Маркетинг финансовых услуг в Африке: факторы, влияющие на выбор и потребление
Петренко Е.С.1,2, Вечкинзова Е.А.1, Стеблякова Л.П.1, Алешникова В.И.1
1 Государственный университет управления
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549409
Аннотация:
В статье исследуется вопрос о том, как неоднородная структура среднего класса в странах Африки к югу от Сахары влияет на потребление финансовых услуг. Авторы выявляют факторы, влияющих на выбор и потребление финансовых услуг представителями среднего класса. Делается вывод о том, что поставщикам финансовых услуг и маркетологам в странах Африки к югу от Сахары следует учитывать различное влияние выделенных факторов на представителей разных сегментов среднего класса при разработке своих маркетинговых стратегий. Для улучшения доступа к финансовым услугам в странах Африки к югу от Сахары необходимо разрабатывать маркетинговые стратегии предоставления финансовых услуг для так называемых маргинализированных потребителей. Статьи будет интересна маркетологам, специалистам по маркетингу финансовых услуг, а также всем тем, кто интересуется проблемами мировой экономики и международных экономических отношений.
Ключевые слова: Африка, маркетинг, маркетинговая стратегия, покупательная способность, сегментация рынка, средний класс, финансовые услуги
JEL-классификация: F23, F63, M31, G00, G41
ВВЕДЕНИЕ
В первой четверти XXI в. наблюдается существенный рост числа домохозяйств среднего класса по всему миру, что делает эту группу ключевым объектом исследований различных дисциплин, включая международный маркетинг [1, C. 9–11; 19; 38; 52, C. 668–678]. Совокупная покупательная способность среднего класса а странах, относящихся к так называемым развивающимся рынкам, включая Китай, Индию, Бразилию и некоторые стран Африки к югу от Сахары, оценивается более чем в 35 трлн долл. США [54]. Привлекательность этого сегмента для международного бизнеса увеличивается еще больше, поскольку, по оценкам Всемирного банка, к 2030 г. ростом, число домохозяйств среднего класса вырастет еще на 25% [54]. Центральное место в росте покупательной способности занимает отношение представителей среднего класса к финансовым услугам. В странах Африки к югу от Сахары произошли значительные изменения в уровне финансовой доступности различных услуг, прежде всего для представителей среднего класса. В основном это связано с быстрым ростом числа услуг, получение и оплата которых возможна с помощью мобильных телефонов [24, C. 8–18; 45, C. 71–79]. Представитель среднего класса в странах Африки к югу от Сахары в настоящее время могут позволить себе разнообразные продукты и услуги, используя появляющиеся инновации в сфере финансовых услуг, за счет роста располагаемых доходов. Таким образом, средний класс в странах Африки к югу от Сахары представляет собой значимый целевой сегмент для маркетологов [23; 358, C. 703–710].
Именно поэтому интерес представляет исследование влияния изменяющейся и формирующейся структуры среднего класса в странах Африки к югу от Сахары на его модели потребления и факторы, определяющие выбор финансовых услуг потребителями, относящимися к данному классу в рассматриваемом регионе. Более того, важно отметить, что маркетологам, работающим в сфере финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары, при разработке маркетинговых стратегий необходимо учитывать неоднородность среднего класса.
Следует отметить, что проблемам разработки маркетинговых стратегий для рынка финансовых услуг посвящено достаточно много научных исследований. Среди наиболее интересных можно отметить научные публикации таких экспертов, как Афанасьева Т.С. [2], Бартенев А.А. [3], Лавриненко Я.Б., Тинякова В.И. [6], Музакаева Х.С., Кунтаева Х.М., Дускаев М.З. [7], Синяева И.М. [8], Трофимов А.Ю., Кузнецова Л.В. [9], Филипова Е.М. [10], Шляпина Ю.В., Ан Ю.Н. [11], Щепакин М.Б. [12]. Тем не менее особенностям разработки маркетинговых стратегий на финансовом рынке стран Африки к югу от Сахары уделяется недостаточно внимания.
Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выделить факторы, влияющие на потребление финансовых услуг средним классом в странах Африки к югу от Сахары, т.е. ответить на вопрос: что стимулирует спрос на финансовые услуги в Африке?
Исследовательская гипотеза состоит в следующем. Маркетологам финансовых услуг при разработке маркетинговых стратегий необходимо учитывать неоднородность среднего класса в странах Африки к югу от Сахары, что позволит расширить доступ к финансовым услугам.
Сегментация среднего класса
В настоящее время общепринятого на национальном или глобальном уровнях определения среднего класса не существует. Связано это в первую очередь с тем, что представители среднего класса в разных странах и на разных континентах проживают в абсолютно разных условиях [21, C. 99–113; 22, C. 94–108; 42, C. 17–26; 51, C. 628–646; 52, C. 668–678]. Во многих исследованиях, что на наш взгляд является существенным недостатком, средний класс рассматривается как однородная группа потребителей [17; 20, C. 93–102; 36; 37; 47, C. 243–263], с примерно одинаковым уровнем дохода и структурой расходов, с определенными привычками, которые часто ассоциируются с демонстративным потреблением [40, C. 25–140; 50, C. 445–454]. Уровни дохода или потребления являются наиболее распространенными экономическими показателями, используемыми в качестве критериев для идентификации представителей среднего класса. Тем не менее есть подходы, не основанные на доходах; в рамках этих подходов используются такие критерии отнесения к среднему классу, как уровень образования и благосостояния, а также так называемый «социологический акцент на принадлежности к среднему классу»: на сколько тот или иной индивид ощущает себя представителем среднего класса [48, C. 1–27]. В таблице 1 представлена сводная информация о различных параметрах дохода, используемых разными авторами, для определения среднего класса.
Таблица 1
Значения критерия «уровень дохода» для представителей среднего класса
Автор, источник
|
Ежедневный доход, долл. США
|
Бёдсл
Н. [18] (Birdsall, 2010), Всемирный
банк [54] (World Bank, 2019)
|
10–20
|
Банерджи
А.В., Дафло Е. [16, C. 3–28] (Banerjee, Duflo, 2008, p. 3–28)
|
2–10
|
Равальон М. [50,
C. 445–454] (Ravallion, 2010, p. 445–454)
|
2–13
|
Африканский
банк развития, Нкубе М. и др. [46] (Ncube et al., 2011)
|
2–20
|
Всемирная организация труда [33]
(International Labour Organisation, 2013)
|
4–13
|
Корт
Д., Нарасиман Л. [27, C. 12–17] (Court, Narasimhan, 2010, p. 12–17)
|
9–77
|
Кочхар
Р. [39]
(Kochhar, 2017)
|
10–20
|
Ферейра Ф. и др. [29]
(Ferreira et al., 2012)
|
10–50
|
Миланович
Б., Ицхаки С. [44, C. 155–178] (Milanovic, Yitzhaki, 2002, p. 155–178)
|
12–50
|
Вильсон
Д., Драгусану Р. [53] (Wilson, Dragusanu, 2008)
|
16–82
|
Харас
Х. [38]
(Kharas, 2017)
|
11–110
|
Как мы видим из таблицы 1, диапазон уровня дохода варьирует от 2 до 110 долл. США. В связи с этим, на наш взгляд, может возникать целый ряд проблем. Так, определение среднего класса, в котором используется верхний предел максимального дохода в размере 100 долл. США в день, потенциально может уменьшить объем сегмента и проигнорировать рост среднего класса, например, в таких регионах, как ЮАР, где средний доход намного ниже. Критерий определения среднего класса в диапазоне доходов от 2 до 20 долл. США, используемый Африканским банком развития [46] (Ncube et al., 2011), потенциально преувеличивает размер среднего класса, учитывая потребителей с доходами 2–10 долл. США, которые вряд ли можно считать представителями среднего класса.
Несмотря на различия в значениях критериев, используемых для отнесения потребителей к среднему классу по уровню доходов, наибольшее распространение получила практика Всемирного банка, в рамках которой используется пороговое значение в размере 10 долл. США в день в качестве минимального критерия, который следует использовать для определения дохода среднего класса.
Перейдем к странам Африки. В большинстве современных исследований преобладает представление о том, что средний класс в странах Африки к югу от Сахары является однородным сегмент. Тем не менее если в качестве примера рассмотреть эмпирические исследования, в которых анализируются маркетинговые стратегии в контексте поведения потребителей, то можно отметить, что в этих исследованиях фиксируется гетерогенность среднего класса [25, C. 79–94; 26; 41, C. 58–85]. В нашем исследовании мы будем использовать модель сегментирования среднего класса Лаппемана Дж. и др. [41, C. 58–85] (табл. 2). В рамках этой модели для наблюдения за финансовым поведением выделяют три группы представителей среднего класса в странах Африки к югу от Сахары. Такое сегментирование среднего класса имеет значение для понимания процесса принятия решений о выборе финансовых услуг.
Таблица 2
Сегментация среднего класса в странах Африки к югу от Сахары
№ п/п
|
Название сегмента среднего класса
|
Уровень дохода (средний доход семьи в
день), долл. США
|
Доля в среднем классе, %
|
Характеристика представителей сегмента
|
1
|
Опытный
(accomplished)
|
19
|
19
|
В
значительной степени финансово обеспечены. С большим оптимизмом, чем
представители других сегментов, смотрят в будущее. Позитивно относятся к
решению экологических проблем в Африке. Имеют разнообразные источники
дохода. Инвестируют в образование. Потребляют широкий спектр финансовых
услуг.
|
2
|
Уверенный
(comfortable)
|
16
|
26
|
С
оптимизмом смотрят в будущее. Используют кредит в качестве основы для
сохранения своего статуса представителей среднего класса. Знания и
использование финансовых услуг не столь обширны.
|
3
|
Уязвимый
(vulnerable)
|
15,70
|
15
|
Могут
выйти из состава среднего класса, если изменятся факторы макросреды. Знания и
использование финансовых услуг не столь обширны, как у представителей двух
других групп.
|
Хотя на первый взгляд разница в среднем доходе между темя выделенными сегментами относительно невелика, между ними существует ряд поведенческих различий (например, представители среднего класса, относящиеся к сегменту «Уязвимые» с большей вероятностью будут иметь долги по оплате образования, одежды, продуктов питания и собственного бизнеса).
Согласно исследованиям Standard Bank Group (южноафриканского банка, осуществляющего операции по всему региону), численность африканского среднего класса за последние 14 лет увеличилась втрое [14] (Africa Research Online 2014). Согласно отчету Ernst and Young о мировом среднем классе, средний класс только в странах Африки к югу от Сахары составляет более 82 млн человек и, по прогнозам, достигнет 107 млн к 2030 г. [28]. Перспективы дальнейшего роста указывают на то, что этот сегмент, по прогнозам, будет расти в течение следующих 15 лет, и еще 25 млн домохозяйств, как ожидается, станут представителями среднего класса [28]. Отчасти проблема количественной оценки этого сегмента заключается в отсутствии надежных и контекстуально релевантных данных, характеризующих африканский средний класс [26]. Средний класс рассматривается как потенциальный фактор экономического и социального развития Африки. В результате цифровой революции возможности африканского среднего класса растут. Это приводит к росту спроса на цифровые финансовые услуги и стимулирует развитие финтех [54].
Инклюзивность финансовой системы и доступность финансовых услуг для населения в странах Африки к югу от Сахары
Инклюзивная финансовая система, в соответствии с подходом Всемирного банка, которого придерживаются многие эксперты, представляет собой систему, которая обеспечивает легкий доступ к недорогим финансовым услугам и финансовым продуктам, включая транзакции, кредиты, депозиты, платежи, страхование и т.п., а также их использование, удовлетворяя потребности юридических и физических лиц наиболее удобным, эффективным и безопасным способом [49, 54].
Ряд экспертов изучали факторы, определяющие доступность финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары, уделяя особое внимание категории «уязвимых» потребителей, находящихся в основания пирамиды (bottom of the pyramid; BoP) [24, C. 8–18]. В странах Африки к югу от Сахары до финтех-революции, обеспечившей население мобильной телефонией, потребители сталкивались с многочисленными проблемами в части доступа к официальным финансовым услугам, такими как отсутствие инновационных финансовых решений, высокая стоимость финансовых услуг и недостаток информации об этих услугах [30, С. 343–360].
Быстрое внедрение мобильных телефонов и их роль в облегчении осуществления платежей на основе мобильных платформ стало одним из важнейших факторов, изменившим правила игры на рынке финансовых услуг, расширив доступ к ним в том числе и в странах Африки к югу от Сахары [13, C. 430–453; 15, C. 12–134; 30, C. 343–360; 31; 34, C. 1–15; 43, C. 1031–1049].
В странах Африки к югу от Сахары первые платежи с помощью мобильных телефонов появились в Кении в начале 2007 г., чтобы помочь городским работникам-мигрантам отправлять деньги домой своим семьям, проживающим в сельской местности [32, C. 63–81]. В настоящее время в регионе функционирует около 53% активных глобальных сервисов мобильных платежей, что стало возможным благодаря инвестициям в инфраструктуру мобильной телефонии [31]. Мобильные платформы также заложили основу для новых инновационных диверсифицированных финансовых услуг, таких как интернет-банкинг и различные формы страхования [31].
Факторы, влияющие на выбор и потребление финансовых услуг представителями среднего класса в странах Африки к югу от Сахары
Попытаемся определить ключевые факторы, которые влияют на выбор и потребление финансовых услуг представителями среднего класса в странах Африки к югу от Сахары. На наш взгляд, можно выделить следующие ключевые факторы:
· источники дохода;
· привычка тратить или сберегать;
· восприятие финансовых услуг;
· финансовая стабильность и общие устремления представителей среднего класса.
Остановимся на этих факторах подробнее.
1. Источники дохода
Источники дохода являются важнейшим фактором, который оказывает влияние на потребление финансовых услуг представителями среднего класса в странах Африки к югу от Сахары. Как показывают исследования, во всех трех сегментах среднего класса домохозяйства часто имеют более одного источника дохода, и доход каждого отдельного лица мог поступать из различных источников [26]. Большинство представителей среднего класса, относящихся к сегменту «опытные», получают свой доход от официальной занятости (либо в высших эшелонах государственной службы, либо в частном секторе) (45%). Некоторые из них также занимаются предпринимательской деятельностью (27%). Представители среднего класса, относящиеся к сегментам «уверенные» и «уязвимые» (31 и 35% соответственно) в основном полагаются на доходы, связанные с деятельностью своей диаспоры, перечисления от родственников, проживающих за границей, а также доходы от неформальной занятости [26].
2. Привычка тратить или сберегать
Привычки тратить и сберегать различаются у представителей всех трех сегментов среднего класса и определяются во многом сроками и периодичностью получения дохода. «Уязвимые» представители среднего класса отдают предпочтение покупке основных продуктов питания, тратят деньги на жилье и коммунальные услуги. Расходы «опытных» представителей среднего класса также включают регулярные траты на одежду, личные вещи и развлечения. Расходы «уверенных» представителей среднего класса аналогичны, но с меньшими затратами на одежду, личные вещи и развлечения.
На культуру сбережений трех сегментов среднего класса в странах Африки к югу от Сахары также существенное влияние оказывает и уровень располагаемого дохода, что важно в контексте понимания спроса среднего класса на финансовые услуги. Как правило, у подавляющего большинства представителей среднего класса по крайней мере раз в год бывают непредвиденные расходы [26]. Большинство «опытных» представителей среднего класса (75%) откладывают деньги на эти непредвиденные случаи. Среди «уверенных» представителей среднего класса такие сбережения делают лишь 59%. Интересным наблюдением является то, что «уязвимые» представители среднего класса (66%) более склонны экономить на случай чрезвычайных ситуаций, чем «уверенные» представители среднего класса. Частично это объясняется более высоким уровнем осторожности представителей данного сегмента и их неуверенностью в доходах от неформальной занятости.
Аналогичные закономерности наблюдаются и в отношении сбережений. У 30% «уверенных» представителей среднего класса часто оставались денежные средства в конце месяца, среди «уязвимых» представителей среднего класса денежные средства в конце месяца оставались у 36% [26].
Что касается сбережений, то здесь ситуация складывается следующим образом. 67% «опытных» и 66% «уверенных» представителей среднего класс откладывают деньги после покрытия расходов в конце месяца. В сегменте «уязвимых» только 60% представителей среднего класса экономят ежемесячно [26].
Таким образом, у маркетологов финансовых услуг существуют возможности для разработки сегментированных продуктов для удовлетворения потребностей представителей этих трех сегментов. Сбережения также иногда являются ключевым источником дополнительного дохода, наряду с деньгами, полученными от друзей и семьи. Кроме того, надежные сбережения имеют решающее значение для укрепления кредитоспособности и могут стать хорошей основой для формирования финансового рынка африканского среднего класса в будущем.
3. Восприятие финансовых услуг
Несмотря на то, что в целом представители всех трех сегментов среднего класса в странах Африки к югу от Сахары относятся к сбережениям положительно, существуют различия в представлениях представителей этих сегментов о финансовых услугах.
«Опытные» представители среднего класса, в частности, за последние десятилетия получили более широкий доступ к финансовым услугам. В сегменте «уверенных» представителей среднего класса представления о финансовых услугах в целом были также позитивные.
«Уязвимые» представителей среднего класса имеют ограниченное представление о различных финансовых услугах, меньше им доверяют.
«Опытные» представители среднего класса имеют наименьшую финансовую задолженность среди сегментов среднего класса. «Уверенные» представители среднего класса имеют наибольшую финансовую задолженность, а «уязвимые» представители среднего класса более осторожны в отношении формирования задолженности, поскольку реже берут кредиты, не являясь основной группой потребителей, которами интересуются поставщики финансовых услуг. Многие представители среднего класса из сегмента «уязвимые» предпочитают избегать использования кредита, потому что не понимают, как кредит работает, что может свидетельствовать об отсутствии инициатив по повышению финансовой грамотности у поставщиков финансовых услуг. А все это, соответственно, негативно сказывается на формировании кредитная история данных представителей среднего класса.
4. Финансовая стабильность и общие устремления представителей среднего класса
Общее мнение, которого придерживаются представители всех трех сегментов, заключается в том, что, по их мнению, уровень жизни и финансовое положение улучшились и, вероятно, продолжат улучшаться в будущем [34]. «Опытные» представители среднего класса более уверены в своей финансовой стабильности и способности поддерживать статус представителя среднего класса, что в значительной степени основывается на стабильности их работы и инвестициях в образование, что дает больше возможностей для карьерного роста. «Уверенные» представители среднего класса также имеют достаточно высокий уровень уверенности и придерживаются оптимизма в отношении своей будущей финансовой стабильности (хотя занятые в неформальном секторе не столь оптимистичны). «Уязвимые» представители среднего класса наименее оптимистичны.
На наш взгляд, создание коммерческих предприятий может стать ключевым механизмом обеспечения финансовой стабильности, что особенно актуально для «уязвимых» представителей среднего класса и занятых в неформальном секторе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Средний класс в странах Африки к югу от Сахары разнороден.
2. В его составе можно выделить три сегмента: «опытные», «уверенные» и «уязвимые».
3. Поставщикам финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары следует учитывать эту неоднородность среднего класса и пересмотреть свои маркетинговые стратегии охвата рынка, разделив его на три отдельных целевых микросегмента.
4. Эти сегменты используют разные модели потребления и по-разному относятся к финансовым услугам.
5. Пересмотрев свои маркетинговые стратегии, поставщики финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары смогут адаптировать свои услуги для различных групп населения, и, кроме того, это улучшит оценку их маркетинговых кампаний.
6. Для улучшения доступа к финансовым услугам в странах Африки к югу от Сахары необходимо разрабатывать маркетинговые стратегии предоставления финансовых услуг для так называемых маргинализированных потребителей.
7. И, наконец, представляется, что для успешного «тиражирования» успешных маркетинговых стратегий на рынке финансовых услуг стран Африки у югу от Сахары необходимо будет использовать весь потенциал Африканской континентальной зоны свободной торговли [4, 5].
Источники:
2. Афанасьева Т.С. Роль маркетинга в повышении эффективности предпринимательства в период пандемии COVID–19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 559-572. – doi: 10.18334/epp.12.2.114227.
3. Бартенев А. А. Интеграция маркетинга финансовых услуг в сети интернет. / Архитектура финансов: геополитические дисбалансы и потенциал развития национальных финансовых систем : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14–15 апреля 2015 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. – 624-627 c.
4. Дробот Е.В. Новые приоритеты национальной безопасности стран Африки в условиях нарушения глобальных цепочек создания стоимости // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 285-308. – doi: 10.18334/eo.12.2.114825.
5. Дробот Е.В. Факторы интеграции стран Африканской континентальной зоны свободной торговли в глобальные цепочки создания стоимости // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 741-754. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114342.
6. Лавриненко Я. Б., Тинякова В. И. Прикладные аспекты маркетинга искренности на рынке финансовых и инвестиционных услуг // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 5. – c. 97-111. – doi: 10.17308/meps.2020.5/2366.
7. Музакаева Х. С., Кунтаева Х. М., Дускаев М. З. Влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков // Вестник Екатерининского института. – 2022. – № 4. – c. 115-118.
8. Синяева И. М. Активизация технологий маркетинга услуг в сфере финансового сектора в современных условиях // Экономические системы. – 2021. – № 1. – c. 89-95.
9. Трофимов А. Ю., Кузнецова Л. В. Анализ маркетинговых инструментов на рынке финансовых услуг // Modern Science. – 2019. – № 12-1. – c. 220-225.
10. Филипова Е. М. Ценностный подход к маркетингу финансовых услуг // Экономика и социум. – 2015. – № 1-4(14). – c. 1042-1044.
11. Шляпина Ю. В., Ан Ю. Н. Маркетинг финансовых услуг. / Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. - Омск : Омский государственный технический университет, 2020. – 144 c.
12. Щепакин М.Б. Гибридный маркетинг как инструмент развивающегося digital-пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2513-2536. – doi: 10.18334/epp.11.11.113796.
13. Abor J.Y., Amidu M., Issahaku H. Mobile telephony, financial inclusion and inclusive growth // Journal of African Business. – 2018. – № 19 (3). – p. 430–453.
14. Africa Research Online (2014) Measuring Africa’s middle class, 15 September 2014. Africa Research Online. [Электронный ресурс]. URL: https:// africaresearchonline.wordpress.com/2014/09/15/measuring-africas-middle-class/ (дата обращения: 09.11.2023).
15. Asuming P.O., Osei-Agyei L.G., Mohammed J.I. Financial inclusion in Sub-Saharan Africa: Recent trends and determinants // Journal of African Business. – 2019. – № 20 (1). – p. 12–134.
16. Banerjee A.V., Duflo E. What is middle class about the middle classes around the world? // Journal of Economic Perspectives. – 2008. – № 22 (2). – p. 3–28.
17. Birdsall N. Reflections on the macroeconomic foundations of inclusive middle-class growth. / center for global development, Working paper 130, October. - Washington DC, 2007.
18. Birdsall N. The (Indispensable) Middle Class in Developing Countries; or, The Rich and the Rest, Not the poor and the Rest. / Center for Global Development Working Papers 207., 2010.
19. Bhorat H., Kimani M.E., Lappeman J., Egan P. Characterisation, definition, and measurement issues of the middle class in sub-Saharan Africa // Development Southern Africa. – 2021. – № 40(460). – p. 1-18. – doi: 10.1080/0376835X.2021.1945912.
20. Bowman S.W. Who and what you know: Social and human capital in black middle-class economic decision-making // Race and Social Problems. – 2016. – № 8 (1). – p. 93–102.
21. Bui H.T., Wilkins H.C. Young Asians’ imagination of social distinction // Journal of Vacation Marketing. – 2017. – № 23 (2). – p. 99–113.
22. Cavusgil S.T., Deligonul S., Kardes I., Cavusgil E. Middleclass consumers in emerging markets: Conceptualization, propositions, and implications for international marketers // Journal of International Marketing. – 2018. – № 26 (3). – p. 94–108.
23. Cavusgil S.T., Kardes I. GSU-CIBER middle class scorecard: Quantifying the rise of the middle class in emerging markets // Middle Class Phenomenon in Emerging Markets Conference, Atlanta (September 26–28). Atlanta, 2013.
24. Chikalipah S. What determines financial inclusion in Sub-Saharan Africa? // African Journal of Economic and Management Studies. – 2017. – № 8 (1). – p. 8–18.
25. Chikweche T., Lappeman J., Egan P. Revisiting middleclass consumers in Africa: A cross-country city-based investigation outlining implications for international marketers // Journal of International Marketing. – 2021. – № 29 (4). – p. 79–94.
26. Chikweche Tendai, Lappeman James, Egan Paul Marketing financial services in Africa: exploring the heterogeneous middle-class consumer across nine countries // Journal of Financial Services Marketing. – 2022. – doi: 10.1057/s41264-022-00179-4.
27. Court D., Narasimhan L. Capturing the world’ emerging middle-class // McKinsey Quartely. – 2010. – № 3. – p. 12–17.
28. Ernst & Young (2013) Hitting the sweet spot: The growth of the middle class in emerging markets. Ernst & Young. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/gl/en/issues/driving-growth/middle-class-growth-in-emerging-markets (дата обращения: 06.11.2023).
29. Ferreira F., Messina J., Rigolini J., Lopez-Calva L.F., Lugo M.A., Vakis R. Economic mobility and the Latin American middle-class. - The World Bank, Washington, 2012.
30. Gosavi A. Can mobile money help firms mitigate the problem of access to finance in Eastern sub-Saharan Africa? // Journal of African Business. – 2018. – № 19 (3). – p. 343–360.
31. GSMA The mobile economy Africa 2016. - London, UK, 2016.
32. Hughes N., Lonie S. M-PESA: Mobile money for the ‘unbanked’ turning cellphones into 24-hour tellers in Kenya // Innovations: Technology Governance, Globalization. – 2007. – № 2 (1–2). – p. 63–81.
33. International Labour Organization Global employment trends 2013: Recovering from a second jobs dip. - International Labour Organization. Geneva, Switzerland, 2013.
34. Kanobe F., Alexander P.M., Bwalya K.J. Policies, regulations and procedures and their effects on mobile money systems in Uganda // The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. – 2017. – № 83 (1). – p. 1–15.
35. Kardes I. Reaching middle class consumers in emerging markets: Unlocking market potential through urban-based analysis // International Business Review. – 2016. – № 25 (3). – p. 703–710.
36. Kharas H. The emerging middle class in developing countries. / working paper no. 285. -. Paris: OECD Development Centre Paris, 2010.
37. Kharas H. (2016) How a Growing Global Middle Class Could Save the World’s Economy. Trend Magazine (Summer). [Электронный ресурс]. URL: http://trend.pewtrusts.org/en/archive/trend-summer-2016/how-a-growing-middleclass-could-save-the-worlds-economy (дата обращения: 09.11.2023).
38. Kharas H. The unprecedented expansion of the global middle class: An update. / Global Economy & Development, working paper no. 100, February., 2017.
39. Kochhar R. A global middle-class is more promise than reality: From 2001 to 2011, nearly 700 million step out of poverty, but most only barely. / Pew Research Center report (July)., 2017.
40. Kravets O., Sandikci O. Competently ordinary: New middle class consumers in the emerging markets // Journal of Marketing. – 2014. – № 78 (4). – p. 25–140.
41. Lappeman J., du Plessis L., Ho E., Louw E., Egan P. Africa’s heterogenous middle class: A 10-city study of consumer lifestyle indicators // International Journal of Market Research. – 2021. – № 63 (1). – p. 58–85.
42. Lustig N. Inequality and fiscal redistribution in middle income countries: Brazil, Chile, Colombia, Indonesia, Mexico, Peru and South Africa // Journal of Globalization and Development. – 2016. – № 7 (1). – p. 17–26.
43. Liébana-Cabanillas F., De Luna I.R., Montoro-Ríos F.J. User behaviour in QR mobile-payment system: The QR payment acceptance model // Technology Analysis & Strategic Management. – 2015. – № 27 (9). – p. 1031–1049.
44. Milanovic B., Yitzhaki S. Decomposing world income distribution: Does the world have a middle-class? // Review of Income and Wealth. – 2002. – № 48 (2). – p. 155–178.
45. Mothobi O., Grzybowski L. Infrastructure deficiencies and adoption of mobile money in Sub-Saharan Africa // Information Economics and Policy. – 2017. – № 40. – p. 71–79.
46. Ncube M., Lufumpa C., Kayizzi-Mugerwa S. The middle of the pyramid: Dynamics of the middle class in Africa. - Tunis: Africa Development Bank, 2011.
47. Pressman S. The middle class throughout the world in the mid-2000s // Journal of Economic Issues. – 2010. – № 44 (1). – p. 243–263.
48. Pressman S. Defining and measuring the middle class. - American Institute for Economic Research, 2015. – 1–27 p.
49. Sarma M. Index of financial inclusion. / IMF Working Paper No. 215., 2008.
50. Ravallion M. The developing world’s bulging (but vulnerable) middle class // World Development. – 2010. – № 38 (4). – p. 445–454.
50. PWC (2016) Ghana banking survey: How to win in era of mobile money. Pwc. [Электронный ресурс]. URL: from https://www.pwc.com/gh/en/assets/pdf/2016-banking-survey-report.pdf (дата обращения: 09.11.2023).
51. Tschirley D., Reardon T., Dolislager M., Snyder J. The rise of a middle class in East and Southern Africa: Implications for food system transformation // Journal of International Development. – 2015. – № 27 (5). – p. 628–646.
52. Uner M.M., Gungordu A. The new middle class in Turkey: A qualitative study in a dynamic economy // International Business Review. – 2016. – № 25 (3). – p. 668–678.
53. Wilson D., Dragusanu R. The expanding middle: The exploding world middle-class and falling global in equality global economics. / Paper No: 170. - Goldman Sachs, 2008.
54. World Bank (2019) Taking the Pulse of Africa’s Economy. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.world bank.org/en/region/afr/publication/taking-the-pulse-of-africas-economy (дата обращения: 09.11.2023).
Страница обновлена: 23.10.2024 в 21:41:14