Анализ подходов к распределению бюджетных средств на поддержку развития науки и технологий в КНР
Золотарев А.П.1
, Борель А.Э.1![]()
1 Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России
Скачать PDF | Загрузок: 36
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=79929398
Аннотация:
В публикации представлены результаты исследования, предметом которого являлась система государственной поддержки науки и технологий в КНР. Новизна исследования состоит в анализе подходов КНР к распределению бюджетных средств на поддержку сферы научных исследований и разработок, с учетом решений Центрального комитета Коммунистической партии Китая о дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения модернизации Китая 2024 года, которые могут быть применимы к российской практике. Правительство Китая рассматривает отрасль науки и технологий как основной фактор международной конкурентоспособности страны и содействует их развитию путем реализации широкого комплекса мер, включая прямое финансирование, налоговые льготы, государственные закупки, поддержка внедрения научно-технических достижений и др. В последние годы Китай достиг значительных успехов в этой сфере, в связи с чем изучение опыта данной страны по бюджетной поддержке сферы научных исследований и разработок является актуальным для РФ. Таким образом, исследование содействует в решении проблемы совершенствования подходов бюджетной поддержки сферы научных исследований и разработок в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности и достижения национальных целей развития Российской Федерации. Результаты исследования имеют практическую значимость, так как опыт КНР может быть использован для совершенствования подходов к распределению бюджетных средств на поддержку сферы научных исследований и разработок в РФ. Исследование будет интересно для ученых и практиков в сфере государственного управления наукой и инновациями.
Ключевые слова: государственная поддержка НИОКР; распределение бюджетных средств; зарубежный опыт
JEL-классификация: O30, O31, O32, L86
Введение
Интенсивность и масштабы научной и технологической деятельности (НТД) являются одними из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность страны в мировой экономике. Подходы государства к распределению бюджетных средств на поддержку сферы научных исследований и разработок (НИОКР) оказывают существенное влияние на НТД в соответствующих странах. Важность анализа этих подходов за рубежом определяется необходимостью выявления тенденций и передовых практик, которые могут учитываться для совершенствования процессов бюджетной поддержки НИОКР в РФ. В настоящее время особую актуальность приобрело изучение опыта КНР по распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в связи со значительными успехами страны по развитию НТД. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в КНР в последние годы достигнут впечатляющий прогресс в сфере науки, технологий и инноваций, что в том числе является следствием высокого уровня государственной поддержки [1].
По информации Министерства науки и технологий КНР, расходы Китая на НИОКР по итогам 2023 г. составили более 3,3 трлн юаней (458,5 млрд долларов США), что представляет собой рост на 43% за 4 года (в 2019 г. данные расходы были на уровне 321,3 млрд долларов США) [2]. По информации Национального бюро статистики КНР, доля расходов на НИОКР в ВВП составила 2,65% в 2023 г. В общем объеме расходов на НИОКР в стране в 2023 г. преобладало финансирование со стороны предприятий (77,7%), а доля государственных научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений составляла соответственно 11,6% и 8,3%. Финансирование в основном направляется на экспериментальные разработки (82,2%), при этом намного ниже доля фундаментальных (6,77%) и прикладных (11,0%) исследований [3].
По данным ВОИС, из 3457400 патентных заявок, поданных во всех патентных офисах в мире в 2022 году, около половины (46,8%) было подано в патентный офис Китая. КНР также лидирует по количеству международных патентных заявок, поданных по системе PCT – 69610 ед. в 2023 году (США занимает второе место с 55678 заявками) [4]. В результате активного научно-технологического развития значительно улучшилась позиция Китая в Глобальном индексе инноваций – с 35 места в 2013 году [5] до 12 места в 2023 году [6]. КНР ставит амбициозные цели в сфере НИОКР - в Стратегии инновационного развития Китая, принятой в 2016 году, указано, что к 2050 году страна должна стать одним из основных центров науки и инноваций в мире, «мировой научно-технологической суперсилой» [7].
Общие тенденции развития подходов к распределению бюджетных средств на НИОКР исследовались в публикациях российских и зарубежных авторов. В частности, Миндели Л. Э., Черных С. И. [8] выделяют четыре исторически сложившиеся формы финансирования науки:
а) финансирование отдельных ученых, которые сами определяют направления и методы исследований;
б) финансирование научных организаций (которое в настоящее время осуществляется в форме государственного задания, или институционального финансирования);
в) грантовое финансирование проектов на конкурентной основе (данная форма активно используется в США и Европе);
г) программное финансирование (выделение бюджетных средств в соответствии с программами решения определенных социально-экономических задач).
Аландаров Р.А. и Тархановский К.О. выделяют следующие международные подходы к распределению бюджетных средств на НИОКР: а) ньютоновский подход - финансирование всех фундаментальных исследований безотносительно возможности последующего практического применения результатов; б) бэконовский подход – финансирование только тех НИОКР, результаты которых будут востребованы; в) джефферсонский подход - ориентация НИОКР на решение проблем социально-экономического развития [9].
Богачева О.В. и Смородинов О.В. на основе изучения опыта организации государственного финансирования в странах ОЭСР отмечают тенденции по увязке бюджетной поддержки НИОКР с национальными приоритетами и включения элементов бюджетирования, ориентированного на результат, в формы финансового обеспечения НИОКР [10]. Кроме того, Т.В. Саакян подчеркивает, что в настоящее время при предоставлении бюджетной поддержки для НИОКР оптимальным вариантом планирования, достижения и мониторинга научно-технических результатов является проектная форма управления [11].
По международной практике, бюджетные средства на поддержку НИОКР распределяются с помощью различных инструментов, которые могут быть объединены в две основные группы:
- конкурентные инструменты (распределение бюджетных средств для реализации исследовательских проектов, выбранных на основе конкурсных процедур);
- неконкурентные инструменты (институциональное или «блочное» финансирование исследовательских организаций без отбора проектов или программ) [12].
Как показано в ряде исследований по странам ЕС [13], ОЭСР [14] и БРИКС [15], государственная поддержка НИОКР является одним из факторов обеспечения экономического роста государств. Этому также способствует фокус на достижении национальных приоритетов и целей, в том числе в рамках определения приоритетных направлений исследований и разработок. Выделяется понятие Mission-oriented Innovation Policy [16, 17] и Mission-oriented R&D (исследования для достижения целей в тех областях, в которых частный сектор не имеет достаточных стимулов финансировать НИОКР – например, окружающая среда, здравоохранение, космос и др.) [18, 19]. Государства стараются активнее вовлекать частный сектор и общество как в определение таких приоритетов и целей, так и в финансирование НИОКР [20].
Различные аспекты государственной поддержки НИОКР в КНР также исследовались в научной литературе. В частности, можно отметить публикации ряда авторов из КНР и других стран о влиянии государственной поддержки на инновационную деятельность китайских компаний [21-23], технологическое развитие отдельных отраслей [24-26] и инфраструктуру в сфере НИОКР [27, 28]. Среди российских ученых вопросы государственной поддержки НИОКР в Китае изучались в работах Н.А. Пожиловой [29], С.А. Иванова [30], В.В. Горчакова [31], В.А. Ясинского и М.Ю. Кожевникова [32], Н.А. Багдасаряна и др. [33].
В то же время существует определенный пробел в анализе базовых особенностей применяемых в КНР подходов к бюджетной поддержке НИОКР, так как проведенные до настоящего времени исследования фокусировались либо на общем описании системы государственной поддержки НИОКР в КНР, либо на узких аспектах поддержки конкретных направлений науки и инноваций. Таким образом, цель исследования заключается в анализе подходов КНР к бюджетной поддержке НИОКР и выявлении ключевых особенностей данных подходов. Новизна исследования состоит в анализе подходов КНР в данной сфере с акцентом на те из них, которые могут быть применимы к российской практике. Исследование содействует в решении проблемы совершенствования подходов бюджетной поддержки НИОКР в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности и достижения национальных целей развития Российской Федерации. Гипотеза исследования заключалась в том, что существует возможность определить особенности, лежащие в основе подходов КНР к бюджетной поддержке НИОКР, а также выделить те из них, которые могут быть рассмотрены для применения в российской практике. Для проверки гипотезы в рамках исследования использовались следующие методы: анализ нормативной правовой базы КНР в части научно-технологического развития и бюджетной поддержки НИОКР, анализ статистических данных КНР по развитию сферы НИОКР, анализ выступлений и решений руководства КНР, анализ публикаций специализированных зарубежных институтов по изучению процессов научно-технологического и промышленного развития КНР.
Основная часть
Приоритеты и направления распределения бюджетных средств на НИОКР в КНР с учетом глобального контекста
Рассматривая вопросы распределения бюджетных средств для поддержки НИОКР в Китае, необходимо в первую очередь отметить, что развитие науки и инноваций в настоящее время приобрело для страны еще большую важность. В июле 2024 года на третьем пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая 20-го созыва принято решение о необходимости усиления координации комплексного распределения ресурсов на науку, технологии и инновации, а также интеграции научно-технических и промышленных инноваций в интересах высококачественного развития государства и обеспечения национальной безопасности [34]. Акцент на технологическом развитии, сокращении зависимости от импорта технологий, а также повышении качества экономического роста и устойчивости страны перед внешними шоками зафиксирован в 14-м пятилетнем плане социально-экономического развития Китая [35, 36].
Предпосылкой к этому в том числе послужила нарастающая внешнеполитическая и внешнеэкономическая напряженность в отношениях с западными партнерами КНР. Так, все больше ограничительных мер в виде торговых санкций, повышения пошлин на произведенные в КНР товары, сокращения научно-технологического сотрудничества и др. принимаются США, которыми Китай рассматривается как стратегический конкурент [37, 38]. Например, в 2022 году США ввели ограничения на сотрудничество с Китаем в сфере производства и экспорта полупроводников, а также принимают меры по сдерживанию развития крупных технологических компаний Китая и реализации китайских проектов по созданию производственных цепочек в сфере полупроводников. Кроме того, под влиянием США ограничения в части поставок полупроводников в КНР введены крупнейшими производителями Японии, Южной Кореи и Тайваня [37]. К антикитайским санкциям США в технологической сфере присоединились также Нидерланды, Великобритания и Германия [39].
В связи с усилением международной конкуренции на основе технологий, в КНР на государственном уровне уделяется особое внимание развитию продуктов и технологий, которые Китай вынужден импортировать в связи с тем, что страна не способна производить их в достаточном количестве или на необходимом уровне качества. В 2018 году газета Science and Technology Daily, которая издается под эгидой Министерства науки и технологий КНР, опубликовала серию из 35 статей, посвященных этим технологическим продуктам. В этот список вошли фотолитографические машины, чипы, операционные системы для компьютеров и мобильных телефонов, и др. [40]. Можно предположить, что эти технологические направления являются приоритетными для обеспечения технологической независимости КНР, и что они принимаются во внимание при разработке и выборе проектов для бюджетного финансирования [41].
По информации Национального бюро статистики КНР, объем бюджетных средств, направляемых на поддержку НИОКР, достиг в 2023 г. 1,196 трлн юаней, при этом доля финансирования со стороны центрального правительства была намного ниже, чем финансирования со стороны провинций (33,1 и 66,9% соответственно) [3]. Государственная поддержка НИОКР в КНР осуществляется по трем основным направлениям:
- Финансовая поддержка и налоговые льготы: прямые субсидии на НИОКР, налоговый вычет по расходам на НИОКР, льготы по подоходному налогу, субсидирование патентования, кредиты на развитие НТД, [42] государственные закупки инновационной продукции [43];
- Развитие рынка капитала для НТД: финансирование фондов венчурного капитала [44], инвестиционные фонды под управлением правительства для поддержки стратегических отраслей (к концу 3 квартала 2023 г. было создано 1557 фондов с общим объемом финансирования в 2,99 трлн юаней), поддержка привлечения капитала в технологические компании через фондовый рынок (выпуск акций и облигаций), научно-техническое страхование (включает почти 100 видов, включая личное и имущественное страхование, страхование ответственности, НИОКР и интеллектуальной собственности) [45];
- Стимулирование внедрения научно-технических разработок путем развития нормативной правовой базы на национальном уровне (решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая о дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения модернизации Китая от 2024 г. [46], Закон о содействии преобразованию научно-технических достижений от 1996 г.) [47], Закон о научно-техническом прогрессе от 2007 г. [48], Распоряжение о реализации Закона о содействии преобразованию научно-технических достижений от 2016 г. [49], План действий по содействию передаче и преобразованию научно-технических достижений от 2016 г. [50]), местном уровне (например, План действий Пекина по ускорению инноваций и развитию индустрии синтетического биопроизводства на 2024-2026 гг., [51] Положение Шанхая о содействии внедрению научно-технических достижений от 2017 г., [52] Правила Шанхая по содействию внедрению научно-технических достижений в медицинских учреждениях от 2022 г. [53]), и на уровне отдельных организаций (например, административный регламент по внедрению научно-технических достижений Фуданьского университета [54]).
По состоянию на 2023 год, в Китае реализовывались следующие основные меры поддержки проектов и инфраструктуры в сфере НИОКР (табл. 1):
Таблица 1. Меры поддержки проектов и инфраструктуры в сфере НИОКР
|
№
|
Мера поддержки
|
Описание
|
|
Поддержка проектов
| ||
|
1
|
Наиболее важные научно-технологические
мегапроекты
|
Финансирование на 1 проект –
около 50 млрд юаней. Продолжительность проектов – более 15 лет (реализуются с
2017 года). Общее количество проектов – 16.
|
|
2
|
Ключевые национальные проекты
НИОКР
|
Финансируется около 900
проектов прикладных исследований в год по 96 категориям, в размере около 20
млн юаней на проект. Продолжительность проектов 3-5 лет. Мера поддержки
реализуется с 2016 года.
|
|
3
|
Национальный фонд науки
|
Поддержка проектов
фундаментальных и прикладных исследований в размере около 0,570 млн юаней на
проект. Ежегодно поддерживается около 20 000 проектов. Мера поддержки
реализуется с 1986 года.
|
|
Поддержка
лабораторий и центров НИОКР
| ||
|
4
|
Национальные лаборатории
|
Создано 20 лабораторий для
проведения масштабных междисциплинарных исследований, с количеством
сотрудников от 100 до 1000 чел. Мера поддержки реализуется с 1984 г.
|
|
5
|
Ключевые государственные
лаборатории
|
Создание лабораторий
поддерживается с 1984 года. Общее количество лабораторий – 533, с количеством
сотрудников от 10 до 100. Фокусируются на исследованиях в узких областях
НИОКР.
|
|
6
|
Национальные центры
инжиниринговых исследований
|
Цель – обеспечить внедрение
научно-технических разработок в промышленность. С 1991 года создан 191 центр
(количество сотрудников от 10 до 100).
|
|
Зоны для создания и
внедрения инноваций
| ||
|
7
|
Зоны демонстрации инноваций
|
Создаются с 2009 года, общее
количество зон – 23.
|
|
8
|
Зоны высокотехнологичного
производства
|
Мера поддержки реализуется с
1988 года, создано 173 зоны.
|
|
9
|
Пилотные инновационные зоны
нового поколения в сфере искусственного интеллекта
|
Мера поддержки реализуется с
2019 года, создано 17 зон.
|
Mercator Institute for China Studies [55] отмечает, что цель системы поддержки НИОКР в КНР заключается в формировании эффективной инновационной цепочки, обеспечивающей весь процесс создания и внедрения результатов НИОКР, в том числе:
- при отборе проектов НИОКР наибольший акцент делается на перспективах коммерциализации;
- в части научных лабораторий государственные органы уходят от акцента на количестве публикаций и оценивают их деятельность на предмет уровня исследований и способности решать вызовы в ключевых технологических областях. Активно поддерживается создание ключевых государственных лабораторий в компаниях;
- деятельность особых зон для создания и внедрения инноваций все больше фокусируется на целях государства и на поддержке науки и технологий;
- наблюдается снижение числа создаваемых элементов инфраструктуры НИОКР (лабораторий и зон), так как государственные органы больше фокусируются на обеспечении качества их деятельности и эффективности расходования бюджетных средств.
Подходы к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР
Ключевой особенностью подходов к бюджетной поддержке НИОКР в КНР является акцент на проектах развития полного инновационного цикла – от фундаментальных исследований до массового производства. Для этого создаются консорциумы по разработке и внедрению конкретных технологических решений и продуктов. Государство создает систему стимулов для участников консорциумов, при этом поощряя рыночное взаимодействие между ними (например, размещение заказов крупных компаний среди малых и средних предприятий) [56].
Одним из основных инструментов стимулирования НИОКР является проведение конкурсов по поддержке проектов и инфраструктуры (по направлениям, определяемым совместно с промышленностью) [41]. К примерам реализации такого подхода можно отнести конкурс Министерства промышленности и информационных технологий КНР по выделению финансирования на решение 52 «инновационных вызовов» в различных сферах, таких как метавселенные, искусственный интеллект, гуманоидные роботы и интерфейсы мозг-компьютер. В рамках каждого «вызова» определены технические параметры, которым разработанные инновации должны соответствовать. В рамках конкурса поощряется кооперация участников (поддерживаются консорциумы, включающие до пяти организаций).
Другим примером является план инновационного развития сектора метавселенных, включая создание 3-5 крупных глобальных компаний в этой сфере, развитие множества малых и средних предприятий в узких областях, а также создание промышленных кластеров. План включает активизацию НИОКР в части базовых технологий для сектора, таких как искусственный интеллект, блокчейн, облачные вычисления, цифровые двойники и виртуальная реальность. Общая цель состоит в создании «Промышленной Метавселенной», которая будет поддерживать модернизацию ключевых отраслей промышленности с помощью технологий метавселенных (например, цифровые двойники производственных линий и управление логистикой на основе искусственного интеллекта) [57].
Общий подход к отбору проектов НИОКР для государственной поддержки в КНР включает следующие этапы [58, 59]:
– Министерство науки и технологий совместно с экспертным сообществом готовит руководство по подготовке заявок на реализацию проектов НИОКР и определяет перечень приоритетных направлений, в соответствии с которыми научные коллективы формируют свои проектные инициативы;
– поступившие заявки проходят предварительную экспертную оценку на предмет компетенций коллектива, актуальности и новизны, а также сравнения ожидаемых результатов с существующими, учтенными в национальной системе управления наукой и технологиями;
– при положительной предварительной экспертной оценке научные коллективы защищают официальную заявку по реализации проекта НИОКР и передают ее в оценочное агентство, которое проводит экспертизу бюджета проекта;
– итоговая заявка по реализации проекта НИОКР совместно с планом реализации и бюджетом проекта передается в Министерство науки и технологий, а также в Министерство финансов для подготовки заключения о целесообразности реализации проекта и его финансового обеспечения.
К отбору проектов и содействию в их реализации привлекаются профессиональные организации по отраслям науки и технологий. Весь процесс сбора заявок, оценки и итогового отбора проектов осуществляется в централизованной электронной платформе – национальной интегрированной системе управления наукой и технологиями.
Реформирование подходов к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР
Руководство КНР придает огромное значение совершенствованию системы поддержки науки и технологий в стране для ответа на возникающие перед страной глобальные вызовы. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин на Национальной научно-технической конференции, Конференции по присуждению Национальной научно-технической премии и Съезде академиков двух академий (июнь 2024 года) [60] отметил, что область высоких технологий стала главным полем международной конкуренции. Он подчеркнул, что для достижения технологического лидерства КНР предстоит провести реформу системы поддержки НИОКР, уделив особое внимание: системе управления НИОКР для решения стратегических задач страны; повышению интеграции науки и бизнеса на основе лидерской роли предприятий; обеспечению наиболее эффективного использования бюджетных ресурсов; развитию системы отбора и подготовки талантов в сфере науки и технологий и др.
С учетом решений, принятых в июле 2024 года на 3-м пленуме ЦК КПК 20-го созыва, в ближайшем будущем в КНР должна быть создана система поддержки НИОКР, обеспечивающая увеличение финансирования НИОКР, повышение его эффективности, стимулирование общества и экономических агентов к увеличению инвестиций в НИОКР, а также сочетание бюджетной поддержки НИОКР с рыночными инструментами [34].
В марте 2023 года была создана Центральная комиссия по науке и технологиям как орган формирования государственной научно-технической политики, с полномочиями издавать нормативные правовые акты в этой сфере [41]. Основные направления деятельности комиссии:
- руководство развитием и реформированием национальной инновационной системы;
- разработка национальных стратегий и планов в сфере НТД;
- постановка задач в сфере НТД и по ключевым проектам, а также распределение бюджетных средств на проекты и инфраструктуру НИОКР;
- содействие в интеграции гражданских и оборонных НИОКР [56].
Происходит реорганизация Министерства науки и технологий, которое оказывает поддержку деятельности Центральной комиссии по науке и технологиям. Министерство будет отвечать за разработку и реализацию планов по развитию науки и технологий во всех сферах в сотрудничестве с другими министерствами. Сохраняется роль Национального консультативного комитета по науке и технологиям, который будет разрабатывать важные решения Центрального комитета коммунистической партии Китая в области науки и технологий, а также отчитываться перед Центральной комиссией по науке и технологиям. При этом упраздняется часть структур, ранее вовлеченных в управление наукой и технологиями [61-63].
В рамках реформы государственной системы поддержки НИОКР развивается национальная интегрированная система управления наукой и технологиями. К числу особенностей системы можно отнести следующие [61, 64, 65]:
- обеспечение координации между министерствами, вовлеченными в поддержку НИОКР;
- привлечение профессиональных учреждений для управления проектами НИОКР;
- создание комитета по стратегическим консультациям и всестороннему обзору политики;
- создание единого механизма оценки и контроля;
- создание механизма своевременной корректировки политики государственной поддержки НИОКР;
- совершенствование национальной информационной системы управления наукой и технологиями (https://service.most.gov.cn).
Кроме того, осуществляется оптимизация научно-технических планов, специальных проектов, фондов и других элементов системы государственной поддержки НИОКР на национальном уровне. Эти элементы объединяются в пять направлений:
- Своя страна (фонд естественных наук);
- Крупные национальные научно-технические проекты;
- Национальный план ключевых исследований и разработок;
- Технологические инновации - специальный проект «Новое руководство» (фонд);
- Поддержка проектов талантливых исследователей [43].
Перспективным направлением реализации решений пленума ЦК КПК является создание модели осуществления научно-технических инвестиций «совместное создание дела, совместное использование результатов и взаимная выгода на рынке». Модель предусматривает реализацию двух новаторских мер с преимущественным участием государственных фондов [43, 66]:
- комплексная оценка инновационных проектов (разработан подробный процесс оценки проекта; создана команда специалистов в области правовой поддержки, привлечения инвестиций и технологий для проведения исследований спроса, оценки инвестиционных рисков, интервью с клиентами и т.д.; оказывается поддержка формирования бизнес-планов реализации проектов НИОКР);
- инновационное использование бюджетных ресурсов (подход предусматривает реализацию модели «сочетание отбора и финансирования, сначала инвестирование, а затем вложение в акции, умеренный доход и своевременный выход»). На начальных этапах научно-техническим проектам оказывается финансовая поддержка, чтобы коллектив мог сосредоточиться на реализации НИОКР. При доведении проекта до более высоких уровней готовности технологии бюджетные ассигнования конвертируются в инвестиции в акционерный капитал, после чего принимается решение о выходе из прямого участия в реализации проекта и осуществление его дальнейшей поддержки в рамках общих механизмов бюджетной поддержки НИОКР.
Выводы
В статье рассмотрены подходы к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР, являющейся одним из крупнейших глобальных игроков в сфере НИОКР с амбициями стать основным инновационным центром мира. Россия сталкивается с вызовами развития национальной инновационной системы, подобными таковым в Китае, но также с еще более серьезными ограничениями в части доступа к международному научно-технологическому обмену. В этой связи представляется актуальным использование опыта КНР в части развития системы поддержки НТД для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.
По результатам анализа можно выделить следующие особенности подходов к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР, которые могут быть рассмотрены для применения в Российской Федерации:
- акцент на координации и эффективности распределения бюджетных средств для достижения национальных целей в сфере НИОКР. Создана Центральная комиссия по науке и технологиям, выделено отдельное министерство по науке и технологиям с функциями координатора деятельности всех заинтересованных сторон по развитию инновационных цепочек. В последние годы снижается количество создаваемых организаций инфраструктуры НИОКР с целью обеспечить качество и эффективность деятельности уже имеющихся.
- концентрация на обеспечении технологического суверенитета. Бюджетная поддержка акцентируется на горизонтальных технологиях, которые отбираются совместно с промышленностью и могут оказать системное воздействие на все секторы экономики.
- развитие всей инновационной цепочки от создания результатов НИОКР до их масштабного использования в экономике. Приоритет отдается проектам, ориентированным на коммерческое применение результатов НИОКР. Одновременно развивается нормативная правовая база на всех уровнях для содействия внедрению результатов НИОКР. Соблюдается баланс бюджетной поддержки различных типов НИОКР – при акценте на проектах, способных принести практические результаты, поддерживаются также фундаментальные исследования в целях создания основы для долгосрочной технологической конкурентоспособности.
- применение комплексного подхода к распределению бюджетных средств, согласно которому прямое государственное финансирование НИОКР сочетается с мерами, стимулирующими приток инвестиций за счет частного сектора и поддержку проектов НИОКР на протяжении всего инновационного цикла. Приоритет отдается рыночным механизмам взаимодействия между заинтересованными сторонами (субконтрактация и др.) и распределения ресурсов (правительственные фонды управления, венчурный капитал и др.). Особый интерес представляет схема конвертации бюджетной поддержки в инвестиции в капитал компаний, создаваемых для коммерциализации результатов НИОКР.
Источники:
2. Кулагин В., Мишутин Г. Китай в 2023 году потратил на НИОКР более $458 млрд. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/03/06/1023890-kitai-potratil-na-niokr-bolee-458-mlrd?from=copy_text (дата обращения: 25.10.2024).
3. 2023年全国科技经费投入统计公报. Stats.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.cn/sj/zxfb/202410/t20241002_1956810.html (дата обращения: 23.10.2024).
4. Global IP filing activity in 2022. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/en/ipfactsandfigures/patents (дата обращения: 20.10.2024).
5. The Global Innovation Index 2013. The Local Dynamics of Innovation. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=368 (дата обращения: 10.10.2024).
6. Global Innovation Index 2023. Innovation in the face of uncertainty. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/web/global-innovation-index/2023/index (дата обращения: 10.10.2024).
7. 中共中央 国务院印发《国家创新驱动发展战略纲要》. Xinhuanet.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2016-05/19/c_1118898033.htm (дата обращения: 11.10.2024).
8. Мендели Л.Э., Черных С.И. Проблемы финансирования отечественной науки с учетом зарубежного опыта // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 4. – c. 89-103.
9. Аландаров Р.А., Тархановский К.О. Сравнительный анализ методологии организации финансирования научно-исследовательских работ на примере Российской Федерации, стран Западной Европы и Азии // Финансы: теория и практика. – 2017. – № 6(102). – c. 166-178. – doi: 10.26794/2587-5671-2017-21-6-166-177.
10. Богачева О.В., Смородинов О.В. Актуальные вопросы организации государственного финансирования НИОКР в странах ОЭСР // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2019. – № 2(48). – c. 37-50. – doi: 10.31107/2075-1990-2019-2-37-50.
11. Саакян Т.В. Нормативно-методическое обеспечение мониторинга достижения результатов НИОКР, осуществляемых за счет субсидий из федерального бюджета // Финансовый журнал. – 2024. – № 4. – c. 24-40. – doi: 10.31107/2075-1990-2024-4-24-40.
12. Ph. Larrue, Guellec D., Sgard F. New Trends in Public Research Funding. / In book: OECD Technology and Innovation Outlook 2018: Adapting to Technological and Societal Disruption. - Paris: OECD Publishing, 2018. – 185-204 p.
13. Szarowská I. Does public R&D expenditure matter for economic growth? GMM approach // Journal of International Studies. – 2017. – № 2. – p. 90-103.
14. Nair M., Pradhan P., Arvin M. Endogenous dynamics between R&D, ICT and economic growth: Empirical evidence from the OECD countries // Technology in Society. – 2020. – p. 101315. – doi: 10.1016/j.techsoc.2020.101315.
15. Wang Q., Zhang F. Does increasing investment in research and development promote economic growth decoupling from carbon emission growth? An empirical analysis of BRICS countries // Journal of Cleaner Production. – 2020. – p. 119853. – doi: 10.1016/j.jclepro.2019.119853.
16. Mazzucato M. Mission-oriented innovation policies: challenges and opportunities // Industrial and Corporate Change. – 2018. – № 5. – p. 803-815.
17. Janssen M., Torrens J., Wesseling J., Wanzenbo I. The promises and premises of mission-oriented innovation policy—A reflection and ways forward // Science and Public Policy. – 2021. – № 3. – p. 438-444. – doi: 10.1093/scipol/scaa072.
18. Ziesemer T.H.W. Mission-oriented R&D and growth // Journal of Applied Economics. – 2021. – № 1. – p. 460-477. – doi: 10.1080/15140326.2021.1963395.
19. Mowery D. What does economic theory tell us about mission-oriented R&D?. / In book: The New Economics of Technology Policy. - Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2009. – 456 p.
20. Vlasova V. Industry-science cooperation and public policy instruments utilization in the private sector // Journal of Business Research. – 2021. – p. 519-528.
21. Tang D., Li Yu., Zheng H., Yuan X. Government R&D spending, fiscal instruments and corporate technological innovation // China Journal of Accounting Research. – 2022. – № 3. – p. 100250. – doi: 10.1016/j.cjar.2022.100250.
22. Wang L., Wang Yu., Zhou J. Political connection, government R&D subsidies and innovation efficiency: Evidence from China // Finance Research Letters. – 2022. – p. 102953.
23. Gao Y., Hu Y., Liu X., Zhang H. Can public R&D subsidy facilitate firms’ exploratory innovation? The heterogeneous effects between central and local subsidy programs // Research Policy. – 2021. – № 4. – p. 104233. – doi: 10.1016/j.respol.2021.104221.
24. Colvin T., Liu I., Babou T., Wong G. A Brief Examination of Chinese Government Expenditures on Artificial Intelligence R&D. Jstor.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/resrep22826 (дата обращения: 07.11.2024).
25. Wu T., Yang Sh., Tan J. Impacts of government R&D subsidies on venture capital and renewable energy investment -- an empirical study in China // Research Policy. – 2020. – p. 101715. – doi: 10.1016/j.resourpol.2020.101715.
26. Shao Ya., Chen Zh. Can government subsidies promote the green technology innovation transformation? // Economic Analysis and Policy. – 2022. – p. 716-727. – doi: 10.1016/j.eap.2022.03.020.
27. Guan Ch., Jin Sh. Does the Type of Funding Affect Innovation? Evidence from Incubators in China // Sustainability. – 2023. – № 3. – p. 2548. – doi: 10.3390/su15032548.
28. Zhou Ju., Wang M. The role of government-industry-academia partnership in business incubation: Evidence from new R&D institutions in China // Technology in Society. – 2023. – p. 102194. – doi: 10.1016/j.techsoc.2022.102194.
29. Пожилова Н.А. Правовые основы осуществления финансирования науки, технологий и инноваций в Китае // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 4(68). – c. 183-190. – doi: 10.17803/2311-5998.2020.68.4.183-190.
30. Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. – 2018. – № 2(38). – c. 6-23. – doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23.
31. Горчаков В.В. Инновационное развитие КНР // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2024. – № 1(106). – c. 5-15. – doi: 10.24412/1815-0683-2024-1-5-15.
32. Ясинский В.А., Кожевников М.Ю. Борьба за технологический суверенитет: опыт Китая и уроки для России // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 5(200). – c. 196-209. – doi: 10.47711/0868-6351-200-196-209.
33. Багдасарян Н.А., Беляков Г.П., Батукова Л.Р. Опыт стратегического планирования научно-технологического развития в КНР и его использование в российской практике // Xi международная научно-практическая конференция «регионы россии: стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и программ: Россия: тенденции и перспективы развития. Курск, 2020. – c. 33-39.
34. 中国共产党第二十届中央委员会第三次全体会议公报». Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202407/content_6963409.htm?sid_for_share=80113_2 (дата обращения: 13.09.2024).
35. Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Литвинов А.А., Поташев Н.А. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cceis.hse.ru/data/2021/03/29/1386510407/14-я%20пятилетка.pdf?ysclid=m1t6uidt1i686774176 (дата обращения: 20.09.2024).
36. Garcia-Herrero A., Schindowski R. China’s quest for innovation: progress and bottlenecks. Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bruegel.org/working-paper/chinas-quest-innovation-progress-and-bottlenecks.
37. Лузянин С.Г. Китай – США: модель 2023. «Управляемый конфликт» или глобальный раскол? // Азия и Африка сегодня. – 2023. – № 2. – c. 5-13. – doi: 10.31857/S032150750024431-6.
38. Матвеенков К. На грани развода. Куда приведет технологическая война между Китаем и США?. Russiancouncil.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-grani-razvoda-kuda-privedet-tekhnologicheskaya-voyna-mezhdu-kitaem-i-ssha/?ysclid=m1ta9g9fks450853832 (дата обращения: 25.09.2024).
39. Сарханянц К. Китай готов отобрать у Запада самое редкое. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5939514 (дата обращения: 20.09.2024).
40. 35 Key “Stranglehold” Technologies. Cset.georgetown.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://cset.georgetown.edu/wp-content/uploads/t0335_stranglehold_tech_EN.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
41. Groenewegen-Lau J. Whole-of-nation innovation: Does China’s socialist system give it an edge in science and technology?. Merics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://merics.org/en/report/whole-nation-innovation-does-chinas-socialist-system-give-it-edge-science-and-technology (дата обращения: 29.09.2024).
42. 企业研发补贴由哪些政策. Qiye.qizhidao.com. [Электронный ресурс]. URL: https://qiye.qizhidao.com/article-qyview/841282584523800576.html (дата обращения: 25.10.2024).
43. 发挥财政职能作用 支持科技创新发展——财政科技事业10年回顾与展望. Sohu.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/551606365_120052222 (дата обращения: 25.10.2024).
44. 国务院办公厅关于印发《促进创业投资高质量发展的若干政策措施》的通知. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202406/content_6958231.htm (дата обращения: 25.10.2024).
45. 郭戎 张明喜 周代数 张俊芳 | 我国科技金融的发展与监问题研究. Flr-cass.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.flr-cass.org/newsinfo/7490832.html (дата обращения: 25.10.2024).
46. 中共中央关于进一步全面深化改革 推进中国式现代化的决定. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/202407/content_6963770.htm (дата обращения: 05.10.2024).
47. 中华人民共和国促进科技成果转化法 // gov.cn. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2015-08/30/content_2922111.htm (дата обращения: 09.10.2024).
48. 中华人民共和国科学技术进步法. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021-12/25/content_5664471.htm (дата обращения: 09.10.2024).
49. 国务院关于印发实施《中华人民共和国促进科技成果转化法》若干规定的通知. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2016-03/02/content_5048192.htm (дата обращения: 09.10.2024).
50. 国务院办公厅关于印发促进科技成果转移转化行动方案的通知. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2016-05/09/content_5071536.htm (дата обращения: 09.10.2024).
51. 北京市科学技术委员会、中关村科技园区管理委员会 北京市发展和改革委员会北京市经济和信息化局关于印发《北京市加快合成生物制造产业创新发展行动计划(2024-2026年)》的通知. Kw.beijing.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://kw.beijing.gov.cn/art/2024/9/14/art_10704_3372.html (дата обращения: 09.10.2024).
52. 上海市促进科技成果转化条例. Fgw.sh.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://fgw.sh.gov.cn/cmsres/a3/a3ea806656184dfd974120125e167a9c/3f4ff8f267502f90f01ef1e677342998.pdf (дата обращения: 25.10.2024).
53. 上海市科学技术委员会等关于印发《上海市促进医疗卫生机构科技成果转化操作细则(试行)》的通知. Shanghai.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shanghai.gov.cn/nw12344/20221117/5e816cb9eeda499895148b50c01d0275.html (дата обращения: 20.10.2024).
54. 复旦大学科技成果转化管理办法. Hupi.fudan.edu.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://hupi.fudan.edu.cn/__local/C/5D/A1/E2ACDAE72DDCBB4955A6AE056B1_17CC1532_6761A.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
55. Groenewegen-Lau J., Laha M. Controlling the innovation chain: China’s strategy to become a science & technology superpower. Merics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://merics.org/sites/default/files/2023-11/merics-report-controlling-the-innovation-chain_0.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
56. Naughton Barry, Tai Ming Cheung, Siwen Xiao, Yaosheng Xu, Yujing Yang Reorganization of China’s Science and Technology System. IGCC Working Paper No 10. [Электронный ресурс]. URL: https://escholarship.org/uc/item/8503h22s.
57. Brown A., Chang W., Groenewegen-Lau J., Hmaidi A., Sebastian G. China's competition-based research model + Tax benefits for chips and machinery + Metaverse. Merics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://merics.org/en/merics-briefs/chinas-competition-based-research-model-tax-benefits-chips-and-machinery-metaverse (дата обращения: 10.10.2024).
58. 课题申报 | 科技部关于发布国家重点研发计划“政府间国际科技创新合作”重点专项2024年度第三批项. Thepaper.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_27578967 (дата обращения: 24.10.2024).
59. 住房城乡建设部办公厅关于发布国家重点研发计划“城镇可持续发展关键技术与装备”重点专项2024年度项目申报指南和“揭榜挂帅”榜单的通知. Most.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://service.most.gov.cn/kjjh_tztg_all/20241018/5595.html (дата обращения: 24.10.2024).
60. 习近平:在全国科技大会、国家科学技术奖励大会、两院院士大会上的讲话. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202406/content_6959120.htm (дата обращения: 14.10.2024).
61. 中共中央 国务院印发《党和国家机构改革方案》. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2023/content_5748649.htm (дата обращения: 24.10.2024).
62. 组建中央科技委员会、重组科技部,大动作背后的“顶层设计”. Static.nfapp.southcn.com. [Электронный ресурс]. URL: https://static.nfapp.southcn.com/content/202303/16/c7462839.html (дата обращения: 24.10.2024).
63. 符合科技创新需要 重组科技部成改革“重头戏”. Finance.sina.com.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.sina.com.cn/jjxw/2023-03-11/doc-imyknaqz2659849.shtml (дата обращения: 24.10.2024).
64. 【科技强国有我】以新型科技管理体制推动科技创新. Rmlt.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rmlt.com.cn/2023/1026/686011.shtml (дата обращения: 25.10.2024).
65. 增强国家创新体系一体化能力. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sx-dj.gov.cn/dylt/jwsp/1812675000460988418.html (дата обращения: 25.10.2024).
66. 证监会: 鼓励支持以“科技成果+认股权”方式入股企业,专利可根据市场化估值和认股权协议约定获取相应股权!. Zz.smehn.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://zz.smehn.cn/News/Detail?id=1266618&categoryId=519 (дата обращения: 25.10.2024).
Страница обновлена: 12.09.2025 в 16:02:25
Download PDF | Downloads: 36
Approaches to the allocation of budget funds to support the development of science and technology in China
Zolotarev A.P., Borel A.E.Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (October-December 2024)
Abstract:
The article presents the results of a study on the system of state support for science and technology in the People\'s Republic of China. The novelty of the study consists in the analysis of the approaches of the People\'s Republic of China to the allocation of budget funds to support scientific R&D, taking into account the decisions of the Central Committee of the Communist Party of China on further comprehensive deepening of reforms to promote the modernization of China in 2024, which can be applied to the Russian practice. The Chinese government considers the science and technology sector as the main factor of the country\'s international competitiveness and promotes its development through the implementation of a wide range of measures, including direct funding, tax incentives, public procurement, support for the introduction of scientific and technological achievements, etc. In recent years, China has achieved significant successes in this area. Therefore, the study of the country\'s experience in R&D budgetary support is relevant for the Russian Federation. Thus, the research contributes to solving the problem of improving approaches to budget support for research and development in order to ensure global competitiveness and achieve the national development goals of the Russian Federation. The results of the study are of practical importance, since the experience of the People\'s Republic of China can be used to improve approaches to the allocation of budget funds to support scientific R&D in the Russian Federation. The research will be interesting for scientists and practitioners in the field of public administration of science and innovation.
Keywords: R&D state support, budget funds allocation, foreign experience
JEL-classification: O30, O31, O32, L86
