Анализ опыта минимизации экологических рисков в процессе построения «зеленой» экономики
Городнова Н.В.1, Соколов С.А.1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Скачать PDF | Загрузок: 56
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059793
Аннотация:
Техногенная и антропогенная деятельность сопровождается возникновением экологических рисков, которые несут серьёзную опасность и значительный ущерб здоровью народонаселения и экологии. Отсюда вытекает необходимость в объективной оценке потенциальных угроз используемых технологий для природы и последующих поколений и выработки новой парадигмы устойчивого экономического развития. Решение проблем, связанных с энергетическим переходом и «зеленой» трансформацией приобретает в текущих экономических условиях России ещё большую актуальность и требует формирования новых принципов хозяйствования. Статья посвящена оценка экологических рисков и разработке направлений по их предотвращению и минимизации. Научная новизна состоит в обобщении опыта построения «зелёной» экономики, развитии понятийно-категориального аппарата теории рисков, расширении классификации экологических рисков, уточнении алгоритма формирования экологической стратегии компании.
Сделан вывод о том, что в условиях энергетического перехода реализация экологической стратегии для российских компаний является одним из наиболее перспективных направлений развития. В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о необходимости учёта региональных особенностей окружающей среды и оценки вероятности экологических угроз
Ключевые слова: «зелёная» экономика, экологические риски, качество жизни, выбросы парниковых газов, климат, зелёная энергетика, ущерб
JEL-классификация: Q01, Q51, Q56
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время экологические риски в силу своего глобального характера становятся всё более насущной проблемой в связи с непосредственным воздействием на окружающую среду и здоровье человека. Экологические катастрофы могут привести к гибели многих видов живых организмов, ухудшению качества жизни и значительным экономическим потерям. Экологические риски возникают в результате деятельности человека, которая может привести к загрязнению воздуха, воды и почвы, истощению природных ресурсов, существенному изменению климата и могут иметь ощутимые долгосрочные последствия. В этой связи, тема исследования, посвященного оценке основных типов экологических рисков, их последствий и способов предотвращения является актуальной в рамках обеспечения экологического благополучия человека.
Объектом исследования является промышленная и антропогенная деятельность.
Предметом исследования являются экологические риски, возникающие в процессе производственно-хозяйственной деятельности компаний.
Цель работы – на основе систематизации опыта построения «зелёной» экономики разработать направления по оценке, предотвращению и минимизации экологических рисков.
Достижение указанной цели работы осуществлялось решением следующих задач:
1) систематизация теоретических основ и практики возникновения экологических рисков;
2) изучение методов предотвращения и минимизации экологических рисков;
3) изучение мировой и российской практики оценки ущерба от экологических рисков;
4) разработка ряда рекомендаций по сокращению экологических рисков.
Научная новизна: обобщение мирового опыта и отечественной практики перехода на «зелёную» экономику, развитие понятийно-категориального аппарата теории рисков, в частности, уточнение понятий «экологический риск», «экологическое страхование», расширение классификации экологических рисков, развитие алгоритма формирования экологической стратегии компании, а также уточнение методики расчета эколого-экономического ущерба (ЭЭУ).
Основная гипотеза исследования: в процессе выбора метода оценки и управления экологическим риском необходим учёт региональных особенностей окружающей среды и возможности возникновения угроз.
Сделан вывод о том, что в условиях энергетического перехода и построения зелёной экономики реализация экологической стратегии для российских компаний является наиболее актуальным направлением в связи с высокой вероятностью аварийного загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем объёмов инвестирования в природоохранную деятельность, а также высокими затратами на предупреждение и ликвидацию негативных последствий чрезвычайных ситуаций.
Основная часть.
Развитие техносферы сопровождается возникновением экологических рисков, которые могут причинить серьёзный вред окружающей среде и человечеству в целом и повлечь значительный эколого-экономический ущерб (ЭЭУ). Отсюда вытекает острая необходимость в прогнозе потенциальных угроз используемых технологий для экологии и последующих поколений, а также в объективной оценке степени воздействия промышленной деятельности компаний на качество жизни населения [6] (см. таблице 1).
Таблица 1 – Оценка качества жизни населения мегаполисов
Индекс РИА рейтинг
|
Индекс Mercer
|
Better life index
|
Уровень экономического развития и доходов населения
|
Политическая и социальная среда
|
Доходы населения и трудоустройство
|
Безопасность жизни
|
Коммунальные услуги и транспорт
|
Общество и безопасность
|
Экологические и климатические условия
|
Экономическая среда и жилье
|
Удовлетворенность жизнью
|
Наличие объектов социальной инфраструктуры
|
Социо-культурная среда
|
Здравоохранение и образование
|
Уровень развития малого бизнеса
|
Окружающая среда
|
Гражданские права
|
Развитие транспортной инфраструктуры
|
Образование и медицина
|
Работа/отдых
|
Занятость населения и рынок труда
|
Отдых и спорт
|
Экология
|
Демографическая ситуация
|
Товары народного потребления
|
Жилищные условия
|
Сегодня человечество столкнулось с жесточайшим экономическим и энергетическим кризисами, обусловленными, прежде всего, техногенезисом и антропологической деятельностью, что, по нашему мнению, неизбежно ведёт к возникновению новых экологических рисков и климатической катастрофе [5].
Дефиниция «экологические риски» не имеет чёткого закрепления в существующей нормативно-правовой базе, в этой связи существует множество трактовок данного термина. Под экологическим риском следует понимать вероятность возникновения опасности причинения вреда окружающей среде в виде возможного ущерба за определённый промежуток времени [19]. Иными словами, это вероятность проявления негативных изменений в природной среде, вызванных антропогенной деятельностью или иными воздействиями в конкретной зоне (региональный, точечный уровень) или в глобальном масштабе.
Сегодня принято выделять следующие основные элементы экологического риска [8; 15; 18]:
1) оценка состояния биоты (включая фотосинтезирующих организмов) по интегральным биологическим показателям;
2) оценка состояния здоровья народонаселения и прогнозирование возможного числа жертв при условии возникновения негативных последствий;
3) оценка воздействия загрязняющих веществ, техногенных и антропогенных аварий и стихийных бедствий на человека и окружающую среду в целом.
Российским государством осуществляется регулирование процессов предотвращения экологических рисков в экономической, политической, а также правовой сферах [7]. Так, к примеру, гл. 8 КоАП РФ [1] устанавливает ряд санкций за небрежное отношение к окружающей среде и по отношению к правонарушителям экологических требований РФ выделяет следующие категории экологического риска, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Категории экологического риска
Категория
экологического риска
|
Предел максимальной
санкции,
тыс. руб. |
Первая
|
10
|
Вторая
|
50
|
Третья
|
100
|
Четвертая
|
500
|
Пятая
|
1 000
|
Шестая
|
Административное
приостановление деятельности
|
Экологический риск, как и иные виды рисков, могут быть классифицированы по масштабу проявления, степени допустимости, возможности прогнозирования, предотвращения, страхования и пр. В зависимости от фактора возникновения в данном исследовании предложена следующая классификация экологических рисков (см. таблицу 3).
Таблица 3 – Классификация факторов возникновения и классы экологических рисков
Факторы
возникновения
|
Классы экологических
рисков
|
Изменения в окружающей природной среды
|
Природные (стихийные бедствия)
|
Появление и развитие техносферы
|
Техногенные единичные (негативные последствия возможных аварий)
|
Преобразование окружающей среды в результате стандартной хозяйственной
деятельности
|
Устойчивые техногенные воздействия (загрязнения окружающей
природной среды)
|
Изменения окружающей среды в результате техногенных катастроф,
аварий, различных инцидентов
|
Риски негативных воздействий со стороны технических объектов
|
Защитная реакция государства и общества в целом на осложнение
экологической обстановки
|
Социально-политические (частота событий, в которых пострадало
число людей, свыше определенного уровня)
|
Принятие нормативно-правовых актов
|
Нормативные (приятие экологических законов или ужесточение
экологических норм)
|
Финансово-хозяйственная деятельность
|
Экономические / коммерческие (опасность потерь или ущерба)
|
Построение цифровой экономики, развитие искусственного
интеллекта
|
Цифровые (возрастание потребности в энергетических мощностях)
|
Проблемы утилизации литиевых батарей электромобилей и иных
топливных элементов
|
Утилизационные (потенциально территориальные риски)
|
Возможные ошибки и сбои в работе системы «умного»
прогнозирования потенциальных чрезвычайных ситуаций и природных катастроф
|
Прогностические и ликвидационные (оценка вероятности
возникновения экологических рисков и угроз потенциальных ошибок экологических
моделей)
|
Данная классификация экологических рисков позволяет провести анализ различных областей риска и выделить наиболее опасные направления деятельности, представляющие угрозу для благоприятной экологической обстановки. В этой связи в процессе оценки экологических рисков в целях соблюдения требований безопасности принятия управленческих решений необходимо выполнение следующих условий [16]:
1) наличие информационной системы, позволяющей своевременно получать данные об источниках опасности, принимать адекватные решения и предпринимать оперативные действия;
2) осуществление информирования о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут негативно повлиять на уровень экологической безопасности;
3) разработка и развитие алгоритмов и программ в целях моделирования и вероятностной оценки рисков;
4) проведение экспертиз по безопасности, сравнение альтернативных проектов и технологий, представляющих определённый уровень риска;
5) разработка технико-экономической и экологической стратегий в целях повышения уровня безопасности;
6) обоснование оптимального уровня затрат для управления рисками;
7) разработка мероприятий по снижению до приемлемого уровня риска с социальной, экономической и экологической точек зрения;
8) прогнозирование возможных рисков, в том числе аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений.
В таблице 4 представлена информация о территориях и регионах, в пределах которых наиболее часто возникают источники повышенного риска и негативных последствий для экосистемы.
Таблица 4 – Характеристики неблагоприятных с экологической точки зрения регионов
Территория
/ регион
|
Экологические
риски
|
Источник
возникновения
|
Последствия
|
Территория (акватория)
|
Экологическое бедствие (угрозы всей экосистеме)
|
Производственно-хозяйственная деятельность юридических и
физических лиц, природные явления
|
Катастрофа или равновесное состояние экологической системы на
предельно низком энергетическом уровне
|
Участки земной поверхности
|
Чрезвычайная экологическая ситуация (угрозы здоровью человека,
генетическим фондам человека, растений и животных)
|
Хозяйственная и иная деятельность человека, природные явления
|
Устойчивые негативные изменения внешней окружающей среды,
состоянию здоровья человека, флоры и фауны
|
Территория городов,
районов, регионов
|
Хроническое загрязнение окружающей среды (угрозы здоровью
человека, генетическим фондам человека, растений и животных)
|
Постоянное многократное превышение предельно допустимых
концентраций вредных веществ
|
Устойчивый рост заболеваемости населения, превышающий
среднегодовой показатель за 3-5 лет
|
Часть территории, зона (город,
область, регион, район)
|
Повышенная экологическая опасность (угрозы здоровью человека,
животному и растительному миру)
|
Хронический повышенный уровень загрязнения окружающей природной
среды
|
Дефицит пресной воды, снижение плодородия почв, истощение
растительности, исчезновение (оскудение) видов животных, повышенная
заболеваемость населения
|
Порядок установления и объявления режима чрезвычайных ситуаций на таких территориях регулируется федеральным законодательством [2]. Оценка экологических рисков заключается в выявлении и анализе вероятности наступления определённых неблагоприятных для окружающей природной среды событий и позволяет на основе количественных и качественных характеристик осуществить прогнозирование, предупреждение или их минимизацию [3]. Алгоритм управления экологическими рисками в рамках осуществления производственной деятельности промышленных предприятий представлен на рисунке 1.
4.
Сбор информации о финансово-экономической деятельности компании
|
Рисунок 1 – Алгоритм оценки и управления экологическими рисками промышленной компании
Источник: составлено авторами по: [17; 24].
Необходимость оценки экологического риска возникает в связи с появлением источников неопределённости и факторов риска на разных производственных стадиях жизненного цикла продукции и окружающей среды, приведённых в таблице 5.
Таблица 5 – Факторы возникновения экологических рисков
Причины
возникновения
|
Экологические риски
|
Отсутствие
определенных данных, систематизации и упрощения данных, а также
недостаточностью познаний
|
Применение
устаревших и неактуальных моделей и технологий
|
Отсутствие
понимания причинно-следственных взаимодействий, отсутствие подкрепления
действий научной теорией
| |
Отсутствие
или недостаточная развитость научной теории, описывающей поведение вновь
синтезируемых химических веществ
| |
Недостоверность
экспериментальных данных, сложность полевого мониторинга
|
Большое
количество химических параметров оценки состояния окружающей среды
|
Трансформация
и миграция загрязняющих веществ
| |
Недостаточность
данных, их временная и пространственная отрывочность
|
Локальные
и региональные экологические риски
|
Недостаточность
информации о токсикологических данных при их экстраполяции от животных к
человеку
| |
Необходимость
допущений при анализе экологического риска и чувствительности результатов
|
Единого, общепринятого инструментария управления экологическими рисками на данный момент не существует. В таблице 6 приведён ряд методов, позволяющих предприятиям разрабатывать и корректировать экологическую стратегию в зависимости от отраслевой специфики производства.
Таблица 6 – Методы управления экологическими рисками в зависимости от выбранной стратегии компании
Методы
управления экологическими рисками |
Потенциальный эколого-экономический
ущерб
|
Стратегия действий
компании |
Принятие (сохранение)
риска
|
Низкий
|
Отсутствие экологических
мероприятий
|
Передача участникам
проекта
|
Средний
|
Риски полностью / частично
перераспределяется на других участников проекта (поставщиков, покупателей)
|
Страхование риска на
институциональном уровне
|
Высокий
|
Риск передается страховым,
банковским и иным финансово-кредитным институтам
|
Самострахование
|
Низкий
|
Создание резервных фондов
средств как источника компенсационных выплат
|
Распределение риска
|
Высокий
|
Распределение собственных
экологических рисков между различными сторонами (партнерами по бизнесу,
финансовыми институтами, государством)
|
Снижение вероятности
экологического возникновения события
|
Средний
|
Разработка стратегии,
основанной на анализе и прогностической функции в развитии экологической
ситуации
|
Локализация риска
|
Средний
|
Возможно в случае
определения источника риска
|
Избежание риска
|
Высокий
|
Уменьшение вероятности
наступления риска и уменьшения эколого-экономического ущерба
|
Включение оценки риска в
общую систему управления компанией
|
Высокий
|
Разработка программы
мероприятий по минимизации экологических рисков
|
Развитие «умного»
прогнозирования и ликвидации чрезвычайных ситуаций и природных катастроф
|
Высокий
|
Оценка вероятности
возникновения различных рисков и угроз, разработка наиболее эффективных
сценариев их устранения в реальном режиме времени при помощи алгоритмов
искусственного интеллекта
|
Реализация указанных методов управления экологическими рисками основана на следующих принципах: своевременность, комплексность, законность, непрерывность, обоснованность, экономическая целесообразность и сопоставимость возможного эколого-экономического ущерба (ЭЭУ) и затрат на обеспечение экологической безопасности предприятия, централизованность и совершенствование системы управления.
Размер ЭЭУ вследствие нанесения вреда окружающей среде в связи с выбросами загрязняющих веществ можно рассчитать по следующей формуле [3]:
ЭЭУ = ∑Вi ∗∑Квi ∗KЗj ∗Пст, (1)
где ЭЭУ – величина эколого-экономического ущерба, руб. / год;
∑Вi – суммарные выбросы по i-ому загрязняющему веществу;
Квi – показатель восстановления различных примесей до моно-загрязняющих веществ;
KЗj – показатель, учитывающий особенности j-ой территории, которая подвергается загрязнению;
Пст – ставка платы за загрязнение окружающей среды, руб. / год.
Метод обобщенных косвенных позволяет рассчитать ЭЭУ ущерб по следующей формуле:
ЭЭУ = Кэ * Бст * ∑Мзвi, (2)
где ЭЭУ – эколого-экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, руб./год;
Кэ – коэффициент экологической обстановки территории;
Бст – базовая ставка платы за загрязнения окружающей среды, руб./т. Рассчитывается исходя из годового ставки платы за негативное воздействие от выбросов вредных веществ, сбросов и утилизации отходов;
∑Мзвi – суммарная масса i-ого загрязняющего вещества, выбрасываемого в окружающую среду, т.
В течение 2023 года в РФ действует сбор за вред, причинённый экологической обстановке. Порядок расчёта платежей, сроки и формы представления в Росприроднадзор не претерпели изменений.
В странах ЕС и США экономический ущерб от загрязнения окружающей среды рассчитывается как размер экологической компенсации следующим образом [4]:
EC = PI *N *R *S *LF, (3)
ЕС – размер экологической компенсации в национальной валюте;
PI – индекс загрязнения отрасли, [б/р];
N – количество дней нарушения, дней;
R – поправочный коэффициент (от 100 до 500);
S – коэффициент масштаба деятельности компаний (0,5 – для малых предприятий; 1,0 – для средних компаний; 1,5 – для крупных предприятий);
LF – коэффициент местоположения.
Индекс загрязнения PI определяется следующим образом: 60-100 – красная зона; 41-59 – оранжевая зона; 21-40 – «зелёная» зона. Таким образом, в целях сохранения единообразия в оценке экологического ущерба усредненный индекс загрязнения составляет 80, 50 и 30 для красной, оранжевой и «зелёной» категорий отраслей экономики соответственно.
В связи с недостаточностью результативности существующих мер и несоразмерностью административных штрафов за причинённый ЭЭУ, в законодательное поле РФ введено такое понятие, как экологическое страхование [22]. Экологическое страхование представляет собой совокупность различных способов страхования экологических рисков и угроз в целях обеспечения страховой защиты в случае причинения ЭЭУ в результате сверхнормативного загрязнения окружающей среды.
Согласно ст. 18 федерального закона [5] выделяется следующие виды экологического страхования, представленные в таблице 7.
Таблица 7 – Виды экологического страхования
Вид
экологического страхования
|
Специфика
|
Положительные
последствия |
Добровольное
|
Открытый характер,
ненормированное со стороны государства
|
Улучшение репутации компании, повышение конкурентоспособности и
инвестиционной привлекательности
|
Принудительное
|
Обязательность для
предприятий с высоким уровнем опасности
|
Заключение договора страхования на каждый опасный объект с
минимальным сроком 1 год. Отсутствие такого страхование исключает объект из
эксплуатации
|
Экологическое страхование несёт положительные последствия в целях обеспечения институциональной поддержки политики ресурсо- и энергосбережению, обеспечивает финансовые гарантии возмещения причинённого ЭЭУ. На рисунке 2 представлена зависимость затрат на снижение негативных последствий экологического риска и экологическое страхование.
Затраты,
млн. руб.
|
Оптимальные
затраты на экологию
Рисунок 2 – Динамика затрат на снижение экологического риска и экологическое страхование
Источник: [10].
В настоящее время большинство отечественных компаний реализуют принципы «зелёной» трансформации. Наиболее ярким примером является экосистема ПАО «Сбербанк России», реализующей климатическую стратегию развития до 2023 года (см. таблицу 8).
Таблица 8 – Мероприятия по ESG-трансформации экосистемы «Сбербанк»
Направление
экологических инновационных мероприятий
|
Ожидаемые последствия
|
Дифференциация клиентов
на основе ESG-рисков
|
Вариаций условий для
клиентов в зависимости от выполнения ими экологических требований
|
Раздельный сбор отходов
для последующей утилизации , в т.ч. банковских карт
|
Снижение количества
отходов
|
Радикальное сокращение
применение бумаги
|
Исключение бумажных
носителей в бизнес-процессах
|
Принятие климатической стратегии
до 2023 года
|
Снижение экологического и
углеродного следа
|
Установление экологически
нейтральной деятельности к 2030 году
|
Нулевые выбросы СО2
|
Внедрение системы
телеметрии и удаленного управления энергопотреблением, датчиков движения
|
Повышение
энергоэффективности деятельности
|
Инвестирование в «зелёную»
энергетику
| |
Внедрение возобновляемыех
источников энергии (солнечных электростанций)
| |
Политика ответственного
финансирования как ключевое направление ESG-трансформации (экологическое, социальное и корпоративное
управление)
|
Экономическое воздействие на политику
других компаний в рамках экологической политики
|
Реализация устойчивой
кредитной политики в целях улучшения экологических, социальных и
управленческих практик клиентов (ESG-трансформации)
|
Предоставление
системы ESG кредитов, а
также «зелёных» кредитов, направленных на реализацию «зелёных» проектов
|
Внедрение «зелёных»
облигаций
|
Направление средств на погашение
кредитов, выданных на строительство возобновляемых источников энергии
|
Внедрение «зелёных»
сертификатов с применением блокчейн-платформы
|
Происхождение энергии из возобновляемых источников
энергии
|
В процессе достижения климатической нейтральности операционной деятельности и нулевых выбросов к 2030 году Сбербанком принята программа уменьшения различных выбросов (таблица 9).
Таблица 9 – Прогноз сокращения объемов углеродного следа экосистемы «Сбербанк»
Выбросы от сжигания
стационарного и мобильного топлива из источников, принадлежащих или
контролируемых «Сбер»
(1 охват) – 2023 год |
Косвенные выбросы
от потребления приобретенных электроэнергии и тепла
(2 охват) – 2023 год |
Углеродный след
(планируемое сокращение к 2030 г. суммарно по 1 и 2 охвату) |
-5%/127 тыс. тонн CO2 | -15%/384 тыс. тонн CO2 | 0% CO2 |
Концепция «зелёных» облигаций ПАО «Сбербанк» базируется на на принципах «зелёных» политики итальянской компании ICMA [6] (уровень соответствия – GR1 (высший), выпуск облигаций верифицирован третьей независимой стороной.
Применяемая при этом система блокчейн-платформы позволяет объединить всех участников энергогенерирующего рынка в единую систему, что существенно ускоряет и упрощает сбор, систематизацию и обработку информации; гарантирует подлинность «зелёных» сертификатов; обеспечивает безопасность сделок; позволяет снизить риски предоставления недостоверной отчетности.
В странах наиболее уязвимых к изменению климата, таких как Боливия, Египет, Македония, Армения, Киргизия [7], возникает острая необходимость количественной оценки негативного воздействия изменения климата на окружающую среду и принятие адекватных экологических решений [16]. Решение проблемы количественной оценки изменения климата и обоснование методов расчёта экологических рисков осуществляется сетью мониторинга «GLORIA» [8] (пер. с англ. инициатива по исследованиям и глобальному мониторингу альпийской среды). Указанная организация производит оценку изменений биосреды в условиях высокогорных районов в целях внедрения оперативного, долгосрочного наблюдения, позволяющего получать достоверные и своевременные данные об альпийском биоме в рамках изменения климата. Ключевая задача – определение совокупности индикаторов воздействия изменения климата на окружающую среду и более точная оценка экологических рисков.
Примером формирования «зелёной» экономики на общегосударственном уровне является Япония, реализующая с 1999 года индустриальную экологическую модель «замкнутого цикла», позволившую создать симбиоз экономики и экологии как новый фактор устойчивого экономического роста [2]. Экономика «замкнутого цикла» подразумевает связь с «политикой 3R» (сокращение количества отходов, повторное использование различных частей и компонентов товара, повторное использование остатков продуктов в качестве сырья) [1]. Государственная «зелёная» политика Японии направлена на реализацию рациональных мер по защите окружающей среды и эффективное использование природных ресурсов. Это означает повсеместное включение в бизнес-практику мероприятий по сохранению природных ресурсов и экологической целостности, что является основой для создания новой рыночной стоимости продукции, товаров и услуг.
Япония является одной из стран, показывающих наилучшие результаты на пути к развитию «зелёной» политики. К примеру, в рейтинге стран по глобальному индексу «зелёной» экономики в 2016 г. Япония заняла 9 место, однако за 2022 год – 12 место. Следует отметить, что это первая в рейтинге неевропейская страна. На государственном уровне в Японии осуществлена модернизация транспортных систем, внедрение «умного» и экологического транспорта, производство биотоплива, разработка различных инновационных низкоуглеродных технологий, что позволило добиться сокращения выбросов в к 2030 году по сравнению с 2013 годом в размере 26 % [20].
Экспертами в сфере экологии из Йельского университета была произведена оценка 180 стран (мировых экономик) по 32-м критериям, включая качество питьевой воды, годовой объем выбросов в атмосферу вредных веществ, а также уровень электрификации личного и общественного транспорта [9], исходя из максимального количества баллов, равного 100. В таблице 10 представлен фрагмент рейтинга стран по «зелёной» экономике за 2022 год.
Таблица 10 – Фрагмент рейтинга стран по «зелёной» экономике за 2022 год, построенный по 32-м критериям
Место в рейтинге
|
Страна
|
Количество баллов
|
1
|
Дания
|
82,5
|
2
|
Люксембург
|
82,3
|
3
|
Швейцария
|
81,5
|
4
|
Великобритания
|
81,3
|
5
|
Франция
|
80,0
|
6
|
Австрия
|
79,6
|
7
|
Финляндия
|
78,9
|
8
|
Швеция
|
78,7
|
9
|
Норвегия
|
77,7
|
10
|
Германия
|
77,2
|
11
|
Нидерланды
|
75,3
|
12
|
Япония
|
75,1
|
13
|
Австралия
|
74,9
|
…
|
|
|
17
|
Исландия
|
72,3
|
18
|
Словения
|
72,0
|
19
|
Новая Зеландия
|
71,3
|
…
|
|
|
28
|
Южная Корея
|
66,5
|
…
|
|
|
39
|
Сингапур
|
68,1
|
…
|
|
|
58
|
Российская Федерация
|
50,5
|
Источник: составлено авторами по: Инфографика: 40 самых «зелёных» стран мира. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru/articles/infografika-40-samykh-zelenykh-stran-mira-id653357/ (дата обращения 09.04.2023).
Россия занимает 58-е место в указанном рейтинге, что свидетельствует о том, что реализация перспективных идей и направлений «зеленой» трансформации требует времени определённых мер по совершенствованию и регулированию.
Основные выводы
Проведённое исследование показывает, что за рубежом реализуется стратегия предотвращения экологических рисков и улучшения экологического благосостояния, концентрация усилий на построении «зелёной» экономики в целях сохранения природы и качества жизни человеческого общества, проводится императивная оценка экологического ущерба и связанных с ним рисков как один из обязательных этапов оценки стоимости недвижимости, социально-экономической эффективности инвестиционных проектов, а также кредитоспособности [24].
Отечественная практика предотвращения и минимизации экологических рисков включает набор перспективных направлений, позволяющих снизить негативное влияние на окружающую среду, перейти на принципы «зелёной» экономики и реализацию проектов по смягчению последствий изменения климата. Внедрение «зелёной» политики РФ в государственный аппарат является новым, магистральным направлением, требующим решения и регулирования определённых экономико-правовых проблем и коллизий.
В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о необходимости учёта специфики региональных экологических рисков России в процессе разработки и реализации экологической стратегии компаний [4].
[1]Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://study.garant.ru/#/document/12125267/ (дата обращения: 29.03.2023).
[2]Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Об охране окружающей среды. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12125350/paragraph/186816/doclist/164/showentries/0/highlight/7-фз%20от%2010.01.2002%20об%20охране%20окружающей%20среды:2 (дата обращения 13.04.2023).
[3]Расчет экологического ущерба от загрязнения окружающей среды. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //vyvoz.org/blog/raschet-ekologicheskogo-ushcherba-ot-zagryazneniya-okruzhayushchey-sredy/ (дата обращения 09.04.2023).
[4]Расчет экологического ущерба от загрязнения окружающей среды. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //vyvoz.org/blog/raschet-ekologicheskogo-ushcherba-ot-zagryazneniya-okruzhayushchey-sredy/ (дата обращения 09.04.2023 г.).
[5]Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022 г.) «Об охране окружающей среды. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12125350/paragraph/186816/doclist/164/showentries/0/highlight/7-фз%20от%2010.01.2002%20об%20охране%20окружающей%20среды:2 (дата обращения 13.04.2023).
[6]ICMA в России. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://icmaspa.ru/ (дата обращения 14.04.2023).
[7]Страны, наиболее уязвимые к изменению климата. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rate1.com.ua/ru/tourism/countries/de9c1bc2/страны-наиболее-уязвимые-к-изменению-климата (дата обращения 10.04.2023).
[8]Global Observation Research Initiative in Alpine Environments. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: https://www.slf.ch/en/projects/gloria.html (дата обращения 15.04.2023)
[9]Инфографика: 40 самых «зелёных» стран мира. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru/articles/infografika-40-samykh-zelenykh-stran-mira-id653357/ (дата обращения 09.04.2023).
Источники:
2. Александров Г.А., Вякина И.В., Скворцова Г.Г. Экономика, предпринимательство и право. , 2022. – 573-586 c.
3. Андреев А.Ю., Андреев. Ю.А. Оценка рисков распространения экологических последствий лесных низовых пожаров // Сибирский пожарно-спасательный вестник. – 2019. – № 3(14). – c. 19-22.
4. Архипова Л.С., Григорьян М.Э. Региональные особенности экологической безопасности в Центральной России // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1211-1228. – doi: 10.18334/eo.9.2.40526.
5. Арутюнян М.П. Экологические риски глобального мира и задачи «экологизации» образования // Власть и управление на Востоке России. – 2017. – № 2 (79). – c. 158-164.
6. Астафьева О.В. Актуальность и особенности внедрения экологического менеджмента в сфере благоустройства муниципального образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3177-3192. – doi: 10.18334/epp.10.12.111346.
7. Воронцова О.В. К вопросу об экологическом риске и судебном правоприменении // Вестник. Государство и право. – 2018. – № 25. – c. 81-85.
8. Ганебных Е.В., Гурова Е.С., Алцыбеева И.Г. От бережливого производства к экологическому управлению // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1393-1402. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41213.
9. Геворкян А.А. Анализ и оценка факторов, влияющих на деятельность российских коммерческих банков по формированию ресурсной базы // Управление экономическими системами. – 2015. – № 1(73). – c. 13.
10. Городнова Н.В. Государственный риск-менеджмент. [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/44102 (дата обращения: 15.04.2023).
11. Городнова Н.В., Соколов С.А. Практическая реализация концепции Smart City в Российской Федерации: анализ современного состояния и перспектив // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1439-1456. – doi: 10.18334/epp.11.6.112151.
12. Земсков В.В. Экологические риски и корпоративная концепция устойчивого развития // Финансовая жизнь. – 2021. – № 4. – c. 24-28.
13. Каменик Л.Л. Эколого-экономическая сбалансированность – стратегия управления инновационным развитием общества XXI века // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 25-38. – doi: 10.18334/vinec.8.1.38866.
14. Кумова Д.С., Кумова С., Березюк М. В. Экологическое страхование // Система управления экологической безопасностью: сборник трудов XIV международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 20-21 мая 2020 г.) включает статьи, посвященные различным теоретическим и практическим аспектам экологической безопасности. – Екатеринбург: УрФУ. Екатеринбург, 2020. – c. 94-98.
15. Кучер Д.Е., Харченко С.Г. Применение принципа предосторожности а оценке и управлении экологическими рисками // Экология и промышленность России. – 2022. – № 7. – c. 62-67.
16. Левизов А. С. Зарубежный опыт работы с экологическими проблемами в контуре устойчивого развития территорий // Бюллетень науки и практики. – 2022. – № 6. – c. 142-151.
17. Матвеева А. А. Управление рисками для обеспечения экологической безопасности на предприятиях // Природные системы и ресурсы. – 2018. – № 3.
18. Монгуш Б.С. Сущность и содержание понятия «эколого-экономический риск» // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 11. – c. 140-143.
19. Новикова Е.В. Экологическая безопасность: современные правовые подходы к управлению рисками // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2018. – № 6. – c. 44-66.
20. Подоба З.С. Энергетическая стратегия и переход к зелёной энергетике в Японии // Японские исследования. – 2021. – № 1. – c. 6-24. – doi: 10.24412/2500-2872-2021-1-6-24.
21. Проценко М.В. Экологическая безопасность и экологические риски // Вестник магистратуры. – 2018. – № 1-3 (76).
22. Раков И.Д. Особенности эколого-экономического законодательства субъектов РФ в области водопользования // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 1. – c. 31-43. – doi: 10.18334/epp.9.1.40682.
23. Рыкун А., Черникова Д., Сухушина Е., Березкин А. Измерение качества жизни в городах: возможности индексного подхода // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – № 2. – c. 283-298.
24. Сергиенко О.В. Экономические, экологические и социальные факторы в антикризисной стратегии сельского хозяйства в условиях новых качеств глобальной экономической среды // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 1. – c. 121-136. – doi: 10.18334/ppib.10.1.116953.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:35:20