The phenomenon of a business-to-business solidary economy as a sufficient socio-economic imperative for institutionalizing a business in the format of a life-cycle contract for high-tech products

Mavrin A.N.1, Posadov I.A.2, Trishankov V.V.3, Khimich E.Yu.4
1 АО «Желдорреммаш»
2 Стокгольмская школа экономики в России
3 Дирекция тяги - филиал ОАО «РЖД»
4 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 3 (July-september 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69925468

Abstract:
The relevance of defining the phenomenon of a business-to-business solidary economy as a sufficient socio-economic imperative for the coordinated sustainable economic and contractual relations between companies involved in building a business in the format of a life cycle contract for high-tech products is substantiated. Through a systemic triad of staging principles, the content of the phenomenon of the business-to-business solidary economy is revealed. The first principle includes the adoption and implementation by participating companies of the "Won-Won" postulate, which determines the acquisition of a long–term mutually beneficial partnership according to the plot of intercorporate reasonable trust. The second principle assumes coordinated adherence by participating companies to the practice of transparent expression of business activities in a trusted environment on the blockchain and digital twin platform in the context of a jointly accepted system of formal and informal business communication norms. The third principle is based on linking the financial results of participating companies to the satisfaction of an integrated consumer demand based on a jointly accepted system for evaluating their personal contribution to achieving the overall result. At the same time, targets and the Roadmap for the phased sustainable long-term business relations between participating companies on the platform of the ibusiness-to-business solidary economy have been identified.

Keywords: high-tech product life cycle contract, institutionalization, fourth industrial revolution, business-to-business solidary economy, inter-corporate reasonable trust, trinitarity, connectivity

JEL-classification: M11, M21, O31, O33



Нет ничего хорошего, что радует нас, если мы не делимся этим.

Луций Анней Сенека младший

Собраться вместе – это начало;

держаться вместе – это прогресс;

работать вместе – это успех.

Генри Форд

Введение

Выход на институциональное построение бизнеса в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции (далее – КЖЦ ВТП, ВТП) открывает возможность его позиционирования в качестве самостоятельного предмета исследования в контексте развития институциональной экономической науки по разделу «теория контрактов» [1, глава 1, с. 21-29], что позволяет топ-менеджменту компаний-участников принимать научно обоснованные управленческие решения по установлению и реализации долгосрочных доверительных контрактных отношений на основе целостного системного анализа внутренней и внешней деловой среды [1-10].

При этом важнейшим методологическим посылом предстает сочлененное установление как необходимого, так и достаточного социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Что касается определения необходимого экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, то он рассмотрен в предыдущей статье [10] как феномен «межкорпоративного разумного доверия».

В свою очередь предметом настоящей статьи предстает феномен «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточного экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

При этом заметим: хотя проблематика «солидарной экономики» и рассматривалась нами ранее при определении системной триады корпоративно-ценностных установок институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП [4], вместе с тем представляется вполне обоснованным уделить отдельное внимание феномену «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку он выступает обертоном установления между компаниями-участниками долгосрочных взаимовыгодных договорных отношений, нацеленных на обретение скоординированного совместного блага, в альтернативу проявлению ими оппортунистического поведения, ведущему к возникновению и развитию конфликтных ситуаций.

Также несомненно и то, что утверждение в деловой практике парадигмы «межкорпоративной солидарной экономики» априори определяется обоюдной готовностью топ-менеджерских команд компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП к совершению радикальной трансформации видения от получения сугубо собственной выгоды к достижению ими взаимного успеха.

В диалектическом трактовании феномен «межкорпоративной солидарной экономики» применительно к построению бизнеса в формате КЖЦ ВТП предстает неотъемлемым атрибутом успешного взращивания долгосрочных деловых отношений между компаниями-участниками на основе закона единства и борьбы противоположностей, в силу которого по видению основоположника диалектики Гераклита Эфесского [11, с. 158, F 8], собственно говоря, и возникает «гармония прекраснейшая», по природе вещей выступающая источником самодвижения и развития конструктивного взаимодействия, обеспечивающего успешную реализацию интегрированного потребительского запроса на ВТП.

Основная часть

Успешность становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики» в эпоху разворачивающейся Четвертой промышленной революции (далее – Индустрия 4.0) [12-14], определяется обретением бизнес-сообществом парадигмы мышления [15-17], ведущей не к малоутешительному выживанию, а к гармоничному процветанию во все более изменчивую, неоднозначную и тревожную эпоху сингулярности [18, 19], приходящую на начало третьего тысячелетия и определяемую в научно-футурологическом трактовании как турбулентный мир: VUCA / TUNA / BANI / SHIVA / TACI [1] [20-22].

Все это делает традиционное стратегическое планирование весьма затруднительным и выдвигает на передний план способность топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП оперативно, гибко и адекватно реагировать на происходящие изменения посредством определения эффективных путей ситуационного развития, залогом чему является их приверженность принципам «межкорпоративной солидарной экономики» как социально-экономическому механизму, позволяющему управлять неопределенностью отношений в быстро изменяющемся сингулярном и турбулентном мире [18-22] и призванному снижать возникающие отсюда риски.

При этом социально-психологическим началом становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП выступает скоординированное взращивание компаниями-участниками обозначенной в работе [23] надлежащей совокупности таких деловых этических качеств у их топ-менеджеров, как: целостность, восприимчивость, лояльность, благоразумие, открытость, компетентность, честность, последовательность и выполнение обещаний, что лежит в основе как адекватного рассмотрения действительности, так и обретения опыта совместной работы, включая нахождение компромиссных решений при возникновении конфликтных ситуаций.

Тем самым задается морально-этический стандарт «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Важно также понимать, что, говоря о «межкорпоративной солидарной экономике» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП, мы имеем в виду генезис феномена доверия в аспекте его взаимоувязанного установления на социально-экономическом ландшафте обеих компаний-участников.

При этом масштабность и продолжительность бизнеса в формате КЖЦ ВТП определяет актуальность видения «межкорпоративной солидарной экономики» как морально-этического по сути и социально-экономического по воздействию модулятора устойчивых деловых отношений между компаниями-участниками.

И, наконец, «межкорпоративная солидарная экономика» выступает социальным капиталом, определяющим поведенческие мотивы позитивности намерений компаний-участников с тем, чтобы в альтернативу возникающему из-за их ограниченной рациональности оппортунистическому феномену взращивать социально-экономическую природу доверительных бизнес-отношений [24-26] и тем самым значимо минимизировать трансакционные издержки [27, с. 122-126] при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Более того в деловых сообществах, основанных на принципах «межкорпоративной солидарной экономики», нет необходимости создавать механизмы широкого договорного и правового регулирования деловых отношений, поскольку в них формируется морально-нравственный консенсус, выступающий специфическим кредитным ресурсом кардинального повышения предпринимательской активности.

Образно говоря, практика введения этических норм «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП отображает собой обретение своего рода «виртуального колеса экономического поведения», обеспечивающего минимизацию трансакционных издержек посредством фундаментальной трансформации деловых партнерских отношений из состояния «трения скольжения» в состояние «трения качения», что предстает предметом весьма актуального направления – поведенческой экономики [28].

По сути дела, «межкорпоративная солидарная экономика» как достаточный императив в сочетании с «межкорпоративным разумным доверием», выступающим в свою очередь необходимым императивом [10], предстают основополагающим институциональным инструментарием снижения трансакционных издержек по фабуле теоремы Коуза [2] [29, с. 150-156].

Как следствие, «межкорпоративная солидарная экономика» в контексте теоремы Коуза, которую по аналогии с первым законом классической механики правомерно рассматривать как первый закон неоинституциональной экономики, выступает фундаментальным экономическим атрибутом, препятствующим проявлению трения при воздействии трансакционных издержек.

Отсюда «межкорпоративная солидарная экономика» является своего рода мультипликатором, продуцирующим дивиденды доверия и тем самым оказывающим глубокое воздействие на становление жизненной триады социального бытия: экономическое процветание, позитивная энергия и радость.

Таким образом «межкорпоративная солидарная экономика» обретает реальный управленческий смысл и становится достаточным социально-экономическим императивом институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, определяющим успешность устойчивого развития долгосрочных деловых отношений между компаниями-участниками.

Разработка и внедрение поведенческих моделей управления интеллектуальным капиталом на основе феномена «межкорпоративной солидарной экономики» дает столь же значимый экономический эффект как материальные инвестиции, что и определяет его актуальность в качестве системообразующего начала формирования архитектоники устойчивых долгосрочных бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП.

Целостность такого видения дает применение тринитарного подхода [3] к интерпретации социально-экономических явлений [30] посредством установления системной триады постановочных принципов феномена «межкорпоративной солидарной экономики», определяющей скоординированное выстраивание компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП долгосрочных хозяйственно-договорных отношений, а именно:

· Первый постановочный принцип: принятие и воплощение в жизнь компаниями-участниками КЖЦ ВТП постулата «Выиграл-Выиграл», определяющего обретение долгосрочного взаимовыгодного партнерства.

· Второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками КЖЦ ВТП практике прозрачного отображения бизнес-деятельности в доверенной среде на платформе блокчейна и цифрового двойника в контексте солидарно принятой системы формальных и неформальных норм ведения делового общения.

· Третий постановочный принцип: привязка финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП к удовлетворению интегрированного потребительского запроса на основе солидарно принятой системы оценки персонально внесенного ими вклада в достижение общего результата.

При этом первый постановочный принцип: принятие и воплощение в жизнь компаниями-участниками постулата «Выиграл – Выиграл», определяющего обретение долгосрочного взаимовыгодного партнерства выступает предтечей становления «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку именно данная философия взаимодействия напрямую соотносится с социокультурными факторами экономической успешности, равно как и с эффектом колеи [31, 32].

В основе стратегии «Выиграл – Выиграл», развитой Стивеном Кови [4] [33], лежит постулат: «Борьба между субъектами проигрывает взаимовыгодному сотрудничеству», в развитие которого «участник, поставивший себя на место партнера, сможет полноценно победить», что определяет собой выстраивание делового взаимодействия на арене сотрудничества, а не соперничества и тем самым выводит совместную работу на путь к успеху, достигаемому в канве зримого философского воззрения Элияху Голдратта [5] [34, 35].

Именно в таком контексте и строится эффективная взаимозависимость между компаниями-участниками КЖЦ ВТП, при которой во внимание берутся интересы каждой из сторон, в силу чего их оппортунистическое поведение преобразуется в доверительное партнерство и плодотворное сотрудничество.

Действенное воплощение парадигмы «Выиграл – Выиграл» означает, что все договоренности реализуются на арене сотрудничества, а не соперничества, а потому достигаемые решения предстают обоюдно выгодными для обеих сторон.

Когда сталкиваются интересы компаний-участников, «уступки» друг другу это не лучший способ выхода из конфликтной ситуации. Конечно, можно чем-то пожертвовать при поиске альтернативы, однако это неминуемо ведет к возникновению чувства разочарования и неудовлетворенности. Отсюда лучшей практикой построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП является сосредоточение внимания топ-менеджмента компаний-участников не на отстаивании или «ужатии» своих амбиций, а на обретении максимальной креативности и гибкости как в целях извлечения собственной выгоды, так и в нахождении средств обеспечения приоритетных интересов своего делового партнера [36, 37].

Тем самым применение стратегии «Выиграл – Выиграл» предстает актуальным действом при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП, поскольку установление доверительного партнерства на длительную перспективу намного продуктивнее, чем бескомпромиссная конфронтация, ведущая к финансовой дестабилизации и в конечном итоге к духовному опустошению.

Безусловно также и то, что успешность построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП посредством установки на ведение «межкорпоративной солидарной экономики» определяется скоординированным обретением топ-менеджерами компаний-участников навыков межличностного лидерства, обеспечивающих переход от независимости к взаимозависимости, что обуславливается наличием особого настроя ума и сердца, направленного на постоянный поиск взаимной выгоды на арене долгосрочного доверительного партнерства на основе принципа «Выиграл – Выиграл» в альтернативу порочному по своей природе соперничеству эгоцентрических установок, воплощающих принцип «Выиграл – Проиграл».

Действенность становления долгосрочного доверительного партнерства на основе принципа «Выиграл – Выиграл» определяется глубиной осознания членами советов директоров и правлений компаний-участников актуальности формирования эффективно функционирующей системы развития базисных и ключевых компетенций их топ-менеджерских команд на предмет совместной готовности к обретению лучшей практики построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, что предстает более приоритетной задачей, нежели вложение инвестиционных ресурсов и развитие производственных мощностей.

Залогом устойчивого инновационного развития компаний-участников КЖЦ ВТП выступает установка на целостное скоординированное обновление топ-менеджментом своих знаний и навыков, обеспечивающих действенное принятие передовых управленческих и технологических решений.

Кардинальным действием в этом направлении является организация гибкой образовательной платформы на основе долгосрочного партнерства c ведущим техническим университетом и бизнес-школой, аккредитованной по образовательной программе Executive MBA [1, глава 12, с. 191-208; 38-40].

Безусловно также и то, что при отсутствии у компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП «генетической схожести» по этическому культурному коду безосновательно ожидать обретения ими должной «межкорпоративной солидарной экономики» и, как следствие, скоординированно выраженного экономического преуспевания.

В свою очередь второй постановочный принцип: скоординированное следование компаниями-участниками КЖЦ ВТП практике прозрачного отображения бизнес-деятельности в доверенной среде на платформе блокчейна и цифрового двойника в контексте солидарно принятой системы формальных и неформальных норм ведения делового общения выступает необходимым условием становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку только при этом создается институциональная среда успешного развития долгосрочных доверительных взаимоотношений.

С наступлением эпохи Индустрии 4.0 [12-14] информационные технологии становятся инновационной основой глобальной цифровой трансформации всех сфер жизненного пространства социального общества и ключевым источником динамики его эффективного развития [41, 42].

Возникающий экзистенциальный вызов выводит процесс создания стоимости на всем протяжении жизненного цикла ВТП на принципиально новый коммуникативный уровень организации производства в условиях неотвратимо нарастающей сингулярности [18, 19] и турбулентности [20-22], что определяет собой необходимость формулирования понятия и последующей имплементации единого информационного пространства, охватывающего все аспекты деятельности компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Выразительным воплощением такого институционального подхода является создание доверенной экосреды эмерджентного искусственного интеллекта (далее – ЭИИ), обеспечивающей согласованное управление ресурсами компаний-участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на сетецентрической платформе мультиагентных сервисов (далее – СЦП МАС), которые выступают в роли когнитивных цифровых двойников как субъектов-участников, так и объектов-предметов управления [7]. При этом СЦП МАС предстает как инфраструктурная основа «коллективного протоинтеллекта», способного самостоятельно ставить и решать системные комплексные задачи.

Важнейшим аспектом институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП посредством доверенной экосреды ЭИИ на СЦП МАС является воплощение лучшей практики ведения «межкорпоративной солидарной экономики» в виртуальном транспарентном пространстве, обеспечивающей оперативную выработку, принятие и реализацию согласованных действий по снятию ограниченной рациональности и возможного оппортунизма компаний-участников, что ведет к получению объективной себестоимости ВТП в реальном времени, декомпозируемой до конкретного изделия и услуги на каждом производственном и сервисном сегменте деятельности.

При этом в основу институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП посредством доверенной экосреды ЭИИ на СЦП МАС закладываются методы и алгоритмы принятия за виртуальным «круглым столом» согласованных коллективных решений, что открывает путь к установлению долгосрочных и устойчивых деловых отношений между компаниями-участниками.

Организация построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, включая принятие решений, непосредственно влияющих на финансовые и производственные показатели компаний-участников, посредством доверенной экосреды ЭИИ на СЦП МАС требует использования технологий накопления данных «цифрового двойника», что обеспечивает их надлежащую подлинность и надежность.

Этому запросу отвечает применение так называемого распределенного реестра, или блокчейна [41-43], что позволяет реализовать такие дополнительные преимущества «цифрового двойника» как «смарт-контракт».

Действенное воплощение данного подхода требует от топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП обоюдной открытости и готовности к обретению лучшей практики установления целостной системы межкорпоративных формальных и неформальных связей на основе технологии блокчейна, позволяющей выстраивать бизнес-модели в реальном времени и единой информационной среде на цифровой платформе [43].

И, наконец, третий постановочный принцип: привязка финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП к удовлетворению интегрированного потребительского запроса на основе солидарно принятой системы оценки персонально внесенного ими вклада в достижение общего результата выступает достаточным условием становления «межкорпоративной солидарной экономики», поскольку этим определяется успешность согласованного обретения целевых приоритетов и намерений в контексте долгосрочного и устойчивого развития бизнес-отношений в формате КЖЦ ВТП в противовес возникновению оппортунистического поведения и конфликтных ситуаций.

Отсюда принципиально важно, что и система оценки удовлетворенности интегрированного потребительского запроса на ВТП, и система оценки персонально внесенного вклада компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в достижение общего результата должны в полной мере соответствовать солидарно принятому набору формальных и неформальных норм межкорпоративных правоотношений, являющемуся, в свою очередь, достаточным условием становления феномена «межкорпоративной солидарной экономики».

При этом, если система оценки удовлетворенности интегрированного потребительского запроса на ВТП должна основываться на внешних факторах по отношению к компаниям-участникам КЖЦ ВТП, то система оценки внесенного ими персонального вклада в достижение общего результата должна строиться на учете внутренних факторов, которые определяют эффективность стратегического управления организационными, финансовыми, технологическими, а главное, интеллектуальными ресурсами, задействованными на выполнение контрактных взаимоотношений в формате КЖЦ ВТП.

Как следствие, проведение объективной оценки персонально внесенного вклада компаниями-участниками КЖЦ ВТП в достижение общего результата способствует действенному становлению принципов «межкорпоративной солидарной экономики». Тем самым обретаются контуры организационно-управленческой системы воплощения лучшей практики «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Безусловно также и то, что глубинное восприятие императива «межкорпоративной солидарной экономики» основывается на кардинальной трансформации культурно-этического кода деловых отношений [31, 32] от намерения получения сугубо индивидуальной выгоды к обретению компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП долгосрочных взаимоприемлемых преимуществ, дающих им скоординированный выход на стратегическую конкурентоспособность в эпоху Индустрии 4.0 [12-14].

Тем самым феномен «межкорпоративной солидарной экономики» выступает системообразующим конструктом социально-экономической саморегуляции, устойчивости и управления, а потому несет в себе стратегическую аксиому построения устойчивых партнерских отношений в формате КЖЦ ВТП на основе установления понимания, диалога, согласия и сотрудничества.

Конструктивная реализация такого подхода обусловлена трансформацией топ-менеджеров компаний – участников построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в творческую команду единомышленников, объединенных мировоззренческим пониманием, приверженностью к общей системе культурно-этических ценностей, близостью профессиональных интересов, а потому способной согласованно приходить к институциональной выработке и решению приоритетно значимых задач в наступающем мире сингулярности и турбулентности [18-22].

Представленная на рисунке концептуальная конструкция императива «межкорпоративной солидарной экономики» применительно к построению бизнеса в формате «Института КЖЦ ВТП» основывается на изложенном в работе [8] методологическом подходе, выражающим собой фабулу тринитарно-коннективного [6] определения системно-структурной целостности.

При этом становление императива «межкорпоративной солидарной экономики» между кампаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП строится на целостном воплощении следующих исходных положений:

· Целостное осознание и совместное принятие топ-менеджментом компаний-участников КЖЦ ВТП установки на обретение солидарного экономического успеха посредством осуществления скоординированных действий по достижению межкорпоративных стратегических целей.

· Обретение компаниями-участниками КЖЦ ВТП единого информационного пространства ведения совместной деятельности на основе создания доверенной цифровой среды.

· Совместная разработка и принятие компаниями-участниками КЖЦ ВТП правил распределения финансового результата на основе учета всех видов персонально внесенного ими вклада, как то: предпринимательского, интеллектуального, финансового и материального – в удовлетворении конечного интегрированного потребительского запроса на ВТП.

Наряду с этим атрибутами становления бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики» являются:

· Солидарная приверженность топ-менеджмента компаний-участников КЖЦ ВТП установке на взращивание долгосрочных доверительных отношений в развитие парадигмы «Выиграл – Выиграл» как альтернативы проявлению оппортунистического поведения, строящегося на эгоцентричной парадигме «Выиграл / Проиграл».

· Согласованное проведение топ-менеджментом компаний-участников КЖЦ ВТП управленческих действий на поприще всеобъемлющего достижения межкорпоративных стратегических целей.

· Корректное и исчерпывающее отражение бизнес-транзакций в формате КЖЦ ВТП на основе единой информационной платформы.

· Проведение расчета финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП на основе совместно принятой системы определения оценки персонально внесенного ими вклада в удовлетворение востребованного интегрированного потребительского запроса.

Рисунок. Архитектоника концептуальной постановки императива «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате «Института КЖЦ ВТП» по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности

Источник: составлено авторами

В свою очередь методологическая система адаптации императива «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП основывается на следующих поведенческих установках:

· Целеполаганием топ-менеджмента компаний-участников должно являться не только и не столько определение способа распределения выгоды в формате поиска оптимума при «разрезании обретенного пирога», сколько инновационная нацеленность на увеличение его размера.

· Приоритетным инвестиционным направлением деятельности компаний-участников КЖЦ ВТП должно стать согласованное приумножение их интеллектуального капитала, способного определять и воплощать пути эффективного совместного развития в ответ на вызовы и тренды Индустрии 4.0.

· Распределение полученной выгоды между компаниями-участниками КЖЦ ВТП должно проводиться по согласованной оценке их индивидуального вклада в произведенные конечными потребителями выплаты.

И, наконец, целевыми ориентирами построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики» выступают:

· Максимизация общественной пользы построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП в результате экономической мотивации компаний-участников на полное удовлетворение интегрированного потребительского запроса.

· Обретение топ-менеджментом компаний-участников КЖЦ ВТП целостного осознания экономической позитивности становления партнерских отношений посредством упрочения «межкорпоративного разумного доверия» [10].

· Обеспечение долгосрочной стабильности бизнеса и устойчивого развития компаний-участников КЖЦ ВТП в условиях вызовов и трендов Индустрии 4.0.

· Повышение эффективности бизнес-процессов, снижение рисков и устранение потенциальных проблем.

· Внедрение инновационных методов и средств цифровой экономики.

Подводя итог изложенному, видится актуальным рассмотрение «Дорожной карты» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между компаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики»:

Этап 1. Актуализация, адаптация и имплементация системной триады постановочных принципов по фабуле «межкорпоративной солидарной экономики» применительно к деятельности компаний-участников КЖЦ ВТП.

Этап 2. Проведение системной работы топ-менеджмента компаний-участников КЖЦ ВТП в формате Круглого дискуссионного стола как долгосрочной инициативы, функционирующей на принципах «межкорпоративной солидарной экономики» на протяжении всего периода их совместной бизнес-деятельности.

Этап 3. Постановка деятельности Координационного проектного офиса на основе горизонтального сетевого доверительного взаимодействия бизнес-единиц компаний-участников, причастных к выполнению КЖЦ ВТП.

Этап 4. Подготовка топ-менеджмента компаний-участников как единой творческой команды профессионалов на Корпоративной образовательной платформе в формате Executive MBA.

Представляется безусловным также и то, что действенным средством воплощения концепции «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП выступает установление компаниями-участниками методологических основ [1, глава 2, с. 47-64] постановки и разработки взаимоприемлемого способа согласованного управления ресурсами с дифференцированным определением их вклада в обретение конечного экономического результата.

Заключение

Определено понятие «межкорпоративной солидарной экономики» как достаточного социально-экономического императива институционального построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП, становящегося самой ценной валютой в наступающую эпоху сингулярности и турбулентности [18-22].

В развитие данного представления раскрыто предметное содержание феномена «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП по фабуле тринитарно-коннективного определения системно-структурной целостности посредством отображения следующих постановочных принципов: 1) принятие и воплощение в жизнь компаниями-участниками КЖЦ ВТП постулата «Выиграл – Выиграл», определяющего обретение долгосрочного взаимовыгодного партнерства; 2) скоординированное следование компаниями-участниками КЖЦ ВТП практике прозрачного выражения бизнес-деятельности в доверенной среде на платформе блокчейна и цифрового двойника в контексте солидарно принятой системы формальных и неформальных норм ведения делового общения; 3) привязка финансового результата компаний-участников КЖЦ ВТП к удовлетворению интегрированного потребительского запроса на основе солидарно принятой системы оценки персонально внесенного ими вклада в достижение общего результата.

При этом определена целостная система исходных положений, атрибутов и поведенческих установок позиционирования императива «межкорпоративной солидарной экономики» при построении бизнеса в формате КЖЦ ВТП.

Как итог, сформулированы целевые ориентиры и «Дорожная карта» поэтапного становления долгосрочных устойчивых бизнес-отношений между кампаниями – участниками построения бизнеса в формате КЖЦ ВТП на платформе «межкорпоративной солидарной экономики».

Положения настоящей статьи представлены в одноименном докладе на VII Всероссийской научно-практической конференции: «Системы управления жизненным циклом высокотехнологичных платформ, высокотехнологичной продукции в машиностроении: современные вызовы, новые источники роста» [Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 17 апреля 2024 г.].

POST SCRIPTUM

Историческим выражением феномена «межкорпоративной солидарной экономики» выступает образ возникшего в середине XIII века Ганзейского союза как первой частной контрактной юрисдикции вольных городов, доминировавшей в морской торговле на северо-европейском средиземноморье.

На вершине своего расцвета, пришедшего на вторую половину XIV – начало XV вв., Ганзейский союз объединял около 160 свободных городов Северо-Западной Европы, а под его влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов. К началу XIV в. торговый флот Ганзейского союза достиг тысячи судов.

При этом Ганзейский союз являлся политическим и экономическим сообществом торговых свободных городов, не имевшим такие атрибуты государственной власти как налоговые сборы и регулярную армию, что не мешало ему активно присутствовать на международной арене при крайне неохотном прибегании к использованию военной силы.

Основными инструментами влияния Ганзейского союза на участников торговли и поиска компромиссов являлись экономические – добровольность вхождения, переговоры, торговые преференции, концессии на определенные типы деятельности, снижение тарифов, гарантии сохранности материальных ценностей и безопасности торговых представителей, денежные платежи, меры хозяйственного принуждения, вступление в другие союзы.

Распространение Ганзы около 1400 года Миниатюра шмуцтитула Исторический справочник Гамбургского права 1475 года профессора Г. Дройзена. Музей истории Гамбурга. Опубликован Р. Андре, 1886 г. Автор: Абсолон Штумме.

[1] Смысловым выражением мира VUCA / TUNA / BANI /SHIVA / TACI является научно-футурологическое видение радикальности преобразования современного мироустройства через призму научного понимания неотвратимой сингулярности грядущего.

VUCA – акроним английских слов Volatility (изменчивость), Uncertainty (неопределенность), Complexity (сложность) и Ambiguity (неоднозначность).

TUNA – акроним английских словTurbulent (турбулентный), Uncertain (неопределенный), New (новый) и Ambiguous (неоднозначный).

BANI – акроним английских слов Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный), Incomprehensible (непостижимый).

SHIVA – акроним английских слов Split (расщепленный), Horrible (ужасный), Inconceivable (невообразимый), Vicious (беспощадный), Arising (возрождающийся)

TACI – акроним английских слов Turbulent (турбулентный), Accidental (случайный), Chaotic (хаотичный) и Inimical (враждебный).

[2]Рональд Гарри Коуз считается основоположником неоинституциональной экономической теории, получившим Нобелевскую премию по экономике 1991 года «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики».

[3] Тринитарность (от греч. <trias> и лат. <trinitas>) – в научном трактовании постулат о всеобщей троичности целого, строение которого определяет единение тройственности в формате системной триады как предельного элемента синергетического сочленения.

[4] Стивен Р. Кови – видный американский консультант и преподаватель в области организационному управлению. Известен как лектор и автор книги «7 навыков высокоэффективных людей», названной журналом «TIME» в августе 2011 года одной из 25 наиболее влиятельных книг по бизнесу.

[5] Элияху Моше Голдраттсоздатель теории ограничений (TOCTheory of Constraints). Прославился как автор нескольких бестселлеров в сфере деловой научно-популярной литературы. Наиболее популярная книга «Цель» [34], впервые изданная в 1984 году, переведена на многие языки, что принесло автору мировую известность и способствовало утверждению Теории ограничений.

[6] Коннективность (от лат. <connexio>) – связность (сочленение) элементов системы, их способность к взаимодействию, приводящему к ее функциональной целостности.


References:

Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya: realii i sovremennye vyzovy [The Fourth Industrial Revolution: Realities and Modern Challenges] (2018). SPb. : Izd-vo Politekhn. un-ta. (in Russian).

Geraklit Efesskiy: vse nasledie [Heraclitus of Ephesus: the whole legacy] (2012). M. : OOO «Ad Marginem Press». (in Russian).

Aleksandrova E.V., Posadov I.A., Stepov V.V. (2015). Rol i mesto Korporativnoy obrazovatelnoy programmy Kholdinga «RZhD» v modulnom formate Executive MBA Stokgolmskoy shkoly ekonomiki: itogi semi let raboty [The role and place of the Corporate Educational Program of the Russian Railways Holding in the modular format of the Executive MBA of the Stockholm School of Economics: the results of seven years of work]. Korporativnye universitety. (55). 49-54. (in Russian).

Auzan A.A. (2022). Kulturnye kody ekonomiki: Kak tsennosti vliyayut na konkurentsiyu, demokratiyu i blagosostoyanie naroda [Cultural codes of the economy: How values affect competition, democracy and the well-being of the people] M. : Izdatelstvo AST. (in Russian).

Barker Dzhoel (2007). Paradigmy myshleniya: Kak uvidet novoe i preuspet v menyayushchemsya mire [Paradigms of thinking: How to see new things and succeed in a changing world] M. : Alpina Biznes Buks. (in Russian).

Barker Dzhoel (2019). Operezhayushchee myshlenie: Kak uvidet trend ranshe drugikh [Proactive thinking: How to see a trend before others] M. : Alpina Pablisher. (in Russian).

Bek Don, Larsen Teddi, Solonin Sergey i dr. (2019). Spiralnaya dinamika na praktike: Model razvitiya lichnosti, organizatsii i chelovechestva [Spiral dynamics in practice: A model for the development of personality, organization and humanity] M. : Alpina Pablisher. (in Russian).

Blummart T. (2019). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya i biznes: Kak konkurirovat i razvivatsya v epokhu singulyarnosti [The Fourth Industrial Revolution and Business: How to Compete and Develop in the Age of Singularity] M. : Alpina Pablisher. (in Russian).

Cascio Jamais Facing the Age of Chaos. Apr 29, 2020. Retrieved May 28, 2024, from medium.com/@cascio/

Deming Edvards (2020). Vyhod iz krizisa: novaya paradigma upravleniya lyudmi, sistemami i protsessami [Overcoming the crisis: a new paradigm for managing people, systems and processes] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Dyshkantyuk A.V., Posadov I.A., Skobelev P.O. Trishankov V.V. (2022). Kontseptualnye osnovy postroeniya biznesa v formate «Instituta kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii» v ekosisteme emerdzhentnogo intellekta na setetsentricheskoy platforme multiagentnyh servisov [Conceptual foundations for institutional business building in the high-tech product lifecycle contract through a trusted eco-environment of emergent artificial intelligence on a network-centric multi-agent services platform]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1463-1484. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.

Dyshkantyuk A.V., Posadov I.A., Skobelev P.O. Trishankov V.V. (2022). Sistemno-inzhenernoe myshlenie kak metodologicheskiy podkhod k institutsionalnomu postroeniyu biznesa v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [System engineering thinking as a methodological approach to the institutional building of a business in the format of a high-tech product life cycle contract]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1261-1282. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.

Ertel K., Solomon L.K. (2016). Strategicheskaya sessiya: Kak obespechit poyavlenie proryvnyh idey i nestandartnoe reshenie problem [Strategic session: How to ensure the emergence of breakthrough ideas and non-standard solutions to problems] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Fukuyama F. (2004). Doverie: sotsialnye dobrodeteli i put k protsvetaniyu [Trust: Social Virtues and the Path to Prosperity] M. : OOO «Izdatelstvo ACT»: ZAO NPP «Ermak». (in Russian).

Goldratt E. (2018). Tsel-2. Delo ne v vezenii [The Goal 2. It's not about Luck.] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Goldratt Eliyakhu (2012). Tsel: protsess nepreryvnogo sovershenstvovaniya [Goal: the process of continuous improvement] M. : Sberbank. (in Russian).

Imamov M. (2022). Tsifrovizatsiya i obshchestvo: epokha peremen [Digitalization and society: an era of change] SPb.: SUPER Izdatelstvo. (in Russian).

Kouz R. (2007). Firma, rynok i pravo [Firm, market and law] M.: Novoe izdatelstvo. (in Russian).

Kovalenko E.A., Posadov I.A., Stepov V.V. (2010). Rol i mesto Korporativnoy obrazovatelnoy programmy Kholdinga «RZhD» v modulnom formate Executive MBA Stokgolmskoy shkoly ekonomiki v strategii razvitiya kompanii [The role and place of the Corporate Educational Program of the Russian Railways Holding in the modular Executive MBA format of the Stockholm School of Economics in the company's development strategy]. Korporativnye universitety. (27). 34-39. (in Russian).

Kovi S. ml. (2019). Skorost doveriya: To, chto menyaet vsyo [The Speed of Trust: What Changes Everything] M.: Alpina Pablisher. (in Russian).

Kovi Stiven (2013). Razumnoe doverie: [dostizhenie protsvetaniya, sily i radosti v nashem nedoverchivom mire] [Reasonable trust: achieving prosperity, strength and joy in our distrustful world] Minsk : Popurri. (in Russian).

Kovi Stiven R. (2009). Sem navykov vysokoeffektivnyh lyudey: Moshchnye instrumenty razvitiya lichnosti [Seven Skills of Highly Effective People: Powerful Tools for Personal Development] M. : Alpina Biznes Buks. (in Russian).

Mavrin A.N., Posadov I.A., Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2022). Kontseptualnoe videnie postanovki strategicheskogo upravleniya institutsionalnym postroeniem v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [Conceptual vision of strategic management of institutional business building in the life cycle contract format for high-tech products]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2455-2476. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.

Mavrin A.N., Posadov I.A., Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2023). ESG-strategiya kak kontseptualnoe videnie institutsionalnogo postroeniya v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [Esg strategy as a conceptual vision for institutional business design in the format of a high-tech product lifecycle contract]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 193-214. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116901.

Mavrin A.N., Posadov I.A., Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2023). Fenomen «mezhkorporativnogo razumnogo doveriya» kak neobkhodimyy sotsialno-ekonomicheskiy imperativ institutsionalnogo postroeniya biznesa v formate kontakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii. – [The phenomenon of “inter-corporate reasonable trust” as a necessary socio-economic imperative of building a business in the form of a high-tech lifecycle contract]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (3). 1513-1530. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.3.118471.

Opryatnaya O.N. (2004). Osnovaniya trinitarnogo podkhoda k interpretatsii sotsialnyh protsessov [The foundations of the trinitarian approach to the interpretation of social processes] M.: Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).

Petrov S.T. (2022). Tsifrovaya revolyutsiya. Tsifrovaya ekonomika. Tsifrovaya noosfera [The digital revolution. The digital economy. The digital noosphere] M. : Izdatelstvo «Pero». (in Russian).

Piters Tom (2020). Strategiya sovershenstva. Kak dobitsya uspekha v epokhu peremen i iskusstvennogo intellekta [The strategy of perfection. How to succeed in an era of change and artificial intelligence] M. : Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Posadov I. A. (2020). Institualizatsiya postroeniya biznesa v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii: paradigma myshleniya [Institutionalization of business building in the format of a contract for the life cycle of high-tech products: a paradigm of thinking] SPb.: Izdatelstvo «Strategiya budushchego». (in Russian).

Rodzher Fisher, Uilyam Yuri, Bryus Patton (2020). Peregovory bez porazheniya. Garvardskiy metod [Negotiations without defeat. The Harvard method] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Shvab Klaus (2017). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth Industrial Revolution] Moskva : Izd-vo «E». (in Russian).

Shvab Klaus (2018). Tekhnologii Chetvertoy promyshlennoy revolyutsii [The Fourth Industrial Revolution Technology] M. : Eksmo. (in Russian).

Smyth H.J. (2005). Trust in the Design Team Architectural Engineering and Design Management. (1). 211-223.

Stepov V.V., Posadov I.A. (2014). Transformatsiya organizatsionnoy kultury Kholdinga «RZhD» kak prioritetnoe napravlenie deyatelnosti Korporativnoy obrazovatelnoy programmy v modulnom formate Executive MBA Stokgolmskoy shkoly ekonomiki [Transformation of the organizational culture of the Russian Railways Holding as a priority area of the Corporate Educational Program in the modular format of the Executive MBA of the Stockholm School of Economics]. Pult upravleniya. (4). 36-41. (in Russian).

Taler R. (2020). Novaya povedencheskaya ekonomika: pochemu lyudi narushayut pravila traditsionnoy ekonomiki i kak na etom zarabatyvat [The new behavioral economy: why people violate the rules of the traditional economy and how to make money from it] Moskva : Eksmo. (in Russian).

Tapskott D., Tapskott A. (2017). Tekhnologiya blokcheyn: to, chto dvizhet finansovoy revolyutsiey segodnya [Blockchain Technology: What is Driving the Financial Revolution Today] M.: Eksmo. (in Russian).

Uilyamson Oliver Iton (1996). Ekonomicheskie instituty kapitalizma: Firmy, rynki, «otnoshencheskaya» kontraktatsiya [Economic institutions of capitalism: Firms, markets, relational contracting] SPb: Lenizdat. (in Russian).

Valinskiy O.S., Mavrin A.N., Posadov I.A., Skobelev P.O. Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2021). Sistemnaya triada fundamentalnyh predposylok k institutsionalnomu postroeniyu biznesa v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [A systematic triad of fundamental prerequisites for the institutional construction of a business in the format of a contract for the life cycle of high-tech products]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 745-766. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.

Valinskiy O.S., Mavrin A.N., Posadov I.A., Skobelev P.O. Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2021). Sistemnaya triada korporativno-tsennostnyh ustanovok institutsionalnogo postroeniya biznesa v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [Systemic triad of corporate-value attitudes of institutional business building in the format of a life cycle contract for high-tech products]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1521-1542. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.

Valinskiy O.S., Mavrin A.N., Posadov I.A., Skobelev P.O. Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2021). Sistemnaya triada osnovopolagayushchikh printsipov institutsionalnogo postroeniya biznesa v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [A system triad of the fundamental principles of institutionalization of building a business in the format of a contract for the life cycle of high-tech products]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 1105-1118. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112278.

Valinskiy O.S., Mavrin A.N., Posadov I.A., Skobelev P.O. Trishankov V.V., Khimich E.Yu. (2022). Kontseptualnye osnovy upravleniya preimushchestvami i riskami pri postroenii biznesa v formate kontrakta zhiznennogo tsikla vysokotekhnologichnoy produktsii [Conceptual foundations of benefits and risks management when building a business in the format of a life cycle contract for high-tech products]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 237-258. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113903.

Vindzh Vernor (2019). Singulyarnost [The Singularity] Moskva : Izdatelstvo AST. (in Russian).

Yakunin Vladimir (2018). The Treacherous Path: An Insider's Account of Modern Russia

Страница обновлена: 08.04.2025 в 17:46:12