Корреляционная зависимость между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
Афонин Д.Н.1, Кузнецов И.С.1
1 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970159
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проанализирована динамика объемов импорта оружия и боеприпасов, а также динамика количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ, за период 2006-2015 гг. Рассчитан коэффициент корреляции между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия за период 2006-2015.
Ключевые слова: политика импортозамещения, незаконный оборот оружия, импорт оружия и боеприпасов
Введение
Незаконный оборот оружия является одним из факторов, который ухудшает криминогенную ситуацию в стране. Рост незаконного оборота оружия ведет к росту совершения преступлений террористической направленности, корыстно-насильственных преступлений.
Среди основных факторов, которые детерминируют незаконный оборот оружия, выделяются: ухудшение общей криминогенной обстановки в стране; превращение оружия в товар, пользующийся большим спросом и весьма дорогостоящий; недостатки в системе государственного контроля за оборотом оружия, в деятельности правоохранительных органов по борьбе с «вооруженной» преступностью [1, c. 70].
Автором статьи выдвинуто предположение, что еще одним фактором, который детерминирует незаконный оборот оружия, является увеличение импорта оружия (положительная зависимость). Инструментом проверки данного предположения может быть определении коэффициента корреляции.
В связи с чем, цель статьи – определить степень корреляционной зависимости между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
Для достижения цели автор научной статьи поставил следующие задачи:
Проанализировать динамику объемов импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) за период 2006-2015.
Проанализировать динамику количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ за период 2006–2015 гг.
Рассчитать коэффициент корреляции между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия за период 2006–2015 гг.
Объектами исследования являются объемы импорта оружия и боеприпасов, а также количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. А предметом исследования – степень корреляционной зависимости между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
Гипотеза исследования: между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, имеется положительная корреляционная зависимость.
Основные источники, на основании которых автор изучал вопрос:
Данные таможенной статистика внешней торговли, представленная на официальном сайте Федеральном таможенной службы [2].
Данные Федеральной службы Государственной статистики [3].
Основная часть
Прежде чем перейти к рассмотрению статистических показателей, рассмотрим некоторые теоретические тезисы.
Во-первых, незаконный оборот оружия включает в себя действия, нарушающие уголовно-правовые запреты и влекущие уголовную ответственность. В структуру криминального оборота входят любые действия с боевым либо криминальным (самодельным, атипичным, замаскированным) оружием, совершаемые неуполномоченными на то лицами и образующие состав преступления, предусмотренных ст. 222–226 УК РФ (рисунок 1) [4].
Во-вторых, 93 группа ТН ВЭД включает в себя оружие, боеприпасы, их части и принадлежности. Более полно содержание группы 93 ТН ВЭД ЕАЭС представлено на рисунке 2 [5].
В-третьих, корреляция – это согласованное изменение переменных. Более точно, корреляция – это согласованность распределений наблюдаемых переменных. Моделью корреляции является прямая линия, определяющая наличие и степень пропорциональности изучаемых переменных. При этом саму согласованность, возможно не всегда, можно выразить в явном виде. Корреляционные методы особенно эффективны, когда связи не совершенны, так что каждому значению х вовсе не соответствует одно единственное значение у.
Рис. 1. Незаконный оборот оружия
Источник: [6]
Рис. 2. Дерево ТН ВЭД ЕАЭС (раздел XIX)
Источник: составлено авторами
Например, такими переменными могут быть рост, вес и объем талии у женщин, когда у женщин с одним ростом встречаются различные значения веса и объема талии.
Коэффициент корреляции изменяется от -1,00 до 1,00. Значение корреляции «-1,00» представляет собой вариант идеальной детерминированной отрицательной связи, значение «+1,00» – является выражением идеальной детерминированной положительной корреляции. Значение 0,00 представляет собой отсутствие корреляции [7, c. 125-130].
Перейдем к рассмотрению статистических показателей (рис. 3 и 4).
Рис. 3. Динамика импорта 93 группы ТН ВЭД, млн долл. США
Источник: составлено авторами
По динамике импорта 93 группы ТН ВЭД за период 2006–2015 можно сделать следующие выводы:
Во-первых, линия тренда демонстрирует тенденцию положительной динамику импорта по данной товарной группе, несмотря на локальные спады и подъемы.
Во-вторых, за рассматриваемый период можно констатировать увеличение импорта по данной товарной группе примерно в два раза.
В-третьих, максимальное значение импорта было достигнуто в 2014 году, однако ввиду санкций в 2015 году произошел резкий спад показателя (на 39%).
Рис. 4. Число преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, единица, значение показателя за год
Источник: составлено авторами
По динамике количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ за период 2006–2015, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, линия тренда демонстрирует тенденцию отрицательного количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ, несмотря на спады и подъемы.
Во-вторых, за рассматриваемый период можно констатировать снижение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ, линия тренда позволила установить, что ежегодно данный показатель снижался примерно на 600 преступлений.
В-третьих, несмотря на общее снижение за весь период, период 2006–2009 гг. характеризуется ростом показателя, рост показателя произошел также и в 2015 году.
Перейдем к определению корреляционной зависимости по формуле (1).
. (1)
Произведем расчеты (2).
. (2)
В результате получается, что значение r равно –0,59339, что говорит об отрицательной корреляции между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
То есть увеличение (или уменьшение) значений одной переменной ведет к закономерному уменьшению (или увеличению) другой переменной т.е. взаимосвязи типа увеличение-уменьшение (уменьшение-увеличение).
Рис. 5. Корреляционная зависимость
Источник: составлено авторами
Построим поле корреляции, а также линию тренда (рис. 5).
По имеющимся данным можно сделать следующие выводы.
Во-первых, рост объемов импорта товаров, отнесенных к 93 группе ТН ВЭД ЕАЭС, приводит к снижению количества преступлений, связанных с связанных с незаконным оборотом оружия в РФ. В свою очередь, снижение объемов импорта товаров, отнесенных к 93 группе ТН ВЭД ЕАЭС, приводит к росту количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ.
Во-вторых, выдвинутая в начале исследования гипотеза не подтвердилась, обнаружена отрицательная зависимость между показателями.
В-третьих, фактором, который детерминирует незаконный оборот оружия, можно назвать снижение объемов импорта оружия и боеприпасов. И, следовательно, увеличение объемов импорта оружия и боеприпасов является фактором, который детерминирует снижение незаконного оборота оружия.
В связи с полученными результатами можно предложить следующие мероприятия по снижению количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ.
Прежде всего, необходимо создание благоприятных условий для импорта оружия и боеприпасов иностранными участниками ВЭД, что в результате приведет к росту импорта данной категории товаров, что, в свою очередь, повлияет на снижение уровня незаконного оборота оружия и снижению количества преступлений данной категории. Создание таких условий возможно через:
– снижение ставок ввозных пошлин (с базовой 16% до 12%);
– предоставление упрощенных условий для ввоза данной категории товаров.
Кроме того, необходимо решение политических разногласий, которые стали причиной введения санкций по отношению к России, из-за чего снизился объем импорта в РФ.
Стоит, однако, отметить, противоречивость данных мер. С одной стороны, звучит абсурдно, что увеличение ввоза оружия способствует незаконному его обороту. С другой стороны, о наличии такой зависимости говорит статистический анализ. Кроме того, увеличение импорта не способствует проводимой политике импортозамещения.
В связи с чем подчеркиваем, что данное исследование проводилось с целью определения корреляционной зависимости между объемами экспорта товаров, отнесенных к 93 группе ТН ВЭД ЕАЭС, и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ. Для социально-экономической интерпретации результатов исследования необходим более детальный анализ, как структуры импорта группы 93 ТН ВЭД ЕАЭС, так и преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ.
Перспективой дальнейшего исследования может стать определение корреляционной зависимости между объемами экспорта товаров, отнесенных к 93 группе ТН ВЭД ЕАЭС, и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ.
Заключение
В начале исследования автором статьи было выдвинуто предположение, что фактором, который детерминирует незаконный оборот оружия, является увеличение импорта оружия (положительная зависимость). Для проверки данного тезиса была определена степень корреляционной зависимости между объемом импорта оружия и боеприпасов (93 группа ТН ВЭД) и количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Анализ проводился по данным за 2006-2015 гг. Коэффициент корреляции оказался отрицательным (–0,59339), что говорит об отрицательной корреляции. Так, рост объемов импорта товаров, отнесенных к 93 группе ТН ВЭД ЕАЭС, приводит к снижению количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ. В свою очередь, снижение объемов импорта товаров, отнесенных к 93 группе ТН ВЭД ЕАЭС, приводит к росту количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в РФ. Выдвинутая гипотеза не подтвердилась, в связи с чем можно заключить, что увеличение объемов импорта оружия и боеприпасов является фактором, который детерминирует снижение незаконного оборота оружия. Полученные результаты могут стать основной для дальнейшего исследования вопросов, связанных с незаконным оборотом оружия.
Источники:
2. Документы ТСВТ [Электронный ресурс] // © 2004-2013, Федеральная таможенная служба. Режим доступа: World Wide Web URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:3368368383603531::NO (дата обращения: 05.11.2016)
3. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс] // © 1999 - 2016 Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: World Wide Web URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2318039 (дата обращения: 05.11.2016)
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс] // © 1997-2016 КонсультантПлюс. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 04.11.2016).
5. Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) [Электронный ресурс] // ООО «ТКС.РУ». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.tks.ru/db/tnved. (дата обращения: 04.11.2016).
6. Загайнова Ю.В. К вопросу о понятии незаконного оборота оружия // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2012. - № 3 (62).
7. Ильин В.П. Корреляционный анализ количественных данных в медико-биологических исследованиях // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2013. - № 4. - С. 125-130.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:39:50