Повышение эффективности инновационной деятельности с учетом факторов, влияющих на креативность личности
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (69), Сентябрь 2012
Цитировать:
Зенова Е.С. Повышение эффективности инновационной деятельности с учетом факторов, влияющих на креативность личности // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 9. – С. 21-29.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17896948
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматриваются некоторые факторы влияния на креативность личности. Анализируются различные точки зрения исследователей данной области, приведены эмпирические и статистические показатели. Выявлены факторы, положительно и негативно влияющие на креативность личности, и факторы, не оказывающие на нее существенного влияния.
Ключевые слова: творческая энергия, инновационная деятельность, творческое мышление, творческие способности, генерация идей, креативность личности, нестандартные задачи, творческий процесс
Инновационную деятельность чаще всего рассматривают в виде осуществления определенного проекта. В этом случае под оной понимается особым образом организованный комплекс работ, направленный на решение конкретной задачи или достижение определенной цели, выполнение которого ограничено во времени, а также связано с использованием интеллектуальных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Инновационная деятельность включает в себя все виды работ от поиска идеи до получения конечного инновационного продукта. Первый этап инновационной деятельности – поиск идеи – невозможен без наличия творческого мышления, креативности изобретательности у субъекта инновационной деятельности.
Изобретения преображают мир
Под креативностью в данном контексте, понимается способность создавать и привносить нечто абсолютно новое в этот мир, способность человека к нестандартному мышлению. Строго говоря, креативность как качество присуща в той или иной мере любому человеку будь то менеджер, конструктор, дизайнер или психолог. Творческий человек – это изобретатель. Задатки творческих способностей человека хорошо видны уже в детстве. Нужно суметь распознать их и соответствующим образом развивать практически на протяжении всей жизни. Проявление творческих способностей варьируется от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но даже малые повседневные изобретения помогают упростить рабочий процесс, сэкономить ресурсы, быть конкурентоспособным, превратить рутину в увлекательное действо, работать эффективнее. Сущность же творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости [1].
Гибкое, неординарное решение проблем, умение быстро переключатся с одной идеи на другую, способность работать в необычной обстановке, умение видеть что-то особенное в рутинном и что-то рядовое в особенном, умение сочетать старые идеи в новых комбинациях, умение обобщать, отказываться от стереотипов, думать по-новому – все эти навыки характеризуют человека с креативным мышлением. На первое место при этом выходит внутренняя мотивация – желание быть креативным, выражающаяся, прежде всего, в том, что люди, вдохновленные своей деятельностью, относятся к повседневным делам более творчески, чем все остальные [4].
Традиционализм ограничивает творчество
Однако на пути к креативности существуют объективные и весомые препятствия. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов.
Не секрет, что наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них, например, постоянный распорядок дня, дорога от дома до работы, составление отчетов, рутинные рабочие операции выполняются автоматически и рефлекторно. Шаблонность действий, постоянное повторение и похожесть бытия вступают в противоречие с данной человеку способностью быть «творцом». Человек стремится разрешить любое противоречие, и при автоматизме действий и обыденности жизни это противоречие нередко разрешается путем подавления творческой потребности, подавления креативности и как следствие желания работать в полную силу.
Зачастую общепринятая система образования тоже не способствует креативности. Типичность системы обучения, основанной на заучивании фактов, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; второстепенность нахождения решения задач. При традиционных формах обучения человек, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше подлежащая решению проблема отличается от знакомой, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе, построенными на том же материале, поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению. Для решения нестандартных задач приходится отбрасывать все традиционные пути решения и рассматривать их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность.
Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия. Необходимо поддерживать способность к творчеству, сохранять живость ума на протяжении всей жизни. При этом значительно возрастает инновационный потенциал личности – способность к восприятию новой информации; к приращению своих профессиональных знаний; к выдвижению новых конкурентоспособных идей; к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач [3].
К проблемам креативного мышления в рассматриваемом контексте следует отнести и такие явления, как творческая закостенелость и творческий кризис. Оба этих фактора определяют творческую несостоятельность личности. Но если творческая закостенелость – это состояние стабильное и труднопреодолимое, то творческий кризис – явление временное, которое может возникнуть просто от переутомления и проходит через определенный период спокойствия. Поэтому неудивительно, что творческие акты часто следуют за периодами или во время отдыха и/или сна. В отмеченные периоды отдыха творческая личность может почувствовать порыв возбуждения от того, что все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на свои места. Все, относящиеся к делу, идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров классических творческих прорывов, когда в момент отдыха в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи, в истории множество: открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, открытие таблицы химических элементов Д.И. Менделеевым и мн. др.
Все вышесказанное позволяет выделить еще один критерий успеха творческого мышления – оно особенно продуктивно после или во время отдыха.
Позитив оздоровляет обстановку
Часто решению проблем способствует определенное эмоциональное состояние личности, которое обобщенно можно охарактеризовать как харизма, кураж. Доброжелательная обстановка, общение с приятными людьми, смех, поддержка, взаимопонимание, игра оживляют беседу и мозговую деятельность. Всем известно, что изучать что-либо легче всего в игровой форме. Игра способствует повышению настроения, адреналина, возбуждения, энергии, положительных эмоций. Этим и объясняется столь масштабное распространение в истории современного менеджмента занятий в интерактивной форме, деловых игр, тренингов.
Важность эмоционального влияния на решение нестандартных задач отмечает и руководитель отделения предпринимательства Гарвардской школы бизнеса Тереза М. Амабайл (Teresa Amabile) [5], которая протестировала 238 менеджеров среднего звена. Исследование Амабайл продемонстрировало, что огромную роль для творческого процесса имеют положительные эмоции; генерации идей способствуют доброжелательная атмосфера в коллективе, причастность к общему делу, одухотворенность, личный рост, любовь, счастье. А такие явления, как недостаток времени, денежное вознаграждение, страх, соревновательная составляющая, не способствуют креативности.
Схожие результаты были получены и при тестировании слушателей Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) [1]. Слушателям разных возрастов (17-55 лет) был задан вопрос: «При каких обстоятельствах Вам приходят в голову наиболее оригинальные идеи?». Большинство (90%) опрошенных своими ответами подтвердили результаты исследований Терезы Амабайл, но некоторые ответили, что оригинальные идеи приходят к ним в стрессовой ситуации, когда необходимо быстро принять решение. Однако, анализируя их устные и письменные ответы, можно сделать предположение, что оригинальные идеи приходят чаще не в стрессовой ситуации, а в нестандартной ситуации, т.е. тогда, когда легче всего преодолеть психологическую инерцию [2], тогда, когда нет очевидного ответа или прошлого опыта выхода из создавшейся ситуации.
Необходимо время от времени вырываться из привычного бытия, менять обстановку, привычный маршрут движения. Видеть и узнавать что-то новое, общаться с новыми людьми. Не зря актеры, режиссеры и другие лица творческих профессий используют прием смены обстановки в поисках вдохновения. Ведь процесс творчества активизируется в нестандартных ситуациях. Новые места, новые люди, новые взгляды, новые интересные мысли.
По данным вышеуказанного письменного социологического опроса, проведенного в РАНХиГС, в котором участвовало 100 человек, можно проследить отклонение уровня креативности в зависимости от эмоционального состояния и других факторов (Табл. ).
Таблица
Зависимость уровня креативности от внешних и внутренних факторов
Параметр
|
Изменение уровня креативности
|
Волнение, раздражительность
|
92 чел. считает, что снижает
|
Опасность, страх
|
16 чел. считает, что снижает
|
Дефицит времени
|
16 чел. считает, что снижает
|
Знание вопроса (профессионализм)
|
64 чел. считает, что повышает
|
Импульсивность, темперамент
|
84 чел. считает, что повышает
|
Благоприятная окружающая обстановка
|
88 чел. считает, что повышает
|
Образование (знания, умения, навыки)
|
96 чел. считает, что повышает
|
Ритмы личностной активности
Говоря о значимости эмоционального состояния личности, нельзя не отметить особую роль широты кругозора личности в творческом мышлении. Расширение кругозора личности несомненно скачкообразно происходит в школе. Наряду с обучением расширению кругозора способствует не только чтение книг и прослушивание лекций, но и посещение всевозможных выставок, галерей, театров, приобретение новых знакомств, встречи с новыми людьми, путешествия. Как уже отмечалось ранее, простая смена обстановки весьма возбуждает такое положительное качество, как любопытство и как следствие творческий подъем. Расширяя свой кругозор, человек наращивает потенциал знаний для решения проблем в профессиональной сфере или сфере бытового изобретательства [3]. Это помогает найти все способствующее решению определенной задачи и применить его на практике. При этом целесообразно руководствоваться известным правилом: «Если можно взять толику (крупицу) полезности, то нужно взять!»
Еще один аспект, требующий достаточно тщательного изучения при рассмотрении вопросов, связанных с креативностью личности, – это хронометрические всплески и спады творческой активности человека. Один из вопросов, заданных слушателям РАНХиГС при письменном опросе, был таким: «В какое время Вы наиболее продуктивно мыслите?» Этот вопрос тесно связан с хронотипом человека, который тоже нужно было указать. Все тестируемые разделились по хронотипу на 3 группы: «жаворонки», «совы» и «голуби». Результаты опроса слушателей РАНХиГС представлены на графике (рис. ).
Рис. Зависимость творческой активности от хронотипа личности
Обозначения: ряд 1 – творческая активность «жаворонков»; ряд 2 – творческая активность «сов»; ряд 3 – творческая активность «голубей»
Из графика, представленного на рисунке 1, видно, что у «жаворонков» наблюдается творческая активность в утренние часы, во второй половине дня у них происходит постепенный спад. С совами обратная ситуация: творческий подъем у них наблюдается поздно вечером, а спад происходит к утру. Следует отметить, что согласно статистике, 20% людей относятся к «жаворонкам», 30% – к «совам» и около 50% – к «голубям». Среди испытуемых 50% оказались совами, 10% – жаворонками, остальные 40% – аритмики или «голуби». Диаграмма творческой активности «голубей» параллельна диаграмме творческой активности «жаворонков» по вполне понятным причинам: «голуби» легко подстраиваются под любой режим дня, т.е. под общепринятое рабочее время 9.00–18.00, что совпадает с ритмом «жаворонков». Таким образом, результаты тестирования показали, что спады и подъемы творческой активности напрямую зависят от хронотипа личности.
Выводы
Итак, выделим качественные факторы, влияющие на креативность личности, к которым в первую очередь необходимо отнести:
- спады и подъемы творческой активности;
- эмоциональное состояние личности;
- периоды сна или отдыха;
- опыт решения нестандартных задач в игровых или реальных ситуациях;
- генерация идей эффективна при наличии достаточного времени [4];
- отказ от стереотипов, преодоление психологической инерции [2];
- широкий кругозор личности.
Таким образом, методика повышения эффективности инновационной деятельности с учетом факторов, влияющих на креативность личности, должна рассматривать следующие ключевые позиции:
1. Представление о креативности личности и способности к творчеству для организации творческого процесса.
2. Выявление проблемы развития креативности как личностной способности.
3. Поиск путей преодоления проблем творческого мышления с учетом индивидуальных характеристик.
4. Определение критериев успеха творческого мышления применительно к конкретной личности.
Методика позволит сформировать и/или развить креативное мышление личности с учетом специфики инновационной деятельности.
[1]До февраля 2011 г. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации – прим. авт.
[2]Психологическая инерция в данном контексте трактуется согласно [2] как игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.
[3]Под бытовым изобретательством, в данном контексте, понимается способность выхода из жизненных ситуаций с наименьшими потерями и наибольшей эффективностью – прим. авт.
Источники:
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач [Текст]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Беседин А.Л. Менеджмент и маркетинг в системе современного творческого обучения [Текст]. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2005.
4. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений [Текст]. – М.: Мир, 1969.
5. Краткий словарь инновационных терминов. [Электронный ресурс] // http://sfu-kras.ru.
6. Мурашов М. Шесть мифов о креативности [Электронный ресурс] // http://www.marketer.ru/node/976/.
7. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст]. – М.: Эксмо, 2005.
8. Амабайл Т. Как погубить творческий подход? [Текст] // Мысль, 2006, № 3.
9. Шубаева В.Г. Формирование и управление развитием творческого потенциала предпринимательских структур [Текст]. – СПб.: 2008.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:59:44