Роль Китая в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
Болаев А.В.1, Мантаева Э.И.1
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296606
Аннотация:
В статье рассматривается роль Китая в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Изучается место Китайской Народной Республики в мировых потоках исходящих прямых иностранных инвестиций и доля Китая в глобальных объемах накопленных исходящих прямых иностранных инвестиций, проводится анализ динамики китайских исходящих прямых иностранных инвестиций, определяется роль инвестиционных проектов, реализуемых в рамках стратегической инициативы «Один пояс и один путь»в прямых иностранных инвестициях,исходящих из Китая
Ключевые слова: Китай, «Один пояс и один путь»,«Один пояс, один путь», «Пояс и путь», прямые иностранные инвестиции, ПИИ
JEL-классификация: O31 O32 O 33
Введение
Одним из важных событий в развитии мирового хозяйства последних нескольких лет является запуск и реализация стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Став важной составляющей внешнеэкономической политики китайского правительства, инициатива «Пояса и пути» (как часто сокращенно именуется рассматриваемая глобальная инициатива) уже объединила более 150 стран и территорий мира, прежде всего представляющих развивающиеся экономики из Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, а также страны Восточной и Центральной Европы. [1] В рамках реализации рассматриваемой глобальной инициативы в том числе создаются условия для осуществления совместных инвестиционных проектов и снижения барьеров для инвестиционной деятельности. [2] Развитию инициативы «Пояса и пути» посвящены исследования таких ученых, как Абрамкиной М.С. [3] (Abramkina, 2018), Бондаренко В.А. [4] (Bolaev A.V. and Bondarenko V.A., 2024), Вана Б. [5] (Wang Binyi, 2019), Вана Д. [6] (Wang Dehong, 2022), Вана Л. [7] (Wang Lu, 2019), Гарлик Д. [8] ( Jeremy Garlick, 2020), Гарсиа-Эрреро А. и Сюй Цз. [9] (Garcia-Herrero, A. and Xu, J., 2016), М.Г. Глянца и Р.Дж. Росса [10] (Michael H. Glantz and Robert J.Ross.), Дакворт Э. [11] (Elaine Duckworth, 2022), Джонса У. и Зепп-Ларуш Х. [12] (Khelga Zepp-Larush, Uilyam Dzhons, 2019), Дэна Цз. [13] (Deng Jiugang, 2019), Иня Цз. [14] (Yin Jiayin, 2022), Костецкойая-Томашевской Л. [15] (Kostecka-Tomaszewska, L., 2018), Круковской М. [16] (Krukowska, M. 2016), Лю Ю. [17] (Liu Yufa, 2020), Ма Цз. [18] (Ma Jiantang, 2019), Михайленко А.Н. [19] (Mikhaylenko, 2018), Пакулина В.С. [20] (Pakulin, 2022), Погребинской Е.А. и Чэнь С. [21] (Pogrebinskaya, Chen, 2021), Степанова Н.С. [22] (Stepanov, 2020), Цзяна Ч. [23] (Jiang Zhigang, 2014), Чэнь С. и Цю М. [24] (Chen Xue, Qiu Mingfeng, 2018), Юй Х. и Шкваря Л.В. [25] (Yu, Shkvarya, 2021) и других. Ученым сообществом признается крайняя важность и высокая степень актуальности изучения стратегической инициативы «Один пояс и один путь» для развития мирового хозяйства и экономической науки.
Соответственно, целью этого исследования является проведение анализа прямых иностранных инвестиций Китая и направлений их вложения в экономики других стран с учетом реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Согласно заданной цели, определены такие задачи этого исследования, как изучение места КНР в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций, анализ динамики китайских исходящих ПИИ и роли инвестиционных проектов, реализуемых в рамках стратегической инициативы «Один пояс и один путь», в исходящих прямых иностранных инвестициях из Китая.
В качестве источников статистических данных для этого исследования использовались данные ООН, представленные статистическим сборником по инвестициям «Отчет по мировым инвестициям» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) за различные годы, включая опубликованный в текущем 2024 г., и данные, собранные аналитическим центром «Американский институт предпринимательства» и представленные на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая».
Научная новизна этого исследования заключается прежде всего в широком охвате временных рамок исследования (с 1990 г. и 2013 г. и вплоть до 2023 г. включительно) и комплексном использовании статистических данных о китайских прямых иностранных инвестициях и инвестиционных проектах, в том числе реализуемых в рамках инициативы «Пояса и пути», из различных источников.
Результаты и обсуждение
На основании имеющейся статистики - сборника по инвестициям «Отчет по мировым инвестициям» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и данным, собранным аналитическим центром «Американский институт предпринимательства» и представленным на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая», авторами были рассчитаны и составлены Таблицы 1-3.
Таблица 1. Страны-лидеры по объемам накопленных ПИИ за рубежом (на конец 2023 года)
Table 1. Leading countries in terms of accumulated outflow FDI stock (at the end of 2023)
Страны или территории мира (или группы стран или территорий
мира)
|
Годовые объемы исходящих ПИИ, млн долл. США
|
Доля стран или территорий мира (или групп стран или территорий
мира) в мировых годовых объемах исходящих ПИИ, %
|
Объемы накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г., млн долл. США
|
Доля стран или территорий мира (или групп стран или
территорий мира) в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ на конец 2023
г., %
| ||||
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
| |||
Мир в целом
|
1 881 922
|
1 574 724
|
1 550 584
|
100,00
|
100,00
|
100,00
|
44 380 560
|
100,00
|
Экономичес-ки развитые страны
|
1 376 095
|
1 023 157
|
1 059 323
|
73,12
|
64,97
|
68,32
|
34 404 485
|
77,52
|
Экономичес-ки развиваю-щиеся страны
|
505 827
|
551 567
|
491 261
|
26,88
|
35,03
|
31,68
|
9 976 074
|
22,48
|
США
|
278526
|
366386
|
404316
|
14,80
|
23,27
|
26,08
|
9433926
|
21,26
|
Нидерланды
|
92375
|
38227
|
-142185
|
4,91
|
2,43
|
-9,17
|
3386269
|
7,63
|
КНР
|
178819
|
163120
|
147850
|
9,50
|
10,36
|
9,54
|
2939100
|
6,62
|
Канада
|
104878
|
83012
|
89583
|
5,57
|
5,27
|
5,78
|
2746892
|
6,19
|
ФРГ
|
147604
|
145528
|
101254
|
7,84
|
9,24
|
6,53
|
2179240
|
4,91
|
Япония
|
208985
|
162126
|
184022
|
11,10
|
10,30
|
11,87
|
2132578
|
4,81
|
Гонконг, Китай
|
96428
|
106226
|
104286
|
5,12
|
6,75
|
6,73
|
2028532
|
4,57
|
Сингапур
|
61368
|
52230
|
62997
|
3,26
|
3,32
|
4,06
|
1792289
|
4,04
|
Люксембург
|
52174
|
-294199
|
23679
|
2,77
|
-18,68
|
1,53
|
1679068
|
3,78
|
Франция
|
55087
|
52776
|
72356
|
2,93
|
3,35
|
4,67
|
1635680
|
3,69
|
Швейцария
|
-76161
|
-74020
|
104954
|
-4,05
|
-4,70
|
6,77
|
1472959
|
3,32
|
Ирландия
|
56146
|
9395
|
-6595
|
2,98
|
0,60
|
-0,43
|
1336414
|
3,01
|
Прочие страны (в том числе Россия)
|
625 693
|
763 917
|
404 067
|
33,25
|
48,51
|
26,06
|
11 617 613
|
26,18
|
Россия
|
64072
|
11510
|
29110
|
3,40
|
0,73
|
1,88
|
258240
|
0,58
|
Данные из Таблицы 1 показывают, что Китай является третьей страной мира по объему накопленных исходящих ПИИ (на него приходится 6,62% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.) после США и Нидерландов. Такое же третье место в мире у Китая было в 2021-2023 гг. по годовым объемам исходящих ПИИ (с показателями 9,50%-10,36% от годовых мировых объемов исходящих ПИИ в указанные годы), первые два места были также у США и у Японии (по результатам 2022 г. по рассматриваемому показателю Китай опережал Японию и занимал второе место). С учетом становления Китая в качестве одной из ведущих стран-источников ПИИ менее 20 лет назад и учитывая активную внешнеэкономическую политику КНР, в том числе реализацию стратегической инициативы «Один пояс и один путь» можно вполне уверенно прогнозировать повышение позиций Китая до второй по значимости страны-источника ПИИ в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Анализ данных из Таблицы 1 также позволяет сделать вывод о высокой степени концентрации объемов исходящих ПИИ по странам и территориям мира. В частности, на двенадцать стран-лидеров по объемам исходящих ПИИ приходится почти три четверти (около 73,82%), на шесть стран приходится более половины (около 51,41%) от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.
В контексте привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику нашей страны можно отметить, что на экономически развитые страны приходится около 77,5% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г. и среди двенадцати стран и территорий мира -глобальных лидеров по объему накопленных исходящих ПИИ только Китай и китайский специальный административный район Гонконг на официальном уровне не поддерживают односторонние антироссийские санкции стран коллективного Запада, при этом с учетом важности технологической составляющей и технологического потенциала страны-источника ПИИ для внедрения новых технологий в страны-реципиенты ПИИ [27, с. 52; 28; 29], Китай как одна из стран- мировых лидеров по технологическому развитию несомненно является важнейшим потенциальным источником ПИИ для России. [30]
Таблица 2. Динамика ПИИ из КНР и их доля в мировых потоках исходящих ПИИ (1990-2023 гг.)
Table 2. Dynamics of FDI from China and their share in the world flows of outward FDI (1990-2023)
Годы
|
ПИИ, исходящие из КНР, млн долл. США
|
Темп прироста ПИИ из КНР, %
|
Годовые объемы исходящих ПИИ в целом по миру, млн долл. США
|
Темп прироста мировых объемов исходящих ПИИ, %
|
Доля ПИИ из КНР в годовых мировых объемах исходящих ПИИ, %
|
1990
|
830
|
243875
|
0,34
| ||
1991
|
913
|
10,00
|
198857
|
-18,46
|
0,46
|
1992
|
4000
|
338,12
|
206049
|
3,62
|
1,94
|
1993
|
4400
|
10,00
|
237528
|
15,28
|
1,85
|
1994
|
2000
|
-54,55
|
287275
|
20,94
|
0,70
|
1995
|
2000
|
0,00
|
361244
|
25,75
|
0,55
|
1996
|
2114
|
5,70
|
394445
|
9,19
|
0,54
|
1997
|
2562
|
21,19
|
465285
|
17,96
|
0,55
|
1998
|
2634
|
2,81
|
679498
|
46,04
|
0,39
|
1999
|
1774
|
-32,65
|
1077162
|
58,52
|
0,16
|
2000
|
916
|
-48,37
|
1162492
|
7,92
|
0,08
|
2001
|
6885
|
651,64
|
681550
|
-41,37
|
1,01
|
2002
|
2518
|
-63,43
|
496583
|
-27,14
|
0,51
|
2003
|
2855
|
13,38
|
527533
|
6,23
|
0,54
|
2004
|
5498
|
92,57
|
908072
|
72,14
|
0,61
|
2005
|
12261
|
123,01
|
838261
|
-7,69
|
1,46
|
2006
|
17634
|
43,82
|
1360910
|
62,35
|
1,30
|
2007
|
26506
|
50,31
|
2190948
|
60,99
|
1,21
|
2008
|
55907
|
110,92
|
1714124
|
-21,76
|
3,26
|
2009
|
56259
|
0,63
|
1185910
|
-30,82
|
4,74
|
2010
|
68811
|
22,31
|
1391289
|
17,32
|
4,95
|
2011
|
74654
|
8,49
|
1628514
|
17,05
|
4,58
|
2012
|
87804
|
17,61
|
1289183
|
-20,84
|
6,81
|
2013
|
107844
|
22,82
|
1456501
|
12,98
|
7,40
|
2014
|
123120
|
14,16
|
1370142
|
-5,93
|
8,99
|
2015
|
145667
|
18,31
|
1709884
|
24,80
|
8,52
|
2016
|
196149
|
34,66
|
1530620
|
-10,48
|
12,82
|
2017
|
158288
|
-19,30
|
1593102
|
4,08
|
9,94
|
2018
|
143 037
|
-9,63
|
1 010 629
|
-36,56
|
14,15
|
2019
|
136 908
|
-4,28
|
1 444 809
|
42,96
|
9,48
|
2020
|
153 710
|
12,27
|
779 507
|
-46,05
|
19,72
|
2021
|
178 819
|
16,34
|
1 881 922
|
141,42
|
9,50
|
2022
|
163 120
|
-8,78
|
1 574 724
|
-16,32
|
10,36
|
2023
|
147 850
|
-9,36
|
1 550 584
|
-1,53
|
9,54
|
Анализ данных из Таблицы 2 показывает, что роль Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ стала значительной (превысила 3% от мировых годовых объемов исходящих ПИИ) с 2008 г. (соответствующий показатель превысил 50 млрд долл. США). Пик номинальных значений исходящих из Китая ПИИ был зафиксирован в 2016 г. (более 196 млрд долл. США), с 2017 г. правительство КНР значительно ограничило китайские исходящие ПИИ в отрасли, связанные со сферой недвижимости, гостиничным бизнесом и индустрией развлечений, при этом было заявлено о поощрении прямых иностранных инвестиций в проекты, реализуемые в рамках стратегической инициативы «Один пояс и один путь». [30, С. 414] Некоторое увеличение потока исходящих ПИИ из КНР в 2020-2021 гг. сменилось в 2022-2023 гг. дальнейшим снижением до примерных показателей в 163 млрд долл. США (2022 г.) и 147,850 млрд долл. США (в 2023 г.), что по всей видимости связано с дополнительными проверками и процедурой получения одобрения от соответствующих государственных органов КНР при осуществлении крупных проектов китайских инвесторов зарубежом и возможно с усложнением ситуации с поддержанием высоких темпов экономического роста в Китае в постпандемический период и ухудшением доступа инвесторов к источником заемного капитала в КНР. Можно отметить, что доля Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ с 2014 г. не падает ниже 8,5%, в то же время в отдельные годы рассматриваемый показатель значительно увеличивался (вплоть до 19,72% в 2020 г., что во многом связано как раз с падением мировых объемов исходящих ПИИ вследствие борьбы с пандемией коронавирусной инфекции).
Таблица 3. Зарубежные инвестиции КНР, осуществленные в рамках реализации инициативы «Пояса и пути» (2013-2023 гг.)
Table 3. China's overseas investment in the Belt and Road Initiative (2013-2023)
Годы
|
Годовой объем зарубежных китайских инвестиций, осуществленных
в рамках реализации инициативы «Пояса и пути», млн долл. США
|
Доля от общего объема и зарубежных китайских инвестиций, осуществленных
в рамках реализации инициативы «Пояса и пути» за период 2013-2023 гг., %
|
Годовые объемы ПИИ, исходящих из КНР, млн долл. США
|
Отношение объема зарубежных инвестиций Китая осуществленных в
рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из
КНР, %
|
2013
|
9810
|
2,51
|
107844
|
9,10
|
2014
|
42030
|
10,77
|
123120
|
34,14
|
2015
|
41760
|
10,70
|
145667
|
28,67
|
2016
|
33710
|
8,64
|
196149
|
17,19
|
2017
|
40200
|
10,30
|
158288
|
25,40
|
2018
|
53950
|
13,82
|
143 037
|
37,72
|
2019
|
47110
|
12,07
|
136 908
|
34,41
|
2020
|
27880
|
7,14
|
153 710
|
18,14
|
2021
|
21291
|
5,45
|
178 819
|
11,91
|
2022
|
28420
|
7,28
|
163 120
|
17,42
|
2023
|
44220
|
11,33
|
147 850
|
29,91
|
Всего
|
390381
|
100,00
|
1 654 512
|
23,59
|
Как уже отмечалось, аналитическим центром «Американский институт предпринимательства» собирается информация (и представляется на портале «Глобальный инвестиционный трекер Китая») о китайских инвестиционных и строительных проектах зарубежом, в том числе с указанием их отношения к реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Интересным в этой связи являются рассчитанные в Таблице 3 показатели отношения объемов инвестиций, осуществленных китайскими предприятиями в рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из КНР, которые свидетельствуют о колебании рассматриваемого показателя в период 2013-2023 гг. Максимальные значения данный показатель принимал в 2018-2019 гг. (37,42%-34,41%) и в 2014-2015 гг. (34,14%-28,67%), в 2023 г. рассматриваемый показатель составил 29,91%, в среднем за рассматриваемый период (2013-2023 гг.) указанный показатель составлял 23,59%. По данным портала «Глобальный инвестиционный трекер Китая» в 2013-2023 гг. из Китая было осуществлено зарубежных инвестиций в проекты в рамках реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» более чем на 390 млрд долл. США, максимальные номинальные значения инвестиций были отмечены в 2018 г. (почти 54 млрд долл. США), а также в 2019 г. (47,110 млрд долл. США) и в 2023 г. (44,220 млрд долл. США). В целом можно сделать вывод о том, что роль инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в китайских исходящих ПИИ была максимальной в 2018-2019 гг. и, судя по данным за 2023 г., указанная роль вновь повышается.
Заключение
Изучение роли Китая в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» позволило нам сделать следующие выводы:
- Китай является третьей страной мира по объемам накопленных исходящих ПИИ (на него приходится 6,62% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.);
- Китай занимал третьей место в мире в 2021-2023 гг. по годовым объемам исходящих ПИИ (с показателями 9,50%-10,36% от мировых годовых объемов исходящих ПИИ в указанные годы, можно отметить, что по результатам 2022 г. по рассматриваемому показателю Китай занимал второе место в мире);
- с учетом становления Китая в качестве одной из ведущих стран-источников ПИИ менее 20 лет назад и учитывая активную внешнеэкономическую политику КНР, в том числе реализацию стратегической инициативы «Один пояс и один путь», можно вполне уверенно прогнозировать повышение позиций Китая до второй по значимости страны-источника ПИИ в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- можно сделать вывод о высокой степени концентрации объемов исходящих ПИИ по странам мира, в частности, на двенадцать стран-лидеров по объемам исходящих ПИИ приходится почти три четверти (около 73,82%), на шесть стран приходится более половины (около 51,41%) от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г.;
- в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России можно отметить, что на экономически развитые страны приходится около 77,5% от мировых объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2023 г., и среди двенадцати стран и территорий мира -глобальных лидеров по объему накопленных исходящих ПИИ только Китай и китайский специальный административный район Гонконг на официальном уровне не поддерживают односторонние антироссийские санкции стран коллективного Запада, что позволяет рассматривать Китай в качестве важнейшей страны-наиболее вероятного источника ПИИ в российскую экономику в ближайшие годы;
- роль Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ стала значительной (доля КНР превысила 3% от мировых годовых объемов исходящих ПИИ) с 2008 г. (соответствующий показатель превысил 50 млрд долл. США) и в целом с этого времени значительно повысилась;
- пик номинальных значений исходящих из Китая ПИИ был зафиксирован в 2016 г. (более 196 млрд долл. США), с 2017 г. правительство КНР значительно ограничило китайские исходящие ПИИ в отрасли, связанные со сферой недвижимости, гостиничным бизнесом и индустрией развлечений, при этом было заявлено о поощрении прямых иностранных инвестиций в проекты, реализуемые в рамках стратегической инициативы «Один пояс и один путь»;
- некоторое увеличение потока исходящих ПИИ из КНР в 2020-2021 гг. сменилось в 2022-2023 гг. дальнейшим снижением до примерных показателей в 163 млрд долл. США (2022 г.) и 147,850 млрд долл. США (2023 г.), что по всей видимости связано с дополнительными проверками и процедурой получения одобрения от соответствующих государственных органов КНР при осуществлении крупных проектов китайских инвесторов зарубежом и возможно с усложнением ситуации с поддержанием высоких темпов экономического роста в Китае в постпандемический период и ухудшением доступа инвесторов к источником заемного капитала в КНР;
- доля Китая в глобальных потоках исходящих ПИИ с 2014 г. не падала ниже 8,5%, в то же время в отдельные годы рассматриваемый показатель значительно увеличивался (вплоть до 19,72% в 2020 г., что в данном случае во многом связано с падением мировых объемов исходящих ПИИ вследствие борьбы с пандемией коронавирусной инфекции).
- показатели отношения объемов зарубежных инвестиций, осуществленных в рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из КНР в период 2013-2023 гг. оставались довольно неравномерными, максимальные значения данный показатель принимал в 2018-2019 гг. (37,42%-34,41%) и в 2014-2015 гг. (34,14%-28,67%), в 2023 г. рассматриваемый показатель составил 29,91%, в среднем за рассматриваемый период (2013-2023 гг.) указанный показатель составлял 23,59%;
- можно сделать вывод о том, что роль инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в китайских исходящих ПИИ, судя по изменению показателя отношения объемов зарубежных инвестиций, осуществленных в рамках инициативы «Пояса и пути» к общему годовому объему исходящих ПИИ из КНР в период 2013-2023 гг., была максимальной в 2018-2019 гг. и судя по данному показателю за 2023 г. указанная роль вновь повышается.
В рамках исследования не рассматривались прогнозы и перспективные планы по возможному расширению перечня стран и территорий мира – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь», несомненно, дальнейшее увеличение количества участников глобальной инициативы, особенно за счет крупных национальных экономик, может значительно расширить инвестиционную активность китайских предприятий зарубежом. Указанный вопрос нуждается в дальнейших исследованиях.
Источники:
2. Болаев А.В. Китайская концепция развития «Один пояс и один путь»: возможности и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию // Вестник РАЕН. – 2016. – № 5. – c. 81-86.
3. Абрамкина М.С. Политические риски китайского проекта «Один пояс, один путь» // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 437-444. – doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
4. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы повышения роли Китая в мировой экономике в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 177-194. – doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
5. Ван Биньи. Мяньсян «И Дай И Лу» дэ Чжунго ГанкоуЧжуаньсинШэнцзиЯньцзю [Изучение трансформации и модернизации китайских портов, задействованных в реализации инициативы «Один пояс и один путь»]. Пекин: 2019. - 182 с
6. Ван Дэхун «И Дай И Лу» ШанъеМошиюйФэнсяньГуаньли [«Один пояс и один путь»: Бизнес-модель и управление рисками]. - Пекин, 2022. – 348 c.
7. Ван Лу «И Дай И Лу» ГоцзиХэцзо, ГоцзяВэньхуаТэчжэнюй Вай ЧжайФэнсяньЯньцзю [Исследование международного сотрудничества, государственных культурных особенностей и зарубежных кредитных рисков инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2022. – 196 c.
8. Jeremy Garlick The Regional Impacts of China’s Belt and Road Initiative // Journal of Current Chinese Affairs. – 2020. – № 49(2). – doi: 10.1177/1868102620968848.
9. Garcia-Herrero A., Xu J. China’s Belt and Road Initiative: Can Europe Expect Trade Gains? Bruegel Working Paper, Issue 5. [Электронный ресурс]. URL: https://bruegel.org/wpcontent/uploads/2016/09/WP-05-2016.pdf. (дата обращения: 01.03.2024).
10. Майкл Г. Глянц, Роберт Дж. Росс Один пояс и один путь. Долгий марш Китая в 2049 год. - Издательство «Международныеотношения», 2021. – 264 c.
11. Elaine Duckworth Latin American and Caribbean Participation in China's Belt and Road Initiative // Cornell International Affairs Review. – 2022. – № 1. – p. 115-161.
12. Хельга Зепп-Ларуш, Уильям Джонс Цун «И Дай И Лу» Дао ШицзеДалуЦяо [От «Одного пояса и одного пути» к мировому континентальному мосту.]. - Нанкин, 2019. – 406 c.
13. Дэн Цзюган ХухэХаотэюй «И Дай И Лу» [Хух-Хото и «Один пояс и один путь»]. - Хух-Хото. – 2019 c.
14. Инь Цзяинь «И Дай И Лу» Бэйцзинся Во Го ХайвайШиюСянмуЦзунхэ Пингу ТисиЯньцзю [Исследование комплексной системы оценки зарубежных нефтяных проектов Китая в рамках «Одного пояса и одного пути»]. - Пекин, 2022. – 192 c.
15. Kostecka-Tomaszewska L. Economic security of China: the implications of the Belt and Road Initiative // Optimum: Economic Studies. – 2018. – № 94. – p. 166-182.
16. Krukowska M. China’s “one belt, one road” strategy and its implications for the global world order // International Business and Global Economy. – 2016. – № 35/1. – p. 157-168. – doi: 10.4467/23539496IB.16.012.5593.
17. Лю Юфа «И Дай И Лу» ЦиеЧжэнлюэ [Стратегия предприятия инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2020. – 358 c.
18. Ма Цзяньтан «И Дай И Лу» ГоцзиХэцзоЦзичжиЯньцзю [Исследование механизма международного сотрудничества инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2019. – 202 c.
19. Михайленко А.Н. Сопряжение евразийской интеграции и китайского проекта «Один пояс - один путь» // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. – 2018. – № 1(23). – c. 35-46.
20. Пакулин В.С. Процессы сопряжения китайского проекта Один пояс - один путь и ЕАЭС в рамках концепции Большого евразийского партнерства // Вестник Томского государственного университета. История. – 2022. – № 76. – c. 47-55.
21. Погребинская Е.А., Чэнь С. Анализ потенциала экономического взаимодействия между Китаем и другими странами в рамках инициативы «Один пояс – один путь» на основе стохастической модели пограничной торговой гравитации // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 1. – c. 21-28. – doi: 10.18334/evp.2.1.111108.
22. Степанов Н.С. Китайская инициатива Один пояс - один путь: шансы и риски сопряжения с ЕАЭС // Мир перемен. – 2020. – № 3. – c. 170-178.
23. Цзян Чжиган И Дай И Лу Цзяньшэ Чжун дэ Цзиньжун Чжичши Чжудао Цзоюн [Ведущая роль финансовой поддержки в строительстве Пояса и пути] // ГоцзиЦзинцзиХэцзо [Международное экономическое сотрудничество]. – 2014. – № 9. – c. 59-63.
24. Чэнь Сюэ, Цию Минфэн Возможности и вызовы в процессе продвижения инициативы «Один пояс, один путь» в Китае // Креативная экономика. – 2018. – № 8. – c. 1065-1072. – doi: 10.18334/ce.12.8.39275.
25. Юй Хайлин, Шкваря Л.В. Исследование совместного российско-китайского строительства «Ледяного шелкового пути» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 833-848. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112006.
26. UNCTAD World Investment Report 2024: Investment facilitation and digital government. - Geneva - UN, 2024.
27. Болаев А.В. Отраслевая структура привлечения прямых иностранных инвестиций: опыт Китая // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. – 2007. – № 2(15). – c. 46-53.
28. Болаев А.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор инновационного развития национальной экономики: опыт Китая и возможности для России // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 1-3(42). – c. 100-105.
29. Болаев А.В., Мантаева Э.И. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор технологического развития страны: опыт Китая и перспективы для России. / монография. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2023. – 176 c.
30. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы привлечения прямых иностранных инвестиций из Китая в экономику России в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 2. – c. 409-428. – doi: 10.18334/vinec.14.2.121129.
31. UNCTAD World Investment Report 1994: Transnational Corporations, Employment and the Workplace. - New York andGeneva - UN, 1994.
32. UNCTAD, World Investment Report 1997: Transnational Corporations, Market Structure and Competition Policy. - New York and Geneva - UN, 1997.
33. UNCTAD, World Investment Report 2003: FDI Policies for Development: National and International Perspectives. - New York and Geneva - UN, 2003.
34. UNCTAD World Investment Report 2006: FDI from Developing and Transition Economies: Implications for Development. - New York and Geneva - UN, 2006.
35. UNCTAD World Investment Report 2012: Towards a New Generation of Investment Policies. - Geneva - UN, 2012.
36. UNCTAD World Investment Report 2018: Investment and New Industrial Policies. - Geneva - UN, 2018.
37. China Global Investment Tracker. Aei.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/china-global-investment-tracker/ (дата обращения: 31.07.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:18:34