Роль национальных проектов в процессах управления человеческими ресурсами
Окороков А.В.1,2,3
1 Курский техникум экономики и управления, Россия, Курск
2 Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса, Россия, Курск
3 Юго-Западный государственный университет, Россия, Курск
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 10 (Октябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47167102
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Национальные проекты реализуются в России с 2005 года. Необходимо повысить эффективность их реализации, для этого уделять более значительное внимание инвестициям в человеческие ресурсы. Опыт зарубежных стран и, в частности, Сингапура свидетельствует, что человеческие ресурсы являются ключевым фактором успеха масштабной государственной модернизации. В статье показано, что человеческие ресурсы являются ключевым фактором успеха как национальных проектов, так и проектов, реализуемых в рамках общественно-государственного партнерства. Сравнительный анализ статистических показателей в 2005 и 2015 годах выявил положительное воздействие национальных проектов на социально-экономическое развитие страны, но недостаточное внимание к человеческому фактору сделало это воздействие относительно слабым. Развитие проектного управления позволит увеличить эффективность национальных проектов в будущем.
Ключевые слова: национальный проект, трансформация системы управления, государственное программное планирование, проектное управление
JEL-классификация: I38, J24, O11, O15
Введение. Одну из ключевых ролей в повышении производительности труда как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе экономики России сегодня играют национальные проекты.
Идея необходимости перехода к национальным проектам возникла в 2005 году и стала логичным продолжением ранее разработанных принципов целевого и индикативного социально-экономического планирования. Национальный проект напрямую связан со стратегическим планированием, но в нем всегда присутствует акцент на качественном развитии человеческих ресурсов, формировании лидеров для руководства различными отраслями народного хозяйства. Национальные проекты прочно вошли в современную российскую практику и являются сегодня ключевым способом социально-экономического планирования [4]. Важно понять, что предшествовало появлению идеи национального проекта, каков был генезис этого явления.
Цель исследования состоит в выявлении сильных и слабых сторон национальных проектов с позиций современной теории управления человеческими ресурсами.
Актуальность темы исследования определяется тем, что повышение эффективности управления человеческими ресурсами является ключевым условием результативности национальных проектов.
Авторская гипотеза. Инвестиции в человеческие ресурсы, высокое качество менеджмента на всех уровнях управления являются ключевыми факторами эффективности реализации национальных проектов.
Научная новизна состоит в историческом анализе генезиса категории «национальный проект», обобщении российских и зарубежных практик реализации национальных проектов, сделанном SWOT-анализе российских национальных проектов и обосновании необходимости привлечения научно-образовательных общественных союзов, а также других общественных организаций к реализации национальных проектов.
Методы исследования. В статье использованы следующие методы исследования: исторический, анализ, синтез, сравнительного анализа.
Теория и история вопроса
В научном плане понятие «проект» отличается от понятия «план» ориентированностью на реальные, операциональные, фактически или гипотетически монетизируемые результаты. Если план связан с анализом типа «издержки – результат», то проект в современной управленческой науке ассоциируется с подходом «издержки – выгоды». Для проекта всегда важна чистая выгода, а в случае с национальными проектами – чистая общественная выгода [5, с. 34] (Okorokov, Klikunov, 2016, р. 34).
Следует отметить, проектный подход фактически всегда присутствовал в экономике. Таблица, разработанная автором исследования, формализует этапы развития планово-проектного стратегического управления в СССР и России начиная с 20-х годов прошлого века.
Таблица 1
Трансформация системы планово-проектного стратегического управления в СССР и России (1921–2020 гг.)
№ п/п
|
Наименование программы
|
Основные положения
|
Годы
|
Примечания
|
1.
|
НЭП (Новая экономическая политика)
|
Снятие социальной напряженности,
восстановление хозяйства, перестройка аграрного сектора;
денационализация части государственных предприятий, модернизация производства |
1921–1924
|
НЭП смогла вывести страну из состояния
абсолютной разрухи
|
2.
|
Первые пятилетние планы
|
Быстрая индустриализация СССР с уклоном
на тяжелую промышленность
|
1928–1942
|
Третий пятилетний план сорван в связи с
началом ВОВ
|
3.
|
Послевоенные пятилетние планы
|
Восстановление и развитие народного
хозяйства после Великой Отечественной Войны
|
1946–1960
|
Шестой пятилетний план заменен на
семилетний по инициативе Н.С. Хрущева
|
4.
|
Семилетка
|
Повышение уровня жизни населения,
развитие современных, высокотехнологичных производств, подъем всех отраслей экономики |
1959–1965
|
Признана «авантюрой», произошло
возвращение к пятилетним планам
|
5.
|
Пятилетние планы
|
Переход от административных к
экономическим методам управления народным хозяйством
|
1966–1995
|
XIII пятилетний план
(1991 -95 годы) не был реализован в связи с распадом Советского Союза
|
6.
|
Экономические
реформы РФ
|
Либерализация внешней торговли,
приватизация бывших советских государственных предприятий |
1991–2000
|
Обеднение большинства населения,
гиперинфляция, увеличение безработицы |
7.
|
Федеральные
целевые программы (ФЦП)
|
Комплекс направления развития отраслей
хозяйствования и социальной политики
|
2002–2005
|
Подготовка к переходу на проектное
управление
|
8.
|
Приоритетные национальные проекты
|
«Доступное и комфортное жилье –
гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса»,
«Здоровье», «Образование» |
2005–2012
|
Не были выполнены по всем показателям,
либо выполнены с большой задержкой. Преобразование ФЦП в госпрограммы
|
9.
|
11 «Майских» Указов Президента РФ (№№ 596–606)
|
В Указах поименованы 218 поручений
Правительству по различным направлениям деятельности: экономической,
социальной политики, образования, здравоохранения и т.д.
|
2012–2018
|
Перевод госпрограмм на проектное
управление, разработка национальных приоритетных проектов
|
10.
|
Национальные проекты России
|
Новые национальные проекты федерального
масштаба.
Основные направления: «Человеческий капитал» – 4 проекта, «Комфортная среда для жизни» – 3 проекта, «Экономический рост» – 6 проектов |
2019–2024
|
Реализуются в настоящее время
|
11.
|
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г.
|
«О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»
|
2020–2030
|
В стадии реализации
|
Опыт зарубежных стран
Идея проектного управления на национальном уровне также нашла свое отражение и в экономической политике зарубежных стран. Национальные проекты активно реализовывались в Германии, Корее, Японии, Китае, США, Великобритании, Франции, Сингапуре и др. государствах. Эффективность реализации национальных проектов была различной. Обобщение зарубежных практик показывает, что конечная эффективность национальных проектов напрямую связана с качеством инвестиций в человеческие ресурсы. В тех странах, где вложения в инфраструктуру и производственные мощности сопровождались соответствующими инвестициями в человеческие ресурсы, реализация национальных проектов оказывалась успешной. Там, где подготовке лидеров и качеству персонала уделяли недостаточное внимание, национальные проекты были неэффективны [6, с. 47–48] (Zhukovskaya, Panshin, 2021, р. 47–48).
Важным примером эффективного национального проектирования является Сингапур [7] (Okorokov, 2015). Опыт Сингапура свидетельствует, что высокие итоги в деятельности экономики и социальной политики получаются, когда:
1) с детства начинается формирование будущих управленцев корпораций и политиков;
2) стратегическое планирование во всех отраслях экономики ориентировано на использование передовых технологий;
3) строгие законы и их неукоснительное выполнение требуются от премьер-министра до рядового работника;
4) решение социальных проблем гражданина (жилье, страховка, пенсия) происходит с непременным участием государства и гражданина;
5) организуется систематическое информирование граждан о планах и действиях правительства, убеждение всех граждан в необходимости дальнейшего развития страны, их взаимодействие с муниципалитетами и депутатами;
6) сформировано толерантное отношение к соседним государствам и развивается международное сотрудничество.
Представляется, что зарубежный опыт макроэкономического планирования и сингапурская практика национального проектирования в частности могут быть использованы у нас в части оптимизации эффективности инвестиций в человеческие ресурсы.
Проблемы реализации национальных проектов в РФ
С 2005 года в России начался переход с госпрограммного планирования на проектное управление. Этот переход и реорганизация управленческих структур были во многом инициированы обстоятельствами недостижения целевых показателей программ либо их выполнением со смещенными во времени сроками. Приведем два примера. Первый связан с программой «Жилье». Ежегодный объем вводимого жилья – 80 млн кв. м – был достигнут не в запланированном 2010 году, а только в 2014 году [16]. В 2020 задача была скорректирована, и плановый показатель ежегодного объема вводимого жилья составляет 120 млн кв. м [1, раздел 2].
В майских указах 2012 года президента была поставлена цель увеличения средней продолжительности жизни до 74 лет [3], в указе от 2020 года цель была скорректирована до ожидаемой продолжительности жизни в 78 лет [1, раздел 2 а]. За восемь лет ожидаемая продолжительность жизни россиян значительно увеличилась, но все равно Росстат по среднему варианту прогноза на 2021 указывает ожидаемое значение в 72,2 года [15]. Аналогичными оказались итоги в развитии АПК, в высокотехнологичных и наукоемких отраслях (в ВВП доля должна была составить 30%, а фактически к 2018 году она выразилась в показателе 21,7%) [6] (Zhukovskaya, Panshin, 2021).
Одним из нереализованных показателей стал общеизвестный факт о том, что к 2020 году численность высокопроизводительных рабочих мест планировалась на уровне 25 млн чел: «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек» [2]. Фактически этот целевой показатель оказался проваленным и составил только 17,6 млн чел [13].
В ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации В.В. Путина постоянно отмечается роль человеческого фактора при достижении задачи повышения эффективности российской экономики. Президент также неоднократно отмечал необходимость поддержки некоммерческого сектора экономики, в частности, еще в указе от 2012 года общественные организации начинают выделяться как перспективное направление государственной поддержки: «предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [3, пункт 1 л].
SWOT-анализ национальных проектов и роль некоммерческого сектора
Национальные проекты являются сегодня одним из ключевых индикаторов направлений развития российской экономики. Они затрагивают ключевые сферы жизни россиян и дают сигнал для направления развития как российскому бизнесу, так и некоммерческому сектору экономики. Вместе с тем этот сигнал не всегда четкий и последовательный [12], и дело здесь не только в недостаточности финансирования национальных проектов, на что так любят указывать аналитики [13].
Представляется, что одной из ключевых причин «пробуксовки» национальных проектов является то, что к их реализации привлекается или бизнес, или государство. Организации некоммерческого сектора, если не считать структуры, привлекаемые Фондом Президентских грантов, фактически устранены от решения ключевых государственных задач. Некоммерческий сектор может являться своеобразным маяком, лакмусовой бумагой, показывающей правильность или ошибочность выбранного курса развития. Некоммерческий сектор наиболее близок к конечному потребителю и четко улавливает сигналы с мест. Более того, некоммерческий сектор, аккумулируя нужды и чаяния рядовых граждан, может сам предлагать направления дальнейшего развития как уже реализуемых национальных проектов, так и новых программ.
Приведем пример. Сейчас значительные силы направлены на подготовку руководителей высшего звена государственного управления, программа «Молодые лидеры России» успешно реализуется [14], и результатом ее реализации становится подготовка высших руководящих кадров. Однако новое поколение руководителей высшего звена появляется, но среднее звено управления не обновляется, кадры остаются старые, эффективность управления на среднем уровне остается прежней [18, с. 106–107] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2021, р. 106–107). Очевидно, что проект на повышение эффективности управления персоналом на руководящих позициях должен быть дополнен проектом переобучения кадров на позициях среднего звена управления, и эту государственную задачу могли бы взять на себя некоммерческие организации при надлежащем контроле со стороны государственных органов управления.
Обобщение сильных и слабых сторон, а также перспектив, национальных проектов представлено таблице 2.
Таблица 2
SWOT-анализ национальных проектов
Сильные
стороны (strength)
1. Национальные проекты позволяют сконцентрировать государственные ресурсы на ключевых направлениях развития 2. К реализации привлечены наиболее эффективные менеджеры из бизнеса и государственного сектора 3. Последовательность реализации национальных проектов, переход к очередной задаче происходит только при выполнении поставленной ранее |
Слабые
стороны (weakness)
1. Недостаточность финансовых ресурсов для решения поставленных задач 2. Ресурсы из некоммерческого сектора экономики привлекаются слабо и в недостаточном объеме. 3. Национальные проекты носят отраслевой характер, и их реализация является продолжение деятельности соответствующих министерств и ведомств |
Благоприятные
возможности (opportunities)
1. Повышение эффективности национальных проектов через использование научных методов управления 2. Повышение уровня квалификации человеческих ресурсов на уровне среднего звена управления 3. Грамотная ротация кадров между бизнесом, государством и некоммерческим сектором |
Угрозы (threats) 1. Разрывы в результативности между высшим, средним и базовым уровнями управления 2. Отток эффективных менеджеров из регионов в Москву и Санкт-Петербург 3. Эмиграция высокопроизводительных человеческих ресурсов |
Представляется, что данный SWOT-анализ имеет предварительный характер и в дальнейшем будет расширен в ходе научной дискуссии. Понимание преимуществ и недостатков реализованных и реализуемых национальных проектов позволит уменьшить количество управленческих ошибок в будущем [19, с. 512] (Bukhvald, 2020, р. 512).
Заключение
Президент РФ В.В. Путин неоднократно отмечал необходимость и важность некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на выполнение социально значимых функций. Однако фактический спектр деятельности некоммерческого сектора может быть достаточно широк, от решения назревших социальных проблем до деятельности, направленной на расшатывание государственных устоев [20, с. 227] (Bauer, Smirnov, 2021, р. 227). Создание союзов некоммерческих организаций может решить проблему информационной асимметрии и дать государству и обществу достоверный сигнал о характере деятельности организаций, входящих в такой союз. Одной из форм подобной организации может стать научно-образовательный общественный союз, деятельность которого направлена на образование, просвещение и реализацию социально значимых проектов. Данный союз создается в настоящее время в городе Курске на базе «Дома знаний».
Анализ показывает, что одной из причин отставания от плановых показателей стало низкое качество менеджмента, связанное с отсутствием лидеров и ответственных исполнителей на ключевых постах [21, с. 1147] (Gorodnova, Samarskaya, Ilyin, Skipin, 2019, р. 1147). Поэтому в национальных проектах, реализуемых сегодня, особое внимание уделяется качеству подготовки человеческих ресурсов и будущих лидеров, способных ускорить социально-экономическое развитии России. Инвестиции в человеческие ресурсы и сопутствующее инновационное развитие являются ключевыми факторами эффективности реализации национальных проектов, рассчитанных до конца 2024 года.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 20.08.2021).
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261 (дата обращения: 20.08.2021).
4. Национальные проекты РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects (дата обращения: 20.08.2021).
5. Окороков В.М., Кликунов Н.Д. Государственное регулирование экономики. / Издание 2-е доп. и перераб. - Курск: Изд-во МЭБИК, 2016. – 64 c.
6. Жуковская И.Ф., Паньшин И.В. Исследование актуальных тенденций и факторов развития экономики знаний: национальный и региональный аспекты // Проблемы теории и практики управления. – 2021. – № 3. – c. 29-48.
7. Окороков А. В. «Сингапурское чудо» как результат экономических, социальных преобразований и эффективной информационной работы среди населения // Просветительство как основа развития личности и общества: Сборник материалов XV международной научно-практической конференции. Курск, 2015.
8. Федеральные целевые программы. Комплекс направлений развития отраслей хозяйствования. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf (дата обращения: 20.08.2021).
9. Большая Российская энциклопедия: В 35-и томах. Том 28: Пустырник — Румчерод. - М.: Издательство: Большая Российская энциклопедия, 2015. - С. 91.
10. Пятилетние планы / Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов. - М.: Издательство: Большая Российская энциклопедия, 2004—2017. - Т. 28.
11. Индикативное планирование. [Электронный ресурс]. URL: https://all-russia-history.ru/new-economic-policy (дата обращения: 20.07.2021).
12. Счетная палата указала недостатки и риски нацпроектов. Почему аудиторы не ждут прорыва в экономике, образовании и экологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3 (дата обращения: 27.07.2021).
13. Табах А. (при участии Подругиной А.) Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.raexpert.ru/researches/national_project_2020/ (дата обращения: 27.07.2021).
14. Программа «Лидеры России. Конкурс управленцев». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1achcanypala0j.xn--p1ai/ (дата обращения: 09.09.2021).
15. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Прогноз Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn7.htm (дата обращения: 20.08.2021).
16. НГ: Приоритетные национальные проекты оказались провальными. NEWSru.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru.com/russia/29dec2009/nuts.html (дата обращения: 20.08.2021).
17. СМИ: нацпроекты нуждаются в обновлении. [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru.com/finance/25sep2008/nazproekty.html (дата обращения: 09.09.2021).
18. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108. – doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
19. Бухвальд Е.М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 503-516. – doi: 10.18334/epp.10.3.100564.
20. Бауэр В.П., Смирнов В.В. Проектное управление и комплаенс-стратегирование рисков реализации национальных проектов: концепция и анализ // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 227-246. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111822.
21. Городнова Н.В., Самарская Н.А., Ильин С.М., Скипин Д.Л. Реализация национальных проектов: оценка готовности управленческого персонала // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1131-1148. – doi: 10.18334/et.6.3.40843.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:42