Закономерности, характеризующие кадровое развитие и результативность научно-инновационной деятельности вузов Приморского края

Чмырь Ю.Ю., Сафонова К.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (82), Октябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034616
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Приведены результаты исследования деятельности пяти вузов Приморского края за пять лет, проанализированы основные тенденции развития их кадрового состава, особенности научно-инновационной деятельности. Выявлены закономерности, характеризующие кадровое развитие вузов края и результативность их научно-инновационной деятельности

Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, высшие учебные заведения, кадры, университет, среда, кадровый потенциал вуза, научно-инновационная деятельность



Уровень развития и качество кадрового потенциала вуза, занятого научно-инновационной деятельностью (НИД), зависят от источника формирования педагогических и научных коллективов, совмещающих учебную и научную деятельность. Однако далеко не весь научно-педагогический состав высшего учебного заведения максимально готов к такой деятельности. Здесь важно новаторское мышление [2]. Для формирования творческих коллективов, следовательно, необходим жесткий отбор из сотрудников вузов в соответствии с установленными целями, задачами, критериями [5,6].

Приморская учебная структура

В 2011 г. в Приморском крае функционировало 11 вузов (10 государственных и 1 негосударственный). Их доля среди высших учебных заведений России составляет 1,4%, которые играют огромную роль в поддержке инновационного развития края, округа и страны в целом [8].

Большинство вузов Приморского края – университеты. Для анализа кадрового потенциала были выбраны 5 крупнейших университетов, показатели которых отражены в статистических ежегодниках Приморья, г. Владивостока и России (ВГУЭС, ТГЭУ, ДВГТУ, УГПИ, ДВГУ [1]) [1,3,8].

На наш взгляд, большое воздействие на результативность НИД вузов оказывает доля сотрудников, имеющих ученое звание и научную степень, кандидатов наук, докторов, профессоров, доцентов, а также доля монографий, статей, сборников научных трудов, выпущенных в России и за рубежом, пособий с грифами и без и др.

Закономерности, характеризующие кадровое развитие вузов Приморского края

Одним из важнейших факторов, влияющих на результативность научно-инновационной деятельности любого вуза, является изменение количественного и качественного состава кадров. Не являются исключением и высшие учебные заведения Приморского края.

Для того чтобы выявить эту связь, авторами на основе использования классических инструментов анализа и присущего пяти исследуемым вузам массива информации о состоянии кадров и их использовании за пятилетний период (2007–2011 гг.) осуществлен анализ, позволивший выявить закономерности развития количественных и качественных характеристик кадрового состава вузов. Было осуществлено их распределение на три группы обобщающих закономерностей, каждая из которых включает несколько влияющих (рис. 1).

2014-09-16 08-28-05 Скриншот экрана

Первая обобщающая закономерность «Устойчивый рост численности персонала вузов», которая иллюстрирует изменения основного количественного показателя, характеризующего персонал вузов. За период с 2007 г по 2011 г. (на начало года) общая численность персонала вузов Приморского края увеличилась на 14,7% (на 823 чел.). Устойчивый рост наблюдался в 2007 и 2008 годах, соответственно на 15,4% и 3,5%. В 2009 г. по сравнению с предыдущим 2008 г. было некоторое снижение на 6%. Но в целом это не изменило общую тенденцию изменения персонала. Она прослеживается и по пяти исследуемым вузам. Общая численность персонала в них за анализируемый период увеличилась на 8,5% (на 514 чел.) [1,3,8].

Эти закономерности обусловлены не увеличением количества вузов (оно осталось прежним), а внесением изменений в учебные планы (номенклатура специальностей расширилась за счет новых дисциплин: «логистика», «экономика природопользования», «стандартизация» и т.д.). Кроме того, на изменение численности персонала влияют изменения в целом контингента обучающихся, в том числе дополнительного образования, включая и переподготовку.

На тенденцию изменения общей численности влияет интенсивность развития ее структурных элементов. Наиболее опережающими темпами растет численность учебно-вспомогательного персонала: прирост за 2007–2011 гг. составил 22,4% (439 чел.), а прирост профессорско-преподавательского состава (ППС) соответственно составил 5,2% (169 чел.). Следовательно, основная категория вузовских работников, обеспечивающих образовательный процесс, значительно уступает в росте по сравнению с персоналом, выполняющим обслуживающие функции. Эту тенденцию нельзя признать положительной [1,8].

На общую тенденцию роста численности персонала вузов влияет значительный рост численности научных работников: прирост на 26,8% (170 чел.). Эта закономерность свидетельствует о наметившейся интенсификации научно-исследовательской деятельности в вузах. Выявленные закономерности, происходящие в численности персонала в целом и по составу, указывают на развитие экстенсивного фактора, увеличение масштабов научно-образовательной деятельности вузов. Наряду с ростом количественного фактора развития кадрового потенциала наблюдается улучшение качественного: повышение квалификационного уровня сотрудников. Его проявление отражено во второй обобщающей закономерности: «Стабильный рост доли сотрудников, имеющих научную степень и ученое звание в общей численности персонала».

В целом за анализируемый период численность сотрудников, имеющих ученые степени по вузам Приморского края, увеличилась на 39,9% (510 чел.). В том числе прирост численности кандидатов наук составил 25,4% (469 чел.), докторов 14,5% (51 чел.), профессоров 0,5% (2 чел.), доцентов 6,5% (383 чел.). Эта тенденция не могла не отразиться на структуре персонала вузов (доля кандидатов наук в 2007 г. составляла 44,3%, соответственно в 2011 г. – 46,5%, докторов наук – 7,6% и 8%; профессоров – 6,5% и 7,8%, доцентов – 29,8% и 36,6%).

На эту закономерность в меньшей степени оказывает влияние результативность подготовки и защиты кандидатских и докторских диссертаций, проявляющаяся в показателях работы докторских и кандидатских советов. Тенденции как в развитии самих советов, так и в показателях результативности их деятельности нельзя оценить как положительные: число и докторских и кандидатских советов сократилось (соответственно на 7,6% (на 2); 6,1% (на 5)), что может создать сложности для аспирантов и докторантов по защите диссертаций, особенно если учесть достаточно узкую специализацию советов. Но и результативность действующих советов оставляет желать лучшей динамики. Из года в год число защищенных кандидатских и докторских защит в советах вузов уменьшается (на 8,3%, на 11,1%), в том числе защит кандидатских и докторских диссертаций работниками вузов (соответственно на 3,6%; 1,4%) [1,4].

Таким образом, рост численности сотрудников со степенями обусловлен в большей степени притоком в вузы работников, имеющих научные степени, из НИИ, Академии наук и других регионов.

Без омоложения нет достижений

Обеспечение роста специалистов с научными степенями за счет вышеназванных источников не является отрицательным фактором, однако необходимо повысить значимость подготовки высокопрофессиональных кадров из числа сотрудников, работающих в вузе. В определенной степени препятствием к реализации этой задачи является изменение такой качественной характеристики персонала, как средний возраст работников вузов, который оказывает влияние на психофизиологический элемент кадрового потенциала, в частности, здоровье, работоспособность, продолжительность творческой деятельности. Это проявляется в третьей обобщающей закономерности: «Ухудшение возрастной структуры численности работников».

В составе численности работников за анализируемый период снизились темпы роста персонала возрастной группы «до 29 лет» (на 0,8% (126 чел.)). В то же время значительно выросли группы работников трех возрастных категорий «50–59», «60–69», «70 и старше» (соответственно 6,3% (41 чел.); 25,6% (99 чел.); 5,2% (70 чел.)). В последние годы (2010, 2011 гг.) на 14,7% увеличилась численность работников возрастной группы «30-39 лет». Достаточно значительные темпы роста численности возрастных категорий от 50 до 70 лет повлияли на увеличение доли работников этой возрастной группы в общей численности персонала вузов. Если в 2007–2009 гг. их удельный вес составлял 34,9% (1127 чел.), то к 2010-2011 гг. он возрос до 39,4% (1337 чел.). Эти структурные изменения отразились на среднем возрасте работающих в вузе ППС в целом, в том числе докторов наук. К 2011 г средний возраст ППС составил 55 лет по сравнению с 2007 г – 49 лет, то есть средний возраст увеличился на 6 лет. Соответствующие изменения произошли со средним возрастом докторов наук: в 2007 году – 62 года, в 2011-ом – 64 года. Не происходит значительного омоложения кандидатов наук. Их средний возраст – 51 год [1].

Присутствие в составе коллективов вузов работников со средним возрастом 40-60 лет, имеющих, как правило, и научные степени и ученые звания, опыт преподавательской и научно-исследовательской деятельности, является важным фактором повышения качества кадрового потенциала вуза. Однако снижение доли работников возрастной группы «до 29 лет» и «30-39 лет» свидетельствует об отсутствии надежных стимулов привлечения и закрепления молодых талантливых ученых и педагогов, а также влияет на показатели развития кадрового потенциала в результате защиты кандидатских и докторских диссертаций. Таким образом, необходима разработка и реализация программы мероприятий, направленной на изменение этой тенденции, и в первую очередь путем создания материальных и социальных условий, стимулирующих закрепление молодых кадров в вузах.

Закономерности в системе организации научно-инновационной деятельности в вузах Приморского края

Существующая система организации научно-инновационной деятельности в вузах Приморского края, в значительной степени не соответствующая требованиям, предъявляемым к ней с позиции критерия продуктивности и эффективности, тем не менее имеет свои результаты, которые проявляются в ряде тенденций, распределенных автором на две группы обобщающих закономерностей, каждая из которых включает несколько влияющих (рис. 2).

2014-09-16 08-29-40 Скриншот экрана

Первой обобщающей закономерностью, характеризующей результативность научно-инновационной деятельности, отражающей научный уровень персонала, является «Ухудшение качественных параметров в публикациях и других видах издательской деятельности вузов». При положительной тенденции роста публикаций в целом в вузах края наблюдается уменьшение публикаций за рубежом – главнейшего критерия результативности кадрового потенциала вузов.

Число статей по вузам за исследуемый период выросло на 8,4% (1399), а опубликованных за рубежом снизилось на 8,5% (287). Их доля в 2011 г. по вузам представлена на рисунке 3.

2014-09-16 08-30-54 Скриншот экрана

Что касается издания монографий по вузам, их число увеличилось на 2,1% (53), изданных за рубежом, снизилось на 5,1% (1). Доля монографий, изданных в России и за рубежом, представлена на рисунке 4.

2014-09-16 08-31-43 Скриншот экрана

Еще одним важнейшим показателем результативности использования кадрового потенциала вузов является число сборников научных трудов (рис. 5).

2014-09-16 08-32-38 Скриншот экрана

Число пособий выросло на 3,5% (52), с грифами, наоборот, снизилось на 7,9% (35). Доля учебников и учебных пособий, изданных в 2011 г., также является важным показателем результативности деятельности вузов (рис. 6).

2014-09-16 08-33-25 Скриншот экрана

Динамика участия научно-инновационных продуктов вузов Приморья в международных презентациях проявляется во второй обобщающей закономерности: «Снижение числа запатентованных продуктов НИД и уменьшение их представления на международных выставках». Так, число экспонатов на выставках, проведенных на базе вузов края, выросло на 8,5% (301), на международных, наоборот, снизилось на 9,2% (217). Число поддерживаемых патентов по вузам края за исследуемый период выросло на 3,3% (64), патентов России – на 1,8% (7). Доля, поддерживаемых патентов по вузам представлена на рис.7 [1, 8].

2014-09-16 08-34-21 Скриншот экрана

Выводы

Таким образом, явное снижение показателей результативности использования кадрового потенциала вузов является следствием влияния комплекса факторов, среди которых недостаточная квалификация специалистов, отсутствие налаженных связей с издательствами, организаторами форумов, конференций; отсутствие организационных структур внутри вуза, которые бы содействовали продвижению продукции на международный рынок, и, конечно, недостаточное качество предлагаемой продукции. Сегодня Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), в состав которого влились большинство из исследуемых нами вузов, наследует проблемы своих предшественников. Не способствует их решению переезд на о. Русский, неопределенность, разбросанность корпусов по разным районам города и в связи с этим неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.

Следовательно, анализ закономерностей, характеризующих результативность НИД вузов Приморского края, позволяет сделать вывод о необходимости интенсификации и повышения уровня ее эффективности, увеличения количества зарубежных стажировок преподавателей, расширения системы показателей, позволяющих более детально и комплексно оценивать результаты научно-инновационной деятельности высшего учебного заведения, а также разработки и внедрения системы мотивации сотрудников в условиях сложности и неопределенности внешней среды.

[1]ВГУЭС – Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; ТГЭУ ‑ Тихоокеанский государственный экономический университет; ДВГТУ ‑ Дальневосточный государственный технический университет; УГПИ ‑ Уссурийский государственный педагогический институт; ДВГУ (ДВФУ) ‑ Дальневосточный федеральный университет


Источники:

1. Дмитриев Г.И. Научный потенциал вузов и научных организаций Федерального агентства по образованию. 2011: Стат. сб. / Г.И. Дмитриев, Е.А. Законников, Д.В. Ливанов, С.В. Лебедев, В.А. Мейев, А.В. Рождественский, М.Н. Стриханов. – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011.
2. Илышев А.М. Системный подход к анализу научно-инновационной деятельности технического вуза / А.М. Илышев, Н.Н. Илышева, И.Н. Воропанова // Инженерное образование, 2005. – № 3.
3. Лазарев Г.И. Наша стратегия – развитие на основе инноваций (опыт ВГУЭС) // Г.И. Лазарев, Г.И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ, 2005. – № 3.
4. Сафонова К.И. Теоретико-методологические основы научно-инновационной деятельности вуза / К.И. Сафонова, Е.Б. Гаффорова, Ю.В. Бабин, Т.И. Елисеева, Е.Г Юрченко, Ю.Ю. Чмырь, В.В. Ельников, Е.Я. Репина, С.А. Новак, А.В. Карловский, Т.В. Ершова. – Владивосток: Дальнаука, 2011.
5. Сафонова К.И. Роль и место вуза в современной экономической, национальной и региональной инновационных системах / К.И. Сафонова, В.Г. Белкин, С.А. Ерышева, Ю.Ю. Чмырь // Инновации в образовании. – Коломна: Коломенская типография, 2011. – № 3.
6. Савзиханова С.Э., Косинова В.Н. Системы высшего образования в условиях формирования информационной экономики // Креативная экономика. — 2011. — № 12 (60). — c. 109-114. — http://www.creativeconomy.ru/articles/14018/
7. Чмырь Ю.Ю. Оценка состояния повышения квалификации преподавательских и научных кадров как фактора роста кадрового потенциала в вузах и НИИ Приморского края / Ю.Ю. Чмырь, К.И. Сафонова // Региональная экономика: теория и практика / ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2009. – № 27.
8. Шаповалов, В.Ф. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник. – Владивосток: Приморскстат, 2011.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:06:05