Факторы, влияющие на развитие электронного правительства в странах с различным уровнем экономического развития в 2016–2022 гг.
Цымляков А.М.1
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69925481
Аннотация:
Настоящее изыскание посвящено изучению вопроса влияния экономических, политических, социальных и технологических факторов на развитие электронного правительства в ведущих и прочих странах мира.
В рамках теоретической справки работы дается определение электронного правительства и обозначаются факторы, выделяемые исследователями, имеющие влияние на развитие и функционирование электронного правительства.
С целью вычленения факторов, помимо тех, что учитываются при расчете индекса электронного правительства от ООН (Организация Объединенных наций), влияющих на развитие электронного правительства, были проведены корреляционный и регрессионный анализ, построены соответствующие регрессионные модели, которые позволяют количественно оценить влияние обозначаемых групп факторов на развитие электронного правительства. Настоящий факт решает проблему возможного недоучета факторов, влияющих на развитие электронного правительства, в рамках структуры расчета E-Government Development Index. В том числе, в рамках работы раскрывается возможная взаимосвязь экономических и политических детерминант с цифровизацией – в разрезе групп стран, разделенных по уровню экономического развития.
Результаты настоящего изыскания представляют интерес как для исследователей-теоретиков, занимающихся вопросами развития концепции электронного правительства, так и для практико-ориентированных исследователей, занимающихся вопросами решения прикладных задач в области технологического развития в целом и цифровизации – в частности
Ключевые слова: Электронное правительство, цифровизация, цифровая экономика, политическая экономика, цифровизация политического управления, цифровой разрыв
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
В рамках современного, технологически-развивающегося мира концепция электронного правительства, упомянутая впервые в конце 1990-х годов [1, c. 12], становится все более актуальной: лишь только в англоязычном сегменте Google Scholar за период с 2023 года по настоящее время собрано порядка 17700 статей, так или иначе соотносящихся с концепцией электронного правительства, в российском же сегменте данного ресурса накоплено еще 1,1 тысяч статей по обозначенной тематике.Тем не менее, столь высокая научная активность в рамках данной темы довольно объяснима: рядом исследователей выдвигается гипотеза о том, что электронное правительство видится способом повышения эффективности работы государственного аппарата [2, c. 220], однако Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН [3, с. 24] отмечает, что электронное правительство на данный момент не столько инструмент для устранения неэффективности функционирования «государственной машины», сколько неотъемлемый аспект физического правительства, без которого невозможно оказание большинства из государственных услуг.
В том числе, в Исследовании ООН [3, с. 24] отмечается, что «неправильные действия» в рамках развития электронного правительства могут «дорого обойтись» отдельным государствам с позиций экономического и социального развития.
В частности, рядом исследователей выделяется проблематика, связанная с исследование факторов, влияющих на развитие и функционирование электронного правительства. Непосредственно обозначенная проблематика представлена в работах Голубевой, А. А. [4], Сиау, К. & Лонг, И. [9], Скопинцев А. К. [12], Угланов Р. М. [10], Домингес Л. Р., Санчез И. М. & Альварез И. Г. [11]. Большинством из представленных исследователей выделяются группы факторов, не учитывающихся в рамках расчета Индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index) ООН.
Целью работы является изучение влияния экономических, политических и социальных, а также прочих факторов на развитие электронного правительства в странах с различным уровнем экономического развития. По итогам такого анализа предполагается выработка рекомендаций по дополнению списка параметров, по которым производится оценка в рамках индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index (EGDI) – основного индекса, с помощью которого измеряется уровень развития электронного правительства по странам мира. В том числе, будет произведена оценка влияния данных факторов на изменение индекса EGDI.
В соответствии с обозначенной выше целью предлагается выделить для рассмотрения следующие задачи:
1. Исследование факторов, влияющих на развитие электронного правительства;
2. Поиск и анализ потенциального влияния социальных, политических, экономических и технологических факторов, не учитывающихся в индексе EGDI, на развитие электронного правительства;
3. Оценка влияния указанных показателей на развитие электронного правительства по странам мира.
Объект исследования – уровень развития электронного правительства в рамках «ведущих» и прочих стран мира.
Предмет исследования – социальные, экономические, политические и прочие факторы, имеющие потенциальное влияние на развитие электронного правительства.
В рамках работы планируется выдвинуть следующую гипотезу:
H0: Развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется преимущественно факторами, обозначенными в рамках индекса развития электронного правительства (EGDI), в то время как политические факторами, экономические, прочие технологические и ряд социальных факторы играют второстепенную роль.
H1: Развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется комплексным взаимодействием политических, экономических, технологических и социальных факторов, причем их относительная значимость может различаться в зависимости от уровня экономического развития страны.
Помимо общенаучных методов исследования, в настоящем исследовании предполагается использование корреляционного и регрессионного анализа.
Научная новизна работы состоит в выработке рекомендации, по результатам соответствующего анализа, по рассмотрению дополнительных факторов, которые, в связи с видоизменением цифрового ландшафта мира, могут, в том числе, влиять на развитие электронного правительства. Более того, в рамках работы будет произведена попытка выделения факторов, влияющих на развитие электронного правительства для разных групп стран: для «ведущей» группы стран – с высоким доходом на душу населения и с доходом «выше среднего» - и для группы стран с низкими и ниже среднего доходами на душу населения.
Теоретическая справка
Концепция e-government (электронное правительство) начала развиваться в конце 20 века под влиянием административных реформ (с соответствующим появлением концепций Good Governance и New Public Management), в связи с повышением компьютерной грамотности, а также вследствие развития информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым появилась возможность видоизменять процесс коммуникации между государством и обществом, с большей эффективностью предоставлять государственные услуги в условиях роста спроса на них и роста требований к их качеству, а также вследствие ограниченности различного рода ресурсов, требующихся для предоставления государственных услуг [4, c. 120-121] .Касаясь определений электронного правительства, стоит уточнить, что «электронное правительство» (далее – ЭП, Концепция) трактуется по-разному от автора-к-автору, однако, зачастую, можно встретить схожие определения, как например: использование органами государственной власти ИКТ-технологий (информационно-телекоммуникационных) для предоставления населению различного вида услуг в пределах своей компетенции [5, c. 22; 6, c. 175; 7, c. 12].
В свою очередь следует отметить, что электронное правительство рядом исследователей понимается не как что-то статичное и полноценно-развитое, а как процесс, заключающийся в постоянной трансформации государственного управления под влиянием цифровых технологий [8, c. 4-6].
Касаясь вопроса факторов, влияющих на развитие электронного правительства, следует отметить, что концепция электронного правительства тесно связана с технологическими вопросами (наличие инфраструктуры, сквозных технологий), экономическими вопросами (в основном - ресурсы, уровень развития ряда технологических отраслей), социальными вопросами (население – в целом, как выгодополучатель от внедрения Концепции и ее основной пользователь, уровень образованности и компьютерной грамотности населения и пр.), политическими вопросами.
В частности, исследователи (Голубева, А. А. [4], Сиау, К. & Лонг, И. [9], Скопинцев А. К. [12], Угланов Р. М. [10], Домингес Л. Р., Санчез И. М. & Альварез И. Г. [11]) выделяют довольно схожие базовые группы факторов, влияющих на развитие электронного правительства, однако в выделении ряда факторов авторы расходятся: Сиау, К. & Лонг, И. [9] выделяют факторы, аналогичные тем, которые используются при расчете индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index (EGDI) от ООН – социальные, технологические и организационные.
В свою очередь Угланов Р. М. [10, c. 46-47] и группа исследователей Домингес Л. Р., Санчез И. М. & Альварез И. Г. [11, c. 230-231] учитывают вдобавок политические и экономические факторы, однако Угланов Р. М. учитывает социальные, политические и экономические факторы, но не учитывает, например, технологические. Таблица с факторами, которые учитываются каждым из обозначенных выше авторов, представлена ниже (таблица 1 (составлено автором на основе работ исследователей, указанных в таблице).
Таблица 1 – Факторы, влияющие на развитие e-government по исследователям [составлено автором]
Факторы/Исследователи
|
Голубева
А.А. [4, c.
133-135]
|
Скопинцев
А.К. [12, c.
4-7]
|
Сиау, К. & Лонг, И. [9]
|
Угланов Р.М. [10, c. 46-47]
|
Домингес Л.
Р., Санчез И. М. & Альварез И. [11, c. 230-231]
|
Технологические
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
Социальные
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Культурные
|
+
|
+
|
|
|
|
Правовые
|
+
|
+
|
|
|
|
Политические
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
Экономические
|
+
|
+
|
+/-
|
+
|
+
|
Организационные
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
Географические
|
|
+
|
|
|
|
Таблица 2 – Декомпозиция составляющих показателей Индекса EGDI (составлено автором на основе информации о составляющих индекс развития электронного правительства (ООН) частей [13])
Наименование показателя
|
Индекс развития
электронного правительства (EGDI)
|
Подиндекс развития
государственных онлайн-услуг (OSI)
|
1. Наличие начальных информационных услуг,
предоставляемых государственными органами
|
2. Предоставляются расширенные государственные
услуги
|
3. Предоставляются услуги на основе электронного
взаимодействия
|
4. Объединенные электронные услуги
|
Подиндекс развития
телекоммуникационной инфраструктуры (TII)
|
1. Число телефонных аппаратов на 100 человек
населения
|
2. Число абонентов радиотелефонной связи на 100
человек населения
|
Подиндекс развития
телекоммуникационной инфраструктуры (TII)
|
3. Количество лиц, использующих интернет
|
Подиндекс развития
телекоммуникационной инфраструктуры (TII)
|
4. Количество абонентов беспроводного
широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения
|
5. Количество абонентов фиксированного
широкополосного доступа в интернет на 100 человек населения
|
Подиндекс развития
человеческого капитала (HCI)
|
1. Уровень грамотности населения
|
2. Коэффициент охвата начальным, средним и
профессиональным образованием
|
3. Ожидаемая продолжительность жизни
|
4. Фактическая продолжительность жизни
|
В вопросах социальных факторов – уровне развития человеческого капитала - Сиау, К. & Лонг, И. [9] опираются на Теорию человеческого капитала (Шульц Т. [14]; Льюис В. [15]) и, опять же, Новую теорию роста (Ромер П. [16]; Лукас Р. [17]): в рамках построения гипотезы о влиянии социальных факторов на развитие электронного правительства указывается, что факторы, связанные со здоровьем, образованием населения, профессиональными навыками населения являются «формой капитала», а значит объясняют различия в росте и развитии между странами. В свою очередь на данных рассуждения основывается гипотеза о том, что различия в уровне развития электронного правительства по странам также определяется в зависимости от уровня развития человеческого капитала. В том числе, в рамках своей статьи Сиау, К. & Лонг, И. [9] ссылаются на работу Муни, С. & Ли, М. [18], в рамках которой обозначено, что развитость гражданских институтов и человеческого капитала являются одними из ключевых факторов, влияющих на потенциал внедрения инноваций в государственном управлении. Также, указывая на важность социальных факторов в развитии электронного правительства, в статье Сиау, К. & Лонг, И. [9] отмечается, что для перехода по стадиям в рамках пятиэтапной модели развития электронного правительства ООН (настоящая модель описана в рамках поинта «Эволюционные модели развития электронного правительства» настоящей главы) необходим развитый человеческий капитал, так как именно он является драйвером для внедрения инноваций в государственном управлении. Гипотеза о положительном влиянии высокого уровня человеческого капитала на развитие электронного правительства обозначенными исследователями также была подтверждена. Важно отметить, что отдельно в Сиау, К. & Лонг, И. [9] не рассматривают экономические факторы, однако делают указание на то, что такой показатель, как ВВП на душу населения, включен в расчет рассматриваемого ими - как социальный фактор развития электронного правительства - показателя «Индекс развития человеческого капитала». Уточняется, что уровень образования в стране рассматривается как показатель, в том числе, развитости ресурсной базы правительства (видимо, имеется в виду, что чем выше уровень ресурсов государства, измеряемый, как указывают авторы статьи в ВВП на душу населения, тем больше средств государство способно направить на «оплату» образования населения) и, соответственно, поэтому экономический показатель как бы «вшит» в социальный.
Возвращаясь к данным, представленным в таблице 1, можно заметить, что наибольшее количество факторов, рассматривая вопрос развития электронного правительства, учитываются исследователями Голубевой А. А. [4] и Скопинцевым А. К. [12].
В частности, Скопинцев А. К. [12] выделяет следующие факторы, влияющие на электронное правительство, и именует их «базовыми», воздействующими на концепцию электронного правительства на ранних этапах его становления:
1. Экономические факторы;
2. Социокультурные факторы (традиции, религия, прочие общекультурные особенности);
3. Географические факторы (расположение государства, ресурсы);
4. Политические факторы.
В последствии, с переходом на более технологически-сложные стадии развития электронного правительства, некоторую долю во влиянии на последующее развитие Концепции начинают играть факторы, именуемые Скопинцевым «современными»:
1. Геополитическая сопряженность и взаимовлияние стран;
2. Инновации в управлении (в том числе, модернизация бюрократия под «гнетом» новых веяний в области менеджмента);
3. Увеличение объемов информации;
4. Технологический (развитие наукоемких, новых отраслей экономики, распространение технологического неравенства между странами).
Наибольший интерес представляет выделение географических факторов в качестве такой детерминанты, которая влияет на развитие концепции электронного правительства.
В исследовании Голубевой А. А. [4], в том числе, в рамках факторов, влияющих на развитие электронного правительства, выделяются технологические (развитие телекоммуникаций и ИКТ-инфраструктуры, соответствующих отраслей), социальные и культурные факторы (гражданские свободы, традиции, следование праву, уровень образования), правовые и политические (наличие законодательства, регулирующего сферу развития ИКТ (про политические факторы в настоящей статье не указано, однако в работе Угланова, дополняя пробел в рамках объяснения политических факторов в работе Голубевой, указывается, что в рамках политических факторов следует понимать политический режим в конкретной стране и его устойчивость), экономические факторы (ресурсные возможности государства, развитие e-commerce, развитость бизнес-климата), организационные факторы – выделяются в отдельную категорию (готовность к цифровой трансформации государственного сектора (в объяснении данного фактора, в том числе, приводятся такие подфакторы как «политическая воля» и «квалификация персонала в области ИТ»).
Корреляционный анализ
С целью последующего проведения регрессионного анализа, для отбора потенциальных предикторов, влияющих на зависимую переменную – индекс EGDI, проведен корреляционный анализ, в рамках которого исследовалось влияние политических (Liberal Democracy Index), географико-экономических – по Скопинцеву А. К. [12] - (Natural Resources (part of PCI)), технологических (National Cybersecurity Index), экономических (государственные доходы (% от ВВП) – по Голубевой А. А. [4]- и ВВП на душу населения (тек. долл. США)) – по Сиау, К. & Лонг, И. [9]) и социальных факторов (доля мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте (%) – по Угланову Р. М. [10] - и доля городского населения).Корреляционный анализ проводился с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена (коэффициент Пирсона использовался в случае, если переменные распределены нормально (был проведен тест Харке-Бера), однако в случае отсутствия нормальности распределения по одной из переменных использовался коэффициент Спирмена.
В том числе отметим, что коэффициент Пирсона чувствителен к выбросам, настоящую проблему было призвано нивелировать деление стран на макрорегионы – европейский макрорегион, американский макрорегион, африканский макрорегион, азиатский макрорегион и Океанию.
Касаясь значимости (случайности) значений коэффициента корреляции, , следует заметить, что полученное значение коэффициента Пирсона/Спирмена подвергалось, при проведении расчетов, проверке на предмет следующих гипотез:
H0: коэффициент корреляции генеральной совокупности равен нулю (значение, коэффициента корреляции получено случайным образом);
H1: линейная корреляционная зависимость существует (корреляционная связь неслучайна).
С целью проверки настоящих гипотез был принят уровень значимости «a» на уровне 0,05.
С целью проверки нулевой гипотезы на заданной уровне значимости использовался следующий статистический критерий (формула 1):
(1)
Где re – коэффициент корреляции;
n – количество наблюдений (объем выборки);
Настоящий статистический критерий имеет распределение Стьюдента с k=n-m-1 степенями свободы. Поскольку коэффициент корреляции – параметр m – один, m=1. Соответственно количество степеней свободы (k) = n-2.
Соответственно, для проверки нулевой гипотезы необходимо найти два значения T – наблюдаемое и критическое. Наблюдаемое значение рассчитывается исходя из формулы 1, а критическое – исходя из «a» и k – количества степеней свободы (tкр.=(а;k)). Область принятия нулевой гипотезы располагается в следующем диапазоне: -tкр< tнаблюдаемое<tкр.
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты корреляционного анализа [составлено автором]
Показатель
|
Наличие
корреляционной связи с EGDI
|
Неслучайность
корреляционной связи
|
Политический фактор - Liberal Democracy Index
|
+
|
+
|
Географико-экономический
фактор - Natural Resources
|
+
|
+/- (случайная
связь в американском макрорегионе и Океании)
|
Технологический фактор - National Cybersecurity Index
|
+
|
+
|
Экономический
фактор - Государственные доходы (% от ВВП)
|
+
|
+/- (связь
везде неслучайна, кроме Океании)
|
Экономический
фактор - ВВП на душу населения (тек. долл. США)
|
+
|
+
|
Социальный
фактор - доля мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте (%)
|
+
|
+
|
Социальный
фактор - доля городского населения
|
+
|
+
|
Регрессионный анализ
Комментируя полученные в ходе корреляционного анализа результаты, следует отметить, что корреляционный анализ может лишь выявить потенциальную взаимосвязь между переменными, однако настоящий результат не влечет за собой какой-либо обязательной причинно-следственной связи и, более того, не дает количественного представления о том, как конкретно та или иная переменная влияет на развитие электронного правительства.В том числе, в рамках корреляционного было отмечено, что ряд переменных для регионов с разным страновым различием отличается своим влиянием на зависимую переменную – EGDI. В частности, предполагается, что будет построено две модели: для стран с низкими и средне-низкими доходами (Low Income & Low Middle Income), в рамках которой будут учитываться такие независимые переменные, как:
1. Политический фактор: Liberal Democracy Index;
2. Географико-экономический фактор: Natural Resources – компонент Productive capacities index;
3. Технологический фактор: National Cyber Security Index;
4. Экономические факторы: государственные доходы (в % от ВВП) и ВВП на душу населения в текущих долларах США;
5. Социальные факторы: доля городского населения в % от общего числа населения.
Для «ведущих стран» (High and Upper Middle Income) в модель будет добавлен дополнительный социальный фактор - % мест, занимаемых женщинами в национальном парламенте. Невключение в модель для стран с низким и средне-низким уровнем подушевых доходов социального фактора – доли мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах продиктовано тем, что в макрорегионах, в рамках которых преобладают страны с высоким доходом и доходом выше среднего, настоящая связь прослеживается на уровне от «слабой» до «умеренной» по шкале Чеддока и, напротив, в макрорегионах, в рамках которых большая часть стран с низким доходом и с доходом ниже среднего – связь не прослеживается.
В качестве ведущих стран были приняты страны с высоким и выше среднего подушевым доходом, согласно классификации Всемирного Банка [19] - высокий доход - >13205$ ВНД на душу населения; доход выше среднего – 4256$-13205$ ВНД на душу населения. В качестве прочих стран, опираясь аналогичным образом на градацию Всемирного банка, были приняты страны с доходом ниже среднего – 1086$-4255$ ВНД на душу населения и низким доходом - <1085$ ВНД на душу населения.
Итак, в рамках регрессионного анализа будут использоваться следующие данные, полученные из открытых источников:
Рассмотренная в ходе проекта выборочная совокупность представляет собой набор данных по ряду показателей за 2022 год, характерных для 161 страны.
В качестве зависимой переменной в рамках обоих моделей выступает E-Government Development Index (EGDI) – индекс развития электронного правительства по состоянию на 2022 год (ООН), а в качестве регрессоров для обоих моделей:
1. Liberal Democracy Index (V-DEM), 2022– количественная переменная. Данный показатель оценивает уровень демократичности страны исходя из тех или иных ограничений, налагаемых правительством. В рамках индекса оценивается состояние гражданских свобод и прав человека, судебной системы, системы сдержек и противовесов и, в том числе, при расчете показателя, учитывается электоральный аспект;
2. Natural Capital (компонент Productive Capacities Index) – количественная переменная. Данный показатель оценивает количество ресурсов (ископаемых и сельскохозяйственных) на территории стран и уровень ренты, получаемой от добычи обозначенных ресурсов, исключающей издержки на добычу;
3. National Cybersecurity Index, 2022 (E-Governance Agency) – количественная переменная. Настоящий индекс измеряет готовность стран к противодействию киберугрозам и готовность, способность к нивелированию последствия возникающих киберинцидентов. В частности, при расчете индекса фокус выстроен на учет измеримых данных, связанных с кибербезопасностью в рамках отдельной страны: учитывается действующее законодательство в области информационной безопасности, наличие специализированных структур в области информационной безопасности, форматы взаимодействия указанных структур, используемые технологии в области информационной безопасности и пр.;
4. Государственные доходы (в % от ВВП), 2022 (IMF) – количественная переменная. Представляет собой доходы государства;
5. ВВП на душу населения (в текущ. долл. США), 2022 (The World Bank)– количественная переменная. Представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех производителей-резидентов в экономике плюс любые налоги на продукцию и минус любые субсидии, не включенные в стоимость продукции, деленную на населения конкретной страны;
6. Городское населений (в % от общей численности населения), 2022 (The World Bank) – количественная переменная. Настоящий показатель иллюстрирует количество людей, в процентном отношении к общему объему населения, которые живут в рамках городов.
В рамках модели, используемой для «ведущих» стран, в том числе, анализируется следующий регрессор:
7. процент мест, занимаемых женщинами в парламентах стран, 2022 (The World Bank)– качественная переменная. Настоящий показатель иллюстрирует количество мест в парламент стран (в % выражении), которые занимают женщины.
Обозначения для переменных, представленных в исследовании, указаны в таблице 2.
Таблица 2 – Обозначения переменных [cоставлено автором]
№
|
Переменная
|
Описание
переменной
|
1
|
egdi
|
E-Government
Development Index (United Nations), 2022, у.е
|
2
|
libdem
|
Liberal
Democracy Index (V-DEM), 2022, у.е
|
3
|
res
|
Компонент Productive Capacities Index
- Natural Resources, 2022, у.е
|
4
|
ncsi
|
National
Cybersecurity Index от e-Governance Agency, 2022, у.е
|
5
|
gov
|
Государственные
доходы в % от ВВП, 2022
|
Продолжение таблицы 2
№
|
Переменная
|
Описание
переменной
|
6
|
gdppc
|
ВВП на душу
населения, текущие $, 2022
|
7
|
urbanpop
|
Городское
населений (в % от общей численности населения), 2022
|
8
|
wmn
|
Доля мест (%),
занимаемых женщинами в парламентах стран, 2022
|
Таблица 3 – Описательные статистики для «ведущих стран» (2016-2022 гг.) [cоставлено автором]
Переменная
|
Наблюдения
|
Среднее
|
Среднекв.
отклонение
|
Минимум
|
Максимум
|
egdi
|
288
|
0,753048
|
0,12549
|
0,3682
|
0,9758
|
libdem
|
288
|
0,577535
|
0,263301
|
0,04
|
0,89
|
res
|
288
|
31,80312
|
10,97921
|
7,8
|
62,3
|
ncsi
|
288
|
67,56436
|
24,22495
|
6,6
|
100
|
gov
|
288
|
34,19294
|
10,58313
|
7,239366
|
63,86255
|
gdppc
|
288
|
27449,92
|
24249,67
|
2746,419
|
125006
|
wmn
|
288
|
27,35498
|
11,33402
|
0
|
50,42017
|
urbpop
|
288
|
73,34755
|
15,16272
|
26,482
|
99,318
|
Таблица 4 - Описательные статистики для стран со средне-низким и низким уровнем подушевых доходов (2016-2022 гг.) [cоставлено автором]
Переменная
|
Наблюдения
|
Среднее
|
Среднекв.
отклонение
|
Минимум
|
Максимум
|
egdi
|
192
|
0,4429407
|
0,1531725
|
0,1226
|
0,8029
|
libdem
|
192
|
0,2795313
|
0,1734959
|
0,02
|
0,66
|
res
|
192
|
46,55727
|
10,20924
|
23,3664
|
83,1
|
ncsi
|
192
|
36,14339
|
25,44583
|
0
|
97,49
|
gov
|
192
|
20,15264
|
8,4772
|
4,810563
|
50,25362
|
gdppc
|
192
|
2213,383
|
1332,844
|
216,8274
|
6674,957
|
urbpop
|
192
|
43,90723
|
17,99984
|
12,388
|
91,827
|
Таблица 5 – Оценка коэффициентов регрессии и прочих параметров для ведущих стран [cоставлено автором]
МНК (OLS)
| |
Объясняющие
переменные
|
Оценки коэффициентов
|
const
|
0,416535
|
-0,0292881
| |
libdem
|
0,0738304
|
-0,0216981
| |
res
|
-0,0014774
|
-0,000499
| |
ncsi
|
0,0029616
|
-0,000194
| |
gdppc
|
0,000000667
|
-0,00000022
| |
wmn
|
0,0011654
|
-0,0003956
| |
urbpop
|
0,0012349
|
-0,000322
| |
Количество
наблюдений
|
288
|
Коэффициент
детерминации
|
72,70%
|
1. При увеличении значения Liberal Democracy Index на 1 единицу, оценка E-Government Development Index увеличивается на 0,0738304 единиц;
2. При увеличении объема ископаемых и сельскохозяйственных ресурсов, согласно компоненту Natural Resources индекса PCI, в стране на 1 единицу, оценка E-Government Development Index снижается на 0,0014774;
3. При увеличении значения National Cybersecurity Index (уровня кибербезопасности в стране) на 1 единицу, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0029616 единиц;
4. При увеличении уровня ВВП на душу населения на 1$, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,000000667 единиц;
5. При увеличении доли городского населения на 1%, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0012349 единиц;
6. При увеличении доли мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах на 1%, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0011654 единиц.
Оценка коэффициентов регрессии для стран со средне-низким и низким уровнем подушевых доходов за 2016-2022 гг. представлена в таблице 6.
Таблица 6 – Оценка коэффициентов регрессии и прочих параметров для «неведущих» стран [cоставлено автором]
МНК (OLS)
| |
Объясняющие
переменные
|
Оценки
коэффициентов
|
const
|
0,1406964
|
-0,0192126
| |
libdem
|
-0,0843559
|
-0,0406373
| |
ncsi
|
0,0026389
|
-0,0002586
| |
gov
|
0,0048829
|
-0,0007836
| |
gdppc
|
0,0000597
|
-0,000000567
| |
Количество
наблюдений
|
192
|
Коэффициент
детерминации
|
69,35%
|
1. При увеличении значения Liberal Democracy Index на 1 единицу, оценка E-Government Development Index уменьшается на 0,0738304 единиц;
2. При увеличении значения National Cybersecurity Index (уровня кибербезопасности в стране) на 1 единицу, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0026389 единиц;
3. При увеличении уровня ВВП на душу населения на 1$, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0000597 единиц;
4. При увеличении доли государственных доходов на 1%, оценка E-Government Development Index (развития электронного правительства по странам мира) увеличится на 0,0048829 единиц.
Исходя из представленных моделей можно заметить, что на развитие электронного правительства в рамках стран со средне-низкими и низкими подушевыми доходами отрицательно влияет уровень демократизации: чем выше уровень демократизации (отталкиваясь от значения индекса либеральной демократии от V-DEM), тем меньшее значение индекса развития электронного правительства (EGDI). Интересным представляется момент, согласно которому индекс либеральной демократии, по сути, учитывает именно количество ограничений, вводимых правительствами стран в отношении общепринятых базовых и гражданских прав и свобод (в частности). Соответственно, исходя из полученных оценок, для стран со средне-низким и низким подушевым доходом характерно большее развитие электронного правительства в том случае, если индекс либеральной демократии ниже, то есть, введено больше ограничений в рамках страны.
Напротив, касаясь «ведущих» стран, следует отметить оппозиционную, обозначенной выше, тенденцию: чем выше уровень демократичности страны, тем выше ожидаемое значение индекса развития электронного правительства.
Относительно ведущих стран, как было отмечено выше, для модели с 2016 по 2022 гг., в отличие от модели исключительно за 2022 г., значимым оказался политический фактор – индекс либеральной демократии (рассчитываемый V-DEM). В отличие от «неведущих» стран, в странах «ведущих» настоящий фактор положительно, как отмечалось выше, влияет на развитие электронного правительства – чем выше уровень демократичности страны, тем в большей степени развито электронное правительство. В том числе, в отличие от модели за 2022 г., в расширенной (по годам) модели значимыми оказались фактор, отражающие объем ископаемых и сельскохозяйственных ресурсов, а также фактор, отражающий процентную долю, занимаемую женщинами в национальных парламентах стран. В обоих случаях, при увеличении значения факторов индекс развития электронного правительства (EGDI) растет.
Резюмируя же в целом результаты, полученные в рамках моделей, представляется возможным обозначить, что положительно на развитие EGDI, в рамках ведущих стран, влияют такие группы факторов, как: политические факторы, технологические, экономические, социальные; отрицательно: географико-экономические. Положительно на развитие EGDI, в рамках стран со средне-низким и низким уровнем подушевого дохода, влияют такие группы факторов, как: технологические, экономические; отрицательно: политические.
Касаясь выдвинутой гипотезы, можно сказать, что в рамках моделей, построенных за 2016-2022 гг., нулевая гипотеза - развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется преимущественно факторами, обозначенными в рамках индекса развития электронного правительства (EGDI), в то время как политические факторами, экономические, прочие технологические и ряд социальных факторы играют второстепенную роль – отвергается в пользу альтернативной гипотезы - развитие электронного правительства в странах с разным уровнем экономического развития определяется комплексным взаимодействием политических, экономических, технологических и социальных факторов, причем их относительная значимость может различаться в зависимости от уровня экономического развития страны.
Заключение
В рамках настоящей статьи были рассмотрены теоретические аспекты концепции электронного правительства, факторы, влияющие на развитие электронного правительства.В частности, в рамках корреляционного анализа, были выдвинуты предположения о влиянии предикторов, входящих в группы экономических, социальных, географико-экономических, технологических и политических факторов, на развитие электронного правительства по странам мира, которое было выражено в виде Индекса развития электронного правительства (EGDI).
В рамках регрессионного анализа, проводимого с целью подтверждения гипотез о влиянии обозначенных выше факторов на развитие электронного правительства, выявлен ряд факторов, не учитывающихся в рамках Индекса развития электронного правительства (EGDI), однако влияющих на развитие электронного правительства по странам мира.
В частности, значимыми для ведущих стран оказались: политический фактор – Liberal Democracy Index, географико-экономический фактор – Natural Resources, технологический фактор – Natural Cybersecurity Index, экономический фактор – ВВП на душу населения, социальные факторы – доля женщин в национальных парламентах, уровень урбанизации.
Значимыми для стран с низким и средне-низким подушевым доходом оказались: политический фактор – Liberal Democracy Index, технологический фактор – Natural Cybersecurity Index, экономические факторы – ВВП на душу населения и доля государственных доходов в ВВП (%).
В связи с идентификацией, в ходе проведенного исследования, взаимосвязи между рядом показателей, невключенных в структуру расчета Индекса развития электронного правительства, и, непосредственно, самим Индексом развития электронного правительства, представляется релевантным рассмотреть вопрос дальнейшего исследования вопроса указанной взаимосвязи с последующим потенциальным дополнением списка показателей, служащих для расчета уровня развития электронного правительства.
Источники:
2. Ерженин Р.В. Электронное правительство России: обзор научных публикаций и исследований // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – № 3. – c. 205-228.
3. ООН (2022). Исследование ООН: Электронное правительство 2022. Будущее цифрового правительства. Desapublicatioms.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://desapublications.un.org/sites/default/files/publications/2023-01/UN%20E (дата обращения: 23.02.2024).
4. Голубева А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2005. – № 2. – c. 120-139.
5. Fang Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of The Computer, The Internet and Management. – 2002. – № 2. – p. 1-22.
6. Акопов А.К., Унтилова И.Л. Модель глобального электронного правительства // Terra Linguistica. – 2013. – № 172.
7. Логуа Р., Балюков А. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие // Основы экономики, управления и права. – 2014. – № 5(17). – c. 12-19.
8. United Nations (2003). UN Global E-government Survey 2003. Publicadministration.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Reports/UN-E-Government-Survey-2003 (дата обращения: 23.02.2024).
9. Siau K., Long Y. Factors Impacting e-Government Development // Journal of Computer Information Systems. Fall. – 2009. – p. 98-107.
10. Угланов Р. Факторы, определяющие развитие электронного правительства: сравнительный анализ. ВКР выпускников НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/219430637 (дата обращения: 21.03.2024).
11. Luis Rodriguez Dominguez, Isabel Maria Garcia Sanchez, Isabel Gallego Alvarez Determining Factors of E-government Development: A Worldwide National Approach // International Public Management Journal. – 2011. – № 14:2. – p. 218-248.
12. Скопинцев А. Основные факторы, влияющие на эффективность внедрения электронного правительства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 121. – c. 1335-1358.
13. United Nations (2022). UN E-Government Knowledgebase – Country Data. Publicadministration.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About/Overview/ (дата обращения: 22.02.2024).
14. Schultz T. Investment in human capital // American economic review. – 1961. – № 51(1). – p. 1-17.
15. Lewis W. The Theory of Economic Growth, Homewood. - Ill: Irwin., 1955. – 453 p.
16. Romer P. Increasing Returns and Long Run Growth // Journal of Political Economy. – 1986. – № 94. – p. 1002-1037.
17. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – № 22. – p. 3-42.
18. Mooney C., Lee M. Legislating Morality in the American Sates: The Case of Pre-Roe Abortion Regulation reform // American Journal of Political Service. – 1995. – № 39. – p. 599-627.
19. World Bank Blogs (2022). New World Bank country classifications by income level: 2022-2023. Blogs.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://blogs.worldbank.org/en/opendata/new-world-bank-country-classifications-income-level-2022 (дата обращения: 22.02.2024).
20. United Nations (2022). UN E-Government Knowledgebase – Country Data. Publicadministration.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Data-Center (дата обращения: 24.02.2024).
21. V-DEM: Varieties of Democracy (2022). Liberal Democracy Index – Country Data. Dem.net. [Электронный ресурс]. URL: https://v-dem.net/data_analysis/CountryGraph/ (дата обращения: 25.01.2024).
22. V-DEM: Varieties of Democracy (2022). Democracy Winning and Losing at the Ballot. Dem.net. [Электронный ресурс]. URL: https://v-dem.net/documents/43/v-dem_dr2024_lowres.pdf (дата обращения: 29.01.2024).
23. UNCTAD (2022). Productive capacities index, annual – Country Data. Unctadstat.unctad.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/dataviewer/US.PCI (дата обращения: 28.01.2024).
24. NCSI (2022). National Cyber Security Index – Country Data. Ncsi.ega.ee. [Электронный ресурс]. URL: https://ncsi.ega.ee/ncsi-index/ (дата обращения: 01.02.2024).
25. ITU (2021). Global Cybersecurity Index 2020. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/epublications/publication/D-STR-GCI.01-2021-HTM-E (дата обращения: 10.02.2024).
26. ITU (2017). Global Cybersecurity Index (GCI) 2017. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-GCI.01-2017-R1-PDF-E.pdf (дата обращения: 14.02.2024).
27. ITU (2015). Global Cybersecurity Index (GCI) 2014. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/pub/D-STR-SECU-2015 (дата обращения: 14.02.2024).
28. OECD (2023). General government revenue – Data. Data.oecd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.oecd.org/gga/general-government-revenue.htm (дата обращения: 15.02.2024).
29. IMF (2022). Government revenue, percent of GDP - Data. Imf.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/external/datamapper/rev@FPP/USA/FRA/JPN/GBR/SWE/ESP/ITA/ZAF/IND (дата обращения: 16.02.2024).
30. World Bank (2022). GDP per capita (current US$) – Data. Data.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD (дата обращения: 17.02.2024).
31. World Bank (2022). Urban population (% of total population). Data.worldbank.org – Data. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.URB.TOTL.IN.ZS?view=chart (дата обращения: 20.02.2024).
32. World Bank (2022). Population, total. Data.worldbank.org – Data. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations=1W (дата обращения: 20.02.2024).
Страница обновлена: 02.12.2024 в 17:00:11