Public administration of passenger transport development in the context of improving the quality of life of the region's population

Bizin S.V.1,2
1 Липецкий государственный технический университет
2 Отделение по Липецкой области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 9 (September 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=73162087

Abstract:
The efficacy of public administration of passenger transportation hinges on a comprehensive and multifaceted methodology. This entails a meticulous examination of the existing state of the industry and its managerial approaches, coupled with a keen assessment of long-term infrastructure development, the integration and implementation of novel concepts, the enhancement of territorial connectivity and the accessibility of passenger transportation, and the consequent impact on the quality of life of the regional population. This article examines the theoretical foundations of the management system and the development of passenger transport in regions, identifying its main characteristics and subjects of management. To identify the main problematic aspects of the system and to develop measures to improve its efficiency and quality of service, a statistical and departmental analysis of the passenger transport system in the Lipetsk region was conducted.

Keywords: passenger transport management, passenger transport, regional public policy, quality of life, region

JEL-classification: G18, G28, G38, L91



Введение

Пассажирский транспорт является одной из важнейших инфраструктурных отраслей, характеризующих качество жизни населения, что обусловлено его социальной направленностью и важностью для функционирования городов, обеспечения межмуниципального и междугороднего сообщения.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что региональные органы власти играют важную роль в развитии пассажирского транспорта в России. Они отвечают за создание и управление региональными транспортными системами, обеспечивая доступность и качество услуг для населения. Кроме того, региональные власти участвуют в разработке и реализации государственных программ и национальных (в т.ч. федеральных) проектов по развитию транспортной и пассажирской инфраструктуры.

Принимая нормативные и правовые акты, региональные органы власти регулируют использование транспортных средств, обеспечивают безопасность дорожного движения и управляют региональными транспортными ресурсами, а также координируют деятельность местных органов власти и транспортных компаний. В целом, органы власти субъектов РФ играют важную роль в обеспечении эффективного и безопасного функционирования пассажирского транспорта, что помогает улучшить качество жизни граждан и обеспечивать экономическое развитие регионов.

Цель исследования заключается в выявлении проблем и разработке мероприятий по повышению эффективности управления и развития системы пассажирского транспорта на примере Липецкой области.

Теоретическую основу исследования составили труды российских авторов, исследовавших развитие и проблемные аспекты транспортной системы в субъектах РФ, таких как: Н.А. Троицкая [16], О.Н. Никулина [12], И.Х. Мурзаканова [11], В.П. Сланов [15].

Нормативную правовую базу исследования составили законы, федеральные и региональные законодательные акты, а также данные о ходе реализации национальных, федеральных и региональных проектов.

Методами данного исследования являются статистический анализ, верификация, общенаучные методы (индукции, дедукции, анализ и синтез, системный, логический и т.д.), нормативные и позитивные утверждения, метод познания, использовались методы эмпирического наблюдения, сбора и анализа данных, экспертных оценок, опросы представителей органов власти и экспертов в области пассажирского транспорта для получения объективной информации о роли региональных органов в развитии пассажирского транспорта в контексте повышения качества жизни населения региона.

Теоретические аспекты управления системой пассажирского транспорта в регионах России

В нашей стране вопросу обеспечения качества жизни населения уделяется особенное внимание. В этом контексте государство берет на себя ответственность и полномочия по управлению качеством жизни, гарантируя каждому гражданину создание и поддержание всех необходимых условий для его благополучного проживания на территории страны [5, с.1226].

Качество жизни является комплексным обобщающим понятием, включающим в качестве составной части «уровень жизни» и оценивающим уровень развития на конкретной территории отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура, физическая культура и спорт), а также инфраструктурных отраслей (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, информационно-коммуникационные технологии и прочие) [8, с.312].

Значимость системы пассажирского транспорта в России обусловлена ее социальной направленностью и существенным влиянием на качество жизни [7], т.к. обеспечивает перевозку граждан по утвержденным маршрутам, выполняя важные функции в жизни, как в мегаполисах, так и регионов. Она является важной частью городской и региональной инфраструктуры, обеспечивая социальное значение и территориальное единство городов и регионов. При этом региональные органы власти играют важную роль в развитии пассажирского транспорта, обеспечивая создание и управление региональными транспортными системами, а также координируя деятельность местных транспортных компаний и обеспечивая их софинансирование.

Развитие системы пассажирского транспорта способствует повышению связанности территорий и доступности транспорта для населения, а также созданию условий для более частых поездок граждан как внутри субъекта РФ, так и по России.

Основные характеристики системы пассажирского транспорта представлены на рис. 1.

Рисунок 1 – Основные характеристики системы пассажирского транспорта

Источник: Составлено автором

Эффективное социально-экономическое развитие любого региона и крупного города напрямую зависит от функционирования системы пассажирского транспорта, которая гарантирует комфортное, безопасное и качественное обслуживание, особенно для социальных слоев населения, лишенных собственных транспортных средств.

Пассажирский транспорт – отрасль регионального (в т.ч. муниципального) хозяйства, которая представляет собой систему перевозки людей в пределах городов, их ближайших пригородов, а также межмуниципальное и междугороднее сообщение. Она включает в себя следующие подсистемы управления: транспортную инфраструктуру, организационную инфраструктуру и выделенную транспортно-дорожную инфраструктуру. Целью функционирования отрасли является обеспечение комфортного перемещения жителей региона и обеспечение транспортной доступности всех муниципальных и городских районов по установленным маршрутам, обеспечивая высокое качество жизни населения, сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни региона [9, с.552].

Для достижения комплексного развития городских агломераций в различных регионах Российской Федерации необходимо совершенствование транспортной инфраструктуры, включая систему городского межмуниципального общественного транспорта. Общественный транспорт способствует сохранению территориального единства и целостности городов и регионов, обеспечивает доступность всех элементов экономической системы. Тем не менее, в России существует значительное количество городов, страдающих от недостаточно развитой транспортной инфраструктуры, что делает их неудобными для проживания и приводит к миграции населения в более развитые регионы страны.

Основными субъектами развития транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта регионов выступают: федеральные и региональные исполнительные органы власти, транспортные организации, научные и экспертные организации, IT-компании и инвесторы (рис. 2).

Рисунок 2 – Субъекты развития транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта регионов

Источник: Составлено автором

Таким образом, развитием транспортной инфраструктуры регионов занимается широкий круг заинтересованных сторон, однако главную роль играет Министерство транспорта Российской Федерации, посредством разработки и реализации комплексных подходов к созданию механизмов государственной поддержки строительства и развития метрополитенов или альтернативных видов транспорта, а также улучшению системы городского наземного транспорта.

Региональные органы власти играют ключевую роль в развитии пассажирского транспорта в субъектах РФ. Они отвечают за разработку и реализацию стратегий и программ развития транспортной инфраструктуры, принятие законов и нормативных актов, а также выделение финансовых средств на развитие транспортной отрасли региона. Развитие парка пассажирского транспорта общего пользования осуществляется в том числе за счет средств, предусмотренных в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», входящего в состав нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Как и любая сфера услуг, услуги пассажирского транспорта направлена на максимально полное удовлетворение потребности конечных потребителей в перевозках (населения), при этом неся минимальные затраты [10, с.27]. Однако, спецификой услуг пассажирского транспорта, как и других услуг, является их полная сложность количественного и качественного измерения инструментальными средствами, поэтому оценивается преимущественно на уровне субъективного восприятия. Поэтому взаимодействие потребителей услуг пассажирского транспорта с региональными органами власти осуществляется по следующим каналам и формам: обращения и жалобы; общественные слушания; участие в комитетах и советах; опросы и консультации. При этом важно обеспечить открытость, доступность, прозрачность и эффективность взаимодействия. Конструктивный диалог и учет мнения населения способствуют более качественному развитию пассажирского транспорта и удовлетворению потребностей граждан.

Процесс взаимодействия потребителей услуг пассажирского транспорта с заказчиками и исполнителями представлен на рис. 3.

Рисунок 3 – Процесс взаимодействия потребителей услуг пассажирского транспорта с заказчиками и исполнителями

Источник: Составлено автором

Нормативно-правовая база государственного регулирования услуг пассажирского транспорта и транспортной деятельности в России включает в себя федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы Министерства транспорта России и другие нормативные акты, ключевыми из которых являются:

1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ [1] – регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров различными видами транспорта.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [2] – регулирует процесс отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, путем заключения контрактов в области транспорта, добиваясь осуществления рядя целей: достижение устойчивости транспортной системы России, установление социальной справедливости, эффективное планирование бюджетных средств, стремление к прозрачности администрирования.

3. Федеральный закон от 13.07.2015№ 224-ФЗ [3] – направлен на стимулирование предприятий к повышению деловой активности и способствует развитию государственно-частном партнерства при организации услуг пассажирского транспорта.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 г. № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации, разработанной на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [4] – включает в себя широкий спектр мер, направленных на улучшение транспортной доступности, мобильности населения, развития транспортной инфраструктуры, информационных технологий и автоматизированных систем, а также обеспечение безопасности и эффективности транспортной деятельности.

Таким образом, развитие и повышение эффективности системы пассажирского транспорта в России имеет приоритетное значение с точки зрения повышения качества жизни населения, поскольку требует комплексного подхода, охватывает многоаспектные задачи связанные с совершенствованием инфраструктуры, внедрение инноваций и IT-решений, повышением связанности территорий, доступности и качества услуг пассажирского транспорта

Анализ управления системой пассажирского транспорта в Липецкой области

Пассажирский транспорт, входящий с систему транспортного комплекса региона, играет значительную роль в его социально-экономическом развитии, являясь одним из факторов экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения. Доступ к безопасным и качественным пассажирским и транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы.

Ведущую роль в управлении системой пассажирского транспорта региона играет отраслевой исполнительный орган государственной власти – управление дорог и транспорта Липецкой области, которое уполномочено развивать транспортную инфраструктуру региона, обеспечивать проведение ремонта и модернизацию дорог, организовывать пассажирские перевозки населения, а также взаимодействовать с жителями области в рамках полномочий.

Организационная структура управления дорог и транспорта Липецкой области представлена на рис. 1.

Рисунок 4 – Организационная структура управления дорог и транспорта Липецкой области

Источник: Составлено автором по данным управления [13]

Кроме того, управление занимается координацией работы различных служб и подразделений, связанных с транспортной отраслью, в том числе автотранспортных предприятий, дорожных служб, инспекций безопасности дорожного движения и других организаций, а также взаимодействие с федеральными органами власти и другими субъектами РФ для проведения совместных проектов и программ в области дорожного хозяйства и транспорта [13].

Транспортный комплекс Липецкой области является важнейшей составной частью социальной и производственной инфраструктуры региона; включает автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров и грузов как на территории области, так и за ее пределы.

Основные транспортные магистрали, проходящие через Липецкую область, включают:

1. Федеральная автомобильная дорога М4 «Дон»: является одной из ключевых транспортных артерий, проходящих через Липецкую область. Эта дорога связывает Москву с югом России и проходит через Липецкую область, обеспечивая важное транспортное сообщение.

2. Железнодорожные пути: Липецкая область также располагает разветвленной железнодорожной сетью, через которую проходят железнодорожные магистрали, обеспечивающие грузоперевозки и пассажирские перевозки в регионе.

Эти транспортные магистрали играют важную роль в обеспечении транспортной доступности и развитии Липецкой области, обеспечивая связь с другими регионами России и обеспечивая транспортную инфраструктуру для экономического развития региона.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Липецкой области составляет 16,6 тыс. км (в т.ч. с твердым покрытием – 13,1 тыс. км или 79,1%), из них: региональных дорог – 5,37 тыс.км., местных – 10,6 тыс.км. По плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием Липецкая область занимает 9 место в Российской Федерации и 2-е место по ЦФО.

В 2023 году расходы федерального бюджета на транспортную отрасль Липецкой области составили 2311,6 млн. руб., а расходы областного бюджета – 1661,7 млн. руб. Это говорит о значительных инвестициях в развитие транспортной инфраструктуры региона.

Динамика деятельности пассажирского автомобильного транспорта Липецкой области за 2023 год представлена на рис. 5.

Рисунок 5 – Динамика деятельности пассажирского автомобильного транспорта Липецкой области за 2023 год

Источник: Составлено автором по данным управления [13]

В Липецкой области действует 1730 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В целом уровень обслуживания сельского населения Липецкой области пассажирским транспортом общего пользования на сегодняшний день достаточно высок – свыше 92 % сельских населенных пунктов региона находятся в зоне регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения, связывающего их с административными центрами муниципальных районов.

Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет 757 км. Узловыми железнодорожными станциями Липецкой области, обслуживающими пассажиров, являются Елец, Грязи Воронежские, Раненбург; к крупным грузовым узлам также относится станция Казинка. В областном центре расположена станция Липецк с одноименным железнодорожным вокзалом.

Воздушный транспорт в регионе представлен аэропортом «Липецк», обеспечивающим прием и отправление пассажирских авиалайнеров. В 2008 году аэропорту придан статус международного. В связи с проведением специальной военной операции в целях обеспечения безопасности полетов с 24 февраля 2022 года в аэропорту «Липецк» решением Федерального агентства воздушного транспорта введен временный режим ограничения полетов. Полеты воздушных судов гражданской авиации временно приостановлены.

В регионе реализуется государственная программа Липецкой области «Развитие транспортной системы Липецкой области», цель которой – повышение доступности и пропускной способности транспортной инфраструктуры в Липецкой области, которая выступает одной из ключевых программ в рамках используемого программно-целевого подхода в управлении региональным развитием [6, с.115].

В качестве индикаторов цели можно выделить количество общественных транспортных средств, количество пассажиров, перевезенных общественным транспортом в регионе.

Областной центр г. Липецк стал одним из городов-участников пилотного федерального проекта комплексного развития городского наземного электрического транспорта, в рамках которого было заключено концессионное соглашение, в рамках которого до конца 2025 года планируется приобрести 46 односекционных трамваев, реконструировать трамвайное депо и 40,8 километра трамвайных путей, построить новую ветку протяженностью 5,2 километра. Комплексная модернизация инфраструктуры и подвижного состава поможет региону повысить уровень транспортного обслуживания населения [13].

На территории региона успешно ведется реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках этого проекта ежегодно проводится ремонт и строительство региональных и местных автомобильных дорог. Так в 2023 году на реализацию нацпроекта было обновлено 285 км региональных трасс и 48 км местных дорог, использовано 4,4 млрд рублей, из них 545 миллионов – средства федерального бюджета.

Целевые показатели национального проекта были перевыполнены. Доля дорожной сети городских агломераций Липецкой области, находящаяся в нормативном состоянии, составляет 78%. За четыре года (с начала реализации нацпроекта) доля соответствующих нормативному состоянию автодорог Липецкой агломерации выросла более чем на 25%.

В современных условиях перед управлением дорог и транспорта региона стоит важная задача улучшения работы транспортного комплекса путем модернизации производственных баз, технического обновления парка транспортных средств, повышения качества и эффективности системы управления за счет обнаружения новых внутренних и внешних источников доходов для обеспечения финансовой устойчивости предприятий.

Пассажирский парк, задействованный при осуществлении регулярных перевозок пассажиров, по итогам 2023 года насчитывает 1193 ед. подвижного состава; в границах Липецкой области – 1147 ед.

Одной из основных задач, на решение которой направлены действия как пассажироперевозчиков, так и региональных и муниципальных органов власти, является обновление маршрутного парка транспортных средств.

В 2023 за счет собственных средств перевозчиков и привлеченных средств кредитных (в т.ч. лизинговых) организаций пассажирский парк области пополнился на 74 ед. новых автобусов общей стоимостью более 959 млн. руб.

В городе Липецке реализуется масштабная программа обновления городского пассажирского транспорта (за 3 года было приобретено 240 новых автобусов на сумму 2 млрд. руб.). Так, в 2024 году планируется выход новых 56 автобусов на маршруты Липецкой области. Новые транспортные средства появятся в Грязинском, Долгоруковском, Краснинском, Лебедянском районах и областном центре, которые приобретены благодаря специальному казначейскому кредиту, одобренному региону в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В таблице 1 представлена динамика обновления автобусного парка в городе Липецк за 2021-2023 гг.

Таблица 1 – Динамика обновления автобусного парка в г.Липецк

Категория
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Абсолютное отклонение, млн.руб.
Относительное отклонение, проц.
проц.
2022 к 2021
2023 к 2022
2022 к 2021
2023 к 2022
Доля автобусов, оснащенных для перевозки маломобиль-ных групп населения (низкопольные и полунизкопольные транспортные средства)
65,0
78,0
83,0
13
5
20,0
6,4
Доля автобусов, использую-щих природный газ в качестве моторного топлива
35,0
22,0
37,0
-13
15
-37,1
68,2
Источник: Составлено автором по данным управления [13]

В числе новых автобусов 13 – большого класса, 27 – среднего, 16 – малого. Класс закупаемых автобусов определяли районы с учетом их потребности и сложившегося пассажиропотока. Например, в Воловский район отправились Газели, в Лебедянь – ПАЗы. А автопарк АО «Липецкие автобусные линии», обслуживающего почти половину межмуниципальных маршрутов области, пополнили 11 автобусов большого класса. Современные НЕФАЗы работают на маршрутах №145 «Липецк – Двуречки» и №576 «Липецк – Задонск».

Новые автобусы также пополнили парки ООО «НИРАЛ-Авто» (г. Липецк), ОАО «Воловское АТП», АО «Тербунское АТП», АО «Автоколонна-2068» (г. Усмань), АО работников «НП «Чаплыгинавто», ООО «Лебедянские автобусные линии», ИП Трофимова А.В. (г. Лебедянь).

Данная инициатива направлена на повышение качества и эффективности услуг общественного транспорта в Липецке. Программа включает в себя мероприятия по модернизации и совершенствованию системы городского общественного транспорта для удовлетворения меняющихся потребностей жителей города и улучшения транспортной инфраструктуры в целом.

При этом социально значимые перевозки пассажиров (регулярные перевозки по регулируемым тарифам) осуществляли свыше 95 % маршрутных транспортных средств.

Структура областного парка: 3% парка (43 ед.) - трамваи, эксплуатируемые в областном центре, 97% парка (1300 ед.) – автобусы.

Свыше 60% парка имеет сверхнормативный срок эксплуатации.

В целом в 2023 году бюджетная поддержка на приобретение техники в текущем году составила свыше 72 млн. руб., а общее количество регулярных маршрутов, обслуживаемых перевозчиками Липецкой области, составило 492 маршрута, в том числе по видам перевозок:

– городских (муниципальных) – 166 маршрутов;

– пригородных внутриобластных – 263 маршрута, в т.ч.: 180 – муниципальных, 83 – межмуниципальных;

– междугородных межмуниципальных – 39 маршрутов;

– межрегиональных – 24 маршрута [13].

Протяженность внутриобластной маршрутной сети, обслуживаемой перевозчиками Липецкой области, по итогам 2023 года составила 13 939,4 км, в том числе протяженность межмуниципальной сети – 6475,9 км.

В связи с внедрением автоматизированной системы безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на транспорте Липецкой области на 72 пригородных маршрутах (в т.ч. 8 межмуниципальных), ранее отнесенных органами власти к маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, был изменен вид регулярных перевозок на «регулируемый тариф», в результате чего помимо государственного регулирования тарифа на перевозки по данным маршрутам, пассажиры льготных категорий, установленных законодательством области, получили право льготного проезда.

Количество действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Липецком регионе представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Количество действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа в Липецкой области

Наименование муниципального образования
ТС по годам
производства
Количество действующих разрешений
До 1990
1990-1999
2000-2010
2011-
2016
2017
-2019
2020
2021
Воловский р-он
-
-
-
-
-
-
-
-
Грязинский р-он (в том числе г. Грязи)
3
20
92
34
4
3
4
160
Данковский р-он (в том числе г. Данков)
3
13
51
29
5
4
3
108
Добринский р-он
4
9
33
17
2
-
-
65
Добровский р-он
-
1
6
19
1
2
1
30
Долгоруковский р-он
-
-
-
1
-
-
1
2
Елецкий р-он
-
-
-
-
-
-
-
-
г. Елец
3
12
73
24
1
4
3
120
Задонский р-он
-
-
3
2
-
-
-
5
Измалковский р-он
-
-
2
2
-
-
1
5
Краснинский р-он
-
1
8
3
-
-
-
12
Лебедянский р-он (в том числе г. Лебедянь)
-
1
18
3

-
-
22
Лев-Толстовский р-он
-
-
1
-
-
-
-
1
Липецкий р-он
-
4
15
10
-
-
1
30
г. Липецк
6
44
399
452
54
42
55
1052
Становлянский р-он
-
-
1
-
-
-
-
1
Тербунский р-он
-
1
4
1
-
-
5
11
Усманский р-он
-
2
18
4
-
5
5
34
Хлевенский р-он
-
-
-
3
3
1
-
7
Чаплыгинский р-он
-
3
15
1
-
2
-
21
Воронежская обл.
-
-
-
1
-
-
-
1
Тульская обл.
-
2
26
4
-
-

32
Московская обл.
-
-
-
-
11
-
-
11
Всего:
19
113
765
610
81
63
79
1730
Источник: Составлено автором по данным управления [13]

В муниципальных районах области проводится работа по отведению мест для стоянки легковых такси. В настоящее время в области предусмотрено 104 стоянки для перевозчиков, в г. Липецке – 21 место для стоянки легковых такси.

По данным органов местного самоуправления на территории Липецкой области на конец 2023 года не охвачено автобусным и (или) железнодорожным сообщением было 113 населенных пунктов, расположенных на расстоянии 3 км и выше от ближайшей автобусной остановки или железнодорожной платформы (7,1 % к общему количеству населенных пунктов) с населением 2,04 тыс. чел.

Одной из главных причин, по которой автобусное сообщение отсутствует в населенных пунктах – несоответствие дорожных условий требованиям безопасности дорожного движения, необходимым для организации регулярных маршрутов.

Вместе с тем, Липецкая область располагает развитой сетью железных дорог. Протяженность железнодорожных путей в регионе составляет 757 км, из них 363 км электрифицированы. Густота железнодорожных путей на 10000 кв. км: по Липецкой области составляет 314 км путей, по РФ – 50 км, по ЦФО – 264 км, Тамбовская область – 214 км, Воронежская область – 220 км, Рязанская область – 245 км, Белгородская область – 258 км, Курская область – 354 км, Тульская область – 378 км.

Отношения региона с ОАО «РЖД», Юго-Восточной железной дорогой и пригородной компанией АО «ППК «Черноземье» строятся на основе соглашений о взаимодействии и сотрудничестве, а также соответствующих договоров. Функции перевозчика в пригородном железнодорожном сообщении с 2011 года осуществляет ОАО «ППК «Черноземье», с которым управлением дорог и транспорта Липецкой области заключен договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Липецкой области.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами, потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении либо установления таких тарифов ниже экономически обоснованного уровня, возмещаются в полном объеме за счет средств субъекта Российской Федерации.

За 2023 год пригородным железнодорожным транспортом было отправлено 639,149 тыс. чел., что составляет 98,7% от количества отправленных пассажиров в 2022 году – 646,475 тыс. чел. В то же время пассажирооборот увеличился на 14,2% и составил 22,437 млн. пасс-км (в 202 году – 19,645 млн. пасс-км).

Таким образом, управление системой пассажирского транспорта в регионе осуществляется управлением дорог и транспорта Липецкой области, которое успешно реализует мероприятия государственной программы и национального проекта «Безопасные качественные дороги», что позитивно отражается на развитии пассажирского транспорта и транспортном комплексе региона в целом. Так, в Липецкой области наблюдается положительная динамика увеличения доли дорог городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии. Вместе с тем в регионе выявлены ряд проблемных аспектов, негативное влияние которых необходимо нивелировать.

Проблемные аспекты функционирования и развития системы пассажирского транспорта в субъекте РФ

На основании проведенного анализа можно выделить следующие проблемы развития пассажирского транспорта в Липецкой области (рис. 6).

1. Сокращение количества лицензированных перевозчиков.

Сокращение количества лицензированных перевозчиков является одной из ключевых проблем в развитии пассажирского транспорта в регионе и Российской Федерации в целом. В Липецкой области количество лицензированных перевозчиков на внутримуниципальных маршрутах уменьшается. Это может быть связано с тем, что тарифы на пассажирские перевозки в муниципальных образованиях регулируются властными органами, что может неадекватно отражать рыночные условия.

Проведение публичных конкурсов операторов может привести к монополизации рынка и деструктивному развитию. Это означает, что в результате проведения конкурсов может остаться только один победитель, что влияет на конкуренцию и качество услуг в сфере пассажирских перевозок. Уменьшение конкуренции и, как следствие, качества услуг отрицательно влияет на функционирование экономики региона. В целом, сокращение количества лицензированных перевозчиков является важной проблемой, требующей решения для обеспечения эффективного развития пассажирского транспорта.

Рисунок 6 – Проблемы развития пассажирского транспорта в Липецкой области

Источник: Составлено автором

2. Тарифы на пассажирские перевозки. Тарифы на пассажирские перевозки в Липецке регулируются местными властями. Это означает, что администрация города Липецка устанавливает стоимость проезда в общественном транспорте. В официальных документах администрации г. Липецка упоминается проведение расчетов на транспортной модели сценариев прогнозных периодов. Эти расчеты учитываются при установлении тарифов на пассажирские перевозки. Вместе с тем, например, на сайте компании ООО «Автобус48», предоставляющей услуги пассажирских перевозок в Липецке и области, указаны цены, которые отличаются от тарифов на муниципальных маршрутах. Это связано с тем, что тарифы на коммерческих маршрутах не регулируются властями.

В то же время, регулирование тарифов властными органами может иметь негативные последствия для конкурентной среды и качества услуг в сфере пассажирских перевозок.

3. Недостатки в организации транспортного обслуживания. В ряде районов области отсутствует или недостаточно развита автомобильная, железнодорожная и авиационная инфраструктура, что затрудняет доступность и удобство пассажирских перевозок. Кроме того, некоторых городах и районах области отсутствует регулярное общественное транспортное сообщение, а существующие маршруты, не всегда соответствуют потребностям населения. Таким образом, местные власти не обеспечивают в полном объёме качественного транспортного обслуживания населения, что отрицательно влияет на функционирование экономики региона.

Недостатки в организации транспортного обслуживания населения в регионах РФ, в т.ч. в Липецкой области, включают в себя:

1) значительные затруднения при организации обслуживания населения транспортом, связанные с устаревшей планировкой городов, в том числе узкими улицами и отсутствием выделенных полос для общественного транспорта. Это приводит к снижению скорости и ритмичности движения.

2) изношенность существующего автобусного парка и нехватка современных комфортабельных автобусов является одной из главных проблем организации стабильно работающей транспортной системы. Использование устаревшего подвижного состава снижает качество и безопасность перевозок.

3) отсутствие оптимизации принимаемых решений в части выбора транспортного средства для перевозки пассажиров, маршрутов следования, загрузки транспортных средств. Неэффективное управление перевозками приводит к нерациональному использованию ресурсов.

4) недостаточное развитие логистических подходов в управлении транспортным комплексом в регионах. Применение современных логистических технологий позволило бы повысить эффективность организации перевозок.

4. Недостатки в логистике и инфраструктуре. Пассажирский транспорт имеет ряд недостатков, включая неадекватную логистику и инфраструктуру, что ограничивает его эффективность. Основные недостатки в логистике и инфраструктуре пассажирских перевозок в России и Липецкой области включают в себя:

1) недостаточность инфраструктуры – большинство дорог и железных дорог являются устаревшими и не отвечают современным требованиям. Это затрудняет функционирование логистической системы и доставку товаров и пассажиров [14, с.49];

3) изоляция территорий. Имеется много удаленных от центров городов и поселков, а также не всегда стабильное сообщение с другими регионами страны. Это создает препятствия для процесса доставки товаров;

4) недостаточное развитие транспортной системы. Устаревшая планировка городов, узкие улицы и отсутствие выделенных полос для общественного транспорта создают значительные затруднения при организации обслуживания населения транспортом;

5) недостаточное финансирование перевозчиков из бюджетов различных уровней является одной из главных причин нерентабельности крупных и средних предприятий общественного транспорта;

6) недостаточное использование современных технологий – использование программных продуктов в управлении пассажирским транспортом носит единичный несистемный характер, что негативно отражается на логистике и снижает качество и безопасность перевозок [12, с.64];

7) недостаточное управление перевозками – может привести к нерациональному использованию ресурсов и неоптимизации принимаемых решений;

8) недостаточное развитие логистических подходов в управлении транспортным комплексом в регионах может ограничивать эффективность организации перевозок, что приводит к перегрузке дорог, пробкам и несоблюдение правил дорожного приводят и повышению риска аварий.

5. Проблема эффективности функционирования пассажирского транспорта, которая оказывает влияние на социальный эффект деятельности транспорта. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса зависит сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни города. Развитие системы городского пассажирского транспорта имеет важный социальный эффект, обеспечивая доставку работающего населения к местам приложения труда и влияя на эффективное функционирование экономики региона. Социальный эффект развития пассажирского транспорта заключается в следующих аспектах:

1) сокращение затрат времени на деловые и культурно-бытовые поездки. Использование пассажирского транспорта позволяет уменьшить время, необходимое для перемещения между местами приложения труда и других целях, что улучшает качество жизни населения.

2) повышение комфортабельности передвижений. Пассажирский транспорт обеспечивает комфортные условия для передвижения, что улучшает качество жизни и уменьшает физические и эмоциональные нагрузки на людей.

3) рост вовлеченности населения. Улучшение доступности транспортных услуг для удаленных районов города или региона может привести к росту вовлеченности населения в экономическую деятельность и созданию новых стимулов для персонального развития.

4) улучшение функционирования отраслей хозяйственного комплекса. Пассажирский транспорт влияет на нормальное функционирование отраслей хозяйственного комплекса, обеспечивая доставку людей и товаров к местам приложения труда.

5) повышение безопасности и экологичности. Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания, такие как безопасность и экологичность, влияют на качество жизни населения и конкурентоспособность национальной экономики.

6) развитие логистических подходов. Развитие логистических подходов в управлении транспортным комплексом может улучшить эффективность организации перевозок и уменьшить издержки.

В настоящее время в Липецкой области увеличение автотранспортного потока в регионе приводит к загрязнению окружающей среды, что негативно сказывается на здоровье населения и экологической обстановке в целом. Кроме того, в регионе недостаточно внимания уделяется развитию альтернативных видов транспорта, таких как велосипедное движение, пешеходная инфраструктура и т.д.

В целом, для решения этих проблем необходимо обеспечить качественное транспортное обслуживание населения, создавать условия для конкурентной модели муниципального регулирования, и модернизировать инфраструктуру и логистику пассажирского транспорта.

Таким образом, ключевыми проблемами развития пассажирского транспорта являются сокращение количества лицензированных перевозчиков, тарифы на пассажирские перевозки, недостатки в организации транспортного обслуживания, недостатки в логистике и инфраструктуре пассажирских перевозок, проблема эффективности функционирования пассажирского транспорта, которая оказывает влияние на социальный эффект деятельности транспорта.

Для эффективного развития пассажирского транспорта необходимо решать эти проблемы и обеспечивать адекватное финансирование, обновление парка подвижного состава, улучшение законодательства и управления, а также внедрение интеллектуальных транспортных систем.

Заключение

Создание единой транспортной системы регионального и городского пассажирского транспорта – проблема исключительной сложности. Она требует больших поисковых научных исследований, детальных проработок и модельных представлений отдельных аспектов проблемы, анализа опыта других регионов и стран, а также активное привлечение экспертов и специалистов различных областей транспорта и управления.

Для совершенствования развития пассажирского транспорта в Липецкой области могут быть предложены следующие меры:

1. Модернизация инфраструктуры. Внедрение современных технологий и материалов для улучшения безопасности и комфортности пассажиров. Увеличение количества транспортных средств и улучшение организации движения для уменьшения пробок и улучшения доступности.

2. Повышение доступности. Увеличение количества маршрутов и остановок для повышения доступности для населения, а также количества общественных транспортных средств для уменьшения пробок и улучшения доступности.

3. Повышение безопасности. Установка светофоров и детекторов транспорта для уменьшения количества ДТП. Обеспечение безопасности пассажиров, включая меры по предотвращению преступлений и обеспечению безопасности, а также внедрение международных стандартов для улучшения безопасности и эффективности транспортной системы.

4. Увеличение эффективности пассажирских перевозок. Внедрение автоматических транспортных систем (AGV) для уменьшения затрат и улучшения эффективности, а также активное внедрение и использования электронных платформ и мобильных приложений для уменьшения времени ожидания и улучшения доступности.

5. Привлечение дополнительных инвестиций в отрасль. Привлечение частных инвестиций и расширение государственной поддержки для модернизации и обновления транспортной инфраструктуры, прежде всего автопарка.

6. Расширение сотрудничества уполномоченных органов с частными компаниями для модернизации и обновления транспортной инфраструктуры и улучшения координации и эффективности транспортной системы в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП позволяет привлекать частные инвестиции и опыт для улучшения качественных и количественных показателей транспортной и пассажирской инфраструктуры.

7. Развитие социальной поддержки и программ для населения, включая субсидии на проезд и другие меры поддержки. Сотрудничество с социальными организациями для улучшения доступности и эффективности транспортной системы.

Таким образом, региональные органы власти играют ключевую роль в развитии системы пассажирского транспорта Липецкой области и, как следствие в повышении качества жизни населения. Они уполномочены за планирование, организацию и контроль деятельности пассажирского транспорта, а также за обеспечение бесперебойной работы транспортной инфраструктуры. Кроме того, региональные органы власти являются ключевыми участниками в процессе развития транспортной системы и обеспечивают эффективное функционирование пассажирского транспорта в регионе.

Предложенные меры по совершенствованию государственного менеджмента в управлении развитием пассажирского транспорта Липецкой области и решению выявленных проблем будут способствовать улучшению транспортной инфраструктуры, повышению качества и доступности общественного транспорта и качества жизни населения региона. Вместе с тем стоит отметить, что на данном этапе можно говорить лишь о концептуальной схеме мероприятий и проблем, которая может служить отправной точкой для дальнейших исследований, обсуждений и разработок.


References:

Bizin S.V. (2018). Kachestvo zhizni naseleniya kak klyuchevye kriterii otsenki sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [The quality of life of the population is a key criteria for the assessment of socio-economic development of the region]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1(90)). 1225-1229. (in Russian).

Bizin S.V. (2023). Problemy i sovershenstvovanie primeneniya programmno-tselevogo podkhoda v upravlenii sotsialno-ekonomicheskim razvitiem regiona [Challenges and ways to improve application of the program and target-oriented approach in managing socio-economic development of the region]. Sotsialnye i ekonomicheskie sistemy. (4-1(45)). 112-135. (in Russian).

Bizin S.V., Badaninskaya A.A. (2022). Upravlenie kachestvom i urovnem zhizni naseleniya regiona (na primere Lipetskoy oblasti) [Managing the quality of life and living standards of the population in the region (case study of the Lipetsk Oblast)]. Sotsialnye i ekonomicheskie sistemy. (6-2(30/2)). 311-335. (in Russian).

Bizin S.V., Biryukov P.V. (2024). Teoretiko-metodicheskie osnovy issledovaniya upravleniya kachestvom zhizni naseleniya [Theoretical and methodological foundations of the study of quality of life management]. Sovremennaya nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. (7). (in Russian).

Dimitrienko I.A., Goykher O.L. (2022). Spetsifika razvitiya obshchestvennogo transporta i transportnoy infrastruktury v regionakh Rossiyskoy Federatsii [Specifics of the development of public transport and transport infrastructure in the regions of the Russian Federation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(148)). 550-554. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2022.148.11.104.

Matyushkina I.A., Kagan M.I. (2022). Transportnye uslugi kak faktor razvitiya regiona i povysheniya kachestva zhizni [Transport services as a factor in the development of the region and improving the quality of life]. Ekonomika. Sotsiologiya. Pravo. (4(28)). 26-31. (in Russian). doi: 10.22281/2542-1697-2022-01-04-26-31.

Murzakanova I.Kh., Chernyavskaya A.V. (2022). Statisticheskiy analiz sovremennogo sostoyaniya i tendentsiy razvitiya passazhirskogo transporta v regione [Statistical analysis of the current state and trends in the development of passenger transport in the region] Science. Research. Practice. 145-148. (in Russian).

Nikulina O.N., Subachev V.A. (2023). Problemy razvitiya infrastruktury transporta [Problems of transport infrastructure development]. Nauchnyy vestnik Gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Nevinnomysskiy gosudarstvennyy gumanitarno-tekhnicheskiy institut». (4). 62-67. (in Russian).

Semenchishin A.N. (2023). Teoreticheskie osnovy formirovaniya transportnoy infrastruktury i adaptivnye resheniya po ee razvitiyu [Theoretical foundations of the formation of transport infrastructure and adaptive solutions for its development]. Transport business in Russia. (6). 48-51. (in Russian). doi: 10.52375/20728689_2023_6_48.

Slanov V.P. (2010). Kontseptsiya upravleniya razvitiem sotsialno-ekonomicheskikh sistem kak osnova innovatsionnyh upravlencheskikh tekhnologiy strategii regionalnogo razvitiya [The concept of managing the development of socio-economic systems as the basis of innovative management technologies of the regional development strategy]. Economics and management. (2). 96-103. (in Russian).

Troitskaya N.A. (2022). Innovatsionnyy podkhod k sozdaniyu novyh vidov gorodskogo passazhirskogo transporta [An innovative approach to creation of new types of urban passenger transport]. The world of transport. 20 (1(98)). 36-49. (in Russian). doi: 10.30932/1992-3252-2022-20-1-5.

Страница обновлена: 25.04.2025 в 14:06:33