Феномен «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточный социально-экономический императив институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции
Маврин А.Н.1, Посадов И.А.2, Тришанков В.В.3, Химич Е.Ю.4
1 АО «Желдорреммаш»
2 Стокгольмская школа экономики в России
3 Дирекция тяги - филиал ОАО «РЖД»
4 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69925468
Аннотация:
Обоснована актуальность определения феномена «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточного социально-экономического императива скоординированного выстраивания устойчивых хозяйственно-договорных отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Раскрыто предметное содержание феномена «межкорпоративной солидарной экономики» посредством установления системной триады постановочных принципов: 1) принятие и воплощение в жизнь компаниями-участниками постулата «Выиграл – Выиграл», определяющего обретение долгосрочного взаимовыгодного партнерства по фабуле «межкорпоративного разумного доверия»; 2) скоординированное следование компаниями-участниками практике прозрачного выражения бизнес-деятельности в доверенной среде на платформе блокчейна и цифрового двойника в контексте солидарно принятой системы формальных и неформальных норм ведения делового общения; 3) привязка финансового результата компаний-участников к удовлетворению интегрированного потребительского запроса на основе солидарно принятой системы оценки персонально внесенного ими вклада в достижение общего результата. При этом определены целевые ориентиры и «Дорожная карта» поэтапного становления устойчивых долгосрочных бизнес-отношений
между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративной солидарной экономики».
Ключевые слова: Контракт жизненного цикла высокотехнологичной продукции, институализация, четвертая промышленная революция, межкорпоративная солидарная экономика, достаточный социально-экономический императив, тринитарность, коннективность
JEL-классификация: M11, M21, O31, O33
Нет ничего хорошего, что радует нас, если мы не делимся этим.
Луций Анней Сенека младший
Собраться вместе – это начало;
держаться вместе – это прогресс;
работать вместе – это успех.
Генри Форд
Введение
Выход на институциональное построение бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (далее – КЖЦ ВТП, ВТП) открывает возможность его позиционирования в качестве самостоятельного предмета исследования в контексте развития институциональной экономической науки по разделу «теория контрактов» [1, глава 1, с. 21-29], что позволяет топ-менеджменту компаний-участников принимать научно обоснованные управленческие решения по установлению и реализации долгосрочных доверительных контрактных отношений на основе целостного системного анализа внутренней и внешней деловой среды [1-10].
При этом важнейшим методологическим посылом предстает сочлененное установление как необходимого, так и достаточного социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.
Что касается определения необходимого экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, то он рассмотрен в предыдущей статье [10] как феномен «межкорпоративного разумного доверия».
В свою очередь предметом настоящей статьи предстает феномен «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточного экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.
При этом заметим: хотя проблематика «солидарной экономики» и рассматривалась нами ранее при определении системной триады корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП [4], вместе с тем представляется вполне обоснованным уделить отдельное внимание феномену «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку он выступает обертоном установления между компаниями-участниками долгосрочных взаимовыгодных договорных отношений, нацеленных на обретение скоординированного совместного блага, в альтернативу проявлению ими оппортунистического поведения, ведущему к возникновению и развитию конфликтных ситуаций.
Также несомненно и то, что утверждение в деловой практике парадигмы «межкорпоративной солидарной экономики» априори определяется обоюдной готовностью топ-менеджерских команд компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП к совершению радикальной трансформации видения от получения сугубо собственной выгоды к достижению ими взаимного успеха.
В диалектическом трактовании феномен «межкорпоративной солидарной экономики» применительно к построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП предстает неотъемлемым атрибутом успешного взращивания долгосрочных деловых отношений между компаниями-участниками на основе закона единства и борьбы противоположностей, в силу которого по видению основоположника диалектики Гераклита Эфесского [11, с. 158, F 8], собственно говоря, и возникает «гармония прекраснейшая», по природе вещей выступающая источником самодвижения и развития конструктивного взаимодействия, обеспечивающего успешную реализацию интегрированного потребительского запроса на ВТП.
Основная часть
Успешность становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики» в эпоху разворачивающейся Четвертой промышленной революции (далее – Индустрия 4.0) [12-14], определяется обретением бизнес-сообществом парадигмы мышления [15-17], ведущей не к малоутешительному выживанию, а к гармоничному процветанию во все более изменчивую, неоднозначную и тревожную эпоху сингулярности [18, 19], приходящую на начало третьего тысячелетия и определяемую в научно-футурологическом трактовании как турбулентный мир: VUCA / TUNA / BANI / SHIVA / TACI [1] [20-22].
Все это делает традиционное стратегическое планирование весьма затруднительным и выдвигает на передний план способность топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП оперативно, гибко и адекватно реагировать на происходящие изменения посредством определения эффективных путей ситуационного развития, залогом чему является их приверженность принципам «межкорпоративной солидарной экономики» как социально-экономическому механизму, позволяющему управлять неопределенностью отношений в быстро изменяющемся сингулярном и турбулентном мире [18-22] и призванному снижать возникающие отсюда риски.
При этом социально-психологическим началом становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП выступает скоординированное взращивание компаниями-участниками обозначенной в работе [23] надлежащей совокупности таких деловых этических качеств у их топ-менеджеров, как: целостность, восприимчивость, лояльность, благоразумие, открытость, компетентность, честность, последовательность и выполнение обещаний, что лежит в основе как адекватного рассмотрения действительности, так и обретения опыта совместной работы, включая нахождение компромиссных решений при возникновении конфликтных ситуаций.
Тем самым задается морально-этический стандарт «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.
Важно также понимать, что, говоря о «межкорпоративной солидарной экономике» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП, мы имеем в виду генезис феномена доверия в аспекте его взаимоувязанного установления на социально-экономическом ландшафте обеих компаний-участников.
При этом масштабность и продолжительность бизнеса в формате КЖЦ ВТП определяет актуальность видения «межкорпоративной солидарной экономики» как морально-этического по сути и социально-экономического по воздействию модулятора устойчивых деловых отношений между компаниями-участниками.
И, наконец, «межкорпоративная солидарная экономика» выступает социальным капиталом, определяющим поведенческие мотивы позитивности намерений компаний-участников с тем, чтобы в альтернативу возникающему из-за их ограниченной рациональности оппортунистическому феномену взращивать социально-экономическую природу доверительных бизнес-отношений [24-26] и тем самым значимо минимизировать трансакционные издержки [27, с. 122-126] при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.
Более того в деловых сообществах, основанных на принципах «межкорпоративной солидарной экономики», нет необходимости создавать механизмы широкого договорного и правового регулирования деловых отношений, поскольку в них формируется морально-нравственный консенсус, выступающий специфическим кредитным ресурсом кардинального повышения предпринимательской активности.
Образно говоря, практика введения этических норм «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП отображает собой обретение своего рода «виртуального колеса экономического поведения», обеспечивающего минимизацию трансакционных издержек посредством фундаментальной трансформации деловых партнерских отношений из состояния «трения скольжения» в состояние «трения качения», что предстает предметом весьма актуального направления – поведенческой экономики [28].
По сути дела, «межкорпоративная солидарная экономика» как достаточный императив в сочетании с «межкорпоративным разумным доверием», выступающим в свою очередь необходимым императивом [10], предстают основополагающим институциональным инструментарием снижения трансакционных издержек по фабуле теоремы Коуза [2] [29, с. 150-156].
Как следствие, «межкорпоративная солидарная экономика» в контексте теоремы Коуза, которую по аналогии с первым законом классической механики правомерно рассматривать как первый закон неоинституциональной экономики, выступает фундаментальным экономическим атрибутом, препятствующим проявлению трения при воздействии трансакционных издержек.
Отсюда «межкорпоративная солидарная экономика» является своего рода мультипликатором, продуцирующим дивиденды доверия и тем самым оказывающим глубокое воздействие на становление жизненной триады социального бытия: экономическое процветание, позитивная энергия и радость.
Таким образом «межкорпоративная солидарная экономика» обретает реальный управленческий смысл и становится достаточным социально-экономическим императивом институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, определяющим успешность устойчивого развития долгосрочных деловых отношений между компаниями-участниками.
Разработка и внедрение поведенческих моделей управления интеллектуальным капиталом на основе феномена «межкорпоративной солидарной экономики» дает столь же значимый экономический эффект как материальные инвестиции, что и определяет его актуальность в качестве системообразующего начала формирования архитектоники устойчивых долгосрочных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП.
Целостность такого видения дает применение тринитарного подхода [3] к интерпретации социально-экономических явлений [30] посредством установления системной триады постановочных принципов феномена «межкорпоративной солидарной экономики», определяющей скоординированное выстраивание компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП долгосрочных хозяйственно-договорных отношений, а именно:
· Первый постановочный принцип: принятие и воплощение в жизнь компаниями-участниками КЖЦ ВТП постулата «Выиграл-Выиграл», определяющего обретение долгосрочного взаимовыгодного партнерства.
· Второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками КЖЦ ВТП практике прозрачного отображения бизнес-деятельности в доверенной среде на платформе блокчейна и цифрового двойника в контексте солидарно принятой системы формальных и неформальных норм ведения делового общения.
· Третий постановочный принцип: привязка финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП к удовлетворению интегрированного потребительского запроса на основе солидарно принятой системы оценки персонально внесенного ими вклада в достижение общего результата.
При этом первый постановочный принцип: принятие и воплощение в жизнь компаниями-участниками постулата «Выиграл – Выиграл», определяющего обретение долгосрочного взаимовыгодного партнерства выступает предтечей становления «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку именно данная философия взаимодействия напрямую соотносится с социокультурными факторами экономической успешности, равно как и с эффектом колеи [31, 32].
В основе стратегии «Выиграл – Выиграл», развитой Стивеном Кови [4] [33], лежит постулат: «Борьба между субъектами проигрывает взаимовыгодному сотрудничеству», в развитие которого «участник, поставивший себя на место партнера, сможет полноценно победить», что определяет собой выстраивание делового взаимодействия на арене сотрудничества, а не соперничества и тем самым выводит совместную работу на путь к успеху, достигаемому в канве зримого философского воззрения Элияху Голдратта [5] [34, 35].
Именно в таком контексте и строится эффективная взаимозависимость между компаниями-участниками КЖЦ ВТП, при которой во внимание берутся интересы каждой из сторон, в силу чего их оппортунистическое поведение преобразуется в доверительное партнерство и плодотворное сотрудничество.
Действенное воплощение парадигмы «Выиграл – Выиграл» означает, что все договоренности реализуются на арене сотрудничества, а не соперничества, а потому достигаемые решения предстают обоюдно выгодными для обеих сторон.
Когда сталкиваются интересы компаний-участников, «уступки» друг другу – это не лучший способ выхода из конфликтной ситуации. Конечно, можно чем-то пожертвовать при поиске альтернативы, однако это неминуемо ведет к возникновению чувства разочарования и неудовлетворенности. Отсюда лучшей практикой построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП является сосредоточение внимания топ-менеджмента компаний-участников не на отстаивании или «ужатии» своих амбиций, а на обретении максимальной креативности и гибкости как в целях извлечения собственной выгоды, так и в нахождении средств обеспечения приоритетных интересов своего делового партнера [36, 37].
Тем самым применение стратегии «Выиграл – Выиграл» предстает актуальным действом при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП, поскольку установление доверительного партнерства на длительную перспективу намного продуктивнее, чем бескомпромиссная конфронтация, ведущая к финансовой дестабилизации и в конечном итоге к духовному опустошению.
Безусловно также и то, что успешность построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП посредством установки на ведение «межкорпоративной солидарной экономики» определяется скоординированным обретением топ-менеджерами компаний-участников навыков межличностного лидерства, обеспечивающих переход от независимости к взаимозависимости, что обуславливается наличием особого настроя ума и сердца, направленного на постоянный поиск взаимной выгоды на арене долгосрочного доверительного партнерства на основе принципа «Выиграл – Выиграл» в альтернативу порочному по своей природе соперничеству эгоцентрических установок, воплощающих принцип «Выиграл – Проиграл».
Действенность становления долгосрочного доверительного партнерства на основе принципа «Выиграл – Выиграл» определяется глубиной осознания членами советов директоров и правлений компаний-участников актуальности формирования эффективно функционирующей системы развития базисных и ключевых компетенций их топ-менеджерских команд на предмет совместной готовности к обретению лучшей практики построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, что предстает более приоритетной задачей, нежели вложение инвестиционных ресурсов и развитие производственных мощностей.
Залогом устойчивого инновационного развития компаний-участников КЖЦ ВТП выступает установка на целостное скоординированное обновление топ-менеджментом своих знаний и навыков, обеспечивающих действенное принятие передовых управленческих и технологических решений.
Кардинальным действием в этом направлении является организация гибкой образовательной платформы на основе долгосрочного партнерства c ведущим техническим университетом и бизнес-школой, аккредитованной по образовательной программе Executive MBA [1, глава 12, с. 191-208; 38-40].
Безусловно также и то, что при отсутствии у компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП «генетической схожести» по этическому культурному коду безосновательно ожидать обретения ими должной «межкорпоративной солидарной экономики» и, как следствие, скоординированно выраженного экономического преуспевания.
В свою очередь второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками КЖЦ ВТП практике прозрачного отображения бизнес-деятельности в доверенной среде на платформе блокчейна и цифрового двойника в контексте солидарно принятой системы формальных и неформальных норм ведения делового общения выступает необходимым условием становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку только при этом создается институциональная среда успешного развития долгосрочных доверительных взаимоотношений.
С наступлением эпохи Индустрии 4.0 [12-14] информационные технологии становятся инновационной основой глобальной цифровой трансформации всех сфер жизненного пространства социального общества и ключевым источником динамики его эффективного развития [41, 42].
Возникающий экзистенциальный вызов выводит процесс создания стоимости на всем протяжении жизненного цикла ВТП на принципиально новый коммуникативный уровень организации производства в условиях неотвратимо нарастающей сингулярности [18, 19] и турбулентности [20-22], что определяет собой необходимость формулирования понятия и последующей имплементации единого информационного пространства, охватывающего все аспекты деятельности компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.
Выразительным воплощением такого институционального подхода является создание доверенной экосреды эмерджентного искусственного интеллекта (далее – ЭИИ), обеспечивающей согласованное управление ресурсами компаний-участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на сетецентрической платформе мультиагентных сервисов (далее – СЦП МАС), которые выступают в роли когнитивных цифровых двойников как субъектов-участников, так и объектов-предметов управления [7]. При этом СЦП МАС предстает как инфраструктурная основа «коллективного протоинтеллекта», способного самостоятельно ставить и решать системные комплексные задачи.
Важнейшим аспектом институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП посредством доверенной экосреды ЭИИ на СЦП МАС является воплощение лучшей практики ведения «межкорпоративной солидарной экономики» в виртуальном транспарентном пространстве, обеспечивающей оперативную выработку, принятие и реализацию согласованных действий по снятию ограниченной рациональности и возможного оппортунизма компаний-участников, что ведет к получению объективной себестоимости ВТП в реальном времени, декомпозируемой до конкретного изделия и услуги на каждом производственном и сервисном сегменте деятельности.
При этом в основу институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП посредством доверенной экосреды ЭИИ на СЦП МАС закладываются методы и алгоритмы принятия за виртуальным «круглым столом» согласованных коллективных решений, что открывает путь к установлению долгосрочных и устойчивых деловых отношений между компаниями-участниками.
Организация построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, включая принятие решений, непосредственно влияющих на финансовые и производственные показатели компаний-участников, посредством доверенной экосреды ЭИИ на СЦП МАС требует использования технологий накопления данных «цифрового двойника», что обеспечивает их надлежащую подлинность и надежность.
Этому запросу отвечает применение так называемого распределенного реестра, или блокчейна [41-43], что позволяет реализовать такие дополнительные преимущества «цифрового двойника» как «смарт-контракт».
Действенное воплощение данного подхода требует от топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП обоюдной открытости и готовности к обретению лучшей практики установления целостной системы межкорпоративных формальных и неформальных связей на основе технологии блокчейна, позволяющей выстраивать бизнес-модели в реальном времени и единой информационной среде на цифровой платформе [43].
И, наконец, третий постановочный принцип: привязка финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП к удовлетворению интегрированного потребительского запроса на основе солидарно принятой системы оценки персонально внесенного ими вклада в достижение общего результата выступает достаточным условием становления «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку этим определяется успешность согласованного обретения целевых приоритетов и намерений в контексте долгосрочного и устойчивого развития бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП в противовес возникновению оппортунистического поведения и конфликтных ситуаций.
Отсюда принципиально важно, что и система оценки удовлетворенности интегрированного потребительского запроса на ВТП, и система оценки персонально внесенного вклада компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в достижение общего результата должны в полной мере соответствовать солидарно принятому набору формальных и неформальных норм межкорпоративных правоотношений, являющемуся, в свою очередь, достаточным условием становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики».
При этом, если система оценки удовлетворенности интегрированного потребительского запроса на ВТП должна основываться на внешних факторах по отношению к компаниям-участникам КЖЦ ВТП, то система оценки внесенного ими персонального вклада в достижение общего результата должна строиться на учете внутренних факторов, которые определяют эффективность стратегического управления организационными, финансовыми, технологическими, а главное, интеллектуальными ресурсами, задействованными на выполнение контрактных взаимоотношений в формате КЖЦ ВТП.
Как следствие, проведение объективной оценки персонально внесенного вклада компаниями-участниками КЖЦ ВТП в достижение общего результата способствует действенному становлению принципов «межкорпоративной солидарной экономики». Тем самым обретаются контуры организационно-управленческой системы воплощения лучшей практики «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.
Безусловно также и то, что глубинное восприятие императива «межкорпоративной солидарной экономики» основывается на кардинальной трансформации культурно-этического кода деловых отношений [31, 32] от намерения получения сугубо индивидуальной выгоды к обретению компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП долгосрочных взаимоприемлемых преимуществ, дающих им скоординированный выход на стратегическую конкурентоспособность в эпоху Индустрии 4.0 [12-14].
Тем самым феномен «межкорпоративной солидарной экономики» выступает системообразующим конструктом социально-экономической саморегуляции, устойчивости и управления, а потому несет в себе стратегическую аксиому построения устойчивых партнерских отношений в формате КЖЦ ВТП на основе установления понимания, диалога, согласия и сотрудничества.
Конструктивная реализация такого подхода обусловлена трансформацией топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в творческую команду единомышленников, объединенных мировоззренческим пониманием, приверженностью к общей системе культурно-этических ценностей, близостью профессиональных интересов, а потому способной согласованно приходить к институциональной выработке и решению приоритетно значимых задач в наступающем мире сингулярности и турбулентности [18-22].
Представленная на рисунке концептуальная конструкция императива «межкорпоративной солидарной экономики» применительно к построению бизнеса в формате «Института КЖЦ ВТП» основывается на изложенном в работе [8] методологическом подходе, выражающим собой фабулу тринитарно-коннективного [6] определения системно-структурной целостности.
При этом становление императива «межкорпоративной солидарной экономики» между кампаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП строится на целостном воплощении следующих исходных положений:
· Целостное осознание и совместное принятие топ-менеджментом компаний-участников КЖЦ ВТП установки на обретение солидарного экономического успеха посредством осуществления скоординированных действий по достижению межкорпоративных стратегических целей.
· Обретение компаниями-участниками КЖЦ ВТП единого информационного пространства ведения совместной деятельности на основе создания доверенной цифровой среды.
· Совместная разработка и принятие компаниями-участниками КЖЦ ВТП правил распределения финансового результата на основе учета всех видов персонально внесенного ими вклада, как то: предпринимательского, интеллектуального, финансового и материального – в удовлетворении конечного интегрированного потребительского запроса на ВТП.
Наряду с этим атрибутами становления бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики» являются:
· Солидарная приверженность топ-менеджмента компаний-участников КЖЦ ВТП установке на взращивание долгосрочных доверительных отношений в развитие парадигмы «Выиграл – Выиграл» как альтернативы проявлению оппортунистического поведения, строящегося на эгоцентричной парадигме «Выиграл / Проиграл».
· Согласованное проведение топ-менеджментом компаний-участников КЖЦ ВТП управленческих действий на поприще всеобъемлющего достижения межкорпоративных стратегических целей.
· Корректное и исчерпывающее отражение бизнес-транзакций в формате КЖЦ ВТП на основе единой информационной платформы.
· Проведение расчета финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП на основе совместно принятой системы определения оценки персонально внесенного ими вклада в удовлетворение востребованного интегрированного потребительского запроса.
Рисунок. Архитектоника концептуальной постановки императива «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате «Института КЖЦ ВТП» по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности
Источник: составлено авторами
В свою очередь методологическая система адаптации императива «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП основывается на следующих поведенческих установках:
· Целеполаганием топ-менеджмента компаний-участников должно являться не только и не столько определение способа распределения выгоды в формате поиска оптимума при «разрезании обретенного пирога», сколько инновационная нацеленность на увеличение его размера.
· Приоритетным инвестиционным направлением деятельности компаний-участников КЖЦ ВТП должно стать согласованное приумножение их интеллектуального капитала, способного определять и воплощать пути эффективного совместного развития в ответ на вызовы и тренды Индустрии 4.0.
· Распределение полученной выгоды между компаниями-участниками КЖЦ ВТП должно проводиться по согласованной оценке их индивидуального вклада в произведенные конечными потребителями выплаты.
И, наконец, целевыми ориентирами построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики» выступают:
· Максимизация общественной пользы построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в результате экономической мотивации компаний-участников на полное удовлетворение интегрированного потребительского запроса.
· Обретение топ-менеджментом компаний-участников КЖЦ ВТП целостного осознания экономической позитивности становления партнерских отношений посредством упрочения «межкорпоративного разумного доверия» [10].
· Обеспечение долгосрочной стабильности бизнеса и устойчивого развития компаний-участников КЖЦ ВТП в условиях вызовов и трендов Индустрии 4.0.
· Повышение эффективности бизнес-процессов, снижение рисков и устранение потенциальных проблем.
· Внедрение инновационных методов и средств цифровой экономики.
Подводя итог изложенному, видится актуальным рассмотрение «Дорожной карты» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики»:
Этап 1. Актуализация, адаптация и имплементация системной триады постановочных принципов по фабуле «межкорпоративной солидарной экономики» применительно к деятельности компаний-участников КЖЦ ВТП.
Этап 2. Проведение системной работы топ-менеджмента компаний-участников КЖЦ ВТП в формате Круглого дискуссионного стола как долгосрочной инициативы, функционирующей на принципах «межкорпоративной солидарной экономики» на протяжении всего периода их совместной бизнес-деятельности.
Этап 3. Постановка деятельности Координационного проектного офиса на основе горизонтального сетевого доверительного взаимодействия бизнес-единиц компаний-участников, причастных к выполнению КЖЦ ВТП.
Этап 4. Подготовка топ-менеджмента компаний-участников как единой творческой команды профессионалов на Корпоративной образовательной платформе в формате Executive MBA.
Представляется безусловным также и то, что действенным средством воплощения концепции «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП выступает установление компаниями-участниками методологических основ [1, глава 2, с. 47-64] постановки и разработки взаимоприемлемого способа согласованного управления ресурсами с дифференцированным определением их вклада в обретение конечного экономического результата.
Заключение
Определено понятие «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточного социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, становящегося самой ценной валютой в наступающую эпоху сингулярности и турбулентности [18-22].
В развитие данного представления раскрыто предметное содержание феномена «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности посредством отображения следующих постановочных принципов: 1) принятие и воплощение в жизнь компаниями-участниками КЖЦ ВТП постулата «Выиграл – Выиграл», определяющего обретение долгосрочного взаимовыгодного партнерства; 2) скоординированное следование компаниями-участниками КЖЦ ВТП практике прозрачного выражения бизнес-деятельности в доверенной среде на платформе блокчейна и цифрового двойника в контексте солидарно принятой системы формальных и неформальных норм ведения делового общения; 3) привязка финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП к удовлетворению интегрированного потребительского запроса на основе солидарно принятой системы оценки персонально внесенного ими вклада в достижение общего результата.
При этом определена целостная система исходных положений, атрибутов и поведенческих установок позиционирования императива «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.
Как итог, сформулированы целевые ориентиры и «Дорожная карта» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между кампаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики».
Положения настоящей статьи представлены в одноименном докладе на VII Всероссийской научно-практической конференции: «Системы управления жизненным циклом высокотехнологичных платформ, высокотехнологичной продукции в машиностроении: современные вызовы, новые источники роста» [Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 17 апреля 2024 г.].
POST SCRIPTUM
Историческим выражением феномена «межкорпоративной солидарной экономики» выступает образ возникшего в середине XIII века Ганзейского союза как первой частной контрактной юрисдикции вольных городов, доминировавшей в морской торговле на северо-европейском средиземноморье.
На вершине своего расцвета, пришедшего на вторую половину XIV – начало XV вв., Ганзейский союз объединял около 160 свободных городов Северо-Западной Европы, а под его влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов. К началу XIV в. торговый флот Ганзейского союза достиг тысячи судов.
При этом Ганзейский союз являлся политическим и экономическим сообществом торговых свободных городов, не имевшим такие атрибуты государственной власти как налоговые сборы и регулярную армию, что не мешало ему активно присутствовать на международной арене при крайне неохотном прибегании к использованию военной силы.
Основными инструментами влияния Ганзейского союза на участников торговли и поиска компромиссов являлись экономические – добровольность вхождения, переговоры, торговые преференции, концессии на определенные типы деятельности, снижение тарифов, гарантии сохранности материальных ценностей и безопасности торговых представителей, денежные платежи, меры хозяйственного принуждения, вступление в другие союзы.
Распространение Ганзы около 1400 года Миниатюра шмуцтитула Исторический справочник Гамбургского права 1475 года профессора Г. Дройзена. Музей истории Гамбурга. Опубликован Р. Андре, 1886 г. Автор: Абсолон Штумме.
[1] Смысловым выражением мира VUCA / TUNA / BANI /SHIVA / TACI является научно-футурологическое видение радикальности преобразования современного мироустройства через призму научного понимания неотвратимой сингулярности грядущего.
VUCA – акроним английских слов Volatility (изменчивость), Uncertainty (неопределенность), Complexity (сложность) и Ambiguity (неоднозначность).
TUNA – акроним английских словTurbulent (турбулентный), Uncertain (неопределенный), New (новый) и Ambiguous (неоднозначный).
BANI – акроним английских слов Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный), Incomprehensible (непостижимый).
SHIVA – акроним английских слов Split (расщепленный), Horrible (ужасный), Inconceivable (невообразимый), Vicious (беспощадный), Arising (возрождающийся)
TACI – акроним английских слов Turbulent (турбулентный), Accidental (случайный), Chaotic (хаотичный) и Inimical (враждебный).
[2]Рональд Гарри Коуз считается основоположником неоинституциональной экономической теории, получившим Нобелевскую премию по экономике 1991 года «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики».
[3] Тринитарность (от греч. <trias> и лат. <trinitas>) – в научном трактовании постулат о всеобщей троичности целого, строение которого определяет единение тройственности в формате системной триады как предельного элемента синергетического сочленения.
[4] Стивен Р. Кови – видный американский консультант и преподаватель в области организационному управлению. Известен как лектор и автор книги «7 навыков высокоэффективных людей», названной журналом «TIME» в августе 2011 года одной из 25 наиболее влиятельных книг по бизнесу.
[5] Элияху Моше Голдратт – создатель теории ограничений (TOC – Theory of Constraints). Прославился как автор нескольких бестселлеров в сфере деловой научно-популярной литературы. Наиболее популярная книга «Цель» [34], впервые изданная в 1984 году, переведена на многие языки, что принесло автору мировую известность и способствовало утверждению Теории ограничений.
[6] Коннективность (от лат. <connexio>) – связность (сочленение) элементов системы, их способность к взаимодействию, приводящему к ее функциональной целостности.
Источники:
2. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада фундаментальных предпосылок к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 745-766. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.
3. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада основополагающих принципов институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 1105-1118. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.
4. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1521-1542. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
5. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Концептуальные основы управления преимуществами и рисками при построении бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 237-258. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
6. Дышкантюк А.В., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В. Системно-инженерное мышление как методологический подход к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1261-1282. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
7. Дышкантюк А.В., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В. Концептуальные основы построения бизнеса в формате «Института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции» в экосистеме эмерджентного интеллекта на сетецентрической платформе мультиагентных сервисов // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1463-1484. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
8. Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Концептуальное видение постановки стратегического управления институциональным построением в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2455-2476. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.
9. Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. ESG-стратегия как концептуальное видение институционального построения в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 193-214. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.
10. Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Феномен «межкорпоративного разумного доверия» как необходимый социально-экономический императив институционального построения бизнеса в формате контакта жизненного цикла высокотехнологичной продукции. – // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1513-1530. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118471.
11. Гераклит Эфесский: все наследие. / на языках оригинала и в рус. пер.: крат. изд. / подгот. С.Н. Муравьев. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 416 c.
12. Шваб Клаус Четвертая промышленная революция. / перевод с английского. / Клаус Шваб. - Москва: Изд-во «Э», 2017. – 208 c.
13. Шваб Клаус Технологии Четвертой промышленной революции. / пер. с англ. / Клаус Шваб, Николас Дэвис. - М.: Эксмо, 2018. – 320 c.
14. Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. / X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции, 13–14 апреля 2018 г., Санкт-Петербург, Россия. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. – 896 c.
15. Баркер Джоэл Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире. / Джоэл Баркер; пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 178 c.
16. Баркер Джоэл Опережающее мышление: Как увидеть тренд раньше других. / Джоэл Баркер; ред. Р. Пискотина; пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 c.
17. Деминг Эдвардс Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами. / Эдвардс Деминг; пер. с англ. – 10-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 417 c.
18. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности. / Тью Блуммарт, Стефан ван ден Брук при участии Эрика Колтофа; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 204 c.
19. Виндж Вернор Сингулярность. / [сборник] / Вернор Виндж; [пер. с англ. М. Левина, В. Гришечкина]. - Москва : Издательство АСТ, 2019. – 224 c.
20. Эртел К., Соломон Л.К. Стратегическая сессия: Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем. / Крис Эртел, Лиза Кэй Соломон; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 248 c.
21. Бек Дон, Ларсен Тедди, Солонин Сергей и др. Спиральная динамика на практике: Модель развития личности, организации и человечества. / Дон Бек, Тедди Ларсен, Сергей Солонин и др.; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 382 c.
22. Cascio Jamais Facing the Age of Chaos. Apr 29, 2020. [Электронный ресурс]. URL: medium.com/@cascio/ (дата обращения: 28.05.2024).
23. Smyth H.J. Trust in the Design Team // Architectural Engineering and Design Management. – 2005. – № 1. – p. 211-223.
24. Кови Стивен Разумное доверие: [достижение процветания, силы и радости в нашем недоверчивом мире]. / Стивен Кови, Грег Линк, при участии Ребекки Меррилл; пер. с англ. П.А. Самсонов. - Минск: Попурри, 2013. – 256 c.
25. Кови С. мл. Скорость доверия: То, что меняет всё. / Стивен Кови-мл., Ребекка Меррилл; Пер. с англ. – 8-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 426 c.
26. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. / Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 730 c.
27. Уильямсон Оливер Итон Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. / Пер. с англ. / Оливер И. Уильямсон. - СПб: Лениздат, 1996. – 702 c.
28. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом зарабатывать. / Ричард Талер; [пер. с англ. А. Прохоровой]. - Москва: Эксмо, 2020. – 384 c.
29. Коуз Р. Фирма, рынок и право. / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2007. – 224 c.
30. Опрятная О.Н. Основания тринитарного подхода к интерпретации социальных процессов. / Автореф... дис. канд. соц. наук // РАНХиГС при Президенте РФ. - М., 2004. – 29 c.
31. Аузан А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. / А.А. Аузан. - М.: Издательство АСТ, 2022. – 160 c.
32. Yakunin Vladimir The Treacherous Path: An Insider's Account of Modern Russia. - _Biteback Publishing, 2018. – 304 p.
33. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности. / Кови Стивен Р.; Пер. с англ. – 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 374 c.
34. Голдратт Элияху Цель: процесс непрерывного совершенствования. / Элияху Голдрат, Джефф Кокс ; пер. с англ. П. Самсонов. - М.: Сбербанк, 2012. – 415 c.
35. Голдратт Э. Цель-2. Дело не в везении. / Элияху Голдратт. – Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2018. – 230 c.
36. Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон Переговоры без поражения. Гарвардский метод. / 9-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 272 c.
37. Питерс Том Стратегия совершенства. Как добиться успеха в эпоху перемен и искусственного интеллекта. / Том Питерс; перевод с английского Юлии Константиновой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 448 c.
38. Коваленко Е.А., Посадов И.А., Степов В.В. Роль и место Корпоративной образовательной программы Холдинга «РЖД» в модульном формате Executive MBA Стокгольмской школы экономики в стратегии развития компании // Корпоративные университеты. – 2010. – № 27. – c. 34-39.
39. Степов В.В., Посадов И.А. Трансформация организационной культуры Холдинга «РЖД» как приоритетное направление деятельности Корпоративной образовательной программы в модульном формате Executive MBA Стокгольмской школы экономики // Пульт управления. – 2014. – № 4. – c. 36-41.
40. Александрова Е.В., Посадов И.А., Степов В.В. Роль и место Корпоративной образовательной программы Холдинга «РЖД» в модульном формате Executive MBA Стокгольмской школы экономики: итоги семи лет работы // Корпоративные университеты. – 2015. – № 55. – c. 49-54.
41. Петров С.Т. Цифровая революция. Цифровая экономика. Цифровая ноосфера. / С.Т. Петров. - М.: Издательство «Перо», 2022. – 60 c.
42. Имамов М. Цифровизация и общество: эпоха перемен. / Марсель Имамов. - СПб.: СУПЕР Издательство, 2022. – 270 c.
43. Тапскотт Д., Тапскотт А. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня. / Дон Тапскотт, Алекс Тапскотт; пер. с англ. К. Шашковой, Е. Ряхиной. - М.: Эксмо, 2017. – 443 c.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 19:13:31