Феномен «межкорпоративного разумного доверия» как необходимый социально-экономический императив институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции

Маврин А.Н.1, Посадов И.А.2, Тришанков В.В.3, Химич Е.Ю.4
1 АО «Желдорреммаш», Россия, Москва
2 Стокгольмская школа экономики в России, Россия, Санкт-Петербург
3 Дирекция тяги - филиала ОАО «РЖД», Россия, Москва
4 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Феномен «межкорпоративного разумного доверия» как необходимый социально-экономический императив институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 1513-1530. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118471.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754197

Аннотация:
Обоснована актуальность определения феномена «межкорпоративного разумного доверия» как необходимого социально-экономического императива скоординированного выстраивания устойчивых хозяйственно-договорных отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции. Раскрыто предметное содержание феномена «межкорпоративного разумного доверия» посредством установления системной триады постановочных принципов: 1) адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников; 2) скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных норм ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений; 3) совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения. При этом определены целевые ориентиры и «Дорожная карта» поэтапного становления устойчивых долгосрочных бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия».

Ключевые слова: контракт жизненного цикла высокотехнологичной продукции, институализация, четвертая промышленная революция, межкорпоративное разумное доверие, тринитарность, коннективность

JEL-классификация: O31, O32, O33



Тот, кто недостаточно доверяет, не получит доверия.

Лао-цзы

В мире, где больше нет ничего постоянного, одной из важнейших ценностей становится доверие.

Клаус Щваб, основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе

Введение

Выход на институциональное построение бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (далее – КЖЦ ВТП) открывает возможность его позиционирования в качестве самостоятельного предмета исследования в контексте развития институциональной экономической науки по разделу «теория контрактов» [1, с. 21-29], что позволяет топ-менеджменту компаний-участников принимать научно обоснованные управленческие решения по установлению и реализации долгосрочных доверительных контрактных отношений на основе целостного системного анализа внутренней и внешней деловой среды [1-9].

Предметом настоящей статьи является рассмотрение феномена «межкорпоративного разумного доверия» как необходимого социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП. При этом заметим: хотя проблематика «разумного доверия» нами ранее и рассматривалась при определении системной триады корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП [4], вместе с тем представляется обоснованным уделить отдельное внимание феномену «межкорпоративного разумного доверия», поскольку он выступает обертоном установления долгосрочных взаимовыгодных контрактных отношений между компаниями-участниками в альтернативу проявлению ими оппортунистического поведения, ведущему к возникновению и развитию конфликтных ситуаций.

В диалектическом трактовании феномен «межкорпоративного разумного доверия» применительно к построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП предстает неотъемлемым атрибутом успешного взращивания долгосрочных деловых отношений между компаниями-участниками на основе закона единства и борьбы противоположностей, в силу которого по видению основоположника диалектики Гераклита Эфесского [10, с. 156, F 8], собственно говоря, и возникает «гармония прекраснейшая», по природе вещей выступающая источником самодвижения и развития конструктивного взаимодействия.

Основная часть

Успешность становления феномена «межкорпоративного разумного доверия» в наступившую эпоху Четвертой промышленной революции (далее – Индустрия 4.0) [11-13], определяется обретением бизнес-сообществом парадигмы мышления [14-16], ведущей не к малоутешительному выживанию, а к гармоничному процветанию во все более изменчивую, неоднозначную и тревожную эпоху сингулярности [17], определяемую как турбулентный мир: VUCA / TUNA / BANI / SHIVA [1] [18-20].

Все это делает традиционное стратегическое планирование весьма затруднительным и выдвигает на передний план способность топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП адекватно реагировать на происходящие изменения посредством определения путей ситуационного развития, залогом чему является их приверженность принципам «межкорпоративного разумного доверия» как социально-экономическому механизму, управляющему неопределенностью отношений в сингулярном турбулентном мире [17-20] и призванному снижать возникающие при этом риски. Здесь следует заметить, что понятие «разумное доверие» введено в теорию и практику построения бизнес-отношений Стивеном Р. Кови [2] [21] как действенное сочетание предрасположенности к доверию и проведения квалифицированного анализа на основе осуществления оценки возможности, риска и надежности.

В развитие такого видения мы посчитали оправданным внести в предложенное Стивеном Р. Кови и Грегом Линком [21] понятие «разумное доверие» дополняющее определение «межкорпоративное», поскольку построение устойчивых долгосрочных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП требует установления принципов «разумного доверия» как в самих компаниях-участниках на уровне их внутрикорпоративного устройства, так, что принципиально важно, и между ними на уровне их межкорпоративного делового взаимодействия.

При этом социально-психологическим началом становления феномена «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП выступает скоординированное взращивание компаниями-участниками обозначенной в работе [23] надлежащей совокупности таких деловых этических качеств, как: целостность, восприимчивость, лояльность, благоразумие, открытость, компетентность, честность, последовательность и выполнение обещаний, что лежит в основе как адекватного рассмотрения действительности, так и обретения опыта совместной работы, включая нахождение компромиссных решений при возникновении конфликтных ситуаций.

Тем самым задается морально-этический стандарт «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

К тому же важно понимать, что, говоря о «межкорпоративном разумном доверии» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП, мы имеем в виду генезис феномена доверия в аспекте его взаимоувязанного установления на социально-экономическом ландшафте обеих компаний-участников.

Наконец, масштабность и продолжительность бизнеса в формате КЖЦ ВТП определяет актуальность рассмотрения «межкорпоративного разумного доверия» как нравственно-этического по природе и социально-экономического по воздействию регулятора деловых отношений компаний-участников.

При этом «межкорпоративное разумное доверие» выступает социальным капиталом, определяющим поведенческие мотивы и доказательства позитивности деловых намерений компаний-участников с тем, чтобы в альтернативу имеющемуся по причине их ограниченной рациональности оппортунистическому феномену взращивать социально-экономическую природу доверия [24-26], а отсюда и значимо минимизировать трансакционные издержки [27, с. 122-126] применительно к построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Более того в широко цитируемой работе Френсиса Фукуямы [28] доказывается, что в деловых сообществах, основанных на доверии, нет необходимости создавать механизм широкого договорного и правового регулирования деловых отношений, поскольку в них формируется морально-нравственный консенсус, выступающий специфическим кредитным ресурсом кардинального повышения предпринимательской активности.

Образно говоря, практика введения этических норм «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП отображает собой обретение своего рода «виртуального колеса экономического поведения», обеспечивающего минимизацию трансакционных издержек посредством фундаментальной трансформации деловых партнерских отношений из состояния «трения скольжения» в состояние «трения качения», что предстает как предмет ныне развивающегося направления – поведенческой экономики [29, с. 21], значимо обогащаемой интеграцией междисциплинарных знаний из области философии, социологии и психологии [24-26].

Тем самым «межкорпоративное разумное доверие» обретает реальный управленческий смысл и предстает необходимым социально-экономическим императивом институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, определяющим успешность устойчивого развития деловых отношений между компаниями-участниками, поскольку нет доверия без действия и не может быть теоретических конструкций, раскрывающих его без обращения к действию. Доверие являет собой сущность только через взаимодействие. Доверие контекстуально, как контекстуальны социальные отношения, а потому не может быть понято без обращения к условиям его формирования и поддержания.

Так, Стивеном Кови-младшим и Ребеккой Меррилл [22, с. 31-47], определившими наглядную формулу экономической эффективности доверия, отмечается, что с его повышением возрастает скорость принятия решений, а затраты на их реализацию снижаются, принося дивиденды высокого доверия, тогда как потери, порождаемые оппортунистическим поведением и подозрением, выступают скрытым налогом на низкое доверие.

В контексте такого представления лауреат Нобелевской премии по экономике за 2009 год Оливер И. Уильямсон [27, с. 119-120], определяя феномен доверия как значимую социальную категорию в контексте неоинституциональной экономической теории, полагает: «Дополнительная трансакционно-специфическая экономия может возникать при взаимодействии между покупателем и продавцом по мере того, как контракты успешно адаптируются к непредвиденным обстоятельствам и регулярно достигается соглашение о возобновлении контрактов. Хорошие партнерские отношения в этом случае способствуют экономии на коммуникациях: в результате накопленного опыта формируется специализированный язык общения, и все нюансы взаимодействия передаются и воспринимаются особо чувствительным образом. Развиваются межинституциональные и межличностные доверительные отношения. Таким образом, люди, ответственные за адаптацию подобного взаимодействия к его изменяющимся условиям, имеют как личный, так и организационный интерес в доверительных отношениях».

Разработка и внедрение поведенческих моделей управления интеллектуальным капиталом на основе феномена «межкорпоративного разумного доверия» дает столь же значимый экономический эффект как материальные инвестиции, что и определяет его актуальность в качестве системообразующего начала формирования архитектоники устойчивых долгосрочных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП.

Развитие такому видению придает применение тринитарного подхода [3] к интерпретации социально-экономических явлений [30] в контексте установления системной триады постановочных принципов парадигмы «межкорпоративного разумного доверия» применительно к скоординированному выстраиванию межкорпоративных хозяйственно-договорных отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, а именно:

· Первый постановочный принцип: адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников.

· Второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных правил ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений.

· Третий постановочный принцип: совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения.

При этом первый постановочный принцип: адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников выступает своего рода предтечей становления «межкорпоративного разумного доверия», поскольку именно данное обстоятельство напрямую соотносится с социокультурными факторами экономической успешности, равно как и с эффектом колеи [31, 32].

Безусловно также и то, что при отсутствии у компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП «генетической схожести» по этическому культурному коду безосновательно ожидать обретения должного «межкорпоративного разумного доверия», и, как следствие, скоординированно выраженного экономического преуспевания.

В свою очередь второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных правил ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений выступает необходимым условием становления «межкорпоративного разумного доверия», поскольку при этом создается институциональная среда успешного развития долгосрочных отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Вне всякого сомнения, действенное воплощение данного принципа требует от топ-менеджеров компаний-участников обоюдной открытости и готовности к обретению лучшей практики установления целостной системы межкорпоративных формальных и неформальных связей.

И, наконец, третий постановочный принцип: совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения выступает достаточным условием развития «межкорпоративного разумного доверия», поскольку этим определяется успешность согласованного обретения целевых приоритетов и намерений в контексте долгосрочного устойчивого развития бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП в противовес возникновению оппортунистического поведения и конфликтных ситуаций.

Тем самым феномен «межкорпоративного разумного доверия», выступая системообразующим конструктом социально-экономической саморегуляции, устойчивости и управления, несет в себе стратегическую фабулу построения деловых партнерских отношений в формате КЖЦ ВТП на основе установления понимания, диалога, согласия и сотрудничества.

Разумеется, конструктивная реализация такого подхода обусловлена трансформацией топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в творческую команду единомышленников, объединенных общим мировоззрением, приверженностью к единой системе культурно-этических ценностей, близостью профессиональных интересов, а потому способной инициативно и согласованно приходить к институциональной выработке и решению приоритетно значимых задач в наступающем мире сингулярности и турбулентности [16-19].

Применительно к институциональному построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП, представленная на рисунке концептуальная конструкция «межкорпоративного разумного доверия» (рисунок) основывается на изложенном в работе [8] методологическом подходе, выражающим фабулу тринитарно-коннективного [4] определения системно-структурной целостности.

Рисунок. Архитектоника концептуальной постановки парадигмы «межкорпоративного разумного доверия» при построении бизнеса в формате «Института КЖЦ ВТП» по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности

Источник: составлено авторами

При этом построение устойчивых бизнес-отношений на принципах «межкорпоративного разумного доверия» долженствует выступать не в виде некого ажурного ракурса предпринимательской деятельности, а как приоритетная задача – не менее важная, чем получение прибыли или завоевание доли рынка.

В свою очередь антитеза «межкорпоративному разумному доверию» феномен «недоверия» – это «институциональная ловушка», аннигилирующее воздействие которой весьма значимо при построении долгосрочных межкорпоративных отношений между компаниями-участниками.

Тем самым единственным, хотя и тернистым, но все же комплементарным путем становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками является следование принципам воплощения парадигмы «межкорпоративного разумного доверия» как своего рода нового ренессанса, приходящегося на Индустрию 4.0 [10, c. 132-136], как-то:

· Обретение всеобъемлющей доверительной среды на основе установления адекватного соответствия кодов корпоративной культуры.

· Прозрачность и открытость взаимодействия.

· Проявление топ-менеджерами компаний-участников взаимного уважения и стремления к нахождению компромиссов.

· Солидарное предотвращение оппортунистического поведения.

· Скоординированность действий по управлению преимуществами и рисками.

· Готовность к изменениям в эпоху сингулярности и турбулентности.

· Создание объединенной творческой команды топ-менеджеров компаний-участников, ответственных за становление их устойчивых длительных бизнес-отношений.

· Организация межкорпоративно обмена знаниями, компетенциями и опытом.

К тому же хотелось бы полагать, что представленный организационно-управленческий способ становления доверительных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП обретет свое воплощение и на макроэкономическом уровне.

При этом построение долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия» определяет собой:

· Создание на принципе взаимности корпоративной культуры экономики доверия, проникнутой нацеленностью на скоординированное достижение результатов партнерства.

· Обретение топ-менеджментом компаний-участников надлежащей уверенности в действенности философии «межкорпоративного разумного доверия».

· Формирование доверительной среды ведения долгосрочных бизнес-отношений.

· Обретение восходящей спирали доверия на всем периоде действия бизнес-отношений.

· Построение целостной системы развития базисных и ключевых компетенций топ-менеджеров компаний-участников, устанавливающих долгосрочные бизнес-отношения.

В свою очередь целевыми ориентирами установления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия» являются:

· Взращивание разумного доверия как социального капитала компаний-партнеров, выступающего валютой глобальной экономики XXI века.

· Обретение топ-менеджерами целостной системы базисных и ключевых компетенций как единой командой приверженцев конструктивных действий.

· Обеспечение долгосрочной стабильности бизнеса и устойчивого развития компаний-участников в условиях глобальных трендов и вызовов Индустрии 4.0 [11-13].

· Повышение эффективности бизнес-процессов, снижение рисков и устранение потенциальных проблем.

· Комплексное внедрение инновационных методов и средств цифровой экономики.

· Системная минимизация трансакционных издержек, выступающих налогом на недоверие.

· Комплексная реализация экологической, социальной и управленческой ответственности.

Подытоживая изложенное, представляется актуальной «Дорожная карта» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративного разумного доверия»:

Этап 1. Актуализация, адаптация и имплементация системной триады постановочных принципов «межкорпоративного разумного доверия».

Этап 2. Организация системной работы команды топ-менеджеров компаний-участников в формате Круглого дискуссионного стола, функционирующего по фабуле постановочных принципов «межкорпоративного разумного доверия» на протяжении всего периода действия бизнес-отношений.

Этап 3. Постановка деятельности Координационного проектного офиса на основе горизонтального сетевого доверительного взаимодействия бизнес-единиц компаний-участников.

Заключение

Определено понятие «межкорпоративное разумное доверие» как необходимый социально-экономический императив институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, становящийся валютой в наступающую эпоху сингулярности и турбулентности.

Раскрыто предметное содержание феномена «межкорпоративного разумного доверия» по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности постановочных принципов: 1) адекватное соответствие кодов корпоративной культуры компаний-участников; 2) скоординированное следование компаниями-участниками солидарно принятой системе формальных и неформальных норм ведения бизнеса в виде межкорпоративных правоотношений; 3) совместная выработка и воплощение компаниями-участниками межкорпоративного стратегического видения.

При этом определены целевые ориентиры и «Дорожная карта» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями-участниками на платформе «межкорпоративного разумного доверия».

Положения настоящей статьи представлены в одноименном докладе на VI Всероссийской научно-практической конференции: «Системы управления жизненным циклом высокотехнологичных систем, высокотехнологичной продукции в машиностроении: современные вызовы, новые источники роста» [Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 19 апреля 2023 г.].

В дальнейшем, согласно «Дорожной карте» проводимого Коннективным творческим сообществом «Агора 4.0» тематического цикла научных изысканий по определению путей успешного становления деловых отношений по фабуле КЖЦ ВТП предметом последующей статьи, планируемой к опубликованию в журнале «Вопросы инновационной экономики», станет рассмотрение феномена «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточного социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

POST SCRIPTUM

Неповторимым мировым шедевром художественного отображения феномена «межкорпоративного разумного доверия» как нравственного императива гражданского общества является картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Ночной дозор», с которой к зрителю в выразительном духовном движении обращены члены корпорации стрелков-ополченцев Амстердама, олицетворяющие патриотическое упоение обретением национального единения.

При этом зримо предстает не мобилизованный отряд, а военная корпорация волонтеров-горожан, которая наделена живительным вдохновением «межкорпоративного разумного доверия», обеспечившим обретение гражданским протестантским обществом независимости от владычества Империи Габсбургов с образованием Республики Соединенных провинций (Голландия).

Тем самым в 1572 году возникло сравнительно небольшое и по территории и численности населения первое буржуазное государство Нового времени, определившее своими принципами: свободу в выборе религии, образования, торговли, производства, искусства, гражданства, гарантирование прав собственности и установление стабильной системы налогообложения, которое в начале XVII века стало наряду с Англией лидером в области производства и торговли При этом торговый флот Соединенных провинций превзошел флоты всех европейских государств, насчитывая 4,5 тысяч кораблей, а Амстердам стал крупнейшим портом и международным биржевым центром.

Рембрандт Харменс ван Рейн, Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

[1] Смысловым выражением мира VUCA / TUNA / BANI является видение радикальности преобразования современного мироустройства через призму научного понимания неотвратимой сингулярности грядущего.

VUCA – акроним английских слов volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), сomplexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).

TUNA – акроним английских слов turbulent (турбулентный), uncertain (неопределенный), new (новый) и ambiguous (неоднозначный).

BANI – акроним английских слов brittle (хрупкий), anxious (тревожный), nonlinear (нелинейный), incomprehensible (непостижимый).

SHIVA – акроним английских слов split (расщепленный), horrible (ужасный), inconceivable (невообразимый), vicious (беспощадный), arising (возрождающийся).

[2] Стивен Ричардс Кови видный американский консультант и преподаватель в области организационного управлению. Известен как лектор и автор книги «7 навыков высокоэффективных людей», названной журналом «TIME» в августе 2011 года одной из 25 наиболее влиятельных книг по бизнесу.

[3] Тринитарность (от греч. <trias> и лат. <trinitas>) – в научном трактовании постулат о всеобщей троичности целого, строение которого определяет единение тройственности в формате системной триады как предельного элемента синергетического сочленения.

[4] Коннективность (от лат. <connexio>) – связность (сочленение) элементов системы, их способность к взаимодействию, приводящему к ее функциональной целостности.


Источники:

1. Институализация построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: парадигма мышления. / отв. ред. И.А. Посадов в соавторстве с О.С. Валинским и В.В. Тришанковым. - СПб.: Издательство «Стратегия будущего», 2020. – 239 c.
2. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада фундаментальных предпосылок к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 745-766. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.
3. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада фундаментальных предпосылок к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 745-766. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.
4. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1521-1542. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
5. Валинский О.С., Маврин А.Н., Посадов И.А., Скобелев П.О., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Системная триада корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1521-1542. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
6. Дышкантюк А.В., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В. Системно-инженерное мышление как методологический подход к институциональному построению бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 1261-1282. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.
7. Дышкантюк А.В., Посадов И.А., Скобелев П.О. Тришанков В.В. Концептуальные основы построения бизнеса в формате «Института контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции» в экосистеме эмерджентного интеллекта на сетецентрической платформе мультиагентных сервисов // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1463-1484.
8. Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. Концептуальное видение постановки стратегического управления институциональным построением бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2455-2476. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.
9. Маврин А.Н., Посадов И.А., Тришанков В.В., Химич Е.Ю. ESG-стратегия как концептуальное видение институционального построения в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 193-214. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.
10. Гераклит Эфесский: все наследие. / на языках оригинала и в рус. пер.: крат. изд. / подгот. С.Н. Муравьев. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 416 c.
11. Шваб Клаус. Четвертая промышленная революция. / перевод с английского. / Клаус Шваб. - Москва: Изд-во «Э», 2017. – 208 c.
12. Шваб Клаус Технологии Четвертой промышленной революции. / пер. с англ. / Клаус Шваб, Николас Дэвис. - М.: Эксмо, 2018. – 320 c.
13. Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы // X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции: 13–14 апреля 2018 г., Санкт-Петербург, Россия. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2018. – c. 896.
14. Баркер Джоэл Парадигмы мышления: Как увидеть новое и преуспеть в меняющемся мире. / Джоэл Баркер; пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 178 c.
15. Баркер Джоэл Опережающее мышление: Как увидеть тренд раньше других. / Джоэл Баркер; ред. Р. Пискотина; пер. с англ. Т. Гутман. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 232 c.
16. Деминг Эдвардс Выход из кризиса: новая парадигма управления людьми, системами и процессами. / Эдвардс Деминг; пер. с англ. – 10-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 417 c.
17. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности. / Тью Блуммарт, Стефан ван ден Брук при участии Эрика Колтофа; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 204 c.
18. Эртел К., Соломон Л.К. Стратегическая сессия: Как обеспечить появление прорывных идей и нестандартное решение проблем. / Крис Эртел, Лиза Кэй Соломон; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 248 c.
19. Бек Дон, Ларсен Тедди, Солонин Сергей и др. Спиральная динамика на практике: Модель развития личности, организации и человечества. / Дон Бек, Тедди Ларсен, Сергей Солонин и др.; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 382 c.
20. Cascio Jamais. Facing the Age of Chaos. medium.com/@cascio/ Apr 29, 2020
21. Кови Стивен Разумное доверие: [достижение процветания, силы и радости в нашем недоверчивом мире]. / Стивен Кови, Грег Линк, при участии Ребекки Меррилл; пер. с англ. П.А. Самсонов. - Минск: Попурри, 2013. – 256 c.
22. Кови С., мл. Скорость доверия: То, что меняет всё. / Стивен Кови-мл., Ребекка Меррилл; Пер. с англ. – 8-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 426 c.
23. Smyth H.J. Trust in the Design Team // Architectural Engineering and Design Management. – 2005. – № 1. – p. 211-223.
24. Столяр В.Ю. Доверие как феномен социально-экономической реальности. / Автореф... дис. канд. филос. наук / Твер. гос. ун-т. - Тверь, 2008. – 21 c.
25. Богданова Л.С. Доверие как социальный фактор развития партнерских отношений между организациями. / Автореф…дис. канд. соц. наук МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2006. – 23 c.
26. Балашкин М.Е. Доверие как основание развития деловых отношений. / Автореф… дис. канд. психол. наук / НИУ ВШЭ. - М., 2011. – 31 c.
27. Уильямсон Оливер Итон Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. / Пер. с англ. / Оливер И. Уильямсон. - СПб.: Лениздат, 1996. – 702 c.
28. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. / Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 730 c.
29. Талер Р. Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом зарабатывать. / Ричард Талер; [пер. с англ. А. Прохоровой]. - Москва: Эксмо, 2020. – 384 c.
30. Опрятная О.Н. Основания тринитарного подхода к интерпретации социальных процессов. / Автореф... дис. канд. соц. наук / РАНХиГС при Президенте РФ. - М., 2004. – 29 c.
31. Аузан А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. / А.А. Аузан. - М.: Издательство АСТ, 2022. – 160 c.
32. Yakunin V. The Treacherous Path: An Insider's Account of Modern Russia. - _Biteback Publishing, 2018. – 304 p.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:30:22