Тенденции пользования общественным транспортом и такси в городских и сельских населенных пунктах
Иштирякова Л.Х.1
1 Центр перспективных экономических исследований Академии Наук Республики, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44850891
Аннотация:
Транспортная система является одним из основных факторов социально-экономического развития региона. Расширение городов и рост транспортной мобильности населения как в границах населенных пунктов, так и между ними, развитие ИТ-технологий привели к изменениям устоявшихся трендов пользования такси, все больше служащего важным дополняющим звеном в системе городского и междугороднего пассажирского транспорта. В статье представлен авторский анализ трендов спроса населения на общественный транспорт и такси в разрезе типов населенных пунктов, а также выявление основных характеризующих потребление услуг в исследуемых сферах элементов.
Статья рассчитана на широкий круг научных сотрудников, а также государственных и муниципальных служащих, представителей транспортных ведомств и организаций при принятии управленческих решений и разработке программ развития транспортной отрасли. Материалы анализа также могут быть использованы для преподавания соответствующих дисциплин в сферах менеджмента, экономики и управления народным хозяйством в вузах и для преподавания спецкурсов
Ключевые слова: такси, общественный транспорт, пассажирский транспорт, спрос на такси, спрос на общественный транспорт
JEL-классификация: L91, R41, R40
Введение
Наблюдаемые в течение последних десятилетий изменения в потребительской культуре людей, расширение пространственной мобильности населения, в том числе под влиянием прорывных технологий, оказывают сильное воздействие на развитие улично-дорожной сети и транспортной системы как в городской, так и сельской местности. Увеличение дальности регулярных поездок людей, рост интенсивности движения на основных магистральных дорогах, особенно в часы пик, повышают нагрузку на дороги и общественный транспорт. Важным дополнением к маршрутной транспортной системе в последние десятилетия выступает такси, рост на услуги которого объясняется, прежде всего, внедрением новых технологий, а также легкостью и гибкостью получения услуг частного извоза. Особая значимость транспортной мобильности населения для социально-экономического развития страны в целом и ее регионов определяет собой актуальность выбранной темы.
В научной литературе таксомоторные перевозки рассматривались, прежде всего, с позиции дополнения к общественному транспорту в качестве решения проблем в транспортной инфраструктуре городов – Н.Н. Громов, в рамках плановой экономики – Л.Л. Афанасьев [2, с. 60–91] (Afanasev, Tsukerberg, 1973, р. 60–91), Н.М. Васильев, М.С. Фактор [4, c. 1–19] (Vasilev, Faktor, 1974, р. 1–19).
На современном этапе развитие регионального железнодорожного, автомобильного и городских видов пассажирского транспорта рассмотрели в своей работе Т.В. Коновалова и авторы [3, с. 9–11; 8, с. 353–356] (Konovalova, Kotenkova, Mironova, Nadiryan, 2019, р. 9–11; Konovalova, Nadiryan, Tikhomirov, 2020, р. 353–356). Проблемам пассажирских перевозок городского пассажирского транспорта посвящена работа Кбилашвили Д.Г., Чоговадзе Дж.Т., Гогиашвили П., Леквеишвили Г. [7, с. 231–238] (Kbilashvili, Chogovadze, Gogiashvili, Lekveishvili, 2018, р. 231–238). Вопросы влияния транспорта на экономический рост и экономическое развитие исследованы и представлены Панкратовой Е.А. [9, с. 57–59] (Pankratova, 2020, р. 57–59).
Среди зарубежных экономистов, исследовавших вопросы транспорта, можно выделить таких ученых, как Енох М., исследовавший как технологические разработки и прорывные бизнес-модели окажут значительное влияние на подвижность населения в долгосрочной перспективе [13, 14] (Enoch, 2018); Дж. Берг и Дж. Ихлстрем, изучившие вопросы доступности транспорта в сельской местности и малонаселенных районах, использование личных автомобилей в качестве альтернативы общественному транспорту, а также влияние транспортной системы на социальную интеграцию [12] (Berg; Ihlström, 2019); Бьюкенена М., который в результате своего исследования пришел к выводу, что при правильном расположении системы общественного транспорта данный вид транспорта является одним из самых эффективных способов уменьшения дорожных заторов, возникающих вследствие расширения городов и увеличения городского населения [11] (Buchanan, 2019), и других.
Целью данной статьи является анализ динамики пользования населением общественным транспортом и такси, а также выявление основных направлений развития спроса на данные услуги.
Новизна данной работы заключается в определении основных тенденций развития спроса на общественный транспорт и такси со стороны потребителей данных услуг, что является важной составляющей при проведении эффективной и гибкой политики в сфере общественного транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Исследование базируется на принципах системного подхода, методах логической кластеризации и экономической статистики. Необходимо отдельно выделить метод наблюдения, использованный Росстатом при проведении комплексного наблюдения в целях получения статистических данных о пользовании услугами и удовлетворенности работой транспорта населением, результаты которого были использованы авторами в данной работе. Несмотря на то, что показатели данного наблюдения ограничиваются 2018 годом включительно, автор находит возможным и актуальным исследование изменений пользования пассажирским транспортом на их основании.
По итогам анализа сделаны выводы по изменению спроса населения на услуги пассажирского транспорта, представлены выводы и рекомендации в области пассажирского транспорта и перевозок в целях повышения эффективности существующей системы общественного транспорта с учетом динамики потребления населением данного вида услуг.
По результатам комплексного наблюдения условий жизни населения России, с 2014 года доля населения, регулярно пользующегося общественным транспортом, в целом по стране демонстрирует незначительное снижение (на 3 п.п. в 2018 году по сравнению с 2014 годом), большей частью за счет сельского населения (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика изменения удельного веса населения Российской Федерации, регулярно пользующегося муниципальным общественным транспортом, в разрезе групп населения, %
Источник: Росстат.
Обращает на себя внимание, что максимальное снижение доли населения, регулярно пользующегося услугами общественного транспорта, наблюдалось в самых малочисленных муниципальных образованиях (200 человек и менее), здесь она сократилась с 42% до 21% в связи с увеличением использования личного автотранспорта, а также услуг такси.
В городах же некоторый рост спроса на услуги общественного транспорта в 2014–2018 годах наблюдался лишь в городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек с 56,1% до 58,8%, в остальных – его падение. Самым незначительным оно было в городах-миллионниках – с 65,6% до 64,7%. Наиболее ощутимое падение спроса на общественный транспорт продемонстрировали города с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек – с 56% до 50,5% (табл. 1).
Таблица 1
Динамика изменения удельного веса населения Российской Федерации, регулярно пользующегося муниципальным общественным транспортом, в разрезе городов и сельских населенных пунктов разного размера, %
|
2018 г. к 2014 г., п.п.
|
Города
с численностью населения
|
|
<50
тыс. чел.
|
-2,6
|
от
50 до 100 тыс. чел.
|
-2,0
|
от
100 до 250 тыс. чел.
|
-5,5
|
от
250 до 500 тыс. чел.
|
-1,6
|
от
500 до 1000 тыс. чел.
|
2,7
|
>1
млн чел.
|
-0,9
|
Сельские
населенные пункты с численностью населения
|
|
200 чел. и менее
|
-21,3
|
от 201 до 1000 чел.
|
-5,7
|
от 1001 до 5000 чел.
|
-0,3
|
более 5000 чел.
|
-0,5
|
При этом в течение исследуемого периода отмечается устойчивая тенденция роста спроса на услуги такси со стороны населения. В разрезе типов населенных пунктов это увеличение было достаточно равномерным – на 3,3 п.п. со стороны сельского населения и на 3,5 п.п. – со стороны городского. Таким образом, на 2018 год 17% сельского населения регулярно пользовалось услугами такси (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика изменения удельного веса населения Российской Федерации, регулярно пользующегося такси, в разрезе групп населения, %
Источник: Росстат.
Наибольший спрос на такси наблюдается в малочисленных городах – до 250 тыс. человек населения – 20–23%. Эти же группы городов демонстрировали в последние годы максимальные темпы роста спроса. Для сравнения: в более крупных городах значения анализируемого индикатора составляют в два раза меньшие значения – 10–12%. Среди этих групп наиболее низкие темпы роста спроса демонстрировали города с численностью населения от полумиллиона до миллиона человек – менее 1 п.п. за период с 2014 по 2018 г.
Интересно, что среди сельских населенных пунктов такси преимущественно востребовано в наиболее малочисленных муниципальных образованиях – до 200 человек – 21,5% и наиболее крупных из них – более 5 тыс. человек – 20,4%. В остальных сельских поселениях индикатор спроса составлял 15–16%. Но при этом следует отметить, что в последние годы максимальные темпы его роста демонстрировали сельские муниципальные образования с численностью населения от 1 до 5 тыс. человек (табл. 2).
Таблица 2
Динамика изменения удельного веса населения Российской Федерации, регулярно пользующегося такси, в разрезе городов и сельских населенных пунктов разного размера, %
|
2018 г. к 2014 г., п.п.
|
Города
с численностью населения
|
|
<50
тыс. чел.
|
4,1
|
от
50 до 100 тыс. чел.
|
3,1
|
от
100 до 250 тыс. чел.
|
6,8
|
от
250 до 500 тыс. чел.
|
2,0
|
от
500 до 1000 тыс. чел.
|
0,9
|
>1
млн чел.
|
4,1
|
Сельские
населенные пункты с численностью населения
|
|
200 чел. и менее
|
3,1
|
от 201 до 1000 чел.
|
1,5
|
от 1001 до 5000 чел.
|
6,1
|
более 5000 чел.
|
0,02
|
Если рассмотреть динамику изменения удельного веса населения, для которых при наличии сбоев в работе наиболее доступного вида общественного транспорта единственным выходом является такси или частный извоз, то доля указанной категории демонстрирует тенденцию к увеличению, при этом среди сельского населения она растет ускоренными темпами по сравнению с городским населением. Так, на 2018 год около 40% сельского населения и 30% городского населения замещают общественный транспорт услугами такси. Таким образом, такси все больше играет роль общественного транспорта, особенно это касается малочисленных городов (табл. 3).
Таблица 3
Динамика изменения удельного веса населения, для которых при наличии сбоев в работе наиболее доступного вида общественного транспорта единственным выходом является такси или частный извоз, в разрезе групп населения, %
Население
|
2018 г. к 2014 г., п.п.
|
Все
население
|
1,8
|
Городское
население
|
1,3
|
Сельское
население
|
5,0
|
Заключение
Проведенный анализ показал, что такси все больше дополняет существующую транспортную систему городов и сельских населенных пунктов, прежде всего, для населения, проживающего в малочисленных заселениях, а также населения, для которого такси является единственным средством передвижения в случае сбоев работы общественного транспорта. Обращает на себя внимание и тенденция замещения общественного транспорта использованием личного транспорта – велосипеда, мотоцикла, автомобиля в сельских районах [6, с. 13] (Ishtiryakova, Mingazova, Zaynullina, 2020, р. 13). Все это демонстрирует недостаточный уровень развития транспортной системы в сельских районах и малонаселенных пунктах, где такси способствует смягчению последствий неравномерного развития транспортного сообщения в населенных пунктах различных типов.
В результате проведенного анализа и выявленных тенденций спроса населения на транспортные услуги автором предлагается проведение следующих мероприятий с целью интеграции традиционных моделей предоставления транспортных услуг населению и динамично развивающихся в последние годы инновационных моделей:
- выявление и мониторинг потребности населения муниципальных образований в транспортном обслуживании;
- обеспечение более равномерного транспортного сообщения между населенными пунктами с учетом потребностей населения;
- развитие использования транспорта, в том числе личного, в формате модели экономики совместного потребления, которую можно определить как систему, функционирующую в режиме реального времени при посредничестве онлайн-платформ в локальном либо глобальном масштабе, в рамках которого участники сетевого сообщества могут на пиринговой основе предоставлять друг другу ресурс для пользования/обмена в объеме его резервной емкости [5, с. 7] (Ishtiryakova, 2020, р. 7);
- развитие социальной кооперации населения в части совместного использования личного автотранспорта, что стимулирует более рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов [10, c. 47] (Safiullin, Zaporozhets, Bychkova, Fazlyev, Savelichev, Elshin, Ermolaeva, Mingazova, Prygunova, Dyomkina, Ishtiryakova, Shakirova, 2017, р. 47);
- обеспечение возможности широкополосного доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет, в том числе в удаленных районах.
В контексте рассмотренных вопросов в дальнейших исследованиях требуют внимания вопросы развития, рисков и возможностей рынка транспортных онлайн-услуг, которые начали исследоваться сравнительно недавно и недостаточно представлены в научной литературе.
Источники:
2. Автомобильные перевозки. Учебник. Афанасьев Л. Л., Цукерберг С. М. – М., Изд-во «Транспорт», 1973, стр. 60-91.
3. Анализ работы транспортных систем. Учебное пособие Коновалова Т.В., Котенкова Ирина Николаевна, Миронова М.П., Надирян С.Л. - Издательство: Кубанский государственный технологический университет (Краснодар), 2019, стр. 9-11.
4. Васильев Н.М. Фактор М.С. Таксомоторный транспорт и организация его работы в больших городах. М.: ГосИНТИ, 1974, стр.1-19
5. Иштирякова Л.Х. Анализ понятийно-терминологических аспектов "экономики совместного потребления". Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 3 (46). С. 81-89.
6. Иштирякова Л.Х., Мингазова Ю.Г., Зайнуллина М.Р. Анализ основных тенденций изменения спроса на услуги в сфере частного извоза (такси, сервисов "экономики совместного потребления"). Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 2. С. 11-14.
7. Кбилашвили Д. Г., Чоговадзе Дж. Т., Гогиашвили П., Леквеишвили Г. Анализ результатов экспериментального исследования проблем в пассажирских перевозках городским пассажирским транспортом. Бюллетень науки и практики. Издательский центр «Наука и практика» (Нижневартовск). Том: 4 Номер: 5 Год: 2018 Стр: 231-238.
8. Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Тихомиров М.А. Исследования в области организации перевозок пассажиров, осуществляемых различными видами транспорта в городах. Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник) Номер: 2 Год: 2020 Страницы: 353-356.
9. Панкратова Е.А. Анализ влияния транспорта на экономический рост. Транспортное дело России. ООО "Редакция газеты "Морские вести России" (Москва). Номер: 3, 2020. Стр.: 57-59.
10. Сафиуллин М.Р., Запорожец О.Н., Бычкова О.В., Фазлыев А.А., Савеличев М.В., Ельшин Л.А., Ермолаева П.О., Мингазова Ю.Г., Прыгунова М.И., Дёмкина Е.П., Иштирякова Л.Х., Шакирова А.Ф. Анализ рынка городского передвижения и влияния Убер на развитие рынка в России, с фокусом на следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и Екатеринбург. Электронный экономический вестник Татарстана. 2017. № 2. С. 4-63.
11. Buchanan, M. The benefits of public transport. Nat. Phys. 15, 876 (2019). URL: https://doi.org/10.1038/s41567-019-0656-8 (дата обращения: 19.10.2020).
12. Berg, J.; Ihlström, J. The Importance of Public Transport for Mobility and Everyday Activities among Rural Residents. Soc. Sci. 2019, 8, 58. URL: https://www.mdpi.com/2076-0760/8/2/58 (дата обращения: 21.10.2020).
13. Enoch, M. (2018a). Taxis and Private Hire Vehicles in the UK Transport System: How and Why are they Changing? URL: www.gov.uk/government/collections/future-of-mobility (дата обращения: 23.10.2020).
14. Enoch, M. (2018b). Mobility as a Service (MaaS): in the UK: Change and its Implications. URL: www.gov.uk/government/collections/future-of-mobility (дата обращения: 23.10.2020)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:45