Государственный менеджмент в управлении развитием пассажирского транспорта в контексте повышения качества жизни населения региона

Бизин С.В.1,2
1 Липецкий государственный технический университет
2 Отделение по Липецкой области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162087

Аннотация:
Эффективность государственного менеджмента в управлении развитием пассажирского транспорта требует системного и многокритериального подхода, включающего анализ и оценку как текущей ситуации отрасли и методов ее управления, так и перспективного развития инфраструктуры, внедрения и использования инноваций, повышения связанности территорий и доступности пассажирского транспорта, а также влияния на качество жизни населения региона. В статье рассмотрены теоретические основы системы управления и развития пассажирского транспорта в регионах, выявлены основные ее характеристики и субъекты управления. На основе статистических данных и ведомственной статистики проведен анализ отрасли и управления системой пассажирского транспорта в Липецкой области. В ходе исследования определены основные проблемные аспекты системы пассажирского транспорта в Липецкой области, а также разработаны мероприятия по повышению эффективности управления и развития пассажирского транспорта в регионе, способствующие повышению качества жизни населения.

Ключевые слова: управление пассажирским транспортом, пассажирский транспорт, региональная государственная политика, качество жизни, регион

JEL-классификация: G18, G28, G38, L91



Введение

Пассажирский транспорт является одной из важнейших инфраструктурных отраслей, характеризующих качество жизни населения, что обусловлено его социальной направленностью и важностью для функционирования городов, обеспечения межмуниципального и междугороднего сообщения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что региональные органы власти играют важную роль в развитии пассажирского транспорта в России. Они отвечают за создание и управление региональными транспортными системами, обеспечивая доступность и качество услуг для населения. Кроме того, региональные власти участвуют в разработке и реализации государственных программ и национальных (в т.ч. федеральных) проектов по развитию транспортной и пассажирской инфраструктуры.

Принимая нормативные и правовые акты, региональные органы власти регулируют использование транспортных средств, обеспечивают безопасность дорожного движения и управляют региональными транспортными ресурсами, а также координируют деятельность местных органов власти и транспортных компаний. В целом, органы власти субъектов РФ играют важную роль в обеспечении эффективного и безопасного функционирования пассажирского транспорта, что помогает улучшить качество жизни граждан и обеспечивать экономическое развитие регионов.

Цель исследования заключается в выявлении проблем и разработке мероприятий по повышению эффективности управления и развития системы пассажирского транспорта на примере Липецкой области.

Теоретическую основу исследования составили труды российских авторов, исследовавших развитие и проблемные аспекты транспортной системы в субъектах РФ, таких как: Н.А. Троицкая [16], О.Н. Никулина [12], И.Х. Мурзаканова [11], В.П. Сланов [15].

Нормативную правовую базу исследования составили законы, федеральные и региональные законодательные акты, а также данные о ходе реализации национальных, федеральных и региональных проектов.

Методами данного исследования являются статистический анализ, верификация, общенаучные методы (индукции, дедукции, анализ и синтез, системный, логический и т.д.), нормативные и позитивные утверждения, метод познания, использовались методы эмпирического наблюдения, сбора и анализа данных, экспертных оценок, опросы представителей органов власти и экспертов в области пассажирского транспорта для получения объективной информации о роли региональных органов в развитии пассажирского транспорта в контексте повышения качества жизни населения региона.

Теоретические аспекты управления системой пассажирского транспорта в регионах России

В нашей стране вопросу обеспечения качества жизни населения уделяется особенное внимание. В этом контексте государство берет на себя ответственность и полномочия по управлению качеством жизни, гарантируя каждому гражданину создание и поддержание всех необходимых условий для его благополучного проживания на территории страны [5, с.1226].

Качество жизни является комплексным обобщающим понятием, включающим в качестве составной части «уровень жизни» и оценивающим уровень развития на конкретной территории отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура, физическая культура и спорт), а также инфраструктурных отраслей (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, информационно-коммуникационные технологии и прочие) [8, с.312].

Значимость системы пассажирского транспорта в России обусловлена ее социальной направленностью и существенным влиянием на качество жизни [7], т.к. обеспечивает перевозку граждан по утвержденным маршрутам, выполняя важные функции в жизни, как в мегаполисах, так и регионов. Она является важной частью городской и региональной инфраструктуры, обеспечивая социальное значение и территориальное единство городов и регионов. При этом региональные органы власти играют важную роль в развитии пассажирского транспорта, обеспечивая создание и управление региональными транспортными системами, а также координируя деятельность местных транспортных компаний и обеспечивая их софинансирование.

Развитие системы пассажирского транспорта способствует повышению связанности территорий и доступности транспорта для населения, а также созданию условий для более частых поездок граждан как внутри субъекта РФ, так и по России.

Основные характеристики системы пассажирского транспорта представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Основные характеристики системы пассажирского транспорта

Источник: Составлено автором

Эффективное социально-экономическое развитие любого региона и крупного города напрямую зависит от функционирования системы пассажирского транспорта, которая гарантирует комфортное, безопасное и качественное обслуживание, особенно для социальных слоев населения, лишенных собственных транспортных средств.

Пассажирский транспорт – отрасль регионального (в т.ч. муниципального) хозяйства, которая представляет собой систему перевозки людей в пределах городов, их ближайших пригородов, а также межмуниципальное и междугороднее сообщение. Она включает в себя следующие подсистемы управления: транспортную инфраструктуру, организационную инфраструктуру и выделенную транспортно-дорожную инфраструктуру. Целью функционирования отрасли является обеспечение комфортного перемещения жителей региона и обеспечение транспортной доступности всех муниципальных и городских районов по установленным маршрутам, обеспечивая высокое качество жизни населения, сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни региона [9, с.552].

Для достижения комплексного развития городских агломераций в различных регионах Российской Федерации необходимо совершенствование транспортной инфраструктуры, включая систему городского межмуниципального общественного транспорта. Общественный транспорт способствует сохранению территориального единства и целостности городов и регионов, обеспечивает доступность всех элементов экономической системы. Тем не менее, в России существует значительное количество городов, страдающих от недостаточно развитой транспортной инфраструктуры, что делает их неудобными для проживания и приводит к миграции населения в более развитые регионы страны.

Основными субъектами развития транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта регионов выступают: федеральные и региональные исполнительные органы власти, транспортные организации, научные и экспертные организации, IT-компании и инвесторы (рис. 2).

Рисунок 2 – Субъекты развития транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта регионов

Источник: Составлено автором

Таким образом, развитием транспортной инфраструктуры регионов занимается широкий круг заинтересованных сторон, однако главную роль играет Министерство транспорта Российской Федерации, посредством разработки и реализации комплексных подходов к созданию механизмов государственной поддержки строительства и развития метрополитенов или альтернативных видов транспорта, а также улучшению системы городского наземного транспорта.

Региональные органы власти играют ключевую роль в развитии пассажирского транспорта в субъектах РФ. Они отвечают за разработку и реализацию стратегий и программ развития транспортной инфраструктуры, принятие законов и нормативных актов, а также выделение финансовых средств на развитие транспортной отрасли региона. Развитие парка пассажирского транспорта общего пользования осуществляется в том числе за счет средств, предусмотренных в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», входящего в состав нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Как и любая сфера услуг, услуги пассажирского транспорта направлена на максимально полное удовлетворение потребности конечных потребителей в перевозках (населения), при этом неся минимальные затраты [10, с.27]. Однако, спецификой услуг пассажирского транспорта, как и других услуг, является их полная сложность количественного и качественного измерения инструментальными средствами, поэтому оценивается преимущественно на уровне субъективного восприятия. Поэтому взаимодействие потребителей услуг пассажирского транспорта с региональными органами власти осуществляется по следующим каналам и формам: обращения и жалобы; общественные слушания; участие в комитетах и советах; опросы и консультации. При этом важно обеспечить открытость, доступность, прозрачность и эффективность взаимодействия. Конструктивный диалог и учет мнения населения способствуют более качественному развитию пассажирского транспорта и удовлетворению потребностей граждан.

Процесс взаимодействия потребителей услуг пассажирского транспорта с заказчиками и исполнителями представлен на рис. 3.

Рисунок 3 – Процесс взаимодействия потребителей услуг пассажирского транспорта с заказчиками и исполнителями

Источник: Составлено автором

Нормативно-правовая база государственного регулирования услуг пассажирского транспорта и транспортной деятельности в России включает в себя федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы Министерства транспорта России и другие нормативные акты, ключевыми из которых являются:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ [1] – регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров различными видами транспорта.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [2] – регулирует процесс отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, путем заключения контрактов в области транспорта, добиваясь осуществления рядя целей: достижение устойчивости транспортной системы России, установление социальной справедливости, эффективное планирование бюджетных средств, стремление к прозрачности администрирования.

3. Федеральный закон от 13.07.2015№ 224-ФЗ [3] – направлен на стимулирование предприятий к повышению деловой активности и способствует развитию государственно-частном партнерства при организации услуг пассажирского транспорта.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [4] – включает в себя широкий спектр мер, направленных на улучшение транспортной доступности, мобильности населения, развития транспортной инфраструктуры, информационных технологий и автоматизированных систем, а также обеспечение безопасности и эффективности транспортной деятельности.

Таким образом, развитие и повышение эффективности системы пассажирского транспорта в России имеет приоритетное значение с точки зрения повышения качества жизни населения, поскольку требует комплексного подхода, охватывает многоаспектные задачи связанные с совершенствованием инфраструктуры, внедрение инноваций и IT-решений, повышением связанности территорий, доступности и качества услуг пассажирского транспорта

Анализ управления системой пассажирского транспорта в Липецкой области

Пассажирский транспорт, входящий с систему транспортного комплекса региона, играет значительную роль в его социально-экономическом развитии, являясь одним из факторов экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения. Доступ к безопасным и качественным пассажирским и транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы.

Ведущую роль в управлении системой пассажирского транспорта региона играет отраслевой исполнительный орган государственной власти – управление дорог и транспорта Липецкой области, которое уполномочено развивать транспортную инфраструктуру региона, обеспечивать проведение ремонта и модернизацию дорог, организовывать пассажирские перевозки населения, а также взаимодействовать с жителями области в рамках полномочий.

Организационная структура управления дорог и транспорта Липецкой области представлена на рис. 1.

Рисунок 4 – Организационная структура управления дорог и транспорта Липецкой области

Источник: Составлено автором по данным управления [13]

Кроме того, управление занимается координацией работы различных служб и подразделений, связанных с транспортной отраслью, в том числе автотранспортных предприятий, дорожных служб, инспекций безопасности дорожного движения и других организаций, а также взаимодействие с федеральными органами власти и другими субъектами РФ для проведения совместных проектов и программ в области дорожного хозяйства и транспорта [13].

Транспортный комплекс Липецкой области является важнейшей составной частью социальной и производственной инфраструктуры региона; включает автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов как на территории области, так и за ее пределы.

Основные транспортные магистрали, проходящие через Липецкую область, включают:

1. Федеральная автомобильная дорога М4 «Дон»: является одной из ключевых транспортных артерий, проходящих через Липецкую область. Эта дорога связывает Москву с югом России и проходит через Липецкую область, обеспечивая важное транспортное сообщение.

2. Железнодорожные пути: Липецкая область также располагает разветвленной железнодорожной сетью, через которую проходят железнодорожные магистрали, обеспечивающие грузоперевозки и пассажирские перевозки в регионе.

Эти транспортные магистрали играют важную роль в обеспечении транспортной доступности и развитии Липецкой области, обеспечивая связь с другими регионами России и обеспечивая транспортную инфраструктуру для экономического развития региона.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Липецкой области составляет 16,6 тыс. км (в т.ч. с твердым покрытием – 13,1 тыс. км или 79,1%), из них: региональных дорог – 5,37 тыс.км., местных – 10,6 тыс.км. По плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием Липецкая область занимает 9 место в Российской Федерации и 2-е место по ЦФО.

В 2023 году расходы федерального бюджета на транспортную отрасль Липецкой области составили 2311,6 млн. руб., а расходы областного бюджета – 1661,7 млн. руб. Это говорит о значительных инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры региона.

Динамика деятельности пассажирского автомобильного транспорта Липецкой области за 2023 год представлена на рис. 5.

Рисунок 5 – Динамика деятельности пассажирского автомобильного транспорта Липецкой области за 2023 год

Источник: Составлено автором по данным управления [13]

В Липецкой области действует 1730 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В целом уровень обслуживания сельского населения Липецкой области пассажирским транспортом общего пользования на сегодняшний день достаточно высок – свыше 92 % сельских населенных пунктов региона находятся в зоне регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения, связывающего их с административными центрами муниципальных районов.

Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет 757 км. Узловыми железнодорожными станциями Липецкой области, обслуживающими пассажиров, являются Елец, Грязи Воронежские, Раненбург; к крупным грузовым узлам также относится станция Казинка. В областном центре расположена станция Липецк с одноименным железнодорожным вокзалом.

Воздушный транспорт в регионе представлен аэропортом «Липецк», обеспечивающим прием и отправление пассажирских авиалайнеров. В 2008 году аэропорту придан статус международного. В связи с проведением специальной военной операции в целях обеспечения безопасности полетов с 24 февраля 2022 года в аэропорту «Липецк» решением Федерального агентства воздушного транспорта введен временный режим ограничения полетов. Полеты воздушных судов гражданской авиации временно приостановлены.

В регионе реализуется государственная программа Липецкой области «Развитие транспортной системы Липецкой области», цель которой – повышение доступности и пропускной способности транспортной инфраструктуры в Липецкой области, которая выступает одной из ключевых программ в рамках используемого программно-целевого подхода в управлении региональным развитием [6, с.115].

В качестве индикаторов цели можно выделить количество общественных транспортных средств, количество пассажиров, перевезенных общественным транспортом в регионе.

Областной центр г. Липецк стал одним из городов-участников пилотного федерального проекта комплексного развития городского наземного электрического транспорта, в рамках которого было заключено концессионное соглашение, в рамках которого до конца 2025 года планируется приобрести 46 односекционных трамваев, реконструировать трамвайное депо и 40,8 километра трамвайных путей, построить новую ветку протяженностью 5,2 километра. Комплексная модернизация инфраструктуры и подвижного состава поможет региону повысить уровень транспортного обслуживания населения [13].

На территории региона успешно ведется реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках этого проекта ежегодно проводится ремонт и строительство региональных и местных автомобильных дорог. Так в 2023 году на реализацию нацпроекта было обновлено 285 км региональных трасс и 48 км местных дорог, использовано 4,4 млрд рублей, из них 545 миллионов – средства федерального бюджета.

Целевые показатели национального проекта были перевыполнены. Доля дорожной сети городских агломераций Липецкой области, находящаяся в нормативном состоянии, составляет 78%. За четыре года (с начала реализации нацпроекта) доля соответствующих нормативному состоянию автодорог Липецкой агломерации выросла более чем на 25%.

В современных условиях перед управлением дорог и транспорта региона стоит важная задача улучшения работы транспортного комплекса путем модернизации производственных баз, технического обновления парка транспортных средств, повышения качества и эффективности системы управления за счет обнаружения новых внутренних и внешних источников доходов для обеспечения финансовой устойчивости предприятий.

Пассажирский парк, задействованный при осуществлении регулярных перевозок пассажиров, по итогам 2023 года насчитывает 1193 ед. подвижного состава; в границах Липецкой области – 1147 ед.

Одной из основных задач, на решение которой направлены действия как пассажироперевозчиков, так и региональных и муниципальных органов власти, является обновление маршрутного парка транспортных средств.

В 2023 за счет собственных средств перевозчиков и привлеченных средств кредитных (в т.ч. лизинговых) организаций пассажирский парк области пополнился на 74 ед. новых автобусов общей стоимостью более 959 млн. руб.

В городе Липецке реализуется масштабная программа обновления городского пассажирского транспорта (за 3 года было приобретено 240 новых автобусов на сумму 2 млрд. руб.). Так, в 2024 году планируется выход новых 56 автобусов на маршруты Липецкой области. Новые транспортные средства появятся в Грязинском, Долгоруковском, Краснинском, Лебедянском районах и областном центре, которые приобретены благодаря специальному казначейскому кредиту, одобренному региону в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В таблице 1 представлена динамика обновления автобусного парка в городе Липецк за 2021-2023 гг.

Таблица 1 – Динамика обновления автобусного парка в г.Липецк

Категория
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Абсолютное отклонение, млн.руб.
Относительное отклонение, проц.
проц.
2022 к 2021
2023 к 2022
2022 к 2021
2023 к 2022
Доля автобусов, оснащенных для перевозки маломобиль-ных групп населения (низкопольные и полунизкопольные транспортные средства)
65,0
78,0
83,0
13
5
20,0
6,4
Доля автобусов, использую-щих природный газ в качестве моторного топлива
35,0
22,0
37,0
-13
15
-37,1
68,2
Источник: Составлено автором по данным управления [13]

В числе новых автобусов 13 – большого класса, 27 – среднего, 16 – малого. Класс закупаемых автобусов определяли районы с учетом их потребности и сложившегося пассажиропотока. Например, в Воловский район отправились Газели, в Лебедянь – ПАЗы. А автопарк АО «Липецкие автобусные линии», обслуживающего почти половину межмуниципальных маршрутов области, пополнили 11 автобусов большого класса. Современные НЕФАЗы работают на маршрутах №145 «Липецк – Двуречки» и №576 «Липецк – Задонск».

Новые автобусы также пополнили парки ООО «НИРАЛ-Авто» (г. Липецк), ОАО «Воловское АТП», АО «Тербунское АТП», АО «Автоколонна-2068» (г. Усмань), АО работников «НП «Чаплыгинавто», ООО «Лебедянские автобусные линии», ИП Трофимова А.В. (г. Лебедянь).

Данная инициатива направлена на повышение качества и эффективности услуг общественного транспорта в Липецке. Программа включает в себя мероприятия по модернизации и совершенствованию системы городского общественного транспорта для удовлетворения меняющихся потребностей жителей города и улучшения транспортной инфраструктуры в целом.

При этом социально значимые перевозки пассажиров (регулярные перевозки по регулируемым тарифам) осуществляли свыше 95 % маршрутных транспортных средств.

Структура областного парка: 3% парка (43 ед.) - трамваи, эксплуатируемые в областном центре, 97% парка (1300 ед.) – автобусы.

Свыше 60% парка имеет сверхнормативный срок эксплуатации.

В целом в 2023 году бюджетная поддержка на приобретение техники в текущем году составила свыше 72 млн. руб., а общее количество регулярных маршрутов, обслуживаемых перевозчиками Липецкой области, составило 492 маршрута, в том числе по видам перевозок:

– городских (муниципальных) – 166 маршрутов;

– пригородных внутриобластных – 263 маршрута, в т.ч.: 180 – муниципальных, 83 – межмуниципальных;

– междугородных межмуниципальных – 39 маршрутов;

– межрегиональных – 24 маршрута [13].

Протяженность внутриобластной маршрутной сети, обслуживаемой перевозчиками Липецкой области, по итогам 2023 года составила 13 939,4 км, в том числе протяженность межмуниципальной сети – 6475,9 км.

В связи с внедрением автоматизированной системы безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на транспорте Липецкой области на 72 пригородных маршрутах (в т.ч. 8 межмуниципальных), ранее отнесенных органами власти к маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, был изменен вид регулярных перевозок на «регулируемый тариф», в результате чего помимо государственного регулирования тарифа на перевозки по данным маршрутам, пассажиры льготных категорий, установленных законодательством области, получили право льготного проезда.

Количество действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Липецком регионе представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Количество действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа в Липецкой области

Наименование муниципального образования
ТС по годам
производства
Количество действующих разрешений
До 1990
1990-1999
2000-2010
2011-
2016
2017
-2019
2020
2021
Воловский р-он
-
-
-
-
-
-
-
-
Грязинский р-он (в том числе г. Грязи)
3
20
92
34
4
3
4
160
Данковский р-он (в том числе г. Данков)
3
13
51
29
5
4
3
108
Добринский р-он
4
9
33
17
2
-
-
65
Добровский р-он
-
1
6
19
1
2
1
30
Долгоруковский р-он
-
-
-
1
-
-
1
2
Елецкий р-он
-
-
-
-
-
-
-
-
г. Елец
3
12
73
24
1
4
3
120
Задонский р-он
-
-
3
2
-
-
-
5
Измалковский р-он
-
-
2
2
-
-
1
5
Краснинский р-он
-
1
8
3
-
-
-
12
Лебедянский р-он (в том числе г. Лебедянь)
-
1
18
3

-
-
22
Лев-Толстовский р-он
-
-
1
-
-
-
-
1
Липецкий р-он
-
4
15
10
-
-
1
30
г. Липецк
6
44
399
452
54
42
55
1052
Становлянский р-он
-
-
1
-
-
-
-
1
Тербунский р-он
-
1
4
1
-
-
5
11
Усманский р-он
-
2
18
4
-
5
5
34
Хлевенский р-он
-
-
-
3
3
1
-
7
Чаплыгинский р-он
-
3
15
1
-
2
-
21
Воронежская обл.
-
-
-
1
-
-
-
1
Тульская обл.
-
2
26
4
-
-

32
Московская обл.
-
-
-
-
11
-
-
11
Всего:
19
113
765
610
81
63
79
1730
Источник: Составлено автором по данным управления [13]

В муниципальных районах области проводится работа по отведению мест для стоянки легковых такси. В настоящее время в области предусмотрено 104 стоянки для перевозчиков, в г. Липецке – 21 место для стоянки легковых такси.

По данным органов местного самоуправления на территории Липецкой области на конец 2023 года не охвачено автобусным и (или) железнодорожным сообщением было 113 населенных пунктов, расположенных на расстоянии 3 км и выше от ближайшей автобусной остановки или железнодорожной платформы (7,1 % к общему количеству населенных пунктов) с населением 2,04 тыс. чел.

Одной из главных причин, по которой автобусное сообщение отсутствует в населенных пунктах – несоответствие дорожных условий требованиям безопасности дорожного движения, необходимым для организации регулярных маршрутов.

Вместе с тем, Липецкая область располагает развитой сетью железных дорог. Протяженность железнодорожных путей в регионе составляет 757 км, из них 363 км электрифицированы. Густота железнодорожных путей на 10000 кв. км: по Липецкой области составляет 314 км путей, по РФ – 50 км, по ЦФО – 264 км, Тамбовская область – 214 км, Воронежская область – 220 км, Рязанская область – 245 км, Белгородская область – 258 км, Курская область – 354 км, Тульская область – 378 км.

Отношения региона с ОАО «РЖД», Юго-Восточной железной дорогой и пригородной компанией АО «ППК «Черноземье» строятся на основе соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, а также соответствующих договоров. Функции перевозчика в пригородном железнодорожном сообщении с 2011 года осуществляет ОАО «ППК «Черноземье», с которым управлением дорог и транспорта Липецкой области заключен договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Липецкой области.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами, потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении либо установления таких тарифов ниже экономически обоснованного уровня, возмещаются в полном объеме за счет средств субъекта Российской Федерации.

За 2023 год пригородным железнодорожным транспортом было отправлено 639,149 тыс. чел., что составляет 98,7% от количества отправленных пассажиров в 2022 году – 646,475 тыс. чел. В то же время пассажирооборот увеличился на 14,2% и составил 22,437 млн. пасс-км (в 202 году – 19,645 млн. пасс-км).

Таким образом, управление системой пассажирского транспорта в регионе осуществляется управлением дорог и транспорта Липецкой области, которое успешно реализует мероприятия государственной программы и национального проекта «Безопасные качественные дороги», что позитивно отражается на развитии пассажирского транспорта и транспортном комплексе региона в целом. Так, в Липецкой области наблюдается положительная динамика увеличения доли дорог городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии. Вместе с тем в регионе выявлены ряд проблемных аспектов, негативное влияние которых необходимо нивелировать.

Проблемные аспекты функционирования и развития системы пассажирского транспорта в субъекте РФ

На основании проведенного анализа можно выделить следующие проблемы развития пассажирского транспорта в Липецкой области (рис. 6).

1. Сокращение количества лицензированных перевозчиков.

Сокращение количества лицензированных перевозчиков является одной из ключевых проблем в развитии пассажирского транспорта в регионе и Российской Федерации в целом. В Липецкой области количество лицензированных перевозчиков на внутримуниципальных маршрутах уменьшается. Это может быть связано с тем, что тарифы на пассажирские перевозки в муниципальных образованиях регулируются властными органами, что может неадекватно отражать рыночные условия.

Проведение публичных конкурсов операторов может привести к монополизации рынка и деструктивному развитию. Это означает, что в результате проведения конкурсов может остаться только один победитель, что влияет на конкуренцию и качество услуг в сфере пассажирских перевозок. Уменьшение конкуренции и, как следствие, качества услуг отрицательно влияет на функционирование экономики региона. В целом, сокращение количества лицензированных перевозчиков является важной проблемой, требующей решения для обеспечения эффективного развития пассажирского транспорта.

Рисунок 6 – Проблемы развития пассажирского транспорта в Липецкой области

Источник: Составлено автором

2. Тарифы на пассажирские перевозки. Тарифы на пассажирские перевозки в Липецке регулируются местными властями. Это означает, что администрация города Липецка устанавливает стоимость проезда в общественном транспорте. В официальных документах администрации г. Липецка упоминается проведение расчетов на транспортной модели сценариев прогнозных периодов. Эти расчеты учитываются при установлении тарифов на пассажирские перевозки. Вместе с тем, например, на сайте компании ООО «Автобус48», предоставляющей услуги пассажирских перевозок в Липецке и области, указаны цены, которые отличаются от тарифов на муниципальных маршрутах. Это связано с тем, что тарифы на коммерческих маршрутах не регулируются властями.

В то же время, регулирование тарифов властными органами может иметь негативные последствия для конкурентной среды и качества услуг в сфере пассажирских перевозок.

3. Недостатки в организации транспортного обслуживания. В ряде районов области отсутствует или недостаточно развита автомобильная, железнодорожная и авиационная инфраструктура, что затрудняет доступность и удобство пассажирских перевозок. Кроме того, некоторых городах и районах области отсутствует регулярное общественное транспортное сообщение, а существующие маршруты, не всегда соответствуют потребностям населения. Таким образом, местные власти не обеспечивают в полном объёме качественного транспортного обслуживания населения, что отрицательно влияет на функционирование экономики региона.

Недостатки в организации транспортного обслуживания населения в регионах РФ, в т.ч. в Липецкой области, включают в себя:

1) значительные затруднения при организации обслуживания населения транспортом, связанные с устаревшей планировкой городов, в том числе узкими улицами и отсутствием выделенных полос для общественного транспорта. Это приводит к снижению скорости и ритмичности движения.

2) изношенность существующего автобусного парка и нехватка современных комфортабельных автобусов является одной из главных проблем организации стабильно работающей транспортной системы. Использование устаревшего подвижного состава снижает качество и безопасность перевозок.

3) отсутствие оптимизации принимаемых решений в части выбора транспортного средства для перевозки пассажиров, маршрутов следования, загрузки транспортных средств. Неэффективное управление перевозками приводит к нерациональному использованию ресурсов.

4) недостаточное развитие логистических подходов в управлении транспортным комплексом в регионах. Применение современных логистических технологий позволило бы повысить эффективность организации перевозок.

4. Недостатки в логистике и инфраструктуре. Пассажирский транспорт имеет ряд недостатков, включая неадекватную логистику и инфраструктуру, что ограничивает его эффективность. Основные недостатки в логистике и инфраструктуре пассажирских перевозок в России и Липецкой области включают в себя:

1) недостаточность инфраструктуры – большинство дорог и железных дорог являются устаревшими и не отвечают современным требованиям. Это затрудняет функционирование логистической системы и доставку товаров и пассажиров [14, с.49];

3) изоляция территорий. Имеется много удаленных от центров городов и поселков, а также не всегда стабильное сообщение с другими регионами страны. Это создает препятствия для процесса доставки товаров;

4) недостаточное развитие транспортной системы. Устаревшая планировка городов, узкие улицы и отсутствие выделенных полос для общественного транспорта создают значительные затруднения при организации обслуживания населения транспортом;

5) недостаточное финансирование перевозчиков из бюджетов различных уровней является одной из главных причин нерентабельности крупных и средних предприятий общественного транспорта;

6) недостаточное использование современных технологий – использование программных продуктов в управлении пассажирским транспортом носит единичный несистемный характер, что негативно отражается на логистике и снижает качество и безопасность перевозок [12, с.64];

7) недостаточное управление перевозками – может привести к нерациональному использованию ресурсов и неоптимизации принимаемых решений;

8) недостаточное развитие логистических подходов в управлении транспортным комплексом в регионах может ограничивать эффективность организации перевозок, что приводит к перегрузке дорог, пробкам и несоблюдение правил дорожного приводят и повышению риска аварий.

5. Проблема эффективности функционирования пассажирского транспорта, которая оказывает влияние на социальный эффект деятельности транспорта. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса зависит сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни города. Развитие системы городского пассажирского транспорта имеет важный социальный эффект, обеспечивая доставку работающего населения к местам приложения труда и влияя на эффективное функционирование экономики региона. Социальный эффект развития пассажирского транспорта заключается в следующих аспектах:

1) сокращение затрат времени на деловые и культурно-бытовые поездки. Использование пассажирского транспорта позволяет уменьшить время, необходимое для перемещения между местами приложения труда и других целях, что улучшает качество жизни населения.

2) повышение комфортабельности передвижений. Пассажирский транспорт обеспечивает комфортные условия для передвижения, что улучшает качество жизни и уменьшает физические и эмоциональные нагрузки на людей.

3) рост вовлеченности населения. Улучшение доступности транспортных услуг для удаленных районов города или региона может привести к росту вовлеченности населения в экономическую деятельность и созданию новых стимулов для персонального развития.

4) улучшение функционирования отраслей хозяйственного комплекса. Пассажирский транспорт влияет на нормальное функционирование отраслей хозяйственного комплекса, обеспечивая доставку людей и товаров к местам приложения труда.

5) повышение безопасности и экологичности. Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания, такие как безопасность и экологичность, влияют на качество жизни населения и конкурентоспособность национальной экономики.

6) развитие логистических подходов. Развитие логистических подходов в управлении транспортным комплексом может улучшить эффективность организации перевозок и уменьшить издержки.

В настоящее время в Липецкой области увеличение автотранспортного потока в регионе приводит к загрязнению окружающей среды, что негативно сказывается на здоровье населения и экологической обстановке в целом. Кроме того, в регионе недостаточно внимания уделяется развитию альтернативных видов транспорта, таких как велосипедное движение, пешеходная инфраструктура и т.д.

В целом, для решения этих проблем необходимо обеспечить качественное транспортное обслуживание населения, создавать условия для конкурентной модели муниципального регулирования, и модернизировать инфраструктуру и логистику пассажирского транспорта.

Таким образом, ключевыми проблемами развития пассажирского транспорта являются сокращение количества лицензированных перевозчиков, тарифы на пассажирские перевозки, недостатки в организации транспортного обслуживания, недостатки в логистике и инфраструктуре пассажирских перевозок, проблема эффективности функционирования пассажирского транспорта, которая оказывает влияние на социальный эффект деятельности транспорта.

Для эффективного развития пассажирского транспорта необходимо решать эти проблемы и обеспечивать адекватное финансирование, обновление парка подвижного состава, улучшение законодательства и управления, а также внедрение интеллектуальных транспортных систем.

Заключение

Создание единой транспортной системы регионального и городского пассажирского транспорта – проблема исключительной сложности. Она требует больших поисковых научных исследований, детальных проработок и модельных представлений отдельных аспектов проблемы, анализа опыта других регионов и стран, а также активное привлечение экспертов и специалистов различных областей транспорта и управления.

Для совершенствования развития пассажирского транспорта в Липецкой области могут быть предложены следующие меры:

1. Модернизация инфраструктуры. Внедрение современных технологий и материалов для улучшения безопасности и комфортности пассажиров. Увеличение количества транспортных средств и улучшение организации движения для уменьшения пробок и улучшения доступности.

2. Повышение доступности. Увеличение количества маршрутов и остановок для повышения доступности для населения, а также количества общественных транспортных средств для уменьшения пробок и улучшения доступности.

3. Повышение безопасности. Установка светофоров и детекторов транспорта для уменьшения количества ДТП. Обеспечение безопасности пассажиров, включая меры по предотвращению преступлений и обеспечению безопасности, а также внедрение международных стандартов для улучшения безопасности и эффективности транспортной системы.

4. Увеличение эффективности пассажирских перевозок. Внедрение автоматических транспортных систем (AGV) для уменьшения затрат и улучшения эффективности, а также активное внедрение и использования электронных платформ и мобильных приложений для уменьшения времени ожидания и улучшения доступности.

5. Привлечение дополнительных инвестиций в отрасль. Привлечение частных инвестиций и расширение государственной поддержки для модернизации и обновления транспортной инфраструктуры, прежде всего автопарка.

6. Расширение сотрудничества уполномоченных органов с частными компаниями для модернизации и обновления транспортной инфраструктуры и улучшения координации и эффективности транспортной системы в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП позволяет привлекать частные инвестиции и опыт для улучшения качественных и количественных показателей транспортной и пассажирской инфраструктуры.

7. Развитие социальной поддержки и программ для населения, включая субсидии на проезд и другие меры поддержки. Сотрудничество с социальными организациями для улучшения доступности и эффективности транспортной системы.

Таким образом, региональные органы власти играют ключевую роль в развитии системы пассажирского транспорта Липецкой области и, как следствие в повышении качества жизни населения. Они уполномочены за планирование, организацию и контроль деятельности пассажирского транспорта, а также за обеспечение бесперебойной работы транспортной инфраструктуры. Кроме того, региональные органы власти являются ключевыми участниками в процессе развития транспортной системы и обеспечивают эффективное функционирование пассажирского транспорта в регионе.

Предложенные меры по совершенствованию государственного менеджмента в управлении развитием пассажирского транспорта Липецкой области и решению выявленных проблем будут способствовать улучшению транспортной инфраструктуры, повышению качества и доступности общественного транспорта и качества жизни населения региона. Вместе с тем стоит отметить, что на данном этапе можно говорить лишь о концептуальной схеме мероприятий и проблем, которая может служить отправной точкой для дальнейших исследований, обсуждений и разработок.


Источники:

1. Российская Федерация. Законы. Об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 220-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.06.2024).
2. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.06.2024).
3. Российская Федерация. Законы. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 № 224-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.06.2024).
4. Российская Федерация. Законы. О Транспортной стратегии Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2711.2021 г. № 3363-р. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.06.2024).
5. Бизин С.В. Качество жизни населения как ключевые критерии оценки социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 1(90). – c. 1225-1229.
6. Бизин С.В. Проблемы и совершенствование применения программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием региона // Социальные и экономические системы. – 2023. – № 4-1(45). – c. 112-135.
7. Бизин С.В., Бирюков П.В. Теоретико-методические основы исследования управления качеством жизни населения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2024. – № 7.
8. Бизин С.В., Баданинская А.А. Управление качеством и уровнем жизни населения региона (на примере Липецкой области) // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 6-2(30/2). – c. 311-335.
9. Димитриенко И.А., Гойхер О.Л. Специфика развития общественного транспорта и транспортной инфраструктуры в регионах Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 11(148). – c. 550-554. – doi: 10.34925/EIP.2022.148.11.104.
10. Матюшкина И.А., Каган М.И. Транспортные услуги как фактор развития региона и повышения качества жизни // Экономика. Социология. Право. – 2022. – № 4(28). – c. 26-31. – doi: 10.22281/2542-1697-2022-01-04-26-31.
11. Мурзаканова И.Х., Чернявская А.В. Статистический анализ современного состояния и тенденций развития пассажирского транспорта в регионе // Наука. Исследования. Практика: Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 145-148.
12. Никулина О.Н., Субачев В.А. Проблемы развития инфраструктуры транспорта // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». – 2023. – № 4. – c. 62-67.
13. Официальный сайт Управления дорог и транспорта Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://transport-admlr.ru/ (дата обращения: 15.06.2024).
14. Семенчишин А.Н. Теоретические основы формирования транспортной инфраструктуры и адаптивные решения по ее развитию // Транспортное дело России. – 2023. – № 6. – c. 48-51. – doi: 10.52375/20728689_2023_6_48.
15. Сланов В.П. Концепция управления развитием социально-экономических систем как основа инновационных управленческих технологий стратегии регионального развития // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – c. 96-103.
16. Троицкая Н.А. Инновационный подход к созданию новых видов городского пассажирского транспорта // Мир транспорта. – 2022. – № 1(98). – c. 36-49. – doi: 10.30932/1992-3252-2022-20-1-5.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:20:32