Современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России

Шичкин И.А.1, Умнов В.А.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80404121

Аннотация:
В статье рассматриваются тенденции развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Анализируется динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства в России за период 2016–2025 гг. Приводится распределение субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе федеральных округов. Обозначены виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, численность занятых в этой сфере, финансовые результаты, а также объем уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов и страховых взносов. Охарактеризовано текущее состояние малого и среднего предпринимательства в России. Выделен ряд проблем в сфере малого и среднего предпринимательства, требующих выработки и принятия системных решений. Актуализированы ключевые вызовы и угрозы для эффективного функционирования сферы малого и среднего предпринимательства в условиях диверсификации и суверенизации российской экономики

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес, юридические лица, индивидуальные предприниматели, микропредприятия, самозанятые

JEL-классификация: L26, M21



ВВЕДЕНИЕ

В условиях беспрецедентного внешнего политического и экономического давления, Россия сталкивается с необходимостью адаптации к новым глобальным и внутренним вызовам, определяющим динамику её перспективного развития. С 2022 г. Россия интенсифицировала реализацию политики импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета, осуществляя перевод части внешнеэкономических расчетов в рублях и валютах дружественных стран.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью усиления роли малого и среднего предпринимательства в обеспечении диверсификации и суверенизации российской экономики. Реализация указанной задачи требует от предпринимательского сектора гибкости, инновационного подхода и устойчивости к изменениям [19]. В этой связи существует потребность в выявлении и анализе современных вызовов и угроз для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которые могут подорвать их стабильность и развитие. Понимание этих факторов позволит разработать стратегические подходы и меры по укреплению позиций российского бизнеса, а также обеспечить его адаптацию к меняющейся внешней и внутренней среде [22].

В представленной статье авторы опираются на теоретико-прикладные подходы и позиции различных авторов, фокусирующихся на проблематике функционирования предпринимательского сектора. Работа Шевцовой В.В. посвящена динамике развития малого предпринимательства в России [25]. Исследования таких авторов, как Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. [9], Келарев В.В. [10], Коваль В.В. [11], Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. [12] связаны с особенностями развития малого и среднего предпринимательства в условиях перманентных кризисов и волатильной бизнес-среды. Такмашева И.В. [19] обращается к сфере малого и среднего предпринимательства России в период санкционного давления. Неопуло К.Л. [16], Шохин А.Н., Маякина С.С., Проскурин А.В. [27], Янченко А.Ю., Ляшенко Е.А. [29] характеризуют перспективные формы и инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, данное исследование будет способствовать восполнению научных лакун в идентификации современных вызовов и угроз для малого и среднего предпринимательства в условиях диверсификации и суверенизации национальной экономики.

Цель исследования – проанализировать современные тенденции развития отечественного сегмента малого и среднего предпринимательства в направлении установления ключевых вызовов и угроз для эффективного функционирования сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов диверсификации и суверенизации российской экономики.

Научная новизна статьи заключается в спецификации тенденций и контуров развития малого и среднего предпринимательства в России для актуализации современных вызовов и угроз, затрагивающих функционирование сферы МСП в условиях диверсификации и суверенизации российской экономики.

Гипотеза исследования: идентификация современных вызовов и угроз для субъектов малого и среднего предпринимательства позволит органам государственной власти выработать адекватные стратегические подходы и меры для усиления роли российского бизнеса в обеспечении диверсификации и суверенизации экономики страны.

Методы исследования включают анализ существующих научных публикаций, статистических данных, результатов социологических опросов и исследование вызовов и угроз для сферы МСП в кризисных условиях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В количественном отношении, сфера МСП составляет значительную долю предпринимательского сектора России, в частности по числу хозяйствующих субъектов, численности занятых, объему уплаченных налогов и страховых взносов. Так, согласно данным ФНС России по состоянию на 1 января 2025 г., в едином государственном реестре юридических лиц насчитывалось 3,23 млн юридических лиц, из них 2,62 млн являются коммерческими организациями [18]. Доля МСП в общей численности юридических лиц составляет 86%. Количество индивидуальных предпринимателей в России превышает 4,3 млн, подавляющее большинство которых официально относится к категории МСП. Кроме того, в последние годы возрастает численность самозанятых граждан, также принадлежащих к сфере МСП.

В рамках достижения национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», запланировано увеличение количества малых и средних предприятий и рост численности занятых в сфере МСП до 25 млн человек [1]. Несмотря на глобальные вызовы, такие как пандемия COVID-19 и международные санкции против России, введенные после начала спецоперации в феврале 2022 года, сегмент МСП продолжает демонстрировать заметный рост. В период с 2016 года в России число субъектов малого и среднего бизнеса без учета самозанятых, выросло на 19,3%, достигнув отметки в 6,59 миллиона единиц к 10 января 2025 года. Среди них 12 212 имеют статус социальных предприятий.

Текущее количество субъектов МСП превысило значение доковидного уровня января 2020 года (+11%) и данный показатель с момента начала специальной военной операции России на Украине (+12%). Подавляющее большинство субъектов МСП (свыше 96%) представлено микробизнесом. Доля средних предприятий составляет всего 0,3%. Количество микропредприятий с августа 2016 г. возросло на 17,4% к январю 2025 г. Наибольший рост общего количества субъектов МСП в России, в том числе микропредприятий, произошел в 2023 г. (5,8%), который характеризовался усилением внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию (рис. 1).

Рисунок 1 – Общее количество субъектов МСП в России, единиц

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

С начала 2022 г. на 14,2% наблюдается рост количества субъектов МСП в категории «средние», что в абсолютном значении выше допандемийного уровня (20 959 к январю 2025 г. против 17 045 единиц в январе 2020 г.). Однако в разрезе малых предприятий, достигнутое к январю 2025 г. значение по-прежнему на 15,4% ниже уровня 2016 г.

Динамика превышения доли индивидуальных предпринимателей над численностью юридических лиц, к 2025 году привела к почти двукратному их преобладанию (рис. 2).

Рисунок 2 – Количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (данные по состоянию на 10 января отчетного года)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

По данным Федеральной налоговой службы, российский сектор малого и среднего предпринимательства ежегодно прирастал на более чем миллион новых хозяйствующих субъектов на протяжении периода с 2016 по 2025 год (рис. 3).

Рисунок 3 – Количество вновь созданных субъектов МСП, единиц

(данные на 31 декабря)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Данные для расчета показателя «Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства» // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html?t=1731961684938 (дата обращения: 15.01.2025).

Единственным исключением стал пандемийный 2020 год, по итогам которого было зарегистрировано всего 822,7 тыс. новых субъектов МСП, что на 22,5% меньше аналогичного периода прошлого года (рис. 4).

Рисунок 4 – Изменение количества субъектов МСП

(в % к аналогичному периоду прошлого года)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Российская бизнес-среда территориально разнообразна, однако самая высокая концентрация малых и средних предприятий наблюдается в двух федеральных округах – Центральном и Приволжском, где сосредоточено порядка 50% всех МСП (рис. 5). Наибольшее количество субъектов МСП приходится на Москву (910 383) и Московскую обл. (457 770), что в совокупности составляет 65,6% подобных предприятий ЦФО. В ТОП-5 представительных регионов с большой долей МСП также входят Санкт-Петербург (378 258), Краснодарский край (308 548), Свердловская обл. (213 478). Среди регионов ПФО наибольшее количество малых и средних предприятий зафиксировано в четырех субъектах. Лидером является Татарстан со значением в 178 255 предприятий, далее располагаются Башкортостан (141 819), Самарская обл. (134 885) и Нижегородская обл. (130 300). Юго-Западные регионы Российской Федерации (Херсонская обл., Запорожская обл., Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика) насчитывают 116 045 субъектов МСП.

Рисунок 5 – Распределение субъектов МСП в разрезе федеральных округов, единиц (%), (данные по состоянию на 10.01.2025)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Распределение субъектов МСП в разрезе федеральных округов в течение последних восьми лет отличалось устойчивым процентным соотношением, несмотря на влияние пандемии COVID-19 и внешнее санкционное давление. При этом абсолютный прирост численности МСП наблюдался во всех федеральных округах за исключением Сибирского ФО. Центральный федеральный округ усилил численное превосходство над другими округами в результате прироста с 2016 г. доли субъектов МСП на 21,5%.

Сфера МСП в России представлена преимущественно розничной и оптовой торговлей, деятельностью автомобильного грузового транспорта, строительством жилых и нежилых зданий, арендой и управлением имуществом (табл. 1).

Таблица 1 – Виды деятельности субъектов МСП в России по ОКВЭД

Вид деятельности
10.01.2022
10.01.2023
10.07.2024
Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет
10% (124 271)
14% (197 675)
19% (302 293)
Деятельность автомобильного грузового транспорта
16% (201 463)
15% (212 562)
15% (242 192)
Строительство жилых и нежилых зданий
15% (194 411)
15% (205 704)
13% (211 080)
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
11% (138 949)
7% (102 546)
11% (170 763)
Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
11% (143 468)
10% (144 045)
10% (150 781)
Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания
8% (105 947)
8% (107 046)
7% (110 868)
Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом
8% (100 238)
11% (148 832)
7% (106 611)
Торговля оптовая неспециализированная
7% (94 782)
7% (102 165)
6% (96 968)
Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
7% (89 076)
6% (89 437)
6% (94 305)
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
7% (93 801)
6% (88 993)
6% (91 893)
Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

За последние несколько лет, структура сектора малого и среднего предпринимательства практически не претерпела изменений. Вследствие развития информационно-коммуникационных технологий увеличивается доля МСП в сфере розничной торговли по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.

В соответствии с принятой Министерством экономического развития России 23 апреля 2019 года методике расчета показателя «Численность занятых в сфере МСП, включая ИП», утвержденной приказом № 239, количество работников в секторе малого и среднего бизнеса начиная с 2020 года демонстрирует ежегодный рост на уровне примерно 10% (рис. 6). Численность работников в секторе малого и среднего предпринимательства в 2023 г. составляла свыше 18,5 миллионов человек.

Анализ кадрового состава указывает на дифференциацию в численности персонала в зависимости от масштабов бизнеса: средние предприятия насчитывают около 124 работников, малые – 34, микропредприятия – 5 человек (сведения за 2023 год среди организаций, отчитывающихся по страховым взносам). По данным Счетной палаты РФ и Минэкономразвития России, уже к середине 2021 года число занятых в секторе малого и среднего предпринимательства превысило плановое значение в 23 миллиона человек. При этом в рамках национального проекта «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», данный целевой индикатор планировалось достичь лишь к 2024 году.

Рисунок 6 – Численность занятых в сфере МСП, млн человек

Источник: составлено авторами на основе данных Минэкономразвития России // Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019–2023 гг. / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/f1c2180f1319ea2480ac174fa780a37b/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rf_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_2019_2023_gg.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

Доля самозанятых физических лиц, использующих режим «Налог на профессиональный доход», демонстрирует колоссальный рост. Если сравнивать показатели последних пяти лет, то можно увидеть впечатляющую динамику. Численность самозанятых возросла с 340 тыс. человек в 2019 году до 8,82 миллионов в 2023 г. С учетом индивидуальных предпринимателей (598 571) по состоянию на 31.12.2024 г. их число приближается к 12,2 млн чел. Стремительный рост и привлекательность самозанятости в России, определяется бурным развитием ИКТ, информационно-коммуникационной сети Интернет, фриланса, а также созданием благоприятных условий для самозанятых граждан в результате принятия нормативно-правовых актов и законодательных новелл, в том числе применение специального налогового режима (ставки от 4% до 6%).

Региональный профиль самозанятых физических лиц и индивидуальных предпринимателей смещён в пользу регионов Центрального и Приволжского федеральных округов (рис. 7).

Рисунок 7 – Распределение самозанятых по федеральным округам, чел. (%),

(данные по состоянию на 31.12.2024)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

В региональном разрезе наибольший прирост количества работников МСП зафиксирован в Республике Калмыкия и Чеченской Республике (рис. 8).

Рисунок 8 – Прирост количества работников МСП в субъектах Российской Федерации по итогам 2023 г. к 2019 г., %

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России содержит показатель «Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников)». Согласно последним данным по состоянию на 10 января 2025 г., сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП в России составила 15 065 593 чел., в том числе работников малых предприятий – 5 942 174 чел. и средних предприятий – 2 035 529 чел. В анализируемый период, несмотря на увеличение количества субъектов МСП, наблюдается сокращение среднесписочной численности работников на 6,4%, что составляет более чем 1 млн чел. с 10 декабря 2017 г. Особенно заметно это снижение в категории микропредприятий, где на 10 января 2025 г. было занято наибольшее число работников – 7 087 890 чел.

В ходе исследования установлено, что в разрезе федеральных округов наблюдается взаимосвязь числа занятых с количеством субъектов МСП. В тройку лидеров по числу занятых в сфере малого и среднего предпринимательства входят Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа (рис. 9).

Рисунок 9 – Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП в разрезе федеральных округов, чел.

(по состоянию на 10.01.2025)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Наряду с увеличением количества субъектов МСП, возрастают их совокупные доходы (рис. 10).

Рисунок 10 – Доходы субъектов МСП, трлн рублей

Источник: составлено авторами по данным Министерства экономического развития Российской Федерации // Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019–2023 гг. / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/f1c2180f1319ea2480ac174fa780a37b/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rf_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_2019_2023_gg.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

Наблюдается устойчивая динамика значения (свыше 20%) доли субъектов МСП в ВВП. Возрастает вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны (рис. 11). Между тем, данное значение по-прежнему в два-три раза ниже показателей таких стран, как США, Китай, Италия, Финляндия и др.

Рисунок 11 – Доля субъектов МСП в ВВП (в процентах, в текущих ценах)

Источник: составлено авторами по данным Росстата // Малое и среднее предпринимательство в России. 2024: Стат.сб. / Росстат. – M., 2024. – 97 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal_pred_2024.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

В 2022 году при общем объеме ВВП России, составившем более 155 триллионов рублей в текущих ценах, малый и средний бизнес обеспечил создание добавленной стоимости на сумму, превышающую 29,5 триллиона рублей. В 2023 году субъекты МСП внесли вклад в консолидированный бюджет в объеме 9,15 триллионов рублей, что означает рост на 74,5% по отношению к 2019 году (рис. 12).

Рисунок 12 – Всего уплачено субъектами МСП налогов и страховых взносов за 2019–2023 гг., млрд рублей

Источник: составлено авторами по данным ФНС России // Данные по формам статистической налоговой отчётности / ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms (дата обращения: 11.01.2025).

Значимый рост произошел на фоне введения мер поддержки для субъектов МСП, в частности, снижения страховых взносов. Это говорит о высоком потенциале малого и среднего бизнеса в стимулировании экономического развития и укреплении финансового благосостояния страны. Уровень налоговой нагрузки (сумма уплаченных налогов к сумме доходов предприятий МСП) в 2019 г. и в 2023 г. составил 5,2%.

Структура произведенных субъектами МСП налоговых и страховых отчислений, свидетельствует о высокой доле НДС, НДФЛ, налога на прибыль и страховых взносов (рис. 13).

Рисунок 13 – Распределение по уплаченным субъектами МСП налогам и страховым взносам в 2023 г.

Источник: составлено авторами по данным ФНС России // Данные по формам статистической налоговой отчётности / ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms (дата обращения: 11.01.2025).

Анализ показал, что в сегменте малого и среднего предпринимательства преобладают индивидуальные предприниматели и микропредприятия, при этом доля средних предприятий в структуре субъектов МСП в России составляет всего 0,3%. Текущее значение данного показателя является максимальным за последние 8 лет.

Современные экономические реалии и вызовы требуют кардинальной реструктуризации отраслевой структуры предпринимательства [12]. Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2021 год, средние предприятия преобладают в сельском хозяйстве, строительстве и производственной сфере [17, 21]. В то же время сектор услуг и коммерческая деятельность являются основной специализацией для 47,6% малых предприятий.

В последние годы в России происходит рост регистраций ИП на фоне сокращения доли юридических лиц. Статистика показывает, что с 2017 по 2025 год произошло существенное перераспределение: количество ИП возросло на величину свыше 1 млн, в то время как число юридических лиц сократилось более чем на 500 тыс. Такой переход обусловлен привлекательностью статуса индивидуального предпринимателя: упрощенная система налогообложения, минимум бюрократии и значительно меньшие затраты на администрирование [14]. Между тем, наблюдается существенный дисбаланс в территориальном распределении субъектов малого и среднего предпринимательства. Половина всех МСП сконцентрирована всего в десяти регионах страны. В Приволжском и Центральном федеральных округах сосредоточена основная масса предприятий МСП. Если в ПФО в сфере малого и среднего предпринимательства трудится каждый третий работающий гражданин, то в ЦФО доля занятых в МСП достигает 43% от экономически активного населения.

Несмотря на амбициозные планы национального проекта «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» по увеличению доли МСП в ВВП к 2024 году до 32,5%, фактический объем вклада предприятий малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт ниже планового значения, а динамика показателя характеризуется недостаточными темпами роста [17]. Тем не менее реализация задач национального проекта «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» выступила катализатором в решении комплекса социальных проблем, связанных с малым и средним бизнесом:

– отечественный сектор МСП в период пандемии способствовал поддержанию уровня занятости в стране, обеспечив сохранение рабочих мест, стабильность заработных плат для занятых и финансовую устойчивость российских домохозяйств;

– введение законодательных новелл в налоговый кодекс позволило интегрировать самозанятых граждан в легальную экономику в результате их вывода из неформального сектора.

В результате реализации мер государственной поддержки и гибкости предпринимателей, малый и средний бизнес успешно преодолел вызовы пандемийного кризиса 2020–2022 гг. [9]. Эффективная адаптация этого сектора экономики позволила не только сохранить деловую активность, но и обеспечить стабильные налоговые поступления в бюджет, а также выполнить все социальные обязательства [11]. Предпринимательский сектор продемонстрировал устойчивость и доказал важность собственной роли в поддержании экономической стабильности страны во время глобальных потрясений [10].

В настоящее время негативные последствия пандемического кризиса в России практически преодолены, при этом влияние специальной военной операции на Украине в гораздо большей степени сказывается как на мировой, так и на российской экономике вследствие различного рода санкций и рестрикций. В условиях внешнего политического и экономического давления, государство усиливает политику по диверсификации экономики и обеспечению технологического суверенитета. Малое и среднее предпринимательство рассматривается в качестве одного из ключевых факторов достижения вышеуказанной цели государственной политики [16]. Однако существует ряд вызовов и угроз для эффективного функционирования предпринимательского сектора (МСП) российской экономики в условиях её диверсификации и суверенизации.

В рамках ежегодного доклада Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии делового климата в стране, ранжированы главные события, в наибольшей степени повлиявшие на состояние российской экономики и бизнес-среду. Выделим основные вызовы и угрозы для предпринимательского сектора страны, которые были актуальны в течение последних нескольких лет (табл. 2) [5].

Таблица 2 – Вызовы и угрозы для предпринимательского сектора России

2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Главные события
Начало и стремительное распространение пандемии COVID-19
Достижение пика пандемии COVID-19
Начало специальной военной операции России на Украине;
Полная отмена коронавирусных ограничений
Продолжение специальной военной операции России на Украине
Основные вызовы и угрозы
Нарушение логистических и технологических цепочек; ограничения в движении сырья, материалов, оборудования, товаров и рабочей силы
Резкий рост цен на отдельные виды продовольственных
товаров, а также продукцию деревообрабатывающей и металлургической промышленности
Введение санкционных ограничений против российских
физических и юридических лиц
Усиление внешнего санкционного давления на российский бизнес
Падение цен на нефть в I-м квартале 2020 г.
Повышение ключевой ставки ЦБ РФ
Недружественными странами введены ограничения на экспорт ключевых товаров из России, а также установлен потолок цен на некоторые виды продукции
Значительная девальвация рубля и усиление инфляционной динамики
Нестабильность на валютном рынке
Увеличение налогового бремени для металлургической отрасли и производителей удобрений
Изменение транспортно-логистических коридоров, ограничения на
деятельность российских перевозчиков за рубежом
Неоднократное повышение ключевой ставки Банком России
Повышение тарифов на продукцию/услуги естественных монополий
Сохраняющиеся проблемы во внешнем транспортно-логистическом контуре
Проведение частичной мобилизации
Источник: составлено авторами на основе доклада Российского союза промышленников и предпринимателей // Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии делового климата в 2023 году // РССП. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 12.11.2024).

В вышеуказанном докладе РСПП за 2023 год, приводятся результаты опроса представителей предпринимательского сектора с целью оценки состоянии делового климата в России. Респонденты выделили основные проблемы и препятствия для ведения бизнеса в России в условиях проведения специальной военной операции и последствий пандемии COVID-19. Среди главных проблем предпринимательской деятельности в России в 2022–2023 гг., представители бизнес-сообщества отметили недостаток квалифицированных кадров, нестабильность курса рубля, высокую ключевую ставку, рост цен производителей и тарифов, избыточно высокие налоги.

По данным проведенного в 2023 г. исследования эффективности мер государственной политики в сфере МСП, установлены значимые для данного сегмента бизнеса вызовы и проблемы. В числе таковых участниками опроса чаще всего отмечались недоступность заемных финансовых средств, дефицит кадров нужной квалификации, проблемы с получением поддержки, избыточные требования к отчетности при ведении бизнеса и др. [17].

В октябре 2021 года, с целью оценки будущего рынка труда и уровня занятости в России после внедрения государственных мер поддержки для малого и среднего бизнеса во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19, проводился опрос среди представителей бизнеса и органов государственной власти. К наиболее значимым рискам для развития бизнеса, которые приведут к дестабилизации ситуации на рынке труда, предприниматели отнесли: эпидемиологические ограничения, новый мировой финансово-экономический кризис, ухудшение социально-экономической ситуации в регионе локализации бизнеса и ослабление потребительского спроса [26]. Сценарий ухудшения внешнеполитической ситуации, выраженный в нагнетании напряженности в отношениях России с другими странами, эскалации военно-политического кризиса на Юго-Востоке Украины, воспринимался бизнес-сообществом в конце 2021 года как вполне серьезный дестабилизирующий фактор на рынке труда, требующий повышенного внимания. Вероятность возникновения кадрового голода в компании, вследствие дефицита на рынке труда необходимых кадров, эксперты так же оценивали в качестве реальной угрозы.

В начале 2012 года, Россия значилась на 112-й строчке рейтинга группы Всемирного банка Doing Business по показателю благоприятности условий ведения бизнеса, что отражало ее позиции в мире как страны, не самым лучшим образом подходившей для предпринимательской деятельности. Подобное положение дел стало отправной точкой в стремлении государства улучшить свою репутацию в бизнес-сообществе. В этом контексте, Президент РФ В.В. Путин в мае 2012 года, утвердив указ № 597, поставил амбициозную цель вывести Россию на 20-е место в рейтинге Doing Business к 2018 году, подчеркивая серьезность намерений государства улучшить условия для ведения бизнеса в стране. Объективно можно свидетельствовать о частичном достижении поставленной Президентом РФ цели. В течение шести лет удалось приблизиться к 30-й позиции. В период с 2018 по 2020 год, Россия также продемонстрировала рост в данном рейтинге, продвинувшись с 31-го на 28-е место [30]. Вместе с тем необходимо отметить, что улучшение позиций обеспечено благодаря городам федерального значения – Москве и Санкт-Петербургу, при этом не отражает общенациональной картины вследствие значительной дифференциации в условиях ведения бизнеса в регионах.

Согласно многим опросам и исследованиям последних лет, бизнес-сообщество по-прежнему видит общую атмосферу для осуществления предпринимательской деятельности в стране как далекую от оптимальной. Так, в исследовании, проведенном ВЦИОМ в 2019 году, большинство участников опроса (71%) оценили условия для ведения бизнеса как неблагоприятные. В отчете, сделанном по результатам опроса, особо подчеркивается, что представители российского бизнес-сообщества чаще склонны сосредотачиваться на возможных рисках, чем на многообещающих возможностях, предпочитая выстраивать собственные стратегии на краткосрочной основе и принимать осторожные, избегающие риска, решения. Отчет указывает на экономические и институциональные препятствия как на главные факторы, оказывающие давление на условия для бизнеса, включая ухудшение экономического благосостояния населения и налоговые нагрузки, а также проблемы, связанные с злоупотреблениями со стороны чиновников и недостатками в работе судебной системы [1].

В 2022 году Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование, результаты которого показали, что введенные в отношении России санкции оказывают отрицательное влияние на активность малого и среднего бизнеса, с чем согласились 80% участников опроса. Основными факторами, способствующими этому негативному эффекту, являются рост закупочных и общих цен, отмеченный 57% опрошенными, снижение спроса на продукцию и услуги (25%), проблемы с логистикой (16%). Всего лишь 20% опрошенных выразили надежду на благоприятные изменения в экономической обстановке в обозримом будущем, в то время как подавляющее большинство не предвидят улучшений [15].

В результате проведенного анализа можно выделить несколько основных вызовов и угроз для эффективного функционирования сферы малого и среднего предпринимательства в условиях диверсификации и суверенизации российской экономики:

1. Инфляция, рост цен и тарифов, снижение покупательной способности населения. В условиях постковидной экономики, по-прежнему испытывающей беспрецедентное внешнее политическое и экономическое давление, инфляция является одним из ключевых факторов, влияющих на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Повышение стоимости сырья, материалов и комплектующих напрямую отражается на себестоимости товаров и услуг, что приводит к необходимости пересмотра ценовой политики компаний. Для предпринимателей это означает потерю конкурентоспособности, особенно в условиях свободного рынка. Кроме того, инфляция уменьшает покупательную способность населения, что негативно сказывается на спросе и, следовательно, на объемах продаж. Малые и средние предприятия, зачастую, не имеют достаточного запаса финансовой прочности, чтобы компенсировать эти потери без снижения своей рентабельности.

Инфляционные процессы также влияют на повышение ставки рефинансирования ЦБ, и соответственно ставок по кредитам для МСП, что делает финансирование более обременительным для бизнеса, ограничивая его доступ к кредитованию. Таким образом, для малых и средних предприятий рост инфляции становится серьезным испытанием, требующим принятия эффективных мер, таких как оптимизация расходов, поиск новых рынков сбыта, повышение эффективности производства и инвестиции в инновационные технологии для снижения издержек.

2. Дефицит кадров необходимой квалификации. Недостаток квалифицированных работников является общей проблемой, затрагивающей не только сферу МСП, но и крупный бизнес. Одним из решений может стать активное участие предприятий малого и среднего бизнеса в государственных инициативах по обучению и подготовке кадров [17]. Следует создать эффективную коммуникационную платформу, которая будет способствовать взаимодействию между представителями малого и среднего бизнеса, государственными служащими и учебными заведениями всех уровней [24].

3. Ограниченные возможности в получении заемных средств на развитие бизнеса. Субъекты МСП испытывают сложности в получении займов вследствие отсутствия необходимого залогового имущества, особенно это касается бизнеса на начальной стадии функционирования и в условиях высоких ставок по кредитам, как отмечалось выше. Недостаточный доступ к финансовым ресурсам остается одним из ключевых барьеров для развития предпринимательских структур.

4. Административные барьеры. Бюрократическая нагрузка оказывает существенное давление на субъекты малого и среднего предпринимательства [17]. Особенно остро данную проблему ощущают индивидуальные предприниматели и микропредприятия, не имеющие возможности содержать специальный персонал для работы с документацией [29]. Ситуация усугубляется внедрением цифровых технологий в сфере государственного управления, что приводит к увеличению количества требуемых отчетов в электронные системы. На всех уровнях власти – от муниципального до федерального, кратно множатся всевозможные формы обязательной отчетности. Дополнительные сложности возникают при получении господдержки. Любая программа помощи требует особых форм отчетов об использовании средств, что создает путаницу и отнимает значительные ресурсы у предпринимателей. Разрозненность и несогласованность требований различных ведомств превращает документооборот в серьезное испытание для бизнеса, снижая уровень мотивации предпринимательского сообщества в преодолении бюрократических преград.

5. Сбытовые и логистические проблемы с контрагентами. Несвоевременные выплаты от крупных заказчиков, в том числе государственных, создают серьезные финансовые затруднения, несмотря на четко прописанные в соглашениях сроки. Особенно острыми остаются вопросы поиска надежных поставщиков и налаживания стабильных каналов сбыта продукции. Ситуацию осложняют нарушения в цепочках поставок и трудности с организацией логистических процессов. Для решения этих проблем необходимо усилить сотрудничество между крупным и малым бизнесом, закрепив обязательства по своевременным расчетам в специальной декларации. Важно также ужесточить административные санкции за просрочку платежей, активно привлекая институты развития и бизнес-ассоциации к урегулированию долговых вопросов [27].

6. Отсутствие единообразия системы государственной поддержки. Взаимодействие с государственными органами осложняется низкой степенью автоматизации процессов. Каждое ведомство выдвигает собственные условия и форматы документации для оформления поддержки, что создает излишнюю бюрократическую волокиту и увеличивает объем административной работы [25].

Согласно экспертным оценкам, вероятность наступления в ближайшем десятилетии новой пандемии уровня COVID-19 и введения эпидемиологических ограничений, оценивается как относительно невысокая. Аналитики британской компании Airfinity смоделировали риски возникновения пандемии и оценили вероятность такого исхода в 27,5% [28]. Основатель Microsoft Билл Гейтс в мае 2022 года спрогнозировал, что вероятность возникновения новой пандемии в ближайшие 20 лет равна 50% [2].

Принимая во внимание относительно позитивные прогнозы касательно угроз и рисков возникновения новой пандемии, нельзя недооценивать вероятность наступления мирового экономического кризиса. В частности, Банк России в опубликованном проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» допускает сценарий возникновения в середине 2025 года нового мирового финансового кризиса, сопоставимого по масштабу с мировым кризисом 2008–2009 гг. [23]. В условиях напряженной текущей геополитической ситуации в мире, действия режима санкций и внешнего экономического давления против России, новый экономический кризис может привести к усилению темпов инфляции, дальнейшему ослаблению потребительского спроса и ухудшению социально-экономической ситуации в стране. Безусловно, это самым негативным образом отразится на сфере малого и среднего предпринимательства. В этой связи диагностика существующих вызовов и угроз создает основу для формирования перспективных решений для своевременной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и выработки предложений по их реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В направлении развития государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, представляются важными поручения и задачи, сформулированные Президентом России. Эти направления действий предполагают не только прямое следование установленным приоритетам, но и адаптацию под новые вызовы и условия, которые постоянно возникают в этой сфере. Стратегическое планирование и гибкое управление в контексте поддержки малого и среднего предпринимательства становятся ключевыми в ответе на эти вызовы. Это подразумевает не просто выполнение задач в том виде, в каком они были изначально поставлены, но и проявление инициативы в поиске новых подходов и решений, которые будут способствовать дальнейшему развитию и укреплению сектора малого и среднего предпринимательства.

Перспективы развития предпринимательского сектора в России тесно связаны с глобальными трендами и требуют активных действий как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей. Эффективное функционирование российского сектора МСП в условиях диверсификации и суверенизации национальной экономики, во многом зависит от темпов внедрения технологических инноваций, международного сотрудничества с дружественными странами и обеспечения кадровой безопасности. Это позволит успешно преодолеть текущие вызовы и достигнуть траектории долгосрочного экономического роста и развития.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 17.12.2024).


Источники:

1. Бизнес в России: взгляд изнутри. М.: ВЦИОМ, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri (дата обращения: 12.11.2024).
2. Будет ли пандемия в 2024 году: прогнозы ВОЗ и аналитиков. Atmeex. [Электронный ресурс]. URL: https://atmeex.ru/blog/budet-li-pandemiya-v-2024-godu-prognozy-voz-i-analitikov (дата обращения: 15.11.2024).
3. Данные для расчета показателя «Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства». Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html?t=1731961684938 (дата обращения: 15.01.2025).
4. Данные по формам статистической налоговой отчётности. ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms (дата обращения: 11.01.2025).
5. Доклад о состоянии делового климата в России в 2020–2023 гг. Российский союз промышленников и предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 12.11.2024).
6. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019–2023 гг. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/f1c2180f1319ea2480ac174fa780a37b/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rf_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_2019_2023_gg.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
7. Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии делового климата в 2023 году. Рссп. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 12.11.2024).
8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).
9. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. №2. Малый бизнес России: третий год тяжелых испытаний. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/malyy-biznes-rossii-tretiy-god-tyazhelyh-ispytaniy (дата обращения: 18.11.2024).
10. Келарев В.В. Малый и средний бизнес Российской Федерации в условиях постоянных кризисов и волатильной бизнес-среды // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021. – № 1. – c. 127–137.
11. Коваль В.В. Тенденции развития объектов малого и среднего предпринимательства в условиях COVID-19 // Аллея науки. – 2021. – № 10(61). – c. 252–256.
12. Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 113-124. – doi: 10.18334/epp.13.1.117093.
13. Кевеш А.Л. Малое и среднее предпринимательство в России. 2024. / Стат.сб. / Росстат. - M., 2024. – 97 c.
14. Баринова В. Малое и среднее предпринимательство России в кризисные периоды. - М.: Изд- во Ин-та Гайдара, 2023. – 116 c.
15. Фом. Малый бизнес в турбореальности: голоса предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://media.fom.ru/public/pdf-cmbz/220413%20ТурбоМБ-1%20-%20Голоса%20предпринимателей.pdf (дата обращения: 12.11.2024).
16. Неопуло К.Л. О необходимости ревизии мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Путеводитель предпринимателя. – 2024. – № 17(3). – c. 26-32. – doi: 10.24182/2073-9885-2023-17-3-26-32.
17. Малое и среднее предпринимательство в России: итоги развития, оценка эффективности реализации программы господдержки, вызовы и новые возможности. [Электронный ресурс]. URL: http://uralfo.gov.ru/media/files/file/UgCf61U21DQK34LRPL2V0KJYbcODlkKg.pdf (дата обращения: 17.12.2024).
18. Статистика по государственной регистрации ЮЛ и ИП в целом по Российской Федерации // ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/ (дата обращения: 15.01.2025).
19. Такмашева И.В. Развитие малого и среднего предпринимательства России в условиях санкций // Московский экономический журнал. – 2023. – № 4. – c. 18. – url: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal4-2023-33.
20. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 17.12.2024).
21. Умнов В.А., Спильниченко В.К., Плюхина А.А. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве как фактор обеспечения продовольственной безопасности // Финансовая жизнь. – 2022. – № 2. – c. 4-9.
22. Умнов В.А., Макарова Е.Б. Понятие хозяйствующего субъекта и его роль в развитии российской промышленности // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 86. – c. 74-88. – doi: 10.24412/2070-1381-2021-86-74-88.
23. Уникальный мировой кризис ждут в 2025 году. Деловая газета «Взгляд». [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/economy/2024/8/30/1284551.html (дата обращения: 15.11.2024).
24. Цифровая платформа МСП.РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф/analytics/ (дата обращения: 13.11.2024).
25. Шевцова В.В. Развитие малого предпринимательства в России // Актуальные исследования. – 2022. – № 5(84). – c. 83-87.
26. Шичкин И.А. Перспективы развития рынка труда и занятости в России по результатам применения мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID-19: экспертные оценки представителей бизнес-сообщества и государственных служащих // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 12. – c. 589-599.
27. Шохин А.Н., Маякина С.С., Проскурин А.В. Государственные инициативы в развитии малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса на примере пандемии COVID-19 в мегаполисах // Бизнес. Общество. Власть. – 2021. – № 3(41). – c. 72–95.
28. Эксперты оценили в 28% вероятность новой пандемии в ближайшие 10 лет. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/society/487637-eksperty-ocenili-v-28-veroatnost-novoj-pandemii-v-blizajsie-10-let (дата обращения: 15.11.2024).
29. Янченко А.Ю., Ляшенко Е.А. Доступность государственной поддержки для малого бизнеса и осведомленность о ней малых предприятий // Ученые записки Российской академии предпринимательства. – 2024. – № 23(1). – c. 75-82. – doi: 10.24182/2073-6258-2024-23-1-75-82.
30. World Bank. 2020. Doing Business 2020. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-1440-2

Страница обновлена: 06.03.2025 в 21:36:53