Факторы, влияющие на развитие электронного правительства в странах с различным уровнем экономического развития в 2016–2022 гг.

Цымляков А.М.1
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Цымляков А.М. Факторы, влияющие на развитие электронного правительства в странах с различным уровнем экономического развития в 2016–2022 гг. // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121278.

Аннотация:
Настоящее изыскание посвящено изучению вопроса влияния экономических, политических, социальных и технологических факторов на развитие электронного правительства в ведущих и прочих странах мира. В рамках теоретической справки работы дается определение электронного правительства и обозначаются факторы, выделяемые исследователями, имеющие влияние на развитие и функционирование электронного правительства. С целью вычленения факторов, помимо тех, что учитываются при расчете индекса электронного правительства от ООН (Организация Объединенных наций), влияющих на развитие электронного правительства, были проведены корреляционный и регрессионный анализ, построены соответствующие регрессионные модели, которые позволяют количественно оценить влияние обозначаемых групп факторов на развитие электронного правительства. Настоящий факт решает проблему возможного недоучета факторов, влияющих на развитие электронного правительства, в рамках структуры расчета E-Government Development Index. В том числе, в рамках работы раскрывается возможная взаимосвязь экономических и политических детерминант с цифровизацией – в разрезе групп стран, разделенных по уровню экономического развития. Результаты настоящего изыскания представляют интерес как для исследователей-теоретиков, занимающихся вопросами развития концепции электронного правительства, так и для практико-ориентированных исследователей, занимающихся вопросами решения прикладных задач в области технологического развития в целом и цифровизации – в частности

Ключевые слова: Электронное правительство, цифровизация, цифровая экономика, политическая экономика, цифровизация политического управления, цифровой разрыв

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

В рамках современного, технологически-развивающегося мира концепция электронного правительства, упомянутая впервые в конце 1990-х годов [1, c. 12], становится все более актуальной: лишь только в англоязычном сегменте Google Scholar за период с 2023 года по настоящее время собрано порядка 17700 статей, так или иначе соотносящихся с концепцией электронного правительства, в российском же сегменте данного ресурса накоплено еще 1,1 тысяч статей по обозначенной тематике.

Тем не менее, столь высокая научная активность в рамках данной темы довольно объяснима: рядом исследователей выдвигается гипотеза о том, что электронное правительство видится способом повышения эффективности работы государственного аппарата [2, c. 220], однако Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН [3, с. 24] отмечает, что электронное правительство на данный момент не столько инструмент для устранения неэффективности функционирования «государственной машины», сколько неотъемлемый аспект физического правительства, без которого невозможно оказание большинства из государственных услуг.

В том числе, в Исследовании ООН [3, с. 24] отмечается, что «неправильные действия» в рамках развития электронного правительства могут «дорого обойтись» отдельным государствам с позиций экономического и социального развития.

В частности, рядом исследователей выделяется проблематика, связанная с исследование факторов, влияющих на развитие и функционирование электронного правительства. Непосредственно обозначенная проблематика представлена в работах Голубевой, А. А. [4], Сиау, К. & Лонг, И. [9], Скопинцев А. К. [12], Угланов Р. М. [10], Домингес Л. Р., Санчез И. М. & Альварез И. Г. [11]. Большинством из представленных исследователей выделяются группы факторов, не учитывающихся в рамках расчета Индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index) ООН.

Целью работы является изучение влияния экономических, политических и социальных, а также прочих факторов на развитие электронного правительства в странах с различным уровнем экономического развития. По итогам такого анализа предполагается выработка рекомендаций по дополнению списка параметров, по которым производится оценка в рамках индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index (EGDI) – основного индекса, с помощью которого измеряется уровень развития электронного правительства по странам мира. В том числе, будет произведена оценка влияния данных факторов на изменение индекса EGDI.

В соответствии с обозначенной выше целью предлагается выделить для рассмотрения следующие задачи:

1. Исследование факторов, влияющих на развитие электронного правительства;

2. Поиск и анализ потенциального влияния социальных, политических, экономических и технологических факторов, не учитывающихся в индексе EGDI, на развитие электронного правительства;

3. Оценка влияния указанных показателей на развитие электронного правительства по странам мира.

Объект исследования – уровень развития электронного правительства в рамках «ведущих» и прочих стран мира.

Предмет исследования – социальные, экономические, политические и прочие факторы, имеющие потенциальное влияние на развитие электронного правительства.

В рамках работы планируется выдвинуть следующую гипотезу:

H0: Развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется преимущественно факторами, обозначенными в рамках индекса развития электронного правительства (EGDI), в то время как политические факторами, экономические, прочие технологические и ряд социальных факторы играют второстепенную роль.

H1: Развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется комплексным взаимодействием политических, экономических, технологических и социальных факторов, причем их относительная значимость может различаться в зависимости от уровня экономического развития страны.

Помимо общенаучных методов исследования, в настоящем исследовании предполагается использование корреляционного и регрессионного анализа.

Научная новизна работы состоит в выработке рекомендации, по результатам соответствующего анализа, по рассмотрению дополнительных факторов, которые, в связи с видоизменением цифрового ландшафта мира, могут, в том числе, влиять на развитие электронного правительства. Более того, в рамках работы будет произведена попытка выделения факторов, влияющих на развитие электронного правительства для разных групп стран: для «ведущей» группы стран – с высоким доходом на душу населения и с доходом «выше среднего» - и для группы стран с низкими и ниже среднего доходами на душу населения.

Теоретическая справка

Концепция e-government (электронное правительство) начала развиваться в конце 20 века под влиянием административных реформ (с соответствующим появлением концепций Good Governance и New Public Management), в связи с повышением компьютерной грамотности, а также вследствие развития информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым появилась возможность видоизменять процесс коммуникации между государством и обществом, с большей эффективностью предоставлять государственные услуги в условиях роста спроса на них и роста требований к их качеству, а также вследствие ограниченности различного рода ресурсов, требующихся для предоставления государственных услуг [4, c. 120-121] .

Касаясь определений электронного правительства, стоит уточнить, что «электронное правительство» (далее – ЭП, Концепция) трактуется по-разному от автора-к-автору, однако, зачастую, можно встретить схожие определения, как например: использование органами государственной власти ИКТ-технологий (информационно-телекоммуникационных) для предоставления населению различного вида услуг в пределах своей компетенции [5, c. 22; 6, c. 175; 7, c. 12].

В свою очередь следует отметить, что электронное правительство рядом исследователей понимается не как что-то статичное и полноценно-развитое, а как процесс, заключающийся в постоянной трансформации государственного управления под влиянием цифровых технологий [8, c. 4-6].

Касаясь вопроса факторов, влияющих на развитие электронного правительства, следует отметить, что концепция электронного правительства тесно связана с технологическими вопросами (наличие инфраструктуры, сквозных технологий), экономическими вопросами (в основном - ресурсы, уровень развития ряда технологических отраслей), социальными вопросами (население – в целом, как выгодополучатель от внедрения Концепции и ее основной пользователь, уровень образованности и компьютерной грамотности населения и пр.), политическими вопросами.

В частности, исследователи (Голубева, А. А. [4], Сиау, К. & Лонг, И. [9], Скопинцев А. К. [12], Угланов Р. М. [10], Домингес Л. Р., Санчез И. М. & Альварез И. Г. [11]) выделяют довольно схожие базовые группы факторов, влияющих на развитие электронного правительства, однако в выделении ряда факторов авторы расходятся: Сиау, К. & Лонг, И. [9] выделяют факторы, аналогичные тем, которые используются при расчете индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index (EGDI) от ООН – социальные, технологические и организационные.

В свою очередь Угланов Р. М. [10, c. 46-47] и группа исследователей Домингес Л. Р., Санчез И. М. & Альварез И. Г. [11, c. 230-231] учитывают вдобавок политические и экономические факторы, однако Угланов Р. М. учитывает социальные, политические и экономические факторы, но не учитывает, например, технологические. Таблица с факторами, которые учитываются каждым из обозначенных выше авторов, представлена ниже (таблица 1 (составлено автором на основе работ исследователей, указанных в таблице).

Таблица 1 – Факторы, влияющие на развитие e-government по исследователям [составлено автором]

Факторы/Исследователи
Голубева А.А. [4, c. 133-135]
Скопинцев А.К. [12, c. 4-7]
Сиау, К. & Лонг, И. [9]
Угланов Р.М. [10, c. 46-47]
Домингес Л. Р., Санчез И. М. & Альварез И. [11, c. 230-231]
Технологические
+
+
+

+
Социальные
+
+
+
+
+
Культурные
+
+



Правовые
+
+



Политические
+
+

+
+
Экономические
+
+
+/-
+
+
Организационные
+
+
+

+
Географические

+



Касаясь основного индекса, который рассчитывается ООН для определения уровня развития электронного правительства по странам мира – EGDI – опишем факторы, которые входят в данных индекс (таблица 2) и учитываются исследователями Сиау, К. & Лонг, И. [9] в их работе.

Таблица 2 – Декомпозиция составляющих показателей Индекса EGDI (составлено автором на основе информации о составляющих индекс развития электронного правительства (ООН) частей [13])

Наименование показателя
Индекс развития электронного правительства (EGDI)
Подиндекс развития государственных онлайн-услуг (OSI)
1. Наличие начальных информационных услуг, предоставляемых государственными органами
2. Предоставляются расширенные государственные услуги
3. Предоставляются услуги на основе электронного взаимодействия
4. Объединенные электронные услуги
Подиндекс развития телекоммуникационной инфраструктуры (TII)
1. Число телефонных аппаратов на 100 человек населения
2. Число абонентов радиотелефонной связи на 100 человек населения
Подиндекс развития телекоммуникационной инфраструктуры (TII)
3. Количество лиц, использующих интернет
Подиндекс развития телекоммуникационной инфраструктуры (TII)
4. Количество абонентов беспроводного широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения
5. Количество абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения
Подиндекс развития человеческого капитала (HCI)
1. Уровень грамотности населения
2. Коэффициент охвата начальным, средним и профессиональным образованием
3. Ожидаемая продолжительность жизни
4. Фактическая продолжительность жизни
Интересен экономический подход к обоснованию использования тех или иных факторов, при оценке их влияния на индекс EGDI в частности и развитие электронного правительства в целом, который представлен в работе Сиау, К. & Лонг, И. [9]. В частности, исследователи апеллируют к Новой теории роста, предполагающей развитие экономики под воздействием «знаний», «креативности» и технологического прогресса. Именно основываясь на Новой экономической теории, исследователи выдвинули гипотезу, а затем подтвердили ее эмпирически, о положительном влиянии технологического развития в стране на развитие концепции электронного правительства.

В вопросах социальных факторов – уровне развития человеческого капитала - Сиау, К. & Лонг, И. [9] опираются на Теорию человеческого капитала (Шульц Т. [14]; Льюис В. [15]) и, опять же, Новую теорию роста (Ромер П. [16]; Лукас Р. [17]): в рамках построения гипотезы о влиянии социальных факторов на развитие электронного правительства указывается, что факторы, связанные со здоровьем, образованием населения, профессиональными навыками населения являются «формой капитала», а значит объясняют различия в росте и развитии между странами. В свою очередь на данных рассуждения основывается гипотеза о том, что различия в уровне развития электронного правительства по странам также определяется в зависимости от уровня развития человеческого капитала. В том числе, в рамках своей статьи Сиау, К. & Лонг, И. [9] ссылаются на работу Муни, С. & Ли, М. [18], в рамках которой обозначено, что развитость гражданских институтов и человеческого капитала являются одними из ключевых факторов, влияющих на потенциал внедрения инноваций в государственном управлении. Также, указывая на важность социальных факторов в развитии электронного правительства, в статье Сиау, К. & Лонг, И. [9] отмечается, что для перехода по стадиям в рамках пятиэтапной модели развития электронного правительства ООН (настоящая модель описана в рамках поинта «Эволюционные модели развития электронного правительства» настоящей главы) необходим развитый человеческий капитал, так как именно он является драйвером для внедрения инноваций в государственном управлении. Гипотеза о положительном влиянии высокого уровня человеческого капитала на развитие электронного правительства обозначенными исследователями также была подтверждена. Важно отметить, что отдельно в Сиау, К. & Лонг, И. [9] не рассматривают экономические факторы, однако делают указание на то, что такой показатель, как ВВП на душу населения, включен в расчет рассматриваемого ими - как социальный фактор развития электронного правительства - показателя «Индекс развития человеческого капитала». Уточняется, что уровень образования в стране рассматривается как показатель, в том числе, развитости ресурсной базы правительства (видимо, имеется в виду, что чем выше уровень ресурсов государства, измеряемый, как указывают авторы статьи в ВВП на душу населения, тем больше средств государство способно направить на «оплату» образования населения) и, соответственно, поэтому экономический показатель как бы «вшит» в социальный.

Возвращаясь к данным, представленным в таблице 1, можно заметить, что наибольшее количество факторов, рассматривая вопрос развития электронного правительства, учитываются исследователями Голубевой А. А. [4] и Скопинцевым А. К. [12].

В частности, Скопинцев А. К. [12] выделяет следующие факторы, влияющие на электронное правительство, и именует их «базовыми», воздействующими на концепцию электронного правительства на ранних этапах его становления:

1. Экономические факторы;

2. Социокультурные факторы (традиции, религия, прочие общекультурные особенности);

3. Географические факторы (расположение государства, ресурсы);

4. Политические факторы.

В последствии, с переходом на более технологически-сложные стадии развития электронного правительства, некоторую долю во влиянии на последующее развитие Концепции начинают играть факторы, именуемые Скопинцевым «современными»:

1. Геополитическая сопряженность и взаимовлияние стран;

2. Инновации в управлении (в том числе, модернизация бюрократия под «гнетом» новых веяний в области менеджмента);

3. Увеличение объемов информации;

4. Технологический (развитие наукоемких, новых отраслей экономики, распространение технологического неравенства между странами).

Наибольший интерес представляет выделение географических факторов в качестве такой детерминанты, которая влияет на развитие концепции электронного правительства.

В исследовании Голубевой А. А. [4], в том числе, в рамках факторов, влияющих на развитие электронного правительства, выделяются технологические (развитие телекоммуникаций и ИКТ-инфраструктуры, соответствующих отраслей), социальные и культурные факторы (гражданские свободы, традиции, следование праву, уровень образования), правовые и политические (наличие законодательства, регулирующего сферу развития ИКТ (про политические факторы в настоящей статье не указано, однако в работе Угланова, дополняя пробел в рамках объяснения политических факторов в работе Голубевой, указывается, что в рамках политических факторов следует понимать политический режим в конкретной стране и его устойчивость), экономические факторы (ресурсные возможности государства, развитие e-commerce, развитость бизнес-климата), организационные факторы – выделяются в отдельную категорию (готовность к цифровой трансформации государственного сектора (в объяснении данного фактора, в том числе, приводятся такие подфакторы как «политическая воля» и «квалификация персонала в области ИТ»).

Корреляционный анализ

С целью последующего проведения регрессионного анализа, для отбора потенциальных предикторов, влияющих на зависимую переменную – индекс EGDI, проведен корреляционный анализ, в рамках которого исследовалось влияние политических (Liberal Democracy Index), географико-экономических – по Скопинцеву А. К. [12] - (Natural Resources (part of PCI)), технологических (National Cybersecurity Index), экономических (государственные доходы (% от ВВП) – по Голубевой А. А. [4]- и ВВП на душу населения (тек. долл. США)) – по Сиау, К. & Лонг, И. [9]) и социальных факторов (доля мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте (%) – по Угланову Р. М. [10] - и доля городского населения).

Корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена (коэффициент Пирсона использовался в случае, если переменные распределены нормально (был проведен тест Харке-Бера), однако в случае отсутствия нормальности распределения по одной из переменных использовался коэффициент Спирмена.

В том числе отметим, что коэффициент Пирсона чувствителен к выбросам, настоящую проблему было призвано нивелировать деление стран на макрорегионы – европейский макрорегион, американский макрорегион, африканский макрорегион, азиатский макрорегион и Океанию.

Касаясь значимости (случайности) значений коэффициента корреляции, , следует заметить, что полученное значение коэффициента Пирсона/Спирмена подвергалось, при проведении расчетов, проверке на предмет следующих гипотез:

H0: коэффициент корреляции генеральной совокупности равен нулю (значение, коэффициента корреляции получено случайным образом);

H1: линейная корреляционная зависимость существует (корреляционная связь неслучайна).

С целью проверки настоящих гипотез был принят уровень значимости «a» на уровне 0,05.

С целью проверки нулевой гипотезы на заданной уровне значимости использовался следующий статистический критерий (формула 1):

(1)

Где re – коэффициент корреляции;

n – количество наблюдений (объем выборки);

Настоящий статистический критерий имеет распределение Стьюдента с k=n-m-1 степенями свободы. Поскольку коэффициент корреляции – параметр m – один, m=1. Соответственно количество степеней свободы (k) = n-2.

Соответственно, для проверки нулевой гипотезы необходимо найти два значения T – наблюдаемое и критическое. Наблюдаемое значение рассчитывается исходя из формулы 1, а критическое – исходя из «a» и k – количества степеней свободы (tкр.=(а;k)). Область принятия нулевой гипотезы располагается в следующем диапазоне: -tкр< tнаблюдаемое<tкр.

Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты корреляционного анализа [составлено автором]

Показатель
Наличие корреляционной связи с EGDI
Неслучайность корреляционной связи
Политический фактор - Liberal Democracy Index
+
+
Географико-экономический фактор - Natural Resources
+
+/- (случайная связь в американском макрорегионе и Океании)
Технологический фактор - National Cybersecurity Index
+
+
Экономический фактор - Государственные доходы (% от ВВП)
+
+/- (связь везде неслучайна, кроме Океании)
Экономический фактор - ВВП на душу населения (тек. долл. США)
+
+
Социальный фактор - доля мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте (%)
+
+
Социальный фактор - доля городского населения
+
+
Для последующего проведения регрессионного анализа были отобраны все факторы, указанные в рамках таблицы 1, так как по всем факторам наблюдается наличие корреляционной связи, а, в свою очередь, случайность связи в рамках некоторых макрорегионов может быть объяснена малым количеством наблюдений в рамках настоящего макрорегиона и прочими факторами, сглаживание которых вполне возможно при проведении регрессионного анализа на общей выборке.

Регрессионный анализ

Комментируя полученные в ходе корреляционного анализа результаты, следует отметить, что корреляционный анализ может лишь выявить потенциальную взаимосвязь между переменными, однако настоящий результат не влечет за собой какой-либо обязательной причинно-следственной связи и, более того, не дает количественного представления о том, как конкретно та или иная переменная влияет на развитие электронного правительства.

В том числе, в рамках корреляционного было отмечено, что ряд переменных для регионов с разным страновым различием отличается своим влиянием на зависимую переменную – EGDI. В частности, предполагается, что будет построено две модели: для стран с низкими и средне-низкими доходами (Low Income & Low Middle Income), в рамках которой будут учитываться такие независимые переменные, как:

1. Политический фактор: Liberal Democracy Index;

2. Географико-экономический фактор: Natural Resources – компонент Productive capacities index;

3. Технологический фактор: National Cyber Security Index;

4. Экономические факторы: государственные доходы (в % от ВВП) и ВВП на душу населения в текущих долларах США;

5. Социальные факторы: доля городского населения в % от общего числа населения.

Для «ведущих стран» (High and Upper Middle Income) в модель будет добавлен дополнительный социальный фактор - % мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте. Невключение в модель для стран с низким и средне-низким уровнем подушевых доходов социального фактора – доли мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах продиктовано тем, что в макрорегионах, в рамках которых преобладают страны с высоким доходом и доходом выше среднего, настоящая связь прослеживается на уровне от «слабой» до «умеренной» по шкале Чеддока и, напротив, в макрорегионах, в рамках которых большая часть стран с низким доходом и с доходом ниже среднего – связь не прослеживается.

В качестве ведущих стран были приняты страны с высоким и выше среднего подушевым доходом, согласно классификации Всемирного Банка [19] - высокий доход - >13205$ ВНД на душу населения; доход выше среднего – 4256$-13205$ ВНД на душу населения. В качестве прочих стран, опираясь аналогичным образом на градацию Всемирного банка, были приняты страны с доходом ниже среднего – 1086$-4255$ ВНД на душу населения и низким доходом - <1085$ ВНД на душу населения.

Итак, в рамках регрессионного анализа будут использоваться следующие данные, полученные из открытых источников:

Рассмотренная в ходе проекта выборочная совокупность представляет собой набор данных по ряду показателей за 2022 год, характерных для 161 страны.

В качестве зависимой переменной в рамках обоих моделей выступает E-Government Development Index (EGDI) – индекс развития электронного правительства по состоянию на 2022 год (ООН), а в качестве регрессоров для обоих моделей:

1. Liberal Democracy Index (V-DEM), 2022– количественная переменная. Данный показатель оценивает уровень демократичности страны исходя из тех или иных ограничений, налагаемых правительством. В рамках индекса оценивается состояние гражданских свобод и прав человека, судебной системы, системы сдержек и противовесов и, в том числе, при расчете показателя, учитывается электоральный аспект;

2. Natural Capital (компонент Productive Capacities Index) – количественная переменная. Данный показатель оценивает количество ресурсов (ископаемых и сельскохозяйственных) на территории стран и уровень ренты, получаемой от добычи обозначенных ресурсов, исключающей издержки на добычу;

3. National Cybersecurity Index, 2022 (E-Governance Agency) – количественная переменная. Настоящий индекс измеряет готовность стран к противодействию киберугрозам и готовность, способность к нивелированию последствия возникающих киберинцидентов. В частности, при расчете индекса фокус выстроен на учет измеримых данных, связанных с кибербезопасностью в рамках отдельной страны: учитывается действующее законодательство в области информационной безопасности, наличие специализированных структур в области информационной безопасности, форматы взаимодействия указанных структур, используемые технологии в области информационной безопасности и пр.;

4. Государственные доходы (в % от ВВП), 2022 (IMF) – количественная переменная. Представляет собой доходы государства;

5. ВВП на душу населения (в текущ. долл. США), 2022 (The World Bank)– количественная переменная. Представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех производителей-резидентов в экономике плюс любые налоги на продукцию и минус любые субсидии, не включенные в стоимость продукции, деленную на населения конкретной страны;

6. Городское населений (в % от общей численности населения), 2022 (The World Bank) – количественная переменная. Настоящий показатель иллюстрирует количество людей, в процентном отношении к общему объему населения, которые живут в рамках городов.

В рамках модели, используемой для «ведущих» стран, в том числе, анализируется следующий регрессор:

7. процент мест, занимаемых женщинами в парламентах стран, 2022 (The World Bank)– качественная переменная. Настоящий показатель иллюстрирует количество мест в парламент стран (в % выражении), которые занимают женщины.

Обозначения для переменных, представленных в исследовании, указаны в таблице 2.

Таблица 2 – Обозначения переменных [cоставлено автором]


Переменная
Описание переменной
1
egdi
E-Government Development Index (United Nations), 2022, у.е
2
libdem
Liberal Democracy Index (V-DEM), 2022, у.е
3
res
Компонент Productive Capacities Index - Natural Resources, 2022, у.е
4
ncsi
National Cybersecurity Index от e-Governance Agency, 2022, у.е
5
gov
Государственные доходы в % от ВВП, 2022

Продолжение таблицы 2


Переменная
Описание переменной
6
gdppc
ВВП на душу населения, текущие $, 2022
7
urbanpop
Городское населений (в % от общей численности населения), 2022
8
wmn
Доля мест (%), занимаемых женщинами в парламентах стран, 2022
В таблице 3 представлены описательные статистики для переменных по набору данных для ведущих стран (2016-2022 гг.).

Таблица 3 – Описательные статистики для «ведущих стран» (2016-2022 гг.) [cоставлено автором]

Переменная
Наблюдения
Среднее
Среднекв. отклонение
Минимум
Максимум
egdi
288
0,753048
0,12549
0,3682
0,9758
libdem
288
0,577535
0,263301
0,04
0,89
res
288
31,80312
10,97921
7,8
62,3
ncsi
288
67,56436
24,22495
6,6
100
gov
288
34,19294
10,58313
7,239366
63,86255
gdppc
288
27449,92
24249,67
2746,419
125006
wmn
288
27,35498
11,33402
0
50,42017
urbpop
288
73,34755
15,16272
26,482
99,318
В таблице 4 представлены описательные статистики для переменных по набору данных для стран со среднем-низким и низким уровнем подушевых доходов (2016-2022 гг.).

Таблица 4 - Описательные статистики для стран со средне-низким и низким уровнем подушевых доходов (2016-2022 гг.) [cоставлено автором]

Переменная
Наблюдения
Среднее
Среднекв. отклонение
Минимум
Максимум
egdi
192
0,4429407
0,1531725
0,1226
0,8029
libdem
192
0,2795313
0,1734959
0,02
0,66
res
192
46,55727
10,20924
23,3664
83,1
ncsi
192
36,14339
25,44583
0
97,49
gov
192
20,15264
8,4772
4,810563
50,25362
gdppc
192
2213,383
1332,844
216,8274
6674,957
urbpop
192
43,90723
17,99984
12,388
91,827
Оценка коэффициентов регрессии для «ведущих» стран за 2016-2022 гг. представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Оценка коэффициентов регрессии и прочих параметров для ведущих стран [cоставлено автором]

МНК (OLS)
Объясняющие переменные
Оценки коэффициентов
const
0,416535
-0,0292881
libdem
0,0738304
-0,0216981
res
-0,0014774
-0,000499
ncsi
0,0029616
-0,000194
gdppc
0,000000667
-0,00000022
wmn
0,0011654
-0,0003956
urbpop
0,0012349
-0,000322
Количество наблюдений
288
Коэффициент детерминации
72,70%
Регрессионная модель для ведущих стран выглядит следующим образом:

1. При увеличении значения Liberal Democracy Index на 1 единицу, оценка E-Government Development Index увеличивается на 0,0738304 единиц;

2. При увеличении объема ископаемых и сельскохозяйственных ресурсов, согласно компоненту Natural Resources индекса PCI, в стране на 1 единицу, оценка E-Government Development Index снижается на 0,0014774;

3. При увеличении значения National Cybersecurity Index (уровня кибербезопасности в стране) на 1 единицу, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0029616 единиц;

4. При увеличении уровня ВВП на душу населения на 1$, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,000000667 единиц;

5. При увеличении доли городского населения на 1%, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0012349 единиц;

6. При увеличении доли мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах на 1%, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0011654 единиц.

Оценка коэффициентов регрессии для стран со средне-низким и низким уровнем подушевых доходов за 2016-2022 гг. представлена в таблице 6.

Таблица 6 – Оценка коэффициентов регрессии и прочих параметров для «неведущих» стран [cоставлено автором]

МНК (OLS)
Объясняющие переменные
Оценки коэффициентов
const
0,1406964
-0,0192126
libdem
-0,0843559
-0,0406373
ncsi
0,0026389
-0,0002586
gov
0,0048829
-0,0007836
gdppc
0,0000597
-0,000000567
Количество наблюдений
192
Коэффициент детерминации
69,35%
Регрессионная модель для ведущих стран выглядит следующим образом:

1. При увеличении значения Liberal Democracy Index на 1 единицу, оценка E-Government Development Index уменьшается на 0,0738304 единиц;

2. При увеличении значения National Cybersecurity Index (уровня кибербезопасности в стране) на 1 единицу, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0026389 единиц;

3. При увеличении уровня ВВП на душу населения на 1$, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0000597 единиц;

4. При увеличении доли государственных доходов на 1%, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0048829 единиц.

Исходя из представленных моделей можно заметить, что на развитие электронного правительства в рамках стран со средне-низкими и низкими подушевыми доходами отрицательно влияет уровень демократизации: чем выше уровень демократизации (отталкиваясь от значения индекса либеральной демократии от V-DEM), тем меньшее значение индекса развития электронного правительства (EGDI). Интересным представляется момент, согласно которому индекс либеральной демократии, по сути, учитывает именно количество ограничений, вводимых правительствами стран в отношении общепринятых базовых и гражданских прав и свобод (в частности). Соответственно, исходя из полученных оценок, для стран со средне-низким и низким подушевым доходом характерно большее развитие электронного правительства в том случае, если индекс либеральной демократии ниже, то есть, введено больше ограничений в рамках страны.

Напротив, касаясь «ведущих» стран, следует отметить оппозиционную, обозначенной выше, тенденцию: чем выше уровень демократичности страны, тем выше ожидаемое значение индекса развития электронного правительства.

Относительно ведущих стран, как было отмечено выше, для модели с 2016 по 2022 гг., в отличие от модели исключительно за 2022 г., значимым оказался политический фактор – индекс либеральной демократии (рассчитываемый V-DEM). В отличие от «неведущих» стран, в странах «ведущих» настоящий фактор положительно, как отмечалось выше, влияет на развитие электронного правительства – чем выше уровень демократичности страны, тем в большей степени развито электронное правительство. В том числе, в отличие от модели за 2022 г., в расширенной (по годам) модели значимыми оказались фактор, отражающие объем ископаемых и сельскохозяйственных ресурсов, а также фактор, отражающий процентную долю, занимаемую женщинами в национальных парламентах стран. В обоих случаях, при увеличении значения факторов индекс развития электронного правительства (EGDI) растет.

Резюмируя же в целом результаты, полученные в рамках моделей, представляется возможным обозначить, что положительно на развитие EGDI, в рамках ведущих стран, влияют такие группы факторов, как: политические факторы, технологические, экономические, социальные; отрицательно: географико-экономические. Положительно на развитие EGDI, в рамках стран со средне-низким и низким уровнем подушевого дохода, влияют такие группы факторов, как: технологические, экономические; отрицательно: политические.

Касаясь выдвинутой гипотезы, можно сказать, что в рамках моделей, построенных за 2016-2022 гг., нулевая гипотеза - развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется преимущественно факторами, обозначенными в рамках индекса развития электронного правительства (EGDI), в то время как политические факторами, экономические, прочие технологические и ряд социальных факторы играют второстепенную роль – отвергается в пользу альтернативной гипотезы - развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется комплексным взаимодействием политических, экономических, технологических и социальных факторов, причем их относительная значимость может различаться в зависимости от уровня экономического развития страны.

Заключение

В рамках настоящей статьи были рассмотрены теоретические аспекты концепции электронного правительства, факторы, влияющие на развитие электронного правительства.

В частности, в рамках корреляционного анализа, были выдвинуты предположения о влиянии предикторов, входящих в группы экономических, социальных, географико-экономических, технологических и политических факторов, на развитие электронного правительства по странам мира, которое было выражено в виде Индекса развития электронного правительства (EGDI).

В рамках регрессионного анализа, проводимого с целью подтверждения гипотез о влиянии обозначенных выше факторов на развитие электронного правительства, выявлен ряд факторов, не учитывающихся в рамках Индекса развития электронного правительства (EGDI), однако влияющих на развитие электронного правительства по странам мира.

В частности, значимыми для ведущих стран оказались: политический фактор – Liberal Democracy Index, географико-экономический фактор – Natural Resources, технологический фактор – Natural Cybersecurity Index, экономический фактор – ВВП на душу населения, социальные факторы – доля женщин в национальных парламентах, уровень урбанизации.

Значимыми для стран с низким и средне-низким подушевым доходом оказались: политический фактор – Liberal Democracy Index, технологический фактор – Natural Cybersecurity Index, экономические факторы – ВВП на душу населения и доля государственных доходов в ВВП (%).

В связи с идентификацией, в ходе проведенного исследования, взаимосвязи между рядом показателей, невключенных в структуру расчета Индекса развития электронного правительства, и, непосредственно, самим Индексом развития электронного правительства, представляется релевантным рассмотреть вопрос дальнейшего исследования вопроса указанной взаимосвязи с последующим потенциальным дополнением списка показателей, служащих для расчета уровня развития электронного правительства.


Источники:

1. Павловская С., Сироткина, Н. История и перспектива развития электронного правительства // Информатизация образования и науки. – 2016. – № 2(30). – c. 12-21.
2. Ерженин Р.В. Электронное правительство России: обзор научных публикаций и исследований // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 3. – c. 205-228.
3. ООН (2022). Исследование ООН: Электронное правительство 2022. Будущее цифрового правительства. Desapublicatioms.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2023-01/UN%20E (дата обращения: 23.02.2024).
4. Голубева А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. – № 2. – c. 120-139.
5. Fang Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of The Computer, The Internet and Management. – 2002. – № 2. – p. 1-22.
6. Акопов А.К., Унтилова И.Л. Модель глобального электронного правительства // Terra Linguistica. – 2013. – № 172.
7. Логуа Р., Балюков А. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие // Основы экономики, управления и права. – 2014. – № 5(17). – c. 12-19.
8. United Nations (2003). UN Global E-government Survey 2003. Publicadministration.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2003 (дата обращения: 23.02.2024).
9. Siau K., Long Y. Factors Impacting e-Government Development // Journal of Computer Information Systems. Fall. – 2009. – p. 98-107.
10. Угланов Р. Факторы, определяющие развитие электронного правительства: сравнительный анализ. ВКР выпускников НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/219430637 (дата обращения: 21.03.2024).
11. Luis Rodriguez Dominguez, Isabel Maria Garcia Sanchez, Isabel Gallego Alvarez Determining Factors of E-government Development: A Worldwide National Approach // International Public Management Journal. – 2011. – № 14:2. – p. 218-248.
12. Скопинцев А. Основные факторы, влияющие на эффективность внедрения электронного правительства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 121. – c. 1335-1358.
13. United Nations (2022). UN E-Government Knowledgebase – Country Data. Publicadministration.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About/Overview/ (дата обращения: 22.02.2024).
14. Schultz T. Investment in human capital // American economic review. – 1961. – № 51(1). – p. 1-17.
15. Lewis W. The Theory of Economic Growth, Homewood. - Ill: Irwin., 1955. – 453 p.
16. Romer P. Increasing Returns and Long Run Growth // Journal of Political Economy. – 1986. – № 94. – p. 1002-1037.
17. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – № 22. – p. 3-42.
18. Mooney C., Lee M. Legislating Morality in the American Sates: The Case of Pre-Roe Abortion Regulation reform // American Journal of Political Service. – 1995. – № 39. – p. 599-627.
19. World Bank Blogs (2022). New World Bank country classifications by income level: 2022-2023. Blogs.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://blogs.worldbank.org/en/opendata/new-world-bank-country-classifications-income-level-2022 (дата обращения: 22.02.2024).
20. United Nations (2022). UN E-Government Knowledgebase – Country Data. Publicadministration.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Data-Center (дата обращения: 24.02.2024).
21. V-DEM: Varieties of Democracy (2022). Liberal Democracy Index – Country Data. Dem.net. [Электронный ресурс]. URL: https://v-dem.net/data_analysis/CountryGraph/ (дата обращения: 25.01.2024).
22. V-DEM: Varieties of Democracy (2022). Democracy Winning and Losing at the Ballot. Dem.net. [Электронный ресурс]. URL: https://v-dem.net/documents/43/v-dem_dr2024_lowres.pdf (дата обращения: 29.01.2024).
23. UNCTAD (2022). Productive capacities index, annual – Country Data. Unctadstat.unctad.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/dataviewer/US.PCI (дата обращения: 28.01.2024).
24. NCSI (2022). National Cyber Security Index – Country Data. Ncsi.ega.ee. [Электронный ресурс]. URL: https://ncsi.ega.ee/ncsi-index/ (дата обращения: 01.02.2024).
25. ITU (2021). Global Cybersecurity Index 2020. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/epublications/publication/D-STR-GCI.01-2021-HTM-E (дата обращения: 10.02.2024).
26. ITU (2017). Global Cybersecurity Index (GCI) 2017. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-GCI.01-2017-R1-PDF-E.pdf (дата обращения: 14.02.2024).
27. ITU (2015). Global Cybersecurity Index (GCI) 2014. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/pub/D-STR-SECU-2015 (дата обращения: 14.02.2024).
28. OECD (2023). General government revenue – Data. Data.oecd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/gga/general-government-revenue.htm (дата обращения: 15.02.2024).
29. IMF (2022). Government revenue, percent of GDP - Data. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/datamapper/rev@FPP/USA/FRA/JPN/GBR/SWE/ESP/ITA/ZAF/IND (дата обращения: 16.02.2024).
30. World Bank (2022). GDP per capita (current US$) – Data. Data.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD (дата обращения: 17.02.2024).
31. World Bank (2022). Urban population (% of total population). Data.worldbank.org – Data. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.URB.TOTL.IN.ZS?view=chart (дата обращения: 20.02.2024).
32. World Bank (2022). Population, total. Data.worldbank.org – Data. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations=1W (дата обращения: 20.02.2024).

Страница обновлена: 30.06.2024 в 14:08:53