Трансформация распределения медиа-прав на ТВ- и Интернет-трансляции на примере крупнейших автоспортивных серий: роль стриминговых сервисов

Ильин А.Б.1, Сонкин С.Ю.1, Быховец Н.С.1
1 Высшая школа экономики

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Ильин А.Б., Сонкин С.Ю., Быховец Н.С. Трансформация распределения медиа-прав на ТВ- и Интернет-трансляции на примере крупнейших автоспортивных серий: роль стриминговых сервисов // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 2. – doi: 10.18334/sport.4.2.121282.

Аннотация:
Современный автоспорт стал одним из самых развитых и продвинутых видов спорта на планете. FIA, международная автомобильная федерация, показывает годовой ВВП в пределах $196 млрд на 2022 год. Немалую часть этого дохода составляют средства, полученные от реализации промо-кампаний, реализации прав на телевизионные трансляции гонок и интернет-трансляции. В данной статье рассматриваются варианты трансформации распределения медиа-прав в мировом автоспорте с использованием стриминговых платформ и сделаны рекомендации по использованию этого опыта в России.

Ключевые слова: Формула 1, автоспорт, стриминг, НАСКАР, ИндиКар, кольцевые серии гонок, дрэг-рейсинг, дрифт

JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение

Медиа-продвижение и телевизионные трансляции – это неотъемлемая часть любого вида спорта в современном мире. Благодаря профессиональным решениям в сфере медиа, спортивные соревнования, турниры и серии становятся популярнее, рентабельнее и, как следствие, привлекают к себе всё больше интереса со стороны спортсменов и организаций. Это, в свою очередь, стимулирует рост инвестиций и позволяет субъекту спорта выйти на новый уровень во всех отношениях – профессиональном, организационном, финансовом и т.д. В этом контексте руководителям спортивных организаций совершенно необходимо анализировать медиа-рынок и искать нетривиальные решения в сфере визуальной составляющей спорта.

Одним из таких решений, по нашему мнению, является новый вид спортивных трансляций в прямом эфире, который представляет из себя не традиционный показ спортивных мероприятий в рамках телеканалов, а использование специализированных платформ (стриминговых сервисов), которые могут обеспечить зрителю наиболее полное погружение в контекст того или иного спорта, а также привести к серьёзному росту рентабельности для организаторов. Подобные сервисы продолжают набирать популярность в спортивном мире и становятся актуальными для самых разных соревнований. Часть из них представляет из себя вебсайт с производным мобильным приложением, который посвящён конкретным спортивным соревнованиям. Такой сервис может включать в себя показ спортивного мероприятия в высоком качестве, специализированные комментарии на разных языках, возможность следить за мероприятием с разных камер и ракурсов, а также дополнительные услуги в виде сюжетов с комментариями экспертов, архивными видео, тематическими статьями и т.д. Разумеется, стриминговые сервисы не являются бесплатными для пользователей, но цена, как правило, является комфортной для потребителя, а финансовая выгода достигается путём большого охвата аудитории.

Подобные платформы остаются несправедливо незамеченными в России, и их потенциал реализуется лишь фрагментарно. По нашему мнению, активное внедрение стриминговых сервисов в российский спорт привело бы к его всестороннему росту.

В этом контексте отдельное внимание должно быть уделено автоспорту, который из-за своей специфики оказался одним из наиболее открытых для подобных платформ. Однако, не секрет, что в России автоспорт всё ещё страдает от недостатка развитого медиа-сопровождения и потому не может стать действительно популярным и интересным для широкого круга инвесторов и зрителей. В качестве основной задачи этой работы мы видим анализ стриминговых сервисов крупнейших мировых автоспортивных серий. Между тем, наша цель заключается в выявлении достоинств и основных принципов работы упомянутых платформ для потенциального использования зарубежного опыта в российских условиях. При этом необходимо осветить тему правового регулирования таких сервисов, поскольку активное внедрение стриминговых платформ порождает конфликт интересов в медиа-пространстве.

Итак, в последнее время в мировых автоспортивных сериях были замечены серьёзные изменения в принципах распределения медиа-прав. Показ гоночных соревнований теперь направлен на более глобальную аудиторию, а к самим методам транслирования предъявляются всё более высокие стандарты. Таким образом, бродкастинг стал более разнообразным, и конкуренция ведётся на всех уровнях – и международном, и национальном.

В этом контексте стриминговые сервисы действительно представляют из себя отличную возможность для трансформации спортивного медиа-пространства и должны быть опробованы в рамках российского автоспорта. Такое исследование, на наш взгляд, является актуальным для спортивной науки по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия подобных работ в академическом поле, и, во-вторых, цифровизация спорта предлагает примеры продвижения спортивных проектов в новой реальности.

Опыт Формулы-1 и аффилированных серий

Что из себя представляет F1 TV

Формула-1 – главная автоспортивная серия в мире, которая имеет богатую историю и с недавних пор проводит под своей эгидой ещё несколько формульных соревнований – для юниоров и женщин. Популярность «Формулы-1» стала возможной в том числе благодаря мощному медиа-контенту, который всегда сопровождал серию [1].

C 2018 года показ Формулы-1 вышел на принципиально новый уровень – серия запустила брендовый стриминговый сервис F1 TV. Это привело к беспрецедентному росту популярности главной гоночной серии в мире – прирост зрительской аудитории составил примерно 13%, причём всего за несколько лет [1].

F1 TV предлагает потребителям самый широкий спектр возможностей из всех платформ для просмотра автоспортивных серий [2]. Ещё одним преимуществом такого формата для зрителей является отсутствие рекламных пауз. Существует две подписки – TV Access и TV Pro. По состоянию на февраль 2024 года, стоимость первой из них составляет 29,99 $ в год [3]. Вариант TV Access даёт доступ к следующим услугам:

· возможность просматривать гонки и обзоры гонок Формулы-1, Формулы-2, Формулы-3 и Суперкубка Порше в записи;

· доступ к архивным видеороликам Формулы-1: обзоры знаковых сезонов, гонок, а также интервью и комментарии пилотов;

· доступ к продвинутой статистике чемпионатов, телеметрии, лучшим фрагментам радио-переговоров, карте передвижения пилотов по трассе и истории использования шин.

Подписка TV Pro, стоящая 84.99 $ в год [4], сохраняет упомянутые услуги и добавляет дополнительные преимущества:

· доступ к прямой трансляции всех сессий всех уикэндов Формулы-1, Формулы-2, Формулы-3 и Суперкубка Порше;

· возможность выбора камеры при просмотре заездов: основная картинка, онборд любого пилота, ракурс на конкретный поворот и др.;

· возможность прослушивать все радио-переговоры команд во время заездов, а не только выбранные редактором трансляции.

Совершенно очевидно, что данный сервис гораздо более удобен для зрителей Формулы-1, чем традиционный показ гонок по телевидению, и именно поэтому он оказался настолько популярным. С технической точки зрения его реализация – весьма сложная, однако, учитывая бэкграунд Формулы-1 и опыт показа Гран-при, в серии с этим справились.

Как F1 TV договаривается с другими бродкастерами в части медиа-прав?

Разумеется, сервис F1 TV вступил в конфронтацию с другими платными медиа-сервисами по показу упомянутых гоночных серий, поэтому довольно быстро понадобилось ввести дополнительное регулирование в этой сфере. F1 TV – молодой сервис, поэтому устойчивого правового обеспечения его деятельности в контексте конфликта интересов с традиционным телевидением ещё не выработано. Однако в FOM пробовали разные варианты, которые были по-своему успешны. В частности, была развита масштабная коллаборация с крупнейшим британским бродкастером Формулы-1 Sky, в рамках которой для F1 TV и Sky звучала единая аудиодорожка и существовала взаимная реклама. Также оплата одного сервиса давала частичный доступ к услугам другого и наоборот. Однако сейчас от такого формата отошли, и медиа-сервисы существуют раздельно (но параллельно) [5]. В публичном доступе нет конкретных документов, свидетельствующих о защите интересов бродкастеров в контексте автономно-смежного существования F1 TV.

Главным образом проблема существует в Великобритании, так как в Соединённом Королевстве параллельно работают несколько сервисов по показу гонок Формулы-1. В большинстве своём, они имеют отдельные контракты с серией, однако ведущему из них, Sky, были предоставлены специальные возможности сотрудничества с серией, благодаря которым телекомпании удалось сохранить большую часть своей аудитории и не потерять в финансах из-за логичных уступок со стороны FOM [6].

Помимо этого, интересы национальных бродкастеров защищаются ещё и возможностью смотреть F1 TV только в выбранных и согласованных регионах. Так, например, несмотря на наличие соответствующей подписки, зарегистрированной на территории Европейского союза, у потребителя нет возможности использовать платформу, находясь за пределами ЕС [7], что защищает интересы национальных медиа-сервисов и стимулирует их развитие.

Что опыт F1 TV может дать российскому автоспорту?

Безусловно, повторить феномен F1 TV в российских условиях – задача практически невозможная, поскольку объём инвестиций всегда должен быть равен объёму окупаемости, а по объективным причинам зарабатывать на гонках в национальных условиях оказывается не совсем реальной задачей. Однако реализовать хотя бы часть потенциала стримингового сервиса F1 TV в России вполне возможно, и отчасти это уже было сделано в соревнованиях по дрифту, о чём будет сказано позднее.

Потенциально, в России дела обстоят более простым образом, так как главный медиа-сервис в лице телеканала «Матч ТВ» остаётся бесплатным для клиентов (по крайней мере, большинство контента). При этом стриминговые сервисы наподобие F1 TV всё равно обладают большим потенциалом, так как могут дать потребителю возможность просматривать соревнования без рекламы и со специальными услугами. Таким образом, достигается нужный консенсус – национальный бродкастер в лице «Матч ТВ» продолжает достигать свои цели путём рекламных интеграций и недорогих подписок на специализированные каналы (как, например, «Матч! Футбол») [8], а стриминговые сервисы могут занять нишу «элитного» показа спортивных серий с перечисленными преимуществами.

Отдельного внимания заслуживает феномен выкупа эксклюзивных прав на трансляции спортивных серий. Самый известный пример в российском медиа-поле – кейс с компанией Okko, когда в 2019 году компания выкупила эксклюзивные права на показ Английской премьер-лиги (футбол) на территории России [9]. Позднее «Матч ТВ» вернул себе статус эксклюзивного бродкастера [10], однако конкуренция за права в других футбольных лигах и видах спорта продолжилась. Применительно к автоспорту, данной проблемы на начальных этапах возникнуть не должно: сейчас «Матч ТВ» не особенно заинтересован в широкомасштабном показе российского автоспорта, а потому у стриминговых сервисов в этом смысле есть определённая свобода. Более того, до блокировки показа Формулы-1 в России со стороны Liberty Media в 2022 году, «Матч ТВ» и F1 TV транслировали серию параллельно – для потребителя были доступны оба варианта, и конкуренции медиа-прав не возникало.

F1 TV – один из самых успешных стриминговых сервисов в мировом спорте. На наш взгляд, его опыт нужно использовать и в России. Безусловно, как уже упоминалось, повторить достижения F1 TV или превзойти их на национальном рынке невозможно в силу объективных причин. Тем не менее, мы считаем, что использование стриминговых платформ для показа российского автоспорта может помочь существенно его популяризировать, повысить рентабельность и, как следствие, получить необходимые инвестиции для выхода на принципиально новый уровень.

Опыт американских серий

НАСКАР

Будучи самым популярным гоночным чемпионатом в стране, Кубок Национальной ассоциации гонок серийных автомобилей обладает аудиторией в миллионы зрителей и заключает телевизионные контракты на миллиарды долларов [11].

Нельзя точно сказать, что делает чемпионат сток-каров таким привлекательным для телезрителей – участие известных (хоть уже и совсем не «стоковых») моделей, огромные скорости на овалах, шоу-формат гонок со стейджами [12], легендарная история или что-то ещё. Тем не менее, популярность на рынке США привела к тому, что Ассоциация может свободно распоряжаться контрактами на трансляцию 38-ми гонок Кубка (36 зачётных, 2 внезачётных). И последний заключённый контракт, который начнёт действовать с 2025 года, это всецело подтверждает.

Сейчас контракты распределены между двумя «кабельщиками» – Fox и NBC, которые транслируют гонки сезона следующим образом: первая часть покрывается одной компанией, вторая показывается другой. Очевидна разница в подходе к выстраиванию эфира и в его графике.

В ходе подписания предыдущего контракта (который начал действовать в 2015 году), сто миллионов домохозяйств использовало кабельное ТВ (т.е. более 80% от общего количества в стране [13]). На момент переговоров о новом контракте с 2025 года ситуация резко изменилась – население массово отказывается от кабеля, отдавая предпочтения более доступным и многофункциональным стриминговым платформам [14]. Таким образом, в 2022 году мы видим падение в 35% от общего количества подписчиков кабельного ТВ [15].

НАСКАР реагирует на эти тренды. И хоть новое соглашение не стало сильно дороже из расчёта на год (с учётом инфляции оно будет приносить всего на 5% больше в год, в то время как соглашение на 2015-2024 годы давало прибавку в 19% [16]), оно построено на перспективу – впервые трансляции Кубка выйдут на стриминг. Десять гонок из календаря Кубка НАСКАР будут показываться на двух стриминговых платформах (по пять на каждую) – Amazon Prime и Max. Остальные 28 гонок останутся за Fox и NBC в равной пропорции.

Однако процесс уже запущен – американский телепоказ ждёт новая эра. Семилетний контракт короче предыдущего, зато позволяет уже на закате 2020-х годов оценить новое положение на рынке и, возможно, полностью отказаться от кабеля.

Интересен также вопрос трансляций за рубеж. Большинство европейских каналов, транслирующих Кубок, в силу специфики аудитории серии за пределами США являются платными. Из всей массы выбивается лишь эмиратский Abu Dhabi Sports, который показывает сезон в полном объёме на своих бесплатных телеканалах с рекламой. Интернациональная трансляция появилась лишь в 2020 году и, очевидно, является очень малым источником дохода для НАСКАР.

Более того, совместно с NBC на волне роста мировой популярности НАСКАР организовал свою собственную платформу TrackPass для показа гонок Кубка и младшего дивизиона «Xfinity». Введённый в 2020 году план подписки стоил 5 долларов в месяц и предоставлял возможность смотреть записи и прямые эфиры гонок без рекламы. Но уже в конце 2021-го года подписка «NBC Sports Gold» перестала действовать, а значит, жители США лишились возможности легально смотреть Кубок без рекламы. А почти сразу после окончания сезона-2022 было объявлено, что мировые трансляции с использованием TrackPass также перестают работать.

Данный пример отчётливо показывает, что продажа прав на показ куда выгоднее самому НАСКАР. Кабельные каналы используют любое возможное окно для рекламы (даже рестарт даётся только когда рекламный блок полностью показан). Однако стриминговые сервисы становятся более привлекательными для зрителя. Помимо просмотра гонок с меньшим количеством рекламы они предоставляют доступ к огромному количеству контента без ограничений на время показа. За кем же будущее? Из вышеописанного следует ответ – точно не за традиционным телевидением.

ИндиКар

ИндиКар – высшая серия открытых колёс в США. Она привлекает гонщиков со всей планеты и, как и НАСКАР, имеет внушительную историю. Однако по популярности очень сильно уступает гонкам серийных автомобилей и по американским рейтингам находится примерно на уровне Формулы-1 [17].

Текущий контракт с NBC у ИндиКар показывает весьма скромные цифры в сравнении с НАСКАР. Причём дело не только в том, что за сезон Инди проводится 18 гонок против 38-ми в Кубке НАСКАР (+2 младших дивизиона). По неофициальной информации сумма в год равняется 20-25 млн долларов, то есть разница пятидесятикратная [18]. Интересно, что Fox также планирует заключить сделку с ИндиКар, она должна стоить куда больше. С 2019 года, времени начала прошлого соглашения, серия выросла и в плане разнообразия участников (от 22-х машин и 4-х гонщиков из Европы на фуллтайме до 26-ти машин и 9-ти европейцев на полном расписании в 2024 году), и в популярности [19]. Вероятно, с 2025-го года руководство чемпионата постарается использовать этот рост для увеличения цены контрактов и создания конкуренции за право эксклюзивного показа. При этом никто не мешает поступить так же, как и НАСКАР, и распределить этапы между разными вещателями.

На данный момент ситуация также небезынтересна: даже с учётом наличия лишь одного вещателя гонки транслируются по-разному. Подавляющее большинство этапов, включая внезачётный «Челлендж Термал Клаб», будут транслироваться и на основном канале NBC, и на стриминговом сервисе Peacock. Причём на Peacock есть возможность посмотреть сезон полностью.

Часть гонок, как, впрочем, и в Кубке НАСКАР, будут транслироваться на менее «центральном» канале USA Network. А две из них покажут на Peacock эксклюзивно [20].

Солидный бюджет может стать большим шагом вперёд для Инди, ведь НАСКАР привлекает участников тем, что из огромной денежной массы телеправ оставляет себе лишь 10% [21]. Несмотря на то, что, в сравнении с Формулой-1, ИндиКар значительно дешевле и доступнее (как и лестница его младших серий в сравнении с FIA), со стороны зрителя больше преимуществ имеет НАСКАР, так как значительная часть календаря там состоит из скоростных овалов, на которые почти полностью выкупаются билеты.

У ИндиКар нет популярности НАСКАР, однако гонки выглядят технологично и интересно. Вероятно, именно это существенно повысило популярность серии среди европейцев. Любопытно, будет ли уделено больше внимания международным трансляциям при обсуждении нового контракта. На данный момент можно сделать следующий промежуточный вывод: в ИндиКар идёт серьёзная борьба за медиа-права, и стриминговые сервисы играют в ней не последнюю роль.

Российский опыт

Российская серия кольцевых гонок

РСКГ является основным кольцевым гоночным чемпионатом РФ. 19-летний выходец из серии Клим Гаврилов смог выиграть золотую медаль Международных автоспортивных игр 2019 года в дисциплине Туринг [22], что в особенности говорит, как высок уровень российских кольцевых гонщиков, многие из которых были успешны и на международной арене. Кирилл Ладыгин, Виктор Шайтар, Михаил Грачёв, Владимир Атоев и другие бывшие и нынешние участники чемпионата котируются и на мировом уровне. При этом финальный этап РСКГ, а также гонка на выносливость, прошедшие 6-8 октября в Грозном, при бесплатном входе на трибуны [23], собрали значительно меньше человек [24], чем позволяет скромная вместительность трассы в 1600 посадочных мест [25].

ТВ-рейтинги РСКГ: максимальная аудитория просмотра одного из этапов в 2023 году – 230 тыс. Финал нынешнего сезона в «головном» классе «SMP TCR Russia» набрал 72,7 тыс. просмотров на основной платформе [26], финалы 5 этапа RDRC (российского чемпионата по дрэг-рейсингу) – 142 тыс. [27], квалификация (на это необходимо обратить внимание) финала Российской Дрифт Серии – 827 тыс. [28].

По приведённым показателям можно сделать вывод, что даже внутри сегмента внутрироссийских автоспортивных состязаний туринг проигрывает борьбу за зрителей. Именно в такой кризисной ситуации и вводятся полностью бесплатные трансляции, а также свободный вход на трибуны. Может ли серия, находясь в сетке вещания «Матч ТВ», привлечь достаточно зрителей, чтобы не только функционировать как бизнес, но и стимулировать интерес к автоспорту? Похоже, этот процесс займёт некоторое время.

Дрэг-рейсинг

Дрэг-рейсинг – совершенно другая дисциплина автоспорта, при этом чемпионат RDRC пользуется широким зрительским интересом. Билеты на майский этап активно скупаются, при стоимости 2000 рублей за проход на трибуны [29]. Сообщество чемпионата ВК имеет в два раза больше подписчиков [30], чем паблик РСКГ [31]. Система трансляций аналогична модели РСКГ. Эфиры проводятся на бесплатной основе на платформе ВК [32], а обзоры выходят на «Матч ТВ» [33]. При аналогичных условиях дрэг выигрывает в борьбе за зрителя, но вряд ли по причине лучшего продвижения. За RDRC не стоит доминирующий на рынке российского автоспорта SMP Racing, при этом партнёрства с «ВТБ», «Норникелем» и «Росгонками» должны способствовать большей финансовой стабильности чемпионата. Техническая направленность серии также влияет на зрительский интерес – наибольшую активность под записями в официальной группе [34] участники проявляют, обсуждая оснащение «корчей» и разнообразие автомобилей.

Российская Дрифт Серия

РДС – это наиболее популярная автоспортивная серия на территории Российской Федерации [35]. Её история началась в конце 00-х годов XXI века, чемпионат достаточно рано получил серьёзные вложения. Крупные спонсоры были практически сразу приведены в проект [2], однако, по словам Дмитрия Добровольского, нынешнего руководителя серии, больших оборотов поначалу серия не имела. Однако со второй половины 10-х годов доходы начали расти, и ныне финансовое положение чемпионата действительно солидное. В 2022 году Добровольский отметил: «С 2018 года выручка… выросла почти в три раза» [36].

Колоссальный зрительский интерес – основное слагаемое успеха проекта. 53000 человек, посетившие 7 этапов серии в 2023 году, в сумме принесли большую часть дохода. Ценность такого интереса также в том, что поездка на этап обходится минимум в 10000 рублей на человека [37]. Цены, таким образом, сопоставимы с поездкой на этап Формулы-1 в Сочи [38].

Выстраивание трансляций здесь выглядит весьма примечательно. После начала партнёрства с «Матч ТВ» серия сохранила платную платформу трансляций РДС ТВ [39], подписка на которую продаётся по стандартной цене в 2999 рублей. В сетку трансляций центрального телеканала попал сериал «Шинная борьба», который мог стать катализатором приобщения большого объёма новой аудитории (аргументы Дмитрия Добровольского про рост продаж билетов на 34% за год и увеличение количества подписок на онлайн-платформе – 18000 новых пользователей – отчасти подтверждают эту гипотезу [40]).

Проект РДС GP, несмотря на все вышеприведённые факты, работает лишь в небольшой плюс для чемпионата. Дороговизна автоспорта обязывает поддерживать высокую планку организационных трат, поэтому и комментарий «тысяч 200 прибыли заработали» от руководителя серии логично вписывается в общую картину [41].

Что же в итоге привлекает зрителя? Предположим, что в решении этого вопроса для организаторов грамотное позиционирование серии идёт рука об руку с большой спонсорской поддержкой. Доступность соревнований для гонщиков вряд ли играет здесь определяющую роль – во всех трёх вышеназванных сериях ехать дорого. А вот яркость картинки наверняка оставляет широкий отклик в зрительских кругах – пока в России это в полной мере вышло только у дрифта. В этом смысле РДС должен стать примером для других серий. Опыт дрифта подтверждает нашу гипотезу о том, насколько выгодным может быть использование стриминговых сервисов.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к однозначному выводу о том, что стриминговые сервисы являются отличной возможностью для развития автоспорта – их планомерное использование может привести к росту гоночных серий сразу в нескольких направлениях. За счёт приемлемой для потребителя цены и уникального качества контента следить за серией становится удобнее, а значит, аудитория увеличивается, принося сериям необходимые для всестороннего развития финансы. В России единственной полноценной стриминговой платформой обладает только РДС, которая попутно считается самой успешной и популярной гоночной серией страны. В этом контексте, по нашему мнению, другим автоспортивным соревнованиям стоит обратить внимание на новый формат транслирования гоночных соревнований и, следуя примеру РДС, использовать для показа своих ивентов стриминговые сервисы.

Как было показано в ходе исследования, регулирование прав на такие трансляции выступает основной проблемой внедрения подобных сервисов (поскольку инвестиции в создание платформы, как правило, окупаются весьма быстро). Однако, по нашему мнению, в России существует довольно благоприятная почва для стриминговых решений, и использование предлагаемого формата не должно встретить особых правовых препятствий. Учитывая опыт показа в России Формулы-1, можно предположить, что холдинг «Матч ТВ» не будет стремиться во что бы то ни стало обладать эксклюзивными правами на показ российских гонок.

[1] В 2016 году общая аудитория Формулы 1 составила 390 млн, в 2021 году – 445 млн. [Электронные ресурсы] URL: www.statista.com/statistics/480129/cable-or-broadcast-tv-networks-formula-one-f1-racing-watched-within-the-last-12-months-usa/#:~:text=Formula%20One%20(F1)%20racing%20global%20TV%20audience%202021&text=This%20statistic%20illustrates%20the%20number,percent%20to%20the%20previous%20year, https://www.forbes.com/sites/csylt/2018/01/06/f1-tv-audience-reverses-by-40-million-under-revised-measurement-system/#:~:text=This%20was%20reflected%20in%20F1's,10%20million%20driven%20by%20a

[2] По состоянию на февраль 2024 года.

[3] Официальный сайт F1 TV. [Электронный ресурс] URL: https://f1tv.formula1.com/

[4] Там же.

[5] https://motorsportbroadcasting.com/2023/11/12/f1-tv-or-sky-sports-who-wins-the-pre-race-battle/

[6] https://www.skysports.com/f1/news/12433/12692873/sky-sports-to-remain-home-of-formula-1-until-2029-after-deal-extended-in-all-sky-markets

[7] https://web.archive.org/web/20190413221400/https://www.formula1.com/en/latest/article.f1-tv-faq-en.tQY6VGBfrW5Dh6ozAm46A.html

[8] Важно заметить, что специализированного автоспортивного канала в холдинге «Матч ТВ» на данный момент не представлено (22.02.2024).

[9] https://sport24.ru/news/football/2019-04-11-videoservis-okko-kupil-prava-na-pokaz-apl-v-rossii

[10] https://www.vedomosti.ru/media/news/2021/07/22/879211-match-tv-vernul-prava-na-translyatsiyu-matchei-angliiskoi-premer-ligi

[11] https://www.sportsbusinessjournal.com/Articles/2023/11/29/nascar-media-rights-fox-sports-nbc-warner-bros-discovery-amazon.aspx?publicationSource=closingbell&issue=1596448d5f294cba9f772bf57fb0294a

[12] Почти все гонки трёх высших дивизионов НАСКАР разделены на сегменты, обычно их три. Первые два сегмента составляют примерно по 30% дистанции гонки и заканчиваются жёлтыми флагами. «Пэйс Кар» вновь собирает все машины в стартовый порядок (по финишу стейджа), а гонщики, попавшие в топ-10 стейджа, получают очки.

[13] https://www.statista.com/statistics/183635/number-of-households-in-the-us/

[14] https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0736585320300757. С. 9.

[15] https://www.statista.com/statistics/251268/number-of-pay-tv-households-in-the-us/

[16] https://dailydownforce.com/how-much-money-did-nascar-really-make-on-their-tv-deal/

[17] https://t.me/nascar_sg/1908

[18] https://racer.com/2024/02/14/fox-sports-making-serious-play-for-indycar-tv-rights/

[19] https://t.me/IndyCarHistory/8856

[20] https://www.indycar.com/News/2023/09/09-25-NICS-2024-Schedule

[21] https://www.motorsport.com/indycar/news/indycar-boss-miles-reveals-future-tv-deal-latest-100-days-to-indy-second-series/10553590/

[22] https://autosport.com.ru/touring-cars/59602-klim-gavrilov-stal-chempionom-fia-motorsport-games

[23] http://touring.raf-rcrs.ru/news/3190/

[24] https://vk.com/video-67979332_456240266

[25] http://fortgrozny.ru/

[26] https://vk.com/video-67979332_456240266

[27] https://vk.com/video-69473024_456244526

[28] https://www.youtube.com/watch?v=o_uGLkXZ11s

[29] https://tickets.rdrc.ru/rdrc-tickets

[30] https://vk.com/rdrc_ru

[31] https://vk.com/rafrcrs

[32] https://vk.com/video-69473024_456244526

[33] https://matchtv.ru/autosport/matchtvvideo_NI1894042_clip_Vse_na_Match_obsuzhdajem_start_novogo_sezona_RDRC

[34] https://vk.com/rdrc_ru

[35] https://www.vedomosti.ru/sport/autosport/articles/2022/08/27/937794-drift-glavnii-avtosport-strani

[36] https://www.vedomosti.ru/sport/autosport/articles/2022/08/27/937794-drift-glavnii-avtosport-strani

[37] https://www.vedomosti.ru/sport/autosport/articles/2023/11/03/1004141-pochemu-uspeshen-chempionat-po-driftu

[38] https://олимпийский-парк.рф/1706-formula-1-vtb-gran-pri-rossii-2021.html

[39] https://rdstv.ru/

[40] https://www.vedomosti.ru/sport/autosport/articles/2023/11/03/1004141-pochemu-uspeshen-chempionat-po-driftu

[41] Там же.


Источники:

1. Nicolas Baecker, Payam Ansari, Dominik Schreyer Formula 1 Grands Prix demand across different distribution channels // Managing Sport and Leisure. – 2022. – doi: 10.1080/23750472.2022.2115395.
2. Горлов Д.А., Тепаев С.А. Развитие rds в россии // Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей: Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. Материалы симпозиума XVI (XLVIII) Международной научно-практической конференции, приуроченной к 300-летию Кузбасса. Том Выпуск 22. Кемерово, 2021. – c. 52-53.

Страница обновлена: 04.07.2024 в 21:04:12