Анализ подходов к распределению бюджетных средств на поддержку развития науки и технологий в КНР

Золотарев А.П.1, Борель А.Э.1
1 Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В публикации представлены результаты исследования, предметом которого являлась система государственной поддержки науки и технологий в КНР. Новизна исследования состоит в анализе подходов КНР к распределению бюджетных средств на поддержку сферы научных исследований и разработок, с учетом решений Центрального комитета Коммунистической партии Китая о дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения модернизации Китая 2024 года, которые могут быть применимы к российской практике. Правительство Китая рассматривает отрасль науки и технологий как основной фактор международной конкурентоспособности страны и содействует их развитию путем реализации широкого комплекса мер, включая прямое финансирование, налоговые льготы, государственные закупки, поддержка внедрения научно-технических достижений и др. В последние годы Китай достиг значительных успехов в этой сфере, в связи с чем изучение опыта данной страны по бюджетной поддержке сферы научных исследований и разработок является актуальным для РФ. Таким образом, исследование содействует в решении проблемы совершенствования подходов бюджетной поддержки сферы научных исследований и разработок в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности и достижения национальных целей развития Российской Федерации. Результаты исследования имеют практическую значимость, так как опыт КНР может быть использован для совершенствования подходов к распределению бюджетных средств на поддержку сферы научных исследований и разработок в РФ. Исследование будет интересно для ученых и практиков в сфере государственного управления наукой и инновациями.

Ключевые слова: государственная поддержка НИОКР; распределение бюджетных средств; зарубежный опыт

JEL-классификация: O30, O31, O32, L86



Введение

Интенсивность и масштабы научной и технологической деятельности (НТД) являются одними из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность страны в мировой экономике. Подходы государства к распределению бюджетных средств на поддержку сферы научных исследований и разработок (НИОКР) оказывают существенное влияние на НТД в соответствующих странах. Важность анализа этих подходов за рубежом определяется необходимостью выявления тенденций и передовых практик, которые могут учитываться для совершенствования процессов бюджетной поддержки НИОКР в РФ. В настоящее время особую актуальность приобрело изучение опыта КНР по распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в связи со значительными успехами страны по развитию НТД. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в КНР в последние годы достигнут впечатляющий прогресс в сфере науки, технологий и инноваций, что в том числе является следствием высокого уровня государственной поддержки [1].

По информации Министерства науки и технологий КНР, расходы Китая на НИОКР по итогам 2023 г. составили более 3,3 трлн юаней (458,5 млрд долларов США), что представляет собой рост на 43% за 4 года (в 2019 г. данные расходы были на уровне 321,3 млрд долларов США) [2]. По информации Национального бюро статистики КНР, доля расходов на НИОКР в ВВП составила 2,65% в 2023 г. В общем объеме расходов на НИОКР в стране в 2023 г. преобладало финансирование со стороны предприятий (77,7%), а доля государственных научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений составляла соответственно 11,6% и 8,3%. Финансирование в основном направляется на экспериментальные разработки (82,2%), при этом намного ниже доля фундаментальных (6,77%) и прикладных (11,0%) исследований [3].

По данным ВОИС, из 3457400 патентных заявок, поданных во всех патентных офисах в мире в 2022 году, около половины (46,8%) было подано в патентный офис Китая. КНР также лидирует по количеству международных патентных заявок, поданных по системе PCT – 69610 ед. в 2023 году (США занимает второе место с 55678 заявками) [4]. В результате активного научно-технологического развития значительно улучшилась позиция Китая в Глобальном индексе инноваций – с 35 места в 2013 году [5] до 12 места в 2023 году [6]. КНР ставит амбициозные цели в сфере НИОКР - в Стратегии инновационного развития Китая, принятой в 2016 году, указано, что к 2050 году страна должна стать одним из основных центров науки и инноваций в мире, «мировой научно-технологической суперсилой» [7].

Общие тенденции развития подходов к распределению бюджетных средств на НИОКР исследовались в публикациях российских и зарубежных авторов. В частности, Миндели Л. Э., Черных С. И. [8] выделяют четыре исторически сложившиеся формы финансирования науки:

а) финансирование отдельных ученых, которые сами определяют направления и методы исследований;

б) финансирование научных организаций (которое в настоящее время осуществляется в форме государственного задания, или институционального финансирования);

в) грантовое финансирование проектов на конкурентной основе (данная форма активно используется в США и Европе);

г) программное финансирование (выделение бюджетных средств в соответствии с программами решения определенных социально-экономических задач).

Аландаров Р.А. и Тархановский К.О. выделяют следующие международные подходы к распределению бюджетных средств на НИОКР: а) ньютоновский подход - финансирование всех фундаментальных исследований безотносительно возможности последующего практического применения результатов; б) бэконовский подход – финансирование только тех НИОКР, результаты которых будут востребованы; в) джефферсонский подход - ориентация НИОКР на решение проблем социально-экономического развития [9].

Богачева О.В. и Смородинов О.В. на основе изучения опыта организации государственного финансирования в странах ОЭСР отмечают тенденции по увязке бюджетной поддержки НИОКР с национальными приоритетами и включения элементов бюджетирования, ориентированного на результат, в формы финансового обеспечения НИОКР [10]. Кроме того, Т.В. Саакян подчеркивает, что в настоящее время при предоставлении бюджетной поддержки для НИОКР оптимальным вариантом планирования, достижения и мониторинга научно-технических результатов является проектная форма управления [11].

По международной практике, бюджетные средства на поддержку НИОКР распределяются с помощью различных инструментов, которые могут быть объединены в две основные группы:

- конкурентные инструменты (распределение бюджетных средств для реализации исследовательских проектов, выбранных на основе конкурсных процедур);

- неконкурентные инструменты (институциональное или «блочное» финансирование исследовательских организаций без отбора проектов или программ) [12].

Как показано в ряде исследований по странам ЕС [13], ОЭСР [14] и БРИКС [15], государственная поддержка НИОКР является одним из факторов обеспечения экономического роста государств. Этому также способствует фокус на достижении национальных приоритетов и целей, в том числе в рамках определения приоритетных направлений исследований и разработок. Выделяется понятие Mission-oriented Innovation Policy [16, 17] и Mission-oriented R&D (исследования для достижения целей в тех областях, в которых частный сектор не имеет достаточных стимулов финансировать НИОКР – например, окружающая среда, здравоохранение, космос и др.) [18, 19]. Государства стараются активнее вовлекать частный сектор и общество как в определение таких приоритетов и целей, так и в финансирование НИОКР [20].

Различные аспекты государственной поддержки НИОКР в КНР также исследовались в научной литературе. В частности, можно отметить публикации ряда авторов из КНР и других стран о влиянии государственной поддержки на инновационную деятельность китайских компаний [21-23], технологическое развитие отдельных отраслей [24-26] и инфраструктуру в сфере НИОКР [27, 28]. Среди российских ученых вопросы государственной поддержки НИОКР в Китае изучались в работах Н.А. Пожиловой [29], С.А. Иванова [30], В.В. Горчакова [31], В.А. Ясинского и М.Ю. Кожевникова [32], Н.А. Багдасаряна и др. [33].

В то же время существует определенный пробел в анализе базовых особенностей применяемых в КНР подходов к бюджетной поддержке НИОКР, так как проведенные до настоящего времени исследования фокусировались либо на общем описании системы государственной поддержки НИОКР в КНР, либо на узких аспектах поддержки конкретных направлений науки и инноваций. Таким образом, цель исследования заключается в анализе подходов КНР к бюджетной поддержке НИОКР и выявлении ключевых особенностей данных подходов. Новизна исследования состоит в анализе подходов КНР в данной сфере с акцентом на те из них, которые могут быть применимы к российской практике. Исследование содействует в решении проблемы совершенствования подходов бюджетной поддержки НИОКР в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности и достижения национальных целей развития Российской Федерации. Гипотеза исследования заключалась в том, что существует возможность определить особенности, лежащие в основе подходов КНР к бюджетной поддержке НИОКР, а также выделить те из них, которые могут быть рассмотрены для применения в российской практике. Для проверки гипотезы в рамках исследования использовались следующие методы: анализ нормативной правовой базы КНР в части научно-технологического развития и бюджетной поддержки НИОКР, анализ статистических данных КНР по развитию сферы НИОКР, анализ выступлений и решений руководства КНР, анализ публикаций специализированных зарубежных институтов по изучению процессов научно-технологического и промышленного развития КНР.

Основная часть

Приоритеты и направления распределения бюджетных средств на НИОКР в КНР с учетом глобального контекста

Рассматривая вопросы распределения бюджетных средств для поддержки НИОКР в Китае, необходимо в первую очередь отметить, что развитие науки и инноваций в настоящее время приобрело для страны еще большую важность. В июле 2024 года на третьем пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Китая 20-го созыва принято решение о необходимости усиления координации комплексного распределения ресурсов на науку, технологии и инновации, а также интеграции научно-технических и промышленных инноваций в интересах высококачественного развития государства и обеспечения национальной безопасности [34]. Акцент на технологическом развитии, сокращении зависимости от импорта технологий, а также повышении качества экономического роста и устойчивости страны перед внешними шоками зафиксирован в 14-м пятилетнем плане социально-экономического развития Китая [35, 36].

Предпосылкой к этому в том числе послужила нарастающая внешнеполитическая и внешнеэкономическая напряженность в отношениях с западными партнерами КНР. Так, все больше ограничительных мер в виде торговых санкций, повышения пошлин на произведенные в КНР товары, сокращения научно-технологического сотрудничества и др. принимаются США, которыми Китай рассматривается как стратегический конкурент [37, 38]. Например, в 2022 году США ввели ограничения на сотрудничество с Китаем в сфере производства и экспорта полупроводников, а также принимают меры по сдерживанию развития крупных технологических компаний Китая и реализации китайских проектов по созданию производственных цепочек в сфере полупроводников. Кроме того, под влиянием США ограничения в части поставок полупроводников в КНР введены крупнейшими производителями Японии, Южной Кореи и Тайваня [37]. К антикитайским санкциям США в технологической сфере присоединились также Нидерланды, Великобритания и Германия [39].

В связи с усилением международной конкуренции на основе технологий, в КНР на государственном уровне уделяется особое внимание развитию продуктов и технологий, которые Китай вынужден импортировать в связи с тем, что страна не способна производить их в достаточном количестве или на необходимом уровне качества. В 2018 году газета Science and Technology Daily, которая издается под эгидой Министерства науки и технологий КНР, опубликовала серию из 35 статей, посвященных этим технологическим продуктам. В этот список вошли фотолитографические машины, чипы, операционные системы для компьютеров и мобильных телефонов, и др. [40]. Можно предположить, что эти технологические направления являются приоритетными для обеспечения технологической независимости КНР, и что они принимаются во внимание при разработке и выборе проектов для бюджетного финансирования [41].

По информации Национального бюро статистики КНР, объем бюджетных средств, направляемых на поддержку НИОКР, достиг в 2023 г. 1,196 трлн юаней, при этом доля финансирования со стороны центрального правительства была намного ниже, чем финансирования со стороны провинций (33,1 и 66,9% соответственно) [3]. Государственная поддержка НИОКР в КНР осуществляется по трем основным направлениям:

- Финансовая поддержка и налоговые льготы: прямые субсидии на НИОКР, налоговый вычет по расходам на НИОКР, льготы по подоходному налогу, субсидирование патентования, кредиты на развитие НТД, [42] государственные закупки инновационной продукции [43];

- Развитие рынка капитала для НТД: финансирование фондов венчурного капитала [44], инвестиционные фонды под управлением правительства для поддержки стратегических отраслей (к концу 3 квартала 2023 г. было создано 1557 фондов с общим объемом финансирования в 2,99 трлн юаней), поддержка привлечения капитала в технологические компании через фондовый рынок (выпуск акций и облигаций), научно-техническое страхование (включает почти 100 видов, включая личное и имущественное страхование, страхование ответственности, НИОКР и интеллектуальной собственности) [45];

- Стимулирование внедрения научно-технических разработок путем развития нормативной правовой базы на национальном уровне (решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая о дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения модернизации Китая от 2024 г. [46], Закон о содействии преобразованию научно-технических достижений от 1996 г.) [47], Закон о научно-техническом прогрессе от 2007 г. [48], Распоряжение о реализации Закона о содействии преобразованию научно-технических достижений от 2016 г. [49], План действий по содействию передаче и преобразованию научно-технических достижений от 2016 г. [50]), местном уровне (например, План действий Пекина по ускорению инноваций и развитию индустрии синтетического биопроизводства на 2024-2026 гг., [51] Положение Шанхая о содействии внедрению научно-технических достижений от 2017 г., [52] Правила Шанхая по содействию внедрению научно-технических достижений в медицинских учреждениях от 2022 г. [53]), и на уровне отдельных организаций (например, административный регламент по внедрению научно-технических достижений Фуданьского университета [54]).

По состоянию на 2023 год, в Китае реализовывались следующие основные меры поддержки проектов и инфраструктуры в сфере НИОКР (табл. 1):

Таблица 1. Меры поддержки проектов и инфраструктуры в сфере НИОКР


Мера поддержки
Описание
Поддержка проектов
1
Наиболее важные научно-технологические мегапроекты
Финансирование на 1 проект – около 50 млрд юаней. Продолжительность проектов – более 15 лет (реализуются с 2017 года). Общее количество проектов – 16.
2
Ключевые национальные проекты НИОКР
Финансируется около 900 проектов прикладных исследований в год по 96 категориям, в размере около 20 млн юаней на проект. Продолжительность проектов 3-5 лет. Мера поддержки реализуется с 2016 года.
3
Национальный фонд науки
Поддержка проектов фундаментальных и прикладных исследований в размере около 0,570 млн юаней на проект. Ежегодно поддерживается около 20 000 проектов. Мера поддержки реализуется с 1986 года.
Поддержка лабораторий и центров НИОКР
4
Национальные лаборатории
Создано 20 лабораторий для проведения масштабных междисциплинарных исследований, с количеством сотрудников от 100 до 1000 чел. Мера поддержки реализуется с 1984 г.
5
Ключевые государственные лаборатории
Создание лабораторий поддерживается с 1984 года. Общее количество лабораторий – 533, с количеством сотрудников от 10 до 100. Фокусируются на исследованиях в узких областях НИОКР.
6
Национальные центры инжиниринговых исследований
Цель – обеспечить внедрение научно-технических разработок в промышленность. С 1991 года создан 191 центр (количество сотрудников от 10 до 100).
Зоны для создания и внедрения инноваций
7
Зоны демонстрации инноваций
Создаются с 2009 года, общее количество зон – 23.
8
Зоны высокотехнологичного производства
Мера поддержки реализуется с 1988 года, создано 173 зоны.
9
Пилотные инновационные зоны нового поколения в сфере искусственного интеллекта
Мера поддержки реализуется с 2019 года, создано 17 зон.
Источник: составлено авторами по информации Mercator Institute for China Studies [55]

Mercator Institute for China Studies [55] отмечает, что цель системы поддержки НИОКР в КНР заключается в формировании эффективной инновационной цепочки, обеспечивающей весь процесс создания и внедрения результатов НИОКР, в том числе:

- при отборе проектов НИОКР наибольший акцент делается на перспективах коммерциализации;

- в части научных лабораторий государственные органы уходят от акцента на количестве публикаций и оценивают их деятельность на предмет уровня исследований и способности решать вызовы в ключевых технологических областях. Активно поддерживается создание ключевых государственных лабораторий в компаниях;

- деятельность особых зон для создания и внедрения инноваций все больше фокусируется на целях государства и на поддержке науки и технологий;

- наблюдается снижение числа создаваемых элементов инфраструктуры НИОКР (лабораторий и зон), так как государственные органы больше фокусируются на обеспечении качества их деятельности и эффективности расходования бюджетных средств.

Подходы к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР

Ключевой особенностью подходов к бюджетной поддержке НИОКР в КНР является акцент на проектах развития полного инновационного цикла – от фундаментальных исследований до массового производства. Для этого создаются консорциумы по разработке и внедрению конкретных технологических решений и продуктов. Государство создает систему стимулов для участников консорциумов, при этом поощряя рыночное взаимодействие между ними (например, размещение заказов крупных компаний среди малых и средних предприятий) [56].

Одним из основных инструментов стимулирования НИОКР является проведение конкурсов по поддержке проектов и инфраструктуры (по направлениям, определяемым совместно с промышленностью) [41]. К примерам реализации такого подхода можно отнести конкурс Министерства промышленности и информационных технологий КНР по выделению финансирования на решение 52 «инновационных вызовов» в различных сферах, таких как метавселенные, искусственный интеллект, гуманоидные роботы и интерфейсы мозг-компьютер. В рамках каждого «вызова» определены технические параметры, которым разработанные инновации должны соответствовать. В рамках конкурса поощряется кооперация участников (поддерживаются консорциумы, включающие до пяти организаций).

Другим примером является план инновационного развития сектора метавселенных, включая создание 3-5 крупных глобальных компаний в этой сфере, развитие множества малых и средних предприятий в узких областях, а также создание промышленных кластеров. План включает активизацию НИОКР в части базовых технологий для сектора, таких как искусственный интеллект, блокчейн, облачные вычисления, цифровые двойники и виртуальная реальность. Общая цель состоит в создании «Промышленной Метавселенной», которая будет поддерживать модернизацию ключевых отраслей промышленности с помощью технологий метавселенных (например, цифровые двойники производственных линий и управление логистикой на основе искусственного интеллекта) [57].

Общий подход к отбору проектов НИОКР для государственной поддержки в КНР включает следующие этапы [58, 59]:

– Министерство науки и технологий совместно с экспертным сообществом готовит руководство по подготовке заявок на реализацию проектов НИОКР и определяет перечень приоритетных направлений, в соответствии с которыми научные коллективы формируют свои проектные инициативы;

– поступившие заявки проходят предварительную экспертную оценку на предмет компетенций коллектива, актуальности и новизны, а также сравнения ожидаемых результатов с существующими, учтенными в национальной системе управления наукой и технологиями;

– при положительной предварительной экспертной оценке научные коллективы защищают официальную заявку по реализации проекта НИОКР и передают ее в оценочное агентство, которое проводит экспертизу бюджета проекта;

– итоговая заявка по реализации проекта НИОКР совместно с планом реализации и бюджетом проекта передается в Министерство науки и технологий, а также в Министерство финансов для подготовки заключения о целесообразности реализации проекта и его финансового обеспечения.

К отбору проектов и содействию в их реализации привлекаются профессиональные организации по отраслям науки и технологий. Весь процесс сбора заявок, оценки и итогового отбора проектов осуществляется в централизованной электронной платформе – национальной интегрированной системе управления наукой и технологиями.

Реформирование подходов к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР

Руководство КНР придает огромное значение совершенствованию системы поддержки науки и технологий в стране для ответа на возникающие перед страной глобальные вызовы. Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин на Национальной научно-технической конференции, Конференции по присуждению Национальной научно-технической премии и Съезде академиков двух академий (июнь 2024 года) [60] отметил, что область высоких технологий стала главным полем международной конкуренции. Он подчеркнул, что для достижения технологического лидерства КНР предстоит провести реформу системы поддержки НИОКР, уделив особое внимание: системе управления НИОКР для решения стратегических задач страны; повышению интеграции науки и бизнеса на основе лидерской роли предприятий; обеспечению наиболее эффективного использования бюджетных ресурсов; развитию системы отбора и подготовки талантов в сфере науки и технологий и др.

С учетом решений, принятых в июле 2024 года на 3-м пленуме ЦК КПК 20-го созыва, в ближайшем будущем в КНР должна быть создана система поддержки НИОКР, обеспечивающая увеличение финансирования НИОКР, повышение его эффективности, стимулирование общества и экономических агентов к увеличению инвестиций в НИОКР, а также сочетание бюджетной поддержки НИОКР с рыночными инструментами [34].

В марте 2023 года была создана Центральная комиссия по науке и технологиям как орган формирования государственной научно-технической политики, с полномочиями издавать нормативные правовые акты в этой сфере [41]. Основные направления деятельности комиссии:

- руководство развитием и реформированием национальной инновационной системы;

- разработка национальных стратегий и планов в сфере НТД;

- постановка задач в сфере НТД и по ключевым проектам, а также распределение бюджетных средств на проекты и инфраструктуру НИОКР;

- содействие в интеграции гражданских и оборонных НИОКР [56].

Происходит реорганизация Министерства науки и технологий, которое оказывает поддержку деятельности Центральной комиссии по науке и технологиям. Министерство будет отвечать за разработку и реализацию планов по развитию науки и технологий во всех сферах в сотрудничестве с другими министерствами. Сохраняется роль Национального консультативного комитета по науке и технологиям, который будет разрабатывать важные решения Центрального комитета коммунистической партии Китая в области науки и технологий, а также отчитываться перед Центральной комиссией по науке и технологиям. При этом упраздняется часть структур, ранее вовлеченных в управление наукой и технологиями [61-63].

В рамках реформы государственной системы поддержки НИОКР развивается национальная интегрированная система управления наукой и технологиями. К числу особенностей системы можно отнести следующие [61, 64, 65]:

- обеспечение координации между министерствами, вовлеченными в поддержку НИОКР;

- привлечение профессиональных учреждений для управления проектами НИОКР;

- создание комитета по стратегическим консультациям и всестороннему обзору политики;

- создание единого механизма оценки и контроля;

- создание механизма своевременной корректировки политики государственной поддержки НИОКР;

- совершенствование национальной информационной системы управления наукой и технологиями (https://service.most.gov.cn).

Кроме того, осуществляется оптимизация научно-технических планов, специальных проектов, фондов и других элементов системы государственной поддержки НИОКР на национальном уровне. Эти элементы объединяются в пять направлений:

- Своя страна (фонд естественных наук);

- Крупные национальные научно-технические проекты;

- Национальный план ключевых исследований и разработок;

- Технологические инновации - специальный проект «Новое руководство» (фонд);

- Поддержка проектов талантливых исследователей [43].

Перспективным направлением реализации решений пленума ЦК КПК является создание модели осуществления научно-технических инвестиций «совместное создание дела, совместное использование результатов и взаимная выгода на рынке». Модель предусматривает реализацию двух новаторских мер с преимущественным участием государственных фондов [43, 66]:

- комплексная оценка инновационных проектов (разработан подробный процесс оценки проекта; создана команда специалистов в области правовой поддержки, привлечения инвестиций и технологий для проведения исследований спроса, оценки инвестиционных рисков, интервью с клиентами и т.д.; оказывается поддержка формирования бизнес-планов реализации проектов НИОКР);

- инновационное использование бюджетных ресурсов (подход предусматривает реализацию модели «сочетание отбора и финансирования, сначала инвестирование, а затем вложение в акции, умеренный доход и своевременный выход»). На начальных этапах научно-техническим проектам оказывается финансовая поддержка, чтобы коллектив мог сосредоточиться на реализации НИОКР. При доведении проекта до более высоких уровней готовности технологии бюджетные ассигнования конвертируются в инвестиции в акционерный капитал, после чего принимается решение о выходе из прямого участия в реализации проекта и осуществление его дальнейшей поддержки в рамках общих механизмов бюджетной поддержки НИОКР.

Выводы

В статье рассмотрены подходы к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР, являющейся одним из крупнейших глобальных игроков в сфере НИОКР с амбициями стать основным инновационным центром мира. Россия сталкивается с вызовами развития национальной инновационной системы, подобными таковым в Китае, но также с еще более серьезными ограничениями в части доступа к международному научно-технологическому обмену. В этой связи представляется актуальным использование опыта КНР в части развития системы поддержки НТД для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.

По результатам анализа можно выделить следующие особенности подходов к распределению бюджетных средств для поддержки НИОКР в КНР, которые могут быть рассмотрены для применения в Российской Федерации:

- акцент на координации и эффективности распределения бюджетных средств для достижения национальных целей в сфере НИОКР. Создана Центральная комиссия по науке и технологиям, выделено отдельное министерство по науке и технологиям с функциями координатора деятельности всех заинтересованных сторон по развитию инновационных цепочек. В последние годы снижается количество создаваемых организаций инфраструктуры НИОКР с целью обеспечить качество и эффективность деятельности уже имеющихся.

- концентрация на обеспечении технологического суверенитета. Бюджетная поддержка акцентируется на горизонтальных технологиях, которые отбираются совместно с промышленностью и могут оказать системное воздействие на все секторы экономики.

- развитие всей инновационной цепочки от создания результатов НИОКР до их масштабного использования в экономике. Приоритет отдается проектам, ориентированным на коммерческое применение результатов НИОКР. Одновременно развивается нормативная правовая база на всех уровнях для содействия внедрению результатов НИОКР. Соблюдается баланс бюджетной поддержки различных типов НИОКР – при акценте на проектах, способных принести практические результаты, поддерживаются также фундаментальные исследования в целях создания основы для долгосрочной технологической конкурентоспособности.

- применение комплексного подхода к распределению бюджетных средств, согласно которому прямое государственное финансирование НИОКР сочетается с мерами, стимулирующими приток инвестиций за счет частного сектора и поддержку проектов НИОКР на протяжении всего инновационного цикла. Приоритет отдается рыночным механизмам взаимодействия между заинтересованными сторонами (субконтрактация и др.) и распределения ресурсов (правительственные фонды управления, венчурный капитал и др.). Особый интерес представляет схема конвертации бюджетной поддержки в инвестиции в капитал компаний, создаваемых для коммерциализации результатов НИОКР.


Источники:

1. Гершман М.А, Иванова И.А., Кузнецова Т.Е. Китай расставляет акценты в научно-технической политике. Исиэз ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/822382493.html (дата обращения: 04.10.2024).
2. Кулагин В., Мишутин Г. Китай в 2023 году потратил на НИОКР более $458 млрд. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/03/06/1023890-kitai-potratil-na-niokr-bolee-458-mlrd?from=copy_text (дата обращения: 25.10.2024).
3. 2023年全国科技经费投入统计公报. Stats.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.cn/sj/zxfb/202410/t20241002_1956810.html (дата обращения: 23.10.2024).
4. Global IP filing activity in 2022. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/en/ipfactsandfigures/patents (дата обращения: 20.10.2024).
5. The Global Innovation Index 2013. The Local Dynamics of Innovation. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/publications/en/details.jsp?id=368 (дата обращения: 10.10.2024).
6. Global Innovation Index 2023. Innovation in the face of uncertainty. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/web/global-innovation-index/2023/index (дата обращения: 10.10.2024).
7. 中共中央 国务院印发《国家创新驱动发展战略纲要》. Xinhuanet.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xinhuanet.com/politics/2016-05/19/c_1118898033.htm (дата обращения: 11.10.2024).
8. Мендели Л.Э., Черных С.И. Проблемы финансирования отечественной науки с учетом зарубежного опыта // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 4. – c. 89-103.
9. Аландаров Р.А., Тархановский К.О. Сравнительный анализ методологии организации финансирования научно-исследовательских работ на примере Российской Федерации, стран Западной Европы и Азии // Финансы: теория и практика. – 2017. – № 6(102). – c. 166-178. – doi: 10.26794/2587-5671-2017-21-6-166-177.
10. Богачева О.В., Смородинов О.В. Актуальные вопросы организации государственного финансирования НИОКР в странах ОЭСР // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2019. – № 2(48). – c. 37-50. – doi: 10.31107/2075-1990-2019-2-37-50.
11. Саакян Т.В. Нормативно-методическое обеспечение мониторинга достижения результатов НИОКР, осуществляемых за счет субсидий из федерального бюджета // Финансовый журнал. – 2024. – № 4. – c. 24-40. – doi: 10.31107/2075-1990-2024-4-24-40.
12. Ph. Larrue, Guellec D., Sgard F. New Trends in Public Research Funding. / In book: OECD Technology and Innovation Outlook 2018: Adapting to Technological and Societal Disruption. - Paris: OECD Publishing, 2018. – 185-204 p.
13. Szarowská I. Does public R&D expenditure matter for economic growth? GMM approach // Journal of International Studies. – 2017. – № 2. – p. 90-103.
14. Nair M., Pradhan P., Arvin M. Endogenous dynamics between R&D, ICT and economic growth: Empirical evidence from the OECD countries // Technology in Society. – 2020. – p. 101315. – doi: 10.1016/j.techsoc.2020.101315.
15. Wang Q., Zhang F. Does increasing investment in research and development promote economic growth decoupling from carbon emission growth? An empirical analysis of BRICS countries // Journal of Cleaner Production. – 2020. – p. 119853. – doi: 10.1016/j.jclepro.2019.119853.
16. Mazzucato M. Mission-oriented innovation policies: challenges and opportunities // Industrial and Corporate Change. – 2018. – № 5. – p. 803-815.
17. Janssen M., Torrens J., Wesseling J., Wanzenbo I. The promises and premises of mission-oriented innovation policy—A reflection and ways forward // Science and Public Policy. – 2021. – № 3. – p. 438-444. – doi: 10.1093/scipol/scaa072.
18. Ziesemer T.H.W. Mission-oriented R&D and growth // Journal of Applied Economics. – 2021. – № 1. – p. 460-477. – doi: 10.1080/15140326.2021.1963395.
19. Mowery D. What does economic theory tell us about mission-oriented R&D?. / In book: The New Economics of Technology Policy. - Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2009. – 456 p.
20. Vlasova V. Industry-science cooperation and public policy instruments utilization in the private sector // Journal of Business Research. – 2021. – p. 519-528.
21. Tang D., Li Yu., Zheng H., Yuan X. Government R&D spending, fiscal instruments and corporate technological innovation // China Journal of Accounting Research. – 2022. – № 3. – p. 100250. – doi: 10.1016/j.cjar.2022.100250.
22. Wang L., Wang Yu., Zhou J. Political connection, government R&D subsidies and innovation efficiency: Evidence from China // Finance Research Letters. – 2022. – p. 102953.
23. Gao Y., Hu Y., Liu X., Zhang H. Can public R&D subsidy facilitate firms’ exploratory innovation? The heterogeneous effects between central and local subsidy programs // Research Policy. – 2021. – № 4. – p. 104233. – doi: 10.1016/j.respol.2021.104221.
24. Colvin T., Liu I., Babou T., Wong G. A Brief Examination of Chinese Government Expenditures on Artificial Intelligence R&D. Jstor.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/resrep22826 (дата обращения: 07.11.2024).
25. Wu T., Yang Sh., Tan J. Impacts of government R&D subsidies on venture capital and renewable energy investment -- an empirical study in China // Research Policy. – 2020. – p. 101715. – doi: 10.1016/j.resourpol.2020.101715.
26. Shao Ya., Chen Zh. Can government subsidies promote the green technology innovation transformation? // Economic Analysis and Policy. – 2022. – p. 716-727. – doi: 10.1016/j.eap.2022.03.020.
27. Guan Ch., Jin Sh. Does the Type of Funding Affect Innovation? Evidence from Incubators in China // Sustainability. – 2023. – № 3. – p. 2548. – doi: 10.3390/su15032548.
28. Zhou Ju., Wang M. The role of government-industry-academia partnership in business incubation: Evidence from new R&D institutions in China // Technology in Society. – 2023. – p. 102194. – doi: 10.1016/j.techsoc.2022.102194.
29. Пожилова Н.А. Правовые основы осуществления финансирования науки, технологий и инноваций в Китае // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2020. – № 4(68). – c. 183-190. – doi: 10.17803/2311-5998.2020.68.4.183-190.
30. Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. – 2018. – № 2(38). – c. 6-23. – doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23.
31. Горчаков В.В. Инновационное развитие КНР // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2024. – № 1(106). – c. 5-15. – doi: 10.24412/1815-0683-2024-1-5-15.
32. Ясинский В.А., Кожевников М.Ю. Борьба за технологический суверенитет: опыт Китая и уроки для России // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 5(200). – c. 196-209. – doi: 10.47711/0868-6351-200-196-209.
33. Багдасарян Н.А., Беляков Г.П., Батукова Л.Р. Опыт стратегического планирования научно-технологического развития в КНР и его использование в российской практике // Xi международная научно-практическая конференция «регионы россии: стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и программ: Россия: тенденции и перспективы развития. Курск, 2020. – c. 33-39.
34. 中国共产党第二十届中央委员会第三次全体会议公报». Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202407/content_6963409.htm?sid_for_share=80113_2 (дата обращения: 13.09.2024).
35. Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Литвинов А.А., Поташев Н.А. Китайские эксперты о новом пятилетнем плане КНР. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cceis.hse.ru/data/2021/03/29/1386510407/14-я%20пятилетка.pdf?ysclid=m1t6uidt1i686774176 (дата обращения: 20.09.2024).
36. Garcia-Herrero A., Schindowski R. China’s quest for innovation: progress and bottlenecks. Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bruegel.org/working-paper/chinas-quest-innovation-progress-and-bottlenecks.
37. Лузянин С.Г. Китай – США: модель 2023. «Управляемый конфликт» или глобальный раскол? // Азия и Африка сегодня. – 2023. – № 2. – c. 5-13. – doi: 10.31857/S032150750024431-6.
38. Матвеенков К. На грани развода. Куда приведет технологическая война между Китаем и США?. Russiancouncil.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/na-grani-razvoda-kuda-privedet-tekhnologicheskaya-voyna-mezhdu-kitaem-i-ssha/?ysclid=m1ta9g9fks450853832 (дата обращения: 25.09.2024).
39. Сарханянц К. Китай готов отобрать у Запада самое редкое. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5939514 (дата обращения: 20.09.2024).
40. 35 Key “Stranglehold” Technologies. Cset.georgetown.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://cset.georgetown.edu/wp-content/uploads/t0335_stranglehold_tech_EN.pdf (дата обращения: 29.09.2024).
41. Groenewegen-Lau J. Whole-of-nation innovation: Does China’s socialist system give it an edge in science and technology?. Merics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://merics.org/en/report/whole-nation-innovation-does-chinas-socialist-system-give-it-edge-science-and-technology (дата обращения: 29.09.2024).
42. 企业研发补贴由哪些政策. Qiye.qizhidao.com. [Электронный ресурс]. URL: https://qiye.qizhidao.com/article-qyview/841282584523800576.html (дата обращения: 25.10.2024).
43. 发挥财政职能作用 支持科技创新发展——财政科技事业10年回顾与展望. Sohu.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/a/551606365_120052222 (дата обращения: 25.10.2024).
44. 国务院办公厅关于印发《促进创业投资高质量发展的若干政策措施》的通知. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/202406/content_6958231.htm (дата обращения: 25.10.2024).
45. 郭戎 张明喜 周代数 张俊芳 | 我国科技金融的发展与监问题研究. Flr-cass.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.flr-cass.org/newsinfo/7490832.html (дата обращения: 25.10.2024).
46. 中共中央关于进一步全面深化改革 推进中国式现代化的决定. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/202407/content_6963770.htm (дата обращения: 05.10.2024).
47. 中华人民共和国促进科技成果转化法 // gov.cn. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2015-08/30/content_2922111.htm (дата обращения: 09.10.2024).
48. 中华人民共和国科学技术进步法. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021-12/25/content_5664471.htm (дата обращения: 09.10.2024).
49. 国务院关于印发实施《中华人民共和国促进科技成果转化法》若干规定的通知. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2016-03/02/content_5048192.htm (дата обращения: 09.10.2024).
50. 国务院办公厅关于印发促进科技成果转移转化行动方案的通知. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/2016-05/09/content_5071536.htm (дата обращения: 09.10.2024).
51. 北京市科学技术委员会、中关村科技园区管理委员会 北京市发展和改革委员会北京市经济和信息化局关于印发《北京市加快合成生物制造产业创新发展行动计划(2024-2026年)》的通知. Kw.beijing.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://kw.beijing.gov.cn/art/2024/9/14/art_10704_3372.html (дата обращения: 09.10.2024).
52. 上海市促进科技成果转化条例. Fgw.sh.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://fgw.sh.gov.cn/cmsres/a3/a3ea806656184dfd974120125e167a9c/3f4ff8f267502f90f01ef1e677342998.pdf (дата обращения: 25.10.2024).
53. 上海市科学技术委员会等关于印发《上海市促进医疗卫生机构科技成果转化操作细则(试行)》的通知. Shanghai.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shanghai.gov.cn/nw12344/20221117/5e816cb9eeda499895148b50c01d0275.html (дата обращения: 20.10.2024).
54. 复旦大学科技成果转化管理办法. Hupi.fudan.edu.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://hupi.fudan.edu.cn/__local/C/5D/A1/E2ACDAE72DDCBB4955A6AE056B1_17CC1532_6761A.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
55. Groenewegen-Lau J., Laha M. Controlling the innovation chain: China’s strategy to become a science & technology superpower. Merics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://merics.org/sites/default/files/2023-11/merics-report-controlling-the-innovation-chain_0.pdf (дата обращения: 10.10.2024).
56. Naughton Barry, Tai Ming Cheung, Siwen Xiao, Yaosheng Xu, Yujing Yang Reorganization of China’s Science and Technology System. IGCC Working Paper No 10. [Электронный ресурс]. URL: https://escholarship.org/uc/item/8503h22s.
57. Brown A., Chang W., Groenewegen-Lau J., Hmaidi A., Sebastian G. China's competition-based research model + Tax benefits for chips and machinery + Metaverse. Merics.org. [Электронный ресурс]. URL: https://merics.org/en/merics-briefs/chinas-competition-based-research-model-tax-benefits-chips-and-machinery-metaverse (дата обращения: 10.10.2024).
58. 课题申报 | 科技部关于发布国家重点研发计划“政府间国际科技创新合作”重点专项2024年度第三批项. Thepaper.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_27578967 (дата обращения: 24.10.2024).
59. 住房城乡建设部办公厅关于发布国家重点研发计划“城镇可持续发展关键技术与装备”重点专项2024年度项目申报指南和“揭榜挂帅”榜单的通知. Most.gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://service.most.gov.cn/kjjh_tztg_all/20241018/5595.html (дата обращения: 24.10.2024).
60. 习近平:在全国科技大会、国家科学技术奖励大会、两院院士大会上的讲话. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202406/content_6959120.htm (дата обращения: 14.10.2024).
61. 中共中央 国务院印发《党和国家机构改革方案》. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/gongbao/content/2023/content_5748649.htm (дата обращения: 24.10.2024).
62. 组建中央科技委员会、重组科技部,大动作背后的“顶层设计”. Static.nfapp.southcn.com. [Электронный ресурс]. URL: https://static.nfapp.southcn.com/content/202303/16/c7462839.html (дата обращения: 24.10.2024).
63. 符合科技创新需要 重组科技部成改革“重头戏”. Finance.sina.com.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.sina.com.cn/jjxw/2023-03-11/doc-imyknaqz2659849.shtml (дата обращения: 24.10.2024).
64. 【科技强国有我】以新型科技管理体制推动科技创新. Rmlt.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rmlt.com.cn/2023/1026/686011.shtml (дата обращения: 25.10.2024).
65. 增强国家创新体系一体化能力. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sx-dj.gov.cn/dylt/jwsp/1812675000460988418.html (дата обращения: 25.10.2024).
66. 证监会: 鼓励支持以“科技成果+认股权”方式入股企业,专利可根据市场化估值和认股权协议约定获取相应股权!. Zz.smehn.cn. [Электронный ресурс]. URL: https://zz.smehn.cn/News/Detail?id=1266618&categoryId=519 (дата обращения: 25.10.2024).

Страница обновлена: 13.11.2024 в 20:14:56