Человеческий капитал как фактор успеха международных инвестиционных проектов
Куровский С.В.1, Мишин Д.А.1, Шугаев М.О.2
1 Общество с ограниченной ответственностью «Высшая Школа Образования»
2 Общество с ограниченной ответственностью «ИНСИСТЕМС»
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
В статье анализируется развитие человеческого капитала в рамках реализации международных инвестиционных проектов. Определяются ключевые компетенции и навыки, необходимые для международных инвестиционных проектов, анализируются вызовы в управлении человеческим капиталом, а также уточняется роль обучения и повышения квалификации для успешной реализации международных инвестиционных проектов. Установлено, что ключевой набор компетенций включает в себя межкультурную коммуникацию и адаптивность, знание международного права и национальных законодательных норм, финансовую аналитику и управление рисками, стратегическое планирование, навыки ведения деловых переговоров, а также цифровые компетенции и навыки. К ключевым вызовам, стоящим перед руководством международных инвестиционных проектов, отнесены необходимость многоуровневой координации и интеграции компетенций, необходимость гармонизации межкультурных стандартов и подходов, необходимость стабильного развития проекта и поддержания компетенций на должном уровне в условиях экономических перемен, а также необходимость формирования единого стандарта профессиональных квалификаций. Установлено, что исследование ключевых параметров человеческого капитала повышает успешность реализации международных инвестиционных проектов в глобальной конкурентной среде, так как способствует совершенствованию ключевых компетенций и навыков сотрудников, принимающих участие в таких проектах
Ключевые слова: человеческий капитал, компетенции, навыки, международные инвестиционные проекты, вызовы, обучение, повышение квалификации
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение.
Актуальность. В условиях глобализации и трансформации международного движения капитала особую значимость для международных инвестиционных проектов (далее — МИП) приобретает человеческий капитал, поскольку именно он позволяет компаниям адаптироваться к требованиям и стандартам различных экономических систем. Компетентные и квалифицированные специалисты обеспечивают высокий уровень инноваций и эффективности, что способствует успешной реализации и устойчивому развитию МИП в условиях конкурентной среды. Управление человеческим капиталом выходит за рамки простой подготовки кадров и становится стратегическим инструментом, который влияет на производительность и экономическую устойчивость. В этом контексте изучение человеческого капитала как ключевого фактора успешности реализации МИП раскрывает значимость инвестиций в развитие навыков и знаний, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности компаний на мировых рынках.
Литературный обзор. В Российской Федерации, которая относится к странам с высоким уровнем человеческого развития (страна занимает 56-е место по итогам 2023 г. [1]), недавние глобальные шоки, начавшиеся с пандемии COVID-19 2020 г., не самым лучшим образом отразились на общем состоянии экономики: в настоящее время, несмотря на прогнозируемое аналитиками Банка России положительное изменение ВВП в 2024-2027 г. [2], Российская Федерация занимает полупериферийное положение в мировой экономике [3]. Кроме того, недавно представленный экспертом НИУ ВШЭ Д. А. Авдеевой анализ вклада человеческого капитала в российскую экономику показал, что если до 2014 г. российский человеческий капитал активно обновлялся, то с 2018 г. его вклад в экономический рост страны стал околонулевым, а после 2020 г. и вовсе отрицательным [4]. Вместе с тем в рамках современной индустрии 4.0, или шестого технологического уклада, значение человеческого капитала только возрастает, и компании, реализующие крупные проекты, не могут не учитывать эту составляющую, особенно под влиянием таких драйверов, как стратегические приоритеты, кризисы и тренды [5]. В настоящее время для эффективного развития современной экономики знаний требуется «построение современной технологически суверенной модели развития с опорой на собственные научные достижения и высокообразованный человеческий капитал» [6, с. 8]. Это же можно сказать и об управлении человеческим капиталом в рамках реализации МИП. Так, значимость формирования человеческого капитала для развития прямых иностранных инвестиций уже давно доказана [7], и он признан в качестве важнейшего фактора экономической конкурентоспособности и устойчивости стран [8]; он «формируется и используется под воздействием от инвестиционной среды и во многом от неё зависит» [9], однако если человеческий капитал работает в одних условиях, он может не работать в других [10]. Так, в научной литературе представлено достаточно много исследований, связанных c влиянием человеческого капитала на эффективность менеджмента [11], в том числе в цифровую эпоху [12], на риск-менеджмент [13] или на производительность компаний [14; 15], однако роли человеческого капитала в МИП до сих пор уделялось довольно мало внимания.
Научный пробел. В настоящее время в условиях глобальной экономической интеграции и мировой экономической неопределённости недостаточно изучены механизмы влияния человеческого капитала на эффективность МИП.
Цель исследования — определить роль человеческого капитала как фактора успеха реализации МИП.
Научная новизна. Многоуровневый подход к исследованию человеческого капитала в контексте реализации МИП раскрывает возможности комплексного управления человеческим капиталом, что способствует повышению устойчивости развития МИП.
Авторская гипотеза. Исследование ключевых параметров человеческого капитала повышает успешность реализации МИП в глобальной конкурентной среде, так как способствует совершенствованию ключевых компетенций и навыков сотрудников, принимающих участие в МИП.
Методология. Исследование основано на структурно-системном анализе и сравнительном методе, что позволяет выявить ключевые для МИП аспекты управления человеческим капиталом. В исследовании использованы такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, дедукция, формализация, сравнение.
Ключевые компетенции и навыки, необходимые для успешной реализации международных инвестиционных проектов.
Для эффективной реализации МИП принимающие в нём участие сотрудники должны обладать рядом специализированных компетенций и навыков, которые позволяют успешно адаптироваться к динамичным условиям и разнообразным требованиям глобальной экономики.
Прежде всего, учитывая международный характер МИП, ключевыми являются межкультурная коммуникация и адаптивность, которые можно рассматривать в качестве своеобразной комплексной компетенции, определяющей способность специалистов эффективно взаимодействовать с представителями разнообразных культур и стран в условиях реализации МИП. Действительно, современные МИП, как правило, объединяют участников из разных государств, культур и социальных слоёв, что требует умения не только вести профессиональный диалог, но и адаптироваться к культурным различиям [16]. Специалистам необходимо владеть навыками межкультурной коммуникации, предполагающей глубокое понимание языковых и культурных барьеров, а также ценностей и норм, оказывающих влияние на процесс работы и принятие управленческих решений в мультинациональной команде. Данная комплексная компетенция становится ещё более значимой в условиях глобальной экономической интеграции, так как совершённые в коммуникации ошибки могут привести к серьёзным финансовым потерям, снижению доверия между партнёрами и нарушению сроков реализации МИП.
Принцип межкультурной коммуникации в МИП включает в себя осознание различий в восприятии и интерпретации информации представителями разных культур. Так, в высококонтекстных культурах (например, в Японии и Южной Корее) информация нередко передаётся посредством невербальных знаков и подразумевает высокий уровень «чтения между строк». В низкоконтекстных культурах (например, в США или Германии), напротив, информация обычно передаётся прямым и структурированным образом, т. е. прагматично, что требует ясного выражения мыслей и отсутствия многозначности. Такие расхождения в восприятии деловой коммуникации могут вызвать недоразумения и исказить суть сообщений, особенно если участники МИП недостаточно осведомлены о коммуникативных особенностях партнёров. Можно привести следующий абстрактный пример: при заключении контракта на поставку оборудования специалист из российской компании может воспринять молчание японского партнёра в качестве согласия, тогда как для японской стороны оно будет означать лишь необходимость обдумать предложение и, возможно, обсудить его с коллегами. Понимание таких тонких нюансов помогает избежать ошибочных интерпретаций и способствует установлению более доверительных деловых отношений.
Адаптивность в данном контексте заключается в способности специалистов гибко реагировать на новые, непривычные для них нормы и условия организации и ведения бизнеса в рамках реализации МИП, т. е. быстро приспосабливаться к особенностям местной культуры. Для успешного взаимодействия в рамках МИП важна готовность проявлять терпимость к различиям, осваивать и учитывать иные формы поведения, а также характерные для разных культур правила этикета и нормы общения. Такая адаптивность формирует основу для эффективной деловой межкультурной коммуникации, что снижает вероятность конфликтов и укрепляет доверие в мультинациональной команде. Способность к адаптации также проявляется в умении корректировать своё поведение и стили взаимодействия в зависимости от конкретной культурной среды или ситуации, что улучшает координацию в процессе реализации МИП и повышает продуктивность командной работы.
Близким по значению набором навыков, составляющим основу успешного взаимодействия участников в рамках МИП, являются навыки ведения деловых переговоров. Даже с учётом и высоким признанием всех культурных различий, переговоры сами по себе предполагают не просто обмен позициями или аргументами, но скорее диалог, нацеленный на достижение взаимовыгодных соглашений, которые учитывают стратегические интересы всех заинтересованных сторон. Исход деловых переговоров в значительной мере определяет эффективность распределения ресурсов, уровень рисков и готовность партнёров выполнять взятые на себя обязательства.
Значимость навыков ведения переговоров в рамках реализации МИП заключается в умении стратегически оценивать не только явные, но и скрытые мотивы участников, что позволяет глубже понять логику их решений и манеру достижения соглашений. При этом в условиях МИП требуется осознанное управление процессом общения и постановки задач, направленное на формирование доверительных отношений. Доверие — это нематериальный ресурс, но не менее значимый, чем финансирование, так как играет ключевую роль в поддержании деловых контактов и снижении транзакционных издержек. Однако искусство переговоров состоит не только в поиске общих точек соприкосновения, но и в способности находить компромисс, при котором каждое мнение учитывается и все участники готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Особый акцент в международных переговорах должен делаться на умении чётко и однозначно представлять свои интересы, что не только определяет позицию компании, но и способствует уменьшению рисков недопонимания или ошибочной интерпретации обязательств сторон. Так, специалист, участвующий в переговорах, должен обладать навыком аргументирования, поскольку только последовательная и продуманная аргументация может убедить деловых партнёров в необходимости принятия выгодного решения. При этом, понимая, что переговоры — это всегда процесс обмена уступками, важно помнить, что выигрышная стратегия учитывает баланс интересов, а не полное доминирование одной из сторон. Важнейшее значение здесь приобретает способность достичь согласия при соблюдении таких условий, которые обеспечивают успешную реализацию МИП, а не только отдельных его частей.
Значимым компонентом успешного управления МИП также выступает знание международного права и национальных законодательных норм регулирования МИП. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с правовым регулированием трансграничных финансовых потоков и прав собственности, разрешением споров и соблюдением стандартов в области устойчивого развития, а также соответствующих последним ESG-стандартов. При этом применение международного права в области МИП включает в себя не только формальное знание базовых правовых норм, но и способность применять их на практике в соответствии с особенностями правовых систем стран-участниц. Это знание требует от специалистов глубокого понимания различий в юридических системах, а также учёта их взаимодействия и влияния на процесс реализации и перспективы МИП.
Современная международная инвестиционная среда является достаточно сложной, поскольку регулирующие деятельность МИП правовые нормы находятся под влиянием множества юридических, политических и экономических факторов. Так, например, совершаемые на рынке инвестиционные сделки, подчиняющиеся праву нескольких государств, могут сталкиваться с конфликтами законов, которые нередко требуют применения принципов международного частного права. Специалисты должны учитывать существующие системы разрешения юридических коллизий и понимать принципы трансграничного регулирования, что включает в себя выбор применимого права и возможность признания решений иностранных судов и арбитражей. В этом смысле знание международного права выходит за рамки формального понимания норм и нацелено скорее на способность предвосхищать возможные правовые сложности и находить пути их преодоления в интересах устойчивой реализации МИП.
Важным аспектом в условиях реализации МИП является и соблюдение правовых требований, которые касаются прав собственности и защиты интеллектуальной собственности. Так, в международной практике обеспечение права собственности на капитал и результаты деятельности инвестиционных проектов становится значимой предпосылкой для предотвращения рисков и уменьшения затрат. Более того, законодательные нормы, регулирующие защиту интеллектуальной собственности, могут заметно различаться в зависимости от юрисдикции, в то время как неспособность правильно оценить и соблюсти эти нормы может поставить под угрозу стратегические интересы компаний, принимающих участие в МИП.
Внимания также заслуживают законодательные нормы, направленные на соблюдение ESG-стандартов. Различия в экологическом регулировании и требованиях к социальной ответственности действующих на международном уровне компаний в настоящее время довольно часто приводят к юридическим спорам и требуют чёткого понимания условий и возможностей адаптации к законодательству принимающих стран. В процессе реализации МИП знание принципов международного права помогает установить баланс между интересами инвесторов и общества, что, в свою очередь, способствует созданию устойчивой деловой среды и укреплению репутации компаний.
Ключевую роль в обеспечении устойчивой реализации МИП также играют финансовая аналитика и управление рисками, которые позволяют не только оценить ожидаемые доходы и расходы, но и спрогнозировать влияние долгосрочных факторов, что важно для уменьшения рисков в условиях высокой неопределённости современной мировой экономики [17].
Для специалистов, принимающих участие в МИП, финансовая аналитика представляет собой механизм предсказания и адаптации к изменениям внешней среды, использование которого позволяет учитывать такие внешние факторы, как валютные курсы, инфляция и экономическая нестабильность. В этом контексте управление рисками направлено на предотвращение потерь, связанных с валютными, кредитными и операционными рисками, которые только растут при международной деятельности. Эффективное управление рисками требует мониторинга и корректировки стратегии в ответ на происходящие на глобальном уровне изменения. Следует отметить, что интегративный подход к анализу рисков, объединяющий количественные и качественные методы, уменьшает финансовые потери и способствует укреплению позиций компаний на международной арене в рамках реализации МИП. Таким образом, системное мышление становится важнейшей компетенцией для специалистов любого уровня управления МИП.
Основой для формирования долгосрочных целей и определения этапов реализации МИП являются проектное управление и стратегическое планирование. В условиях высокой сложности международной среды стратегическое планирование направлено на то, чтобы обеспечить соответствие между корпоративными целями и постоянно меняющимися требованиями внешнего рынка. Однако в стратегическом планировании важно не только установить цели, оно также затрагивает вопросы выбора ресурсов, распределения полномочий и определения уровня контроля на каждом этапе реализации МИП, поскольку только комплексный подход позволяет учитывать различные аспекты международных условий и потенциальные риски.
Проектное управление (как управленческая функция) отвечает за интеграцию всех компонентов МИП, включая в себя управление такими составляющими, как управление задачами, управление ресурсами и управление коммуникацией. Здесь возникает потребность в точной координации и мониторинге выполнения задач, ведь в условиях МИП любые отклонения от намеченного и согласованного плана могут иметь более значительные последствия, чем в национальных проектах. Постоянный анализ хода реализации МИП позволяет выявлять и устранять слабые места, а также адаптировать текущие задачи к изменяющимся условиям. Таким образом, проектное управление связано не столько с механическим выполнением установленных этапов, сколько с созданием гибкой структуры, способной реагировать на изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на проект.
Ещё одним неотъемлемым от стратегического планирования аспектом является процесс прогнозирования, с помощью которого осуществляется предвосхищение сложностей, что позволяет уменьшать их воздействие на результаты МИП. На этом уровне планирование выходит за рамки ближайших задач и включает в себя формирование сценариев развития МИП, что способствует укреплению долгосрочной устойчивости компаний и их конкурентоспособности.
Кроме того, в условиях стремительного развития индустрии 4.0 и уже зарождающейся в некоторых развитых странах индустрии 5.0 [19] важнейшее значение приобретают цифровые компетенции и навыки, которые выходят за рамки простого умения обращаться с программным обеспечением. Они представляют собой комплекс знаний и навыков, которые не только обеспечивают стабильное функционирование МИП, но и во многом определяют его конкурентные преимущества. В условиях, когда цифровизация становится одним из фундаментальных драйверов успешного управления не только любыми проектами, но целыми экономиками, техническая компетентность участников МИП становится локомотивом их реализации. При этом владение ИТ-инструментами перестаёт быть задачей отдельных технических специалистов и становится неотъемлемой частью квалификации всего управленческого состава.
Вопрос о необходимости цифровых компетенций и навыков в МИП исходит из того, что цифровые решения помогают повысить прозрачность, сократить временные затраты и увеличить точность планирования проекта. Именно за счёт технологической грамотности можно достичь оптимального взаимодействия между командами, поскольку современные ИТ-инструменты позволяют не только координировать действия, но и оперативно выявлять отклонения и применять необходимые меры для их устранения [18]. Таким образом, владение ИТ-инструментами служит средством не только управления МИП, но и поддержания его устойчивого развития в условиях сложной и высококонкурентной международной среды, требующей максимальной оперативности и точности.
Цифровые компетенции и навыки позволяют специалистам анализировать и интерпретировать данные, что создаёт предпосылки для принятия более обоснованных управленческих решений. В эпоху, когда объём данных о МИП и его участниках растёт, умение эффективно обрабатывать информацию даёт действительно значительные конкурентные преимущества. В частности, собранные с помощью современных цифровых технологий и решений данные позволяют создавать прогнозы, выявлять тренды и корректировать стратегию реализации МИП в реальном времени [20].
Например, в настоящее время в мировой экономике участились кибератаки, в связи с чем любой компании, принимающей участие в МИП, требуется надёжная система обеспечения информационной безопасности. Вместе с аналитическими навыками цифровые навыки формируют надёжную основу для эффективного управления МИП, когда потенциальные вызовы и возможности не только учитываются, но и своевременно предвосхищаются.
Таким образом, можно агрегировать основные компетенции и навыки, требующиеся специалистам МИП, в разрезе уровней управления (табл. 1)
Следует отметить, что в таблице приведены лишь основные компетенции и навыки, которые, по мнению авторов, основанному на релевантных источниках научной литературы, наиболее часто встречаются в разрезе уровней управления МИП.
В то же время следует добавить, что на практике представленные компетенции и навыки нередко смешиваются в «единый пул», т. е. сотрудники не обязаны владеть одним набором компетенций и при этом не владеть другими, за исключением особой роли высшего руководства, которое должно внимательно следить за исполнением всех трудовых функций участников МИП и в случае необходимости регламентировать (корректировать) работу по управлению персоналом и развитию человеческого капитала.
Таблица 1
Ключевые компетенции и навыки, необходимые для успешной реализации МИП, в разрезе уровней управления
Уровень управления
|
Основные компетенции
|
Ключевые навыки
|
Стратегический уровень (руководство проекта)
|
Стратегическое планирование,
управление рисками, знание международного права, адаптация к изменениям,
оценка долгосрочных перспектив, контроль
|
Принятие решений,
прогнозирование, разработка стратегий, анализ внешней среды, интеграция
ресурсов, мониторинг выполнения задач
|
Высший менеджмент (топ-менеджеры и директора)
|
Финансовая аналитика, правовая
грамотность, переговорные компетенции, управление ресурсами, оптимизация
затрат
|
Оценка рисков, ведение
переговоров, распределение ресурсов, контроль финансовых потоков, управление
партнёрскими отношениями
|
Менеджеры среднего звена (руководители отделов, команд и
проектов)
|
Проектное управление,
межкультурная коммуникация, координация команд, адаптация к изменениям,
оперативное планирование
|
Владение ИТ-инструментами,
организация процессов, планирование задач, адаптивность, мониторинг
выполнения задач
|
Исполнители (рядовые сотрудники)
|
Оперативное выполнение задач,
соблюдение стандартов качества, межкультурная адаптивность, коммуникация в
команде, точность исполнения
|
Исполнение инструкций, точное
соблюдение стандартов, базовое владение ИТ-инструментами, точность,
аккуратность
|
Технические специалисты и ИТ-специалисты
|
Техническая компетентность,
знание ИТ-инструментов, цифровая безопасность, обработка данных, диагностика
технических проблем
|
Работа с данными, решение технических
проблем, настройка программного обеспечения, поддержка цифровой безопасности,
обеспечение стабильности системы
|
Основные вызовы в управлении человеческим капиталом.
Безусловно, компетенции и навыки многообразны; в контексте всё более признаваемой роли работника и его прав их ценность постоянно возрастает. Тем не менее, с точки зрения управления человеческим капиталом руководство МИП сталкивается с комплексом вызовов, которые не только затрудняют реализацию отдельных бизнес-процессов, но и могут существенно повлиять на успешность реализации МИП в целом. Вызовы в управлении человеческим капиталом имеют многоуровневую природу [21], которая в широком смысле охватывает координацию компетенций, межкультурное взаимодействие, адаптацию к изменениям и поддержание вовлеченности сотрудников.
Наиболее обобщённым и одновременно фундаментальным вызовом можно считать многоуровневую координацию и интеграцию компетенций. В условиях реализации МИП, когда сотрудники задействованы на стратегическом, тактическом и операционном уровнях, руководство должно организовать взаимодействие таким образом, чтобы каждое звено команды вносило вклад в достижение общей цели и задач проекта. При этом требуется учитывать, что ключевые компетенции различаются в зависимости от уровня управления, и потому оптимальная интеграция возможна только при условии создания механизма согласования, который позволяет учитывать разнонаправленные задачи и обязательства. Например, характерное для высшего руководства стратегическое планирование требует тесного взаимодействия с менеджерами среднего звена, ответственными за проектное управление и оперативное планирование, что, в свою очередь, нуждается в поддержке исполнителей и технических специалистов. Таким образом, управление координацией становится не просто функциональной задачей, но одним из важнейших факторов, определяющих успешность всего МИП.
Не менее значительный вызов представляет собой гармонизация межкультурных стандартов и подходов, особенно если рассматривать участвующие в реализации МИП мультинациональные команды. Различия в культурных и профессиональных стандартах могут быть источником не только недопонимания, но и прямых конфликтов, что затрудняет продуктивную совместную работу [22]. Управление человеческим капиталом должно не только учитывать эти различия, но и стремиться к их гармонизации, т. е. созданию единого стандарта коммуникации и взаимодействия, который обеспечит согласованность работы всей команды. Учитывая, что сотрудники из разных стран привносят свои подходы к управлению временем, отношению к ответственности, восприятию иерархии и предпочтениям в общении, руководителям важно найти компромиссные решения, которые будут понятны и приемлемы для всех. Формирование такого подхода требует высокого уровня культурной компетенции от руководства, а также разработки гибких и адаптивных управленческих стратегий, что позволяет создать доверительную атмосферу и снизить вероятность межкультурных конфликтов.
Ещё один серьёзный вызов, с которым сталкиваются МИП, — это стабильное развитие и поддержание компетенций в условиях внешних перемен [23]. В современном мире, в котором всё чаще меняются экономические, политические и технологические условия, сотрудники МИП должны обладать способностью к адаптации и обучению, что требует непрерывного обновления знаний и навыков. Для управления человеческим капиталом это означает необходимость создания системы постоянного обучения, которая позволит каждому участнику МИП своевременно адаптироваться к новым требованиям и вызовам.
Также одним значительным вызовом становится необходимость формирования единого стандарта профессиональных квалификаций. Так, в разных странах системы образования и подготовки кадров различаются, что порождает различия в профессиональных стандартах и квалификациях участвующих в МИП специалистов. В связи с этим для управления человеческим капиталом целесообразно создание единых, унифицированных стандартов профессиональной квалификации [24], которые позволят объективно оценивать уровень компетенции сотрудников и обеспечивать единый подход к их деятельности.
Наконец, важным элементом управления человеческим капиталом в рамках МИП становится задача мотивации и удержания ключевых сотрудников. Поддержание мотивации и вовлечённости сотрудников в условиях МИП осложняется не только культурными и языковыми различиями, но и различными представлениями о карьерном росте, значимости рабочего процесса и личных целях. Здесь важным является учёт этих особенностей руководителями МИП при разработке программ мотивации [25], которые могут быть нацелены на удовлетворение профессиональных потребностей сотрудников и поддержку их личной заинтересованности в успехе МИП. Такие программы могут включать в себя элементы профессионального роста, возможности международного обмена опытом и карьерного продвижения.
Перечисленные вызовы подчёркивают необходимость системного подхода к управлению человеческим капиталом в рамках реализации МИП. Важно отметить, что эти четыре вызова не являются исчерпывающим их списком, однако, по мнению авторов, являются наиболее релевантными и общими. Только продуманная организация работы с персоналом, которая будет включать в себя и координацию компетенций, и гармонизацию культурных различий, и стабильное развитие навыков, и поддержание мотивации и вовлеченности персонала обеспечит команде успех и устойчивое развитие МИП.
В связи с этим внимание также следует уделить общему механизму, влияющему на минимизацию или устранение всех этих вызовов, а именно обучению и повышению квалификации.
Роль обучения и повышения квалификации для успешной реализации международных инвестиционных проектов.
Преодоление вызовов в управлении человеческим капиталом требует постоянного развития навыков и компетенций участников МИП. В условиях, когда стратегическое взаимодействие сотрудников различных стран сталкивается с глобальными вызовами, одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность МИП, становятся обучение и повышение квалификации. Роль обучения в МИП нельзя ограничить передачей знаний — оно служит также инструментом для адаптации сотрудников к быстро меняющейся международной среде и повышения их вовлечённости в проект.
Эффективное обучение и повышение квалификации создают условия для того, чтобы каждый участник МИП мог полноценно реализовать свои профессиональные способности в мультинациональной команде. Развитие компетенций, в особенности тех, что были представлены выше, способствует формированию единой профессиональной среды, в которой знания, умения и навыки всех сотрудников дополняют и усиливают друг друга. Такая среда повышает гибкость МИП, поскольку обученные и квалифицированные специалисты лучше подготовлены к решению нестандартных задач, что особенно важно в условиях международного сотрудничества.
При этом обучение сотрудников неразрывно связано с укреплением их способности к адаптации, так как технологии, экономические условия и правовые нормы, влияющие на МИП, постоянно развиваются. Как уже отмечалось, в рамках реализации МИП способность адаптироваться к новым реалиям рынка и требованиям законодательства становится условием их успешной реализации, что делает процесс обучения особенно значимым. Программы обучения помогают развивать способность к восприятию новых подходов, что повышает шансы МИП на успех и снижает зависимость от происходящих в глобальной среде изменений. Иными словами, обучение выступает в качестве механизма-драйвера, позволяющего заранее понимать и учитывать потребности МИП, а также поддерживать его конкурентоспособность на должном уровне.
Повышение квалификации в МИП позволяет сотрудникам углублять профессиональные знания и осваивать передовые технологии, что также делает проект более устойчивым к внешним изменениям. Сотрудники, обладающие актуальными компетенциями и навыками, лучше подготовлены к решению специфических задач, особенно в области управления рисками и стратегического планирования и взаимодействия. Профессиональное развитие компетенций помогает создать единые профессиональные стандарты, что особенно важно в мультинациональных командах с различным уровнем подготовки. Повышение квалификации зачастую формирует единую платформу знаний, способствующую продуктивному взаимодействию и повышению эффективности командной работы.
В целом, роль обучения и повышения квалификации в МИП заключается не только в развитии отдельных профессиональных навыков, но и в комплексной подготовке специалистов, способных оперативно адаптироваться к требованиям международной среды, продуктивно взаимодействовать с коллегами из разных стран и поддерживать высокий уровень вовлечённости на протяжении всего срока реализации МИП.
Выводы. Таким образом, установлено, что выделенные в рамках исследования ключевые компетенции и навыки, необходимые для успешной реализации МИП, играют наиболее значимую роль в устранении вызовов в управлении человеческим капиталом, стоящих перед руководством таких проектов; целенаправленное обучение и профессиональное развитие за счёт повышения квалификации сотрудников позволяют преодолевать эти вызовы, что отражает многоуровневый подход к исследованию человеческого капитала в контексте реализации МИП, который раскрывает возможности для формирования комплексного управления человеческим капиталом. Иными словами, следует полагать, что гипотеза о том, что исследование ключевых параметров человеческого капитала повышает успешность реализации МИП в глобальной конкурентной среде, так как способствует совершенствованию ключевых компетенций и навыков сотрудников, принимающих участие в МИП, на теоретическом уровне не отвергается.
Источники:
2. Макроэкономический опрос Банка России. Результаты опроса: октябрь 2024 года. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/#:~:text=%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB% (дата обращения: 11.11.2024).
3. Комолов О. О. Неэквивалентный обмен как фактор воздействия на экономическое развитие России // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2024. – № 4. – c. 47-64. – doi: 10.52180/2073-6487_2024_4_47_64.
4. Авдеева Д. А. Вклад человеческого капитала в рост российской экономики // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2024. – № 1. – c. 9-43. – doi: 10.17323/1813-8691-2024-28-1-9-43.
5. Человеческий капитал в эпоху индустрии 4.0. Стандарты и качество. — 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=214594 (дата обращения: 11.11.2024).
6. Агарков С. А. Человеческий капитал в теории и практике экономического роста (на примере Мурманской области) // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2024. – № 2 (84). – c. 7-19. – doi: 10.37614/2220-802X.2.2024.84.001.
7. Miyamoto K. Human capital formation and foreign direct investment in developing countries // Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) Paper. – 2003. – № 211. – p. 1-57. – doi: 10.2139/ssrn.668505.
8. Gupta D., Rani A. The Economics of Education: Investment in Human Capital and Economic Growth // International Journal. – 2024. – № 2. – p. 45-49. – doi: 10.36676/jrps.v15.i2.07.
9. Богатырёва В. В. Человеческий капитал, инвестиции и инновации: фундаментальный и прикладной аспекты исследования взаимосвязи // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 5. – c. 94-97.
10. Deming D. J. Four facts about human capital // Journal of Economic Perspectives. – 2022. – № 3. – p. 75-102. – doi: 10.1257/jep.36.3.75.
11. Segal A. B. The impact of childhood obesity on human capital in high‐income countries: a systematic review // Obesity Reviews. – 2021. – № 1. – p. 1-15. – doi: 10.1111/obr.13104.
12. Zhang J., Chen Z. Exploring human resource management digital transformation in the digital age // Journal of the Knowledge Economy. – 2024. – № 1. – p. 1482-1498. – doi: 10.1007/s13132-023-01214-y.
13. Yang Z., Zhuo J., Zhang Y. Risk management and optimal investment with inalienable human capital // Finance Research Letters. – 2024. – p. 1-8. – doi: 10.1016/j.frl.2023.104970.
14. Ho H., Kuvaas B. Human resource management systems, employee well‐being, and firm performance from the mutual gains and critical perspectives: The well‐being paradox // Human Resource Management. – 2020. – № 3. – p. 235-253. – doi: 10.1002/hrm.21990.
15. Vrontis D. Artificial intelligence, robotics, advanced technologies and human resource management: a systematic review // Artificial Intelligence and international HRM. – 2023. – p. 172-201. – doi: 10.1080/09585192.2020.1871398.
16. Shen J., Sheng Y., Zhou Y. Learning for adaptation: An edusemiotic perspective on intercultural communication competence // Chinese Semiotic Studies. – 2020. – № 4. – p. 603-625. – doi: 10.1515/css-2020-0032.
17. Duan Y. Risk Management Strategy for International Investment Projects of an Innovative Enterprise in the Context of Industry 4.0 // Economic Affairs. – 2023. – № 4. – p. 2047-2056. – doi: 10.46852/0424-2513.4.2023.16.
18. Бабичева Н. Э., Родионова А. С. Информационно-аналитическое обеспечение международных инвестиционных проектов в условиях цифровизации и больших вызовов // Апрельские научные чтения имени профессора ЛТ Гиляровской: Материалы IX Международной научно-практической конференции: II Международный экономический учетно-аналитический форум, посвященный 90-летию экономического факультета Воронежского государственного университета. — Воронеж: ФГБОУ ВО ВГУ. Воронеж, 2020. – c. 205-209.
19. Абрамов В. И., Глухова Е. В. Учет инвестиций в человеческий капитал при цифровой трансформации компании // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы: Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза: ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ. Пенза, 2022. – c. 6-12.
20. Лычагин М. В., Лычагин А. М., Обухова Е. А. Инновационные проекты, Индустрия 5.0 и другие библиометрические ансамбли: методика и примеры анализа. / Цифровая экономика и Индустрия 5.0: развитие в новой реальности. - СПб: Политех-Пресс, 2022. – 229-250 c.
21. Сапир Е. В., Карачев И. А. Вызовы новой инвестиционной политики: защита и поощрение капиталовложений // Финансы. – 2020. – № 3. – c. 118-131. – doi: 10.26794/2587-5671-2020-24-3-118-131.
22. Kucharčíková A. The investments in human capital within the human capital management and the impact on the enterprise’s performance // Sustainability. – 2023. – № 6. – p. 1-21. – doi: 10.3390/su15065015.
23. Shevchenko I. The Application of Digitization in the Economy as a Promising Direction in the Growth of Human Capital // Economic Affairs. – 2023. – № 1s. – p. 345-352. – doi: 10.46852/0424-2513.1s.2023.37.
24. Ковалева Т. Ю., Базуева Е. В., Симонян Е. Р. Модель управления рисками международных кластерных проектов как элемент системы риск-менеджмента территориальных кластеров // Проблемы развития территории. – 2021. – № 1. – c. 138-156. – doi: 10.15838/ptd.2021.1.111.8.
25. Kaliyeva S., Baisalova B., Nathan J. Managing formation of competitive human capital in project-oriented companies // Journal of Eastern European and Central Asian Research (JEECAR). – 2022. – № 6. – p. 992-1007. – doi: 10.15549/jeecar.v9i6.950.
Страница обновлена: 19.12.2024 в 12:54:43