Современные системы учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе как фактор повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (4), Апрель 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535672
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Целью данной статьи является обоснование необходимости внедрения современных систем учета объема потребленной электроэнергии в бытовом секторе. Качественный учет объема потребленной электроэнергии рассматривается в рамках статьи как один из ведущих факторов повышения эффективности взаимодействия энергосбытовых компаний и конечного потребителя.
Ключевые слова: энергосбытовые компании, бытовой сектор розничного рынка электрической энергии, учет объема потребленной электроэнергии
Одной из современных тенденций развития электроэнергетики России является увеличение доли бытового сектора в объемах реализации энергосбытовых компаний. Так, по оценкам специалистов в советское время населением потреблялось около 8–12% от продаваемой электроэнергии, а в последнее время доля электроэнергии, потребляемой бытовым сектором, возросла до 12–30%.
Увеличение доли бытового сектора, рост тарифов на электроэнергию и необходимость реализации энергосберегающих мероприятий привели к тому, что энергосбытовые компании вынуждены сегодня уделять большое внимание учету электроэнергии у потребителей.
Одним из главных негативных факторов развития бытового сектора рынка электроэнергии, и одновременно — резервов улучшения положения, являются потери электроэнергии, имеющие в последнее десятилетие устойчивую тенденцию роста. Данные потери связаны, прежде всего, с тем, что в качестве основной и, по сути, единственной формы расчетов за электроэнергию с абонентами бытового сектора традиционно используется давно не соответствующее времени самообслуживание, при котором абонент сам фиксирует показания счетчика, заполняет платежный документ и производит оплату.
На наш взгляд, сегодня существует ряд основных проблем, которые возникают у энергосбытовой компании при продаже электроэнергии населению.
Отсутствие автоматизированного учета. В жилищном секторе количество конечных потребителей весьма значительно, а, поскольку платежные документы заполняют и оплачивают сами потребители, сроки реализации учета электроэнергии энергосбытовой компанией очень размыты, к тому же в процессе не исключены механические ошибки. Иначе говоря, оперативной информации о предоставленной и оплаченной электроэнергии энергосбытовая компания не получает, постоянно сталкиваясь с проблемой обработки очень большого информационного массива.
Несвоевременная и/или неполная оплата населением потребленной электроэнергии. Для выявления неплательщика необходимо сопоставить количество потребленной и оплаченной электроэнергии по каждому потребителю, произведя контрольное снятие показаний индивидуального счетчика. Только в случае обнаружения расхождения показателей можно сделать вывод о том, что данный потребитель является неплательщиком и принять соответствующие меры. Кроме этого, бытовые потребители являются «защищенной» категорией, и потому их отключение представляет собой весьма непростую процедуру, анализ которой выходит за рамки данной статьи.
Коммерческие потери электроэнергии, то есть безучетное потребление энергии. Согласно оценке энергосбытовых компаний в частном секторе хищение электроэнергии в среднем по России составляет до 60%, а в коммунальном секторе до 25% от всей потребляемой бытовыми потребителями электроэнергии. Это еще раз доказывает, что без современных технических средств учета объема потребленной электроэнергии, применяя только организационные меры, с этой проблемой не справиться.
Важнейшим направлением снижения коммерческих потерь является внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). В принципе, применение АСКУЭ с полным охватом автоматизированным учетом сетей и потребителей в конкретной энергосбытовой компании позволяет почти полностью исключить такую составляющую коммерческих потерь как погрешности измерений, существенно снизить хищения электроэнергии и, наконец, уменьшить неплатежи населения за счет перехода к технологии выставления счетов (билинг). Иначе говоря, внедрение автоматизированных систем учета электроэнергии в бытовом секторе является одним из путей повышения энергоэффективности данного сектора.
Использование автоматизированных систем делает коммерческий учет потребленной населением энергии более эффективным за счет следующих факторов:
Кроме этого, для снижения объема неплатежей в настоящее время разработана система нового типа, включающая в себя счетчики с дистанционным отключением электроэнергии. Принцип работы данной системы таков: в случае, когда абонент не платит за потребляемую электроэнергию, подаваемая в его квартиру мощность постепенно ограничивается, то есть сначала абонент лишается возможности пользоваться мощными приборами, затем — менее мощными, и в итоге подача электроэнергии ему прекращается. Ввиду своих достоинств данная система учета электроэнергии широко используется в странах Западной Европы и в США. В России внедрение этой системы пока не нашло широкого применения, хотя энергосбытовые компании постепенно переходят на нее, и в перспективе прогнозируется ее повсеместное применение.
Безусловно, анализ технических преимуществ и недостатков тех или иных систем учета потребленной электроэнергии не является предметом исследования данной статьи. Отметим только, что системы автоматизированного учета электроэнергии прошли определенный эволюционный путь развития. Еще два десятилетия назад в Советском Союзе эти системы отсутствовали, так как доля потребления электроэнергии в бытовом секторе рынка электрической энергии была незначительной по сравнению с промышленными предприятиями, и внедрение автоматизированных систем было экономически невыгодным.
Обобщая сказанное выше, определим те факторы, которые в настоящее время делают внедрение современных автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии в бытовом секторе, объективно необходимым.
Первым фактором является, на наш взгляд, рост доли бытовых потребителей, о котором уже говорилось в начале данной статьи. Данное обстоятельство делает внедрение систем качественного учета электроэнергии в бытовом секторе экономически выгодным.
Вторым фактором является развитие конкурентных отношений в электроэнергетике России, что в дальнейшем потребует от энергосбытовых компаний улучшения качества взаимодействия с потребителями. При этом вне всякого сомнения, точный и своевременный учет реального объема потребленной электроэнергии является одним из условий построения партнерских отношений энергосбытовой компании и потребителей электрической энергии.
Третьим фактором является выход Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющего необходимость обеспечения жилых помещений приборами учета объемов потребления коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии.
И, наконец, возможность внедрения качественных систем учета потребленной электрической энергии обеспечивается сегодня появлением новых технологий учета электроэнергии, позволяющих решать практически все задачи полноценного учета потребления электроэнергии, в том числе проблему хищения.
Внедрение новых систем учета электроэнергии находит свое распространение в ряде регионов России: Москве и Подмосковье, на Камчатке, на Сахалине, в Сибири, на Кавказе. Самым наглядным подтверждением этого является рост уровня продаж современных приборов учета электрической энергии населению: так, в середине 90-х гг. прошлого века такие системы внедрялись преимущественно в Москве, а начиная с 2000 г. существенно возросли продажи счетчиков в регионах — до полумиллиона счетчиков в год. Если учесть то обстоятельство, что в бытовом секторе России сегодня насчитывается порядка 20–30 миллионов абонентов, автоматизированные системы учета электроэнергии в ЖКХ имеют широкие перспективы развития.
Источники:
2. О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (ред. от 21.07.2008 г., от 29.07.2010 г. N 580) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
3. Волконский В.А. Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса / В.А. Волконский, А.И. Кузовкин; Ин-т народнохоз. прогнозирования РАН, Ин-т микроэкон. - М.: Наука, 2008. - 254 с.
4. Руководство по оценке экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия / А. Н. Дмитриев, И. Н. Ковалев, Ю. А. Табунщиков, Н. В. Шилкин. - Москва: АВОК-ПРЕСС, 2005. – 120 с.
5. Экономика энергетики и управление энергопредприятием; Учебно-методическое пособие / С. С. Чернов, Б. Н. Мошкин, Е. В. Малькова, П. В. Хвостенко. - НП «КОНЦ ЕЭС», 2009. - 104 c.
6. Сайт Министерства энергетики Российской Федерации. - Режим доступа: www.minenergo.gov.ru
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:34