Транспортная инфраструктура Краснодарского края: современное состояние и перспективы развития
Давыдович А.Р.1, Баль Н.В.1, Малышев А.В.1
1 Сочинский государственный университет, Россия, Сочи
Скачать PDF | Загрузок: 38 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 8 (Август 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49379644
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье раскрыто место и роль транспортной инфраструктуры в экономике Краснодарского края; дана содержательная характеристика составляющих транспортной инфраструктуры региона: морского и воздушного транспорта, железнодорожной инфраструктуры, автотранспортного комплекса; рассмотрено современное состояние, определены ключевые проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Дана оценка детерминант, сдерживающих развитие морского и воздушного транспорта, железнодорожной инфраструктуры, автотранспортного комплекса в Краснодарском крае, методом наблюдения и сбора факторов, имеющих место в социально-экономической характеристике региона, позволила определить стратегические ориентиры развития транспортной инфраструктуры края.
Полученные в процессе исследования результаты могут быть полезны при разработке стратегических документов и инициатив в области развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, Краснодарский край; морской транспорт, воздушный транспорт, железнодорожная инфраструктура, автотранспортный комплекс, объем грузоперевозок, объем пассажирских перевозок
JEL-классификация: L91, L92, L93, R12, R13, R40
Введение
Транспортная инфраструктура играет важную роль в социально-экономическом развитии Краснодарского края. Она создает необходимые условия для экономического роста края, развития его конкурентных преимуществ с точки зрения реализации транзитного потенциала и повышения качества жизни населения.
О месте и значении транспортной инфраструктуры в экономике края свидетельствуют такие показатели, как доля транспортных услуг в валовом региональном продукте (около 15%), удельный вес отрасли в структуре основных производственных фондов (около 27%), численность работающих (более 100 тысяч человек). На рисунке 1 представлены социально-экономические показатели, характеризующие состояние транспортной инфраструктуры Краснодарского края в 2021 г.
Рисунок 1. Социально-экономические показатели, характеризующие состояние транспортной инфраструктуры Краснодарского края в 2021 г.
Источник: составлено авторами по материалам [1].
Анализ социально-экономических показателей показал, что транспортная инфраструктура имеет тесные взаимосвязи со всеми элементами экономики и социальной сферы Краснодарского края. Реализация с 2015 года государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» позволила удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать существенный задел для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры региона.
Рисунок 2. Финансирование государственной программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» в 2020 г.
Источник: составлено авторами по материалам [2].
Несмотря на то, что Краснодарский край располагает всеми видами транспортных коммуникаций, в настоящее время имеются существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной инфраструктуры, а именно:
ü развитие портов, железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры происходит неравномерно;
ü наблюдается сокращение темпов пополнения и обновления парков подвижных средств железнодорожного транспорта; около 30% протяженности железных дорог имеют проблемы с пропускной способностью;
ü инфраструктура и оборудование аэропортов значительно отстают от международного уровня, что приводит к сокращению объемов местных авиаперевозок;
ü несмотря на принятие государственной программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», федеральные автомобильные дороги практически исчерпали свою пропускную способность.
По общим оценкам экспертов, из-за неразвитости транспортной инфраструктуры экономика Краснодарского края ежегодно теряет 3–4% валового регионального продукта.
В этих условиях формирование стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края должно осуществляться на основе анализа современного состояния и проблем развития морского, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта и в тесной взаимосвязи с приоритетными направлениями социально-экономического развития региона и стратегическими тенденциями в экономике страны.
Изучением проблем развития транспортной системы России, транспортного комплекса регионов страны, работы транспортных компаний в условиях устойчивого роста региона, разработки инновационных проектов на основе выявления факторов конкурентоспособности, развития транспортной инфраструктуры мегаполиса, механизмов государственно-частного партнерства при развитии транспортной инфраструктуры занимались такие ученые, как Воскресенская Е., Ворона-Сливинская Л., Пономарева Т. [3] (Voskresenskaya, Vorona-Slivinskaya, Ponomareva, 2018). Мишланова М., Сызранцев Г. [4] (Mishlanova, Syzrantsev, 2018), Авербух Р., Кононова Г., Цыганова В. [5] (Averbukh, Kononova, Tsiganov, 2018), Маслюкова Е., Аношина Ю., Хакимов А. и Александровский М. [6] (Maslyukova, Anoshina, Khakimov, Aleksandrovskiy, 2018), Завьялов Д.В. [7] (Zavyalov, 2020), Аблязов Т.Х., Марусин А.В. [8] (Ablyazov, Marusin, 2019), Тиньков С.А. [9] (Tinkov, 2022), Дробот Е.В., Кривых Н.Н. [10] (Drobot, Krivyh, Makarov, Strelnikova, 2021) и др.
Нельзя не отметить работы, посвященные терминологическому аспекту изучения различных объектов логистической инфраструктуры. Это исследования Бойле М., Теофаниса С., Стросс-Видера А. [11] (Boile, Theofanis, Strauss-Wieder), Гессена М. [12] (Hesse, 2004), Ноттебума Т., Родригу Ж.-П. [13] (Notteboom, Rodrigue, 2009), Нага А.К., Гуджара Г.К. [14] (Nag, Gujar, 2009).
Всесторонний обзор литературы был проведен в этом исследовании для достижения поставленной цели.
Целью исследования является определение ключевых проблем и стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Достижение цели исследования предопределило постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:
ü определить место и значение транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии Краснодарского края;
ü дать содержательную характеристику составляющих транспортной инфраструктуры региона;
ü провести анализ объемов грузовых и пассажирских перевозок водным (морским и внутренним), железнодорожным, автомобильным транспортом, пассажирских авиаперевозок; пропускной способности морских портов, инфраструктуры воздушного транспорта;
ü определить ключевые проблемы развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края;
ü на основании полученных результатов представить стратегические ориентиры развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Объект исследования – транспортная инфраструктура Краснодарского края.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
Научная новизна исследования: на основе проведенного анализа дана содержательная характеристика составляющих транспортной инфраструктуры региона и представлены стратегические ориентиры развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края.
В качестве основной научной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры региона должно осуществляться на основе анализа современного состояния и проблем развития морского и воздушного транспорта, железнодорожной инфраструктуры, автотранспортного комплекса и в тесной взаимосвязи с приоритетными направлениями социально-экономического развития региона и стратегическими тенденциями в экономике страны.
Материал и методы исследования
В фокусе настоящего исследования лежит анализ современного состояния морского и воздушного транспорта, железнодорожной инфраструктуры, автотранспортного комплекса Краснодарского края; определение ключевых проблем, сдерживающих развитие основных составляющих транспортной инфраструктуры на основании макроэкономических показателей социально-экономического развития региона, взятых из официальных информационных источников.
При определении стратегических ориентиров развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края был применен метод контент-анализа электронных ресурсов, содержащих информацию об организационно-экономических и институциональных механизмах взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В статье были использованы данные официальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ, Управления федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, Департамента транспорта Администрации Краснодарского края, законодательные и подзаконные правовые акты, справочные и аналитические материалы Министерства транспорта РФ, Минэкономразвития России, интернет-ресурсы.
Результаты исследования и их обсуждение
Объекты транспортной инфраструктуры, расположенные на территории Краснодарского края, имеют стратегическое значение как для развития края, так и для РФ в целом. Транспортная инфраструктура края включает в себя:
ü 9 морских портов, грузооборот которых около 180 млн тонн в год [15];
ü железные дороги общей протяженностью по территории края 2,2 тыс. км (33% от общей протяженности железных дорог по ЮФО и 2,5% от общей протяженности по России) [15];
ü международные аэропорты федерального значения Краснодар, Сочи, Анапа, а также региональный аэропорт Геленджик. Общий объем пассажирских перевозок воздушным транспортом через аэропорты края – более 7,7 млн пассажиров [15];
ü автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального и местного значения протяженностью более 48 тыс. км, 2 104 632 единиц автомобильного транспорта, который перевозит свыше 420 млн пассажиров в год и общим объемом грузооборота более 4 млрд т·км в год [15].
Инфраструктура морского транспорта занимает центральное место в транспортной инфраструктуре края. Основная масса грузов перерабатывается в портах Новороссийск (67%) и Туапсе (11%).
Рисунок 3. Грузооборот морских портов Краснодарского
края, тыс. тонн
Источник: составлено авторами по материалам [2].
Главным фактором, снижающим пропускную способность почти всех морских портов края, является недостаточная пропускная способность железнодорожных подходов и длительные простои вагонов.
Железнодорожная инфраструктура края по протяженности железных дорог, объемам перевозки грузов и пассажиров занимает лидирующее положение среди субъектов Южного федерального округа. Около 70% всех грузовых перевозок на территории края осуществляются железнодорожным транспортом и организуются предприятиями Северо-Кавказской железной дороги [15].
Наибольшее число пассажиров среди вокзалов ЮФО с начала года было перевезено через ж/д вокзал Адлера – 295 тыс. человек [16].
Вокзал Сочи (227 тыс. человек) занимает третье место после Ростова (287 тыс.). В топ-10 вошли также такие кубанские станции, как Краснодар-1 (он занимает четвертую строчку, 268 тыс. человек), Туапсе (девятое место, 65 тыс.) и сочинский Роза Хутор (десятое место, 52 тыс.). Также в рейтинг вошли Ессентуки (97 тыс.), Пятигорск (92 тыс.) и Минеральные Воды (57 тыс.) [16].
Всего за январь и февраль 2021 года самые крупные вокзалы юга страны перевезли более 2,3 млн пассажиров, на 7% меньше, чем в предыдущем году (2,5 млн). При этом пригородными поездами воспользовались около 2 млн человек, их число снизилось за год на 9%. Пассажирооборот в пригородном сообщении по итогам двух первых месяцев 2021 г. составил порядка 68 млн пассажиро-километров [16].
Ключевыми проблемами, выявленными в инфраструктуре железнодорожного транспорта, являются: во-первых, сезонность пассажиропотока. Основная нагрузка приходится на станции Краснодар, Новороссийск, Адлер, Анапа и Туапсе. Такие участки, как Краснодар –Новороссийск – Анапа, Туапсе – Адлер, работают на пределе своих пропускных и провозных способностей.
Во-вторых, как в период уборки урожая, так и в последующий период осень-зима при отправке сельхозпродукции в регионы России и на экспорт инфраструктура железнодорожного транспорта не может обеспечить своевременный подвод вагонов с топливом и подвижным составом для сельхозпроизводителей.
Инфраструктура воздушного транспорта представлена аэропортами Краснодар (Пашковский), Сочи (Адлер), Анапа (Витязево), Геленджик, собственником которых является управляющая компания ООО «Базэл Аэро».
На долю аэропортов края приходится 7% всех пассажирских авиаперевозок в России (в 2021 году – 20,085 млн пассажиров).
Рисунок 4. Объем пассажиропотока через аэропорты
Краснодарского края, млн чел.
Источник: составлено авторами по материалам [2].
До 2021 года около 40 российских и зарубежных авиакомпаний выполняли полеты в Краснодарский край на регулярной и чартерной основе. Пассажиропоток через аэропорты Краснодарского края за 2018–2021 годы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Пассажиропоток через аэропорты Краснодарского края
за 2018–2021 годы
Аэропорты
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Краснодар
|
4 173
000
|
4 643
752
|
3083627
|
5024
931
|
Сочи
|
6
354 946
|
6 772
043
|
6511235
|
11088062
|
Анапа
|
1
501 530
|
1 643
377
|
1813356
|
2932356
|
Геленджик
|
276
558
|
338 786
|
482151
|
1040167
|
Ейск
|
нет
данных
|
нет
данных
|
нет
данных
|
нет
данных
|
Несмотря на положительную динамику развития инфраструктуры воздушного транспорта в крае, необходимо отметить значительное отставание во внедрении современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем в аэропортах Анапа (Витязево), Геленджик и Краснодар (Пашковский).
Автотранспортный комплекс является важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры Краснодарского края.
В крае одна из самых масштабных сетей автомобильных дорог. Ее протяженность – более 48,4 тыс. километров, в том числе дорог: федерального значения – 1420 км, краевого – 9054 км, местного – 30 605 км.
По состоянию на 1 января 2021 г. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляла 40 507 км (около 84% от общей протяженности дорог) [2].
Плотность сети автомобильных дорог в Краснодарском крае в настоящее время составляет 130 метров на 1 км2 территории региона (в целом по России данный показатель составляет 70 метров на 1 км2). Вместе с тем наиболее загруженными направлениями являются автодороги Краснодар – Новороссийск, Джубга – Сочи, магистрали «Дон» и «Кавказ».
Рисунок 5. Объем грузоперевозок автомобильным
транспортом, млн тонн
Источник: составлено авторами по материалам исследования [2].
Перевозка пассажиров осуществляется на 92 межмуниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и на 219 межмуниципальных междугородных автобусных маршрутах. Однако из-за нехватки и неудовлетворительного состояния подвижного состава закрыты многие городские и междугородные автобусные маршруты, снизилась частота движения автобусов. Современный городской общественный транспорт, в том числе его скоростные виды, которые могли бы существенно снизить остроту проблемы транспортного развития региона, не получает должного развития.
Рисунок 6. Перевезено пассажиров автомобильным (автобусным)
транспортом, млн чел.
Источник: составлено авторами по материалам исследования [2].
Таким образом, видим недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры, наиболее остро проявляющееся в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, в резком сокращении числа региональных и местных автомобильных (автобусных) маршрутов, а также в наличии многочисленных «узких мест» на стыках отдельных видов транспорта.
Заключение
Проведенный анализ развития водного (морского и внутреннего), железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта показал, что несмотря на значительные положительные тенденции в работе транспортной инфраструктуры Краснодарского края, выявлено много нерешенных проблем, а именно:
ü низкая пропускная способность почти всех морских портов, расположенных на территории Краснодарского края, из-за недостаточной пропускной способности железнодорожных подходов и дефицита портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы);
ü инфраструктура железнодорожного транспорта края не справляется с пиковыми нагрузками в летний курортный сезон, давно не модернизировалась, на ряде участков отсутствует электрификация. Текущее состояние железных дорог края не позволяет не только наращивать транзитный потенциал, но даже эффективно удовлетворять существующий транспортный спрос;
ü значительное отставание во внедрении рекомендованных Международной организацией гражданской авиации современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем отмечено в аэропортах Анапа (Витязево), Геленджик и Краснодар (Пашковский);
ü автодорожная инфраструктура не в состоянии выдержать высокие нагрузки в период летнего курортного сезона. Низкая плотность автомобильной сети ограничивает мобильность населения, оказывает негативное воздействие на экологию. Необходимо отметить неудовлетворительное состояние автодорожных подходов к морским портам, а также несоответствие их пропускной способности пиковым нагрузкам;
На основании проведенного исследования предлагаются стратегические ориентиры развития транспортной инфраструктуры Краснодарского края:
ü создание логистической системы, включающей припортовые терминалы различного назначения и «сухие порты» и синхронное развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры;
ü совершенствование инфраструктуры водного (морского и внутреннего) транспорта для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, включая развитие воднотранспортного соединения между Азово-Черноморским и Каспийским бассейнами;
ü модернизация существующей инфраструктуры, строительство дополнительных главных путей и электрификация участков, обновление подвижного состава пассажирского железнодорожного транспорта с учетом современных требований комфортности, безопасности и доступности для маломобильных групп населения;
ü развитие региональной авиатранспортной инфраструктуры (в том числе для малой авиации), инфраструктуры аэропортов и обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта;
ü развитие новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального и регионального значения, обеспечивающих подъезд к морским портам, инфраструктуре железнодорожного транспорта и автомобильным дорогам, разгрузку крупных транспортных узлов.
Источники:
2. Краснодарский край в цифрах. 2021. / Статистический сборник. - Краснодар: Краснодарстат, 2022. – 304 c.
3. Voskresenskaya E., Vorona-Slivinskaya L., Ponomareva T. Application of public-private partnership mechanisms for competitive growth of inland water transport in Russia // 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018: MATEC Web of Conferences 239. Novosibirsk, 2018.– doi: 10.1051/matecconf /201823908009.
4. Mishlanova M., Syzrantsev G. Characteristic of business environment of road construction in Russia // 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018: MATEC Web of Conferences 239. Novosibirsk, 2018.– doi: 10.1051/matecconf /201823908002.
5. Averbukh R., Kononova G., Tsiganov V. Operation of transport companies in terms of the sustainable growth of the region // 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018: MATEC Web of Conferences 239. Novosibirsk, 2018. – p. 08013.– doi: 10.1051/matecconf /201823908013.
6. Maslyukova E., Anoshina Y., Khakimov A., Aleksandrovskiy M. Methodology for the development of innovation projects on the basis of competitiveness indexes // 2018 siberian transport forum - transsiberia, ts 2018: MATEC Web of Conferences 239. Novosibirsk, 2018. – p. 08012.– doi: 10.1051/matecconf /20182390801.
7. Завьялов Д.В. Концепция системы мониторинга уровня развития транспортной инфраструктуры мегаполиса // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 343-354. – doi: 10.18334/epp.10.2.100425.
8. Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1271-1280. – doi: 10.18334/eo.9.2.40593.
9. Тиньков С.А. Асимметрия развития и «узкие места» транспортной системы Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1003-1016. – doi: 10.18334/epp.12.3.114316.
10. Дробот Е.В., Кривых Н.Н., Макаров И.Н., Стрельникова Т.Д. Инновационный потенциал развития городских транспортных систем: новые потребности в реальности повторяющихся эпидемий // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 657-680. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111857.
11. Boile M., Theofanis S., Strauss-Wieder A. Feasibility of Freight Villages in the NYMTC Region. Nymtc.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nymtc.org/project/freight_ planning/frtvillage/frtvillage_files/task_3_report.
12. Hesse M. Land for logistics: locational dynamics, real estate markets and political regulation of regional distribution complexes // Tijdschrift voor Economische 29 en Sociale Geografie. – 2004. – № 2. – p. 162-173. – doi: 10.1111/J.0040-747X.2004.T01-1-00298.X.
13. Notteboom T., Rodrigue J.-P. Inland terminals within North American and European supply chains // Transport and Communications Bulletin for Asia and the Pacific. – 2009. – p. 1-39.
14. Nag A.K., Gujar G.C. Government policies, efficiency and competitiveness: the case of dry ports in India // Transport Policy. – 2009. – № 5. – p. 232-239. – doi: 10.1016/j.tranpol.2009.08.001.
15. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Neweconomy.krasnodar.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://neweconomy.krasnodar.ru/upload/iblock/ec0/x5yigr5q11kxhq6n057d83n49sg2x16s/Strategiya-SER-Kk-do-2030-goda.pdf (дата обращения: 12.07.2022).
16. Пять вокзалов Краснодарского края вошли в топ-10 по количеству перевезенных пассажиров. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4731469 (дата обращения: 11.07.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:26