Феномен «межкорпоративного разумного доверия» как необходимый социально-экономический императив институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции

Маврин А.Н.1, Посадов И.А.2, Тришанков В.В.3, Химич Е.Ю.4
1 АО «Желдорреммаш», Россия, Москва
2 Стокгольмская школа экономики в России, Россия, Санкт-Петербург
3 Дирекция тяги - филиала ОАО «РЖД», Россия, Москва
4 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754197

Аннотация:
Обоснована актуальность определения феномена «межкорпоративного разумного доверия» как необходимого социально-экономического императива скоординированного выстраивания устойчивых хозяйственно-договорных отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Раскрыто предметное содержание феномена «межкорпоративного разумного доверия» посредством установления системной триады постановочных принципов: 1) адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников; 2) скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных норм ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений; 3) совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения. При этом определены целевые ориентиры и «Дорожная карта» поэтапного становления устойчивых долгосрочных бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия».

Ключевые слова: контракт жизненного цикла высокотехнологичной продукции, институализация, четвертая промышленная революция, межкорпоративное разумное доверие, тринитарность, коннективность

JEL-классификация: O31, O32, O33



Тот, кто недостаточно доверяет, не получит доверия.

Лао-цзы

В мире, где больше нет ничего постоянного, одной из важнейших ценностей становится доверие.

Клаус Щваб, основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе

Введение

Выход на институциональное построение бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (далее – КЖЦ ВТП) открывает возможность его позиционирования в качестве самостоятельного предмета исследования в контексте развития институциональной экономической науки по разделу «теория контрактов» [1, с. 21-29], что позволяет топ-менеджменту компаний-участников принимать научно обоснованные управленческие решения по установлению и реализации долгосрочных доверительных контрактных отношений на основе целостного системного анализа внутренней и внешней деловой среды [1-9].

Предметом настоящей статьи является рассмотрение феномена «межкорпоративного разумного доверия» как необходимого социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП. При этом заметим: хотя проблематика «разумного доверия» нами ранее и рассматривалась при определении системной триады корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП [4], вместе с тем представляется обоснованным уделить отдельное внимание феномену «межкорпоративного разумного доверия», поскольку он выступает обертоном установления долгосрочных взаимовыгодных контрактных отношений между компаниями-участниками в альтернативу проявлению ими оппортунистического поведения, ведущему к возникновению и развитию конфликтных ситуаций.

В диалектическом трактовании феномен «межкорпоративного разумного доверия» применительно к построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП предстает неотъемлемым атрибутом успешного взращивания долгосрочных деловых отношений между компаниями-участниками на основе закона единства и борьбы противоположностей, в силу которого по видению основоположника диалектики Гераклита Эфесского [10, с. 156, F 8], собственно говоря, и возникает «гармония прекраснейшая», по природе вещей выступающая источником самодвижения и развития конструктивного взаимодействия.

Основная часть

Успешность становления феномена «межкорпоративного разумного доверия» в наступившую эпоху Четвертой промышленной революции (далее – Индустрия 4.0) [11-13], определяется обретением бизнес-сообществом парадигмы мышления [14-16], ведущей не к малоутешительному выживанию, а к гармоничному процветанию во все более изменчивую, неоднозначную и тревожную эпоху сингулярности [17], определяемую как турбулентный мир: VUCA / TUNA / BANI / SHIVA [1] [18-20].

Все это делает традиционное стратегическое планирование весьма затруднительным и выдвигает на передний план способность топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП адекватно реагировать на происходящие изменения посредством определения путей ситуационного развития, залогом чему является их приверженность принципам «межкорпоративного разумного доверия» как социально-экономическому механизму, управляющему неопределенностью отношений в сингулярном турбулентном мире [17-20] и призванному снижать возникающие при этом риски. Здесь следует заметить, что понятие «разумное доверие» введено в теорию и практику построения бизнес-отношений Стивеном Р. Кови [2] [21] как действенное сочетание предрасположенности к доверию и проведения квалифицированного анализа на основе осуществления оценки возможности, риска и надежности.

В развитие такого видения мы посчитали оправданным внести в предложенное Стивеном Р. Кови и Грегом Линком [21] понятие «разумное доверие» дополняющее определение «межкорпоративное», поскольку построение устойчивых долгосрочных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП требует установления принципов «разумного доверия» как в самих компаниях-участниках на уровне их внутрикорпоративного устройства, так, что принципиально важно, и между ними на уровне их межкорпоративного делового взаимодействия.

При этом социально-психологическим началом становления феномена «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП выступает скоординированное взращивание компаниями-участниками обозначенной в работе [23] надлежащей совокупности таких деловых этических качеств, как: целостность, восприимчивость, лояльность, благоразумие, открытость, компетентность, честность, последовательность и выполнение обещаний, что лежит в основе как адекватного рассмотрения действительности, так и обретения опыта совместной работы, включая нахождение компромиссных решений при возникновении конфликтных ситуаций.

Тем самым задается морально-этический стандарт «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

К тому же важно понимать, что, говоря о «межкорпоративном разумном доверии» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП, мы имеем в виду генезис феномена доверия в аспекте его взаимоувязанного установления на социально-экономическом ландшафте обеих компаний-участников.

Наконец, масштабность и продолжительность бизнеса в формате КЖЦ ВТП определяет актуальность рассмотрения «межкорпоративного разумного доверия» как нравственно-этического по природе и социально-экономического по воздействию регулятора деловых отношений компаний-участников.

При этом «межкорпоративное разумное доверие» выступает социальным капиталом, определяющим поведенческие мотивы и доказательства позитивности деловых намерений компаний-участников с тем, чтобы в альтернативу имеющемуся по причине их ограниченной рациональности оппортунистическому феномену взращивать социально-экономическую природу доверия [24-26], а отсюда и значимо минимизировать трансакционные издержки [27, с. 122-126] применительно к построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Более того в широко цитируемой работе Френсиса Фукуямы [28] доказывается, что в деловых сообществах, основанных на доверии, нет необходимости создавать механизм широкого договорного и правового регулирования деловых отношений, поскольку в них формируется морально-нравственный консенсус, выступающий специфическим кредитным ресурсом кардинального повышения предпринимательской активности.

Образно говоря, практика введения этических норм «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП отображает собой обретение своего рода «виртуального колеса экономического поведения», обеспечивающего минимизацию трансакционных издержек посредством фундаментальной трансформации деловых партнерских отношений из состояния «трения скольжения» в состояние «трения качения», что предстает как предмет ныне развивающегося направления – поведенческой экономики [29, с. 21], значимо обогащаемой интеграцией междисциплинарных знаний из области философии, социологии и психологии [24-26].

Тем самым «межкорпоративное разумное доверие» обретает реальный управленческий смысл и предстает необходимым социально-экономическим императивом институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, определяющим успешность устойчивого развития деловых отношений между компаниями-участниками, поскольку нет доверия без действия и не может быть теоретических конструкций, раскрывающих его без обращения к действию. Доверие являет собой сущность только через взаимодействие. Доверие контекстуально, как контекстуальны социальные отношения, а потому не может быть понято без обращения к условиям его формирования и поддержания.

Так, Стивеном Кови-младшим и Ребеккой Меррилл [22, с. 31-47], определившими наглядную формулу экономической эффективности доверия, отмечается, что с его повышением возрастает скорость принятия решений, а затраты на их реализацию снижаются, принося дивиденды высокого доверия, тогда как потери, порождаемые оппортунистическим поведением и подозрением, выступают скрытым налогом на низкое доверие.

В контексте такого представления лауреат Нобелевской премии по экономике за 2009 год Оливер И. Уильямсон [27, с. 119-120], определяя феномен доверия как значимую социальную категорию в контексте неоинституциональной экономической теории, полагает: «Дополнительная трансакционно-специфическая экономия может возникать при взаимодействии между покупателем и продавцом по мере того, как контракты успешно адаптируются к непредвиденным обстоятельствам и регулярно достигается соглашение о возобновлении контрактов. Хорошие партнерские отношения в этом случае способствуют экономии на коммуникациях: в результате накопленного опыта формируется специализированный язык общения, и все нюансы взаимодействия передаются и воспринимаются особо чувствительным образом. Развиваются межинституциональные и межличностные доверительные отношения. Таким образом, люди, ответственные за адаптацию подобного взаимодействия к его изменяющимся условиям, имеют как личный, так и организационный интерес в доверительных отношениях».

Разработка и внедрение поведенческих моделей управления интеллектуальным капиталом на основе феномена «межкорпоративного разумного доверия» дает столь же значимый экономический эффект как материальные инвестиции, что и определяет его актуальность в качестве системообразующего начала формирования архитектоники устойчивых долгосрочных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП.

Развитие такому видению придает применение тринитарного подхода [3] к интерпретации социально-экономических явлений [30] в контексте установления системной триады постановочных принципов парадигмы «межкорпоративного разумного доверия» применительно к скоординированному выстраиванию межкорпоративных хозяйственно-договорных отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, а именно:

· Первый постановочный принцип: адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников.

· Второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных правил ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений.

· Третий постановочный принцип: совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения.

При этом первый постановочный принцип: адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников выступает своего рода предтечей становления «межкорпоративного разумного доверия», поскольку именно данное обстоятельство напрямую соотносится с социокультурными факторами экономической успешности, равно как и с эффектом колеи [31, 32].

Безусловно также и то, что при отсутствии у компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП «генетической схожести» по этическому культурному коду безосновательно ожидать обретения должного «межкорпоративного разумного доверия», и, как следствие, скоординированно выраженного экономического преуспевания.

В свою очередь второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных правил ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений выступает необходимым условием становления «межкорпоративного разумного доверия», поскольку при этом создается институциональная среда успешного развития долгосрочных отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Вне всякого сомнения, действенное воплощение данного принципа требует от топ-менеджеров компаний-участников обоюдной открытости и готовности к обретению лучшей практики установления целостной системы межкорпоративных формальных и неформальных связей.

И, наконец, третий постановочный принцип: совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения выступает достаточным условием развития «межкорпоративного разумного доверия», поскольку этим определяется успешность согласованного обретения целевых приоритетов и намерений в контексте долгосрочного устойчивого развития бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП в противовес возникновению оппортунистического поведения и конфликтных ситуаций.

Тем самым феномен «межкорпоративного разумного доверия», выступая системообразующим конструктом социально-экономической саморегуляции, устойчивости и управления, несет в себе стратегическую фабулу построения деловых партнерских отношений в формате КЖЦ ВТП на основе установления понимания, диалога, согласия и сотрудничества.

Разумеется, конструктивная реализация такого подхода обусловлена трансформацией топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в творческую команду единомышленников, объединенных общим мировоззрением, приверженностью к единой системе культурно-этических ценностей, близостью профессиональных интересов, а потому способной инициативно и согласованно приходить к институциональной выработке и решению приоритетно значимых задач в наступающем мире сингулярности и турбулентности [16-19].

Применительно к институциональному построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП, представленная на рисунке концептуальная конструкция «межкорпоративного разумного доверия» (рисунок) основывается на изложенном в работе [8] методологическом подходе, выражающим фабулу тринитарно-коннективного [4] определения системно-структурной целостности.

Рисунок. Архитектоника концептуальной постановки парадигмы «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате «Института КЖЦ ВТП» по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности

Источник: составлено авторами

При этом построение устойчивых бизнес-отношений на принципах «межкорпоративного разумного доверия» долженствует выступать не в виде некого ажурного ракурса предпринимательской деятельности, а как приоритетная задача – не менее важная, чем получение прибыли или завоевание доли рынка.

В свою очередь антитеза «межкорпоративному разумному доверию» феномен «недоверия» – это «институциональная ловушка», аннигилирующее воздействие которой весьма значимо при построении долгосрочных межкорпоративных отношений между компаниями-участниками.

Тем самым единственным, хотя и тернистым, но все же комплементарным путем становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками является следование принципам воплощения парадигмы «межкорпоративного разумного доверия» как своего рода нового ренессанса, приходящегося на Индустрию 4.0 [10, c. 132-136], как-то:

· Обретение всеобъемлющей доверительной среды на основе установления адекватного соответствия кодов корпоративной культуры.

· Прозрачность и открытость взаимодействия.

· Проявление топ-менеджерами компаний-участников взаимного уважения и стремления к нахождению компромиссов.

· Солидарное предотвращение оппортунистического поведения.

· Скоординированность действий по управлению преимуществами и рисками.

· Готовность к изменениям в эпоху сингулярности и турбулентности.

· Создание объединенной творческой команды топ-менеджеров компаний-участников, ответственных за становление их устойчивых длительных бизнес-отношений.

· Организация межкорпоративно обмена знаниями, компетенциями и опытом.

К тому же хотелось бы полагать, что представленный организационно-управленческий способ становления доверительных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП обретет свое воплощение и на макроэкономическом уровне.

При этом построение долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия» определяет собой:

· Создание на принципе взаимности корпоративной культуры экономики доверия, проникнутой нацеленностью на скоординированное достижение результатов партнерства.

· Обретение топ-менеджментом компаний-участников надлежащей уверенности в действенности философии «межкорпоративного разумного доверия».

· Формирование доверительной среды ведения долгосрочных бизнес-отношений.

· Обретение восходящей спирали доверия на всем периоде действия бизнес-отношений.

· Построение целостной системы развития базисных и ключевых компетенций топ-менеджеров компаний-участников, устанавливающих долгосрочные бизнес-отношения.

В свою очередь целевыми ориентирами установления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия» являются:

· Взращивание разумного доверия как социального капитала компаний-партнеров, выступающего валютой глобальной экономики XXI века.

· Обретение топ-менеджерами целостной системы базисных и ключевых компетенций как единой командой приверженцев конструктивных действий.

· Обеспечение долгосрочной стабильности бизнеса и устойчивого развития компаний-участников в условиях глобальных трендов и вызовов Индустрии 4.0 [11-13].

· Повышение эффективности бизнес-процессов, снижение рисков и устранение потенциальных проблем.

· Комплексное внедрение инновационных методов и средств цифровой экономики.

· Системная минимизация трансакционных издержек, выступающих налогом на недоверие.

· Комплексная реализация экологической, социальной и управленческой ответственности.

Подытоживая изложенное, представляется актуальной «Дорожная карта» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративного разумного доверия»:

Этап 1. Актуализация, адаптация и имплементация системной триады постановочных принципов «межкорпоративного разумного доверия».

Этап 2. Организация системной работы команды топ-менеджеров компаний-участников в формате Круглого дискуссионного стола, функционирующего по фабуле постановочных принципов «межкорпоративного разумного доверия» на протяжении всего периода действия бизнес-отношений.

Этап 3. Постановка деятельности Координационного проектного офиса на основе горизонтального сетевого доверительного взаимодействия бизнес-единиц компаний-участников.

Заключение

Определено понятие «межкорпоративное разумное доверие» как необходимый социально-экономический императив институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, становящийся валютой в наступающую эпоху сингулярности и турбулентности.

Раскрыто предметное содержание феномена «межкорпоративного разумного доверия» по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности постановочных принципов: 1) адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников; 2) скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных норм ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений; 3) совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения.

При этом определены целевые ориентиры и «Дорожная карта» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия».

Положения настоящей статьи представлены в одноименном докладе на VI Всероссийской научно-практической конференции: «Системы управления жизненным циклом высокотехнологичных систем, высокотехнологичной продукции в машиностроении: современные вызовы, новые источники роста» [Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 19 апреля 2023 г.].

В дальнейшем, согласно «Дорожной карте» проводимого Коннективным творческим сообществом «Агора 4.0» тематического цикла научных изысканий по определению путей успешного становления деловых отношений по фабуле КЖЦ ВТП предметом последующей статьи, планируемой к опубликованию в журнале «Вопросы инновационной экономики», станет рассмотрение феномена «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточного социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

POST SCRIPTUM

Неповторимым мировым шедевром художественного отображения феномена «межкорпоративного разумного доверия» как нравственного императива гражданского общества является картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Ночной дозор», с которой к зрителю в выразительном духовном движении обращены члены корпорации стрелков-ополченцев Амстердама, олицетворяющие патриотическое упоение обретением национального единения.

При этом зримо предстает не мобилизованный отряд, а военная корпорация волонтеров-горожан, которая наделена живительным вдохновением «межкорпоративного разумного доверия», обеспечившим обретение гражданским протестантским обществом независимости от владычества Империи Габсбургов с образованием Республики Соединенных провинций (Голландия).

Тем самым в 1572 году возникло сравнительно небольшое и по территории и численности населения первое буржуазное государство Нового времени, определившее своими принципами: свободу в выборе религии, образования, торговли, производства, искусства, гражданства, гарантирование прав собственности и установление стабильной системы налогообложения, которое в начале XVII века стало наряду с Англией лидером в области производства и торговли При этом торговый флот Соединенных провинций превзошел флоты всех европейских государств, насчитывая 4,5 тысяч кораблей, а Амстердам стал крупнейшим портом и международным биржевым центром.

Рембрандт Харменс ван Рейн, Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

[1] Смысловым выражением мира VUCA / TUNA / BANI является видение радикальности преобразования современного мироустройства через призму научного понимания неотвратимой сингулярности грядущего.

VUCA – акроним английских слов volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), сomplexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

TUNA – акроним английских слов turbulent (турбулентный), uncertain (неопределенный), new (новый) и ambiguous (неоднозначный).

BANI – акроним английских слов brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый).

SHIVA – акроним английских слов split (расщепленный), horrible (ужасный), inconceivable (невообразимый), vicious (беспощадный), arising (возрождающийся).

[2] Стивен Ричардс Кови видный американский консультант и преподаватель в области организационного управлению. Известен как лектор и автор книги «7 навыков высокоэффективных людей», названной журналом «TIME» в августе 2011 года одной из 25 наиболее влиятельных книг по бизнесу.

[3] Тринитарность (от греч. <trias> и лат. <trinitas>) – в научном трактовании постулат о всеобщей троичности целого, строение которого определяет единение тройственности в формате системной триады как предельного элемента синергетического сочленения.

[4] Коннективность (от лат. <connexio>) – связность (сочленение) элементов системы, их способность к взаимодействию, приводящему к ее функциональной целостности.


Источники:

1. Институализация построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: парадигма мышления. / отв. ред. И.А. Посадов в соавторстве с О.С. Валинским и В.В. Тришанковым. - СПб.: Издательство «Стратегия будущего», 2020. – 239 c.
2. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада фундаментальных предпосылок к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 745-766. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.
3. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада фундаментальных предпосылок к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 745-766. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.
4. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1521-1542. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
5. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1521-1542. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
6. Дышкантюк А.В., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В. Системно-инженерное мышление как методологический подход к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1261-1282. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
7. Дышкантюк А.В., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В. Концептуальные основы построения бизнеса в формате «Института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции» в экосистеме эмерджентного интеллекта на сетецентрической платформе мультиагентных сервисов // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1463-1484.
8. Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Концептуальное видение постановки стратегического управления институциональным построением бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2455-2476. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.
9. Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. ESG-стратегия как концептуальное видение институционального построения в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 193-214. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.
10. Гераклит Эфесский: все наследие. / на языках оригинала и в рус. пер.: крат. изд. / подгот. С.Н. Муравьев. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 416 c.
11. Шваб Клаус. Четвертая промышленная революция. / перевод с английского. / Клаус Шваб. - Москва: Изд-во «Э», 2017. – 208 c.
12. Шваб Клаус Технологии Четвертой промышленной революции. / пер. с англ. / Клаус Шваб, Николас Дэвис. - М.: Эксмо, 2018. – 320 c.
13. Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы // X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции: 13–14 апреля 2018 г., Санкт-Петербург, Россия. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2018. – c. 896.
14. Баркер Джоэл Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире. / Джоэл Баркер; пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 178 c.
15. Баркер Джоэл Опережающее мышление: Как увидеть тренд раньше других. / Джоэл Баркер; ред. Р. Пискотина; пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 c.
16. Деминг Эдвардс Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами. / Эдвардс Деминг; пер. с англ. – 10-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 417 c.
17. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности. / Тью Блуммарт, Стефан ван ден Брук при участии Эрика Колтофа; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 204 c.
18. Эртел К., Соломон Л.К. Стратегическая сессия: Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем. / Крис Эртел, Лиза Кэй Соломон; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 248 c.
19. Бек Дон, Ларсен Тедди, Солонин Сергей и др. Спиральная динамика на практике: Модель развития личности, организации и человечества. / Дон Бек, Тедди Ларсен, Сергей Солонин и др.; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 382 c.
20. Cascio Jamais. Facing the Age of Chaos. medium.com/@cascio/ Apr 29, 2020
21. Кови Стивен Разумное доверие: [достижение процветания, силы и радости в нашем недоверчивом мире]. / Стивен Кови, Грег Линк, при участии Ребекки Меррилл; пер. с англ. П.А. Самсонов. - Минск: Попурри, 2013. – 256 c.
22. Кови С., мл. Скорость доверия: То, что меняет всё. / Стивен Кови-мл., Ребекка Меррилл; Пер. с англ. – 8-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 426 c.
23. Smyth H.J. Trust in the Design Team // Architectural Engineering and Design Management. – 2005. – № 1. – p. 211-223.
24. Столяр В.Ю. Доверие как феномен социально-экономической реальности. / Автореф... дис. канд. филос. наук / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2008. – 21 c.
25. Богданова Л.С. Доверие как социальный фактор развития партнерских отношений между организациями. / Автореф…дис. канд. соц. наук МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2006. – 23 c.
26. Балашкин М.Е. Доверие как основание развития деловых отношений. / Автореф… дис. канд. психол. наук / НИУ ВШЭ. - М., 2011. – 31 c.
27. Уильямсон Оливер Итон Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. / Пер. с англ. / Оливер И. Уильямсон. - СПб.: Лениздат, 1996. – 702 c.
28. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. / Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 730 c.
29. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом зарабатывать. / Ричард Талер; [пер. с англ. А. Прохоровой]. - Москва: Эксмо, 2020. – 384 c.
30. Опрятная О.Н. Основания тринитарного подхода к интерпретации социальных процессов. / Автореф... дис. канд. соц. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. - М., 2004. – 29 c.
31. Аузан А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. / А.А. Аузан. - М.: Издательство АСТ, 2022. – 160 c.
32. Yakunin V. The Treacherous Path: An Insider's Account of Modern Russia. - _Biteback Publishing, 2018. – 304 p.

Страница обновлена: 18.07.2025 в 15:24:00

 

 

The phenomenon of “inter-corporate reasonable trust” as a necessary socio-economic imperative of building a business in the form of a high-tech lifecycle contract

Mavrin A.N., Posadov I.A., Trishankov V.V., Khimich E.Yu.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Abstract:
The relevance of the phenomenon of "intercorporate reasonable trust" as a necessary socio-economic imperative for the coordinated building of stable economic and contractual relations between the companies involved in building a business is substantiated. The subject content of the phenomenon of "intercorporate reasonable trust" is revealed through the establishment of a systemic triad of staged principles: (1) adequate compliance with the codes of the corporate culture of the participating companies, (2) coordinated adherence by the participating companies to the system of formal and informal business norms in the form of intercorporate legal relations, (3) joint development and implementation by the participating companies of an intercorporate strategic vision. The targets and the Roadmap for the gradual establishment of stable long-term business relations between the participating companies on the platform of "intercorporate reasonable trust" have been determined.

Keywords: contract of high-tech product life cycle, institutionalization, fourth industrial revolution, inter-corporate reasonable trust, trinitarity, connectivity

JEL-classification: O31, O32, O33