Вопросы повышения роли стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций

Болаев А.В.1, Бондаренко В.А.2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы повышения роли стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1631-1652. – doi: 10.18334/epp.14.4.120829.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667629

Аннотация:
Статья посвящена исследованию вопроса повышения роли стран и территорий - участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в условиях 2013 и 2021 гг. Рассматриваются и сравниваются такие показатели, как годовые объемы исходящих ПИИ и объемы накопленных исходящих ПИИ стран и территорий из текущего (на конец 2023 г.) списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» и соответствующая роль указанных стран и территорий в мировых годовых объемах исходящих ПИИ и в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ на 2013 и 2021 гг. Показано, чтосовокупная роль стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в мировых потоках исходящих прямых иностранных инвестициях за период 2013-2021 гг. в целом значительно возросла, в том числе во многом благодаря Китаю. Определены главные лидеры роста по исходящим ПИИ из стран и территорий инициативы «Один пояс и один путь», отмечается высокая концентрация исходящих ПИИ для указанных стран и территорий

Ключевые слова: Один пояс и один путь, Пояс и Путь, прямые иностранные инвестиции, ПИИ

JEL-классификация: O31 O32 O 33



Введение

Одним из глобальных событий развития мировой экономики последних лет стал запуск в 2013 г. руководителем Китая Си Цзиньпином и активное расширение стратегической инициативы «Один пояс и один путь» - в глобальной инициативе уже участвует более 150 стран и территорий мира, среди основных направлений сотрудничества в рамках стратегической инициативы руководством Китая особо выделяется содействие потокам инвестиций. [1] В целом вопросы реализации стратегической инициативы вызывают большой интерес научного сообщества, среди авторов, занимающихся исследованиями этой тематики, можно указать таких ученых, как М.С. Абрамкина [2] (Abramkina, 2018), Б. Ван [3] (Wang Binyi, 2019), Д. Ван [4] (Wang Dehong, 2022), Л. Ван [5] (Wang Lu, 2019), Д. Гарлик [6] ( Jeremy Garlick, 2020), А. Гарсиа-Эрреро и Цз Сюй [7] (Garcia-Herrero, A. and Xu, J., 2016), М.Г. Глянц и Р.Дж. Росс [8] (Michael H. Glantz and Robert J.Ross.), Г.А. Гнатюк и И. Чжао [9] (Zhao, Gnatyuk, 2023), Э. Дакворт [10] ( Elaine Duckworth, 2022), У. Джонс и Х. Зепп-Ларуш [11] (Khelga Zepp-Larush, Uilyam Dzhons, 2019), М.А. Каррай [12] (Carrai, Maria Adele, 2018), Ю. Лю [13] (Liu Yufa, 2020), Цз. Ма [14] (Ma Jiantang, 2019), А.Н. Михайленко [15] (Mikhaylenko, 2018), Е.А. Погребинская и С. Чэнь [16] (Pogrebinskaya, Chen, 2021), Н.С. Степанов [17] (Stepanov, 2020), Ю. Сяо [18] (Xiao Yuchun, 2018), Ч. Цзян [19] (Jiang Zhigang, 2014) и других.

Среди ученых, занимающихся тематикой глобальных потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ), среди прочих можно отметить таких зарубежных исследователей, как Р.Алибер [20], Э.Барлоу [21], Р.Вернон [22], Дж.Даннинг [23], Ф. Кникербокер [24], М. Корден [25], Дж. Рагацци [26], С. Хаймер [27], С.Хирш [28] и др. и таких российских исследователей, как Е.Г. Ищенко [29], Э.И. Мантаева [30], Н.С. Мироненко и М.Ю.Сорокин [31], Е.Н.Самбурова [32], Э.С. Хазанович [33] и др.

Большинством ученых отмечается несомненная важность для мировой экономики реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь», при этом, конечно, важно осознавать потенциальную значимость глобальной инициативы и для экономического развития, в том числе привлечения ПИИ, нашей страны. [34] Относительно важности осуществления прямых иностранных инвестиций большинству авторов представляется, что ПИИ на многочисленных примерах показали свою значимость как для экономического развития ведущих мировых экономик, так и для стран с развивающейся экономикой, в том числе и в случае со стремительным экономическим подъемом Китая. [35]

Цель этой статьи заключается в определении совокупной роли стран и территорий из текущего списка (на конец 2023 г.) участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций и степени ее изменения при сравнении показателей за 2013 г. (год запуска глобальной инициативы) и за 2021 г.

Научная новизна исследования представлена в комплексном подходе к изучению совокупной роли стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в мировых потоках исходящих ПИИ, выделении роли ведущих по объемам накопленных исходящих ПИИ стран и территорий из текущего списка участников глобальной инициативы, изучении динамики изменения их соответствующих ролей в 2013-2021 гг. Соответственно этим периодам, основными источниками статистических данных для этого исследования послужили данные ООН - отчеты о мировых инвестициях от 2014 и 2023 гг., в которых были представлены показатели объемов исходящих ПИИ и накопленных ПИИ для большинства стран и территорий – участниц текущего списка стран стратегической инициативы «Один пояс и один путь».

Результаты и обсуждение

С запуска стратегической инициативы «Один пояс и один путь» прошло уже больше десятилетия. За это время к глобальной инициативе присоединились более 150 стран и территорий мира, преимущественно из Азии, Восточной Европы, Африки, Южной Америки и Океании и в меньшей степени представляющие страны-члены Евросоюза, при этом значительно возросла роль в мировой экономике Китая, который кроме лидирующих мест в мировой торговле (прежде всего в экспорте) и привлечении прямых иностранных инвестиций также стал одним из крупнейших источников исходящих ПИИ. [36]

Важно отметить, что имеющиеся статистические материалы ООН («UNCTAD World Investment Report» - ежегодный «Отчет о мировых инвестициях» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) представляют данные по большинству стран мира, что позволило нам составить Таблицу 1, и на основе данных Таблицы 1 – рассчитать данные для Таблицы 2.

Таблица 1. Годовые объемы исходящих ПИИ и объемы накопленных исходящих ПИИ стран и территорий из текущего (на конец 2023 г.) списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (2013 и 2021 гг.).

Table 1. Annual amounts of outward FDI and amounts of FDI outward stock of countries and territories from the current (at the end of 2023) list of participants in the Belt and Road strategic initiative (2013 and 2021).

Страны и территории мира
Годовые объемы исходящих ПИИ, млн долл. США
Объемы накопленных исходящих ПИИ, млн долл. США
2013 г.
2021 г.
2013 г.
2021 г.
Мир в целом
1410696
1729076
26312635
42667167
Страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
489141
631988
4975002
12104573
Страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» без учета Китая
388141
453169
4361417
9319423
Китай
101000
178819
613585
2785150
Гонконг (Китай)
91 530
96 428
1 352 353
1 999 451
Люксембург
21 626
52 174
181 607
1 878 096
Сингапур
26 967
50 802
497 880
1 463 041
Республика Корея
29 172
66 001
219 050
551 549
О-в Тайвань (Китай)
14 344
11 341
245 882
444 516
Кипр
308
-40 911
8 300
415 640
Россия
94 907
64 072
501 202
374 612
Австрия
13 940
18 291
238 033
259 378
ЮАР
5 620
22
95 760
223 830
Объединенные Арабские Эмираты
2 905
22 546
63 179
215 047
Таиланд
6 620
19 152
58 610
176 372
Саудовская Аравия
4 943
23 860
39 303
151 499
Чили
10 923
11 207
101 933
131 009
Малайзия
13 600
4 676
133 996
130 877
Индонезия
3 676
3 845
16 070
96 615
Мальта
-7
7 499
1 521
65 769
Филиппины
3 642
2 251
13 191
65 593
Португалия
1 427
1 468
81 889
61 990
Чешская Республика
3 294
7 734
21 384
55 472
Турция
3 114
4 966
32 782
51 752
Катар
8 021
160
28 434
47 670
Венгрия
2 269
4 014
39 613
39 674
Кувейт
8 377
4 666
40 247
35 399
Польша
-4 852
1 819
54 974
27 021
Азербайджан
1 490
77
9 005
26 692
Венесуэла
2 152
932
22 915
25 129
Ливия
180
55
19 435
20 400
Новая Зеландия
691
-1 584
18 465
19 107
Бахрейн
1 052
64
10 751
19 007
Казахстан
1 948
1 441
29 122
15 640
Ливан
690
-1 366
8 849
14 636
Греция
-627
1 109
46 352
13 963
Нигерия
1 237
1 818
8 645
13 581
Макао (Китай)
45
3 221
1 213
12 442
Вьетнам
1 956
358
11 871
Эстония
357
-600
6 650
10 230
Перу
136
64
4 122
9 886
Словения
58
1 303
7 739
8 881
Египет
301
367
6 586
8 848
Марокко
331
644
2 573
7 326
Литва
101
1 328
2 852
6 698
Уругвай
-16
477
428
6 506
Хорватия
-187
1 118
4 361
6 462
Панама
281
298
3 556
6 208
Латвия
345
2 321
1 466
6 019
Словакия
-422
389
4 292
5 418
Ангола
2 087
-1 057
11 964
5 218
Оман
1 384
-398
6 289
5 113
Сербия
13
264
2 557
4 527
Иран
380
82
3 725
4 139
Барбадос
3
18
1 025
3 843
Коста-Рика
273
85
1 822
3 654
Болгария
179
351
2 280
3 507
Демократическая Республика Конго
401
192
1 136
3 241
Румыния
119
141
1 465
3 163
Ирак
538
135
1 984
3 151
Грузия
113
322
2 958
Гондурас
26
357
353
2 839
Алжир
-268
-52
1 737
2 699
Тринидад и Тобаго
742
387
5 602
2 328
Того
37
Н/Д
1 460
2 146
Пакистан
237
242
1 731
1 869
Гана
9
192
118
1 840
Сальвадор
3
6
2
1 650
Шри-Ланка
65
17
569
1 522
Беларусь
173
-71
677
1 408
Кот-Д’Ивуар
33
285
177
1 310
Камбоджа
42
92
465
1 268
Ботсвана
0
-33
750
1 164
Ямайка
-2
56
401
1 076
Мадагаскар
Н/Д
114
6
1 019
Сенегал
32
52
412
977
Доминиканская Республика
-21
153
921
966
Намибия
-8
17
32
963
Боливия
Н/Д
91
8
890
Албания
40
63
244
830
Монголия
50
113
552
825
Никарагуа
64
14
230
811
Зимбабве
27
32
337
707
Камерун
135
71
717
706
Босния и Герцеговина
-13
44
199
700
Иордания
16
16
525
697
Тунис
22
35
304
673
Йемен
73
Н/Д
733
672
Замбия
181
-504
1 590
619
Кыргызстан
0
2
1
609
Армения
16
25
186
519
Кения
6
410
321
495
Нигер
-7
39
14
406
Бангладеш
32
92
130
390
Бенин
46
43
149
349
Молдова
28
28
136
325
Мали
9
56
49
290
Таджикистан
Н/Д
48
Н/Д
271
Малави
47
28
119
238
Суринам
0
Н/Д
Н/Д
215
Узбекистан
Н/Д
3
Н/Д
198
Уганда
-1
0.3
2
174
Афганистан
Н/Д
31
Н/Д
165
Северная Македония
-2
98
102
141
Черногория
17
11
47
139
Папуа - Новая Гвинея
Н/Д
-1 691
315
135
Республика Конго
Н/Д
25
Н/Д
132
Тонга
1
-0.1
Н/Д
110
Мавритания
4
5
43
104
Фиджи
4
32
52
101
Гренада
3
-2
53
99
Гвинея
1
-3
144
97
Лаос
-7
Н/Д
-16
95
Антигуа и Барбуда
4
-4
104
94
Кабо-Верде
2
-7
0
86
Габон
85
Н/Д
920
79
Соломоновы острова
2
5
38
76
Руанда
14
13
74
Гайана
Н/Д
15
2
73
Самоа
0
1
21
53
Вануату
0
1
23
29
Острова Кука
887
0.3
5 037
14
Гвинея-Бисау
0
1
6
11
Мозамбик
0
194
24
7
Бурунди
Н/Д
1
1
6
Сирия
Н/Д
Н/Д
421
5
Доминика
0
33
1
Кирибати
0
0.1
1
1
Тимор-Лешти
13
Н/Д
83
0.1
Эквадор
62
Н/Д
687
Н/Д
Лесото
17
Н/Д
205
Н/Д
Бруней
-135
Н/Д
134
Н/Д
Чад
Н/Д
Н/Д
70
Н/Д
Центрально-Африканская Республика
Н/Д
Н/Д
43
Н/Д
Ниуэ
Н/Д
Н/Д
22
Н/Д
Экваториальная Гвинея
Н/Д
Н/Д
3
Н/Д
Судан
915
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Джибути
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Коморские острова
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Куба
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Мальдивы
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Микронезия
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Мьянма
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Непал
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Сомали
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Сьерра-Леоне
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Танзания
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Туркменистан
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Эритрея
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Эфиопия
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Южный Судан
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Гамбия
Н/Д
-3
Н/Д
Н/Д
Украина
420
-198
9 739
-295
Сейшельские острова
8
42
271
-1 198
Источники: [37, 38]. Данные по Китайской Народной Республике в официальной статистике ООН, других международных организаций и в самом Китае представляются без Гонконга, Макао и о-ва Тайвань, при этом отмечается суверенитет КНР над указанными территориями. Страны в таблице ранжированы по величине объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2021 г.

На основании собранных в Таблице 1 данных авторами для стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» были рассчитаны показатели доли стран и территорий в мировых годовых объемах исходящих ПИИ, доли стран и территорий в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ, рост доли стран и территорий в мировых годовых объемах исходящих ПИИ при сравнении данных за 2021 и 2013 гг., рост доли стран и территорий в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ при сравнении данных за 2021 и 2013 гг. и составлена Таблица 2, при этом при отсутствии данных (Н/Д в таблице) они засчитывались как нулевые.

Таблица 2. Роль стран и территорий из текущего (на конец 2023 г.) списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в мировых показателях годовых объемов исходящих ПИИ и объемов накопленных исходящих ПИИ (2013 и 2021 гг.).

Table 2. The role of countries and territories from the current (at the end of 2023) list of participants in the Belt and Road strategic initiative in global indicators of annual amounts of outward FDI and amounts of FDI outward stock (2013 and 2021).

Страны и территории мира
Доля стран и территорий в мировых годовых объемах исходящих ПИИ, %
Доля стран и территорий в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ, %
Рост доли страны или территории в мировых годовых объемах исходящих ПИИ при сравнении данных 2021 и 2013 гг. (коэффициент)
Рост доли страны или территории в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ при сравнении данных 2021 и 2013 гг. (коэффициент)
2013 г.
2021 г.
2013 г.
2021 г.
Мир в целом
100,00
100,00
100,00
100,00
1,00
1,00
Страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
34,67
36,55
18,91
28,37
1,05
1,50
Страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» без учета Китая
27,51
26,21
16,58
21,84
0,95
1,32
Китай
7,16
10,34
2,33
6,53
1,44
2,80
Гонконг (Китай)
6,49
5,58
5,14
4,69
0,86
0,91
Люксембург
1,53
3,02
0,69
4,40
1,97
6,38
Сингапур
1,91
2,94
1,89
3,43
1,54
1,81
Республика Корея
2,07
3,82
0,83
1,29
1,85
1,55
О-в Тайвань (Китай)
1,02
0,66
0,93
1,04
0,65
1,11
Кипр
0,02
-2,37
0,03
0,97
-108,37
30,88
Россия
6,73
3,71
1,90
0,88
0,55
0,46
Австрия
0,99
1,06
0,90
0,61
1,07
0,67
ЮАР
0,40
0,00
0,36
0,52
0,00
1,44
Объединенные Арабские Эмираты
0,21
1,30
0,24
0,50
6,33
2,10
Таиланд
0,47
1,11
0,22
0,41
2,36
1,86
Саудовская Аравия
0,35
1,38
0,15
0,36
3,94
2,38
Чили
0,77
0,65
0,39
0,31
0,84
0,79
Малайзия
0,96
0,27
0,51
0,31
0,28
0,60
Индонезия
0,26
0,22
0,06
0,23
0,85
3,71
Мальта
0,00
0,43
0,01
0,15
-874,03
26,67
Филиппины
0,26
0,13
0,05
0,15
0,50
3,07
Португалия
0,10
0,08
0,31
0,15
0,84
0,47
Чехия
0,23
0,45
0,08
0,13
1,92
1,60
Турция
0,22
0,29
0,12
0,12
1,30
0,97
Катар
0,57
0,01
0,11
0,11
0,02
1,03
Венгрия
0,16
0,23
0,15
0,09
1,44
0,62
Кувейт
0,59
0,27
0,15
0,08
0,45
0,54
Польша
-0,34
0,11
0,21
0,06
-0,31
0,30
Азербайджан
0,11
0,00
0,03
0,06
0,04
1,83
Венесуэла
0,15
0,05
0,09
0,06
0,35
0,68
Ливия
0,01
0,00
0,07
0,05
0,25
0,65
Новая Зеландия
0,05
-0,09
0,07
0,04
-1,87
0,64
Бахрейн
0,07
0,00
0,04
0,04
0,05
1,09
Казахстан
0,14
0,08
0,11
0,04
0,60
0,33
Ливан
0,05
-0,08
0,03
0,03
-1,62
1,02
Греция
-0,04
0,06
0,18
0,03
-1,44
0,19
Нигерия
0,09
0,11
0,03
0,03
1,20
0,97
Макао (Китай)
0,00
0,19
0,00
0,03
58,40
6,33
Вьетнам
0,14
0,02
0,00
0,03
0,15
Н/Д
Эстония
0,03
-0,03
0,03
0,02
-1,37
0,95
Перу
0,01
0,00
0,02
0,02
0,38
1,48
Словения
0,00
0,08
0,03
0,02
18,33
0,71
Египет
0,02
0,02
0,03
0,02
0,99
0,83
Марокко
0,02
0,04
0,01
0,02
1,59
1,76
Литва
0,01
0,08
0,01
0,02
10,73
1,45
Уругвай
0,00
0,03
0,00
0,02
-24,32
9,37
Хорватия
-0,01
0,06
0,02
0,02
-4,88
0,91
Панама
0,02
0,02
0,01
0,01
0,87
1,08
Латвия
0,02
0,13
0,01
0,01
5,49
2,53
Словакия
-0,03
0,02
0,02
0,01
-0,75
0,78
Ангола
0,15
-0,06
0,05
0,01
-0,41
0,27
Оман
0,10
-0,02
0,02
0,01
-0,23
0,50
Сербия
0,00
0,02
0,01
0,01
16,57
1,09
Иран
0,03
0,00
0,01
0,01
0,18
0,69
Барбадос
0,00
0,00
0,00
0,01
4,90
2,31
Коста-Рика
0,02
0,00
0,01
0,01
0,25
1,24
Болгария
0,01
0,02
0,01
0,01
1,60
0,95
Демократическая Республика Конго
0,03
0,01
0,00
0,01
0,39
1,76
Румыния
0,01
0,01
0,01
0,01
0,97
1,33
Ирак
0,04
0,01
0,01
0,01
0,20
0,98
Грузия
0,01
0,02
0,00
0,01
2,32
Н/Д
Гондурас
0,00
0,02
0,00
0,01
11,20
4,96
Алжир
-0,02
0,00
0,01
0,01
0,16
0,96
Тринидад и Тобаго
0,05
0,02
0,02
0,01
0,43
0,26
Того
0,00
0,00
0,01
0,01
0,00
0,91
Пакистан
0,02
0,01
0,01
0,00
0,83
0,67
Гана
0,00
0,01
0,00
0,00
17,41
9,62
Сальвадор
0,00
0,00
0,00
0,00
1,63
508,77
Шри-Ланка
0,00
0,00
0,00
0,00
0,21
1,65
Беларусь
0,01
0,00
0,00
0,00
-0,33
1,28
Кот-Д’Ивуар
0,00
0,02
0,00
0,00
7,05
4,56
Камбоджа
0,00
0,01
0,00
0,00
1,79
1,68
Ботсвана
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,96
Ямайка
0,00
0,00
0,00
0,00
-22,84
1,65
Мадагаскар
0,00
0,01
0,00
0,00
Н/Д
104,74
Сенегал
0,00
0,00
0,00
0,00
1,33
1,46
Доминиканская Республика
0,00
0,01
0,00
0,00
-5,94
0,65
Намибия
0,00
0,00
0,00
0,00
-1,73
18,56
Боливия
0,00
0,01
0,00
0,00
Н/Д
68,61
Албания
0,00
0,00
0,00
0,00
1,28
2,10
Монголия
0,00
0,01
0,00
0,00
1,84
0,92
Никарагуа
0,00
0,00
0,00
0,00
0,18
2,17
Зимбабве
0,00
0,00
0,00
0,00
0,97
1,29
Камерун
0,01
0,00
0,00
0,00
0,43
0,61
Босния и Герцеговина
0,00
0,00
0,00
0,00
-2,76
2,17
Иордания
0,00
0,00
0,00
0,00
0,82
0,82
Тунис
0,00
0,00
0,00
0,00
1,30
1,37
Йемен
0,01
0,00
0,00
0,00
0,00
0,57
Замбия
0,01
-0,03
0,01
0,00
-2,27
0,24
Кыргызстан
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
375,57
Армения
0,00
0,00
0,00
0,00
1,27
1,72
Кения
0,00
0,02
0,00
0,00
55,75
0,95
Нигер
0,00
0,00
0,00
0,00
-4,55
17,88
Бангладеш
0,00
0,01
0,00
0,00
2,35
1,85
Бенин
0,00
0,00
0,00
0,00
0,76
1,44
Молдова
0,00
0,00
0,00
0,00
0,82
1,47
Мали
0,00
0,00
0,00
0,00
5,08
3,65
Таджикистан
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Малави
0,00
0,00
0,00
0,00
0,49
1,23
Суринам
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Узбекистан
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Уганда
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
53,65
Афганистан
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Северная Македония
0,00
0,01
0,00
0,00
-39,98
0,85
Черногория
0,00
0,00
0,00
0,00
0,53
1,82
Папуа - Новая Гвинея
0,00
-0,10
0,00
0,00
Н/Д
0,26
Республика Конго
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Тонга
0,00
Н/Д
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Мавритания
0,00
0,00
0,00
0,00
1,02
1,49
Фиджи
0,00
0,00
0,00
0,00
6,53
1,20
Гренада
0,00
0,00
0,00
0,00
-0,54
1,15
Гвинея
0,00
0,00
0,00
0,00
-2,45
0,42
Лаос
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
-3,66
Антигуа и Барбуда
0,00
0,00
0,00
0,00
-0,82
0,56
Кабо-Верде
0,00
0,00
0,00
0,00
-2,86
Н/Д
Габон
0,01
0,00
0,00
0,00
0,00
0,05
Соломоновы острова
0,00
0,00
0,00
0,00
2,04
1,23
Руанда
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
3,51
Гайана
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
22,51
Самоа
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
1,56
Вануату
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,78
Острова Кука
0,06
Н/Д
0,02
0,00
Н/Д
0,00
Гвинея-Бисау
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
1,13
Мозамбик
0,00
0,01
0,00
0,00
Н/Д
0,18
Бурунди
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
3,70
Сирия
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,01
Доминика
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,02
Кирибати
0,00
Н/Д
0,00
0,00
Н/Д
0,62
Тимор-Лешти
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Эквадор
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Лесото
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Бруней
-0,01
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Чад
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,00
Центрально-Африканская Республика
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,00
Ниуэ
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,00
Экваториальная Гвинея
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
0,00
Судан
0,06
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Джибути
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Коморские острова
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Куба
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Мальдивы
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Микронезия
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Мьянма
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Непал
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Сомали
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Сьерра-Леоне
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Танзания
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Туркменистан
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Эритрея
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Эфиопия
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Южный Судан
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Гамбия
0,00
0,00
0,00
0,00
Н/Д
Н/Д
Украина
0,03
-0,01
0,04
0,00
-0,38
-0,02
Сейшельские острова
0,00
0,00
0,00
0,00
4,28
-2,73
Источник: рассчитано авторами по данным Таблицы 1 и источникам: [37, 38]. Данные по Китайской Народной Республике в официальной статистике ООН, других международных организаций и в самом Китае представляются без Гонконга, Макао и о-ва Тайвань, при этом отмечается суверенитет КНР над указанными территориями. Страны в таблице ранжированы по величине объемов накопленных исходящих ПИИ на конец 2021 г.

По итогам изучения Таблицы 2 можно сделать следующие выводы.

Совокупная роль стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в мировых потоках исходящих прямых иностранных инвестиций за период 2013-2021 гг. в целом возросла – их доля в мировых накопленных исходящих ПИИ увеличилась в 1,5 раза (с 18,91% и до 28,37% от общемирового показателя). Среди стран и территорий - крупнейших источников ПИИ (с объемом накопленных ПИИ на конец 2021 г., превышающим 10 млрд долл. США) главными лидерами роста из стран и территорий инициативы «Один пояс и один путь» стали Китай (рост доли страны в мировых накопленных исходящих ПИИ за 2013-2021 гг. в 2,8 раза), Люксембург (6,38 раза), Сингапур (1,81 раза), Республика Корея (1,55 раза), Кипр (30,88 раза), Объединенные Арабские Эмираты (2,10 раза), Таиланд (1,86 раза), Саудовская Аравия (2,38 раза), Индонезия (3,71 раза), Мальта (26,67 раза), Филиппины (3,07 раза), Чехия (1,60 раза), Азербайджан (1,83 раза), Специальный административный район Китая Макао (6,33 раза), страны и территории приводятся в порядке снижения объема накопленных исходящих ПИИ на конец 2021 г.

Важно отметить, что крупнейшим источником ПИИ среди стран стратегической инициативы «Один пояс и один путь» является Китай. Без учета Китая совокупная роль стран и территорий из текущего списка участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в период 2013-2021 гг. также увеличилась, однако в значительно меньшей мере (в 1,32 раза вместо 1,50 раза), тем не менее рост значителен – с 16,58% и до 21,84%.

В свою очередь, следует отдельно рассмотреть и роль Китая в международных потоках исходящих ПИИ - мировая роль КНР как источника ПИИ возросла в 1,44 раза для условий сравнения годовых объемов исходящих ПИИ в 2013 и 2021 гг. (7,16% и 10,34% от соответствующих мировых показателей) и в 2,80 раза при сравнении доли КНР в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ на конец 2013 и 2021 гг. (2,33% и 6,53%).

При анализе Таблиц 1 и 2 достаточно заметным является в принципе характерная для всего мирового хозяйства значительная степень концентрации суммарного объема исходящих ПИИ стран и территорий инициативы «Один пояс и один путь» в ряде стран из верхней части списка представленных выше таблиц. В частности, более 75% от объема накопленных исходящих ПИИ стран и территорий – участниц глобальной инициативы на конец 2021 г. приходилось всего на 6 стран и территорий: Китай, специальный административный район Гонконг (Китай), Люксембург, Сингапур, Республику Корею и о-в Тайвань (Китай). Без учета Китая приходящийся на указанные страны аналогичный показатель также был достаточно высок, составляя около 52%. Относительно динамики указанной ситуации можно отметить, что на эти шесть стран и территорий на конец 2013 г. приходилось около 62% совокупных исходящих ПИИ стран и территорий из текущего списка участников глобальной инициативы (таким образом, рост с 2013 до 2021 гг. составил около 12,84 процентных пунктов), без учета Китая на конец 2013 г. на вышеуказанные пять стран и территорий приходилось около 50% совокупных исходящих ПИИ стран и территорий из текущего списка участников глобальной инициативы и показатель их совокупной доли в исходящих ПИИ указанных стран и территорий повысился незначительно (примерно на 2 процентных пункта).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что совокупная роль стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в мировых потоках исходящих прямых иностранных инвестиций за период 2013-2021 гг. в целом возросла – их доля в мировых накопленных исходящих ПИИ увеличилась в 1,5 раза (с 18,91% и до 28,37% от общемирового показателя), а без учета Китая – в 1,32 раза. Среди стран и территорий - крупнейших источников ПИИ главными лидерами роста из стран и территорий инициативы «Один пояс и один путь» стали Китай, Люксембург, Сингапур, Республика Корея, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Саудовская Аравия, Индонезия, Мальта, Филиппины, Чехия, Азербайджан, Макао (Китай), при этом именно Китай является крупнейшим источником ПИИ среди стран глобальной инициативы. Также достаточно заметным является значительная степень концентрации суммарного объема исходящих ПИИ стран и территорий инициативы «Один пояс и один путь» - более 75% от объема накопленных исходящих ПИИ стран и территорий – участниц глобальной инициативы на конец 2021 г. приходилось всего на 6 стран и территорий: Китай, Гонконг (Китай), Люксембург, Сингапур, Республику Корею и о-в Тайвань (Китай). Без учета Китая аналогичный показатель, приходящийся на эти пять стран и территорий, также был достаточно высок, составляя около 52%.

Заключение

Проведенное исследование вопросов повышения роли стран и территорий - участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в глобальных потоках исходящих прямых иностранных инвестиций позволило авторам сделать следующие выводы:

- совокупная роль стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в мировых потоках исходящих прямых иностранных инвестициях за период 2013-2021 гг. в целом возросла – их доля в мировых накопленных исходящих ПИИ увеличилась в 1,5 раза (с 18,91% и до 28,37% от общемирового показателя);

- среди стран и территорий - крупнейших источников ПИИ (с объемом накопленных исходящих ПИИ на конец 2021 г. превышающим 10 млрд долл. США) главными лидерами роста из стран и территорий инициативы «Один пояс и один путь» стали Китай (рост доли страны в мировых накопленных исходящих ПИИ за 2013-2021 гг. в 2,8 раза), Люксембург (6,38 раза), Сингапур (1,81 раза), Республика Корея (1,55 раза), Кипр (30,88 раза), Объединенные Арабские Эмираты (2,10 раза), Таиланд (1,86 раза), Саудовская Аравия (2,38 раза), Индонезия (3,71 раза), Мальта (26,67 раза), Филиппины (3,07 раза), Чехия (1,60 раза), Азербайджан (1,83 раза), Специальный административный район Китая Макао (6,33 раза), страны и территории приводятся в порядке снижения объема накопленных ПИИ на конец 2021 г.;

- крупнейшим источником ПИИ среди стран глобальной инициативы является Китай - без учета Китая совокупная роль стран и территорий из текущего списка участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в период 2013-2021 гг. также увеличилась, однако в значительно меньшей мере (в 1,32 раза вместо 1,50 раза), тем не менее рост значителен – с 16,58% и до 21,84%;

- мировая роль КНР как источника ПИИ возросла в 1,44 раза для условий сравнения годовых объемов исходящих ПИИ в 2013 и 2021 гг. (7,16% и 10,34% от соответствующих мировых показателей) и в 2,80 раза при сравнении доли КНР в мировых объемах накопленных исходящих ПИИ на конец 2013 и 2021 гг. (2,33% и 6,53%);

- отмечается значительная степень концентрации суммарного объема исходящих ПИИ стран и территорий инициативы «Один пояс и один путь», в частности, более 75% от объема накопленных исходящих ПИИ стран и территорий – участниц глобальной инициативы на конец 2021 г. приходилось всего на 6 стран и территорий: Китай, специальный административный район Гонконг (Китай), Люксембург, Сингапур, Республику Корею и о-в Тайвань (Китай), без учета Китая приходящийся на указанные страны и территории аналогичный показатель также был достаточно высок, составляя около 52%;

- на эти шесть стран и территорий на конец 2013 г. приходилось около 62% совокупных исходящих ПИИ стран и территорий из текущего списка участников глобальной инициативы (таким образом, рост соответствующего показателя с 2013 до 2021 гг. составил около 12,84 процентных пунктов), без учета Китая на конец 2013 г. на вышеуказанные пять стран и территорий приходилось около 50% и показатель их совокупной доли в исходящих ПИИ стран и территорий – участниц текущего списка глобальной инициативы повысился незначительно (примерно на 2 процентных пункта).

Среди выявленных проблем следует отметить падение роли специального административного района Китая Гонконга как источника ПИИ в мировых потоках исходящих прямых иностранных инвестиций, что во многом может быть связано с изменением его роли как неких «промежуточных ворот» для осуществления прямых иностранных инвестиций в материковый Китай. Изучение роли взаимодействия материкового Китая и Гонконга при их участии в глобальных потоках ПИИ, несомненно, нуждается в дальнейших отдельных исследованиях.


Источники:

1. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Десять лет с начала реализации китайской стратегической инициативы "Один пояс и один путь": экологизация и "зеленое" развитие // Наука, инновации, образование: актуальные вопросы XXI века: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. – c. 83-86.
2. Абрамкина М.С. Политические риски китайского проекта «Один пояс, один путь» // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 437-444. – doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
3. Ван Биньи Мяньсян «И Дай И Лу» дэ Чжунго ГанкоуЧжуаньсинШэнцзиЯньцзю [Изучение трансформации и модернизации китайских портов, задействованных в реализации инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2019. – 182 c.
4. Ван Дэхун «И Дай И Лу» ШанъеМошиюйФэнсяньГуаньли [«Один пояс и один путь»: Бизнес-модель и управление рисками]. - Пекин, 2022. – 348 c.
5. Ван Лу «И Дай И Лу» ГоцзиХэцзо, ГоцзяВэньхуаТэчжэнюй Вай ЧжайФэнсяньЯньцзю [Исследование международного сотрудничества, государственных культурных особенностей и зарубежных кредитных рисков инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2022. – 196 c.
6. Garlick J. The Regional Impacts of China’s Belt and Road Initiative // Journal of Current Chinese Affairs. – 2020. – № 49(2). – doi: 10.1177/1868102620968848.
7. Garcia-Herrero A., Xu J. China’s Belt and Road Initiative: Can Europe Expect Trade Gains?. Bruegel Working Paper, Issue 5. [Электронный ресурс]. URL: https://bruegel.org/wpcontent/uploads/2016/09/WP-05-2016.pdf. (дата обращения: 01.03.2024).
8. Майкл Г. Глянц, Роберт Дж. Росс Один пояс и один путь. Долгий марш Китая в 2049 год. - Издательство «Международные отношения». - Москва, 2021. – 264 c.
9. Чжао И., Гнатюк Г.А. Модернизация режима китайско-российского регионального сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 3-1. – c. 276-284. – doi: 10.34670/AR.2023.61.87.028.
10. Elaine Duckworth. Latin American and Caribbean Participation in China's Belt and Road Initiative. Cornell International Affairs Review. Vol. 16 No. 1 (2022): Fall 2022. Cornell University Library. pp. 115-161
11. Хельга Зепп-Ларуш, Уильям Джонс Цун «И Дай И Лу» Дао ШицзеДалуЦяо [От «Одного пояса и одного пути» к мировому континентальному мосту.]. - Нанкин, 2019. – 406 c.
12. Carrai, Maria Adele. “lt is Not the End of History: The Financing Institutions of the Belt and Road Initiative and the Bretton Woods System.” The Belt and Road Initiative, November 2018. https://doi org/10.1163/9789004573792_006
13. Лю Юфа «И Дай И Лу» ЦиеЧжэнлюэ [Стратегия предприятия инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2020. – 358 c.
14. Ма Цзяньтан «И Дай И Лу» ГоцзиХэцзоЦзичжиЯньцзю [Исследование механизма международного сотрудничества инициативы «Один пояс и один путь»]. - Пекин, 2019. – 202 c.
15. Михайленко А.Н. Сопряжение евразийской интеграции и китайского проекта «Один пояс - один путь» // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. – 2018. – № 1(23). – c. 35-46.
16. Погребинская Е.А., Чэнь С. Анализ потенциала экономического взаимодействия между Китаем и другими странами в рамках инициативы «Один пояс – один путь» на основе стохастической модели пограничной торговой гравитации // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 1. – c. 21-28. – doi: 10.18334/evp.2.1.111108.
17. Степанов Н.С. Китайская инициатива // Мир перемен. – 2020. – № 3. – c. 170-178.
18. Сяо Юйчунь «И Дай И Лу» ЧанъиБэйцзинсяОучжоу Чжэцзян ГоцзихуаЦзинъинСинвэйМошиЯньцзю [Изучение модели международных деловых операций чжэцзянских предпринимателей в Европе в контексте реализации инициативы «Один пояс и один путь»]. - Ханчжоу, 2018. – 256 c.
19. Цзян Чжиган «И Дай И Лу» Цзяньшэ Чжун дэ ЦзиньжунЧжичшиЧжудаоЦзоюн [Ведущая роль финансовой поддержки в строительстве «Пояса и пути»] // ГоцзиЦзинцзиХэцзо [Международное экономическое сотрудничество]. – 2014. – № 9. – c. 59-63.
20. Aliber R.Z. "A Theory of Direct Foreign Investment". / In: Kindelberger C.P. (ed.) The International Corporation. - Cambrige, Mass., 1970. – 17-34 p.
21. Barlow E.R., Wender I.T. Foreign Investment and Taxation. Englewoods Cliffs, 1955
22. Vernon R. The Location of Economic Activity. / In: Dunning J.H. (ed.), Economic Analysis and the Multinational Enterprise. - London, 1974. – 89-114 p.
23. Dunning John H. The eclectic paradigm as an envelope for economic and business theories of MNE activity // International Business Review. – 2000. – № 9. – p. 163–190.
24. Knickerbocker F.T. Oligopolistic Reaction and Multifunctional Enterprise. - Boston, 1973.
25. Corden W.Max. The Theory of International Trade. / In: Dunning J.H. (ed.). Economic Analysis and the Multinational Enterprise. - London, 1974. – 209-232 p.
26. Ragazzi G. Theories of the Determinants of Direct Foreign Investment, International Monetary Fund Staff Papers. 1973. Vol. 20. P. 471-498
27. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment Hymer, Stephen Herbert. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. PhD Dissertation. Published posthumously. The MITT Press. Cambridge, Massachusetts, and London, England. Электронныйресурс: http://dspace.mit.edu/handle/1721.1/27375 (датаобращения: 01.02.2024) URL: http://dspace.mit.edu/handle/1721.1/27375 (дата обращения: 01.02.2024).
28. Hirsch S. An International Trade and Investment Theory of the Firm // Oxford Economic Papers. – 1976. – p. 258-270.
29. Ищенко Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. - Изд-во РАГС. Москва, 2006. – 335 c.
30. Мантаева Э.И., Болаев А.В. Влияние прямых иностранных инвестиций на модернизацию экономики КНР // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2010. – № 5(43). – c. 62–73.
31. Мироненко Н.С., Сорокин М.Ю. Основные теории прямого зарубежного инвестирования в контексте конкурентоспособности стран мира. / Конкурентоспособность в системе мирового хозяйства: пространственный анализ / Под редакцией Н.С. Мироненко. - М., "Пресс-Соло", 2002. – 472 c.
32. Самбурова Е.Н. Оффшорный бизнес в России: черная дыра экономики или инструмент развития? // Россия и современный мир. – 2000. – № 2. – c. 152-161.
33. Хазанович Э. С. Прямые иностранные инвестиции: проблемы законодательного регулирования // Вестник федерального бюджетного учреждения \"Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации\". – 2010. – № 1. – c. 33-40.
34. Болаев А.В. Китайская концепция «Один пояс и один путь»: возможности и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций для России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 5. – c. 81–86.
35. Болаев А.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор инновационного развития национальной экономики: опыт Китая и возможности для России // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 1. – c. 100-105.
36. Болаев А.В. Инвестиционная активность Китая в проекте «Один пояс и один путь» // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 1825-1834. – doi: 10.18334/vinec.13.4.120105.
37. UNCTAD World Investment Report 2014: Investing in the SDGs: An Action Plan. / Annex table 1. FDI flows, by region and economy, 2008–2013; Annex table 2. FDI stock, by region and economy, 1990, 2000, 2013. – Geneva – UN. – 2014
38. UNCTAD World Investment Report 2023: Investing in sustainable energy for all. / Annex table 1. FDI flows, by region and economy, 2017–2022, Annex table 2. FDI stock, by region and economy, 2000, 2010, 2021 and 2022. – Geneva – UN. – 2023

Страница обновлена: 07.08.2024 в 19:31:37