Товарный экспорт КНР в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь»

Болаев А.В. Мантаева Э.И.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Болаев А.В. Мантаева Э.И. Товарный экспорт КНР в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 387-404. – doi: 10.18334/eo.14.2.121098.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67903450

Аннотация:
В статье проводится анализ страновой структуры товарного экспорта КНР в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». С этой целью авторами оценена роль практически всех стран и территорий – участниц инициативы «Пояса и пути» в китайском товарном экспорте, определены основные направления китайского товарного экспорта по странам и территориям мира с объемом китайского товарного экспорта свыше 50 млрд долл. США в 2022 г., выявлены некоторые особенности товарного экспорта КНР. В частности, показано, что на страны и территории - участницы инициативы «Пояса и пути» приходится около половины товарного экспорта Китая, при этом отмечается высокая степень концентрации китайского экспорта товаров как в случае со странами-участницами инициативы «Пояса и пути», так и в еще большей степени в случае со странами, не принимающими участия в глобальной инициативе. Отдельно рассматривается роль в китайском товарном экспорте ряда стран и территорий мира, в том числе и Российской Федерации.

Ключевые слова: Один пояс и один путь, Пояс и путь, Китай, экспорт, товарный экспорт

JEL-классификация: F42, F53, F63, F55



Введение

Значительнейшим событием в мировом экономическом развитии с конца 20-го века является стремительный рост китайской экономики, в результате которого Китайская Народная Республика заняла место одного из мировых лидеров по таким критериям, как объем ВВП (в исчислении номинальном и по паритету покупательной способности), стоимостные показатели внешней торговли (прежде всего экспорта, но и импорта), стоимостные объемы входящих, а в последние годы и исходящих прямых иностранных инвестиций. С 2013 г. важнейшей концепцией внешнеэкономической политики КНР стала выдвинутая государственным председателем Китая Си Цзиньпином стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» (также часто именуемая инициативой «Пояса и пути»), представляющая собой объединение двух глобальных стратегических концепций, известных как «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь 21-го века», основной целью которых является улучшение условий инвестиционного и торгового взаимодействия между странами-участницами стратегической инициативы. [1] На начало 2024 г. к инициативе «Пояса и пути» присоединились более чем 150 стран и территорий мира, прежде всего расположенных в Азии, Африке, Южной Америке, Океании и Восточной Европе. [2]

Несомненно, масштабы реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» привлекают внимание большого количества исследователей, среди которых можно отметить таких ученых, как Абрамкина М.С. [3] (Abramkina, 2018), Бондаренко В.А. [4] (Bolaev and Bondarenko, 2024), Ван Б. [5] (Wang Binyi, 2019), Ван Д. [6] (Wang Dehong, 2022), Ван Л. [7] (Wang Lu, 2019), Глянц М.Г. и Росс Р. Дж. [8] (Michael H. Glantz and Robert J.Ross.), Дэн Цз. [9] (Deng Jiugang, 2019), Инь Цз. [10] (Yin Jiayin, 2022), Кавальски Э. [11] ( Kavalski, 2018), Кармоди П. и Уэйнрайт Дж. [12] (Carmody, P. and Wainwright, J., 2022), Петкулеску И. [13] (Petculescu, 2018), Цзэн Ц. [14] (Jinghan Zeng, 2019), Цзян Ч. [15] (Jiang Zhigang, 2014), Шахриар С. [16] (Shahriar, 2019), Юй Х. и Шкваря Л.В. [17] (Yu, Shkvarya, 2021) и другие. Практически все исследователи отмечают крайнюю важность и актуальность изучения вопросов, связанных с реализацией стратегической инициативы «Один пояс и один путь», для экономической науки.

В свою очередь целью этого исследования является анализ страновой структуры товарного экспорта КНР в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь». С этой целью авторами были оценены роли всех стран и территорий – участниц инициативы «Пояса и пути» в китайском товарном экспорте, определены основные направления китайского товарного экспорта по странам и территориям мира с объемом китайского товарного экспорта свыше 50 млрд долл. США в 2022 г., выявлены некоторые особенности товарного экспорта КНР. В качестве источника статистических данных послужили данные официальной китайской статистики по товарному экспорту из Китая в разрезе стран и территорий за 2013 и 2022 гг.

В качестве основных составляющих научной новизны данного исследования можно отметить практически полный охват стран и территорий-участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» при определении их роли в китайском товарном экспорте и ранжирование по степени значимости в товарном экспорте КНР более двадцати стран и территорий мира – крупнейших импортеров китайской продукции.

Результаты и обсуждение

В качестве временных отрезков для исследования авторами были выбраны 2013 и 2022 гг. как соответствующие году объявления о начале реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» государственным председателем КНР Си Цзиньпином (осенью 2013 г.) и последнему году (2022 г.), за который авторам была доступна официальная статистика о страновом распределении китайского товарного экспорта. На основании данных из государственной статистики КНР были определены и рассчитаны данные для Таблицы 1 и Таблицы 2.

Таблица 1. Роль стран и территорий из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в товарном экспорте Китая (2013 и 2022 гг.).

Table 1. The role of countries and territories from the current list of participants of the One Belt and One Road strategic initiative in the in China's merchandise exports (2013 and 2022).

Страны и территории мира
Товарный экспорт КНР, млрд долл. США
Доля стран и территорий в товарном экспорте КНР, %
Коэффициент увеличения доли стран и территорий в товарном экспорте КНР (отношение показателей 2022 и 2013 гг.), %
2013 г.
2022 г.
2013 г.
2022 г.
Всего во миру
2209,004
3560,539
100,00
100,00
1180,937
1822,546
53,46
51,19
0,96
Гонконг, Китай
384,495
293,910
17,41
8,25
0,47
Южная Корея
91,165
160,975
4,13
4,52
1,10
Вьетнам
48,586
143,876
2,20
4,04
1,84
Малайзия
45,931
91,719
2,08
2,58
1,24
О-в Тайвань, Китай
40,634
81,626
1,84
2,29
1,25
Сингапур
45,832
79,422
2,07
2,23
1,08
Россия
49,591
75,641
2,24
2,12
0,95
Таиланд
32,718
77,218
1,48
2,17
1,46
Индонезия
36,930
70,641
1,67
1,98
1,19
Филиппины
19,868
63,471
0,90
1,78
1,98
Объединенные Арабские Эмираты
33,411
53,419
1,51
1,50
0,99
Польша
12,575
37,929
0,57
1,07
1,87
Саудовская Аравия
18,740
37,721
0,85
1,06
1,25
Турция
17,747
33,822
0,80
0,95
1,18
Бангладеш
9,705
26,616
0,44
0,75
1,70
Южная Африка
16,831
23,984
0,76
0,67
0,88
Пакистан
11,020
22,851
0,50
0,64
1,29
Чили
13,105
22,419
0,59
0,63
1,06
Нигерия
12,043
21,977
0,55
0,62
1,13
Чехия
6,838
18,217
0,31
0,51
1,65
Египет
8,363
16,989
0,38
0,48
1,26
Казахстан
12,545
16,249
0,57
0,46
0,80
Кыргызстан
5,075
15,342
0,23
0,43
1,88
Камбоджа
3,410
13,938
0,15
0,39
2,54
Ирак
6,894
13,687
0,31
0,38
1,23
Перу
6,189
13,415
0,28
0,38
1,34
Мьянма
7,339
13,288
0,33
0,37
1,12
Греция
3,219
12,864
0,15
0,36
2,48
Панама
10,993
12,511
0,50
0,35
0,71
Венгрия
5,692
10,454
0,26
0,29
1,14
Иран
14,037
9,327
0,64
0,26
0,41
Новая Зеландия
4,132
9,109
0,19
0,26
1,37
Кения
3,217
8,098
0,15
0,23
1,56
Гана
3,946
7,767
0,18
0,22
1,22
Танзания
3,141
7,640
0,14
0,21
1,51
Узбекистан
2,613
7,424
0,12
0,21
1,76
Румыния
2,823
7,364
0,13
0,21
1,62
Словения
1,833
6,835
0,08
0,19
2,31
Эквадор
2,967
6,241
0,13
0,18
1,31
Алжир
6,024
6,234
0,27
0,18
0,64
Португалия
2,507
5,967
0,11
0,17
1,48
Марокко
3,272
5,663
0,15
0,16
1,07
Иордания
3,435
5,650
0,16
0,16
1,02
Австрия
2,038
5,121
0,09
0,14
1,56
Демократическая Республика Конго
0,949
5,067
0,04
0,14
3,31
Кувейт
2,676
4,911
0,12
0,14
1,14
Словакия
3,084
4,435
0,14
0,12
0,89
Доминиканская Республика
1,046
4,253
0,05
0,12
2,52
Макао, Китай
3,171
4,181
0,14
0,12
0,82
Оман
1,901
4,140
0,09
0,12
1,35
Ангола
3,964
3,997
0,18
0,11
0,63
Сенегал
0,997
3,991
0,05
0,11
2,48
Катар
1,711
3,934
0,08
0,11
1,43
Шри-Ланка
3,437
3,696
0,16
0,10
0,67
Кот-д’Ивуар
0,956
3,435
0,04
0,10
2,23
Украина
7,849
3,295
0,36
0,09
0,26
Беларусь
0,872
3,252
0,04
0,09
2,31
Мозамбик
1,199
3,219
0,05
0,09
1,67
Джибути
1,019
3,193
0,05
0,09
1,94
Камерун
1,515
3,117
0,07
0,09
1,28
Того
2,443
3,101
0,11
0,09
0,79
Венесуэла
6,065
2,966
0,27
0,08
0,30
Уругвай
2,324
2,956
0,11
0,08
0,79
Монголия
2,450
2,866
0,11
0,08
0,73
Болгария
1,117
2,844
0,05
0,08
1,58
Йемен
2,139
2,757
0,10
0,08
0,80
Ливан
2,491
2,462
0,11
0,07
0,61
Коста-Рика
0,927
2,358
0,04
0,07
1,58
Ливия
2,835
2,339
0,13
0,07
0,51
Лаос
1,723
2,267
0,08
0,06
0,82
Хорватия
1,390
2,255
0,06
0,06
1,01
Гвинея
0,907
2,246
0,04
0,06
1,54
Эфиопия
1,868
2,204
0,08
0,06
0,73
Таджикистан
1,869
2,197
0,08
0,06
0,73
Сербия
0,432
2,169
0,02
0,06
3,12
Судан
2,398
2,005
0,11
0,06
0,52
Мальта
2,515
1,966
0,11
0,06
0,48
Тунис
1,263
1,870
0,06
0,05
0,92
Литва
1,686
1,787
0,08
0,05
0,66
Бахрейн
1,239
1,752
0,06
0,05
0,88
Бенин
2,992
1,668
0,14
0,05
0,35
Сальвадор
0,522
1,651
0,02
0,05
1,96
Непал
2,211
1,639
0,10
0,05
0,46
Гондурас
0,799
1,550
0,04
0,04
1,20
Мадагаскар
0,643
1,431
0,03
0,04
1,38
Папуа - Новая Гвинея
0,553
1,409
0,03
0,04
1,58
Грузия
0,862
1,239
0,04
0,03
0,89
Кипр
0,972
1,163
0,04
0,03
0,74
Азербайджан
0,869
1,131
0,04
0,03
0,81
Зимбабве
0,414
1,116
0,02
0,03
1,67
Уганда
0,452
1,066
0,02
0,03
1,46
Боливия
0,531
1,063
0,02
0,03
1,24
Латвия
1,374
1,025
0,06
0,03
0,46
Сомали
0,134
1,024
0,01
0,03
4,75
Ямайка
0,627
1,012
0,03
0,03
1,00
Замбия
0,730
0,972
0,03
0,03
0,83
Республика Конго
0,779
0,949
0,04
0,03
0,76
Эстония
1,110
0,947
0,05
0,03
0,53
Мавритания
0,598
0,927
0,03
0,03
0,96
Туркменистан
1,138
0,861
0,05
0,02
0,47
Бруней
1,704
0,815
0,08
0,02
0,30
Никарагуа
0,523
0,718
0,02
0,02
0,85
Албания
0,325
0,701
0,01
0,02
1,34
Нигер
0,184
0,674
0,01
0,02
2,27
Мали
0,275
0,578
0,01
0,02
1,31
Габон
0,433
0,572
0,02
0,02
0,82
Гайана
0,160
0,566
0,01
0,02
2,19
Афганистан
0,328
0,550
0,01
0,02
1,04
Сьерра-Леоне
0,153
0,559
0,01
0,02
2,27
Намибия
0,482
0,548
0,02
0,02
0,71
Тринидад и Тобаго
0,321
0,540
0,01
0,02
1,04
Люксембург
1,808
0,524
0,08
0,01
0,18
Фиджи
0,244
0,496
0,01
0,01
1,26
Армения
0,120
0,480
0,01
0,01
2,48
Гамбия
0,309
0,446
0,01
0,01
0,90
Мальдивы
0,097
0,441
0,00
0,01
2,81
Сирия
0,690
0,420
0,03
0,01
0,38
Куба
1,375
0,413
0,06
0,01
0,19
Руанда
0,134
0,404
0,01
0,01
1,87
Суринам
0,174
0,314
0,01
0,01
1,12
Чад
0,372
0,281
0,02
0,01
0,47
Тимор-Лешти
0,047
0,280
0,00
0,01
3,67
Малави
0,214
0,277
0,01
0,01
0,80
Северная Македония
0,063
0,235
0,00
0,01
2,29
Экваториальная Гвинея
0,358
0,228
0,02
0,01
0,40
Черногория
0,086
0,219
0,00
0,01
1,57
Ботсвана
0,148
0,219
0,01
0,01
0,92
Молдова
0,113
0,206
0,01
0,01
1,13
Соломоновы о-ва
0,037
0,192
0,00
0,01
3,24
Босния и Герцеговина
0,091
0,185
0,00
0,01
1,26
Барбадос
0,070
0,160
0,00
0,00
1,41
Южный Судан
0,075
0,156
0,00
0,00
1,29
Эритрея
0,138
0,148
0,01
0,00
0,67
Самоа
0,054
0,121
0,00
0,00
1,38
Бурунди
0,051
0,116
0,00
0,00
1,41
Антигуа и Барбуда
0,245
0,104
0,01
0,00
0,26
Вануату
0,380
0,095
0,02
0,00
0,15
Сейшельские о-ва
0,039
0,092
0,00
0,00
1,48
Кабо-Верде
0,062
0,092
0,00
0,00
0,92
Коморские о-ва
0,030
0,065
0,00
0,00
1,36
Лесото
0,090
0,060
0,00
0,00
0,42
Гвинея-Бисау
0,012
0,056
0,00
0,00
2,91
Тонга
0,038
0,055
0,00
0,00
0,89
Центрально-Африканская Республика
0,009
0,052
0,00
0,00
3,41
Кирибати
0,019
0,042
0,00
0,00
1,39
Доминика
0,023
0,034
0,00
0,00
0,93
Микронезия
0,005
0,030
0,00
0,00
3,79
Гренада
0,008
0,022
0,00
0,00
1,82
О-ва Кука
0,019
0,011
0,00
0,00
0,36
Ниуэ
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Н/Д
Рассчитано авторами по источникам: [18, 19]. Страны и территории приведены в порядке снижения стоимости китайского экспорта в 2022 г. (рассмотрены страны и территории с экспортом товаров из Китая свыше 50 млрд долл. США в 2022 г.), нумерация соответствует порядку страны в списке стран-крупнейших импортеров китайского товарного экспорта. Гонконг, Макао и о-в Тайвань в официальной статистике ООН и Правительства КНР выделяются отдельно, при этом отмечается суверенитет Китайской Народной Республики над указанными территориями. [4, С. 182]

Анализ данных из Таблицы 1 показывает, что на страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (в составе на начало 2024 г.) приходится примерно половина (формально – более 51%) от стоимостного объема китайского товарного экспорта за 2022 г. Интересным фактом является небольшое снижение этого показателя в 2022 г. по сравнению с 2013 г. – с 53,46% до 51,19%, в первую очередь вполне объясняемое значительным падением роли специального административного района Китая – Гонконга в китайском товарном экспорте (соответствующий показатель снизился с 17,41% до 8,25%), а также снижением роли в китайском товарном экспорте ряда других стран и территорий.

Важно отметить, что стратегическая инициатива «Один пояс и один путь» уже стала важнейшим фактором развития внешнеэкономических связей Китая и важной составляющей мировой экономики. В контексте важности глобальной инициативы для товарного экспорта КНР можно отметить, что среди стран и территорий – участниц инициативы «Пояса и пути» представлены, как правило, государства, правительства которых дружественно настроены к Китаю, либо не имеют существенных политических разногласий с руководством КНР.

При сравнении данных за 2013 и 2022 гг. из Таблицы 1 можно отметить, что ряд стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» значительно повысили свою роль в китайском товарном экспорте. В частности, коэффициент увеличения доли стран и территорий в товарном экспорте КНР при сравнении показателей 2022 и 2013 гг., равен или превышает 1,25 к примеру у таких стран и территорий – участниц глобальной инициативы, как (в порядке снижения китайского товарного экспорта в 2022 г.) Вьетнам, о-в Тайвань (Китай), Таиланд, Филиппины (почти в два раза), Польша (в 1,87 раза), Саудовская Аравия, Бангладеш, Пакистан, Чехия, Египет, Кыргызстан (в 1,88 раза), Камбоджа (в 2,54 раза), Перу, Греция (в 2,48 раза), Новая Зеландия, Кения, Танзания, Узбекистан (в 1,76 раза), Румыния, Словения (в 2,31 раза), Эквадор, Португалия, Австрия, Демократическая Республика Конго (в 3,31 раза), Доминиканская Республика (в 2,52 раза), Оман, Сенегал (в 2,48 раза), Катар, Кот-д’Ивуар (в 2,23 раза), Беларусь (в 2,31 раза), Мозамбик, Джибути (почти в два раза), Камерун, Болгария, Коста-Рика, Гвинея, Сербия (в 3,12 раза), Сальвадор (почти в два раза), Мадагаскар, Папуа-Новая Гвинея, Зимбабве, Уганда, Сомали (в 4,75 раза), Албания, Нигер (в 2,27 раза), Мали, Гайана (в 2,19 раза), Сьерра-Леоне (в 2,27 раза), Фиджи, Армения (в 2,48 раза), Мальдивы (в 2,81 раза), Руанда (в 1,87 раза), Тимор-Лешти (в 3,67 раза), Северная Македония (в 2,29 раза), Черногория, Соломоновы о-ва (в 3,24 раза), Босния и Герцеговина, Барбадос, Южный Судан, Самоа, Бурунди, Сейшельские о-ва, Коморские о-ва, Гвинея-Биссау (в 2,91 раза), Центрально-Африканская Республика (в 3,41 раза), Кирибати, Микронезия (в 3,79 раза), Гренада.

Как уже отмечалось выше в случае с Гонконгом, роль некоторых стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в китайском товарном экспорте снизилась. Здесь кроме Гонконга следует упомянуть такие страны и территории (в порядке снижения китайского товарного экспорта в 2022 г., коэффициент увеличения доли стран и территорий в товарном экспорте КНР при сравнении показателей 2022 и 2013 гг., ниже 0,75 раза), как Панама, Иран (снижение более чем в два раза), Алжир, Ангола, Шри-Ланка, Украина (снижение почти в четыре раза), Венесуэла (снижение более чем в три раза), Монголия, Ливан, Ливия (снижение почти в два раза), Эфиопия, Таджикистан, Судан (снижение почти в два раза), Мальта (снижение более чем в два раза), Литва, Бенин (снижение почти в три раза), Непал (снижение более чем в два раза), Кипр, Латвия (снижение более чем в два раза), Эстония (снижение почти в два раза), Намибия, Люксембург (снижение более чем в пять раз), Куба (снижение более чем в пять раз), Чад (снижение более чем в два раза), Экваториальная Гвинея (снижение примерно в два с половиной раза), Эритрея, Антигуа и Барбуда (снижение почти в четыре раза), Вануату (снижение более чем в шесть раз), Лесото (снижение более чем в два раза), о-ва Кука (снижение почти в три раза).

Как это часто бывает в мировой экономике, распределение стоимостного объема китайского товарного экспорта по странам и территориям – участницам стратегической инициативы «Один пояс и один путь» отличается высокой степенью концентрации – в 2022 г. на первую десятку крупнейших получателей китайского товарного экспорта (из списка стран и территорий – участниц глобальной инициативы на начало 2024 г.) приходилось 31,96% от суммарного экспорта товаров из Китая, при этом в 2013 г. указанный показатель был еще выше, превышая 36%.

Таблица 2. Страны и территории мира – лидеры по объемам китайского товарного экспорта в контексте реализации стратегической инициативе «Один пояс и один путь» (2022 г.).

Table 2. Countries and territories of the world - the leaders in terms of amounts of China’s merchandise exports in the context of the One Belt and One Road strategic initiative implementation (2022).

Страны и территории мира
Товарный экспорт КНР, млрд долл. США
Доля стран и территорий в товарном экспорте КНР, %
Коэффициент увеличения доли стран и территорий в товарном экспорте КНР (отношение показателей 2022 и 2013 гг.), %
2013 г.
2022 г.
2013 г.
2022 г.
Экспорт КНР, всего за год
2209,004
3560,539
100,00
100,00
1,00
Экспорт КНР во все страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (список участников на начало 2024 г.)
1180,937
1822,546
53,46
51,19
0,96
2. Гонконг, Китай
384,495
293,910
17,41
8,25
0,47
4. Республика Корея
91,165
160,975
4,13
4,52
1,09
5. Вьетнам
48,586
143,876
2,20
4,04
1,84
9. Малайзия
45,931
91,719
2,08
2,58
1,24
10. О-в Тайвань, Китай
40,634
81,626
1,84
2,29
1,24
12. Сингапур
45,832
79,422
2,07
2,23
1,08
15. Таиланд
49,591
77,218
2,24
2,17
0,97
16. Российская Федерация
32,718
75,641
1,48
2,12
1,43
17. Индонезия
36,930
70,641
1,67
1,98
1,19
18. Филиппины
19,868
63,471
0,90
1,78
1,98
20. ОАЭ
33,411
53,419
1,51
1,50
0,99
Прочие страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь»
351,776
630,628
15,93
17,71
1,11
Экспорт КНР во все страны и территории, не принимающие участия в стратегической инициативе «Один пояс и один путь»
1028,067
1737,993
46,54
48,81
1,05
1. США
368,406
577,517
16,68
16,22
0,97
3. Япония
150,132
172,345
6,80
4,84
0,71
6. Нидерланды
60,315
117,471
2,73
3,30
1,21
7. Индия
48,432
117,200
2,19
3,29
1,50
8. ФРГ
67,343
115,805
3,05
3,25
1,07
11. Соединенное Королевство
50,942
80,919
2,31
2,27
0,98
13. Австралия
37,554
78,248
1,70
2,20
1,29
14. Мексика
28,966
77,259
1,31
2,17
1,65
19. Бразилия
35,895
61,894
1,62
1,74
1,07
21. Канада
29,217
53,261
1,32
1,50
1,13
22. Италия
25,753
50,559
1,17
1,42
1,22
Прочие страны и территории, не принимающие участия в стратегической инициативе «Один пояс и один путь»
125,111
235,514
5,66
6,61
1,17

Рассчитано авторами по источникам: [18, 19]. Страны и территории приведены в порядке снижения стоимости китайского экспорта в 2022 г. (рассмотрены страны и территории с экспортом товаров из Китая свыше 50 млрд долл. США в 2022 г.), нумерация соответствует порядку страны в списке стран-крупнейших импортеров китайского товарного экспорта. Гонконг, Макао и о-в Тайвань в официальной статистике ООН и Правительства КНР выделяются отдельно, при этом отмечается суверенитет Китайской Народной Республики над указанными территориями. [4, С. 182]

Анализ данных из Таблицы 2 показывает, что на одиннадцать представленных в таблице стран, не являющихся участницами стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (по состоянию на начало 2024 г., можно отметить, что Италия вышла из участия в глобальной инициативе в 2023 г.), в 2022 г. приходилось около 42,2% от суммарного китайского товарного экспорта (указанный показатель незначительно отличается от показателя в 2013 г., примерно равного 40,88%).

Можно отметить значительное (более чем в 1,25 раза) увеличение доли Индии, Австралии и Мексики и значительное уменьшение доли Японии в товарном экспорте КНР.

Крупнейшим партнером Китая в плане китайского товарного экспорта являются США. В 2022 г. по сравнению с 2013 г. доля товарного экспорта КНР, направляющегося в США, изменилась незначительно (16,68% и 16,22% соответственно).

Одиннадцать представленных в Таблице 2 государств, не являющихся участницами стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (по состоянию на начало 2024 г.) относятся прежде всего к экономически развитым странам так называемого «коллективного Запада» (США, Япония, Нидерланды, ФРГ, Соединенное Королевство, Австралия, Канада), а также и к экономически развивающимся странам (Индия, Мексика, Бразилия), не присоединившимся к инициативе «Пояса и пути» скорее по политическим мотивам. К примеру, Индия имеет определенные разногласия с Китаем под влиянием давних геополитических факторов, Мексика во внешнеэкономической политике, по всей видимости, прежде всего ориентируется на США, в свою очередь руководство и элиты Бразилии продолжают оценивать возможные выгоды от участия их страны в глобальной инициативе.

Можно отметить, что в Таблице 2 на прочие, не относящиеся к категории крупнейших направлений китайского товарного экспорта страны и территории – участницы инициативы «Пояса и пути» (в рамках этой статьи мы причислили к ним страны и территории с китайским товарном экспортом, превышающим 50 млрд долл. США в 2022 г.), пришлось почти 18% товарного экспорта КНР в 2022 г., что выше соответствующего показателя для прочих (не относящихся к крупнейшим импортерам по принятым в этой статье критериям) стран и территорий, не принимающих участия в глобальной инициативе (аналогичный показатель равен почти 7%), что с учетом распределения стран и территорий в Таблице 2 может свидетельствовать о большей страновой диверсификации китайского товарного экспорта в случае со странами и территориями - участницами стратегической инициативы «Один пояс и один путь».

Как видно из Таблицы 2, вторым по важности регионом для товарного экспорта Китая является специальный административный район КНР Гонконг. Стоимость товарного экспорта КНР в Гонконг в 2022 г. составила около 294 млрд долл. США, что соответствует 8,25% от товарного экспорта Китая в рассматриваемом году. Можно отметить, что статус Гонконга как глобального финансового центра и территории с льготным налоговым режимом при определенных условиях, ведет к созданию благоприятных условий для организации реэкспорта китайской продукции в другие страны и территории мира. Схожие факторы при осуществлении товарного экспорта Китая могут отмечаться и в примере с Республикой Сингапур.

Государственная статистика КНР за 2022 г. показывает, что важным партнером Китая в плане китайского товарного экспорта является Российская Федерация. Товарный экспорт Китая в Россию в 2022 г. в стоимостном выражении составил около 76 млрд долл. США, что соответствовало 2,12% от товарного экспорта КНР в 2022 г. По всей видимости, этот показатель должен был быть существенно выше, однако вследствие односторонних санкций стран коллективного Запада некоторая часть фактического экспорта Китая в Россию может поступать на российскую территорию через третьи страны.

В качестве интересной особенности распределения товарного экспорта Китая по странам и территориям мира можно отметить значительную долю в китайском товарном экспорте таких государств, как Социалистическая Республика Вьетнам, Мексиканские Соединенные Штаты и Королевство Таиланд. Причиной указанной ситуации может быть как организация на территории этих государств сборочных производств компаниями из стран Евросоюза и США с последующим экспортом полученной продукции в указанные государства, так и процессы индустриализации вышеуказанных стран в целом.

Заключение

Анализ страновой структуры товарного экспорта КНР в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» за 2013 и 2022 гг. позволил нам прийти к следующим выводам:

- на страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (в составе участников на начало 2024 г.) приходится примерно половина (формально – более 51%) от стоимостного объема китайского товарного экспорта за 2022 г., при этом отмечается небольшое снижение этого показателя для современного списка участников инициативы «Пояса и пути» в 2022 г. по сравнению с 2013 г. – с 53,46% до 51,19%;

- распределение стоимостного объема китайского товарного экспорта по странам и территориям – участницам стратегической инициативы «Один пояс и один путь» отличается высокой степенью концентрации – в 2022 г. на первую десятку крупнейших получателей китайского товарного экспорта (из списка стран и территорий – участниц глобальной инициативы на начало 2024 г.) приходилось 31,96% от суммарного экспорта товаров из Китая, при этом в 2013 г. указанный показатель был еще выше, превышая 36%;

- на одиннадцать стран, не являющихся участницами стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (по состоянию на начало 2024 г.), в 2022 г. приходилось около 42,2% от суммарного китайского товарного экспорта (указанный показатель незначительно отличается от показателя в 2013 г., примерно равного 40,88%), при этом можно отметить значительное (более чем в 1,25 раза) увеличение доли Индии, Австралии и Мексики и значительное уменьшение доли Японии в товарном экспорте КНР;

- крупнейшим партнером Китая в плане китайского товарного экспорта являются США, при этом в 2022 г. по сравнению с 2013 г. доля товарного экспорта КНР, направляющегося в США, изменилась незначительно (16,68% и 16,22% соответственно);

- вторым по важности регионом для товарного экспорта Китая является специальный административный район КНР Гонконг, стоимость товарного экспорта КНР в Гонконг в 2022 г. составила около 294 млрд долл. США, что соответствует 8,25% от товарного экспорта Китая в рассматриваемом году, статус Гонконга как глобального финансового центра и территории с льготным налоговым режимом при определенных условиях, ведет к созданию благоприятных условий для организации реэкспорта китайской продукции в другие страны и территории мира, схожие факторы при осуществлении товарного экспорта Китая могут отмечаться и в примере с Республикой Сингапур;

- важным партнером Китая в плане китайского товарного экспорта является Российская Федерация, товарный экспорт Китая в Россию в 2022 г. в стоимостном выражении составил около 76 млрд долл. США, что соответствовало 2,12% от товарного экспорта КНР в 2022 г., при этом, по всей видимости, этот показатель должен был быть существенно выше, однако вследствие односторонних санкций стран коллективного Запада некоторая часть фактического экспорта Китая в Россию может поступать на российскую территорию через третьи страны.

В качестве интересной особенности распределения товарного экспорта Китая по странам и территориям мира можно отметить значительную долю в китайском товарном экспорте таких государств, как Социалистическая Республика Вьетнам, Мексиканские Соединенные Штаты и Королевство Таиланд. Причиной указанной ситуации может быть как организация на территории этих государств сборочных производств компаниями из стран Евросоюза и США с последующим экспортом полученной продукции в указанные государства, так и процессы индустриализации вышеуказанных стран в целом. Этот вопрос, по всей видимости, нуждается в дополнительном исследовании.


Источники:

1. Болаев А.В. Китайская концепция развития «Один пояс и один путь»: возможности и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию // Вестник РАЕН. – 2016. – № 5. – c. 81-86.
2. Мантаева Э.И., Болаев А.В. Рост значимости Китая как импортера товаров из стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 195-216. – doi: 10.18334/eo.14.1.120776.
3. Абрамкина М.С. Политические риски китайского проекта «Один пояс, один путь» // Экономические отношения. – 2018. – № 3. – c. 437-444. – doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
4. Болаев А.В., Бондаренко В.А. Вопросы повышения роли Китая в мировой экономике в контексте реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 177-194. – doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
5. Ван Биньи Изучение трансформации и модернизации китайских портов, задействованных в реализации инициативы «Один пояс и один путь». - Пекин, 2019. – 182 c.
6. Ван Дэхун «Один пояс и один путь»: Бизнес-модель и управление рисками. - Пекин, 2022. – 348 c.
7. Ван Лу Исследование международного сотрудничества, государственных культурных особенностей и зарубежных кредитных рисков инициативы «Один пояс и один путь». - Пекин, 2022. – 196 c.
8. Майкл Г. Глянц, Роберт Дж. Росс. Один пояс и один путь. Долгий марш Китая в 2049 год. - Москва: Издательство «Международные отношения», 2021. – 264 c.
9. Дэн Цзюган Хух-Хото и «Один пояс и один путь». - Хух-Хото, 2019. – 200 c.
10. Инь Цзяинь Исследование комплексной системы оценки зарубежных нефтяных проектов Китая в рамках «Одного пояса и одного пути». - Пекин, 2022. – 192 c.
11. Emilian Kavalski China’s Belt and Road Initiative in Central and Eastern Europe // Asian International Studies Review. – 2018. – № 2. – p. 13-31.
12. Carmody P., Wainwright J. Contradiction and restructuring in the Belt and Road Initiative: reflections on China’s pause in the ‘Go world.’ // Third World Quarterly. – 2022. – № 12. – p. 2830-2851. – doi: 10.1080/01436597.2022.2110058.
13. Ioana Petculescu The Strategy of Influence behind China’s Belt and Road Initiative // DAVA Analytic Brief. – 2018. – № 7.
14. Jinghan Zeng Narrating China’s belt and road initiative // Global Policy. – 2019. – № 2. – p. 207-216. – doi: 10.1111/1758-5899.12662.
15. Цзян Чжиган Ведущая роль финансовой поддержки в строительстве «Пояса и пути» // Международное экономическое сотрудничество. – 2014. – № 9. – c. 59-63.
16. Saleh Shahriar The Belt and Road initiative: what will china offer the world in its rise // Asian Journal of Political Science. – 2019. – № 1. – p. 152-156. – doi: 10.1080/02185377.2019.1594324.
17. Юй Хайлин, Шкваря Л.В. Исследование совместного российско-китайского строительства «Ледяного шелкового пути» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 833-848. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112006.
18. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник 2014. / Таблица 11/6. - Пекин, 2014.
19. Чжунго Тунцзи Няньцзянь Китайский статистический ежегодник 2023. / Таблица 11/5. - Пекин, 2023.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:45:50