
2,07
|
2,33
|
2,61
|
2,86
|
2,56
|
2,60
| ||
Т
|
5,65
|
4,43
|
5,58
|
6,45
|
6,61
|
6,09
|
6,38
|
6,78
|
7,41
|
7,86
|
7,91
|
8,03
|
7,39
|
8,64
| ||
Бр
|
4,22
|
3,80
|
4,63
|
4,91
|
4,09
|
4,00
|
4,02
|
4,52
|
4,28
|
3,63
|
4,02
|
3,77
|
3,11
|
2,91
| ||
С
|
14,80
|
12,42
|
16,66
|
20,42
|
22,54
|
21,69
|
25,79
|
28,08
|
26,26
|
30,07
|
28,50
|
28,46
|
25,43
|
31,37
| ||
А
|
64,58
|
68,42
|
49,26
|
54,76
|
64,11
|
60,32
|
65,41
|
66,51
|
57,95
|
58,12
|
63,99
|
69,63
|
67,81
|
61,13
|
74,77
| |
СРВ
|
н/д
|
64,80
|
51,96
|
59,23
|
65,98
|
67,32
|
65,08
|
64,85
|
66,18
|
65,51
|
69,63
|
72,32
|
70,13
|
62,82
|
69,06
| |
Ш
|
41,93
|
47,78
|
37,12
|
40,45
|
48,79
|
43,03
|
43,92
|
45,05
|
40,80
|
38,70
|
41,84
|
43,24
|
41,57
|
38,52
|
43,98
|
44,10
|
|
Его доля в валовом
экспорте, %
| |||||||||||||||
Б
|
н/д
|
50,9
|
53,5
|
55,8
|
55,7
|
54,2
|
53,0
|
52,3
|
48,4
|
51,6
|
52,9
|
51,0
|
51,1
|
47,8
|
47,3
| |
С-А
|
21,6
|
19,3
|
16,2
|
15,0
|
14,4
|
14,8
|
15,1
|
15,4
|
14,0
|
15,0
|
15,8
|
17,3
|
16,1
|
13,5
| ||
Т
|
50,9
|
49,8
|
51,6
|
51,1
|
52,4
|
50,3
|
49,1
|
50,4
|
51,8
|
51,9
|
51,1
|
51,8
|
51,0
|
50,8
| ||
Бр
|
34,6
|
35,4
|
37,8
|
36,4
|
30,8
|
30,9
|
30,4
|
31,9
|
32,4
|
28,7
|
31,1
|
28,3
|
26,1
|
21,5
| ||
С
|
63,8
|
63,7
|
67,3
|
69,4
|
70,8
|
69,0
|
71,8
|
73,2
|
71,6
|
72,9
|
70,4
|
70,7
|
69,0
|
69,8
| ||
А
|
41,2
|
39,7
|
37,5
|
37,8
|
37,8
|
38,0
|
39,3
|
39,2
|
39,9
|
40,2
|
40,0
|
39,3
|
39,5
|
37,7
|
37,1
| |
СРВ
|
н/д
|
37,83
|
37,85
|
37,0
|
37,4
|
37,2
|
36,4
|
36,1
|
36,6
|
36,6
|
36,6
|
36,9
|
36,2
|
35,7
|
34,1
| |
Ш
|
21,3
|
20,2
|
18,2
|
20,7
|
20,8
|
13,8
|
12,3
|
14,5
|
14,1
|
12,8
|
14,0
|
13,9
|
13,3
|
12,1
|
11,6
|
11,0
|
22022 г. брался только для Швейцарии, т.к. её стратегия принята в конце 2021 г. (при этом в структуре её экспорта 2022 г. в славяноязычные постсоветские страны учтены только Россия и Беларусь). Он приведён в правой стороне ячейки 2021 г.
Светлая заливка – год принятия стратегии; жирный шрифт – максимум; тёмная заливка – случаи после принятия стратегии, когда значение было ниже максимума, достигнутого до года принятия стратегии включительно (этот максимум подчёркнут).
Источник: составлено (1-й показатель) и рассчитано (остальные) по: [20-21] (для немецких регионов, при этом по [21] рассчитана доля ЕС в экспорте за 2008, 2010-2012, 2015-2016, 2018, 2020 гг., а по [20] – все остальные элементы таблицы) и [17] (для Австрии и Швейцарии).
Анализ статистики с докризисного 2007 г. (табл. 1) показывает:
1) С одной стороны, экспорт после принятия стратегий в большинстве случаев вырос. Тем не менее, у Бранденбурга не был достигнут максимум, имевший место до стратегии. В Саксонии 2 года после стратегии экспорт был ниже максимума 2017 г., в Австрии – ниже значения 2018 г. У Саксонии-Ангальт, несмотря на принятие стратегии, в 2016 г. экспорт опустился ниже уровня 2012-2013 гг. У СРВ экспорт после принятия стратегии заметно вырос (в 2021 г.), однако он лишь немного превысил уровень 2018 г. После принятия стратегии вырос экспорт у Швейцарии, однако это был прирост на 5,5% – при росте мирового экспорта в этом году на 11,4%, что связывают с ростом цен. У России в 2021 г. также было достигнуто высокое значение экспорта – 493,1 млрд дол. – максимум с 2015 г., а в 2022 г. – 591,5 млрд дол. [5].
Достижения в части экспортной квоты – ещё умереннее. Максимум, имевший место до стратегий, после их принятия не был достигнут у Берлина, Саксонии-Ангальт, Бранденбурга, Саксонии, Швейцарии.
2) Снижение зависимости экспорта от ЕС в стабильном режиме немецким регионам не удалось: хотя 5 регионов и Австрия не повторили максимумы 2007-2008 гг., но значения при стратегиях столь же высоки, как накануне их принятия, или даже выше. Швейцария, нацеленная на сближение с ЕС, в свою очередь, не нарастила его долю в экспорте (максимумы остались в 2007-2011 гг.).
3) Высокотехнологичный экспорт с принятием стратегии обновил максимумы у 6 экономических систем (у Бранденбурга и Швейцарии максимум не вырос). Тем не менее, неуклонно этот экспорт рос лишь у Тюрингии, тогда как у 6 экономических систем он после принятия стратегии хотя бы раз опускался ниже предыдущего максимума. А доля высокотехнологичного экспорта в валовом экспорте с принятием стратегии ни у одной экономической системы ни в один из взятых годов не достигла максимума, существовавшего до стратегии. Конечно, она и так высока. Но можно предположить, что если бы российская экономика не занималась добычей ресурсов на экспорт, то у неё тоже было бы достаточно сил на машиностроительную специализацию.
Заключение
Какие же выводы обуславливает анализ? Разумеется, нельзя утверждать, что всё множество целевых установок рассмотренных зарубежных экономических систем применимо и полезно в российских реалиях. Вместе с тем, обзор зарубежных внешнеэкономических стратегий даёт картину детерминант (возникших по 2021 г.) и возможных конструкционных элементов, которые могут быть использованы для (оптимизации) целеполагания ВЭД России и её регионов, поскольку большинство вызовов, вставших перед рассматриваемыми зарубежными экономическими системами в 2010-х гг., всё более актуализируется и для российской экономики (что подтверждает выдвинутую гипотезу). Можно резюмировать:
- интенсивная глобализация и интернационализация мировой экономики привели к высокой зависимости регионов и стран – активных экспортёров от ВЭД (а это делает их уязвимыми перед прерыванием международных торгово-производственных цепочек, например, вследствие коронакризиса) и одновременно к росту международной конкуренции в отношении самих стран – протагонистов свободной торговли, к передаче шоков между странами. Вынос производства за рубеж привёл к сокращению производственной базы и кадров, и страны – активные экспортёры стали практиковать протекционизм. От этого страдает часть предприятий этих стран, заинтересованная в экспорте: им приходится затрачивать много сил на точечный поиск стран-партнёров. Государства нацелены прилагать усилия к укреплению региональных межстрановых торговых блоков и заключать двусторонние соглашения с третьими странами. В то же время, прослеживается ориентация на решоринг производств и регулирование (диверсификацию) географии снабжения;
- перманентный рост мировой международной торговли продолжает увеличивать конкуренцию между странами, в т.ч. технологическую (её дополнительный фактор – климатические требования). Даже страны, бывшие к 2010 г. высокотехнологичными, из-за этого сами вынуждены год за годом ставить цель развития не только инноваций, но и международных партнёрств по работе с ними. Целевая установка, обозначаемая и в России, – на совместное действие внешнеэкономической стратегии со стратегиями промышленности и инноваций. Рассмотренные зарубежные экономические системы делают ставку на выход на международный рынок с продуктами будущего, сопровождая их услугами. Такая цель в России также была поставлена – в Национальной технологической инициативе до 2035 г.;
- проблема конкурентоспособности отдельных малых предприятий во всех рассматриваемых зарубежных экономических системах демонстрирует недостаток рыночной экономики: внешнеэкономический потенциал хозяйствующих субъектов слабо консолидирован. Раздробленность экономических активов ведёт автоматически и к тому, что государственным институтам поддержки трудно отследить потребности многочисленных экономических субъектов и соответствовать всем им. Органы власти вынуждены стремиться к формированию кластеров и международных сетевых отраслевых объединений, прилагать больше усилий к информированию МСП о существующей поддержке и зарубежной конъюнктуре и юридических особенностях (часто требуется вести МСП по всем стадиям экспорта), и в целом много усилий и средств тратить на поддержку. Это целесообразно учесть в случае стимулирования развития в России МСП. Опыт зарубежных экономических систем показывает, что для поддержки экспорта МСП важна международная региональная экономическая интеграция – она даёт МСП возможность кооперироваться с предприятиями стран-партнёров для совместного экспорта и разработки технологий, организовывать межстрановые отраслевые ассоциации. При этом важное значение уделяется обеспечению права на субсидирование национальных предприятий. При развитии Россией международной экономической интеграции с дружественными странами имеет смысл учесть подобные возможности и потребности;
- судя по проблемам, обозначенным в стратегиях зарубежных экономических систем, синергию между российскими институтами содействия ВЭД следует считать весьма высокой. Рассмотренные зарубежные экономические системы обозначают в качестве целевой установки синергию (в т.ч. финансовую), а также, учитывая вариативность мирохозяйственного развития, – готовность к обновлению внешнеэкономической стратегии и установку на то, чтобы в соглашения с зарубежными контрагентами закладывать возможность для обсуждения;
- актуальным становится также балансирование при поддержке ВЭД между решениями, действенными для многих отраслей, и решениями, ориентирующимися на отдельную отрасль;
- дилемма, стоящая перед зарубежными экономическими системами, – привлекать кадры из-за рубежа (в т.ч. давая им своё образование) или (пере)квалифицировать своих жителей. Ставятся обе эти цели. Но представляется, что основа решения кадрового вопроса – это установка на создание новых производств, предлагающих доход и престиж, что и реализуется в российской экономике;
- у рассмотренных зарубежных экономических систем встречается установка на географическую диверсификацию ВЭД. Здесь российская экономика в условиях сокращения Западом торгово-инвестиционных отношений с нею, уже добилась значительных успехов.
Источники:
2. Гусев М.С. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях меняющейся модели международной экономической интеграции // Экономические стратегии. – 2019. – № 1. – c. 48-53.
3. Дёмин Г.А. Разработка механизма управления внешнеэкономической деятельностью региона на основе отраслевой специализации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 3-1. – c. 137-141. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-3-1-137-141.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Основы выбора секторов и отраслей промышленности для диверсификации и стимулирования экономического роста страны // Экономические отношения. – 2023. – № 3. – c. 393-404. – doi: 10.18334/eo.13.3.118740.
5. Итоги внешней торговли со всеми странами. Фтс рф. 13.02.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обращения: 12.03.2024).
6. Ковалева А.А., Севастьянова В.М., Тарасова Е.А. Специфика направления региональной стратегии развития экспорта Ульяновской области // Вестник Екатерининского института. – 2020. – № 1. – c. 35-41.
7. Романькова Т.В. Внешнеэкономическая деятельность Могилевской области: оценка и стратегия развития // Друкеровский вестник. – 2019. – № 4. – c. 321-331. – doi: 10.17213/2312-6469-2019-4-321-331.
8. Трацевская Л.Ф., Колесниченко А.И. Имидж региона как инструмент внешнеэкономической стратегии: Витебская область // Право. Экономика. Психология. – 2020. – № 3. – c. 61-66.
9. Фомичева И.В., Дыда А.А. Направления внешнеэкономической деятельности как стратегия развития Тульской области // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2023. – № 1. – c. 214-217.
10. Хмелева Г.А., Тот Б.И., Костромин К.О. Механизм развития трансграничного торгово-экономического сотрудничества в контексте совершенствования территориального капитала региона // Экономические отношения. – 2023. – № 3. – c. 427-446. – doi: 10.18334/eo.13.3.118830.
11. Aussenwirtschaftskonzept. – Ministerium für Wissenschaft und Wirtschaft (Sachsen-Anhalt), Juli 2014. – 20 S. [Электронный ресурс]. URL: https://mwl.sachsen-anhalt.de/fileadmin/Bibliothek/Politik_und_Verwaltung/MW/Publikationen/Aussenwirtschaft (дата обращения: 20.01.2023).
12. Aussenwirtschaftskonzept. – Ministerium für Wirtschaft und Energie (Brandenburg), 05.07.2018. – 19 S. [Электронный ресурс]. URL: https://mwae.brandenburg.de/media/bb1.a.3814.de/Aussenwirtschaftskonzept_2018_final.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
13. Aussenwirtschaftsstrategie. – Ministerium für Wirtschaft, Innovation, Digitalisierung und Energie (Nordrhein-Westfallen), 05.02.2021. – 40 S. [Электронный ресурс]. URL: https://broschuerenservice.wirtschaft.nrw/mwike/shop/Au%C3%9Fenwirtschaftsstrategie_Nordrhein-Westfalen/0 (дата обращения: 25.02.2023).
14. Aussenwirtschaftsstrategie. – Staatsministerium für Wirtschaft, Arbeit und Verkehr (Sachsen), 18.09.2018. – 13 S. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wirtschaft.sachsen.de/download/AW-Strategie2_.pdf (дата обращения: 05.02.2023).
15. Außenwirtschaftsstrategie. – BMDW, BMEIA, Wirtschaftskammer Österreich, Dezember 2018. – (XII + 42) S. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bmeia.gv.at/fileadmin/user_upload/Zentrale/Aussenpolitik/Aussenwirtschaft/Aussenwirtschaftsstrategie.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
16. Außenwirtschaftsstrategie 2020. – Ministerium für Wirtschaft, Wissenschaft und Digitale Gesellschaft (Thüringen), 2015. – 12 S. [Электронный ресурс]. URL: https://wirtschaft.thueringen.de/fileadmin/th6/wirtschaft/aussenwirtschaft/thuringer_aussenwirtschaftsstrategie_2015___finalmit_efre-logo.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
17. Data Center. Unctad. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre (дата обращения: 13.03.2024).
18. Rahmenstrategie für die Aussenwirtschaft. – Senatsverwaltung für Wirtschaft, Technologie und Frauen (Berlin), 22.10.2010. – 19 S. [Электронный ресурс]. URL: https://www.berlin.de/sen/wirtschaft/europa-und-internationales/aussenwirtschaft/auwirahmen2010.pdf (дата обращения: 15.01.2023).
19. Strategie zur Aussenwirtschaftspolitik. – Schweizerisches Eidgenossisches Departament für Wirtschaft, Bildung und Forschung, 24.11.2021. – 55 S. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsd.admin.ch/newsd/message/attachments/69218.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
20. Statistik 51000 (Außenhandel). Statistisches Bundesamt Deutschlands. [Электронный ресурс]. URL: https://www-genesis.destatis.de/genesis/online?sequenz=statistikTabellen&selectionname=51000#abreadcrumb (дата обращения: 21.01.2024).
21. Statistisches Bibliothek. Statistische Ämter des Bundes und der Länder. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statistischebibliothek.de/mir/receive (дата обращения: 12.03.2024).
22. World Economic Outlook Database. IMF. October 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2023/October (дата обращения: 23.11.2023).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:21