Анализ предпочтений пассажиров в вопросе выбора регионального общественного транспорта

Артюхина Н.И., Бафанов А.П., Глотова И.В., Костров В.Н.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Артюхина Н.И., Бафанов А.П., Глотова И.В., Костров В.Н. Анализ предпочтений пассажиров в вопросе выбора регионального общественного транспорта // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – doi: 10.18334/epp.14.6.121076.



Введение

Населенные пункты вокруг городов продолжают расширяться по всему миру. Люди, проживающие в сельских районах, преимущественно используют частные автомобили для поездок в города, что усугубляет проблемы с заторами, парковками и экологией, а также подвергает транспортную сеть городов постоянной нагрузке.

По прогнозам Международного транспортного форума, спрос на загородные поездки будет расти быстрее, чем спрос на местные поездки в городах в пересчете на пассажиро-километры [1].

Для многих региональных направлений общественный транспорт часто является единственной альтернативой личной машине. Люди в сельской местности рискуют быть исключенными из нормальных социальных и экономических отношений и деятельности, если у них нет водительских прав или доступа к автомобилю. Качество услуг регионального общественного транспорта влияет на самостоятельную мобильность этой группы, особенно детей и подростков [2].

В Российской Федерации качество пассажирских перевозок регулируется национальным стандартом – ГОСТом Р51004-96. Услуги транспорта. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества. Данный стандарт устанавливает номенклатуру рекомендованных показателей качества для всех видов общественного (пассажирского) транспорта. На основании Стандарта разрабатываются нормативные документы по номенклатуре показателей качества на пассажирские перевозки отдельными видами транспорта в междугородних дальних и местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки [5].

Согласно п.3.3. названного Стандарта показатели качества услуг общественного транспорта должны отвечать ряду требований, «в том числе способствовать обеспечению соответствия качества пассажирских услуг передовому мировому опыту и требованиям потребителей».

Определяющим условием для выбора номенклатуры показателей качества компаниями и органами регулирования деятельности общественного транспорта являются «…вид транспорта и сообщения, основные требования потребителей к перевозочному процессу и условиям обслуживания; а также методы выбора номенклатуры показателей качества…» (п.4.3 Стандарта). С этих позиций сформировались авторами статьи и подходы к изучению зарубежных работ в области качества услуг общественного транспорта.

Исследования за рубежом, касающиеся общественного транспорта, в основном сосредоточены на местных поездках. В библиометрическом анализе Л. Хейлига и С. Восса [3] дается представление об этой области в разрезе метаперспективы. Их анализ ключевых слов показывает, что существует немного публикаций, посвященных исключительно региональному общественному транспорту, по крайней мере, по сравнению с исследованиями местного общественного транспорта. Де Онья и де Онья [4] также признали недостаточную представленность исследований регионального общественного транспорта, особенно это касается исследований качества услуг общественного транспорта.

Таким образом, целью авторов данной статьи является анализ зарубежных исследований в сфере общественного транспорта для региональных поездок с акцентом на наиболее важные факторы, способствующие увеличению доли общественного транспорта по сравнению с частным автомобилем. В анализ также включены исследования, касающиеся спроса и удовлетворенности клиентов. Удовлетворенность клиентов коррелирует со спросом и выбором вида транспорта. Восприятие системы общественного транспорта определяется характеристиками клиентов, ситуационными условиями, такими как региональные или городские условия, и ожиданиями пассажиров [6,8]. При этом данный анализ включает исследования в разных контекстах в разных частях мира, от сетей пригородных железных дорог вокруг крупных городов до автобусных перевозок в сельской местности. Такой подход позволяет изучать закономерности, выходящие за рамки ситуационных условий, и демонстрировать атрибуты услуг, которые чаще всего оказывают существенное влияние на удовлетворенность клиентов, спрос и выбор способа передвижения с учетом экологических требований современного общества.

Основное внимание в работе уделяется автобусным и железнодорожным сообщениям по фиксированным маршрутам и с фиксированным расписанием, обслуживающим региональных потребителей услуг общественного транспорта.

Метод и определения

Метод: В работе используется метод PRISMA [11] Для выявления и систематического анализа соответствующей литературы по важным атрибутам качества обслуживания пассажиров в региональном общественном транспорте. Метод PRISMA выбран из-за его структурированного итеративного процесса для определения совокупности работ, которые соответствуют цели исследования.

Этот процесс включал в себя три этапа (рис. 1): во-первых, литература собирается путем обширного поиска в Scopus и TRID (Transport Research International Documentation Международная документация по исследованиям в области транспорта). На втором этапе отобранная литература оценивается с использованием набора критериев включения и исключения. Заголовки, аннотации и полнотекстовые статьи оцениваются с точки зрения соответствия критериям отбора, сужая список литературы на каждом этапе. Третий и заключительный этап процесса представляет собой качественный синтез отобранной литературы.

Рис. 1. Этапы работы с источниками [11]

Чтобы определить релевантные условия поиска, предмет исследования был разбит на три основных понятийных категории: пассажирский, региональный и общественный транспорт. Также использовались три критерия релевантности, чтобы повысить достоверность результатов. Во-первых, исследуемый объект должен соответствовать принятым определениям общественного транспорта. Во-вторых, исследование должно охватывать несколько атрибутов качества обслуживания и отражать их влияние на выбор вида регионального транспорта, пассажиропоток или удовлетворенность клиентов. В-третьих, анализируются только исследования традиционных сухопутных видов общественного транспорта с фиксированным маршрутом и с фиксированным расписанием. Кроме того, поиски ограничивались литературой, написанной на английском языке и опубликованной до 2020 года.

Для настоящего исследования общественного транспорта важно разграничивать различные географические масштабы: местный, региональный и межрегиональный. Следует отметить, что существующие в зарубежных исследованиях определения регионального общественного транспорта и связанные с ним термины, такие как сельский, пригородный и междугородний, несколько расплывчаты, в отличие от российской практики, и авторы этих исследований используют различные наборы показателей. Помимо демографических данных, определения основаны, однако, на таких общепринятых элементах, как расстояние в пути, схемы остановок общественного транспорта.

Чтобы систематизировать определения и термины, мы обратились к работе Дж.Ханссона, Ф. Петтерссона, Х.Свнссона и А. Ретстранда (2018), в которой проведен анализ опроса среди специалистов общественного транспорта об их восприятии концепции региональных поездок [12]. Результаты демонстрируют предпочтение либо административному, либо функциональному подходу к определению, в зависимости от цели.

В административной версии региональная поездка определяется административными границами, то есть на внешней границе - пределами округа или агломерации округов, а на внутренней границе - пределами города, поселка или муниципалитета. Вместо этого функциональное определение основано на понятиях городских районов и регулярных поездок. Местные поездки осуществляются в пределах городской зоны, и, следовательно, некоторая часть региональной поездки происходит за пределами городской зоны. Для внешней границы функциональное определение сосредоточено на характере поездок: региональные поездки совершаются на регулярной основе, от ежедневного до еженедельного. Этот частотный диапазон основан на ответах опроса, в которых указывается на необходимость включения в определение региональных поездок других целей поездки, таких как ежедневные или еженедельные развлекательные мероприятия и покупки [12].

Таким образом, с целью изучения предпочтений пассажиров в рамках функционального подхода за рубежом принята следующая классификация общественного транспорта:

• местный, городской общественный транспорт перевозит пассажиров в черте города. Определение подразумевает, что поездки между различными частями агломерации (принадлежащие одному и тому же городу) носят локальный характер.

• региональный общественный транспорт предназначен для пассажиров, путешествующих между отдельными городскими образованиями или в сельские районы, и большинство поездок совершается на регулярной основе (ежедневно или еженедельно).

• межрегиональный общественный транспорт предназначен для пассажиров, путешествующих между регионами. При этом, большинство поездок совершается реже, чем раз в неделю.

На региональном общественном транспорте большинство пассажиров путешествуют между отдельными городами или в сельскую местность, и большинство этих поездок совершаются на регулярной основе [7].

Результаты

Для обзора было отобрано 19 исследований (ссылки [6, 8-10,13-27]). Тринадцать из выбранных исследований [6, 8, 9,13-22] включают оценки нескольких атрибутов качества, что позволяет делать предположения об относительной важности этих характеристик для зарубежных исследований качественных параметров общественного транспорта. Остальные исследования, которые были выявлены в процессе поиска, сосредоточены на конкретных атрибутах, предоставляя более подробную информацию о различных аспектах региональных сетей общественного транспорта.

Результаты анализа 13 зарубежных исследований, включающих оценку нескольких атрибутов качества, обобщены и представлены авторами статьи в таблице 1. Результаты представлены в виде категорий качества, которые авторы считают важными или оказывающими значительное влияние на предпочтения пассажиров.

Стоимость, доступность, время и комфорт являются наиболее часто изучаемыми категориями, охваченными почти во всех выбранных исследованиях (11-12 из 13). Другие категории представлены в исследованиях реже. Безопасность и наличие информации об услуге включены как минимум в половину исследований (7 и 5 соответственно). В то время как воздействие на окружающую среду рассматривается только в двух исследованиях.

• Доступность транспортной услуги, а именно, частота обслуживания имеет особое значение. Частота является наиболее распространенным пунктом в дискуссиях о важных атрибутах. Еще одним часто обсуждаемым аспектом доступности является покрытие сети.

• Время, надежность и пунктуальность являются наиболее распространенными атрибутами, упоминаемыми в источниках. Время в пути также фигурирует в обсуждении важных атрибутов более чем в половине исследований.

Пунктуальность (своевременность исполнения, оказания услуги) является наиболее распространенным показателем надежности, и показано, что задержки значительно влияют на уровень удовлетворенности пассажиров [19]. Более высокая вероятность задержек также снижает вероятность выбора общественного транспорта [17,19,20]

• Комфорт, который обычно представлен различными атрибутами, связанными с комфортом на борту, такими как отсутствие тесноты, чистота, вентиляция, состояние транспортного средства, оборудование станции имеет большое значение (этот атрибут представлен в 11 исследованиях). Понятие комфорта охватывает широкий спектр атрибутов качества, например, оборудование станции, скученность людей, шум, удобство поездки и т. д. В целом удобство внутри транспортного средства оказывает большее влияние на воспринимаемое качество обслуживания в региональном общественном транспорте, чем удобство станций [14,19,21]. Дополнительные услуги, такие как бортовой Wi-Fi, также могут существенно повлиять на выбор вида транспорта в пользу общественного транспорта [13]. Х. Бускасс, И. Жоли и Дж.Пейхарди [9] отмечают взаимосвязь между временем в пути и комфортом, а именно, обращают внимание на то, что ценность комфорта увеличивается по мере увеличения времени в пути.

• Стоимость

Кроме того, результаты анализа зарубежных исследований показывают, что стоимость является более важным атрибутом для средних и дальних региональных поездок, чем для коротких региональных поездок. Важно отметить, что стоимость традиционно не может рассматриваться как изолированная единица, это скорее взаимосвязь между качеством и ценой, которая больше всего влияет на пользователей [18]. Высокую положительную оценку среди пользователей общественного транспорта получили интегрированные местные и региональные системы оплаты проезда, обеспечивающие большую согласованность и значимость комбинированной сети общественного транспорта и более низкие тарифы. З. Рашеди, М. Махмуд, С. Хаснин и К. Хабиб [14] показали, что устранение дополнительных затрат для пассажиров является эффективной стратегией увеличения доли общественного транспорта в региональных поездках на работу и обратно.

Таблица 1

Анализ зарубежных исследований показателей качества для регионального общественного транспорта

Источник
Вид общ. транспорта
Зона,
регион
Расстояние поездки
Сведения
Стоимость
Доступность*
Информация**
Время
Комфорт
Безопасность
Влияние на окр. среду
Х. Бускасс, И. Жоли и Дж.Пейхарди [9]
автобус, ж/д
Регион р.Рона, Франция
длинное
А
х
х

х
х


С.Маджумдар и К Ленц [13]
автобус
Хантсвил, Техас, США
среднее
А, В
х
х

х
х
х
х
З. Рашеди, М. Махмуд, С. Хаснин и К. Хабиб [14]
автобус, ж/д
Торонто, Гамильтон, Канада
длинное
А
х
х
х
х
х


X.Чжоу, Х Ду. [15]
автобус
Сикси, Китай
короткое
В
х


х
х
х

Дж. Асенсио [16]
ж/д
11приго
родных сетей Испании
не опреде
лено
С
х
х

х
х


Р. Бережной и В.Конечный [17]
автобус
Жилина, Словакия
короткое
С
х

х
х
х


C. Роман, Дж. Мартин [18]
автобус
Гран Канария, Испания
среднее
А
х
х


х


Л. Эболи и Г. Маззула [19]
автобус
Козенца, Италия
короткое
С
х
х

х
х
х
х
С Гарридо, Р. Де Онья [20]
автобус
Гранада, Испания
короткое
В
х
х
х
х
х
х

Е. Гризе и А. Эль-Гениди [6]
ж/д
Большой Торонто, Канада
среднее
В
х
х

х
х
х

Б. Гирао, А. Гарсиа-Пастор [8]
автобус
Мадрид-Трес Кантос, Испания
короткое
А

х
х
х



M.Рохо, Х. Гонзало-Орден [21]
автобус
Кастилья и Лион, Испания
длинное
А, В
х
х
х
х
х
х

E. Штерн [22]
автобус
Сев. Негев, Израиль
короткое
А
х
х

х

х

*- отсутствие необходимости преодолевать расстояние пешком или пользоваться иным транспортом для посадки в автобус/поезд;

** - наличие и доступность информации о маршрутах, тарифах и т.п.

А - исследование приоритетов и предпочтений среди граждан (опрос, анкетирование);

В - исследование удовлетворенности пассажиров (опрос, анкетирование);

С - аналитические данные, основанные на исследовании пассажиропотока и показателей деятельности транспортной сети

Обсуждение

Сравнение регионального и местного общественного транспорта

Этот обзор показал, что частота, комфорт, надежность, время в пути и покрытие сети являются особенно важными атрибутами качества во многих исследованиях регионального общественного транспорта. Сравнивая этот результат с аналогичными отзывами о местном общественном транспорте [17, 28], создается общее впечатление, что предпочтения региональных путешественников в основном совпадают с предпочтениями местных путешественников. Это мнение также подтверждается С. Маджумдаром и К. Ленцом [13]. Однако в нашем обзоре также отмечены некоторые важные отличия. Результаты показывают, что важность частоты менее выражена среди региональных путешественников. Вместо этого в этой группе комфорт имеет более высокий приоритет [6,16,18]. Такие критерии как покрытие сети или необходимость преодоления некоторого расстояния пешком чаще встречаются в обсуждениях важных атрибутов регионального общественного транспорта, чем местного общественного транспорта.

Значимость продолжительности поездки

Наши результаты показывают, что существуют атрибуты качества пассажирских перевозок, важность которых зависит от продолжительности поездки. Анализ исследований позволяет определить три категории расстояний, выделяемых на зарубежном общественном транспорте – короткие (менее 25 км), средние (25–50 км) и длинные (более 50 км). Наиболее выраженные различия проявляются в атрибутах, касающихся комфорта на борту, важность которого, вполне логично, возрастает с увеличением расстояния.

Поскольку между сравнением местного и регионального транспорта и сравнением коротких и дальних поездок есть много общего, уместный вопрос заключается в том, необходима ли сегментация по видам сообщений между местными, региональными и межрегиональными. Возможно, сегментация, основанная на продолжительности поездки или времени в пути, более удобна. Действительно, относительная важность различных атрибутов качества, вероятно, больше зависит от времени и длины поездки, чем от вида сообщения городского или регионального контекста. [29]. Однако исходные условия и характеристики регионального общественного транспорта в целом значительно отличаются от местного общественного транспорта, поэтому в зарубежных исследованиях разделение географических масштабов по-прежнему актуально. Мы предлагаем использовать комбинацию, где это возможно, отделяя короткие и длительные поездки и время в пути в каждой категории (например, короткие местные поездки, длительные местные поездки, короткие региональные поездки, длительные региональные поездки).

Выбор вида транспорта: автобус против железной дороги

Каких-либо значимых различий между автобусными и железнодорожными перевозками с точки зрения приоритетности атрибутов качества в зарубежных исследованиях в зарубежных исследованиях найти не удалось. Тем не менее, есть признаки общего предпочтения поездов автобусам. Кроме того, железная дорога обычно предпочтительнее автобусов как в местном, так и в региональном общественном транспорте. Однако значительно чаще исследования удовлетворенности клиентов сосредоточены на автобусных перевозках. Возможное объяснение заключается в том, что автобус, несмотря на то, что является наименее предпочтительным видом транспорта, он при этом составляет значительную часть сетей общественного транспорта во многих городах и регионах. А это означает, что многие органы управления общественным транспортом выиграют от повышения удовлетворенности качеством перевозок среди пользователей автобусами [30].

Выводы

При изучении предпочтений пассажиров на зарубежном транспорте следует использовать следующее общепринятое рабочее определение регионального общественного транспорта: региональный общественный транспорт (i) ориентирован на пассажиров, путешествующих между отдельными городскими районами или в сельские районы, и (ii) большинство поездок совершаются на регулярной основе.

Атрибуты качества, обычно упоминаемые в качестве приоритетов для пассажиров регионального общественного транспорта, включают частоту, комфорт, надежность, время в пути и покрытие сети. Выделены некоторые важные особенности общественного транспорта. Во-первых, комфорт на борту имеет более высокий приоритет для региональных поездок и становится все более важным с увеличением времени в пути. Во-вторых, сетевое покрытие и координация также являются более важными характеристиками регионального общественного транспорта, предположительно из-за более рассредоточенного характера региональных сетей общественного транспорта.

Это является важным исходным условием или предпосылкой развития комбинированных маршрутов на основе сетевого взаимодействия видов общественного транспорта. Эти положения следует учитывать при совершенствовании параметров качества перевозок на общественном транспорте России, включая обновление номенклатуры рекомендуемых национальными стандартами показателей качества транспортных услуг.


Страница обновлена: 13.05.2024 в 12:02:21