Оценка результативности деятельности проектных групп национальных исследовательских университетов

Киселева М.А.1
1 Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49231918

Аннотация:
Целью исследования является разработка процедуры оценки и повышения результативности проектных групп национальных исследовательских университетов и формирование их балльного рейтинга. Методологическую базу исследования составили методы: диалектический, научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование. Результаты исследования помогут оценивать результативность проектных групп в части подачи заявок и выполнения проектов в области научно-технической и грантовой деятельности национальных исследовательских университетов и формировать их балльный рейтинг. Перспектива исследования. Оценка результативности проектных групп сможет в дальнейшем применяться в других субъектах научно-образовательного процесса.

Ключевые слова: национальные исследовательские университеты, проектные группы, результативность, организационный механизм, экономический механизм, конкурентоспособность высших учебных заведений

JEL-классификация: I21, I23, I25



Введение. В нынешних условиях Правительство РФ и Министерство науки и высшего образования заявляет о необходимости трансформации сложившийся системы оценки результативности научно-исследовательской деятельности, в том числе и в национальных исследовательских университетах. Помимо этого, отмечается необходимость повышения качества данных для принятия управленческих решений и внедрения цифровых образовательных сервисов управления кадровым потенциалом и данными. В законе «О науке и государственной научно-технической политике в РФ» [1] прописывается, что субъектами научно-исследовательской деятельности являются как физические, так и юридические лица. На данный момент в качестве основного метода оценки результативности научно-исследовательской деятельности физических лиц используются только наукометрические показатели индивидуальных достижений субъектов, такие как, индекс цитирования, индекс Хирша, экспертные оценки и т.д. Кроме того, для оценки заявочной активности в области научно-технической и грантовой деятельности, не учитывается результативность проектных групп, как единого целого. Тем самым подтверждается, отсутствие комплексных механизмов управления научно-исследовательской деятельности национальных исследовательских университетов, где бы отражалась значимость создаваемых проектных групп и всесторонняя оценка их деятельности. Таким образом, эффективное управление научно-исследовательской деятельностью является сейчас особенно актуальным и имеющим ключевое значение в сфере обеспечения успешного функционирования национальных исследовательских университетов.

Целью исследования является разработка процедуры оценки и повышения результативности проектных групп национальных исследовательских университетов и формирование их балльного рейтинга.

Методологическую базу исследования составили следующие методы: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование.

Проектная группа - это коллектив сотрудников, аспирантов и студентов, объединившихся в рамках научно-технической деятельности для развития научного потенциала, поддержания действующих и создания новых научных школ, обеспечения кадрового воспроизводства научно-педагогических работников, для выполнения НИОКТР, формирования портфеля заказов, подготовки заявок на объекты интеллектуальной собственности, подготовки статей и докладов, подготовки кадров высшей квалификации и осуществления экспертной деятельности. Выделим проектные группы [6,9], как отдельную категорию, в национальных исследовательских университетах на оперативном уровне управления на рисунке 1.

Рисунок 1 - Декомпозиция субъектов научно-исследовательской деятельности, функционирующих на рынке научно-технической продукции и услуг, отличающаяся включением в национальные исследовательские университеты проектных групп, как отдельной категории Источник: разработано автором

Исходя из декомпозиции, представленной на рисунке 1, рассмотрим субъекты и объект научно-исследовательской деятельности. Субъектами выступают население, бизнес, власть, иностранные государства, сотрудники Академий наук, государственных и негосударственных научных фондов и центров, научно-исследовательских институтов, организаций и учреждений, учебных заведений. Под субъектами с точки зрения национальных исследовательских университетов, мы будем понимать, тех, кто будет заниматься разработкой и организацией научно-исследовательской деятельности на всех уровнях управления. На стратегическом уровне управления субъектами выступают - ректор, проректор по научной деятельности и аппарат научного управления. На тактическом уровне управления - директора и заместители директоров по науке, а также сотрудники предприятий-партнеров, на оперативном уровне управления – это проектные группы и т.д. Объектом управления в национальном исследовательском университете будет являться сама научно-исследовательская деятельность, которая будет в итоге формировать продукцию и услуги, которые будут поступать на рынок научно-технической продукции и услуг.

В исследовании определено [7,8], что для успешной поддержки и развития научно-исследовательской деятельности, университету необходимо демонстрировать свою конкурентоспособность в подготовке высококвалифицированных кадров [2], публикационной и заявочной активности, заключении и выполнении хозяйственных договоров, и в целом, в эффективности деятельности в соответствии с требованиями Российской Федерации [10,11]. А для того, чтобы поддерживать и развивать научно-исследовательскую деятельность необходимо пройти ряд этапов, при успешном выполнении которых, университет будет востребован и конкурентоспособен [4] на рынке образовательных услуг, то есть организационный механизм управления научно-исследовательской деятельностью национальных исследовательских университетов с участием проектных групп. Этапы реализации управления научно-исследовательской деятельностью в университете сформированы на рисунке 2.

1 этап. На первом этапе проводится анализ приоритетных направлений развития Российской Федерации, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, то есть мониторинг внешней среды, связанной с НИД. Кроме этого, проводится сравнительный анализ (мониторинг параметров) между текущими показателями научно-исследовательской деятельности университета и возможностями его конкурентов (других национальных исследовательских университетов) и нормативными показателями, установленными Министерством образования. Также необходим постоянный анализ существующих конкурсов по грантам и предложений по заключению хозяйственных договоров. Мониторинг параметров позволяет составить внутрикатегориальный рейтинг университетов по свойству НИД, выявить лидеров рынка, обозначить слабые стороны деятельности, а также определить конечные количественные показатели, к которым анализируемому университету необходимо стремиться.

Подпись: Оперативный уровень
Исполнители:
- лаборатории (научные работники и т.д.);
- кафедры (включая заведующих кафедрами, преподавателей и обучающихся и т.д.);
- проектные группы.
Подпись: Оценка приоритетных направлений технологий и техники РФ Подпись: Тактический уровень
Обеспечивающие звенья:
- дирекции институтов (директора и заместители директоров по науке);
- предприятия-партнеры.
Подпись: Стратегический уровень
- ректор;
- проректор по научной деятельности;
- помощник проректора по научной деятельности
- научное управление.
Подпись: 1 Этап
Мониторинг внешней среды, связанной с НИД
Подпись: 2 Этап
Мониторинг внутренней среды, связанной с НИД
Подпись: 3 Этап
Разработка рекомендаций и внесение корректив в управление НИД
Подпись: 4 Этап
Совершенствование стратегии развития университета и внесение корректив в нее
Подпись: Конкурентоспособность, востребованность и эффективность деятельности университета Подпись: Поддержка и развитие НИД в университетеПодпись: Управленческие воздействия, обеспечивающие совершенствование стратегии НИУ в области НИД
1.	Формирование и комплектовка ПГ с учетов перспективных развитий НИУ;
2.	Внедрение информационной системы отслеживания результатов НИД;
3.	Формирование научного кластера с предприятиями-партнерами и другими университетами;
4.	Поиск дополнительных источников финансирования НИД;
5.	Открытие журналов WOS/SCOPUS в университете;
6.	Повышение активности защит докторских и кандидатских диссертаций;
7.	Внедрение отдельных поощрений для молодых ученых (до 35 лет);
8.	Повышение заявочной и публикационной активности и т.д.

Подпись: Внесение изменений в миссию и цели университетаПодпись: Контроль и координация Подпись: Внесение изменений в стратегию университета в области НИД Подпись: Реализация мероприятийПодпись: Средства реализации управленческих воздействий
1.	Отражение и проверка результатов НИД в индивидуальных планах сотрудников (Индивидуальные планы сотрудников);
2.	Повышение баллов в системе стимулирования за НИД (Система стимулирования);
3.	Продление контракта с сотрудниками (Контракт);
4.	Обновление и расширение материально-технического обеспечения НИУ (МТО).


Подпись: Внесение изменений в управление НИДПодпись: Выявление снизившихся показателей НИДПодпись: Сравнительный анализ по результатам НИД с предыдущими годамиПодпись: Оценка научно-исследовательской деятельности НИУ (ежегодно)Подпись: Анализ существующих конкурсов по грантам и предложений по заключению хозяйственных договоров Подпись: Сравнительный анализ по результатам НИД с другими НИУ, нормативными показателями и выявление несоответствующих показателей Подпись: Оценка приоритетных направлений развития РФ

Рисунок 2 - Этапы реализации управления научно-исследовательской деятельностью в университете (организационный механизм)

Источник: разработано автором на основе [2]

2 этап. На втором этапе проводится ежегодная оценка показателей НИД университета и сравнительный анализ (мониторинг внутренней среды, связанной с НИД) между показателями проектных групп. Мониторинг параметров позволяет составить внутрикатегориальный рейтинг проектных групп по результатам их деятельности, выявить низкие показатели НИД, а также определить конечные количественные показатели, которые нужно совершенствовать.

При этом предполагается, что сравнительный анализ, проведенный внутри и вне университета, позволит объективно оценить деятельность представителей высшей школы и принять на его основе эффективные управленческие решения по ее совершенствованию.

3 этап. На третьем этапе, в зависимости от позиции по категориальному рейтингу внутри и вне университета, определяются мероприятия и средства реализации управленческих воздействий по совершенствованию НИД, реализуются предложенные рекомендации, осуществляется их контроль и координация, что влечет за собой внесение изменений в стратегию университета в области НИД. Третий этап носит название разработка рекомендаций и внесение корректив в управление НИД.

4 этап. На четвертом этапе формируется дальнейшая стратегия в области научно-исследовательской деятельности университета [5], на основании которой вносятся коррективы в миссию университета и разрабатываются стратегические, тактические и оперативные цели управления и определяются целевые показатели их достижения. В последствии, руководством каждого отдельного университета, разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижения целевых показателей и поддержание баланса между преемственностью и вариативностью его подсистем, и, исходя из их эффективности, организуется контроль и производится корректировка действий руководства университета, его работников.

Экономический механизм управления научно-исследовательской деятельностью национальных исследовательских университетов оценивает результативность деятельности проектных групп, а также определяет корректирующие мероприятия по совершенствованию их деятельности. Процедура оценки и повышения результативности проектных групп национальных исследовательских университетов (экономический механизм) представлена на рисунке 3.

Перед оценкой результативности проектных групп устанавливаются плановые и фактические показатели научно-исследовательской деятельности университета в целом. Затем оценивается вклад проектных групп, который они принесли университету.

Метод оценки и повышения результативности проектных групп состоит из семи последовательных этапов, выполнение которых сможет не только сформировать представление о текущем состоянии научно-исследовательской деятельности, но и внести коррективы в ее деятельность с целью ее дальнейшего повышения.

Рисунок 3 - Процедура оценки и повышения результативности проектных групп национальных исследовательских университетов

Источник: разработано автором

Рассмотрим более подробно Этап 3: Оценка уровня результативности деятельности проектной группы по количеству и стоимости заявок .

При оценке результативности проектной группы устанавливаются фактические показатели эффективности ее деятельности. Выделим четыре показателя.

По первому показателю проводиться оценка проектов, выигранных проектной группой:

(1)

где РПГвгп – доля выигранных проектной группой проектов к поданным заявкам на участие в проектах за отчетный период, %;

ВГ – количество выигранных проектной группой проектов за отчетный период;

ПЗ – количество поданных заявок проектной группой на участие в проектах за отчетный период.

По второму показателю проводиться оценка выполненных проектной группой проектов:

(2)

где РПГвп – доля выполненных проектной группой проектов к выигранным проектам за отчетный период, %;

ВП – количество выполненных проектной группой проектов за отчетный период;

ВГ – количество выигранных проектной группой проектов за отчетный период.

По третьему показателю проводиться оценка стоимости выигранных проектной группой проектов:

(3)

где СПГвгп – доля стоимости выигранных проектной группой проектов к стоимости поданных заявок на участие в проектах за отчетный период, %;

СВГ – стоимость выигранных проектной группой проектов за отчетный период;

СПЗ – стоимость поданных заявок проектной группой на участие в проектах за отчетный период.

По четвертому показателю критерия проводиться оценка стоимости выполненных проектной группой проектов:

(4)

где СПГвп – доля стоимости выигранных проектной группой проектов к стоимости выполненных заявок на участие в проектах за отчетный период, %;

СВПГ – стоимость выполненных проектной группой проектов (или их частей) за отчетный период.

СВГ – стоимость выигранных проектной группой проектов за отчетный период.

Далее значения каждого из четырех показателей переводятся в баллы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Пересчет показателей результативности проектной группы в баллы


Значение показателя, %
Количество баллов и комментарий
1.
80-100
5 (отлично)
2.
59,99-79,99
4 (очень хорошо)
3.
39,98-59,98
3 (хорошо)
4.
19,97-39,97
2 (удовлетворительно)
5.
0-19,96
1 (неудовлетворительно)

Источник: разработано автором

Каждому из четырех показателей результативности проектных групп экспертами присваивается значимость от 1 до 4 методом ранжирования. Итоговые весовые значения каждого показателя в сумме образуют единицу. Заметим, что каждый университет может по своему усмотрению задавать весовые значения показателям в зависимости от стратегии развития научно-исследовательской деятельности университета. Результаты определения значимости показателей результативности проектных групп методом ранжирования представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Определение значимости показателей результативности проектных групп методом ранжирования


Эксперт 1
Эксперт 2
Эксперт 3
Эксперт 4
Эксперт 5
Эксперт 6
Сумма
баллов
Вес
Ранг
РПГвгп
1
2
2
1
2
2
10
0,14
1
РПГвп
3
2
3
4
3
3
18
0,26
2
СПГвгп
3
2
3
3
4
4
19
0,27
3
СПГвп
3
4
4
4
4
4
23
0,33
4
Итого






70
1

Источник: разработано автором

После того, как рассчитаны все четыре показателя, переведены в баллы и им присвоены веса значимости, производиться расчет общего показателя результативности проектной группы (БРПГ) по формуле:

(5)

В общем виде последовательность определения результативности проектных групп сформирована на рисунке 4.

Опишем различные варианты дополнительного формирования итогового балла результативности работы проектной группы:

1. Если за отчетный период в проектной группе было выявлено невыполнение какого-либо проекта, то из итогового значения общего показателя результативности проектной группы (БРПГ) будет вычитаться по 1 баллу за каждый такой невыполненный проект. Данная проектная группа будет расформировываться и больше не будет собираться в таком составе.

2. Если за отчетный период проектной группой было подано определенное количество заявок (условно от трех до пяти), но ни одна из них не была выиграна, то данная проектная группа все равно получает один премиальный балл (за заявочную активность).

3. Если за отчетный период проектной группой была выполнена только часть проекта, то в показателе часть выполненного проекта будет считаться за единицу, а в показателе , будет учитываться конкретная стоимость освоенных средств за отчетный период.

Рисунок 4 - Процедура оценки результативности проектных групп по количеству и стоимости заявок национальных исследовательских университетов

Источник: разработано автором

На основании полученных результатов, будет составляться балльный рейтинг проектных групп от самого высокого значения до самого низкого.

Заключение. В последствии на стратегическом уровне управления производится анализ результатов деятельности сформированных проектных групп и разрабатываются мероприятия по совершенствованию их деятельности. Самые результативные проектные группы поощряются и мотивируются для дальнейшей работы [3], а нерезультативные группы переформировываются. Эти мероприятия отражаются в стратегии научно-исследовательской деятельности университета посредством внесения изменений в его миссию, а также стратегические, тактические и оперативные цели. Эти корректировки окажут влияние как на деятельности проектных групп, так и на научно-исследовательской деятельности университета в целом. Кроме этого, обязательном порядке, продолжает осуществляться постоянный мониторинг за деятельностью проектных групп на каждом из этапов ее функционирования.


Источники:

1. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон Рос. Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 07 августа 1996 г
2. Арнаут М. Н. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием университета. / дис. …к-та экон. наук : 08.00.05. - Владивосток, 2014. – 189 c.
3. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы: теория и практика. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. – 352 c.
4. Гумерова Г. Т. Региональная политика по размещению вузов в целях повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом // Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития. – 2019. – c. 298-306.
5. Еленева Ю.Я. Экономическое обоснование научных решений. / учебное пособие / Ю. Я. Еленева, В. Н. Андреев, А. Б. Манвелидзе ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». - Москва: МГТУ Станкин, 2017. – 84 c.
6. Киселева М. А. Декомпозиция субъектов научно-исследовательской деятельности университета // Молодежь в науке и предпринимательстве: сборник научных статей IХ международного форума молодых ученых. Гомель, 2020. – c. 82-84.
7. Киселева М.А. Структурная модель процесса разработки и реализации принятия эффективных управленческих решений по выбору субъектов научно-исследовательской деятельности // Креативная экономика. – 2020. – № 11. – doi: 10.18334/ce.14.11.111166.
8. Киселева М. А. Разработка организационно-экономического механизма управления научно-исследовательской деятельностью национальных исследовательских университетов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2021. – № 3. – c. 182-190.
9. Максимцев, И.А., Горбашко Е.А., Калязина Е.Г. Оценка качества менеджмента в проектной организации. проектно-ориентированный подход // Стандарты и качество. – 2022. – № 6. – c. 88-95.
10. Никулина И.Е. Эффективный контракт в вузе как драйвер повышения качества труда научно-педагогических работников // Высшее образование в России. – 2018. – № 5. – c. 9-19.
11. Никулина И. Е., Смирнова А. А. Анализ опыта применения эффективного контракта в высших учебных заведениях России и мира // Московский экономический журнал. – 2019. – № 11. – c. 90.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:53