Сравнительная оценка авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa: динамика развития, предоставляемые услуги и оценка экономических показателей

Волохов А.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 10, Номер 8 (Август 2020)

Цитировать:
Волохов А.В. Сравнительная оценка авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa: динамика развития, предоставляемые услуги и оценка экономических показателей // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 8. – С. 2275-2290. – doi: 10.18334/epp.10.8.110706.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44028411

Аннотация:
В данной статье производится сравнительная оценка деятельности таких авиакомпаний, как «Аэрофлот» и «Lufthansa». Автор приходит к выводу, что «Аэрофлот» предлагает более широкий спектр услуг для своих клиентов. Помимо этого, российский перевозчик также демонстрирует лучшую динамику по увеличению ключевых экономических показателей. Однако «Lufthansa» обеспечивает на своих рейсах большую загрузку. Для увеличения занятости пассажирских кресел авиакомпании «Аэрофлот» предлагаются специальные рекомендации, составленные автором. Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения предложенного сравнения авиакомпаний для выявления сильных и слабых сторон как отечественных, так и зарубежных перевозчиков. Статья будет интересна специалистам авиакомпаний, желающих увеличить свой пассажирооборот.

Ключевые слова: авиакомпания, Аэрофлот, Lufthansa, прибыль, пассажирооборот

JEL-классификация: L91, L93, L99



Введение. Актуальность темы исследования и постановка задач

Роль воздушных перевозок в развитии мировой экономики на сегодняшний день достаточно высока. Несмотря на многочисленные экономические кризисы, авиакомпаниям в течение 10 последних лет удалось в 1,5 раза увеличить свой пассажиропоток.

Глобализация мировой экономики тесно связана с развитием воздушных перевозок [16] (Stecenko, Parkhimovich, 2020). Развитие воздушных перевозок способствует увеличению мобильности населения. Авиаперевозки характеризуются своей высокой скоростью, а также значительной дальностью беспосадочных перелетов.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью модернизации рынка гражданских перевозок России. Многие эксперты отмечают, что отечественный рынок все еще находится на стадии развития с конца прошлого века. Сравнение основного отечественного перевозчика с крупным европейским позволит выявить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание «Аэрофлоту» для модернизации своей деятельности, а следовательно, и внутреннего рынка в целом [7] (Prosvirina, 2020).

Научная гипотеза заключается в том, что увеличение спектра предлагаемых авиакомпанией услуг ведет к росту спроса на ее услуги.

Целью проведенного исследования является выявление сходств и различий в работе авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa.

Были поставлены следующие задачи для достижения установленной цели:

1. Выявить основных конкурентов для авиакомпаний на внутренних рынках.

2. Рассмотреть предоставляемые услуги исследуемых компаний.

3. Оценить экономические показатели работы авиаперевозчиков.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором предложены рекомендации по увеличению пассажирской загрузки на рейсах авиакомпании «Аэрофлот». К ним относятся: снижение тарифов на перевозки, предоставление скидок для определенных категорий граждан, снижение требований для получения элитных уровней программы «Аэрофлот Бонус» и расширение чартерной программы авиакомпании.

Динамика развития «Аэрофлота» и Lufthansa

«Аэрофлот» сегодня – это самая большая отечественная авиакомпания на всем постсоветском пространстве. Наряду с тремя своими дочерними компаниями «Россия», «Аврора» и «Победа», «Аэрофлот» образует Группу «Аэрофлот», являющуюся крупнейшим авиационным холдингом в СНГ [5] (Dontsova, Volokhov, Morkovkin, 2020).

История авиакомпании начинается в начале прошлого века, почти одновременно с созданием дня гражданской авиации СССР в 1923 году, что делает «Аэрофлот» одним из старейших авиаперевозчиков во всем мире (табл. 1).

Таблица 1

Старейшие авиакомпании мира


Название авиакомпании
Страна происхождения
Год основания
1
KLM
Нидерланды
1919
2
Avianca
Колумбия
1919
3
Qantas
Австралия
1920
4
Аэрофлот
Россия
1923
5
Czech Airlines
Чехия
1923
6
Finnair
Финляндия
1923
7
Delta Air Lines
США
1924
8
Air Serbia
Сербия
1927
9
Iberia
Испания
1927
10
Tajik Air
Таджикистан
1930
Источник: Старейшие авиакомпании мира. Business Traveller. URL: //www.businesstraveller.com.ru/news/stareyshie-aviakompanii-mira/ (дата обращения: 27.07.2019).

Менее 20 лет понадобилось «Аэрофлоту», чтобы занять свое почетное место в элите мировой авиации. В конце 30-х годов отечественный авиаперевозчик становится крупнейшей авиакомпанией мира.

Во время Второй мировой войны все пассажирские перевозки вынужденно были приостановлены по решению правительства. Многие летчики ушли на фронт, самолеты авиакомпании стали обслуживать Красную Армию. Воздушные суда стали транспортировать продукты питания и вооружения по Советскому Союзу.

По окончании войны гражданские полеты возобновляются. Авиакомпания выполняет самые протяженные мировые маршруты: трансатлантические и трансконтинентальные. В парке авиакомпании появляются первые в мире реактивные и сверхзвуковые самолеты (Ту-104 и Ту-144 соответственно). К 1990 году авиакомпания становится безоговорочным мировым лидером по объему воздушных перевозок.

Распад СССР ознаменовал распад гражданского флота страны. В России образовалось несколько сотен перевозчиков. Благодаря государству, которое владеет 51% акций компании, «Аэрофлот» смог избежать банкротства и превратился в национального перевозчика [8] (Sobolev, 2018).

Глобальный экономический кризис 2008–2009 годов оказал существенное влияние на деятельность авиакомпании. Изменения в управленческой команде, вынужденное сокращение штата сотрудников, масштабное обновление флота способствовали преодолению экономических трудностей перевозчика.

«Аэрофлот» сегодня – это авиакомпания, обладающая одним из самых молодых парков самолетов. Парк воздушных судов насчитывает 246 единиц со средним возрастом эксплуатации, равным 5 лет. Детализация по моделям воздушных судов приведена в таблице 2.

Таблица 2

Самолетный парк «Аэрофлота»

Тип воздушного судна
Количество
B777
19
B737
47
A350
1
A330
18
A321
33
A320
74
SSJ-100
54
Всего
246
Источник: Самолетный парк. Аэрофлот – российские авиалинии. URL: //https://www.aeroflot.ru/ru-ru/flight/plane_park (дата обращения: 27.07.2020).

Исходя из анализа типов самолетов, находящихся в использовании авиакомпании, можно сделать вывод о том, что 85% всех самолетов предназначены для выполнения региональных и ближнемагистральных рейсов, в то время как на рейсах средней и дальней протяженности сосредоточено 15% авиапарка компании.

Самолетный парк авиакомпании активно модернизируется с появлением на рынке новых моделей, более вместительных и экономичных [14] (Norris, 2017). Компания активно поддерживает разработку российских самолетов. «Аэрофлот» – крупнейший заказчик отечественного ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100 и среднемагистрального «МС-21» [1] (Bazikova, 2018). Авиакомпания планирует ввести в строй около 100 новых единиц данных судов до конца 2026 года.

«Аэрофлот» на сегодняшний день является основным российским перевозчиком [9] (Tikhonov, 2020). За 2019 год компания перевезла 37 млн пассажиров. Национальный перевозчик превосходит в данном показателе своего основного конкурента – S7 Airlines – в 2,5 раза [1].

Lufthansa German Airlines, или сокращенно Lufthansa – немецкий флагманский авиаперевозчик. Вместе с авиакомпаниями SWISS, Austrian Airlines образует группу Lufthansa Group.

Авиакомпания начинает свою историю с 1926 года. За довольно короткий период объем коммерческих авиаперевозок авиакомпании достиг рекордных показателей для Европы. Размер флота в 30-х годах прошлого столетия достигал 162 единицы.

С наступлением Второй мировой войны коммерческая деятельность компании была почти полностью приостановлена. Наибольшая часть самолетов была направлена на выполнение военных задач, в то время как остальные продолжали выполнять рейсы внутри Европы. По окончании войны деятельность компании была приостановлена решением союзнической администрации.

Весной 1955 года Lufthansa возобновляет свое существование и вступает в реактивную эру, вводя в эксплуатацию современные воздушные суда.

Крупнейший послевоенный экономический кризис в 1992–1997 годах авиакомпания преодолевает за счет программы реабилитации: реформация и реструктуризация деятельности. Принадлежавшие ранее государству авиалинии подверглись приватизации, подразделения, отвечавшие за грузоперевозки, ремонт и техническое обслуживание, стали самостоятельными единицами.

В 1997 году Lufthansa совместно с такими перевозчиками, как Air Canada, Thai Airways, SAS и United Airlines, создает первый в мире авиационный альянс, получивший название Star Alliance.

Самолетный парк авиакомпании Lufthansa превосходит аналогичный парк «Аэрофлота» на 118 единиц, как мы видим из таблицы 3. Значительную часть парка немецкого перевозчика составляют дальнемагистральные самолеты.

Таблица 3

Самолетный парк Lufthansa

Тип воздушного судна
Количество
Тип воздушного судна
Количество
A319
30
A350
15
A320
95
A380
14
A321
68
B747
32
A330
15
Bombardier CRJ
35
A340
34
Embraer
26
Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup.com/fileadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения: 22.07.2020).

Воздушные лайнеры Lufthansa на 70% от числа всего самолетного парка состоят из судов, предназначенных для выполнения региональных и ближнемагистральных перевозок, и на 30% – для выполнения дальнемагистральных перевозок.

Авиакомпания, так же, как и «Аэрофлот», вносит вклад в развитие авиационной промышленности страны. Конечно, в Германии не производится своего национального воздушного судна, как в России, но на заводе в Гамбурге, например, производится сборка самолетов Airbus, которые составляют значительную долю самолетного парка авиакомпании сегодня [13] (Mazaud, 2020).

На немецком рынке гражданских перевозок присутствуют только 15 местных перевозчиков, причем один из них, Eurowings, входит в Lufthansa Group. Из оставшихся 13 перевозчиков 7 являются чартерными авиакомпаниями, а остальные 6 занимаются бизнес-, лоу-кост- и местными перевозками. Данное деление перевозчиков позволяет Lufthansa поистине называться национальным перевозчиком страны.

Структура предоставляемых услуг «Аэрофлота» и Lufthansa

Миссия любой авиакомпании – это превосходное выполнение предоставляемых ею услуг для потребителя. Безопасность и комфорт являются основными приоритетам воздушных перевозчиков.

Чтобы авиакомпании оставались востребованы на рынке гражданских перевозок, им приходится бороться за своих клиентов. Для этого необходимо доказать, что именно их авиакомпания предлагает самый широкий спектр предоставляемых услуг, как при обслуживании в аэропорту, так и на борту самолета.

Обратившись к таблице 4, можно сделать вывод о том, что авиакомпании «Аэрофлот» и Lufthansa предлагают широкий спектр услуг для своих пассажиров до отлета, во время полета и по его завершении.

Таблица 4

Сравнение услуг, предоставляемых «Аэрофлотом» и Lufthansa


«Аэрофлот»
Lufthansa
1. Сравнение предполетных процедур
Онлайн-регистрация
+
+
Доступ к онлайн-регистрации
За 24 часа до вылета
За 23 часа до вылета
Наличие мобильного приложения для самостоятельной регистрации
+
+
SMS-уведомление о статусе рейса
+
+
Выбор места
+
+
Условия для полета лиц с ограниченными возможностями
+
+
Ручная кладь
Размеры: 55x40x23 см
Вес: 10 кг
Размеры: 55x40x23 см
Вес: 8 кг
Уведомление о номере багажной ленты при выдаче багажа
-
Франкфурт-на-Майне, Мюнхен, Штутгарт, Милан
Розыск багажа онлайн
+
+
Залы ожидания повышенной комфортности
+
+
Наличие субсидированных перевозок по отдельным регионам
+
-
2. Услуги на борту
Количество классов обслуживания
2
3
Развлечения на борту
Фильмы, сериалы, ТВ, видеоклипы,
аудиокниги, музыка, игры
Фильмы, сериалы, ТВ,
аудиокниги, музыка
Интернет на борту
+
+
Наличие специального питания
+
+
Количество видов специального питания
17
15
Шопинг на борту
+
+
Предзаказ товаров до вылета с доставкой их на борт
+
+
Повышение класса обслуживания
+
+
3. Премирование пассажиров
Программа лояльности для клиентов
+
+
Возможность накопления бонусов при использовании услуг партнеров программы
+
+
Специальные предложения при покупке билетов для участников программы
-
-
Корпоративная бонусная программа
+
+
4. Прочее
Возможность бронирования не только авиабилетов (аренда машин, подбор отелей)
+
+
Бронирование экскурсий через официальный сайт компании
-
+
Возможность приобретения виртуального подарочного сертификата
+
-
Страхование путешественника (за дополнительную плату)
+
+
«Деловой проездной»
+
-
Комбинированный билет на самолет и поезд
+
+
Заказ персонального трансфера при бронировании онлайн
+
+
Покупка международной SIM-карты
-
+
SMS о приземлении самолета
+
-
Экологическая политика компании
+
+
Услуга «Личный адвокат»
+
-
Покупка авиабилетов в рассрочку
+
-
Источник: составлено автором на основании информации, предоставленной официальными сайтами авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa.

Немецкий перевозчик предлагает большее количество направлений для перелетов. Данный факт подтверждается наличием в парке авиакомпании 110 дальнемагистральных самолетов. В «Аэрофлоте» таких воздушных судов насчитывается только 38 и они используются только для полетов на Дальний Восток, в Азию, Северную и Центральную Америку. Помимо рейсов в Азию, Северную и Центральную Америку, Lufthansa использует самолеты, предназначенные для путешествий на дальние расстояния, в Южную Америку, Австралию и Африку [12] (Li, Chai, Liu, 2020).

Обе исследуемые авиакомпании позволяют своим пассажирам пройти регистрацию заблаговременно удобными для путешественников способами.

Что касается классов обслуживания пассажиров, то помимо привычных экономических и бизнес-классов, Lufthansa предлагает своим клиентам также перелеты первым классом. Дополнительные услуги на рейсах более распространены у «Аэрофлота». Помимо обширного вида специального меню и таких базовых средств развлечения в полете, как просмотр фильмов и прослушивание музыки, отечественный перевозчик предлагает популярные игры.

Оценка экономических показателей работы авиакомпаний

Крупнейшая авиакомпания России образует Группу «Аэрофлот», которая включает в себя 4 отдельных перевозчика. Помимо ключевого игрока, в Группу входят также такие авиакомпании, как «Россия», «Победа» и «Аврора». Обратимся к рисунку 2 и проанализируем динамику их пассажирооборота.

Рисунок 2. Увеличение пассажирооборота группы «Аэрофлот» (в млн чел.)

Источник: Годовой отчет за 2019 год. Аэрофлот – российские авиалинии. URL: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru__1_.pdf (дата обращения: 27.07.2020).

Как видно из годовых отчетов Группы «Аэрофлот», с каждым годом пассажирооборот компании растет. Темпы роста пассажирооборота достигают значений от 9% в 2019 году и доходят до 15% в 2017 году. Это происходит благодаря увеличению спроса на рейсах таких авиаперевозчиков, как «Аэрофлот» и «Россия», которые обеспечивают суммарно 80% всей нагрузки группы.

Авиакомпания «Аврора» демонстрирует стабильный показатель пассажирооборота на протяжении нескольких лет. Как известно, на Дальнем Востоке авиаперевозки менее развиты, чем в других частях нашей страны. Также перевозчики в Дальневосточном крае не могут предложить своим клиентам рейсы по популярным европейским направлениям напрямую, без пересадки в крупных городах России европейской части. Именно поэтому международные рейсы, осуществляемые в данном регионе, ограничиваются рейсами в некоторые азиатские страны.

Авиакомпания «Победа» позиционирует себя как перевозчик в низком ценовом сегменте. Компания предлагает дешевые билеты для тех, кто способен летать без регистрируемого багажа. За 2014 год бюджетный перевозчик нашел своего клиента. Спрос с 2015–2017 года был неизменен и составлял около 5% всего пассажирооборота Группы «Аэрофлот». В 2018 авиакомпании удалось нарастить пассажирооборот до 7,2 млн пассажиров, а в 2019 – перевезти 10,3 млн человек.

C 2014–2019 годов пассажиры чаще выбирают такие авиакомпании, как «Аэрофлот», «Россия», «Аврора» и «Победа».

Во-первых, во главе Группы «Аэрофлот» находится государственно-частная компания, которая предлагает перелеты по 152 регулярным направлениям, что привлекает путешественников.

Во-вторых, российский рынок авиаперевозок характерен своей нестабильностью. Ежегодно признаются банкротами перевозчики, которые долгое время пользовались большой популярностью у населения. Так произошло и с «Трансаэро» в 2015 году, так и с «ВИМ-Авиа», завершившей свои полеты осенью 2017 года. Из-за вынужденного ухода с рынка авиаперевозок крупных компаний отечественные пассажиры практически не имеют выбора. Они вынуждены приобретать билеты у широко известных авиакомпаний, таких как «Аэрофлот».

В-третьих, на сегодняшний день множество авиакомпаний занимаются премированием своих пассажиров [3] (Gorbunov, 2018). В случае с «Аэрофлотом» это бонусная программа «Аэрофлот Бонус», которая позволяет копить мили за счет перелетов регулярными рейсами, использования совместных банковских карт с банками-партнерами авиакомпании, бронирования проживания и даже при простых покупках в магазинах соучастников данной программы [10] (de Jong, Behrens, van Ommeren, 2019). Поставленная научная гипотеза принимается.

Немецкий авиаперевозчик Lufthansa также образует свою собственную группу – Lufthansa Group, участниками которой являются Lufthansa German Airlines, SWISS, Austrian Airlines [15] (Redpath, O'Connell, Warnock-Smith, 2017).

Рассмотрим увеличение пассажирооборота группы Lufthansa Group. На рисунке 3 можно заметить, что авиакомпании, входящие в группу, уверенно не продемонстрировали высокого роста увеличения пассажиропотока за 2014–2019 годы. Lufthansa German Airlines и SWISS смогли незначительно увеличить свои показатели при сокращении количества своих рейсов. Увеличение спроса на билеты могло быть связано с банкротством крупной немецкой компании Air Berlin в середине 2017 года [11] (Grosche, Klophaus, Seredyński, 2020). В ситуации, как и с банкротством «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» в России, местные пассажиры вынуждены пользоваться услугами крупных перевозчиков.

Рисунок 3. Увеличение пассажирооборота группы Lufthansa Group (в млн чел.)

Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup.com/fileadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения: 22.07.2020).

Если сравнить два графика, то мы заметим их прямую корреляцию, то есть увеличение одной переменной сопровождается увеличением второй. В Группе «Аэрофлот» и Lufthansa Group доминируют основные перевозчики – «Аэрофлот» и Lufthansa, приносящие наибольший доход своим группам. Примечателен тот факт, что данные две компании-лидеры позиционируются как «премиальные» перевозчики. Данные перевозчики предлагают своему клиенту высококачественный сервис, высокочастотную сеть маршрутов с широкой географией полетов, доступ в сеть маршрутов партнеров по альянсам SkyTeam и Star Alliance, удобное расписание, комфортабельные стыковки для международных трансферных пассажиров и молодой парк воздушных судов.

Для анализа процента занятости пассажирских кресел на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa сравним их показатели занятости, которые представлены в годовых отчетах авиаперевозчиков (табл. 5). Показатель занятости пассажирских кресел «Аэрофлота» с 2014–2019 годов принимает среднее значение в 80%. Российский перевозчик смог увеличить пассажирскую загрузку кресел на 5% в 2017 году по сравнению с 2014 годом, но в последующие периоды не смог его удержать на данном уровне. Lufthansa за тот же период времени увеличила занятость пассажирских кресел на 2,7%, учитывая, что в 2016 году данный показатель уменьшился на 1,7%. Процент занятости пассажирских кресел в мировой отрасли на данный момент составляет 81,2%. Как мы видим, аналогичный показатель Lufthansa превосходит это значение.

Таблица 5

Занятость пассажирских кресел с 2014–2019 годов (в процентах)

Авиакомпания
2014
2015
2016
2017
2018
2019
Аэрофлот
77,8
78,3
81,4
82,8
80,5
79,2
Lufthansa
80,1
80,4
79,1
80,9
81,3
82,3
Источник: составлено автором на основании информации, предоставленной годовыми отчетами авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa.

Рассмотрим выручку и валовую прибыль «Аэрофлота» и Lufthansa за последние 6 лет.

Оценивая финансовые показатели компаний, можно отметить увеличение дохода от деятельности исследуемых авиакомпаний [6] (Petrashin, 2019). Совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров ежегодно растет. В Группе «Аэрофлот» наибольший скачок роста приходится на 2015 год (табл. 6), когда обанкротилась авиакомпания «Трансаэро». В тот момент основной отечественный авиаперевозчик, выкупив компанию за 1 рубль, получил воздушные судна обанкротившейся компании в свое пользование. Увеличение парка самолетов (также в Группу «Аэрофлот» перешли сотрудники «Трансаэро»), выросший пассажирский спрос – все это увеличило выручку авиакомпании на 30% в 2015 году по сравнению с предыдущим годом. В последующих годах, а именно в 2016 и 2017, компания также демонстрировала рост по данному показателю. Наибольший рост приходился на 2016 и 2018 годы, когда выручка увеличивалась на 19 и 14% соответственно.

Таблица 6

Выручка и валовая прибыль Группы «Аэрофлот» за последние 6 лет, в млн руб.


2014
2015
2016
2017
2018
2019
Выручка
319771
415173
495880
532934
611570
677881
Валовая прибыль
177378
231028
283104
293939
403952
454194
Источник: Годовой отчет за 2019 год. Аэрофлот – российские авиалинии. URL: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru__1_.pdf (дата обращения: 27.07.2020).

Lufthansa Group в исследуемый период также демонстрировала рост выручки, за исключением 2018 года (табл. 7). Максимальный годовой прирост приходится на 2015 год и составляет 7%. Процент роста выручки немецкого перевозчика ниже, чем российского. Это объясняется значительной конкуренцией в данной отрасли на европейском рынке.

Таблица 7

Выручка и валовая прибыль Lufthansa Group за последние 6 лет, в млн евро


2014
2015
2016
2017
2018
2019
Выручка
30011
32056
31660
35579
35542
36424
Валовая прибыль
12940
14619
14646
16672
17706
17282
Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup.com/fileadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения: 27.07.2020).

Обратимся к показателю EBITDA, оценивающему объем прибыли компании без учета расходов по уплате процентов по займам, налогов на прибыль и амортизации. Благодаря EBITDA мы можем оценить «чистую» эффективность компании, без налоговых отчислений, долговой нагрузки и безденежных статей бухгалтерского баланса [2] (Volkov, 2020).

Отечественный перевозчик продемонстрировал существенный рост данного показателя за период с 2015–2019 годов. Так, из таблицы 8 мы видим, что к 2019 году показатель EBITDA был увеличен в 1,6 раз по сравнению с 2015 годом. В 2017 году произошел спад показателя на 13%. Падение можно связать с расходами на авиатопливо, которые составляют одну четвертую операционных затрат компании. Топливные расходы увеличились из-за стоимости нефти и отстающей динамики валютного курса [4] (Gubenko, Rastova, Pankratova, 2019).

Таблица 8

EBITDA в «Аэрофлоте» в 2015–2019 годах (в млрд руб.)

Год
Значение
2015
103,1
2016
137,6
2017
121,8
2018
151,5
2019
168,9
Источник: Годовой отчет за 2019 год. Аэрофлот – российские авиалинии. URL: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/common_info/gosa_doc_2020/AFLT-ar19-ru__1_.pdf (дата обращения: 27.07.2020). Lufthansa, в свою очередь, смогла продемонстрировать увеличение исследуемого показателя на 38% в течение 5 лет, однако в 2018 и 2019 годах данный показатель снижался при сравнении с прошлым годовым показателем (табл. 9).

Таблица 9

EBITDA в Lufthansa в 2015–2019 годах (в млн евро)

Год
Значение
2015
3,395
2016
4,065
2017
5,362
2018
5,016
2019
4,718
Источник: Lufthansa Group. Annual Report 2019. URL: https://investor-relations.lufthansagroup.com/fileadmin/downloads/en/financial-reports/annual-reports/LH-AR-2019-e.pdf (дата обращения: 27.07.2020).

Заключение

«Аэрофлот» и Lufthansa – одни из старейших авиакомпаний мира, берущих свое начало в начале прошлого столетия. История авиакомпания кажется похожей, ведь перевозчикам пришлось пройти через множество трудностей, чтобы сохранить свое имя и доверие пассажиров.

По результатам проведенного анализа услуг компаний стоит сделать вывод, что «Аэрофлот» предлагает более широкий спектр дополнительных услуг для своих клиентов. Помимо покупки билетов в рассрочку, компания предлагает своим пассажирам услугу «Деловой проездной». Данная услуга означает покупку единого билета «туда и обратно» на выделенные направления с возможностью совершить от 4 до 16 перелетов. Данной опцией можно воспользоваться только на перелеты внутри России. Также у компании существует услуга «Личный адвокат», – это набор сервисов для юридической защиты.

Подводя итог коммерческой деятельности компаний, стоит отметить, что обе авиакомпании продолжают увеличивать доход от своей деятельности. Если «Аэрофлот» делает это ежегодно, то Lufthansa имеет определенные спады (2016, 2018 годы). Показатель EBITDA российского перевозчика ежегодно увеличивается, в то время как у Lufthansa в 2018–2019 годах наблюдается его спад.

По показателю увеличения пассажиропотока «Аэрофлот» обходит Lufthansa. Однако немецкий перевозчик обеспечивает на своих рейсах большую загрузку. Для того чтобы занятость пассажирских кресел «Аэрофлота» соответствовала среднему значению по мировой отрасли компании, рекомендуется:

1. Снижение тарифов на перевозки.

2. Предоставление скидок для определенных категорий граждан.

3. Снижение требований для получения элитных уровней программы «Аэрофлот Бонус».

4. Расширение чартерной программы авиакомпании.

[1] Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov (дата обращения: 28.07.2020)


Источники:

1. Базикова И. В. Основные проблемы реализации проекта "Sukhoi Superjet 100" // Вестник ГУУ. – 2018. – №6. – с. 48 – 54.
2. Волков М.А. Актуальные вопросы расчёта и практического применения мультипликаторов фундаментальной стоимости компаний с высокой долговой нагрузкой // Инновации и инвестиции. – 2020. – №3. – с. 31 – 35.
3. Горбунов А. П. Туризм как ключевая отрасль развития технологий продвижения продукта через формирование лояльности потребителя // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – №4. – с. 82 – 87.
4. Губенко А.В., Растова Ю.И., Панкратова А.Р. Современное состояние и перспективы развития рынка пассажирских авиаперевозок в России // Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – №2. – с. 82 – 90.
5. Донцова О. И., Волохов А. В., Морковкин Д. Е. Перспективы развития мировой авиации (на примере «Аэрофлота» и Lufthansa) // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – с. 363 – 380.
6. Петрашин В. Д. Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии» // Московский экономический журнал. – 2019. – №9. – с. 659 – 672.
7. Просвирина Н. В. Анализ проблем малой авиации в России и возможные пути их решения // ЕГИ. – 2020. – №2 (28). – с. 232 – 238.
8. Соболев Л.Б. Россия на мировом рынке пассажирских авиаперевозок // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №11 (482). – с. 2027 – 2042.
9. Тихонов А. И. Оценка конкурентоустойчивости авиационной компании // Вестник Академии знаний. – 2020. – №1 (36). – с. 233 – 238.
10. de Jong G., Behrens C., van Ommeren, J. Airline loyalty (programs) across borders: A geographic discontinuity approach // – 2019. – № 62. – p. 251 – 272.
11. Grosche T., Klophaus R., Seredyński A. Market concentration in German air transport before and after the Air Berlin bankruptcy // Transport Policy. – 2020. – №94. – p. 78 – 88.
12. Li X., Chai X., Liu H. Conceptual design optimization of a wide-body commercial aircraft using a competitiveness model. Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part G: Journal of Aerospace Engineering // – 2020. – № 234 (2). – p. 208 – 220.
13. Mazaud F. Purchasing strategy and supply chain management, the Airbus productive system case // RAIRO - Operations Research. – 2020. – № 54 (4). – p. 933 – 948.
14. Norris G. MAX stretch: Trailing-link main gear and modest stretch defne Boeing's 737 MAX challenger to Airbus A321neo. Aviation Week and Space Technology // – 2017. – № 179 (2). – p. 40 – 41.
15. Redpath N., O'Connell J.F., Warnock-Smith D. The strategic impact of airline group diversification: The cases of Emirates and Lufthansa // Journal of Air Transport Management. – 2017. – №64. – p. 121 – 138.
16. Stecenko I. P., Parkhimovich A. V. Passenger air transportation market in Europe // Научный вестник МГТУ ГА. – 2020. – № 23 (1). – с. 59 – 70.

Страница обновлена: 23.11.2020 в 09:13:00