Эволюция понятийно-категориального аппарата «экономической безопасности» в нормативно-правовом и техническом аспектах
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Лев М.Ю. Эволюция понятийно-категориального аппарата «экономической безопасности» в нормативно-правовом и техническом аспектах // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 11. – doi: 10.18334/ecsec.7.11.122184.
Введение. Процесс изменения и развития понятийно-категориального аппарата «экономической безопасности» является важным аспектом в современном мире, где экономические риски и угрозы становятся все более сложными и разнообразными. Экономическая безопасность выступает одним из ключевых факторов для обеспечения стабильности и устойчивого развития государства, поэтому ее понимание и практическое применение должны постоянно совершенствоваться и адаптироваться к изменяющимся условиям.
В данном контексте, нормативно-правовой и технический аспекты играют важную роль в процессе изменения и развития понятийно-категориального аппарата «экономической безопасности». Нормативно-правовой аспект включает в себя законодательные акты, которые определяют правовую базу и регулируют деятельность в области экономической безопасности. Однако, в современных условиях, существующая нормативно-правовая база не может полностью обеспечить эффективную защиту национальной экономики. В связи с этим, технический аспект становится все более важным, поскольку подразумевает использование современных технологий и инструментов для обнаружения, анализа и предотвращения экономических рисков и угроз. Технический аспект также включает в себя разработку и внедрение систем мониторинга и контроля, которые способствуют оперативному реагированию на изменения в экономической среде и приятию необходимых мер для обеспечения безопасности. Современные экономические реалии требуют постоянного обновления и совершенствования подходов к обеспечению безопасности, а также адаптации к новым вызовам и угрозам.
Для изучения этих качественно новых вызовов и условий функционирования экономики необходимо серьезное теоретико-методологическое переосмысление оценок и стратегий обеспечения национальной экономической безопасности, систематизация формулировок категории «экономической безопасности» суверенного государства.
Данный теоретический фундамент позволит объективно обосновать новые риски и угрозы относительно условиям развития и самой национальной идентичности современной России, разработать подходы к формированию новой стратегии экономической безопасности с учетом ее социальной, технологической, экологической и иных составляющих, приобретающих все возрастающее значение на федеральном и субфедеральном уровнях.
Цель исследования – изучить эволюционный процесс теоретических подходов к социально-экономической безопасности в условиях институциональных преобразований.
Задачи исследования:
– рассмотреть теоретические подходы к экономической безопасности, представленные в различных нормативно-правовых документах, имеющих разный статус: законы; концепции; стратегии;
– провести сравнительный анализ основных положений стратегий национальной безопасности в постоянных странах-участниц СБ ООН (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания);
– провести анализ технических стандартов безопасности.
Объект исследования: эволюционное развитие теоретических этапов национальной, экономической безопасности.
Предмет исследования: формирование понятийно-категориального аппарата национальной, экономической безопасности в правовом, нормативном и техническом пространстве.
Практическая значимость работы содержится в применении результатов исследования органами законодательной и исполнительной власти при разработке законодательства в обеспечении социально-экономической безопасности.
Исторический экскурс в эволюционно-теоретические этапы экономической безопасности. Экономическая безопасность любого государства охватывает широкий спектр мер и действий, направленных на обеспечение стабильности и устойчивости экономики, защиту национальных интересов и благополучие граждан. Однако, чтобы понять современное состояние экономической безопасности, необходимо обратиться к ее историческому экскурсу и выявить основные этапы ее эволюции.
В международном контексте можно выделить следующие периоды:
– I этап – «экономическая безопасность в узком смысле», связанный с развитием капитализма и появлением первых форм организаций экономической безопасности в виде страховых компаний и банков. На этом этапе основным приоритетом было обеспечение безопасности частного сектора экономики;
– II этап – «экономическая безопасность в широком смысле», связанный с развитием государственного регулирования экономики. В этот период государство начало активно вмешиваться в экономические процессы, создавая законы и механизмы для защиты национальных интересов и обеспечения стабильности экономики;
– III этап – «экономическая безопасность в глобальном масштабе», – связан с процессами глобализации и увеличением международных экономических связей. На этом этапе экономическая безопасность стала рассматриваться не только на уровне отдельных государств, но и в контексте мировой экономики. Важным элементом стало сотрудничество и координация действий между странами для обеспечения стабильности и безопасности мировой экономики;
– современный этап – «информационная экономическая безопасность», – связан с развитием информационных технологий и цифровой экономики. В условиях быстрого развития интернета и электронной коммерции, защита информации и кибербезопасность стали неотъемлемой частью экономической безопасности.
Таким образом, международный исторический экскурс свидетельствует, что экономическая безопасность постоянно эволюционирует и приспосабливается к изменяющимся условиям. Однако, несмотря на различные периоды ее развития, цель остается неизменной – обеспечение стабильности и благополучия экономики и общества в целом.
В российском контексте рассмотрим подробнее эволюционно-теоретические этапы национальной и экономической безопасности (табл. 1).
Таблица 1. Эволюционно-теоретические этапы национальной
и экономической безопасности в России
Этапы/период
|
Содержание
|
Направления
|
I этап
1990 г. [30] |
Разработка
научной концепции безопасности
|
Доминирование
и ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей. Документ не был
опубликован
|
II этап
1991-1992 гг. |
Разработка
новой концепции безопасности
|
Документ
не опубликован
|
Публикация
Основных положений концепции безопасности [15]
|
Введены
понятия: безопасность; жизненно важные интересы. Определены: основные объекты
безопасности; угрозы безопасности; система безопасности (органы,
распределение по компетенциям, разграничение полномочий, Совет безопасности)
| |
III этап
1993 г. |
Создание
научного совета – Совета безопасности РФ
|
Ключевым
направлением являлось – обеспечение условий для осуществления Президентом РФ
полномочий в области обеспечения безопасности
|
IV этап
1996 г. |
Принята
стратегия экономической безопасности [16]
|
Поставлена
цель стратегии: обеспечение приемлемых условий для жизни и развития личности,
социально-экономической и военно-политической стабильности общества и
сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию
внутренних и внешних угроз. Уточнены объекты экономической безопасности РФ:
личность, общество, государство и основные элементы экономической системы,
включая систему институциональных отношений при государственном регулировании
экономической деятельности. Определены угрозы экономической безопасности;
критерии и параметры состояния экономики, меры и механизмы экономической
политики, направленные
на обеспечение экономической безопасности, в том числе мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности |
V этап
1997 г. |
Утверждена
Концепция национальной безопасности [17]
|
В
целях обеспечения национальной безопасности
Определена цель – подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса |
VI этап
2000 г. |
Утверждена
новая Концепция национальной безопасности (внесены дополнения и изменения) [18]
|
То
же, что и в V этапе с
некоторыми дополнениями
|
VII этап
2009 г. |
Утверждена
Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. [19]
|
Определены
цели: повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной
безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический
рост, который достигается прежде всего путем развития национальной
инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал
|
VII этап
2010 г. |
Принят
Закон «О безопасности» [8]
|
Определены
и разграничены полномочия между исполнительной и законодательной органами
власти.
Закреплен статус Совета безопасности |
IX этап
2015 г. |
Принята
новая Стратегия национальной безопасности [20]
|
Национальными
интересами на долгосрочную перспективу с позиции экономической безопасности
являются: повышение качества жизни, укрепление здоровья населения,
обеспечение стабильного демографического развития страны
|
X этап
2017 г. |
Принята
новая Стратегия экономической безопасности [2]
|
Уточнение
понятий: «экономическая безопасность»; «экономический
суверенитет РФ»; «национальные интересы»; «угроза экономической
безопасности»; «вызовы экономической безопасности»; «риск в области
экономической безопасности»; «обеспечение экономической безопасности»
|
XI этап
2021 г. |
Принята
новая Стратегия национальной безопасности [3]
|
Национальными
интересами на современном этапе являются: сбережение народа России, развитие
человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе
|
I этап начался в 1990 г. В это период подготовка различных вариантов каких-либо официальных документов отставала от быстро развивающихся событий, но заложила фундаментальную основу для будущей Концепции экономической безопасности.
II этап – в 1991-1992-х гг. был отмечен созданием Совета по безопасности РФ и разработкой новой Концепции безопасности. 1992 г. ознаменовал принятие Закона «О безопасности», в котором были определены главные одноимённые понятия, структура органов безопасности, полномочия и распределение обязанностей в данной области, включая Совет безопасности РФ.
III этап (1993 г.) – был создан научный совет Совета безопасности РФ.
IV этап (1996 г.) – принята Стратегия экономической безопасности, в которой были определены цели и задачи, критерии и параметры состояния экономики, а также меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.
V этап (1997 г.) – отмечен утверждением Концепции национальной безопасности, в которой были определены угрозы, в том числе в сфере экономики, которые имели непредсказуемый характер и связаны с сокращением ВВП, снижением инвестиционной и инновационной активности, стагнацией аграрного сектора, дисбалансом банковской системы, ростом внешнего и внутреннего долга, а также с тенденцией к преобладанию топливно-сырьевых и энергетических товаров в экспорте и продовольствия и предметов потребления в импорте. Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности были признаны создание благоприятных условий для международной интеграции национальной экономики и расширение рынков сбыта для российской продукции.
VI этап (2000 г.) – были внесены незначительные корректировки в Концепцию Национальной безопасности.
VII этап (2009 г.) – принята Стратегия национальной безопасности, в которой основными целями были задекларированы: улучшение качества жизни населения путем сокращения социального и имущественного неравенства, обеспечение личной безопасности граждан, доступность комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, а также достойную оплату за активный труд.
VIII этап (2010 г.) – принят Закон «О безопасности», который определил государственную (внутреннюю и внешнюю) политику Российской Федерации в области обеспечения безопасности, представляя собой совокупность согласованных мер в организации социально-экономического развития, военных действиях, правовых нормах и информационной безопасности.
IX (2015 г.) – принята Стратегия национальной безопасности, которая является основным документом относительно стратегического планирования, соответствуя федеральным законам «О безопасности» 2010 г. N 390-ФЗ и «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 2014 г. N 172-ФЗ. Для обеспечения национальных интересов в Стратегии определены следующие мероприятия: улучшение качества жизни граждан России, развитие экономики, науки, технологий и образования, здравоохранения и культуры.
X этап (2017 г.) – запущен новый этап Стратегии экономической безопасности, который направлен на борьбу с вызовами и угрозами экономической безопасности, предотвращение кризисных ситуаций в ресурсно-сырьевом комплексе, производстве, науке и финансах, а также на недопущение снижения качества жизни граждан.
XI этап (2021 г.) – принята новая Стратегия национальной безопасности, которая определяет национальные интересы, включая сохранение народа России, развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни и благосостояния граждан, а также устойчивое развитие российской экономики на основе новых технологий.
Как можно заметить из таблицы 1, вопросы, связанные с экономической безопасностью, регулируются различными нормативно-правовыми актами, имеющими разный статус. Однако они дублируют друг друга и содержат одинаковые положения, как в действующих, так и в утративших силу документах. Частая смена концепций и стратегий обуславливает принятие одного базового Закона, в котором были бы установлены разделы, определяющие компетенцию различных отраслей и предметов ведения.
Понятие «национальная безопасность» появилось в правовом поле позже, чем «экономическая безопасность». При этом в основополагающем для правового пространства Законе РФ 1992 г. № 2446-I «О безопасности» оно не было упомянуто до истечения его срока действия. Соответственно юридически не было установлено соответствие между терминами «экономическая безопасность» и «национальная безопасность». В частности, Совет безопасности РФ должен разработать основные направления стратегии обеспечения безопасности РФ, как указано в Законе, а не стратегии национальной безопасности, как это делается в настоящее время.
Термин «национальная безопасность» в правовом пространстве закреплен с 1995 г., с принятием Федерального закона 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [21]. В данном Законе лишь упоминается о необходимости обеспечения национальной безопасности в области информатизации как одного из направлений государственной политики. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 13 июня 1996 г. «О национальной безопасности» было раскрыто определение данного понятия, под которым понималось «состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства» [28].
В 1997 г. была разработана Концепция национальной безопасности РФ, которая не упоминалась в базовом Законе о безопасности [17]. В 2000 г. она была пересмотрена и дополнена определением термина «национальная безопасность РФ», под которым понималась «безопасность многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ [18].
Необходимо отметить, что безопасность является и конституционной категорией. В Конституции РФ она упоминается множество раз в различных сочетаниях: государственная безопасность, оборона и безопасность, общественная безопасность, безопасность граждан и т.д. Тем не менее термины национальной и экономической безопасности не содержатся в Конституции РФ. Возможно это связано с тем, что понятия национальной и экономической безопасности могут быть интерпретированы по-разному в различных обстоятельствах. Однако важен тот факт, что обеспечение безопасности на всех уровнях является одной из главнейших задач государства и должно быть гарантировано Конституцией. Поэтому следует развивать и укреплять все аспекты безопасности, чтобы обеспечить защиту граждан и сохранение стабильности в стране.
Так, определение «национальной безопасности» каждый раз находит свое отражение в принимаемых стратегиях национальной безопасности, которые заменяли схожие концепции – в 2009, 2015 и 2021 гг. (табл. 2).
Таблица 2. Определения национальной безопасности в стратегиях
национальной безопасности РФ
Определение
национальной безопасности РФ
|
Определение
национальных интересов РФ
|
Документ
|
«Состояние
защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,
которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные
качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и
устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства»
|
Совокупность
внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и
устойчивого развития личности, общества и государства
|
Стратегия
национальной безопасности РФ 2009 г.
|
«Состояние
защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,
при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан
РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость,
государственная и территориальная целостность, устойчивое
социально-экономическое развитие РФ»
|
Объективно
значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их
защищенности и устойчивого развития
|
Стратегия
национальной безопасности РФ 2015 г.
|
«Состояние
защищенности национальных интересов РФ от внешних и внутренних угроз, при
котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан,
достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране,
охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности,
социально-экономическое развитие страны»
|
Объективно
значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и
устойчивом развитии
|
Стратегия
национальной безопасности РФ 2021 г.
|
За последние годы понятие национальной безопасности эволюционировало слабо, так, в 2021 г. в его определении был изменен объект защиты – вместо личности, общества и государства стали указываться национальные интересы РФ. А поскольку, национальные интересы содержат в себе аналогичные потребности личности, общества и государства в их защищенности и развитии, эта замена не добавляет ничего нового в понимание национальной безопасности [1] [28].
Определения различных видов безопасности изложены в соответствующих отраслевых законах, рассмотрим отдельные из них:
– промышленная безопасность – «состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий» [5];
– экологическая безопасность – «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [6];
– транспортная безопасность – «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства» [7];
– информационная безопасность детей – «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [9];
– «безопасность критической информационной инфраструктуры» – «состояние защищенности критической информационной инфраструктуры, обеспечивающее ее устойчивое функционирование при проведении в отношении ее компьютерных атак» [10];
– биологическая безопасность – «состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска» [11].
Не сложно заметить, что в отраслевых законах традиционно «безопасность» трактуется как состояние защищенности, и в период действия старого Закона о безопасности, и при текущем законодательстве. Широкое распространение данной трактовки исследователи объясняют не только ее первоначальным законодательным статусом и инерционностью, но и преемственностью по отношению к пониманию государственной безопасности в СССР, – как состояния защиты от внутренних и внешних угроз [29]. Термин «государственная безопасность» был включен в текст Конституции СССР 1936 г. [2] [14], и подразумевал защиту существующего общественного и государственного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и других специальных служб враждебных государств, а также противников существующего строя внутри страны [29].
Обратимся к нормативно-технической документации, где – безопасность сформулирована в ином контексте. Одновременно с первым Законом о безопасности (1992 г.), появился ГОСТ Р1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения», в котором безопасность определяется как «отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба» [22]. В примечании к пункту (п.) 3.17 указано, что в области стандартизации речь идет о снижении риска нанесения ущерба до приемлемого уровня по отношению к окружающей среде, здоровью человека и безопасности имущества. Это понятие было в дальнейшем продублировано в принятом 10 лет спустя Межгосударственном стандарте ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» (приложение А, п. А7) [12].
В 2015 г. был выпущен Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.002-2014 «Система стандартов безопасности труда. Определения и термины» [13], в котором было представлено новое определение безопасности в двух вариантах:
– как «состояние объекта или процесса, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с возможностью причинения вреда»;
– как «обеспечение состояния объекта или процесса, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с возможностью причинения вреда» (п. 2.2.11).
В примечании к пункту 2.2.11 указано, что из-за многозначности термина следует учитывать контекст для полного понимания его смысла [31].
Необходимо отметить, что обнародование стратегии безопасности (любого государства) может иметь различные цели, выходящие за пределы установленных стратегических задач. Публичные документы содержат, как правило общий набор руководящих принципов для национальных органов власти, чтобы способствовать достижению консенсуса между различными государственными структурами по ключевым вопросам, касающихся экономической национальной безопасности [27]. Кроме того, стратегии имеют важные коммуникационные цели в стране и за рубежом, формирующие восприятие видения политики безопасности национального руководства. Стратегические документы также могут быть ориентированы на внешнюю аудиторию, поскольку они дают представление об обязательствах, намерениях и ресурсах рассматриваемого государства, которое оправдывает его определенный образ действий [34]. В связи с этим, целесообразно провести сравнительный анализ основных положений стратегий национальной безопасности постоянных стран-участниц СБ ООН в целях изучения международного опыта (табл. 3). Выбор именно этих стран обосновывается тем, что они играют важную роль в поддержании международного мира и безопасности, обладая правом вето и значительным преимуществом в принятии решений по вопросам глобальной безопасности.
Таблица 3. Основные положения, изложенные в стратегиях национальной безопасности постоянных стран-участниц СБ ООН
Положения
|
США
|
Китай
|
Россия
|
Франция
|
Великобритания
|
Лидерство/
мировой порядок
|
Смещение
акцента с ответственности за мировой порядок на усиление конкуренции между
ведущими государствами
|
Создать
баланс в отношении Запада
|
Децентрализация
власти; акцент на сотрудничестве
| ||
Восприятие на
крупные державы
|
Важная
функция великих держав заключается в установлении правил игры;
противодействие распространению власти
|
Стремиться
к объединению с Россией; к сохранению стабильных отношений с США
|
США
и ЕС являются конкурентами, в то время как Китай союзником
|
Прочное
сотрудничество с Америкой; взаимодействие с Китаем на основе принципов
правового господства; Россия – основной стратегический вызов
| |
Партнеры,
альянсы
|
Уменьшение
значимости стабильных партнерских связей, переход к транзакционным подходам
|
Россия
является партнером, но ее роль второстепенна по сравнению с США
|
Значимость
стратегической автономии; союзы как ограничительные факторы
|
Значимость
партнерства между Северной Америкой и Европой, однако стремление к большей
независимости в стратегических вопросах; сотрудничество с разнообразными
партнерами
| |
Многополярность/
полицентризм |
Уникальная
сила США
|
Продвижение
многополярного мира
|
Полицентризм
|
–
| |
Многосторонность
|
Снижение
уровня многосторонности
|
–
|
В
рамках торговых сделок и надзора за вооружениями
|
Основной
упор сделан на соблюдение правил и порядка, многостороннее взаимодействие и
соблюдение международного права
| |
Регионализм
|
–
|
–
|
Подъем
региональных центров силы
|
Рост
значимости региональных объединений
|
–
|
Ценности
|
Ценности
не имеют большого значения
|
Значимость
китайской культуры и традиций; обеспечение идеологической стабильности
|
Возрождение
ценностей русской духовности и морали
|
Присутствует
заинтересованность в продвижении национальных ценностей в мире
| |
Военные и
другие аспекты власти
|
Важность
военного потенциала; технологические инновации
|
Усиление
вооруженных сил
|
Вооруженные
силы в совокупности с другими формами власти
|
Большее
внимание, уделяемое военной силе, чем другим формам власти
| |
Восприятие
угроз
|
Угрозы
становятся более сложными
|
Преодоление
угроз всевозможными способами
|
Обостренное
чувство опасности, борьба и соперничество за власть и ресурсы
|
Выделяют
терроризм, гибридные угрозы, экономическую и энергетическую нестабильность и
изменение климата
|
Основные положения представленных стратегий национальной безопасности постоянных стран-участниц СБ ООН (рис. 7) демонстрируют общие взгляды на то, как меняется международная политика, но и заметные различия в том, как каждая из них видит глобальный порядок и свое место в нём.
За последние пять лет США изменили свою стратегию, сместив акцент с решения глобальных проблем и сотрудничества на противостояние между великими державами, основанное на принципе «логики нулевой суммы» [3]. Россия и Китай определены в стратегии США как противники, растущее воздействие которых необходимо сдерживать. В то же время, США снижают свой уровень международных обязательств и ответственности [25].
Соответственно, стратегии и России, и Китая направлены на создание противовеса мощи США, разделяя интерес к многополярному порядку. Тем не менее между китайским и российским подходами есть существенные различия. Китай озабочен стабильностью, которая необходима для долгосрочного наращивания китайских позиций и ресурсов. Цель многополярного мира и равноправного положения Китая среди крупных держав должна достигаться постепенно. В то же время китайская стратегия подчеркивает взаимозависимость, взаимную выгоду и взаимовыгодные результаты. Россия рассматривается как стратегический партнер, но это сотрудничество вторично относительно взаимоотношений с США.
Россия, напротив, придерживается агрессивному подходу к цели «стратегической стабильности» в «полицентричном мире» и явно враждебно настроена по отношению к США. Российская стратегия более подробно описывает, как конкуренция между крупными державами проявляется в различных областях, начиная от доступа к рынкам и ресурсам и заканчивая социальными моделями и ценностями [23]. Российский взгляд на стабильность также сильно отличается от китайского: стратегическая стабильность – это цель, которую необходимо достигать за счет все более активной роли России. Стратегии России и США имеют довольно негативное отношение к взаимозависимости, рассматривая ее как препятствие для государства и способности отстаивать национальные интересы.
Франция и Великобритания среди США, Китая и России выступают более либеральными идеалистами в архитектуре великих держав. Их Стратегии уникальны в своем очевидном отказе от мировоззрения, основанного на соперничестве с нулевой суммой между крупными государствами. Однако есть некоторое сходство между французским, английским и китайским акцентами на беспроигрышные результаты и позитивным взглядом на взаимозависимость как на фактор, способствующий сотрудничеству и стабильности.
Все пять стратегий отражают сложный характер и множественность угроз и, следовательно, потребность в широком спектре ответных мер. Терроризм, экономическая безопасность, уязвимости в киберсфере и энергетике вызывают полномасштабное беспокойство. Усиление акцента на военной мощи отражено в каждой стратегии. В то же время, военная мощь изощрённо дополняется различными другими инструментами (информационными, технологическими, торговыми, международными организациями). Соответственно, США подчеркивают необходимость быть готовыми действовать одновременно в нескольких направлениях, в любых сценариях конфликтов, затрагивающих политическую, военную и экономическую сферы.
Важной проблемой, вызывающей разные отклики, является усиление конкуренции и оспаривание ценностей. Продвижение таких ценностей, как свобода, демократия и права человека, когда-то объявленных краеугольным камнем внешней политики как США, Франции и Великобритании, по-прежнему присутствует в их стратегиях, но в менее центричном и более оборонительном аспекте. И Китай, и Россия особенно подчеркивают свои национальные ценности, и необходимость защищать их от внешнего воздействия.
Несмотря на различия, все пять стратегий учитывают быстрое изменение глобальных структур и инструментов власти, и пытаются определить способы формирования этой динамики и адаптации. При этом, множественность международных организаций (глобальных акторов) и их рассредоточенность власти по-разному отражаются во всех пяти подходах [24; 26].
Важно отметить, что в первом майском инаугурационном Указе Президента РФ (2024 г.) были определены семь главных целей национального устойчивого экономического и социального развития РФ для обеспечения безопасности государства, общественной безопасности и укрепления национального, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и повышения уровня жизни граждан на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. [4].
К национальным целям отнесены следующие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение социально-экономических целей по разделам:
– «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи»;
– «Комфортная и безопасная среда для жизни»;
– «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности»;
– «Экологическое благополучие»;
– «Устойчивая и динамичная экономика»;
– «Технологическое лидерство»;
– «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы».
Обращает на себя внимание, тот факт, что к национальным целям, целевым показателям и выполнением задач, предусмотренных этим Указом, необходимо разработать национальные проекты, которые отнесены к социально-экономической безопасности. Более того, в соответствии со статьей 7 п. 1 «Конституции Российской Федерации», Россия – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Все это указывает на необходимость разработки полноценного Закона «О социально-экономической безопасности». Более того, название Закона «О социально-экономической безопасности» будет соответствовать принципам Конституции РФ, которая устанавливает социальное государство.
Для целей настоящего Федерального закона «О социально-эконмической безопасности» автор предлагает ввести следующие основные понятия:
– «социально-экономическая безопасность» РФ – объективно значимые социально-экономические потребности населения страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию факторов в системе культуры, образования, науки, здравоохранения, продовольствия, жилищно-коммунальной отрасли, реальных доходов, стабильной ценовой, налоговой, денежно-кредитной, бюджетной, банковской и других как национальных приоритетов для сохранения идентичности российского общества;
– «стратегия социально-экономической безопасности» – документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ;
– «приоритеты социально-экономической безопасности» отражают цели, располагающиеся в порядке важности, срочности как с точки зрения времени, так и затрат. Одна цель является предпосылкой для другой и относится к географическим зонам, целевым группам и (или) ключевым угрозам, которые необходимо устранить;
– «угрозы социально-экономической безопасности» – комплекс условий и обстоятельств, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в социально-экономической сфере;
– «вызовы социально-экономической безопасности» – комплекс причин, способных при определенных обстоятельствах привести к образованию угрозы социально-экономической безопасности;
– «риски в области социально-экономической безопасности» – вероятность причинения вреда национальным интересам РФ в экономической сфере в связи с реализацией угрозы социально-экономической безопасности;
– «обеспечение экономической безопасности» – реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка РФ во взаимодействии с институтами гражданского общества – комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов РФ;
– «интересы социально-экономической безопасности» формируются в соответствии с (гео)политическими и (гео)экономическими параметрами и возможными ресурсами страны. Отражают не только содержание, но и формы и методы продвижения социально-экономических интересов и имеют свою национальную специфику;
– «система индикаторов социально-экономической безопасности» – комплекс показателей, для определения критерий и значений индексов социально-экономического развития;
– «индикаторы мониторинга социально-экономической безопасности» – индексные показатели (доля, уровень, степень, коэффициент, баланс, физический показатель), отражающие степень риска как критерия безопасности;
– «мониторинг показателей индексов социально-экономической безопасности – наблюдение и отслеживание индикаторов, а также анализ и оценка их пороговых значений в целях обеспечения социально-экономической безопасности РФ;
– «пороговые значения индикаторов» – показатели индексов, отражающие максимальный уровень риска угрозы с градацией периодов.
Заключение
В современном обществе институциональные трансформации преимущественно являются результатом целенаправленных действий, как правило, цели этих трансформаций формулируются и сами трансформации осуществляются под контролем и при поддержке государства. В связи с этим, задачи противодействия рискам реализации «контрпродуктивных» тенденций требуют развития функций общественного и государственного управления масштабными институциональными преобразованиями. Важнейшей целью такого управления является формирование институтов, обеспечивающих реализацию интересов широких слоев населения, поскольку «лучшая основа хороших институтов – социальная сплоченность» [37].
Представляется целесообразным выделение институциональных законодательных инициатив по созданию новых правовых документов в стратегическом управлении и экономической безопасности, локализовав проблемы социально-экономической безопасности в одном законе, с введением нового понятийного аппарата и преобразования существующих социально-экономических институтов, результатом которых будут качественные изменения институциональной среды.
Возникла острая необходимость принятия самостоятельного Закона «О социально-экономической безопасности», с помощью которого можно будет решить актуальные проблемы и пробелы в существующих нормативных документах, затрагивающих вопросы социальной-экономической безопасности.
В многополярном мире, в котором преобладают неопределенность и риски, национальная экономическая безопасность в силу логики событий должна иметь приоритет относительно других общегосударственных целей. В современном обществе существуют различные угрозы и риски, как со стороны общества, так и государства, как внешние, так и внутренние, и для борьбы с ними необходимо организованное и системное решение задач по обеспечению экономической безопасности.
[1] Хотя и это не является новеллой – понимание национальной безопасности как состояния защищенности национальных интересов являлось самым первым правовым определением термина (согласно вышеуказанному посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ 1996 г.).
[2] Текст Конституции приводится со всеми изменениями и дополнениями, внесенными в него Верховным Советом СССР по состоянию на 20 сентября 1972 г.
[3] Логика с нулевой суммой – это система убеждений, при которой ситуации воспринимаются как игры с нулевой суммой, где выигрыш одного субъекта будет потерей другого.
Страница обновлена: 25.11.2024 в 11:47:02