Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России

Городнова Н.В.1, Домников А.Ю.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 12, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать:
Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 2. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.

Аннотация:
В условиях антироссийских санкций особую важность приобретает проблема сохранения экономической безопасности страны в целом, и нормальное функционирование внешнего и внутреннего рынков, в частности. В этой связи проблема изменения принципов регулирования внешнеэкономической деятельности России приобретает еще большую актуальность. В работе анализируются экономико-правовые и исторические аспекты государственного регулирования ВЭД, текущая ситуация, складывающаяся на внешнем экономическом контуре России, а также негативные и позитивные последствия выхода нашей страны из ВТО. Научная новизна состоит в моделировании экономико-правовой системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ в рамках таможенного союза в условиях финансовых санкций, а также в развитии понятийно-категориального аппарата в данной сфере. Сделан вывод о целостности, логической выстроенности, законодательной оформленности системы регулирования ВЭД в РФ, ее способности оперативно и адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде. Результаты работы будут полезными для представителей органов государственной власти, включая таможенную службу, предпринимателей, осуществляющих внешнеторговую деятельность, а также специалистов, занимающихся научными исследованиями в сфере управления внешнеэкономической деятельностью.

Ключевые слова: финансовые санкции, внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, таможенное регулирование, риски, Всемирная торговая организация, Евразийский экономический союз, импортозамещение

JEL-классификация: F13, F15, F51



Введение

Актуальность темы исследования. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) играет значительную, а иногда и ключевую роль в развитии экономики любого государства, поэтому регулирование ВЭД является одной из важных функций законодательных и исполнительных органов государственной власти. Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой осуществления экономической деятельности в промышленно развитых и новых индустриальных странах. Мировой опыт показывает, что в развитых странах отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, при этом высшие законодательные органы (парламент, национальное собрание, конгресс) определяют вектор внешнеэкономической государственной политики, принимают законы о регулировании внешней торговли, осуществляют ратификацию международных договоров.

Изучение эффективности функционирования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности определяется необходимостью решения конкретных проблем в процессе совершенствования регулирования ВЭД России в условиях финансовых санкций. в условиях финансовых санкций необходим поиск новых детерминант в стратегии государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также реализация политики импортозамещения в современных экономических условиях. Данное исследование в перспективе позволит разработать целостную модель осуществления ВЭД, основные принципы которой остаются неизменными в любой рыночной системе хозяйствования, а также выработать рекомендации по ее совершенствованию в условиях вызовов и угроз.

Цель работы – анализ влияния финансовых санкций на принятия решений в системе государственного регулирования ВЭД России.

Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:

1) исследование экономико-правовых основ государственного регулирования ВЭД Российской Федерации;

2) систематизация и развитие понятийно-категориального аппарата регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности;

3) определение основных факторов и детерминант, оказывающих решающее влияние на развитие системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях финансово-экономических санкций;

4) прогнозирование возможных последствий выхода России из ВТО.

Объект исследования – внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность России.

Предметом исследования является система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России в условиях финансовых санкций.

Научная новизна заключается в систематизации и моделировании экономико-правовой системы регулирования ВЭД в России в условиях финансовых санкций, в том числе в рамках таможенного союза (ЕАЭС), а также развитии понятийно-категориального аппарата, связанного с государственным регулированием ВЭД.

Научная гипотеза – законодательно принятое решение о выходе России из ВТО повлечет за собой как негативные, так и позитивные последствия, являющиеся импульсом для реализации государственной политики импортозамещения.

Теоретическая и практическая значимость заключается в определении исторических и экономико-правовых аспектов формирования системы государственного регулирования ВЭД, выделении структурных элементов, объектов и субъектов, уровней, методов и инструментов регулирования, отдельных подсистем и особых режимов регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе в рамках ЕАЭС, а также состоит в прогнозировании экономических последствий выхода РФ из членства в ВТО в рамках таможенного союза ЕАЭС.

Сделан вывод о целостности, логической выстроенности, законодательной оформленности системы регулирования ВЭД в РФ, ее способности оперативно и адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.

Основная часть.

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) в данной работе следует понимать особую отрасль хозяйственной деятельности, осуществляемой в производственно-технологической и научно-технической сферах, а также экспортно-импортные операции, позволяющие вывести продукцию отечественных производителей на международные рынки сбыта.

Необходимость реализации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана как в экономической теории, так и нашла свое подтверждение в практике ведения бизнеса в экономически развитых и новых индустриальных странах.

Под системой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности авторы статьи понимают комплекс экономико-правовых и управленческих мер, осуществляемых государством, в целях создания благоприятных условий и предпосылок для экономических субъектов, реализующих внешнеэкономическую деятельность, обеспечивая тем самым финансово-экономическую поддержку, государственные гарантии и правовую защищенность на внешнем и внутреннем рынках. Указанные меры нацелены на эффективную реализацию готовой продукции на внешнем рынке, создание положительного внешнеторгового баланса страны, обеспечение национальной и экономической безопасности российской экономики, а также совершенствование процедур экспортно-импортных операций по реализации продукции, услуг и результатов интеллектуальной деятельности [7].

Основными целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются [17]:

1) обеспечение приоритета национальных экономических интересов России в мировой торговле;

2) формирование благоприятного правового режима в рамках действующего отечественного и зарубежного законодательства осуществления ВЭД как за пределами России, так на внутреннем рынке;

3) формирование условий и предпосылок в целях финансово-экономического стимулирования внешнеторговых операций и увеличения валютной выручки [14];

4) создание условий для повышения эффективности внешнеторговой деятельности экономических субъектов;

5) координация участия России в условиях мирового рынка в международном распределении труда;

6) выход страны на новые товарные рынки конкурентоспособной наукоемкой отечественной продукции;

7) совершенствование структуры внешнеторговой деятельности посредством увеличения удельного веса в экспортных операциях доли машиностроительной и иной технической продукции, разрабатываемой на базе результатов интеллектуальной деятельности [13];

8) оказание содействия отечественным производителям в форме юридического и информационного консультирования;

9) государственный мониторинг сохранения стабильного положительного сальдо во внешнеторговом балансе [2];

В таблице 1 приведена краткая характеристика этапов формирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России.

Таблица 1 – Основные этапы создания системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) Российской Федерации [1]

Table 1 – The main stages in the creation of a system of state regulation of foreign trade activities (FTA) of the Russian Federation


п/п
Временной период
Этап формирования государственной системы регулирования ВТД
Примечания
1
До 1917 года
Дореволюционный период
Реализация принципов свободной торговли России через Министерство финансов (осуществление таможенной политики) и Министерство торговли и промышленности (внешнеторговый оборот и торговое мореплавание)
2
1918-1921 гг.
Введение государственной монополии на осуществление внешней торговли
Принятие декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 22.04.2018 г. «О национализации внешней торговли»
3
1921-1927 гг.
Реализация новой экономической политики (НЭП)
По решению X съезда РКП (б) от 15.03.1921 г. экономическим субъектам предоставляется возможность участия во внешнеторговой деятельности через специальных экспортеров
4
1928-1978 гг.
Ведение планового народного хозяйства
Решением V Всесоюзного съезда советов 20-28 мая 1929 г. вводятся пятилетние планы развития экономики Советского Союза
5
1979-1986 гг.
Повышение роли внешнеторговых объединений
Постановление Совета Министров СССР № 416 от 31.05.1978 г. «О порядке и сроках, входящие в систему министерства внешней торговли».
6
1986-1991 гг.
Поздний советский период
Постановление Совета Министров № 1405 от 02.12.1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций»
7
1991-2001 гг.
Переходный этап к государственному регулированию внешнеторговой деятельности России
Указом Президента РСФСР № 213 от 15.11.1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» отменена государственная монополия внешней торговли.
Постановление Правительства РФ № 1102 от 02.11.1993 г. «О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности».
Подписание договора от 10.10.2000 г. «Об учреждении Евразийского экономического сообщества», образование таможенного союза между РФ, Республиками Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
8
2001-2012 гг.
Подготовительный этап к вступлению России в Всемирную торговую организацию (ВТО)
Распоряжение Правительства РФ № 1054-р от 08.08.2001 г. «О плане мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации»
9
2012 г. – по настоящее время
Реализация системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях членства РФ в интеграционных торговых образованиях
Вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) 22.08.2012 г.
Постановление правительства РФ от 15.04.2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (изм. 31.03.2021 г.) [2].

На сегодняшний день Всемирная торговая организация (World Trade Organization, WTO) является одной из наиболее влиятельных организаций в сфере международной торговли. ВТО активным образом расширяет свое влияние на систему управления обменом товарами и услугами, а также на мировое распределение труда. К текущему моменту до 98% всей мировой торговли осуществляется по принципам ВТО [3]. В этой связи вступление России в ВТО означало заключение контракта, включающего 57 соглашений, гарантирующего исключение какую-либо дискриминации российской экспортной продукции.

К основным принципам деятельности ВТО можно отнести следующие:

1) осуществление беспрепятственной международной торговли в режиме наибольшего экономического благоприятствования, единого для всех стран, исключая криминальные и незаконные схемы и механизмы торговли [15];

2) ясные и четкие правила торговли для всех участников экономических отношений, в том числе отдельных компаний, организаций и предпринимателей;

3) снятие нетарифных барьеров и торговых ограничений, реализация политики протекционизма исключительно за счет тарифных инструментов государственного регулирования [7];

4) прогрессивное снижение ставок таможенных пошлин в рамках проведения многосторонних переговоров между странами [7];

5) решение споров в рамках взаимно согласованной нормативно-правовой базы, обеспечение тем самым сторонам равных прав и возможностей;

6) предотвращение торговых войн [6].

Вступление Российской Федерации в ВТО призвано было решить для нашей страны следующие задачи:

1) улучшение имиджа России на глобальных рынках, получение статуса полноправного участника всех процессов международной торговли;

2) доступ для российской продукции к зарубежным рынкам и улучшение финансово-экономических условий ведения торговли;

3) полноправное участие России в процессах разработки международных правил ведения торговли, что позволило бы отстаивать национальные экономические интересы [16];

4) повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;

5) получение возможности разрешения торговых споров в рамках механизмов международного права;

6) привлечение иностранных инвестиционных ресурсов и формирование благоприятного инвестиционного климата [20];

7) упрощение доступа российских инвестиций на рынки стран-участниц ВТО.

Одним из основных обязательных условий вступления страны в ВТО является приведение национальной законодательной базы в сфере таможенных тарифов и пошлин в полное соответствие с требованиями данной организации. Период трансформации российской экономики и приведение ее к стандартам ВТО составил более семи лет (2012-2019 гг.). В течение 2013 года, как и прогнозировалось, в российскую экономику отмечается заметный приток иностранных инвестиций, рост которого по сравнению с 2012 годом составил около 10% [4], причем, прямых инвестиций более, чем 30% [5]. Затем произошел геополитический кризис, повлекший установление антироссийских санкций, а также резкое падение цен на 20% экспортируемое Россией углеводородное сырье [6].

Одно из позитивных последствий вступления России в ВТО является отмена протекционистских мер в отношении российских экспортеров. Так, в ноябре 2012 года Конгресс США отменил знаменитую поправку Джексона-Вэника, действующую с 1974 года и запрещавшую предоставлять сначала СССР, а затем и РФ режим наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли [7]. Это позволило России на короткое время получить доступ к передовому опыту в сфере высоких технологий на равных условиях. Кроме того, вступление РФ в ВТО способствовало интеграции страны в мировую экономику и получить право отстаивания национальных интересов. Примером является подача Правительством РФ в апреле 2014 года иска, оспаривающего приводящего к дискриминации российского газа, принятый ЕС «Третий энергетический пакет» в газовой сфере [8].

К сожалению, существенных результатов членство России во Всемирной торговой организации не принесло. Это объясняется, в первую очередь, приоритетом экспорта нефти, природного газа, древесины и другого сырья, и низкой долей экспорта инновационных товаров (включая машины, оборудование и транспортные средства, химическую промышленность) с высокой добавленной стоимостью [6, 8]. Отмечается сокращение показателей экспорта в категории «металлы и драгоценные камни», вызванное снижением общемировых цен на золото [9].

В условиях беспрецедентного давления на Россию со стороны зарубежных партнеров 21 марта 2022 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о выходе России из ВТО [10]. Основным негативным последствием такого решения может стать резкий рост цен для конечного отечественного потребителя и запуск серьезных инфляционных процессов в экономике страны вследствие существенного повышения таможенных пошлин. По прогнозам экспертов, размер экспортных пошлин может возрасти в 7 раз (с 5%, как участника режима наибольшего экономического благоприятствования, до 35%) [11]. Так же экспертами прогнозируется резкий отток с российского рынка иностранных компаний по причине возросшей нестабильности и непредсказуемости условий ведения внешнеэкономической деятельности.

Экономические последствия выхода России из ВТО можно разделить на три основных направления:

1. Появление «эффекта перелива», то есть возникновение негативных последствий на связанных с Россией рынках, объединенных единой таможенной территорией в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По данным Евразийской экономической комиссии при ЕАЭС объемы внешней торговли товарами ЕАЭС со странами вне ЕАЭС за 2021 год составляют 844,2 млрд. долл. США, включая экспорт – 525,7 млрд. долл. США, импорт – 318,5 млрд. долл. В сравнении с 2020 годом торговый оборот увеличился на 219,6 млрд. долл. (рост на 35,1%), экспорт – на 160,9 млрд. долл. (44,1%), импорт – на 58,7 млрд. долл. (22,6%). Внешнеторговый оборот 2019 года превышен на 108,4 млрд. долл. (14,7%) [12].

Увеличение объемов экспорта товаров в страны вне ЕАЭС по сравнению с 2020 годом произошло за счет роста экспортных поставок из Беларуси на 47,8%, РФ – на 47%, Казахстана – на 25,8%, Армении – на 16,8%. Повышение объемов импорта за указанный год, в основном, за счет роста закупок в Кыргызстане – на 60,6%. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли ЕАЭС в 2021 году составила 14,6% [13].

2. Возникновение «мультипликативного эффекта» вследствие изъятия зарубежных инвестиций из частного сектора экономики России, установление ограничений на трансграничное оказание услуг и дискриминационный режим в форме неравноправных условий в отношении объектов интеллектуальной собственности [14].

3. Дополнительная эскалация создания ответных мер со стороны западных партнеров, и как следствие, принятие РФ в рамках политики протекционизма зеркальных мер по повышению импортных таможенных пошлин. Данный негативный факт может быть компенсирован ростом торгового оборота с Китаем [3], который на 2021 год составлял 140,407 млрд долл. США, что выше на 35,33% по сравнению с 2020 годом [15].

Соединение указанных негативных последствий беспрецедентного решения России влекут за собой и беспрецедентные по своим последствиям и риски. С другой стороны, обозначенные изменения могут принести большую прибыль в федеральный бюджет вследствие изменения импортных пошлин, а также увеличения отпускных цен на товары и ресурсы, которые поставлялись Россией по ценам ВТО. К примеру, средневзвешенная ставка импортной пошлины снизилась с 5,22% в 2016 году до 4,49% в 2020 году, и, как следствие, серьезные потери федерального бюджета, исчисляемые сотнями миллиардами рублей [19], при том, что за обозначенный период внешнеторговый оборот РФ увеличился на 43%, объемы экспорта – на 48,6%, импорта – на 34,2% [16].

Регулирование ВЭД представляет собой сложную динамическую многоэлементную систему и на теоретическом уровне единого определения понятия «внешнеэкономическая деятельность» на сегодняшний день не существует. Законодательное поле РФ под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность по осуществлению всего многообразия операций и сделок в сфере внешней торговли товарами, услугами, информацией и объектами интеллектуальной собственности [17].

Дефиниция «внешнеэкономическая деятельность» приведена в тексте федерального закона «Об экспортном контроле». Это внешнеторговая, инвестиционная и иные виды деятельности, включающие производственную кооперацию, в сфере международного обмена товарами, информацией, работами, различного рода услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [18]. С правовой точки зрения, процесс порождения, изменения или прекращения прав и обязанностей понимается, как сделка, что позволяет трактовать понятие «внешнеэкономическая деятельность» как обособленную систему хозяйственных отношений, базирующуюся на самостоятельном понятийно-категориальном аппарате и специфической правовой методологической основе заключения сделок.

Внешнеторговая деятельность – это предпринимательская деятельность по осуществлению сделок в сфере внешней торговли товарами, услугами, информацией и объектами интеллектуальной собственности. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается, прежде всего, на статьях Конституции РФ и осуществляется в соответствии требованиями федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также подписанными международными соглашениями и договорами РФ [12].

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в целях обеспечения благоприятных финансово-экономических условий для реализации эффективной внешнеторговой деятельности, защиты политических и экономических интересов РФ, а также обеспечения национальной и экономической безопасности страны.

С точки зрения объектов управления, модель системы регулирования внешнеэкономической деятельности РФ включает в себя следующие компоненты и детерминанты, представленные на рисунке.

Подпись: Льготы по уплате налогов Подпись: Льготы по уплате сборов Подпись: Запреты и ограничения Подпись: Таможенные процедуры Подпись: Импортные операции Подпись: Экспортные операции Подпись: Льготы по уплате пошлин Подпись: Торговля, интеграция, техническое регулирование и таможенное сотрудничество

Рисунок – Модельное представление системы регулирования внешнеэкономической деятельности

Figure – The modeling of the system of regulation of foreign economic activity

Источники: Составлено авторами по: Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/72005502/paragraph/1/doclist/574/showentries/0/highlight/о%20таможенном%20регулировании:1 (дата обращения 20.04.2022 г.); Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12133486/paragraph/26727/doclist/780/showentries/0/highlight/Об%20основах%20государственного%20регулирования%20внешнеторговой%20деятельности:1 (дата обращения 18.04.2022 г.); Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71652992/paragraph/6419/doclist/38/showentries/0/highlight/таможенный%20кодекс%20еаэс:1 (дата обращения 27.04.2022 г.); Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) при ЕАЭС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2021/12.aspx (дата обращения 27.04.2022 г.).

В таблице 2 систематизированы плюсы и минусы международного экономического сотрудничества для Российской Федерации.

Таблица 2 – Преимущества и риски реализации международного финансово-экономического сотрудничества [19]

Table 2 – Benefits and risks of implementing international financial and economic cooperation

Преимущества международного экономического сотрудничества
Негативные последствия и риски, связанные с международным экономическим сотрудничеством
Сохранение и увеличение объемов сбыта при низком внутреннем спросе
Увеличение затрат на поддержание экономических отношений с иностранными экономическими агентами
Компенсация резких колебаний спроса
Усложнение системы управления предприятием-экспортером
Увеличение жизненного цикла товаров и услуг
Необходимость соответствия выпускаемых благ требованиям международных стандартов
Получение международного признания
Сложность установления долгосрочных, надежных партнерских отношений
Формирование положительной репутации на мировом рынке
Стагнация и деградация экономических систем
Освоение передового мирового опыта ведения бизнеса
Финансовая неустойчивость и дестабилизация экономической системы
Обучение и повышение уровня компетенции
Дефицит квалифицированных специалистов, работающих на международном уровне
Повышение ликвидности активов реального сектора экономики
Зависимость от иностранных активов

Финансово-экономические санкции и торговые войны [1]
Наличие различного рода рисков: инфляционные, инвестиционные, валютных операций, сбытовые, коммерческие, научно-технические.

В целом, экономическое сотрудничество между странами нацелено на получение определенных выгод за счет расширения рынков сбыта и повышения ликвидности активов реального сектора экономики. С другой стороны, это приводит к созданию взаимозависимости стран и их экономик. Самыми весомыми минусами являются возможность установления финансовых санкций и ведение торговых войн, которые могут затронуть ключевые продукты экономического взаимодействия [1]. В данном случае государство вынуждено искать выход из сложной экономической ситуации путем заключения торговых соглашений с другими странами, замены продукции, попавшей в санкционный список, к примеру, нефть, газ, древесина, полезные ископаемые и прочие экономические ресурсы [4]. В случае попадания под санкции импортируемых пищевых и народнохозяйственных продуктов основным направлением решения проблемы становится государственная политика импортозамещения [11].

В отношении многих российских компаний, осуществлявших активную внешнеторговую деятельность, в настоящее время действуют жесткие международные санкции, как особая форма международно-правовой ответственности за нарушение государством международных соглашений [5].

По нашему мнению, роль государственного регулирования в условиях глобального финансово-экономического кризиса и санкций заключается в поддержании отдельных сфер экономики за счет дополнительного государственного финансирования, продолжении реализации приоритетных инвестиционных проектов, снижении долговой нагрузки региональных бюджетов, продвижении высокотехнологичных, инновационных отечественных проектов и продукции, дополнительном спонсировании экспорта высокотехнологичной продукции, развитии несырьевого экспорта, а также поддержке малого и среднего бизнеса реального сектора экономики [11].

К антироссийским санкциям, существенно затруднявших с 2014 года выход отечественного экспортера на мировой рынок, добавились санкции 2021-2022 гг., практически полностью перекрывшие доступ к высоким технологиям, финансово-экономическим возможностям и зарубежным инвестициям. ВТО, в принципы которой включены предотвращение торговых войн и снятие ограничений, как преемница ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле, позволяющего устанавливать санкции в отношении члена ВТО по соображениям национальной безопасности), существенной помощи России оказать не имеет возможности. Процесс установления антироссийских санкций в последнее время усиливается (сейчас их насчитывается 5,5 тысяч [20]), вводятся новые заградительные пошлины, импортные квоты, эмбарго на поставки определенных видов продуктов. Несмотря на более 15-ти исков, поданных Россией в ВТО в рамках урегулирования торговых споров, действенных мер не последовало [21].

Выводы

В условиях мирового политического и экономического кризиса, а также антироссийских санкций основная задача регулирования внешнеэкономической деятельности России заключается в защите суверенитета страны, стимулировании развития национальной экономики, обеспечении экономической безопасности, а также поиск новых путей интеграции экономики РФ в мировую экономику [9].

Приоритеты международной политики России в настоящее время строятся на конфронтации с США и странами Евросоюза на фоне демонтажа сырьевой рыночной экономической модели, которая базируется на экспорте нефти, а также попытке выхода России из ВТО. В этой связи от российского государства требуется оказание протекционистской помощи отечественному производителю [10]. Политика государства должна иметь долгосрочный характер, учитывать такие важнейшие детерминанты, как адаптивность процесса, наличие стратегии геоэкономического развития России, избирательный подход определения геополитических и экономических преимуществ, позволяющих преодолеть финансово-экономический кризис с минимальными потерями, развитие научно-технической базы, высокая степень самообеспеченности энергоресурсами и сырьем, модернизация производственных и инфраструктурных мощностей и объектов и пр.

В целом, можно сделать вывод о целостностной, логически выстроенной и законодательной оформленной системе государственного регулирования ВЭД, способной оперативно и адекватно реагировать на изменения во внешней и внутренней экономической среде.

Исследование показало, что членство России во Всемирной торговой организации существенного содействия нашей стране не оказывает, от установления санкций не защищает. В этой связи выдвинутая в ходе исследования гипотеза о возможных как негативных, так и позитивных последствиях выхода из России из ВТО на экономику страны и государств-членов ЕАЭС нашла свое подтверждение. Однако, следует отметить, что данное решение российского государства может стать переломным моментом в реализации политики импортозамещения.

[1] Составлено авторами по: [18].

[2] Электронный фонд правовых и нормативных документов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499091752 (дата обращения 18.04.2022 г.).

[3] World Trade Organization. Russian Federation. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/a1_russie_e.htm (дата обращения 26.04.2022 г.).

[4] Объем иностранных инвестиций в России в 2013 году вырос на 10,1%. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20140228/997556304.html (дата обращения 21.04.2022 г.).

[5] Объем иностранных инвестиций в России в 2013 году вырос на 10,1%. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20140228/997556304.html (дата обращения 21.04.2022 г.).

[6] Каковы причины снижения цены на нефть в 2014 году? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/chto-budet-s-tsenami-na-neft/ (дата обращения 22.04.2022 г.).

[7] Не могут без санкций. Конгресс США отменил поправку Джексона-Вэника – Российская газета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/11/17/ssha-site.html (дата обращения 23.04.20022 г.).

[8] ВТО приняла решение по Третьему энергетическому пакету. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/news/vto_prinyala_reshenie_po_tretemu_energeticheskomu_paketu.html (дата обращения 24.04.22022 г.).

[9] Почему дешевело золото в 2014 году? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://golden-inform.ru/investicii/zoloto-desheveet-2014/ (дата обращения 21.04.2022 г.).

[10] В Госдуму внесен законопроект о выходе России из ВТО – возможные последствия решения для РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://internationalwealth.info/news-of-the-offshore/posledstvija-vozmozhnogo-vyhoda-rossii-iz-vto/ (дата обращения 25.04.2022 г).

[11] В Госдуму внесен законопроект о выходе России из ВТО – возможные последствия решения для РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://internationalwealth.info/news-of-the-offshore/posledstvija-vozmozhnogo-vyhoda-rossii-iz-vto/ (дата обращения 25.04.2022 г).

[12] Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) при ЕАЭС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2021/12.aspx (дата обращения 27.04.2022 г.).

[13] Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) при ЕАЭС. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/extra/Pages/2021/12.aspx (дата обращения 27.04.2022 г.).

[14]Что ждет Россию после выхода из ВТО. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.ru/story/239997/ (дата обращения 25.04.2022 г).

[15]Внешняя торговля России. Торговля между Россией и Китаем в 2021 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2021-g/ (дата обращения 27.04.2022 г.).

[16]Доклад Правительства Российской Федерации в рамках Обзора торговой политики Российской Федерации. 2021 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: economy.gov.ru›material…rf_po…torgovoy…rossii.pdf (дата обращения 26.04.2022 г.).

[17]Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12133486/paragraph/26727:1 (дата обращения 23.04.2022 г.).

[18] Федеральный закон от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле (с изменениями и дополнениями). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12116419/paragraph/306/doclist/4953/showentries/0/highlight/Об%20экспортном%20контроле:3 (дата обращения 23.04.2022 г.).

[19] Составлено авторами по: Внешняя торговля: преимущества, недостатки, виды и характеристики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://telegraf.by/2019/09/10/454109-vneshnyaya-torgovlya-preimuschestva-nedostatki-vidi-i-harakteristika (дата обращения 25.04.2022 г.).

[20]Россия занимает первое место в мире по числу введенных санкций. Коммерсантъ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5249730 (дата обращения 21.04.2022 г.).

[21] Шесть лет, пятнадцать исков. Чего Россия добилась в ВТО? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/5472390?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 21.04.2022 г.).


Источники:

1. Аджахметова Я.С. Внешнеторговая деятельность России в санкционных условиях // Механизмы управления экономическими системами: методы, модели, технологии: Сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. – c. 13-16.
2. Азгын И.М. Внешнеторговая деятельность: ее развитие и влияние на экономику России // Международный научный студенческий журнал. – 2017. – № 4. – c. 7-11.
3. Астахова Е.В., Костенко Н.М. Внешнеторговая деятельность России и Китая на примере Приморского края // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – № 2(27). – c. 190-197.
4. Борисенко В.И. Внешнеторговая деятельность России в условиях зарубежных санкций // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: Материалы VII международной научно-практической конференции. 2017. – c. 32-37.
5. Власов А.А. Внешнеторговая деятельность России в международном обороте: правовые аспекты // Власть Закона. – 2019. – № 4(40). – c. 20-28.
6. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в экономической дипломатии и международной торговле // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 565-580.
7. Дробот Е.В., Потехина Н.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономические отношения. – 2017. – № 3. – c. 229-246.
8. Килин В.В. Внешнеторговая деятельность России в условиях ТС ЕврАзЭС и ВТО: экономико-инновационные аспекты развития // Инновации в создании и управлении бизнесом: Материалы V международной научной практической конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов. 2014. – c. 40-46.
9. Корякина А.Е. Внешнеторговая деятельность России: тенденции и перспективы развития // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 12-3 (58). – c. 227-228.
10. Красных С.С. Внешнеторговая деятельность России в условиях распространения COVID-19 // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 9. – c. 82-91.
11. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – c. 19-23.
12. Орцханова М.А., Китиева М.И., Полонкоева Ф.Я. Внешнеторговая деятельность России как фактор интеграции в мировое хозяйство // Colloquium-journal. – 2019. – № 3-7 (27). – c. 10-11.
13. Панченко В.В. Внешнеторговая деятельность России в рамках таможенного союза: современное состояние и перспективы // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития: Материалы международной (заочной) научно-практической конференции / Под общей редакций А.И. Вострецова. 2017. – c. 412-419.
14. Попов Е.В., Симонова В.Л. Специфика межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации экономической деятельности // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – doi: 10.18334/lim.9.2.114189.
15. Поткина И.В. Внешнеторговая деятельность России: вызовы военного времени, 1914-1917 г.. / В книге: 1917 год: революция, государство, общество и церковь. - Москва, 2019. – 83-109 c.
16. Радченко В.В. Внешнеторговая деятельность России: современные проблемы и пути решения // Матрица научного познания. – 2021. – № 12-1. – c. 234-239.
17. Страхова Е.Н. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности России: методологические подходы к динамическому анализу развития // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 1. – c. 155-168.
18. Суходолов Я.А. Этапы развития государственной системы регулирования внешней торговли в России // Историко-экономические исследования. – 2012. – № 1. – c. 129-143.
19. Сушкова И.А., Куликов Д.С. Анализ причин снижения таможенных доходов в федеральный бюджет России // Информационная безопасность регионов. – 2017. – № 3-4 (28-29). – c. 446-449.
20. Черняев А.М. Инвестиции в инновационную деятельность России как инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114586.

Страница обновлена: 29.04.2022 в 16:11:11