Предупреждение банкротства организаций-производителей индейки в России посредством государственной поддержки инвестиционной деятельности

Кибиров Х.Г.1, Белокопытов А.В.2, Худов А.М.3
1 Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова - филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
2 Смоленская государственная сельскохозяйственная академия
3 Академия социального управления

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Кибиров Х.Г., Белокопытов А.В., Худов А.М. Предупреждение банкротства организаций-производителей индейки в России посредством государственной поддержки инвестиционной деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 12. – С. 3327-3338. – doi: 10.18334/epp.10.12.111264.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44668169
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Профилактика банкротства сельхозорганизаций является одной из предпосылок, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности государства. Одним из факторов, непосредственно влияющих на результативность управления процессами банкротства сельскохозяйственных организаций, являются инвестиции в их основной капитал. Анализ факторов, обуславливающих кризисные состояния субъектов хозяйствования в сферах операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, позволяет разработать комплекс мер государственной поддержки, направленных на повышение инвестиционной привлекательности организаций и тем самым предупредить их финансовую несостоятельность. В статье осуществлена попытка более углубленного рассмотрения отдельных элементов механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности с целью нивелирования влияния факторов, обуславливающих кризисные ситуации в разрезе основных видов финансово-хозяйственной деятельности сельхозорганизаций

Ключевые слова: банкротство, финансовая несостоятельность, финансовая устойчивость, финансовое оздоровление, инвестиционная привлекательность

JEL-классификация: G33, G32, Q13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Современное состояние экономики России характеризуется наличием значительного внешнего воздействия, которое проявляется главным образом в форме различных методов товарного санкционного давления на фоне искусственного занижения цен на энергоносители на внешних рынках. Вся совокупность методов негативного внешнеэкономического воздействия имеет цель нагнетания в стране социальной и политической напряженности и разрушения имеющейся системы государственного устройства [1] (Slepyshev, 2009).

В качестве одного из наиболее значимых рычагов негативного внешнего влияния на экономику нашей страны можно выделить санкции на поставку в Российскую Федерацию продовольственных товаров. Следовательно, значение сферы производства мяса индейки как отрасли птицеводства, обеспечивающей продовольственную безопасность страны, существенно повышается.

Важным условием динамичного и поступательного развития в рассматриваемой нами сфере агропромышленного производства является сохранение целостности сельскохозяйственных организаций путем предотвращения их банкротства, что достигается посредством научно обоснованного управления процессами, приводящими к финансовой несостоятельности хозяйствующих субъектов. Предметом управления в данном случае являются финансовая несостоятельность и банкротство, поэтому с целью повышения эффективности процесса управления необходимо в первую очередь уточнение данных финансовых категорий.

Целью данной научной публикации является исследование системы мер государственной поддержки, направленных на повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций.

В процессе исследования были использованы следующие методы: наблюдения, анализа рядов динамики, вертикального и горизонтального анализа финансовой отчетности, абсолютных показателей финансовой устойчивости.

Неспособность хозяйствующего субъекта платить по своим долговым обязательствам и финансировать текущую основную деятельность в связи с отсутствием средств называют банкротством. Главным или основным его признаком является неспособность организации выполнить требования кредиторов в течение определенного срока со дня наступления сроков платежей [2] (Isaeva, Zemlyakova, 2020).

Банкротство происходит в тех случаях, когда в организациях не проводится аналитическая работа по выявлению и предотвращению скрытых тенденций негативного характера [3] (Kazimir, Shevchenko, Mokoseeva, Takhumova, 2020).

Финансовая несостоятельность обуславливается негативным влиянием агрессивных факторов внешней среды деятельности организации, а также внутрихозяйственных причин на состояние денежных потоков, а также активов организации, при котором у хозяйствующего субъекта отсутствуют возможности к своевременному и полному исполнению своих долговых обязательств. Диагностика финансовой несостоятельности представляет собой исследовательский, познавательный процесс, поскольку содержит в своем арсенале определенные способы, методы, приемы, с помощью которых он и реализуется [4] (Apsite, Chikin, 2019).

Главной причиной, определяющей финансовую несостоятельность субъекта хозяйствования, выступает кризисное состояние. Кризис – это период нестабильности, когда надвигаются значительные изменения, представляющие угрозу выживанию организации, результат которых может стать и крайне неблагоприятным, и позитивным [5] (Smirnova, 2020).

Ситуации, обуславливающие критическое состояние, могут возникать в любой сфере финансово-хозяйственной деятельности сельхозорганизации и на любой стадии процесса воспроизводства.

Наибольшую угрозу представляют ситуации, возникающие в сфере основной (операционной) деятельности субъекта хозяйствования. Так, например, неисполнение договорных обязательств со стороны поставщиков сырья и материалов по срокам, количеству и качеству поставок может привести к существенному ухудшению качества производимой продукции, замедлению темпов производства, а в отдельных случаях и к полной его остановке. Нарушение обязательств со стороны самой организации по отгрузке готовой продукции ведет к потере основных покупателей. Систематические нарушения платежной дисциплины со стороны самого субъекта хозяйствования, вызванные, как правило, низкой эффективностью работы бухгалтерской службы, являются главными причинами потери основных поставщиков сырья. Кризисные ситуации в сфере операционной деятельности возникают также в результате допущения со стороны руководства организации в целом, а также отдельных структурных подразделений хищений, фактов бесхозяйственности и других злоупотреблений. Все вышеперечисленные ситуации приводят к существенному снижению способности организации к генерированию денежных потоков, что в конечном итоге чревато снижением платежеспособности субъекта хозяйствования.

Основной причиной кризисных ситуаций в сфере финансовой деятельности, как правило, является неспособность планово-экономической службы организации на этапе формирования финансового плана определить и сформировать оптимальную структуру активов и капитала. Несбалансированность состава и структуры имущества может стать причиной существенного замедления темпов производства, а также снижения платежеспособности организации. Неоптимальная же структура капитала ведет одновременно к ухудшению финансового положения и опять же к снижению платежеспособности организации по причине ее закредитованности либо к дефициту оборотного капитала в случае недоступности краткосрочного финансирования на условиях срочности, возвратности и платности [6] (Gerasimenko, Kurginyan, 2018).

Кризисные ситуации в операционной и финансовой деятельности обуславливают отсутствие возможностей у организации к восполнению ее основного капитала, а следовательно, и значительные затруднения в сфере инвестиционной деятельности.

Результаты исследования. Рассмотрим изложенные выше соображения на примере отрасли производства мяса индейки. Данная сфера агропромышленного производства является для российской экономики относительно новой, и как следствие, обладает достаточно высоким потенциалом роста. Вместе с тем отрасль испытывает существенные затруднения. В 2016 году оказался финансово несостоятельным ведущий производитель – ООО «Евродон», расположенный в Ростовской области. Следовательно, существенно актуализируется проблема предупреждения банкротства в рамках рассматриваемой нами отрасли птицеводства. В таблице 1 представлен состав и структура капитала по сводному балансу, составленному по данным отчетности двадцати одного ведущего производителя мяса индейки, на долю которых приходится более 97% общего объема мяса индейки, произведенного в Российской Федерации.

Таблица 1

Состав и структура капитала в сфере производства мяса индейки в России

Показатели
Абсолютные значения, тыс. руб.
Удельный вес, %
2012
2014
2016
2018
2012
2014
2016
2018
Собственный капитал
4851590
6715224
4470115
-826221
42,62
33,87
12,70
-2,17
в т.ч. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
1718866
2486911
213639
-10623738
15,10
12,54
0,61
-27,85
Долгосрочные пассивы
4426901
9013975
20290402
13077852
38,89
45,46
57,67
34,29
в т.ч. займы и кредиты
4426901
9013905
20688271
12418442
38,89
45,46
58,80
32,56
Краткосрочные пассивы
2104289
4098977
10425712
25889825
18,49
20,67
29,63
67,88
в т.ч. займы и кредиты
660635
1862208
5609880
18515290
5,80
9,39
15,94
48,54
кредиторская задолженность
903130
1623205
4049320
6449193
7,93
8,19
11,51
16,91
Итого
11382780
19828176
35186229
38141456
100
100
100
100
Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики.

Как видно из данных таблицы 1, к концу анализируемого периода исследуемая нами отрасль птицеводства не располагает собственными источниками финансирования, о чем свидетельствует существенная отрицательная величина собственного капитала в 2018 году, что было обусловлено тем, что величина непокрытого убытка в отрасли составила 10,6 млрд рублей. Это свидетельствует о массовой убыточности организаций, функционирующих в условиях отрасли производства мяса индейки. На протяжении всего анализируемого периода в общей структуре капитала доминируют привлеченные источники финансирования. Удельный же вес собственного капитала крайне незначителен и в динамике он неуклонно снижается – с 42,6 до -2,17%.

Величина долгосрочно привлеченных источников финансирования за исследуемый период увеличивается в 4,6 раза, однако их удельный вес существенного изменения не претерпевает – снижается на 4,6 п.п. и составляет 34,3%. В структуре долгосрочных пассивов наиболее значимым элементом являются долгосрочные займы и кредиты.

Краткосрочные пассивы на начало анализируемого периода играли незначительную роль в финансировании текущей деятельности организаций – производителей мяса индейки – в 2012 году их удельный вес в общем объеме капитала составлял лишь 18,49%. Однако за семь рассматриваемых лет данный показатель возрос на 49,39 п.п. и составил к 2018 году 67,88%. В составе краткосрочных пассивов также превалируют займы и кредиты, в 2018 году их удельный вес в общем объеме источников финансирования составил 48,54%, что на 42,74 п.п. больше уровня 2012 года. Следовательно, к 2018 году деятельность большинства предприятий – производителей мяса индейки финансируется лишь за счет привлеченного капитала.

Таким образом, структуру капитала в сфере производства мяса индейки не следует признавать оптимальной. Большинство хозяйствующих субъектов не располагают собственными источниками финансирования, что крайне негативно может сказаться на их финансовом положении.

Таблица 2

Показатели финансовой устойчивости в отрасли производства мяса индейки в Российской Федерации

Показатели
2012
2014
2016
2018
Собственный капитал
4851590
6715224
4470115
-826221
Внеоборотные активы
7599573
14708244
26291748
27839880
Запасы
1302574
2014705
4281287
4872489
Собственный оборотный капитал
-2747983
-7993020
-21821633
-28666101
Краткосрочные кредиты и займы
660635
1862208
5609880
18515290
Долгосрочные кредиты и займы
4426901
9013905
20688271
12418442
Излишек (недостаток) собственных источников формирования запасов
-4050557
-10007725
-26102920
-33538590
Излишек (недостаток) нормальных источников формирования запасов
-3389922
-8145517
-20493040
-15023300
Излишек (недостаток) общей величины источников формирования запасов
1036979
868388
195231
-2604 858
Трехкомпонентный показатель
(0,0,1)
(0,0,1)
(0,0,1)
(0,0,0)
Тип финансовой устойчивости
неустойчивое
неустойчивое
неустойчивое
кризисное
Источник: [7].

В таблице 2 представлены результаты анализа финансовой устойчивости по данным сводной отчетности, проведенного методом абсолютных показателей. Сущность данного метода заключается в сопоставлении величины производственных запасов с размерами источников их формирования. Таким образом, определяется достаточность различных источников финансирования для обеспечения непрерывного осуществления текущей деятельности хозяйствующих субъектов. Как мы видим из данных таблицы, на протяжении всего анализируемого периода отрасль имеет отрицательную величину собственного оборотного капитала. Другими словами, подавляющее большинство хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство мяса индейки в России, не располагают собственными источниками, необходимыми для формирования своих производственных запасов. В динамике наблюдается лишь ухудшение ситуации. Как следствие этого, до 2016 года отрасль находилась в неустойчивом финансовом положении, а к 2018 году она переходит в кризисное финансовое положение. Таким образом, массовая хроническая убыточность организаций в сфере производства мяса индейки привела к практически полному отсутствию собственных источников финансирования, что в конечном итоге и обуславливает кризисное финансовое положение отрасли.

Высокая степень закредитованности в сочетании с хронической убыточностью может привести в исследуемой нами отрасли производства мяса индейки к массовым банкротствам предприятий-производителей. Следовательно, необходимы меры по предотвращению финансовой несостоятельности хозяйствующих субъектов, оперирующих в рассматриваемой нами сфере агропромышленного производства.

В качестве одного из ключевых рычагов механизма оздоровления финансово неблагополучных сельхозорганизаций выступают инвестиции в основной капитал. В результате реализации органами государственной власти политики импортозамещения на российских рынках продовольствия в сфере агропромышленного производства наблюдается определенный всплеск инвестиционной активности. Вместе с тем проблема привлечения инвестиций в процессе финансово-экономического оздоровления сельхозорганизаций остается актуальной. Следовательно, необходим комплекс мер, направленный на повышение инвестиционной привлекательности финансово неблагополучных сельскохозяйственных организаций.

Наиболее действенным направлением повышения инвестиционной привлекательности сельхозорганизаций является система государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрной сфере.

Стимулирование со стороны государства процесса привлечения инвестиций в сферу агропромышленного производства осуществляется в следующих трех направлениях:

1. Создание режимов налогового благоприятствования экономическим субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность в сфере агропромышленного производства. Например, предоставление налоговых скидок экономическим субъектам, осуществляющим капитальные вложения, направленные на рост величины основного капитала сельскохозяйственных организаций, модернизацию объектов основных средств, освоение новых технологий и т.д.

Существенное снижение налогового бремени достигается также путем использования инвестиционного налогового кредита, под которым подразумевается такое изменение сроков исполнения обязательств по фискальным платежам, при котором коммерческой организации-налогоплательщику, реализующей определенный инвестиционный проект в аграрной сфере, предоставляется определенная отсрочка фискального платежа с последующей уплатой основной суммы налогового обязательства и процентов за кредит. Срок предоставления инвестиционного налогового кредита – от одного года до пяти лет.

2. Предоставление государственных гарантий инвесторам. Федеральный закон от 09 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) регламентирует предоставление режимов экономического и правового благоприятствования иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в условиях Российской Федерации. Согласно данному закону, иностранным инвесторам гарантируются нормальные экономические и правовые условия для осуществления инвестиционной деятельности, а также права на получение доходов и прибыли от осуществленных инвестиций.

3. Возмещение части расходов инвесторов на реализацию инвестиционного проекта через выплату субсидий из бюджетов разных уровней. Субсидии могут предоставляться на приобретение в соответствии с проектом основных и оборотных средств, создание опять же транспортной и социальной инфраструктуры, обучение специалистов, уплату процентов по банковским и инвестиционным кредитам, лизинговых платежей и т.д.

Меры осуществления поддержки инвестиционных проектов, направленные на оздоровление финансово неблагополучных сельскохозяйственных организаций, должны дифференцироваться в зависимости от того, в какой сфере финансово-хозяйственной деятельности будет реализовываться конкретный инвестиционный проект.

Как было нами отмечено выше, наибольшую угрозу для хозяйствующего субъекта представляют кризисные ситуации, возникающие в сфере его основной (операционной) деятельности. По этой причине процесс привлечения инвестиций должен в первую очередь преследовать цель восстановления у финансово неблагополучной сельхозорганизации способности к генерированию операционных денежных потоков, именно это является необходимым условием прироста величины собственного капитала организации, и как следствие этого, улучшения показателей платежеспособности и финансовой устойчивости. Если инвестиционный проект осуществляется в сфере основной (операционной) деятельности сельхозорганизации, то субсидии должны быть направлены на возмещение части затрат инвестора на погашение обязательств по просроченной кредиторской задолженности, приобретение кормов, семян, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты животных и растений. Средства на субсидирование в данном случае могут быть представлены из федерального и региональных бюджетов. Успешная реализация инвестиционного проекта в сфере операционной деятельности организации приведет к росту производственных и финансовых результатов ее деятельности.

Необходимым условием осуществления операционной деятельности финансово неблагополучной сельскохозяйственной организации является обеспеченность ее основными производственными фондами, что делает актуальной проблему привлечения капитала в инвестиционную сферу деятельности субъекта хозяйствования. В случае реализации инвестиционного проекта в сфере инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта субсидии предоставляются инвесторам на возмещение расходов по приобретению и возведению объектов основных средств (здания, сооружения, машины оборудования, продуктивный скот, многолетние насаждения и др.), компенсацию части затрат на их страхование, лизинговые платежи. Средства на субсидирование в данном случае целесообразно выделять из регионального бюджета.

Необходимым условием восстановления платежеспособности финансово неблагополучной сельскохозяйственной организации являются также и достижения сбалансированности денежных потоков от ее финансовой деятельности. При осуществлении мер поддержки инвесторов в данной сфере деятельности хозяйствующего субъекта необходимо субсидирование расходов инвесторов по погашению просроченных обязательств организации по банковским кредитам и займам, возмещению части процентной ставки по кредитам и займам, получаемым для реализации в условиях хозяйствующего субъекта инвестиционных проектов. Здесь также необходимо учитывать расходы инвестора по взысканию им обязательств по дебиторской и иной задолженности организации.

Рациональная и научно обоснованная организация финансового обеспечения поддержки со стороны государства процессов привлечения инвестиций для оздоровления финансово неблагополучных сельскохозяйственных организаций возможна путем формирования фонда проблемных активов сельскохозяйственных организаций, осуществляющего работу как с финансово-кредитными учреждениями, так и с сельскохозяйственными организациями. Данный фонд будет выступать в качестве коммерческой организации со стопроцентным участием в ее уставном капитале государства. Доходы фонд будет получать от эмиссии долговых ценных бумаг, главным образом облигаций, а также от вложения аккумулированных таким образом денежных средств в инвестиционные проекты в аграрной сфере. Фонд будет осуществлять выкуп у банков «проблемных активов» в виде обязательств финансово неблагополучных сельхозорганизаций по банковским кредитам, которым будет предоставлено право отсрочки и рассрочки обязательств. В данном случае финансово-кредитные учреждения получают существенную экономическую выгоду, так как избавляются от «проблемных активов». Что же касается финансово неблагополучных сельскохозяйственных организаций, то вероятность процедуры их банкротства, инициированной финансово-кредитными учреждениями, сводится к нулю, они получают столь необходимый карт-бланш для дальнейшего осуществления своей хозяйственной деятельности. В случае привлечения необходимых объемов капитала, а также рационального, интенсивного и эффективного его использования возможно оздоровление финансово неблагополучных сельскохозяйственных организаций.

Заключение. Таким образом, исследуемая нами отрасль птицеводства находится в кризисном финансовом положении. Этому способствует высокая доля привлеченного капитала, в большей степени краткосрочных кредитов. Большинство хозяйствующих субъектов не располагают собственными источниками финансирования, что крайне негативно сказывается на их финансовом положении. Высокая степень закредитованности в сочетании с хронической убыточностью повышает риск финансовой неустойчивости предприятий по производству мяса индейки.

Повышение инвестиционной привлекательности финансово неблагополучных сельскохозяйственных организаций и улучшение их финансового состояния возможно в условиях активной государственной поддержки инвестиционной деятельности в аграрной сфере. Для стимулирования инвестиционной политики организаций отрасли целесообразно создание режимов налогового благоприятствования экономическим субъектам, предоставление государственных гарантий инвесторам, возмещение части расходов инвесторов на реализацию инвестиционного проекта через выплату субсидий из бюджетов разных уровней.

Это в первую очередь приведет к восстановлению у финансово неблагополучных предприятий способности к генерированию операционных денежных потоков, при этом запустится процесс достижения сбалансированности денежных потоков от финансовой деятельности субъекта хозяйствования.

Обозначенные выше меры будут способствовать росту инвестиционной привлекательности организаций – производителей мяса индейки, что существенно улучшит их финансовое положение и тем самым уменьшит вероятность возникновения их финансовой несостоятельности.


Источники:

1. Слепышев В.А. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) / В.А. Слепышев // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - № 36 (174) – С. 48 – 52.
2. Исаева Г.В., Землякова С.Н. Система мер по снижению вероятности банкротства сельскохозяйственных организаций Новосибирской области / Г.В. Исаева, С.Н. Землякова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 7-2. - С. 62-67.
3. Казимир А.Н., Шевченко А.А., Мокосеева М.А., Тахумова О.В Анализ финансового состояния как способ определения вероятности банкротства / А.Н. Казимир, А.А. Шевченко, М.А. Мокосеева, О.В. Тахумова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 5-1. - С. 86-93.
4. Апсите М.А., Чикин С.Н. Анализ финансовой несостоятельности организации / М.А. Апсите, С.Н. Чикин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2019. - № 3. - С. 133-135.
5. Смирнова А.В. Управление персоналом компании в период кризиса / А.В. Смирнова // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. - № 3. - С. 285-291.
6. Герасименко О.А., Кургинян М.А. Влияние ликвидности на структуру капитала сельскохозяйственных организаций / О.А. Герасименко, М.А. Кургинян // Агропродовольственная экономика. - 2018. - № 4. - С. 36-41.
7. Финансовые показатели [Электронный ресурс]. URL: https://www.testfirm.ru/ (дата обращения 17.09.2020).
8. Занина О.В. Применение современных методик диагностики банкротства предприятия АПК в условиях рыночной экономики. //В сборнике: Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе. Сборник статей 70-й международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Под редакцией Ю.И. Сидоренко, Н.А. Середы. - Курск, 2019. - С. 119-124
9. Зимина В.В., Белокуренко Н.С. Диагностика вероятности банкротства предприятий апк статистическими методами в российской и зарубежной практике. //Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. - 2019. - № 10 (22). - С. 29-30
10. Дохолян С.В., Гаджимурадова Л.А. Теоретические аспекты диагностики экономического состояния агропромышленного предприятия. // Экономика и предпринимательство.- 2017. - № 10-1 (87). - С. 532-535

Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:16:00