Коммерциализация интеллектуальной собственности промышленных предприятий: необходимые условия и факторы успеха
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (68), Август 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17829077
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены проблемы развития рынка интеллектуальной собственности (ИС) как ключевого фактора становления инновационной экономики; проведен анализ структуры инвестиций в нефинансовые активы, в том числе в объекты ИС; выявлены причины низкого уровня коммерциализации ИС; определены ключевые факторы успешности коммерциализации ИС.
Ключевые слова: инвестиции, интеллектуальная собственность, коммерциализация, коммерциализация интеллектуальной собственности, структура, факторы сдерживания, факторы успеха коммерциализации
Коммерциализация интеллектуальной собственности (ИС) – это практическое использование ИС как актива для достижения целей бизнеса (как правило, на вершине дерева целей находятся финансовые цели роста дохода/доходности деятельности). Различают две основных формы коммерциализации – использование ИС в собственных бизнес-процессах и совершение сделок с правами на ИС (уступка исключительных прав, лицензионные договоры, договоры коммерческой концессии, передача интеллектуальных прав в качестве вклада в уставный капитал, использование ИС в качестве залога при получении кредита и т.п.).
Инвестиции «разрывов» не терпят
В течение нескольких последних лет на высшем государственном уровне подчеркивается, что развитие рынка ИС является одним из ключевых условий становления инновационной экономики [4].
Признается дисбаланс между объемами создания и коммерциализации новшеств и ставится задача его устранения. Однако на сегодняшний день основным объектом реальных инвестиций остаются основные фонды (около 99% вложений). Инвестиции в объекты ИС растут в номинальном выражении, но их доля в структуре инвестиций в нефинансовые активы составляет лишь 0,4–0,5%. Еще 0,3–0,4% занимают инвестиции в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Получается, что в совокупности инвестиции в инновационную компоненту интеллектуального капитала составляют менее 1% нефинансовых инвестиций (табл. 1).
Преодоление «разрыва» между получением некоторого положительного результата интеллектуальной деятельности (РИД) и его коммерческим использованием – это непростая задача, требующая:
1) адекватной оценки перспектив коммерческого использования объекта ИС и прав на него. Такая оценка затрудняется тем, что каждый объект ИС и каждая сделка с ИС уникальны, рынка аналогов не существует;
2) вложения собственного капитала предприятия-правообладателя в высокорисковый проект и/или привлечения венчурного инвестора. Отметим, что банки не заинтересованы в финансировании проектов с высокой неопределенностью показателей экономической эффективности;
3) специфических профессиональных знаний и навыков как в предметной области соответствующего изобретения или полезной модели, так и в областях права, оценки и маркетинга ИС, инжиниринга, экономики и управления инвестициями.
Практическое воплощение: что ему мешает?
Обеспечить одновременное выполнение перечисленных условий очень непросто. Косвенное подтверждение этому – крайне низкий процент практического использования запатентованных объектов ИС. По оценкам специалистов в сфере оценки и управления ИС, практическое воплощение находит не более 10% запатентованных РИД, а лицензируется не более 1,5% патентов, зарегистрированных в Роспатенте [1]. Преобладающая доля объектов ИС числится на балансах правообладателей, но прямого экономического эффекта не дает, что позволяет говорить о весьма условном отнесении данных объектов к активам. Напомним, что, согласно ПБУ 14/07, одним из условий принятия нематериального актива к учету является его способность приносить экономические выгоды в будущем [2]. Низкий уровень коммерциализации отчасти объясняется патентованием в целях ограничения действий конкурентов по проведению разработок и получению патентов в определенной области (блокирующее патентование) или в иных целях, связанных с защитой интересов компании и ее положения на рынке. Но только отчасти.
Безусловно, существуют и другие причины низкого уровня коммерциализации ИС:
• отсутствие соответствующего опыта у специалистов промышленных предприятий;
• неразвитость рынка услуг по менеджменту и инженерно-техническому сопровождению инновационных проектов;
• нехватка собственного капитала и трудности привлечения капитала из внешних источников в связи с высоким риском инвестиций;
• принципиально разные представления о стоимости ИС, вносимой в уставный капитал вновь создаваемого инновационного предприятия, у правообладателя и инвесторов;
• разрозненность научного, производственного и финансового секторов и т.д.
Стратегическое мышление определяет результат
Анализ существующих проблем позволил нам сформулировать несколько факторов успеха коммерциализации ИС, которые, по нашему мнению, являются ключевыми.
1. Соответствие стратегии развития бизнеса. Экономические и технико-технологические последствия коммерциализации новшества, необходимость поиска источника финансирования инновационного проекта позволяют утверждать, что в большинстве случаев решения о коммерциализации – это стратегические решения. Поэтому они должны приниматься в контексте разработки системы стратегических целей, соответствовать общей стратегии развития предприятия.
2. Заинтересованность и активное участие высшего руководства компании в реализации стратегических инициатив, предполагающих коммерциализацию новшеств. На предприятии должен быть лидер-новатор, способный преодолеть сопротивление изменениям, убедить более консервативных представителей руководства в целесообразности коммерциализации и постоянно курировать весь этот процесс.
3. Четкое понимание потенциальных выгод коммерциализации. В течение нескольких лет ведется государственная агитация в пользу инновационной деятельности, критикуется низкая инновационная активность бизнеса. Пока эти призывы не дают видимых результатов. Для того чтобы у промышленных предприятий появились мотивы к коммерциализации новшеств, необходимо сместить акцент с научно-технического аспекта инновационной деятельности к его конечной цели – получению прибыли в результате внедрения новшества. Проще говоря, «инновации в промышленности – это то новое, что дает деньги» [3].
4. Регулярное проведение маркетинговых исследований. Неотъемлемой характеристикой инновации является создание потребительской ценности. Продукция будет востребована потребителями, если она позволяет удовлетворить их потребности. Согласно Руководству Осло, инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Следовательно, для обоснования целесообразности использования объекта ИС в собственных бизнес-процессах предприятия необходимо идентифицировать потребительскую ценность, которая будет создана в результате коммерциализации.
Не менее важным направлением маркетинговых исследований является исследование конъюнктуры рынка ИС в целях поиска потенциальных контрагентов по сделкам с правами на объекты ИС, новых рыночных предложений.
5. Укрепление связей между производством и университетами. Заинтересованность вузов в заключении хоздоговоров на проведение научных исследований очевидна. Но для предприятий совсем неочевидна полезность таких исследований для решения проблем производства, т.е. степень их практической применимости. С нашей точки зрения, процесс конструктивного взаимодействия вузов и производства не может быть форсирован, навязан извне. Здесь необходим эволюционный путь, предполагающий разнообразные формы взаимодействия, которые направлены на повышение информированности об актуальных проблемах и задачах производства (встречи специалистов предприятий с сотрудниками и студентами вузов, использование в образовательном процессе примеров конкретных предприятий, проведение на базе предприятий производственных практик и последующее трудоустройство студентов и т.д.). Эти формы взаимодействия обеспечат укрепление партнерских и личных связей специалистов предприятия и университета, подготовят «почву» для конструктивного сотрудничества в сфере прикладных НИР и ОКР и повысят вероятность успешной коммерциализации.
6. Поддержка региональных и местных властей, соответствие региональным программам инновационного развития. Реалии российской действительности таковы, что вход предприятия на рынок, его стабильная работа и реализация новых возможностей во многом определяются наличием налаженных связей с представителями органов власти, государственных регулирующих организаций и естественных монополий. В соответствии с целевыми установками федерального центра в регионах разрабатываются программы по формированию промышленных кластеров, содействию инновациям и т.п.
Например, приоритетными направлениями социально-экономического развития Белгородской области являются сельское хозяйство и сельскохозяйственная переработка, агробиотехнологии, производство строительных материалов, машиностроение и металлообработка, биомедицинские и биофармацевтические технологии, энергоэффективность, энергосбережение и альтернативная энергетика, химическая промышленность, инновационная инфраструктура, горнодобывающая и металлургическая отрасли.
Вывод
Участие в программах и конкурсах, направленных на инновационное развитие приоритетных отраслей и видов деятельности, позволяет снять некоторые институциональные и бюрократические барьеры и рассчитывать на государственное софинансирование.
Источники:
2. ПБУ 14/07 Учет нематериальных активов (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 № 153н).
3. Бычков В.А. Инновации в управленческих стратегиях. Мифы и терминология [Текст] // Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и повышение капитализации компании. Материалы Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность – XXI век», 20-23 апреля 2010 г. / Под ред. Е.В. Королевой. – М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010.
4. Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность и ВТО // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2 (200). — c. 16-26. — http://www.creativeconomy.ru/articles/22773/
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:42:09